Домой Практическая психология Занятие дифференциация ч щ. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи)

Занятие дифференциация ч щ. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи)

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование : индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, рабочие листы, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

Перелётные птицы

(они говорят, беседуют и т. п.)

Чтобы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

II. Артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой»

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. 2 СЛАЙД

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (НАДУВАЕМ ЩЁКИ), 3 СЛАЙД

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (ВТЯГИВАЕМ ЩЁКИ).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ. 4 СЛАЙД

(ГУБЫ В ШИРОКОЙ УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(ГУБЫ ТЯНУТСЯ ВПЕРЁД).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ 1. «БЛИНЧИК»

(ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ). 5 СЛАЙД

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

(ОБЛИЗЫВАЕМ ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ВЕРХНЮЮ ГУБУ СПЕРЕДИ НАЗАД). «ВАРЕНЬЕ» 6 СЛАЙД

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЗАГИБАЕМ КВЕРХУ ЧАШЕЧКОЙ) «ЧАШЕЧКА» 7 СЛАЙД

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК СТАВИТСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО ЗА ВЕРХНИЕ, ТО ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. «КАЧЕЛИ» 8 СЛАЙД

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ «ГРИБОК» 9 СЛАЙД

(ПРИСАСЫВАЕМ ЯЗЫК К НЁБУ И ОТКРЫВАЕМ РОТ).

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ, ПОРА СПАТЬ.
ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ МНОГО ГУЛЯТЬ. 10 СЛАЙД

III. Актуализация опорных знаний.

Ребята, а вы помните кто приходил к нам на прошлом занятии

Крокодил Гена.

Какие первые звуки в слове Крокодил и Гена

К и Г

Верно.

Над произношением каких звуков мы работали на прошлом занятии.

Мы работали над различением звуков К и Г.

К-согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г-согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.

Молодцы! Сегодня на занятии у нас опять гости Чебурашка и Щенок.

IV . Целеполагание и мотивация обучения.

Какой первый звук в словах Чебурашка и Щенок.

Ч-Щ.

Какая у нас сегодня тема.

Различение согласных Ч-Щ.

Что мы будем учится делать?

Учиться различать Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

А для чего мы это будем делать?

Чтобы правильно писать и красиво говорить.

V.Изучение нового материала. Анализ артикуляции звуков.
Сегодня мы с Чебурашкой и Щенком отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка как мячик прыгает у верхних бугорочков, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно,змея. Изобразим змею, согните руку в локте, а кисть направьте вперёд. Все пальцы прижаты друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

Ребята, а что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Ребята, какой буквой обозначается звук Ч? На какую цифру похожа буква Ч. 11 слайд

На четвёрку....…
-Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ. 12 слайд
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь на ваших рабочих листах запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. (Слайд 13 )
Дети записывают буквы на рабочих листках в таком порядке.
Поменяйтесь листами, найдите самую красивую букву у соседа и прикрепите смайлик.

а)Развитие фонематического слуха .
Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это медведь. Он проснулся после зимней спячки и не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

б).Дифференциация звуков в слогах, словах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-щу.
14 слайд
Дети записывают слоги, затем читают. Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

Молодцы, записали правильно, а теперь выполним упражнение «Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч говорит слог, а дети говорят наооборот.

Ча-ща, чо-що, ач-ащ, уч-ущ.

Закончите слова нужным слогом ча или ща

Ту…., ро…., пи…., ку…..

Чи или щи

Клю…., ово…., мя…..., пла….

Но после зимней спячки проснулся не только медведь, а кто ещё. Как вы думаете?

-Ёж

Физминутка.

Поиграем с ежом.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем счёт назад

Пять, четыре, три, два, один.

в) Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание медведя- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети составляют слова в группе:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Молодцы, мишка доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на экран, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий...ебет 15-16 слайд
Хи..ник в....а...обе
17-18 слайд
Жур...ание ру..ейка 19-20 слайд
Тре...ат сороки 21-22 слайд
Пою...ие чижи. 23-24 слайд
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Но на этом задания лесного хозяина не заканчивается, вам необходимо четко произнести чистоговорки. Найдите в ваших папках упражнения на различение ч-щ

Сначала говорю я, вы чётко громко проговариваете.

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

г).Закрепление звуков в предложении.
Следующее задание, вам необходимо прочесть предложение, записать на листках. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано. ыцитптучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. Дети читают предложения: В роще щебечут птицы.
25 слайд
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут.

д) .Закрепление звуков в тексте.
-Но весна приходит не только в лес, но и на луга, поля, в сёла, города. Давайте попрощаемся с медведем и выйдем из леса. Мы оказались в посёлке, где однажды весной, когда пригрело солнце, побежали ручейки, весело защебетали птички, произошло....А что произошло вы ответите сами, дополните рассказ по серии сюжетных картин. Внимательно рассмотрите их и приступите к выполнению задания в паре.
Дети выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.
26 слайд
Примерный текст:
Наступила весна. Снег растаял и потекли ручейки. Река вышла из берегов и затопила жилище собаки. Собака и щенята стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли спасать собачью семью. Они успели вовремя оказать помощь и спасли собаку и её щенят.

Ребята, а вам можно без взрослых садиться в лодку и кого-то спасать?

А почему?

VII. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать.
- Скажите, чем похожи эти звуки [Ч], [Щ]?

Звуки ч и щ согласные, мягкие, глухие.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

Разное положение зубов, языка, воздушная струя у звука ч-короткая, а у звука щ-длинная.
Ребята, если вы прошли все ступеньки, то прикрепите наклейку «отлично», если 4 или 5 то прикрепите наклейку «хорошо», если 2 или 3, то приклейте наклейку «можешь лучше».

Ребята, все согласны с оценками, которыми вы оценили себя.

VIII. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

Ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать, сегодня порадовало как ……….характеризовали зуки ч-щ, как ……написали красиво буквы, как …… добавляли недостающие слоги в словах.

Как вы здорово отвечали на вопросы.

IX. Задание на дом.

Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ

Выучить чистоговорку

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Сегодня у нас день рождение у Серёжи Пяткина, мы его поздравляем и Крокодил Гена дарит ему песню.


Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия

Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

Какой звук издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч)

Какой звук слышим, когда подметаем листья? (Щ-Щ-Щ) Молодцы!

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Горка

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [ щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа.

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: ( АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

Ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик )

Давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик(картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.( слова

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино )

- Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

полоскать –

10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки , На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

Енок

Удо

__ётка

Еснок

Улок

Ека

Егол

Еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер , мощный луч, горящие щи , птичье чебетанье, учёный ченок , щистое помещение , молощная пища, овочная начинка , чудесное угощение)

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

Если вы сейчас выполните следующее задание, то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч - мягкий, Ш - твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча - ша
Чо - шо
Чу - шу
Чи - ши
Аша - ача
Ошо - очо
Уши - учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш - синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Ч - Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

3. Физминутка

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 - запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Приложение.



Раздаточные карточки

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1. В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.



в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала... (ЩУКА).

На лугу пасутся... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в...ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Новое на сайте

>

Самое популярное