Домой Любвь Что сделать на уроке информатики. Все что нужно знать по информатике

Что сделать на уроке информатики. Все что нужно знать по информатике

Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и инструкции.

Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это является заведующий кабинетом.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

  • соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
  • занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
  • заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
  • немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
  • немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

  • на помощь и консультацию преподавателя;
  • отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
  • самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:

  • электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;
  • наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
  • мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.

3.2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
  • производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
  • приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
  • вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
  • выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.

Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.

В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:

  • прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);
  • немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
  • оказать первую медицинскую помощь, если необходима.

3.3. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
  • приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
  • пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);
  • загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
  • производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
  • привлекать учащихся к тушению пожара.

В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:

  • немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;
  • если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

  • расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
  • время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
  • в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

В кабинете информатики - первое, с чем должен быть ознакомлен каждый ученик на первом уроке ИТ. Допуск к работе с компьютером возможен только лишь после того, как учащиеся внимательно изучат инструкции по его эксплуатации и свод правил, каждое из которых необходимо помнить и соблюдать. Все потому, что при неправильном обращении компьютер может оказаться довольно опасным изобретением, способным нанести физический ущерб человеку.

Без разрешения учителя ученикам строго запрещается делать следующие вещи:

1. Входить в кабинет и садиться за компьютеры.
2. Прикасаться к какой-либо части компьютерного оборудования, потому как небрежное обращение с ним может принести не только ущерб самому оборудованию, но и вред человеческому здоровью.
3. Также запрещается бегать по кабинету (хотя учитель вряд ли даст на то разрешение), потому как вокруг находится хрупкое и опасное оборудование, которое требует бережного обращения, поэтому идея превратить кабинет информатики в спортивный зал может оказаться не очень удачной.
4. Работать за компьютерами в верхней одежде и прикасаться к ним мокрыми руками - вода может вызвать в аппаратуре.
5. Взаимодействовать с компьютером собственными виртуальными носителями, не проверив их перед этим на наличие вирусов и других вредоносных программ.
6. Класть на компьютерное оборудование какие-либо посторонние вещи (учебники, диски, портфели, телефоны и т. д.).

Помимо этого, техника безопасности в кабинете информатики обязывает ученика прекратить работу, если он вдруг почувствует исходящий от

При работе с компьютером каждый ученик должен соблюдать следующие правила безопасности в кабинете информатики:

1. Выполнять все, что будет говорить учитель, не заниматься самодеятельностью и не открывать посторонние программы (к самым популярным посторонним программам у учеников относятся «косынка» и «пейнтбол»).
2. Если при работе с компьютером его поведение ученику показалось несколько необычным (учащийся почувствовал посторонний запах, услышал странный звук или увидел что-то непонятное на мониторе), он тут же обязан сообщить об этом своему преподавателю, но ни в коем случае не должен пытаться самостоятельно решить эту проблему.
3. При работе с компьютером необходимо бережно относиться к аппаратуре, легко нажимать на клавиши клавиатуры, не бить мышью по столу и не касаться поверхности монитора. Не нужно трогать клавиатуру или мышь тогда, когда компьютер находится в выключенном состоянии.
4. Несмотря на то, что с первого класса всех учеников учили вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входит учитель, техника безопасности в кабинете информатики исключает это правило.

Перед тем как начать работать с компьютером, все ученики должны усвоить, что это очень хрупкий, опасный и дорогостоящий предмет, который требует к себе бережного отношения. А техника безопасности в кабинете информатики поможет не только продлить срок действия этого оборудования, но и уберечь учащихся от несчастных случаев при обращении с ним.

Элементы занимательности на уроках информатики

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может стать и ситуация успеха, и применение электронных энциклопедий, и соревнований, и нетрадиционные уроки и многое-многое другое.

Один из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности.

В толковых словарях термин «Занимательность» определяется как нечто «возбуждающее, вызывающее интерес, внимание, увлекательное».

В словаре по педагогике дается следующее определение: «Занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств».

Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Это использование нетрадиционных уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, КВН и т. д. Основными педагогическими средствами, через которые реализуется занимательность, является использование на уроках игр, головоломок (кроссвордов, сканвордов, ребусов, криптограмм), викторин и занимательных задач (задач-рисунков, логических мини-задач, задач-шуток и задач с неполным условием).

Занимательность можно применять для всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки); для формирования понятий и начальных представлений о явлениях - игры, задачи с неполным условием; для отработки умений - игры; для повторения и обобщения материала - игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля - кроссворды и логические мини-задачи.

Возрастных ограничений на использование занимательности нет. Стоит только учитывать возрастные особенности учащихся, направленность обучения, доступность преподаваемого материала.

При отборе занимательных материалов для урока необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т.д.); определить, как она согласуется с намеченными целями урока; понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

Материал с занимательным содержанием по информатике учитель может найти в сети Интернет (самый простой способ), но не следует забывать, что у каждого материала есть автор и ссылка на автора обязательна; много разработок можно найти в печатных изданиях. И, наконец, занимательные задания можно подготовить самостоятельно, можно привлечь к этому виду деятельности заинтересованных и наиболее подготовленных учащихся, что будет способствовать развитию их творческих способностей, знакомству с профессиями, связанными с компьютером.

Приведем несколько конкретных примеров использования элементов занимательности на уроках информатики.

Анаграммы. Ученикам нравится работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний. Теоретических вопросов.

Игра «Слова». Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

Игра «Что лишнее?» Она позволяет развивать устную речь, а также умения классифицировать объекты. Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1) Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2) Определить, какое слово в группе лишнее.

3) Объяснить свой выбор.

1) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

(Принтер – устройства вывода данных, всё остальное – устройства ввода).

Криптограммы. Криптограммой называется род задачи-головоломки, в которой буквы текста заменены какими-либо условными знаками или цифрами. Наиболее распространенный способ зашифровки - это ключевые (вспомогательные слова). По построению форма криптограммы может быть разнообразной. Чтобы разгадать криптограмму, нужно, прежде всего, разгадать ключевые слова, приведенные в тексте. Затем каждое найденное слово подписать в соответствующем порядке под цифрами данного ряда. Отыскивая такие же цифры на рисунке криптограммы и заменяя их теми же буквами, которые были в ключевых словах, вы прочтете то, что было скрыто под цифрами в фигуре криптограммы. Слова текста криптограммы отделяются друг от друга зачерненной клеткой, в которую также вписывается необходимый знак препинания.

Файндворды - это загадки, в которых слова необходимо находить в сетке, заполненной буквами (”find” (файнд) - по-английски находить).

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления.

Ребусы. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Кроссворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.

На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. По мере прохождения темы в качестве альтернативного ожно предложить домашнее задание: составить несколько ребусов или кроссворд по данной теме. Его обычно выполняет большинство учащихся. Работа оценивается обязательно положительно.

При составлении кроссвордов ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание.

Задачи-рисунки представляют собой рисунки-схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы наблюдаем нечасто. На рисунках отображаются только видимые части объектов. Необходимо определить объект.

Игра «лото». Каждому учащемуся раздается таблица-лото для ответов и пронумерованный перечень возможных вариантов ответов (среди которых есть лишние, неполные и т.д.). Ученики по очереди вытягивают карточку-вопрос. Ученик зачитывает номер карточки и вопрос для всего класса. Ученики из перечня ответов выбирают единственный, и вписывают его номер в таблицу-лото. Взаимопроверка осуществляется через сравнение с эталоном.

Викторина. Название «Викторина» образовано от латинского слова «виктория» – победа- и придумано оно было редакцией журнала «Огонек» в надежде, что игра поможет читателям одержать победу в борьбе за расширение своего умственного кругозора.

Викторина может содержать логические задачи и задачи-шутки.

Вопросы к викторине по теме «Обработка графической информации»:

  1. Чего не может делать графический редактор?
  2. Почему растровые изображения легко масштабируются без потери качества?
  3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером применяется ластик?
  4. Что строится в ГР MS Paint быстрее – окружность отрезками или отрезок окружностями?
  5. Сколько времени понадобится для создания в пакете векторной графики CorelDRAW качественного растрового изображения круга?

Игра «Логика настоящего программиста». По данным определениям отгадайте компьютерный те р мин или понятие информатики, которое является мног о значным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

  1. Железная, женская, формальная, диалектическая, инду к тивная, дедуктивная, математическая, двузначная, мног о значная... (логика).
  2. Информационная, жизненная, телевизионная, обязател ь ная, показательная, концертная, цирковая, социальная, п о литическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компь ю терная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, всп о могательная, сетевая, резидентная, игровая... (программа).
  3. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная, саперная, пожарная, машинная... (команда).

Компьютерный версификатор.

Прочитав, скажи в ответ слово «Да» иль слово «Нет».

  1. В древности считали в двоичной системе счисления. (Нет.)
  2. На Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом» - специальным значком над буквой. (Да.)
  3. Арабские цифры изобрели арабы. (Нет. Их придумали в Индии, но в Европу эти цифры попали от арабов.)
  4. Мы до сих пор пользуемся в быту шестидесятеричной с и стемой счисления древних шумеров (Вавилон). (Да. Измерение времени и градусная мера углов основывается на шест и десятеричной системе счисления.)
  5. В современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления. (Да. Год состоит из двенадцати месяцев, половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, английский фунт состоит из 12 шиллингов. Сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 и 12 штук.)

Игра "Найди имя файла". Правила игры : участники делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается карточка-задание и таблица кодов. Записывая в строку номера правильных ответов, по кодировочной таблице получают имя файла, которое в разных группах должно совпадать, что позволит проверить правильность ответов и организовать обсуждение.

Использование элементов занимательности на уроках способствует усвоению материала, повышению интереса к предмету, они приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют применению компьютерных технологий в будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Использование элементов занимательности обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

ЧЕМУ УЧАТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ГИМНАЗИИ

В методическом объединении учителей информатики работают педагоги:Бубер Л.Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И.П., образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 10 лет, Пяткина Г.А., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 26 лет. Все учителя имеют I квалификационную категорию.

Экспериментальная программа гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе разработана педагогами гимназии на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базового общего образования и профильного общего образования. Программа утверждена в МИОО в апреле 2008 года.

Курс информатики и информационных технологий в гимназии начинается с 5 класса и рассчитан на учащихся без предварительной подготовки. Но и ребятам хорошо знакомым с компьютером на уроках не будет скучно, так как по каждой теме предусмотрены практические задания разной сложности. Программа 5 класса дает минимальный набор, знаний умений и навыков, необходимых для использования компьютера при подготовке докладов, рефератов, проектной деятельности, для оформления практических заданий по другим учебным предметам. Учащиеся занимаются 2 часа в неделю по следующей программе:

Общее представление об информации и информационных процессах

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обработка графической информации в растровых редакторах

Обработка текстовой информации

Компьютерные презентации

В 5 классе ребята пройдут текстовый редактор Word, графический редактор Paint, систему подготовки презентаций PowerPoint. Научатся создавать и правильно оформлять текстовые документы с использованием различных вариантов форматирования, таблиц, схем, рисунков, формул. Смогут нарисовать собственную иллюстрацию к своей работе. А в конце учебного года смогут подготовить доклад в форме презентации, оформить его и сделать выступление по выбранной теме. Вот некоторые работы, выполненные младшими гимназистами в редакторе Paint:

Чтобы подчеркнуть тесную связь информатики с другими предметами и широкое практическое применение полученных знаний, в курсе 5 класса предусмотрено много комбинированных заданий: информатика – русский язык, информатика – английский язык, информатика – естествознание, информатика-математика, информатика-история и пр. Материал к этим заданиям берется из соответствующих учебных курсов, а выполненные задания оцениваются двумя учителями с выставлением оценок по двум предметам. Эти работы оценивались и учителем естествознания:

В 6 классе учащиеся знакомятся с компьютером как средством хранения, обработки и передачи информации 1 урок в неделю:

Программное обеспечение компьютера

Обработка графической информации в векторных редакторах

Мы рассмотрим устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов. Познакомимся с программным обеспечением компьютера и его структурой. Более подробно поговорим об операционной системе Windows, ее назначение, настройке и основных приемах работы. Изучим архивирование информации, его применение, познакомимся с архиватором WinRar. Поговорим о вирусах и способах защиты от них, рассмотрим программы антивирусы. Познакомимся файловой системой компьютера, различными устройствами хранения информации, принципами работы и правилами обращения с ними. Научимся работать с электронной почтой, заведем персональные почтовые ящики. Теперь многие задания учащиеся смогут сдать дистанционно, прислав материал учителю по электронной почте.

Второй большой блок программы 6 класса - это растровая и векторная графика. С растровым графическим редактором Paint мы знакомились в 5 классе, а в 6 мы пройдем векторный графический редактор CorelDraw. К концу года ребята на вполне профессиональном уровне смогут подготовить иллюстрацию, схему, чертеж, визитку или плакат.

Если в 5 и 6 классах основной акцент делается на технологию работы на компьютере, в
7 классе акцент делается на теоретические основы информатики, которые изучаются 1 час в неделю. По темам часы распределяются так:

Изучение начинается с главы «Информация и информационные процессы в обществе», ученики получают представление, что такое информация и как она развивается в природе, обществе и технике. Затем ученики осваивают понятия о знаковых системах и кодировании. Подробно рассматриваются единицы измерения информации, и дается понятие «количество информации». Ученики обучаются решать задачи на переводы единиц измерения информации и определение количества информации в разных аспектах информатики (объемы различных видов памяти, информационных сообщений и т.д.), изучают принципы кодирования информации.

Далее изучаются системы счисления. Ученики получают представление о том, как представлять информацию с помощью различных систем счисления. Изучается история развития систем счисления, с последующим акцентом на использовании двоичной системы счисления в информатике. Ученики обучаются решать задачи на переводы чисел в различных системах счисления.

В теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» гимназисты расширяют знания о том, какие устройства обеспечивают ввод информации в компьютер, обработку и вывод информации. Ребята получают представление, какие программы, обеспечивают ввод, кодирование, обработку и вывод различных данных.

После этой информационной подготовки, ученикам объясняются темы обработки и кодирования различных видов данных: текстовой, числовой, графической и числовой.

Работа с электронными таблицами завершает курс информатики в 7 классе.

В 8 классе , который является предпрофильным, на изучение информатики отведено 32 часа, т.е. 1 час в неделю. Эти часы распределяются так:

При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся знакомятся с основными свойствами алгоритма, типами алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл), понятием вспомогательного алгоритма, учатся строить блок–схемы типовых алгоритмов. Затем изучаются основные типы данных и операторы алгоритмического языка программирования Turbo Pascal, с помощью которых блок-схемы алгоритмов преобразуются в программы решения типовых задач.

К окончанию 8 класса становится понятным, кому из ребят тема алгоритмизации и программирования дается легко, а у кого с алгоритмическим мышлением дела обстоят хуже. Это важно понять и самим учащимся, т.к. от выбора ребятами соответствующей ИОТ в 9 классе зависит, будут ли они в дальнейшем изучать информатику на базовом уровне (и больше не будут программировать) или будут заниматься в профильной группе по информатике, где более половины всех часов отведено на программирование.

Базовый курс в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю и завершает изучение основного курса информатики. Вот из каких тем состоит этот курс:

Коммуникационные технологии

Моделирование и формализация

При изучении коммуникационных технологий ребята знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Правильный алгоритм поиска нужной информации поможет сэкономить время при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам. Важное место занимают также темы: Технология подготовки документов принцип OLE, Моделирование и формализация, Базы данных. Учащиеся разрабатывают структуру базы данных, создают записи, осуществляют сортировку, фильтрацию записей, готовят отчеты.

В 10 классе базовый курс информатики занимает 32 часа (1 час в неделю):

В 10 классе ученики непрофильных групп большую часть курса изучают основные конструкции языка HTML для построения гипертекстовых документов - WEB страниц. Обучаются созданию WEB - сайтов. В процессе изучения простых конструкций HTML ученики обучаются приемам использования операторов языка, правилам построения WEB страниц, дизайнерским приемам.

В процессе освоения, ученикам объясняются конструкции языка, приводятся примеры их использования и для каждой конструкции выполняется практическая работа по заданию учителя. По мере освоения операторов задания усложняются, но в каждом из них повторяется пройденный материал и есть элементы нового. Так как язык разметки гипертекстовых документов простой для понимания, даже те ученики непрофильных групп, которые не проявили способности в программировании, могут понять его принципы, и на основе этих принципов, получают представление об элементах работы с операторами языка и осваивают способы формирования кода.

Пример WEB-страницы выполненный учениками по заданию на конструкцию HTML - ФРЕЙМЫ.

В конце года ученики сами придумывают тему сайта, подбирают по теме информационный материал, графические файлы и создают учебный сайт небольшого объема. Отличную оценку по информатике за 10 класс получают только те ученики, которые представляют такую самостоятельную работу. Они могут использовать свои познания в языке HTML для написания реферата в проектной деятельности и для написания диплома в виде WEB-сайта. Это расширяет возможности учеников в их творческой деятельности.

В 11 классе по базовому курсу учащиеся также имеют 1 час в неделю, но занятие информатикой у них не мотивированно. Поэтому была продумана программа для учеников 11 класса таким образом, чтобы вызвать интерес на бытовом уровне:

С появлением цифровой фотографии, процесс фотографирования очень упростился и стал для всех доступным. На примере изучения графического пакета PhotoShop, ученики осваивают приемы работы с различными графическими объектами и видят практическую пользу для себя на уроках информатики. Это вызывает у них интерес и желание не формально относится к непрофильному предмету. На уроках ученики получают представление о цветовых моделях, о проблемах разрешения при фотографировании и печати графических рисунков, полученных в результате работы с инструментами и функциями редактора PhotoShop.

Ученики изучают инструменты и функции PhotoShop,их свойства и возможности, палитры и настройки. Практические задания построены таким образом, чтобы каждое из них раскрывало те или иные возможности пакета.

После освоения основных возможностей и свойств PhotoShop ученики изучают возможности пакета ImageReady.Этот пакет позволяет создавать объекты WEB-дизайна и согласован с пакетом PhotoShopпо основным инструментам и функциям, а также имеет возможность передавать рабочие графические файлы из одного пакета в другой. Таким образом, к концу года ученики обучаются работать с графическими объектами, как для бытовой фотографии, так и для WEB-дизайна.

В конце года ученики создают комплексный динамический файл в пакетах PhotoShop и ImageReady.

Профильные группы 9 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующей программе:

Алгоритмическое программирование в системе Turbo Pascal

Работа с библиотечными модулями и файлами в системе Turbo Pascal, использование графического режима работы

Коммуникационные технологии

Разработка Web-сайтов

Разработка зачетного Web-сайта

На уроках программирования продолжается знакомство с простыми типами данных, осваиваются структурированные данные и новые операторы, используемые в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal, изучаются разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули), а также отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана. Ребята могут выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, массивами, записями, множествами, нестандартными типами данных; проверять свойства этих объектов; строить алгоритмы (в том числе используя различные виды подпрограмм) и реализовывать их на алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal.

Раздел «Коммуникационные технологии» включает в себя знакомство с различными видами компьютерных сетей, с основными видами информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет, с основные принципы технологии WWW и основами языка разметки гипертекста HTML. Учащиеся выполняют практические работы по поиску информации в Интернете, по передаче информации по телекоммуникационным каналам с использованием электронной почты или в виде опубликованных разработанных Web–сайтов.

В 10 классе профильные группы изучают информатику 4 часа в неделю. Осваиваются следующие темы:

Введение в объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

Разработка курсового проекта в среде Delphi

Создание сценариев для Web-страниц на языке JavaScript

Разработка зачетной динамической Web-страницы

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Аппаратное и программное обеспечение компьютера (расширение темы)

Социальная информатика

Понятие объекта, а также основные свойства объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) изучаются в уже знакомой ребятам среде языка программирования Turbo Pascal. Далее работа ведется в среде Delphi: осваивается графический интерфейс разрабатываемых на объектно–ориентированном языке Delphi проектов (форма и различные управляющие элементы), а также разрабатывается программная часть проекта с использованием событийных и общих процедур. Изучение языка Delphi завершается разработкой курсового проекта. Примерные темы предлагаемых проектов: игровые проекты “Попади в цель”, “Тренировка внимания”, проект “Составление кроссвордов”, проект “Тест по информатике (или другой предметной области)” и т.п. Ниже приведен вид разработанных форм для некоторых проектов:

В этом же учебном году изучаются темы: виды баз данных, их назначение, понятие реляционной базы данных; функциональная схема компьютера и характеристики его основных устройств; назначение служебных программ компьютера; алгоритмы архивации данных, классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ; влияние информационных ресурсов на социально–экономическое и культурное развитие общества;

проблемы информационной безопасности; авторские права на программное обеспечение и права пользователя на его использование. Также ребята знакомятся со встроенными объектами языка разработки сценариев для Web-страниц и основными объектами браузера, создают интерактивные Web-страницы. В качестве отчета не некоторым темам учащиеся готовят презентации с последующей их защитой. Вон некоторые кадры из таких презентаций:



Профильные группы 11 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующим темам:

Основы логики

Логические основы компьютера

Арифметические основы компьютера. Кодирование информации (расширение темы)

Моделирование и формализация

Разработка курсового проекта по моделированию

Повторение и резерв времени

Темы «Арифметические и логические основы компьютера» включают в себя изучение: основных логических операций (инверсия, дизъюнкция, конъюнкция); основных законов и правил алгебры логики; логических элементов компьютера; принципа дискретного (цифрового) представления графической, текстовой и звуковой информации; правил представления дробных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, правил выполнения арифметических действий в этих системах счисления; представления целых и вещественных чисел в памяти компьютера.

Далее ребята знакомятся с понятиями «модель», «формализация модели», с основными этапа разработки и исследования моделей на компьютере, учатся строить и исследовать различные информационные модели. Завершается изучение этой темы защитой курсового проекта. Примерные задания для проекта: исследование физических моделей; исследование математических моделей; приближенное решение систем уравнений; вероятностные модели; оптимизационное моделирование в экономике; модели логических устройств и т.п.

ИНТЕГРАЦИЯ, ПРОЕКТЫ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И
МАСТЕРСКИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Интеграция

Никто не станет оспаривать то, что любые знания, умения навыки лучше усваиваются учащимися, если те видят их очевидную целесообразность и практическое применение. Поэтому мы стараемся строить наш курс информатики в тесной связи с другими предметами школьного цикла, а так же с внеклассной деятельностью учащихся.

Начиная с пятого класса на уроках информатики учащимся предлагаются интегрированные практические задания, материал для которых подобран из курсов русского и английского языка, естествознания и математики, физики и истории. Задания выполняются на уроках информатики и оцениваются двумя преподавателями с выставлением двух оценок. Ежегодно проводится традиционный конкурс компьютерных рисунков. Применение таких комбинированных заданий способствует более глубокому усвоению знаний, увеличению заинтересованности в изучении предмета, развитию творческих способностей и самостоятельного мышления.

Традиционно 5 класс заканчивается большой комплексной зачетной работой. Ребята делают доклад по естествознанию, оформляют его в виде презентации с использованием всех навыков, полученных в 5 классе (оформление текстовой информации, создание графических изображений, сканирование и обработка текстовой и графической информации, создание презентаций). На последней учебной неделе проводится комбинированный урок естествознание-информатика, на котором учащиеся делают выступления по выбранной теме, сопровождаемые демонстрацией презентации.

В 2008 году в конце 5 класса проводился экспериментальный комбинированный экзамен по информатике и истории, на котором учащиеся по подготовленным заранее материалам, с использованием схем, карт и иллюстраций должны были сделать и продемонстрировать презентацию по указанной теме. В ходе экзамена учащиеся показали умение выделить из текста ответа главное, коротко изложить это в форме презентации, грамотно сопроводив текст иллюстрациями. Положительный результат эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комбинированных контрольных мероприятий в дальнейшем.

Начиная с 6 класса учащиеся привлекаются к проектной деятельности, в ходе которой они могут найти практическое применение всем знаниям и умениям, полученным на уроках информатики. Это и поиск информации в глобальной сети, консультации с преподавателем по электронной почте, работа с сайтом проектов, а также конечно подготовка и оформление своих работ с применением новейших компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое отражение и в формах проекта - бывают проекты-презентации, проекты-фильмы, проекты-web сайты, проекты – базы данных, проекты – учебные мультфильмы и игры.

Кроме учебного времени информационные технологии находят широкое применение при организации внеклассной деятельности. Для этих целей в школе имеются 2 комплекта ноутбуков, которые используются как при оформлении концертов и выступлений на территории гимназии так и при выполнении творческих заданий на выездных мероприятиях.

Проектная работа

Кафедра информатики каждый год принимает участие в проектной деятельности учащихся. Это могут быть проекты, связанные с учебным курсом информатики. Так появился проект Программы всякие нужны, программы разные важны! Проект создавался для оформления кабинета информатики учебными пособиями для самостоятельной работы. В его состав были включены описания основных пользовательских программ, изучение которых входит в учебные программы разных классов. В проект были включены: операционные системы, программы офиса, антивирусы, графические редакторы, средства мультимедиа. По каждому разделу ученики описали историю создания программы и процессы развития различных версий. Создали наглядные иллюстрации, которые позволили оформить кабинет информатики.

Еще один проект, разработанный группой гимназистов в качестве учебного пособия к урокам информатики, назывался Вирусы и антивирусные программы . Проект был выполнен в виде Web-сайта, где можно было не только найти информацию о разновидностях компьютерных вирусов и методах борьбы с ними, но и скачать бесплатные версии некоторых антивирусных программ. А вот сайт Профориентационное пособие по информатике опубликован в Интернете по адресу /projects/informat . В нем содержится некоторый справочный материал по алгоритмическому языку Pascal и языку создания гипертекста HTML, а также задания для самостоятельных работ.

Но значительно больше проектов представляют собой интеграцию информатики с другими науками. В проекте Эра нанотехники ученики отразили основные теореитические аспекты, на которых основаны понятия нанотехнологии, при этом им пришлось рассмотреть эту тему с позиции таких предметов как физика и химия. Ребята рассказали, что такое нанотехника, рассмотрели историю нанотехнологий, и привели примеры применения этих технологий в различных сферах деятельности, в повседневной жизни.

Учениками был создан сайт по этой теме, который был размещен в интернете. Таким образом, проект формировался как межпредметный, так как ученикам пришлось применять свои познания по физике, химии и информатике. Сайт можно увидеть в разделе «Конкурс ученических проектов (Web-проекты учащихся XVI конкурса)» на сайте Лаборатории информатики МИОО по адресу . Там же опубликован проект Образовательный Web -портал по биологии. Web-портал со сменной информацией (лекции с материалами уроков, экзаменационные билеты, тесты и упражнения по темам с автоматической программной проверкой, презентации и Flash-фильмы) был разработан для использования в курсе биологии в разных параллелях соответствующего иллюстративного материала по темам, для проведении компьютерного тестирования, для восполнения пропущенного по болезни (или другим причинам) материала уроков, для сдачи в электронном виде текущих домашних заданий, для возможности общего доступа к различным творческим работам по биологии, для проведения дискуссий по биологии.

Также в Интернете можно найти сайты разных лет: сайт «История математики» /projects/chinamaths , сайт о рыцарстве /projects/knights , сайт по фольклору , сайт проекта «Колесо» и другие.

Элективный курс для учащихся 8 класса
«Анимация в
Macromedia Flash MX »

Macromedia Flash MX – это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, которая может использоваться при создании Web-сайтов, презентаций и в другой проектной деятельности учащихся. Спецкурс «Анимация в Macromedia Flash MX» является одним из рекомендованных кафедрой информатики МИОО спецкурсов для старшей школы, однако первоначальное знакомство с данной средой без использования специального языка программирования ActionScript может быть проведено и в среднем звене школы. Данный спецкурс является развивающим, он дает учащимся возможность попробовать себя в роли художника, сценариста и режиссера мультфильмов. Спецкурс позволит выполнять интересные проекты по другим школьным предметам (математике, химии, физике, биологии, естествознанию и т.п.), а также может помочь восьмиклассникам в дальнейшем в выборе соответствующего профиля.

Целью курса является расширение представлений учащихся о сферах применения информационных и компьютерных технологий.

Задачи курса:

    освоить теоретические знания для создания интерактивной анимации;

    овладеть умениями работать в векторном графическом редакторе, создавать рисованные персонажи и управлять ими;

    развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами информационных технологий.

Планируемый результат . В конце изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

    назначение программы Macromedia Flash MX;

    принцип создания и редактирования векторных изображений с использованием инструментов из Панели инструментов, панели Свойства и панели Смеситель цветов;

    назначение панели Шкала времени, ключевых и дублирующих кадров в фильме;

    структуру и принципы создания многослойного анимационного фильма;

уметь:

    создавать графические объекты и использовать различные виды заливок объектов во встроенном векторном редакторе программы Flash MX;

    создавать пошаговую анимацию объектов;

    разрабатывать многослойные анимационные фильмы;

    использовать дополнительные возможности программы Flash MX для создания анимации: анимация движения и анимация формы, библиотечные образцы, слои траекторий, слои-маски.

Элективный курс рассчитан на полугодовое изучение 2 часа в неделю, что в итоге дает 32 часа. Изложение материала строится таким образом, что по каждой теме существует как теоретическая, так и практическая части. По мере накопления полученных знаний даются практические упражнения. Они составлены таким образом, что служат закреплению нового материала. За время изучения курса каждый учащийся выполняет 7 практических работ, которые оцениваются в баллах (от 2-х баллов за простую работу до
4-х баллов за более сложную). Всего за эти работы максимально можно набрать 20 баллов (если выполнять все работы качественно), еще 10 баллов учащийся может получить за итоговую зачетную работу, которой завершается изучение курса. Далее все баллы суммируются и переводятся в обычную школьную оценку, выставляемую в журнал.

Задание для итоговой работы – это обычно мультфильм, иллюстрирующий условие или решение задачи по математике, процесс или опыт в химии, физике, биологии, естествознании. Вот кадры из некоторых таких работ:

К уроку биологии «Репликация ДНК»

К уроку химии «Катализаторы и ингибиторы»

Иллюстрация к условию задачи по математике

Мастерские для учеников 10-11 классов

В настоящее время на кафедре информатики работает мастерская «Создание электронных пособий» . Деятельностью мастерской является создание электронных пособий к различным видам программного обеспечения, изучение которых входит программу обучения информатики в Педагогической Гимназии.

Электронное пособие выполняется с помощью языка разметки гипертекста HTML в виде WEB - сайта. Основы WEB – дизайна профильными группами изучаются в 9 классе, непрофильными в 10 классе, таким образом, ученики владеют необходимыми навыками для создания WEB - сайтов. Для иллюстрирования WEB-страниц на занятиях мастерской изучаются основные функции Adobe Photoshop, так как изучение этого курса предусмотрено в 11 классе непрофильными группами, а в профильных группах на спецкурсе.

В общую концепцию представления учебного материала входят следующие разделы:

    Историческая справка: история создания и различные версии пакета, фирмы - производители.

    Теоретические основы информатики, на которых основан данный пакет.

    Описание основных функций программы, рабочего поля, инструментов и свойств.

    Примеры выполнения заданий на работу с различными функциями пакета, разбор способов выполнения заданий.

    Примеры для самостоятельной работы.

    Создается справочник терминов, принятых для данного пакета.

    Описываются сравнительные характеристики с другими аналогичными пакетами.

    Описывается методика изучения пакета по данному электронному пособию.

    Учениками проводятся экспериментальные занятия по использованию соответствующего пособия для изучения программного обеспечения на уроках.

Работа рассчитана на 2 года:

1 год (10 класс): изучается информация по данной теме и необходимые теоретические материалы, создается электронное пособие в объеме пунктов 1-5 по плану представления учебного материала, оформляется реферат. В конце года ученики сдают экзамен - защищают реферат по теме.

2 год (11 класс): выполняются пункты 6-9 по плану представления учебного материала, оформляется дипломная работа. В конце года ученики сдают экзамен - защищают диплом.

Предполагается в дальнейшем использовать данные электронные пособия на уроках информатики и для самостоятельного освоения навыков работы с данными программными продуктами.

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ, ПОДВОДИМ ИТОГИ

С каждым годом информационные технологии все активнее применяются и при подготовке уроков по различным предметам и как средство общения учителя, ученика, родителя.

Многие учителя прошли переподготовку, гимназией было закуплено большое количество современной компьютерной техники и оборудования. И теперь на уроках химии и истории, биологии и физики можно увидеть не только традиционные плакаты, но и красочные презентации с графиками, таблицами, картами, иллюстрациями, видеофрагментами, демонстрациями экспериментов. Большое количество материалов для этих презентаций готовили учащиеся старших классов в ходе проектной деятельности. При такой подаче материал более нагляден, лучше воспринимается и запоминается учащимися.

Многие учителя освоили и Интернет технологии, и теперь учащиеся, по болезни пропускающие большое количество занятий, могут обучаться дистанционно, получая новый материал и присылая выполненные задания по электронной почте.

Одним из вариантов экспериментального применения информационных технологий в обучении стал разработанный учителем информатики Ошур Ириной Павловной информационный портал для учащихся и их родителей www . info 1505. ru . На сайте можно ознакомиться с пройденными темами, домашним заданием, планируемыми контрольными мероприятиями, конкурсами. Родители и учащиеся могут следить за успеваемостью и пропусками занятий по размещенному на сайте интерактивному журналу. Также на сайте размещается учебный материал (выборочно), дополнительные задания и справочная информация. И конечно любому ребенку будет приятно увидеть на сайте свою работу в разделе «лучшие работы класса», «победители конкурса компьютерных рисунков», «творческие работы учащихся». Если же у родителей появляется срочный вопрос к учителю, то не обязательно отпрашиваться с работы для визита в гимназию – свой вопрос можно задать на странице «Обратная связь» - Вам обязательно ответят.

В качестве некоторого итога совместной работы учителей информатики и гимназистов приведем диаграммы, показывающие (в процентах от общего количества учащихся в параллели) количество ребят, занимающихся по информатике на «хорошо» и «отлично».

Наблюдается некоторое снижение успеваемости в 8-ых классах. Это обусловлено тем, что не все гимназисты бывают одинаково успешны в изучении темы «Алгоритмизация и основы программирования». Это в дальнейшем во многом определяет выбор ребят: изучать информатику на базовом (без программирования) или профильном уровне, где более половины часов отведены на разработку программ.

Помимо уроков, элективных курсов, мастерских и проектной работы, каждый год гимназисты принимают участие в конкурсах и олимпиадах по информатике. Вот какие успехи были у наших ребят в 2006-2007 уч. году:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: III место – Акимов Дмитрий (10б), III место – Азнабаев Игорь (10а) и похвальная грамота за успешное участие – Голубев Максим (10а);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: похвальная грамота за успешное участие – Сверчкова Наталья (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): призовое место в 1 туре за анимационный фильм – Коноркин Иван (8б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция Web-сайтов): на конкурс были представлены сайты Ноздрачевой Ольги (10а) «Горелецкая летняя школа» и Голубева Максима (10а) «Волга – 2005»;

    командный тур московской городской олимпиады по программированию: участвовали Селезнев Сергей (11а), Терентьев Антон (11а) и Голубев Максим (10а).

А это результаты 2007-2008 уч. года:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: II место – Акимов Дмитрий (11б), похвальные грамоты за успешное участие – Азнабаев Игорь (11а) и Сверчкова Наталья (10б);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и II место – Коноркин Иван (9б);

    окружная олимпиада по программированию среди 8-11 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и похвальная грамота за успешное участие – Коноркин Иван (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): II место – Flash-фильм «Репликация ДНК» Калинина Андрея (9а) и Тимофеенко Алексея (9а), а также Web-портал по биологии Евстропова Глеба (9б) и Зубковой Марии (9б), далее работы были представлены на городском этапе конкурса в МИОО;

    окружной этап конкурса компьютерных рисунков: похвальная грамота за успешное участие – Сердюк Ольга (5 класс);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 8-9 классов: II место – Евстропов Глеб (9б);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 10-11 классов: III место – Евстропов Глеб (9б);

    командный турнир Архимеда по программированию: II место – Сверчкова Наталья (10б), Нежданов Владислав (10б), Корепанов Кирилл (10б); участвовала также команда из 9 класса (Дрогунов Игорь, Стаменкович Никола), но пока не заняла призовое место;

    Урок ... решать на уроке ? Чем обосновывался такой выбор задачи? 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока ? 5. Чем ...

  • «Гимназия № 18» города Магнитогорска

    Основная образовательная программа

    С Советом гимназии Директор гимназии _________________ ____________________ ... читаемого учителем. Чем объясняется такая... взрослым». На уроках литературного чтения дети учатся читать... технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в...

  • Гимназия имени г ростова развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

    Урок

    ... Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках ... т.е. они учатся анализировать речевую... на то, к чему присоединяется придаточное; на

Ко Дню информатики «КВ» узнали, как обстоят дела в школах, помогают ли девайсы изучать и понимать предмет. Какие они, дети , растущие в мире интернета и технологий? Что хотят изучать на уроках информатики? Об этом нам рассказал Александр Павельев, преподаватель академии «Белхард».

Девайсы не делают детей умнее

Дети могут быть далеки от информатики, технологий, но с большим удовольствием пользоваться удобствами цивилизации. Если школьникам нравится нажимать на кнопки своего сенсорного телефона, это ещё не значит, что им интересен такой предмет, как информатика. Большинству из них всё равно, как устроен или как работает тот или иной прибор/программа. Заинтересованы будут процентов 20 от общего количества учащихся в школе.

Компьютер создавался как помощник для человеческого мозга, а не его заменитель. Но на практике получается, что современные школьники полностью отказываются «шевелить» мозгами, полагая, что машина всё решит за них. Поэтому компьютер их не развивает, наоборот, дети всё больше тупеют от гаджетов. Объяснение очень простое - всё свободное время они проводят за игрушками и иногда, если того требуют в школах, получением быстрой справочной информации. Может быть, игры и развивают отдельные элементы мышления, но цельную структуру и способность думать разрушают.

Единственная польза, которую приносит компьютер детям, – это возможность внеурочного общения с одноклассниками и учителями. Дети преодолевают барьер, мешающий им свободно общаться со сверстниками. Но всё равно коммуникация через сеть отличается от живого общения. Мало видеть собеседника в экране компьютера, нужно ощущать реальное присутствие, а его в мире сетей и технологий нет.

Современные дети не хотят напрягаться


Сегодня научить школьников чему-то сложно, потому что они не понимают, зачем им это надо. У них всё есть, будущее ещё далеко, зачем сейчас напрягать мозги? За рубежом с раннего возраста все пытаются получить специальность, где-то закрепиться. А наши дети редко в школе задумываются, чего хотят от жизни. Как правило, осознание приходит после поступления в вуз, выбранный по совету родителей.

Интерес к школьным занятиям спадает с каждым поколением. В лучшем случае ученики могут освоить html, чтобы странички в интернете создавать, а вот чтобы серьёзно, системно изучать предмет, не хватает мотивации. Есть, конечно, отдельные личность в классах, которые хотят стать Стивами Джобсами, но, когда узнают, что для этого нужно сильно напрячься, рвение и желание пропадает. К примеру, ассемблер (assembler) - язык программирования , который даёт возможность понимать машину до самых мелочей, а дети говорят, что этот язык слишком сложный, пусть другие его учат.

Основное противоречие здесь в том, что дети, при желании, могут научиться многому, их мозг способен воспринимать разноуровневую информацию. А с возрастом, когда они осознают, что хотят быть, к примеру, разработчиками, мозг работает уже не так интенсивно, как у ребёнка, и усваивать материал становится сложней. Получается, когда они могут, то не хотят, а когда захотят, то с трудом это делают.

Знание предмета на уровне пользователя

Желание докопаться до истины, понять, как работает тот или иной прибор/программа есть у школьников, хоть и не у многих. Проблема в том, что большинство учителей информатики преподают предмет на уровне пользователей. Они могут объяснить, что нужно делать, чтобы программа выдавала нужный результат, но какие процессы происходят в самой машине в момент запуска или компиляции программы, не знают. Бывают, конечно, исключения, когда преподаватель хорошо знает и аппаратную и программную часть компьютера, тогда в обучении полная идиллия. Одно дополняет другое, сложные вещи становятся простыми и понятными.

Самое главное для ученика-будущего программиста – это понять, как работает компьютер. Сколько прошло лет с создания первого ПК, а принципы его работы всё те же. Меняются размеры, возможности, а скелетные понятия остаются. Прежде, чем рассказывать детям, как работать в паскале, нужно объяснить, что все программы заточены для работы на конкретном железе. Ученик должен понимать всю систему целиком. Если программист не понимает, как работает компьютер, его называют кодером. Такие люди тоже должны быть, но для прорыва нужны специалисты, глубоко понимающие предмет. А это понимание хорошо закладывать со школы.

Школьная программа «сырая»


Школьная программа по информатике помогает осваивать технологии, но только поверхностно. В школах преподают детям стандартный пакет: Pascal , Microsoft Excel, Word, немного HTML. Эти программы дают элементарные знания и для тех, кто хочет связать свою жизнь с программированием, этого не достаточно. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно разбираться во всём досконально, начиная от аппарата и заканчивая программами. А без математики, физики , в частности, раздела электродинамики будет трудно разобраться. Бытует миф, что математика не нужна для понимания информатики и программирования. Но тем, кто занимается серьёзными разработками, без математики не обойтись. Базовые понятия должны быть заложены в школе, когда мозг быстро схватывает и усваивает информацию.

Школьная программа по информатике не статична, она, конечно же, меняется, но рассчитана не на сильнейших учеников, а на среднего по способностям ребёнка. Поэтому проблема с нехваткой дополнительного образования для тех, кто справляется с программой и хочет идти дальше, остаётся актуальной. Параллельно в школах нужно давать второе образование, проводить кружки, занятия по выбранной специальности.

О будущем нации


Способных, одарённых детей нужно искать как золото среди пустой породы. Заниматься с ними систематично, развивать в правильном ключе. Мы не сможем наверстать Запад, если подготовка ИТ-специалистов в школах будет такой, как сейчас. Мы просто теряем время. А начинается это со школы, потому что именно там детям можно и нужно давать базу. Конечно, заставлять изучать предмет углубленно всех подряд бессмысленно. Нужно отбирать сильнейших и усиленно учить тех, кто хочет, может. А кто этим будет заниматься? Я попытался: составил программу базовой подготовки ИТ-специалистов и хотел в минской гимназии преподавать детям основы физики (раздел электротехники и электроники), устройство и принцип работы компьютера, ОС и их структуру, файловые системы и т.д. Но администрация учебного учреждения отказалась. Говорят, ставок для учителей нет, платно люди не хотят, а бесплатно по закону не положено. Замкнутый круг получился.А ведь чем раньше мы начнём отбирать способных детей и целенаправленно готовить их, тем больше шансов, что в стране будут высококлассные специалисты.

По пути наименьшего сопротивления

Если бы детям предложили самим выбрать, что они хотят изучать на уроках информатики, то, думаю, они пошли бы по пути наименьшего сопротивления. Трудное – это удел избранных. Специалистов по базовым, системным процессам всегда не хватало. Все хотят создавать настройки, а кто будет чинить фундамент, который разваливается?

«КВ» опросили школьников 7-9 классов, что они хотели бы изучать на уроках информатики. Ниже представлены самые интересные ответы детей:

Создавать и изучать компьютерные игры;
- рисовать на занятиях (веб-дизайн);
- изучать социальные сети , интернет;
- работать в музыкальных редакторах;
- изучать Windows, IOS, устанавливать OC;
- что-нибудь, только не алгоритмы;
- создавать и разрабатывать сайты;
- изучать графику, анимацию;
- обрабатывать видео;
- создавать спецэффекты, как в фильмах.

Диана Васильева

Новое на сайте

>

Самое популярное