Домой Спорт и фитнес Преимуществом использования икт в образовании является. Информационно-коммуникационная технология

Преимуществом использования икт в образовании является. Информационно-коммуникационная технология

Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.

Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.

Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" . Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.

Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.

Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе.

Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.

Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

  1. ИКТ нужны для формирования информационного общества;
  2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Структура ИКТ

Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

  1. Интернет является одним из ключевых элементов;
  2. Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
  3. Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

  1. возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
  2. хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
  3. возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
  4. возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
  5. возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю .

Функции ИКТ

Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ

Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.

Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
  3. структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  4. создание гипермедиа сообщений;
  5. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  6. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)

Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средства ИКТ

Средство ИКТ

Описание средства ИКТ

Компьютер, ноутбук

Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

Проектор

Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении .

Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

План конспект урока с использованием ИКТ

План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.

В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.

Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Цель урока : Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
  2. научить выделять ломаную линию среди других фигур.
  3. сформировать навыки правильного построения линий.
  4. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  5. развивать временные и пространственные представления.
  6. способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

  1. знать и понимать что такое ломаная линия;
  2. успешно определять звено ломаной, вершины;
  3. знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
  4. сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  5. проверять правильность выполнения задания;
  6. работать в паре.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.

Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме

"Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?

Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.

Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.

От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.

Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.

Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.

Актуализация знаний

Почему вы не заняли свои места?

Учитель: Почему не хватило ленты?

Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?

Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?

Учитель: Давайте так и сделаем.

Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.

Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.

Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?

Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.

Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.

Учитель: Посмотрите на слайд 3.

Учитель: Как называется

Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.

Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?

Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение?

Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?

Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.

У вас на столе лежат длинные сухие макароны. (На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.

Испуг, возглас, огорчение.

Что случилось?

Они сломались.

Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной".

Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности".

Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.

Учащиеся: Она короткая.

Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.

Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.

Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.

Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.

Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.

Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.

Учащиеся: Прямолинейным.

Учащиеся: Да.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.

Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.

Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.

Работа по теме урока.

Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.

Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:

1 группа: номера прямых линий;

2 группа: номера ломаных линий;

3 группа: номера не линий.

Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?

Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?

Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?

Учитель: Посмотрите на слайд 6.

Учитель: К какому выводу пришли?

Учащиеся выполняют задание.

Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.

Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.

Учащиеся советуются в группах.

Нет. В середине ограничены.

Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.

Физкультминутка

А теперь небольшая разминка:

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Самостоятельная работа

Учитель: Как идёт девочка?

Учитель: Прочитайте текст под рисунком.

Учитель: Что вы узнали?

Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?

Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.

Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?

Учитель: Самое большое количество звеньев?

Учитель: Как вы расставили числа?

Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.

Учитель: Как называется такой порядок?

Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?

Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.

Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.

Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.

Учащиеся: На наборных полотнах:

Учащиеся: Три.

Учащиеся: Шесть.

Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.

Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3

Учащиеся: Убывание.

Учащиеся: Треугольники (3 угла, 3 стороны), четырёхугольники (4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.

Закрепление изученного материала

Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?

(с. 38 учебника, внизу)

Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.

Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?

Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)

Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.

Рефлексия

Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?

Где пригодятся ваши знания?

Как вы работали на уроке?

Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.

Домашнее задание

Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.

Учащиеся записывают задание в тетради.

Литература

  1. Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
  2. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // URL:

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

1. Роль ИКТ в образовании

До середины 1950-х годов в мировой педагогике попытки «технологизировать» учебный процесс были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения (ТСО). Значительное внимание в педагогической технологии отводилось и продолжает отводиться вопросам развития и максимального использования образовательных возможностей ТСО: охват аудиторий учащихся, увеличение информационной емкости и пропускной способности технических средств, индивидуализация подачи учебной информации.

К настоящему времени произошел переход от таких традиционных массовых средств информации, как учебные радио и телевидение, к НИТ (ПК, компьютерные банки данных, электронные информационные сети и т. п.). Урок с использованием ИТ по отношению к основному (организованному) учебному процессу может проходить как дополнительное (включенное) или независимое. Дополнительное – это использование ТСО в иллюстративных целях или в качестве средств вспомогательной подачи информации в самом ходе учебного процесса на тех или иных этапах (например, подача информации, проверка и оценка знаний). Независимое - это использование учебных курсов на базе автоматизированных обучающих программ вне организованного учебного процесса в обучающих центрах или при самостоятельном обучении на ПК.

В последние годы встает вопрос: как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они. Отказываться от новых внедрений нецелесообразно, т. к. современные ИКТ предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Например, они:

Позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения (ДО); в условиях как городской, так и сельской школы.

Дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможность выхода в единое мировое информационное пространство.

Позволяют повысить уровень самообразования, мотивацию учебной деятельности;

Дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Дают учителю возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса, с учетом индивидуальных качеств обучаемых и специфических особенностей конкретных предметных областей.



Позволяют учителям с высокой скоростью обмениваться опытом, благодаря дистанционному общению, а также повышать квалификацию и познавать новые методы обучения.

Используя системы мультимедиа, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации объяснят материал ученику.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры, создавать уроки-игры для каждого ученика и др.

Кроме этого, внедрение НИТ в учебный процесс дает возможность ученику не только лучше выучить школьный предмет, но и научиться свободно владеть компьютером.

При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

2. Задачи информатизации образования

1. Повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных ИТ;

2. Применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3. Интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);



4. Адаптация ИТО к индивидуальным особенностям обучаемого;

5. Разработка НИТ обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7. Разработка ИТ дистанционного обучения;

8. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9. Внедрение ИТО в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

3. Основные педагогические цели использования ИКТ в образовании

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ:

Повышение эффективности и качества процесса обучения;

Повышение активности познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей;

Увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

Развитие различных видов мышления;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

Эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

Развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

Формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

Подготовка информационно грамотной личности;

Подготовка пользователя компьютерными средствами;

Осуществление профориентационной работы в области информатики.

4. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех

современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, например, за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно осуществлять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексивного мышления. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Аппаратные средства ИКТ

Компьютер - универсальное устройство обработки информации

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационные средства – дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести дистанционное обучение, переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и др.), а также устройства рукописного ввода. Особую роль эти устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера и др.) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование для сокращения учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

Внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

Программные средства ИКТ

Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.

Источники информации - организованные информационные массивы специализированные для образовательных применений (энциклопедии, информационные сайты, поисковые системы Интернет).

Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами письменной и устной коммуникации в языковой среде (ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и др.).

Тестовые среды - позволяют конструировать и проводить автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетание программных средств перечисленных выше - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании и наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Экспертные системы программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

Дистанционное обучение

Понятие о дистанционном обучении (ДО).

Одним из перспективных и инновационных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Система ДО (СДО) разрабатывается в России с 1995 г. Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО – это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные ИКТ, считается экономически эффективной.

Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу, жители населенных пунктов, удаленных от административных центров; лица получающих параллельно второе образование. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены в следствии невозможности прерывания основной деятельности (например, это работа или уход за ребенком или больным).

Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века» (приказ Министерства образования РФ 32925 от 12.10.2000 г.). Программа открытого образования РФ включает два базисных проекта: «Всемирный технологический университет» и «Дистанционное образование в новой информационной среде» (Descop).

Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных ИТ в сфере образования. Однако, несмотря на это, ДОна базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным. Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40 - 50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю ДО.

Принципы функционирования дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, ДО означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе ДО, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница и концептуальное отличие ДОот других форм обучения.

ДО – это не столько форма обучения, сколько образ мышления, университеты, предлагающие подобную форму обучения, открыты для всех желающих, даже не имеющих базовой подготовки, и предоставляют право выбора дисциплин из различных курсов.

Понятие ДО применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при ДО используются:

Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).

ТВ-технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Сетевые технологии – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.

Разработка курсов ДО – более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность ДОво многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для ДО, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.

Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);

Повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

Подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

Подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

Углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

Ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;

Подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

Дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение.

При ДО значительно в большей мере, чем при очном, приобретает свою актуальность проблема дифференциации, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были, и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого обучаемого, используя при этом личностно-ориентированные технологии, позволяющие вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, портфель ученика).

При разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.

Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеют также непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих ИТ, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

Для ДО характерен ряд принципов.

1. Наиболее значимым и объемным является принцип гуманизации . Сам процесс обучения в системе ДО гуманистичен к личности так как, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою технологию обучения, опираясь на потенциал различных вузов и выбирая различные дисциплины для изучения. Слушатель может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.

2. Особенностью принципа интерактивности СДО является то, что онотражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Обычно в процессе ДОинтенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций, надо обязательно сообщатьэлектронные адреса всем участникам учебного процесса.

3. Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторый начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО и аппаратно-техническое обеспечение (принцип стартовых знаний ). Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интрнет, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная компьютерная подготовка.

4. Для реализации принципа индивидуализации в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Входной контроль позволяет в дальнейшем составить индивидуальный план учебы, провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО.Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

5. Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной или заочной формам. Например, идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.

6. Опыт практического ДО показывает, что должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для школьников и студентов младших курсов (принцип регламентности обучения ).

7. Принцип педагогической целесообразности применения средств НИТ является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами современных ИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать мировой опыт сетевого обучения.

8. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений ДО (британский, испанский открытые университеты и др.), а также отечественных говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным показателем гибкости является отсутствие жесткой привязки образовательного процесса ДОк расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению.

Информационно-предметная среда базового ДО обычно включает в себя:

курсы ДО, ЭУ, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

Виртуальные библиотеки;

Базы данных образовательных ресурсов;

Веб-квесты, предназначенные для целей обучения;

Телекоммуникационные проекты;

Виртуальные методические объединения учителей;

Телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);

Научные объединения школьников.

Технология обучения в системе дистанционного образования (ДО)

Большинство специалистов пришли к выводу о целесообразности организации дистанционного обучения в малых группах (по три-четыре человека). При этом должна соблюдаться разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в ДО ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору (педагогу). Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ при возникшем затруднении.

Контроль деятельности учащихся в дистанционной форме осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защит проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.

Таким образом, описанные возможности ДО позволяют каждому педагогу выбирать свой путь и технологию их применения. В то же время, широкое внедрение ИТ способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения.

Образование - ИО - ИОС.

ИО является по отношению к ИОС системой интеллектуального управления, развития и саморазвития ее знаний, «обучения» и «самообучения» ИОС в качестве базы образовательных знаний. В то же время, ИОС в контексте отношений образование – ИО – ИОС расширяет границы «педагогического» аспекта ИО:

  • ресурсы ИО становятся не только средствами обучения, познания, но и самостоятельными объектами обучения, внедряясь в предметное обучение.
  • сама ИО, как и информатизация общества, их аспекты, проблемы, тенденции, принципы, становится предметом обучения.

Кроме технологического и педагогического аспектов, ИО характеризуется еще во множестве аспектов: социокультурном, социально-правовом, метасистемном, личностным (межличностным) и др. Это привносит свой отпечаток в характеристику ИОС в этих аспектах и описание ее информационного воздействия на образование.

Информатизация не просто кардинально изменила мир, она качественно изменила производительные силы и производственные отношения общества. Современное общество вступает в новую фазу – в состояние информационного общества. В нашей стране формирование и развитие информационного общества также названо в качестве приоритетных – «Стратегия развития информационного общества в России». В данном контексте развития общества его «информационное» состояние – это следствие информатизации. Но в современных исследованиях стала меняться причинно-следственная последовательность.

Новый аспект информатизации образования связан с определением А.Д. Урсула информатизации общества как средства его перехода в состояние информационного:

Информатизация – это «системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации» 3 .

Следуя этому определению, информатизацию образования следует понимать как универсальное средство его модернизации, развития, совершенствования с целью преобразования его в состояние, соответствующее информационному обществу. Часто такой уровень образования называют ноосферным.

Поскольку система образования функционирует в контексте отношений с информатизацией образования и ИОС, то их общей стратегической целью является обеспечение перехода общества в состояние информационного, а самого образования – в состояние ноосферного.

Информационное общество в определении А.Д. Урсула предстает как самостоятельный феномен в развитии общества, характеризующийся множеством концептуальных признаков:

  • высокая индустрия промышленного производства и не менее высокая IТ-индустрия, или индустрия информатизации (технологии, ресурсы). Сегодня эти две индустрии предполагают наличие друг друга, не могут развиваться отдельно, вне взаимной зависимости;
  • высокая степень нормативно-правового регулирования, управление социально-информационной сферой, информатизацией. Наличие полной системы информационных законов, их знание и следование им;
  • качественное изменение производственных отношений, выражающихся в наличии множества исключительных и неисключительных прав на информацию и информационную деятельность.

Информатизация является лишь источником, необходимым средством этого перехода, но не достаточным.

Информационное общество часто (на «Западе» и у нас) характеризуют как «общество знаний», отмечая особую важность знания, носителей знания, производства знаний. Однако это не самостоятельный его признак, а следствие вышеупомянутых признаков. С другой стороны, именно признак «знание» является результирующим, объединяющим все основные признаки. Только теперь этот признак означает не просто высокую важность знания, а высокую степень индустрии знаний – производства и потребления знаний, действующих на принципах эффективности, продуктивности, правомерности и безопасности.

Информационное общество характеризуется не только как «общество знаний», но, прежде всего, как общество познания, производящее и потребляющее знание. В этом со­стоянии общества происходит «слияние в единое целое процессов труда, получение новых знаний для решения производственных задач и производства новых знаний, ... решающим фактором развития становится познавательная деятельность человека... Личность становится носителем уникального «комплекта» знаний, навыков и умений».

Следовательно, ноосферное образование также является самостоятельной сущностью, новым качественным уровнем образования. ИО и ИОС – это необходимые средства и условия достижения этого уровня, выражающие «количество» развития, переходящего на его определенном этапе в «качество».

Если производство новых знаний – это, прежде всего, дело науки и ГГ-индустрии, то потребление знаний осуществляется, главным образом, в образовании. Потребление, восприятие знаний учащимися влечет «производство» их личных знаний. Конечно, образование не сводится к индустрии знаний и познания, однако отражение в нем характеристик этой индустрии означает высокую степень:

  • организации, информационной насыщенности, логической полноты ИОС, наличие индустрии информационных технологий ИОС;
  • развития образовательного процесса и его взаимодействия с ИОС;
  • самопознания, саморазвития субъектов образования, наличие их мотивации к этому.

Осуществляя «производство» личных знаний и, следовательно, воспроизводство носителей знаний и производства новых знаний, ноосферное образование само являетсяодним из основных признаков информационного общества.

Ноосферное образование, оставаясь по-прежнему преимущественно фундаментальным, должно стать более универсальным. Оно обязано обеспечивать обучающемуся не только возможности адаптации в широкой области деятельности, но и, при наличии необходимости, способность работы в смежной области деятельности, повышения квалификации, переподготовки. Поэтому содержание предметного обучения должно изменяться в сторону универсальности, метапредметности, общеобразовательной значимости.

К примеру. В одной газетной заметке приводится высказывание некого иностранца, утверждающего, что у него «правильно организована голова»: в ней содержится минимум знаний и необходимые связи, т.е. его личные знания упорядочены и структурированы. Менее важная информация хранится в «архивах» долговременной памяти. Для ре­шения той или иной проблемы подключаются базовые знания, система связей (ссылок), осуществляется поиск и «разархивирование файлов», подключаются внешние источники информации (также с помощью системы связей).

Здесь, конечно, есть доля утрирования. Во-первых, с «минимумом знаний» можно дойти до абсурда. Мы знаем примеры, когда «образованный» человек путает Австрию с Австралией, Швецию со Швейцарией. Во-вторых, «минимума» должно хватить на то, чтобы понять возникающую проблему и способ ее устранения, понять, какая информация нужна, и понять (правильно истолковать) саму эту информацию. Но есть здесь и разумное. Всю информацию мира, даже самую нужную, знать невозможно, невозможно запомнить. Значит, должны быть разумные ограничения в ее познании. Всю недостающую информацию, можно легко найти во внешних источниках. Надо лишь всегда знать, что искать, где и как найти. То есть необходимо сбалансированное сочетание базовых знаний, «минимума», необходимых связей и умений работы со средой.

Существует хорошая поговорка: «Современный специалист должен знать многое о малом и малое о многом». Следующая схемаиллюстрирует связи целей ИОС, общества и образования:

Рис. 2.2. Взаимосвязи целей ИОС, общества и образования

Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования по форме и содержанию. Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.

В современной ИОС уже имеется много сетевых порталов. Культура работы с информацией предполагает наличие способности субъекта образования к конструктивному диалогу с ними. В свою очередь, ИОС должна выстраивать в своем многомерном пространстве ресурсов «путеводители», чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, не заблудился и «не утонул в море информации».

Электронный учебный курс (ЭУК) - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование. ЭУК позволяет выполнять все основные методические функции электронных изданий:

Справочно-информационные;

Контролирующие;

Функции тренажера;

Имитационные;

Моделирующие;

Демонстрационные.

С точки зрения информационно-коммуникационных технологий ЭУК - это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

Постановку познавательной задачи;

Предъявление содержания учебного материала;

Организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате ко

Краткая характеристика некоторых педагогических технологий. Что такое ИКТ-технологии. Возможности использования учителем современных интернет-компьютерных технологий в подготовке и проведении урока, в развитии способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные педагогические технологии. Выступление учителя математики Репп Галины Рафаиловны Научно – теоретический семинар по теме:

Что такое «педагогическая технология» ? понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. Основные структурные составляющие педагогической технологии:

Классификация педагогических технологий

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно – коммуникационные технологии

учителя: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля. рабочего инструмента: средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей. Компьютер выполняет следующие функции:

индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet . повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Преимущества использования ИКТ

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей. 2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. 3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. 5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. 6. Не хватает компьютерного времени на всех. 7. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 8. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Необходимо научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Публикация в сборнике материалов региональной научно- практической конференции "Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"

Моя статья- публикация - выступление на региональном научно-практическом семинаре по работе с проектами...

Публикация семинара (Материалы сборника научно- практического семинара)" Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"

информационный образование российский педагог

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А. подчеркнул, свое: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Какие могут быть проекты на основе ИКТ

  • Дистанционное обучение;
  • Виртуальное общение;
  • Сетевая экономика и образование;
  • Широкие возможности для самообразования;
  • Большое количество легко доступной информации.

Перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить:

  • необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений;
  • создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику;
  • массовое внедрения ИКТ в сферу образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования.

Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали:

  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования;
  • Проект «Информатизация системы образования», главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе общеобразовательных учреждений;
  • Приоритетный национальный проект «Образование», реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет;
  • На основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в 2006 году началась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО), представляющей собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках программы был разработан новый электронный образовательный контент, введен в промышленную эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно скачать уже более 10 тысяч ЭОРов нового поколения.

ЦОР - цифровой образовательный ресурс

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

ЦОР разделены на две группы:

  • информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе - тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.
  • информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Функциональная направленность:

  • иллюстративная функция;
  • исследовательская функция;
  • тренинговая функция;
  • контрольная функция.

ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении. В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания.

Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования"

В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются учебные материалы нового поколения.

Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Компетентностный подход - основа для разработки новых средств обучения.

ИКТехнологии в преподавании английского языка

Second Life
(Вторая жизнь) - мир, который вы создаете сами или ваши ученики, наполняете морями, лесами, городами и селами, реально существующими людьми (и связываетесь с ними по Skype или email) или вымышленными. Там у вас есть дома и библиотеки, видеозалы и рестораны, возможность работать и путешествовать. Заманчиво, не правда ли? Узнайте, как это создать и использовать в обучении английскому.

Skype

С помощью этой программы вы можете разговаривать с миллионами людей по всему миру абсолютно бесплатно! Сначала скачайте последнюю версию Skype , затем установите ее, выбрав в настройках русскую версию. И все, учите английский язык, разговаривая с носителями языка.

Блоги

Блог- сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке или иными словами это сайт в виде журнала, сортированный по датам.

Слово произошло от английского weblog - «веб-журнал».

Блог- это сайты, построенные по принципу хронологических дневников с простыми и удобными средствами администрирования, не требующие специальных знаний и доступные всем.

Wiki

ВикиВики (Wiki) – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. (Уорд Каннингэм – создатель технологии - назвал приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.) В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи представлена каждому из членов сетевого сообщества...

Hot Potatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML . Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

  • JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). Учитель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов.
  • JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведется также автоматический подсчёт очков. Можно «пропускать» определённые слова, а можно, например, каждое пятое.
  • JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
  • JCross – Кроссворд.
  • JMix – Восстановление последовательности.

Новые информационные технологии и

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название дистанционного обучения в отличие от знакомого всем заочного обучения.

Эта проблема особенно актуальна для России, с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать

Интернет-портал Школы дистанционного образования МГУ создан в рамках проекта Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2007 году.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

Новое на сайте

>

Самое популярное