Домой Страх Педагогические технологии обучения в вузе. Современные проблемы науки и образования

Педагогические технологии обучения в вузе. Современные проблемы науки и образования

Внедрение образовательных технологий в вузах

Замечание 1

В настоящее время одной из актуальных проблем в системе образования, является обеспечение доступности для всех слоев населения высшего образования. Решение данной проблемы было достигнуто посредством внедрения образовательных технологий в вузы страны.

Внедрение образовательных технологий предоставляет возможность создания качественно новой образовательной среды. Одним из приоритетных направлений в данной области является внедрение в образовательный процесс современных электронных технологий, а именно дистанционного обучения.

С точки зрения педагогики, технология дистанционного обучения интересна как система, позволяющая использовать по максимуму все современные технологии и при этом соблюсти необходимые требования к обучению. Дистанционное форма обучения характерна гибкостью организационных форм, возможностью индивидуализировать содержание образования, при необходимости интенсифицировать процесс обучения и обмена информацией.

Технологии электронного обучения применяются при следующих формах:

  1. Очная и очно-заочная форма. Данные формы обучения способствуют организации самостоятельной работы учащихся и проведение постоянного мониторинга образовательного процесса.
  2. Заочная форма. При организации образовательного процесса использование информационных технологий является одной из основных форм подачи учебного материала, способствуют выработке навыков практической работы.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс вуза позволяет сочетать аудиторные и электронные формы обучения. Сочетание двух форм обучения называется смешанным обучением, обеспечивающим применять в учебном процессе лучшие черты и качества электронной и аудиторной форм.

Преимуществами аудиторной формы обучения является:

  • обеспечение социального взаимодействия, которое необходимо учащимся не только с целью удовлетворения потребности в общении, но и с целью всестороннего развития личности;
  • методы обучения знакомы и понятны учащимся;
  • создается такое образовательное пространство, в рамках которого каждый учащийся имеет возможность не просто получить свои знания, но и опыт общения, установления связей, знакомств и т.д.

Основные преимущества электронного обучения:

  • позволяет самостоятельно выбирать и определять темп, время и место обучения;
  • предоставляет гибкие графики и программы обучения, возможность сформировать индивидуальный план обучения;
  • дает возможность своевременно актуализировать содержание образовательного контента.

Внедрение современных компьютерных образовательных технологий в ВУЗ способствует формированию и развитию уровня самостоятельности и учащихся. Применение компьютера позволяет разрешить существующих кризис в образовании, который связан с нехваткой педагогических кадров. Учебный материал, может быть представлен в виде аудио- и видео-лекций, которые учащиеся могут просматривать и прослушивать в удобное время и при необходимости несколько раз. При традиционном обучении это невозможно.

Еще одним новшеством, которое вносит использование компьютера в образовании, является интерактивность, которая позволяет развивать активно-деятельностный процесс обучения. Активно-деятельностный процесс положительно сказывается на самостоятельной работе учащихся по поиску и усвоению новой информации.

Замечание 2

Таким образом, основным видом образовательных технологий, внедряемых в образовательный процесс ВУЗов, являются информационные и компьютерные технологии обучения.

Требования по внедрению образовательных технологий в вуз

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс вуза, требует соблюдения ряда требований:

  • наличие хорошей аппаратно-программной основы;
  • наличие необходимой подготовки у педагогов;
  • наличие разработанных электронных учебных и методических материалов.

Большое внимание при внедрении в образовательный процесс ВУЗа технологий, касается учебных и методических материалов. Необходимо не просто заменить книжные издания на электронные, а расширить имеющийся библиотечный фонд «вглубь». То есть дополнить печатные издания электронными ресурсами, прежде всего там, где у книги нет возможности работать. Однако важно сохранить основное назначение учебников, книг и пособий – передача информации. Это необходимо, так как по удобству и широте применения книжные издания пока вне конкуренции.

Наличие электронных ресурсов и изданий способствует обеспечению учебного процесса необходимыми материалами. Помимо этого электронные ресурсы значительно облегчают систематизацию и поиск необходимой информации. Их использование достаточно широко – получение учебной информации, использование во время практических заданий, проведение аттестаций и т.д.

Инновационные технологии мониторинга академической успеваемости в вузе

Современные образовательные технологии, помимо оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе, способствую так же организации непрерывного мониторинга усвоения учащимися знаний и умений.

Мониторинг уровня знаний и умений, реализуемый посредством современных технологий позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации, как было при использовании традиционных схем образования.

В настоящее время современные технологии предлагают следующие элементы мониторинга:

  • академическая активность
  • рубежный контроль;
  • результаты практических заданий (курсовые, лабораторные работы, индивидуальные задания);
  • итоговый контроль.

В современных вузах успешно реализуется программа по развитию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных технологий. Библиотека электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в систему дистанционного обучения ВУЗов, неотъемлемо связана с заложенной в них системой контроля качества образования за счет обеспечения объективной оценки результатов, поскольку все виды деятельности фиксируются, и преподаватель оценивает лишь отчуждаемые результаты, анализ которых может быть доступен преподавателю, декану, куратору, заказчику обучения.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Квест-технология
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному исоциальному самоопределению

Исследовательские методы в

обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-

зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в

обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Информационно-

коммуникационные

технологии

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять

различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной

оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

  • Динамические игры и паузы
  • Кинезиологические упражнения
  • Упражнения для глаз
  • Мимические упражнения .
  • Релаксация
  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Игровые технологии

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности:

  • физические,
  • интеллектуальные,
  • трудовые,
  • социальные
  • и психологические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)

Квест - это игры, в которыхигрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Кейс-технология

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

    целевой план действий;

    банк информации;

    методическое руководство по достижению дидактических целей.

Технология модульного обучения

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Стадии

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Iстадия

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
  • Свободное письменное задание.
  • Таблица «З-Х-У».
  • Плюс-минус-вопрос.
  • Верные и неверные утверждения
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Ключевые термины
  • выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
  • внимательно выслушивает их ответы
  • актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
  • задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

  • Инсерт-система маркировки текста.
  • «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
  • Чтение с остановками.
  • Бортовые журналы.
  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
  • « Дерево предсказаний».
  • «Шесть шляп мышления».
  • Приём «Кубик»
  • «Двухчастный и трехчастный дневник»
  • поддерживает у обучающихся активность
  • выступает в роли консультанта
  • получает новую информацию;
  • осмысливает ее;
  • соотносит с уже имеющимися знаниями.

III стадия

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

  • Синквейн
  • Эссе
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • «РАФТ»
  • возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.
  • вносит изменения, дополнения.
  • даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
  • соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
  • обобщает полученную информацию;

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Плюс – минус - вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

II стадия осмысления.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

Новое

Думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов .

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

«Чтение с остановками»

Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.

На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.

На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.

Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:

  • не стоит использовать приём на уроке больше одного раза
  • все версии должны быть аргументированы
  • после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть, какие предположения были верны, а какие нет и почему.

«Шесть шляп мышления » – это шесть способов мышления.

Белая шляпа : В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём:

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.

« Двухчастный дневник»

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Цитата
Комментарии

«Трехчастный дневник»

Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.

3 стадия рефлексии

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Дискуссия.

Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.

В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Затруднения, которые испытывает педагог, работая

в данной технологии.

  • Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
  • Не все дети способны работать с большим объёмом инфор-мации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  • Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необ-ходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это явля-ется одним из условий.
  • Неправильное понимание стратегий и методов.
  • Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (твор-ческого характера и работа с большим объёмом информации).
  • В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
  • Сложность в подборе материала (из разных источников).
  • Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
  • Большие моральные, временные и материальные затраты.

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кластер

Тема «Имя существительное»

Член предложения: подлежащее, дополнение, сказуемое

Изменяется по падежам одушевлённые и неодушевлённые

изменяется по числам собственные и нарицательные

Существительное

Часть речи изменяется по родам

отвечает на вопросы Кто? Что? обозначает предмет, явление, признак

«Верные – неверные утверждения»

Тема «Местоимение».

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Синквейн

«Пометки на полях»

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ?

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V

Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

«Толстые и тонкие вопросы»

Тема Н.Носов «Огурцы»

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Окружающий мир. Тема: «Тайга».

«РАФТ»

Определим 4 параметра будущего текста:

1.Р - роль (капелька)

2. А –аудитория (учащиеся класса)

3. Ф – форма (сказка)

4. Т – тема «Путешествие капельки»

Выполнила учитель начальных классов

Предварительный просмотр:

КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Актуальность

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Из истории квестов

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия. .

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз !

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде. , все сводится к следующему:

Этап

Хочется обратить внимание на следующие этапы:

Порядок выполнения.

Бонусы

Штрафы

Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

  1. Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
  2. Информационная - приобретение детьми нового знания;
  3. Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
  4. Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Этапы организации

Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

Деление детей на группы;

Обсуждение правил квеста;

Раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап . Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

Виды квестов

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Принципы организации квестов

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога -наставника в квест-игре организационная , т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

ВЫВОД : самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Цель : Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи :

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники : воспитатели

Дидактический материал : презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном образовании».

Оборудование и материалы : мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для работы.

Ожидаемые результаты : Участники получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин

1.Введение

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

Теоретическая часть

1. История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Родиной кейс метода является США.

Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции.

В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет

2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

3.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

4.Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.

5. Что может содержать кейс?

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

5. Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Вопрос

Как вы думаете, где именно можно использовать кейс технологии в работе с дошкольниками?

6. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

- Первый этап: подготовительный .

- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

- На втором этапе , воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

- Третий этап : (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

- На четвертом , оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

7. Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес

8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит :

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»:

Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из:

1. Фото « Дети обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3. Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Практическая часть.

А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по 3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-кейсами. Вы получаете по карточке, и таблицы, которые необходимо заполнить. Когда все закончат, обсудим что получилось.

Вывод

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Первый этап: Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показывает фотографию, зачитывает текст

Знакомятся с ситуацией

Второй этап: Мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- формирует суть проблемы;

- формирует задание;

- мотивирует к поиску решения.

- осознают проблему;

- концентрируются на поиске решений в данной ситуации.

Третий этап: «Мозговой штурм»

Деятельность педагога

Деятельность детей

- активизирует детей при помощи ключевых вопросов;

- помогает проанализировать принятое решение.

- представляют свои варианты решения;

- находят совместное решение;

- формулируют выводы.

Четвертый этап: оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания

- размышляют, выдвигают аргументы;

- применяют полученные знания

ЛЕКЦИЯ № 5. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Расчет учебного времени: 4 часа.

Формируемые компетенции:

Общепрофессиональная компетенция (ОПК 6): готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.

Дидактические: ознакомление с видами образовательных технологий (традиционными и инновационными).

Развивающие: формирование теоретической и практической готовности аспиранта к выбору образовательной технологии (или ее элемента) с учетом специфики преподаваемого предмета в медицинском вузе.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к методике преподавания (в соответствии с профилем).

Аннотация:

Многообразие типов педагогических технологий обусловлено различными критериями их выделения (, и др.): по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные или модульные технологии; по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и др. технологии; по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и др. технологии; по позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; по категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др. технологии; по типу организации и управления познавательной деятельностью: предложена такая классификация, когда взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), а также ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств); по критерию способ-метод-средство: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие технологии, технологии программированного, проблемного, развивающего обучения и др. технологии.


Компетентностно-ориентированные технологии в медицинском вузе. Технологии реализации компетеностного подхода в обучении. Лекция в медицинском вузе: особенности и технология. Технологии обучения на практических занятиях Семинар как форма обучения в высшей школе. Проблемно-ориентированное обучение (обучение, ориентированное на действие). Технология обучения методом кейсов. Технология позиционного обучения. Учебная дискуссия. Технологии развития критического мышления. Веб-квест (web-quest) как гуманитарная технология. Игровая технология обучения. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий.

Инновационные технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чер­той является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и сту­дентом учебными материалами, домашними заданиями и резуль­татами по почте или каким-то другим способом, без личного кон­такта), модель регулируемого самообучения (основной характе­ристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества вре­мени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена). Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио – и видеокассеты, CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видео­конференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ТОГИС-технологий, имитационного моделирования), тъюториалы.

Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций.

Вид лекции: лекция-беседа – диалог с аудиторией, на которой:

Раскрываются понятийное поле темы (педагогические теории и их соотнесение с технологиями: развивающего обучения, проблемного обучения, модульного обучения, дистанционного обучения и т. п.);

Преподавателем по ходу лекции задаются вопросы для выяснения мнения, уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме и т. д. Продумывая ответ на вопрос, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний;

Реализуется дидактический принцип наглядности и доступности через использование мультимедийной презентации лекции.

Методы, используемые на лекции: активные и интерактивные методы обучения (проблемное изложение материала, заранее приготовленные вопросы для беседы, составление кластера на каждую образовательную технологию), мотивирующие аспиранта к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной и исследовательской деятельности.

Средства обучения: материально-технические: мультимедийное сопровождение, включающее презентацию лекции №5.

Педагогика: учебник для бакалавров и специалистов по направлению 050100 "Педагог. образование": стандарт третьего поколения / [и др.] ; ред. . - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 304 с. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / [и др.] ; Под ред. . – Омск: центр КАН», 2012. – 198 с. http://edu. omsk-osma. ru/uploads/pedo/ser_2.pdf Буланова-, и др. Педагогика и психология высшей школы. https://yadi. sk/i/COAKml4UtF7 , Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - Москва МГИМО(У) МИД России, 2004 http://mgimo. ru/files2/y03_2013/2451/osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. http://www. /file/26203/ Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Компьютерная презентация к лекциям http://kpfu. ru/docs/F1712383973/Andreev. V.I..Pedagogika. VSh._redaktorskaya. versiya_.pdf

2.Классификация педагогических технологий.

3. Обзор педагогических технологий.

Введение.

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего медицинского звена.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки медицинского персонала среднего звена - формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность студентов. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

    цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

1

Обоснованы проблемы реализации компетентностной модели обучения студентов в современных социокультурных условиях. Со сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ ведущими принципами современного образования становятся качество образования, организация эффективной самостоятельной работы студентов, образование в течение всей жизни. Для реализации данных принципов необходимо внедрять новые образовательные технологии, такие как интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг,учебный форум, телеэссе, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование и др. Большое внимание уделяется педагогической фасилитации, направленной на усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

компетентностная модель обучения

самостоятельная работа студентов

образование в течение всей жизни

образовательные технологии

педагогическая фасилитация

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

2. Николаева Л.В. Обновление системы вузовского образования в контексте компетентностного подхода и новых подходов к оценке качества // Международная научная конференция «Методика и технологии обеспечения и оценки качества образования». – Украина. – Киев, 26-28 июня 2013.

3. Николаева Л.В. Развитие познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности. Раздел 9. Педагогическая психология // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов международной научной конференции (Электронный ресурс) / под ред. Николаевой Л.В. – СПб., – 2,6 Мб, 276 с.

4. Рябков А.М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 78–82.

5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин. – М.: Гуман. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2002. – 320 с.

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни, что касается и образования. Для педагогического процесса характерны закономерные изменения под влиянием современных условий общественного развития и смены образовательной парадигмы. Этап реформирования российской образовательной системы неслучайно назван инновационно-технологическим. Краевский В.В. и Хуторской А.В. назвали науку, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, педагогической инноватикой . Инновационный подход выдвигает новый тип педагога - педагога-новатора, способного внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии и принципы организации учебных занятий. Обновление педагогического процесса способствует внедрению в практику новых научных достижений, идей и концепций. Связь теории и практики в образовании на основе обновления педагогического процесса оказывается актуальной, реальной и необходимой.

В настоящее время вузы реализуют компетентностную модель обучения студентов, что предполагает формирование общекультурных, профессиональных, специальных компетенций. Задачей формирования ключевых компетенций является умение учиться в течение всей жизни, умение учиться самостоятельно. Образование в течение всей жизни - фундаментальный принцип, который лежит в основе целостного стратегического подхода, который реализуется в Европейском образовательном пространстве, что объясняется сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ. Целевая установка вузов - помочь студентам сформировать компетенции, которые необходимы в условиях изменяющегося рынка труда, научить студентов учиться в течение всей жизни в соответствии с требованиями и изменениями жизни, быть мобильными и гибкими в сложной социокультурной ситуации.

Современное понимание понятия «модернизация вузов» в контексте Болонских реформ предполагает радикальное изменение подхода к разработке учебных планов и программ, практики оценки знаний, методики преподавания и т.д. Радикальной перестройкой работы вузов становится смена парадигмы учебного процесса с его установкой на организацию эффективной самостоятельной работы студентов, в процессе которой формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность.

Под познавательной активностью понимается направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, мобилизация волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения . Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию ключевых компетенций.

В процессе организации профессионального образования будущих педагогов мы опираемся, в первую очередь, на теорию активизации учения Т.И. Шамовой, теорию оптимизации обучения Ю.К. Бабанского, теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова и др. Согласно данным теориям, познавательная активность и самостоятельность имеют три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности); содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения.

Разнообразие форм и методов эффективной организации самостоятельной работы студентов осуществляется на основе использования следующих методов и технологий: интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг, учебный форум, телеэссэ, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование, мозговой штурм и др. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения при подготовке педагогических кадров.

Для организации занятий со студентами представляет интерес концепция «Дидактическая эвристика» (Хуторской А.В.). Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала студентов и преподавателей в ходе их совместной деятельности. Особенность эвристической образовательной деятельности - наличие нового образовательного продукта. Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация .

Обучение при этом носит сопровождающий характер. В дидактической эвристике студентам первоначально предлагаются в качестве образовательных объектов реальные объекты познания и возможности самостоятельного конструирования «добываемых» знаний. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образовательных продуктов.

Компетентностная модель обучения предусматривает активное участие студентов в обсуждении темы занятия. Традиционные лекции сменяются интерактивными лекциями, в процессе которых происходит взаимодействие преподавателя со студентами, студентов друг с другом при организации различных видов учебной деятельности. Сообщение информации чередуется с различными видами учебной деятельности, способствует более глубокому освоению материала. Задача преподавателя - стимулировать и активизировать участие студентов на занятии. В рамках интерактивной лекции используются такие методы ТРИЗ, как мозговой штурм, направленный на совместный поиск решения проблем, изучение конкретных ситуаций, дискуссия, работа в командах и группах, опережающие задания.

Очень эффективен метод проектного обучения. В процессе проектного обучения развиваются следующие компоненты ключевых компетенций студентов:

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие умений применять полученные знания на практике;
  • формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в различных группах;
  • развитие исследовательских навыков, аналитического мышления.

Работа над проектом выполняется в 6 этапов:

  • 1 этап - определение цели. Активное участие в выборе проблемы повышает интерес студентов, способствует формированию способности быстро находить нужную информацию.
  • 2 этап - планирование. На данном этапе разрабатывается план работы по проекту, распределяются задания.
  • 3 этап - принятие решений. Студенты решают пути реализации проекта, в процессе которого формируются социальные компетенции, умение работать в группе.
  • 4 этап - внедрение. Студенты оформляют самостоятельно работу.
  • 5 этап - защита проекта и контроль результатов.
  • 6 этап - оценивание. Совместное обсуждение результатов работы.

Примером может служить подготовка проекта по теме «Традиции и обычаи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» по направлению подготовки «Педагогическое образование». Студенты подготовили проект «Этноальбом «По Республике Саха (Якутия)», в котором каждый студент красочно и содержательно оформил свою страницу. На презентации были представлены интересные слайды с проведением занятия для дошкольников и использованием развивающих игр. В конце занятия при обсуждении результатов работы было внесено предложение участвовать с коллективной работой группы на конференции и в конкурсе грантов с целью опубликования альбома.

Таким образом, технология проектного обучения - это преимущественно самостоятельная деятельность ученика, направленная на решение значимой для него задачи, осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой учеником имитированной или реальной действительности проектной деятельности .

Понравилось студентам занятие в форме телеэссе. Телеэссе представляет собой устный доклад, сообщение или интервью на заданную тему, записанные студентом на видеокамеру. Целью использования телеэссе является формирование у студентов умений правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео- и телекамерами, грамотно и четко излагать материал, свободно владеть речью, четко укладываться в отведенное для доклада время. Мы проводим телеэссе в форме конкурса докладов, деловой игры «Видеоконференция», «Интервью журналиста». В конкурсе докладов студенты сами выступают в роли жюри, просматривают и заслушивают теледоклады на экране, обсуждают содержание, актуальность темы исследования, культуру выступления.

В деловой игре «Видеоконференция» студенты делятся на две группы и обсуждают определенную проблему. Во время обсуждения темы подключаются «представители разных стран», их выступления заслушиваются с экрана, происходит обмен мнениями.

Деловая игра также относится к педагогической технологии на основе активизации деятельности студентов. Она связана с педагогическими технологиями на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Примеров деловых игр много. Это и педсоветы, и конференции, и родительские собрания по различным темам.

Возьмем, к примеру, деловую игру «Интервью журналиста». Деловая игра «Интервью журналиста» проводится для организации самостоятельной работы с практической направленностью. Например, по теме «Использование этнопедагогических идей в практике работы дошкольных образовательных учреждений» студенты выполняли роль журналистов, брали интервью у воспитателей детских садов и подготовили сюжеты по теме. Можно подобрать любые темы с использованием данной технологии. Студентам очень нравится видеть себя на экране, в процессе подготовки они лучше усваивают материал, повышается мотивация, наряду с профессиональными компетенциями формируются коммуникативные компетенции, творчество, фантазия, интерес к будущей профессии.

С недавнего времени в педагогической науке обратили внимание на явление фасилитации (от англ. tofacilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Целью фасилитации является развитие в студентах способности к интенсивному и грамотному поиску знаний, личностного роста, саморазвития студента и отказ от чисто знаниевого подхода.

Под педагогической фасилитацией подразумевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обучения, так и к профессионализму преподавателя. При фасилитации обучения преподаватель использует методы и приемы, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами.

Преподавателю в данных условиях необходимо повышать эффективность обучения, прежде всего, за счет оптимизации процесса совместной работы в группах, создания условий специально организованного взаимодействия, включающего потребностно-ориентированные методы, полисубъектность и индивидуализацию и активизацию обучения. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения. Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию стержневых качеств: познавательной самостоятельности и познавательной активности.

Познавательная активность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности), содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения. При этом значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным, т.к. предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты остаются пассивными слушателями.

Такой подход близок к личностно-ориентированной педагогической модели, реализующей конструктивистский подход к обучению. Конструктивистский подход к обучению предусматривает процесс самоорганизации знания, которое активно конструируется каждым студентом в когнитивном, познавательном процессе.

Таким образом, активные образовательные технологии стимулируют конструктивное мышление - студенты становятся активными участниками учебного процесса и самостоятельно конструируют знания. У них формируются навыки и компетенции, необходимые для самостоятельной работы и получения новых компетенций в течение всей жизни. Задача преподавателя - организация эффективной системы организации самостоятельной работы студентов в рамках целостного общедидактического подхода, направленного на повышение активности студентов в учебном процессе.

Рецензенты:

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Работа поступила в редакцию 16.12.2013.

Библиографическая ссылка

Николаева Л.В. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-3. – С. 570-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33166 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Новое на сайте

>

Самое популярное