Домой Психосоматика Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей. Индивидуальный план: как не отдавать ребенка в школу

Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей. Индивидуальный план: как не отдавать ребенка в школу

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка - это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент - сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский - известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу - это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый - это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Дети из более чем 100 тыс. российских семей 1 сентября не пойдут в школу. Одни - по медицинским показаниям, другие - идейные: выбор в пользу семейного образования их родители делают сознательно, искренне желая чадам всего самого лучшего

Лето, Прибалтика, детский лагерь. 12-летний Иван крутится вокруг стайки девчонок, болтающих на солнышке. Он уже пытался дергать их за хвосты (у кого таковые были), обзывал дурами за то, что не могут назвать ни одной звезды из созвездия Птолемея, толкался, пробовал рассмешить, оттягивая собственные уши и нос. Все без толку: девчонки сначала хихикали, потом разозлились и пошли ябедничать. Отец Ивана, известный московский деятель искусств, приехавший повидаться с сыном и наблюдавший происходящее с некоторого расстояния, тянет с растерянным и страдальческим видом: «Ва-а-ня, ну ты чего…»

Конечно, беды в том, что 12-летний мальчишка не смог обаять ровесниц, нет. Но я только что слышала рассуждения его отца о том, что все дети в их семье - анскулеры, то есть не просто не ходят в школу, они вообще не учатся по школьной - равно как и по какой-либо другой - программе, потому что отец не позволит системе растоптать его детей так же, как она «растоптала всех». Семья хотела жить в Германии, но там семейное образование запрещено, и они переехали, чтобы дети могли учить лишь то, что хотят, и лишь тогда, когда хотят. Даже будучи отчасти согласна с Ваниным отцом, я все-таки с трудом удерживаюсь от того, чтобы не броситься на помощь Ване: так и хочется рассказать девочкам, какой он умный, красивый, звезды вон знает…

Положительно к идее обучать детей дома относятся около 8% россиян, а в крупных городах эта цифра приближается к 15%. Решается же на этот шаг всего 1%, в абсолютных цифрах это 100-150 тыс. семей

Чуть позже я знакомлюсь еще с одним, уже взрослым человеком, который в школу не ходил,- 34-летним режиссером Никитой Добрыниным. Этот симпатичный молодой мужчина с открытой улыбкой занят хорошим делом в Феодосии - призывает людей присылать со всего света раскрашенные кирпичи, чтобы он с друзьями построил из них детский театр. Никита прекрасно образован: его отец всех своих пятерых детей учил дома, а в школу, причем в альтернативную, отдал их лишь подростками. И всем было весело - никакого прессинга, школьных хулиганов, все выросли очень свободными и интересными людьми. «Но нам, всем пятерым, пришлось потом несладко,- признается Никита.- Никто не смог удержаться в рабочем коллективе. У нас нет опыта подчиняться. Тем более подчиняться людям, которые в чем-то уступают нам. Недоступна формула «ты начальник - я дурак». У нас в детстве все было просто: честно - нечестно, правильно - неправильно, хорошо - плохо, а жизнь оказалась устроена гораздо сложнее».

Знакомство с Никитой меня немного успокоило. И он, и все его сестры и братья более или менее состоялись в жизни, успешно работают. Сами на себя, в бизнесе - но работают же.

Разорвать оковы

По данным Фонда общественного мнения, положительно к идее обучать детей дома относятся около 8% россиян, а в крупных городах эта цифра приближается к 15%. Решается же на этот шаг всего 1%, в абсолютных цифрах это 100-150 тыс. семей. Идейных среди них - от силы половина: в основном дома учатся дети, которым это необходимо по медицинским показаниям.

Стоит заметить, что добиться от школ перевода ребенка на семейное образование подчас довольно сложно. Хотя в законе «Об образовании» и написано, что право обучать детей дома есть у каждого родителя, но школе участвовать в процессе в обязанность не вменяется. А поскольку такая история чревата для школ большой дополнительной работой, как бумажной, так и организационной, которая к тому же никак не финансируется, ввязываться в нее хотят совсем немногие. Ирина К. уехала с мужем и пятью детьми в деревню и, побывав в местной школе, решила, что учить детей лучше дома, самой. «В итоге на нас обозлились местные учителя, натравили на нас опеку, нас пугали, что заберут детей якобы из-за того, что козы, птицы и собаки в одном дворе без загонов,- рассказывает Ирина.- Слава богу, справились: просто построили загоны для животных, и от нас отстали».

Большинство родителей, выбирающих семейное образование, радикальный анскулинг все-таки не рассматривают, стремятся выбрать ту или иную учебную программу. Достаточно часто такая программа является дополненной или, как считают родители, улучшенной версией школьной. «Первые несколько лет обучения мы каждую четверть сдавали экзамены в обычной школе,- рассказывает Иван Гидаспов, отец 12-летнего Матвея.- Но в итоге решили от этой системы отказаться и выбрали «Экстерн-офис Алексея Битнера»». Бывший директор школы новосибирец Битнер - один из пионеров альтернативного образования, открыл свою онлайн-школу в 2010 году, и сейчас в ней учатся, консультируются по e-mail и сдают экзамены по Skype несколько сотен человек. «Смысловые блоки школьной программы у Битнера соблюдены,- рассказывает Иван,- но сама программа составлена по-другому, менее формально. Считается, что это достаточно сложная программа, но Матвей справляется, хоть и поднывает иногда». За обучение в школе Битнера Гидасповы в начальных классах платили по 20 тыс. руб. в год. Немногим дороже - 25 тыс. руб.- им обходится обучение сейчас. Это, конечно, один из самых дешевых вариантов - например, центр онлайн-обучения «Фоксфорд» обойдется родителям примерно в 5 тыс. руб. в месяц.

Среди других методик, которыми пользуются родители, ищущие альтернатив,- система Монтессори, вальдорфская, методическая система В. И. Жохова и набирающая популярность классическая греческая школа, основанная на тривиуме - грамматика, диалектика, риторика - и предполагающая изучение древних языков и теории искусств.

Борцы с традиционной школой между тем каждый год ищут новые. Домохозяйка Лола Шурыгина (в прошлом изучала дизайн одежды), мама троих детей, в этом году открывает начальную школу на Соколе (на два класса - первый и второй - по 20 человек). Обучение будет стоить 22-46 тыс. руб. в месяц в зависимости от расписания ребенка и скидочных программ: в максимальную стоимость включено обучение с 8:00 до 18:00 с учетом творческих лабораторий и спортивных занятий. «Я бы не назвала это образование альтернативным. Сама я категорически против того, чтобы ставить какие-либо эксперименты на своем ребенке и других детях,- настаивает Шурыгина.- Мы пойдем по классическим, зарекомендовавшим себя методикам и постепенно будем включать в программу находки талантливых современных педагогов и методистов». Тем не менее каноны «нешкольного» образования здесь будут соблюдены тоже: отказ от классно-урочной системы, педагог-тьютор, курирующий индивидуальный образовательный план каждого ученика.

Полная свобода

Полный отказ от обучающих программ, или уже упоминавшийся анскулинг, по мнению главного редактора журнала «Семейное образование» Оксаны Апрельской, не очень популярен в регионах, но получает все большее распространение в Москве.

Этот путь, в частности, выбрала для своего среднего сына, Захара, известный политтехнолог и главред портала Besttoday.ru Марина Литвинович. «Решение родилось не сразу - просто, когда Захар полгода назад начал готовиться к школе, он очень заинтересовался математикой и довольно быстро с помощью образовательной онлайн-платформы дошел до середины программы второго класса: умножает двузначные числа, решает задачи. Я испугалась, что в школе ему будет просто скучно, а потом поняла, что у ребенка должна быть своя траектория, свой учебный план».

Во многом решение было принято под впечатлением от опыта старшего сына Саввы. «Старшего сына я отправила в школу любознательным мальчиком, который всем интересовался, хотел учиться, узнавать новое. Но, к сожалению, классу к пятому, по моему ощущению, школа отбила все эти качества полностью»,- объясняет Литвинович. Теперь десятиклассник Савва, смеется она, просится на семейное обучение вслед за братом.

Несторонница полумер, Литвинович из всех вариантов семейного обучения выбрала самый радикальный. «Когда учишь ребенка сам, какие-то вещи берешь из пятого класса, а какие-то - из первого. Вот в прошлом году мы несколько месяцев увлекались мифами Древней Греции, а в школе это будут проходить только в пятом классе,- говорит Марина.- Обучение не привязано ко времени - ребенок чем-то заинтересовался, и задача родителя этот интерес развить. Вот, например, гуляем мы с ним после дождя, и он обратил внимание, что вылезли дождевые черви,- и это повод изучить строение червей, почитать о них, посмотреть фильм». Кроме того, Литвинович уже решила, что обязательно научит сына и полезным навыкам, которым не уделяется серьезного внимания в школе, например работе в интернете или умению быстро печатать.

Оксана Апрельская, издающая журнал про семейное образование, тоже в итоге пришла к анскулингу, хотя первое время ее дочка училась по программе и проходила аттестацию в школе. «Анскулинг, конечно, не все могут выдержать - только в Москве анскулеры составляют какой-то заметный процент от общего числа детей, обучающихся дома. Это обучение предполагает отсутствие заранее определенной программы, родители ориентируются только на интересы ребенка, помогают ему в его увлечении, надоело - переходим к другому этапу».

Апрельская рассказывает, что в переходе с традиционной системы обучения на анскулинг самое сложное для родителя - именно расслабиться, перестать пичкать ребенка знаниями в режиме 24 на 7 и дать ему возможность перестроиться. «Есть такой термин - «расшколивание», на английском deschooling,- объясняет Оксана Апрельская.- Это период адаптации, когда ребенка уже забрали из обычной школы, когда рекомендуется вообще не приставать к нему с формальным обучением, дать возможность заниматься тем, чем ему хочется, или вообще разрешить ничем не заниматься». По словам Апрельской, период «расшколивания» занимает месяц-два на каждый проведенный в школе год. «За это время ребенок возвращается к своим потребностям, своим желаниям, вспоминает, что они у него есть, отвыкает от того, что кто-то сверху спускает ему какие-то задания. Родителю, правда, очень сложно вытерпеть это детское безделье, начинается паника,- делится Оксана.- Мы ведь все убеждены, что каждая минута должна быть обязательно заполнена какой-то деятельностью, хотя нам этот период тоже нужен, чтобы по-другому посмотреть на ребенка, научиться доверять ему».

Скучно жить на свете

Меньше всего тех, кто выбирает семейное образование, пугает его стоимость. «На самом деле хорошее образование можно дать дома с минимальными затратами - уж точно не больше тех, что обычно связаны со школой,- считает Ирина Шамолина, член совета директоров Международной конференции по домашнему образованию, мама, воспитывающая дома троих детей.- Сегодня какого-то разрыва в способностях или интеллекте между учителем и родителем, у которого есть высшее образование, не наблюдается. Любой родитель с высшим образованием в состоянии освоить школьную программу». По словам Ирины, большинство родителей обходятся своими силами, без педагогов или репетиторов. Но иногда семьи объединяются, чтобы учить детей совместно. «Нанимают педагогов в основном по иностранным языкам и музыке - но так делают и родители тех, кто учится в обычной школе. Есть, конечно, семьи, которые нанимают преподавателей по всем предметам, но эффективность обучения от этого не сильно возрастает»,- убеждена Шамолина. Сама она оплачивает ежемесячные занятия в Третьяковской галерее и Пушкинском музее - каждое обходится в 600-1000 руб., курсы рассчитаны на несколько лет и читают их искусствоведы. «Такие занятия в музеях, рядом с реальными объектами, а не с картинками в учебниках,- это, конечно, большой плюс,- рассуждает Ирина.- Но они ведь необязательны, поэтому едва ли можно утверждать, что домашнее образование непременно дороже школьного».

Не особенно беспокоит родителей-семейников и уровень образования: результаты государственных экзаменов, которые должны сдавать все дети вне зависимости от формы обучения, показывают, что большой разницы между теми, кто учится дома и в школе, нет. Более острый вопрос для тех, кто хочет, но все-таки не решается перейти на семейное обучение,- социализация.

Сторонники семейного образования тем не менее и в этом большой проблемы не видят. «Я думаю, что это абсолютно надуманная проблема. Тема слишком раздута,- говорит мама троих детей Юлия Ивлева.- Разговоры о том, что дети на семейном обучении сидят дома, ни с кем не общаются,- это всего лишь разговоры. У нас большой круг знакомых, кружки, разные занятия. Значение школы преувеличено: ребенок усваивает правила конкретно сложившегося в школе коллектива, а также правила общения с учителями, но это ведь не весь социум». Ирина Шамолина вспоминает, как мало помогла в вопросах социализации школа ей самой, причем школа, которая считалась очень хорошей. «Я не знала, как находить общий язык с новыми людьми, не говоря уже о том, что не представляла, например, как общаться с госорганами или как вести себя на деловых переговорах. Родители, занимающиеся семейным образованием, вполне способны обеспечить гораздо более качественную социализацию для своих детей, чем та, которую детям предлагает школа».

Однако, несмотря на все уверения родителей, путешествия, секции и кружки, дети все равно нет-нет да и жалуются на нехватку общения. «Я хожу на изо и в театральную студию не только потому, что мне нравится, но и чтобы пообщаться,- рассказывает в своем видеоролике на YouTube десятилетняя блогерша Ксю Лайт.- Просто, когда учишься дома, не с кем ни поболтать, ни побаловаться на переменах…»

Не путайте обучение по индивидуальному плану и домашнее обучение. Второе - по медицинским показаниям: ребенок сидит дома, а учителя приходят к нему. Первое - по желанию: пишете заявление, договариваетесь с директором и можете учить ребенка сами, нанимать репетитора или даже приводить чадо в школу на любимые уроки, а раз в четверть сдавать экзамены.

Ольга и ее дочь Даша, ученица 5-го класса

Даша отучилась четыре года в гимназии, а на индивидуальный план перешла в пятом классе, то есть в сентябре этого года. Сейчас мы закончили первую четверть, Даша отлично сдала экзамены, перешла во вторую четверть. Она учится в музыкальной школе, занимается рисованием, поэтому у нее получалось очень много переездов по городу на занятия плюс много поездок на конкурсы, выставки, выступления. И в какой-то момент мы поняли, что закружились во всех этих переездах, а ребенок нерационально использует свое время. И мы решили это изменить. Пошли в обычную школу по месту жительства, к директору, поговорили, убедили, принесли заявление, произвели впечатление нормальных родителей, которым не все равно. Конечно, мы предварительно пообщались с другими родителями, которые уже перешли на индивидуальный план, и все вопросы, которые могли бы быть, мы проработали, обсудили. У нас было краткое заявление и длинное заявление, где мы подробней рассказали, почему хотим перевести Дашу на индивидуальный план.

Мы дружим со многими семьями, и в нашей компании появилась инициатива организовать детям учебу своими силами. Родители объединились, и каждый ведет какие-то занятия с группой детей: у меня, например, техническое образование, я могу вести математику, химию, физику.


Здесь немаловажно то, что я знаю, с какими детьми и людьми общается Даша, знаю их ценности и цели, знаю, чему они могут ее научить. И они знают и любят моего ребенка. У нас разновозрастная группа детей, поэтому Даше больше хочется учиться: она может реализовывать то, чему научилась, - может быть учителем для младших детей. Одно дело просто выучить урок и ответить, а другое - разбирать тему, которую потом нужно объяснить младшим. И еще лучше то, что мы погружаемся в предмет: неделя математики, неделя русского. Мне кажется, это намного эффективнее, по крайней мере для нас это работает. И мы можем лучше планировать свою жизнь, свой день, учиться и в поездках тоже, не тратить времени зря. Бабушки и дедушки уже привыкли, что мы не самые типичные родители. Даша в детстве много болела, но мы начали закаляться, поменяли образ жизни. Конечно, бабушки-дедушки волновались, когда мы и водой обливались, и в проруби купались. Но когда все увидели, что проходит год, другой, а ребенок не болеет - то охотно смирились. Так и с обучением: они уже знают, что мы не предложим ребенку плохого, видят, что она хорошо сдала экзамены (причем спрашивали ее серьезно, прямо как студента в конце семестра), поэтому вопросов не возникает. В обучении по индивидуальному плану большую роль играют люди, с которыми вы общаетесь, ваши друзья, сверстники ребенка. Одним родителям, мне кажется, очень сложно будет организовать ребенку нормальный учебный процесс.

Елена и ее дочь Маша, ученица 3-го класса


Я своих детей не отдавала в детский сад, чтобы оградить их от некоторого людского негатива. А когда Маша пошла в школу, я поняла, что всё, от чего я ее ограждала, наступает с новой силой. Я давно хотела перевести ее на индивидуальный план (тем более что видела пример, когда ребенок не ходит в школу и при этом буквально… гениальный), но долго не решалась, мне не хватало мужества взять на себя ответственность за судьбу моих детей. Но буквально за месяц до третьего класса все-таки решилась. В моей школе мне отказали, потому что Маша была в пятерке худших детей (такие результаты у нее были потому, что она совершенно не хотела учиться). Потом мне отказали в двух соседних школах. А потом я целенаправленно начала искать школу, где уже есть дети, которые учатся по индивидуальному плану; нашла, приехала, поговорила с директором - и та согласилась. Тем, кто хочет перейти на индивидуальный план, могу посоветовать записать ребенка в какой-то кружок, который имеет дипломы и чьи воспитанники где-то выступают. И справку из кружка принести в школу, потому что, по идее, только одаренные дети могут учиться по индивидуальному плану, и такое подтверждение одаренности может потребоваться.

Поначалу было страшно самой учить ребенка, но я выбрала методику полного погружения: вообще-то, там нужно две недели изучать один предмет, но мы всю программу четверти по русской литературе прошли за 5 дней, по русскому языку - за полторы недели. Результат просто феноменальный: у нас в этой четверти две десятки и девятки по остальным предметам. Сложно, конечно, потому что нужно каждый день с дочкой делать уроки. У меня еще двое детей, а на занятия уходило иногда по три часа, и сейчас порой тоже. С другой стороны, я все равно дома и все равно это время провожу с детьми. А по поводу социализации… Сомнения возникают только у тех, кто вообще никакого понятия не имеет об обучении дома. Есть дети, которые ходят и в школу, и в сад, при этом они дикие, невоспитанные, не умеют себя вести, не умеют общаться. Ведь ребенок на индивидуальном плане не сидит постоянно дома: он ходит на детскую площадку, в какие-то кружки, общается со сверстниками, с их родителями. У меня сейчас вопрос в том, переводить ли вторую дочь сразу на индивидуальный план или отдать сначала в школу, чтобы она посмотрела, что это такое, и смогла прочувствовать разницу.

Елена и ее сын Коля, дошкольник


Несколько месяцев мы ходили в детский сад, но Николай оказался мальчиком с характером. Он стал ставить перед нами вопросы, которые не возникали со старшими детьми: сколько свободы можно позволить ребенку, насколько он может добиваться своего? Например, мы ходили в подготовительную группу детского сада. Вот все детки сели, воспитатель им сказку рассказывает, а Коля прибежал, минутку-две посмотрел, все потрогал, все понял - ему это не очень интересно. И он пошел в спортзал - бегать и лазать по стенкам.


Устроил революцию в использовании игрушек: в саду, как всегда, есть игрушки, которые аккуратно сложены и используются только для каких-то занятий, играть с ними просто так нельзя. Коля не понимает - если игрушки есть, почему нельзя с ними играть? И он начал их брать, а другие дети стали следовать его примеру. В общем, мы решили, что для системы Коля не подходит, и забрали его из сада. Но и сейчас мы дома не сидим: ходим в парки, театры, в развивающие центры. Конечно, на это нужны и средства, и время. Мы не считали расходы, но если все развлечения переложить на плечи детского сада, то воспитывать ребенка дома получается дороже. А если помимо сада заниматься дополнительно - то выходит то же самое. Мне интересно общаться с родителями, которые задумываются о том, как растут их дети, в каких условиях, что им требуется. Мы, например, ходим на занятия в семейный центр «Папа может» , преподавание здесь ведется по методике Монтессори , поэтому дети сами хотят заниматься. К домашнему обучению мы, наверное, пока не готовы, но интересуемся им. Потому что наш опыт показывает, что успешно воспитать ребенка силами родителей вполне возможно.

Фото: сайт .

Продолжаю тему школы и обучения детей.

Как обычно, начну с того, что скажу, что всё это моё скромное мнение (IMHO), основанное на небольшом опыте преподавания, размышлениях о результатах этого опыта и поиска лушчей доли. "Всё в этой книге может оказаться ошибкой" (Р. Бах). Моему ребенку еще 5 лет нет. В школу не отдам.

Школа не может учитывать интерес ребенка, его физическое состояние. Школа - это огомное, неповоротливое чудовище, которое не может разглядеть маленьких букашек (учеников). Это - неизбежное зло, обусловленное массовостью школы. Это можно простить (хотя, можно и не прощать). Но есть и другое зло, намного более страшное: наша система образования обращает огромное внимание на знания, но очень и очень мало - на умения. В планах-конспектах занятий каждый учитель обязательно напишет и умения и навыки. При защите себя или работы обязательно упомянет ЗУН (знания, умения, навыки). Но это лишь слова. Умениям и навыкам отводиться очень мало внимания. Пример простой: чтобы сдать экзамен по физкультуре надо не показать не физическую силу, а знания. Т.е. теоретический экзамен по физкультуре важнее практического.

Если вы не отдаете ребенка в школу, собираетесь учить его дома, то стоит ли перенимать школьный подход? Поскольку жить ребенку в этом обществе, и в ВУЗе учиться (спорное утверждение, кстати), то лучше далеко от школы не отходить, т.е. ориентироваться на школьную программу. Я бы мог предложить "пойти другим путём", или разрушить существующий мир до основания, а затем... Не стоит. Моя цель в другом: здоровье, удовольствие от учебы, полезные навыки, крепкие знания. Достигаем цели так: ребенка оформляем в школу, но на семейное обучение. Каждые два месяца (или как договоритесь) приходите сдавать контрольные. Но изучаете не все предметы, а только основные (федеральные), т.е. около 60% предметов. Семейное образование (пока еще разрешено законом) - по 9 класс. Затем - экстернат.

Таким образом, мы придерживаемся учебной программы, но делаем это хитро: предметы, которые интересны учим так, как позволяет понимание, время и силы (а уж сил и времени будет намного больше), а те, которые интереса особого не вызвают - просто учим, чтобы сдать (4-5 без проблем). Это не будет вызывать такого отвращения, как в школе. Что мы выигрываем уже на этом этапе: здоровье, время, силы. Здоровье, потому не нужно сидеть на не очень удобных стульях, не придется есть в школьной столовой, не придется дышать воздухом с повышенным содержанием вирусов. А также - нормальная температура воздуха, нормальная освещенность, удобная одежда. Возможность выспаться (это очень и очень важно!), возможность использовать погоду: в дождливое время учиться, в солнечные дни - гулять (это тоже очень важно). Я считаю преступлением против человечества учиться в мае. Хоть режьте меня - никто в это время не учиться. Не учиться летом - тоже преступление. Кроме того, здоровье будет сохранее, благодаря меньшему времени на учебу. В это может быть сложно поверить, но эффективность обучения в школе чудовищно низка. Самостоятельно изучить все предметы можно в два-три-четыре раза быстрее. Не менее важно психологическое здоровье: никто не будет называть вашего ребенка дураком (дурак - это ласка, по сравнению с тем, что можно услышать от учителей. Дело не в словах, а в том, какое мнение о себе формируется у ребенка). Заметьте, я ни слова не говорю о классе, как детском коллективе, я не говорю о том, с чем сталкивается ребенок в школе. Статья об учебе, вот и буду только об этом. Промежуточный итог: учимся дома, программа - школьная, раз в два месяца - контрольные. Выигрыш - время, силы, здоровье.

Как учить ребенка, если вы не учитель? Если вы не помните, не знаете, не умеете?

А вы сможете научить своего ребенка готовить? При условии, что вы не повар и не преподаватель кулинарного дела?

Главное, что должен сделать родитель - это организовать учебный процесс. Первые несколько лет придется много заниматься с ребенком, поначалу сидеть рядом с ним, со временем все больше оставляя его. К 4-5 классу он должен уметь сам находить задания, делать, проверять и подходить к только с конкретной проблемой, с которой он не смог справиться и (важно!) показывтаь, как он пробовал эту проблему решить, что читал. Для начальной школы есть много хороших пособий. От родителя не потребуется особых знаний.

Будет проблема с выбором пособия. Можно найти хорошего учителя начальных классов и консультироваться с ним.

5-8 класс - активная самостоятельная работа с небольшой помощью родителя. Помощь больше направлена на формирование умений перерабатывать информацию, выступать (рассказывать), искать ответы на сложные вопросы. В учебниках всегда дается теоретический материал, упражнения и вопросы. Если внимательно читать и выполнять задания, то можно спокойно сдать любые контрольные. Дополнительная познавательная литература в этот период обязательна. "За страницами учебника..." или "Занимательная..." и много другого. Нужен консультант для помощи в выборе или форум "мамочек" (и "папочек"). В данный период нужно много разного пробовать, пусть понемного и неглубоко - время выбора специализации.

Начиная с 9-го класса - самостоятельная работа учащегося. Родитель в учебной программе мало чем поможет. Неплохо найти консультанта. Если до 8-го класса с консультантом общался родитель, то после 8-го, за помощью будет обращаться уже сам ребенок. Родитель продолжает общение с ребенком, но в учебных делах участия практически не принимает (интерес можно проявить. А можно и не проявлять). Это время, когда родитель может передать ребенку много сложных социальных навыков, таких, как умение разговаривать по телефону, умение вести себя в конфликтных ситауциях, умение требовать своё, защищать свои права, давать взятки, платить за квартиру, в конце-концов. В это же время родитель может помочь ребенку и организовать как можно больше встреч со своими знакомыми и незнакомыми - чтобы из первых уст получить информацию о профессия, побывать на производстве, в офисах, посмотреть на работу.

Вернемся теперь к обучению. Есть предметы, которые любой сможет изучить самостоятельно, имея учебную программу, учебник, рекомендованную литературу, интернет. К таким предметам я отнесу: математику, физику, химию, биологию, географию, историю, информатику, литературу, частично - русский язык.

Есть дисциплины, в которых обязательно потребуется помощник: иностранный язык, физкультура, ИЗО, музыка, т.е. те предметы, в которых важную роль занимает навык. Навык формировать лушче под присмотром опытного специалиста. Только делать это можно не том режиме, который предлагает школа (раз в неделю), а мастер-классами: неделя в полгода, например. Тогда можно будет или самим поездить в город или мастера к себе пригласить. В некоторых случая дистанционное обучение, в других - совмещение. В третьих - только очное. Например, не могу себе представить, как изучать айкидо через интернет.

Еще один промежуточный вывод: родитель помогает ребенку учиться самому. В сложных случаях обращаясь к специалистам. Некоторые предметы требуют очного обучения у специалиста. На всякий случай скажу, что для "школьного" уровня никаких специалистов не потребуется. Мои ученики 11 класса не могли перевести несколько простых слов, которые видели на экране.

Итак, в школу можно не ходить, учиться самостоятельно, опираясь на помощь специалиста в выборе учебников, литературы, в составлении индивидуальной учебной программы. Делать упор не на знаниях, а на умениях получить эти знания.

Что же до моей частной школы, то я могу взять на себя то, что не хотят брать многие родители - сидеть с ребенком поначалу, помогать ему выйти на самостоятельное обучение. Ценность моя только в одном - мне нравится общатья с детьми, нравится искать, что им "подбросить интересного" и этого интересного в моей голове очень много, как по учебе, так и по развлечениям. Я могу объяснить сложную тему, предварительно сам в ней разобравшись. Я в состоянии оценить качество учебника. Честно говоря, мои возможности отнюдь не уникальны. Возможно, что ключевой момент только один - мне это нравится и я хочу этим заниматься и дальше.

Продолжение следует. В следующей серии я расскажу о том, что такое частная школа. Оставайтесь с нами.

Новое на сайте

>

Самое популярное