Домой Медицина  Дуальное система обучения для педагогических специальностей. Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России

Дуальное система обучения для педагогических специальностей. Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

М.Н. Провоторова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Практическая подготовка - одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов, которая организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Перспективы развития профессионального образования находятся в прямой зависимости от спроса выпускников профессиональных учебных заведений.

В условиях инновационного развития экономики России ключевым ресурсом являются квалифицированные кадры. В настоящее время все больше говорится о необходимости увеличения доли квалифицированных рабочих, получивших среднее профессиональное образование. В стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года в качестве одной из задач указано преодоление диспропорций на рынке труда по уровню и структуре квалификаций.Проблема недостатка рабочих кадров подтверждается данными Росстата России и анализом сайтов вакансий.

Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности требует совершенствования системы подготовки профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. Система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.). С 2014 года в 13 регионах России были запущены пилотные проекты реализации системы дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в учебном заведении студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочих местах. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве .

Цели дуального обучения:

Уменьшение разрыва между теорией и практикой, повышение мотивации получения знаний и приобретения практического опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

Внедрение в учебный процесс новых техноло­гий обучения;

Обеспечение профессиональной подготовки студентов в колледже на требуемом рынком труда уровне.

В настоящее время в колледже уже применяются элементы дуального обучения в ходе подготовки студентов, но существует объективная необходимость его дальнейшего развития.

Учебный процесс организуется следующим образом: па­раллельно с обычными занятиями в колледже (общепрофессиональный цикл дисциплин), студенты выполняют практические и лабораторные занятия междисциплинарных курсов на оборудовании социальных партнеров, а при проведении производственных практик ходят на работу на конкретное предприятие, где приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную оплату обучающемуся при выполнении определенного объема работ.

Опыт внедрения дуального обучения в регионах России показывает преимущества для всех участников проекта:

Преимущества для работодателя:

Подготовка кадров под конкретные технологические процессы;

Повышение производительности и качества услуг и продукции;

Сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии;

Снижение затрат на дополнительное обучение;

Повышение престижа рабочих профессий.

Преимущества для колледжа:

Повышение качества профессионального образования;

Повышение престижа и конкурентоспособности, увеличение количества абитуриентов;

Развитие материально-технической базы;

Высокий процент трудоустроенных выпускников.

Преимущества для будущих специалистов:

Учеба в реальных рабочих условиях на производстве;

Осознанное овладение профессиональными компетенциями;

Оплата труда в период прохождения производственной практики за достигнутый результат (возможность получения стипендии и зарплаты);

Гарантированное трудоустройство.

Работодателям экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Для студентов дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой профессиональной жизни. Учась дуально, студент, во-первых, получает среднее профессиональное образование; во-вторых, получает реальный опыт на производстве; в-третьих, имеет шанс получить постоянную работу сразу по окончании учебного заведения на том предприятии, где он трудился. Ну, и далеко не последнюю роль играет тот факт, что, будучи студентом, может зарабатывать.

На этапе подготовки к внедрению дуального обучения, а эта работа уже началась, колледжем будет разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация:

Положение об организации и проведении дуального обучения в колледже;

- «дорожная карта» по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

Запланировано проведение совместных совещаний с базовыми предприятиями с определением количества рабочих ученических мест и возможности задействования оборудования работодателя;

Совместно с работодателями будут разработаны программы дуального обучения по специальностям;

Составлены планы-графики дуального обучения и согласованы с базовыми предприятиями.

На этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических и лабораторных занятий по МДК на базе работодателя и реализации программ учебной и производственной практики.

Опираясь на опыт регионов внедривших дуальную систему обучения при разработке МДК необходимо руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями - набором на­выков и умений. Реализация коротких профессиональных модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть, требует постоянного обновления и «тонкой настройки» на конкретные потребности, в соответствии с востребованностью компетенций на рынке труда.

Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития выпускников необходимо на базе Учебного центра профессиональных квалификаций давать студентам профессию, рекомендуемую к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, с присвоением разряда совместно с работодателями.

Развитие дуального обучения в колледже предполагается на базе стратегического социального партнера АО «ВЗПП-Сборка» для специальностей 11.02.01 Радиоаппаратостроние, 11.02.13 Твердотельная электроника с последующим расширением спектра предприятий радиоэлектронного профиля и задействованием предприятий - социальных партнеров: ОАО «Электросигнал», АО ВЦКБ «Полюс», АО «Концерн «Созвездие». В дальнейшем предполагается развитие дуального обучения и по другим специальностям колледжа.

Таким образом, по дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.

Чтобы понять, чем отличается дуальное профобразование от дуального профессионального обучения, надо уточнить, что же значит загадочное, но модное ныне слово «дуальный». Попробуем понять его смысл через подбор синонимов. Например, таких как «двусторонний», «двойной».

Говоря о дуальном профессиональном образовании, подразумевают наличие двух сторон: учебные учреждения, дающие современные теоретические профессиональные знания своим подопечным, и предприятия, где получают неоценимые конкретные практические навыки, умения.

Такое образование уже практикуется в Московской области, Пермском, Красноярском краях, Нижегородской, Вологодской и других областях.

Опыт очень интересный, перспективный. Профессиональные учебные заведения обучают воспитанников в соответствии с определенными запросами работодателей. Теоретические знания обучающиеся получают в стенах учебных учреждений, а вот практические навыки – на предприятиях заинтересованных работодателей. Причем на практику отводится намного большевремени (примерно две трети), чем на изучение теории.

Чем же привлекателен такой опыт? Конкретностью. Теория сразу же подкрепляется практикой. Готовят специалистом на определенные должности, практика проходится ими на будущем рабочем месте.

Какие же еще плюсы дуального образования?

Предприятие активно участвует в подготовке для себя нужных кадров в соответствии со своими требованиями. Государство не тратит время и деньги на обучение обезличенных специалистов. Учащиеся обучаются сразу в двух местах: в учебном профессиональном учреждении и на реальном предприятии, что укрепляет в них желание заниматься выбранным делом.

К концу обучения молодой работник профессионально компетентен,вовлечен в определенное производство, будущее место работы для него родное, знакомое, понятное. Он знает, что, как и когда нужно делать, мотивирован на успешную, качественную работу. Рабочий график не будет для него в новинку. Ему понятна инфраструктура предприятия, знаком с корпоративной культурой. Коллектив известен, все его знают, потому стрессовых ситуаций, конфликтов не боится. Вход в должность тоже не требует времени. Наставник – сотрудник предприятия — всегда поможет, подскажет.

Теория уже не оторвана от практики и не превалирует в процессе обучения, как раньше.

Дуальное профессиональное образование позволяет избежать выпуска обезличенных специалистов, которых потом необходимо доучивать на рабочем месте, теряя на это драгоценное время, что в результате негативно сказывается на эффективности работы предприятия в целом. То есть время для адаптации им не требуется.

Не пополняются ряды молодых специалистов либо безработных, так как не могут трудоустроиться, либо работающих не по профессии.

Обучаемый чувствует ответственность перед предприятием, ощущает заинтересованность, заботу будущего работодателя. Отсюда появляется и мотивация к качественному обучению, верность, преданность предприятию, профессии.

Во время реальной, взрослой работы на настоящем производстве формируетсясильная, уверенная, целеустремленная личность.

В результате из выпускника школы вырастает настоящий увлеченный своим делом специалист, который не только профессионально обучен, но и профессионально образован.

Нельзя подменять дуальное профессиональное образование на профессиональное обучение. Обучить («натаскать», натренировать) можно кого угодно и чему угодно, нужно только время, наличие у наставников педагогических навыков и терпение.

Профессиональное образование – понятие более емкое. Это не только механическое обучение определенным навыкам, умениям, но и формирование убеждений, взглядов, умения творчески использовать полученный багаж знаний, стремление непрерывно повышать квалификацию, видеть профессиональные перспективы.

Это и воспитание разносторонней личности с развитым, широким кругозором.

Образованный человек – это человек, не только механически усвоивший определенный опыт, знания, умения, которые ему постарались передать, то есть обученный, но и думающий, самостоятельный, творческий, не останавливающийся на достигнутом.

Обученный– это исполнитель, а образованный – новатор, созидатель, идущий в ногу со временем.

Дуальное профессиональное образование позволяет готовить образованные (а не только обученные) креативные, квалифицированные профессионально-технические кадры, приступающие к работе в полую силу сразу после обучения.

Белякова Т.Н. преподаватель ГБПОУ СХТК

Дуальная модель обучения в системе среднего профессионального образования

    Основные понятия, используемые в дуальной модели обучения.

Дуальная система образования - система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.

Профессиональный стандарт - документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.

Учебная образовательная программа - документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.

Профессиональная квалификация - это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.

Кредитная система обучения - образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Сущность и содержание дуальной модели обучения.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомен­дациями РГП «РНМЦ» МОН РК.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение

    Назначение и цели дуальной модели обучения.

Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации.

Цели: Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

    Нормативно-правовое обеспечение дуальной модели обучения.

ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

1) преемственных образовательных программ различного уровня

и направленности, федеральных государственных образовательных

стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и

подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-

общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования

Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе:

    Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (проект);

    ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;

    ФГОС ВО 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")»

и в соответствии с Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №ВК-1032/06).

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования Российской Федерации»;

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    федеральный;

    региональный;

    локальный.

    Цели и задачи внедрения дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Задачи: Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития РК.

Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.

Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

    Основные этапы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Этап 1 Выбор координатора (оператора)

Этап 2 Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) – федеральный, региональный, локальный.

Этап 3. Прогноз отраслевых и региональных потребностей.

Этап 4. Профессиональная ориентация.

Этап 5. Обновление образовательных программ.

Этап 6. Организация производственной практики.

Этап 7. Оценка профессиональной квалификации.

    Зарубежный опыт дуальной модели профессионального образования.

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

    Лучшие российские практики реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

    Актуальные проблемы реализации дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Недостатки дуальной системы: С мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования; Рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве; Образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал; Недостаточная готовность предприятий к обучению - вследствие этого отсутствие учебных местах на производстве; Предприятия вынуждены через повышение цен на производимый продукт зарабатывать средства на образование (недостающее оборудование, недостаток финансов и др.).

    Основные направления развития дуальной модели обучения в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Соответствие содержания образования современному уровню производства; Знакомство студентов с корпоративной культурой предприятия, его особенностями; Сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе; Использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок; Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.

В наше время сельскому хозяйству необходим специалист с широкими общими и специальными знаниями, умеющий быстро реагировать на изменения в науке и технике, способный осваивать новые технологии, обладающий проблемным, аналитическим мышлением, компетентный в социально--психологической сфере, владеющий интеллектуальной культурой. Его отличительные черты - постоянное углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенций.

Подготовить такого специалиста можно только в одном случае: если использовать принципиально новую модель обучения и профессиональной подготовки, признанную во всем мире, - систему непрерывного образования в течение всей жизни. Формирование этой модели Министерство сельского хозяйства РФ считает одним из ведущих направлений развития агропромышленного комплекса России. Только так можно обеспечить доступность образования для сельской молодежи, подготовить квалифицированные кадры соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособные на рынке труда, обеспечивающие эффективное ведение производства.

Хорошо вписывается в систему непрерывного образования другая современная модель - дуальной подготовки кадров в интегрированной системе «колледж - предприятие». Над созданием ее для агропромышленного комплекса Волгоградского региона работают Новоаннинский сельскохозяйственный колледж и компания «Каргилл Новоаннинский».

Стоит подчеркнуть: предприятия идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как их руководители хорошо знают, что эти затраты являются надежным вкладом капитала. Ведь для партнеров важен не только результат, но также содержание и организация обучения. Так преодолевается разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.

Кроме этого, дуальная подготовка позволяет комбинировать теоретическое и производственное обучение, занятия в колледже и на предприятии. Это значит, что студенты получают компетенции, необходимые для данного производства. Также при дуальной системе появляется уникальная возможность совместного финансирования программ подготовки кадров, когда средства поступают от бизнеса, заинтересованного в квалифицированных работниках, и от региональных органов власти, заинтересованных в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Обучение ведется в три этапа. Первый, подготовительный, предполагает создание самой модели дуального образования (в колледже она основана на принципе непрерывности), определение основных функций, направлений деятельности, видов и содержания работ, выполняемых участниками образовательного процесса - профессиональной образовательной организацией, предприятиями-партнерами, а также организациями общественного взаимодействия. Именно на этом этапе предполагаются формирование организационной инфраструктуры и разработка нормативной документации. Вот основное, что предстоит для этого сделать:

  • сформировать содержание системы профессиональных компетенций (требований работодателя);
  • откорректировать содержание основных профессиональных образовательных программ;
  • создать пакет учебно-методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • заключить договоры с предприятиями о совместной деятельности.

При заключении договоров необходимо учитывать квалификационные требования к специалистам, а также условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов.

Работодатель и претендент на обучение - в случае, если он не является сотрудником работодателя, - тоже заключают договор. В документе указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом затрат на обучение посредством обязательной отработки, срок которой оговаривается. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме «работодатель - колледж - претендент на обучение».

«Каргилл Новоаннинский» - предприятие американское, еще не введенное в эксплуатацию, но рассчитанное на
высокотехнологичное производство. С учетом этого предполагается, что задачей второго этапа обучения будет переход на качественно новый и более высокий уровень подготовки рабочих и специалистов, существенное повышение общих и профессиональных компетенций выпускников. Факторы, которые будут способствовать выпуску высококлассных специалистов, таковы:

  • совместная реализация созданных профессиональных образовательных программ с работодателями и институтами общественного взаимодействия;
  • параллельное повышение уровня компетентности педагогических работников в области высокотехнологичного производства и работников предприятий в сфере психолого--педагогического и методического знания;
  • приведение материально--технической базы колледжа в соответствие с требованиями современного производства;
  • адаптация педагогических технологий к профессиональным образовательным программам;
  • создание и реализация системы наставничества.

Все это и множество других шагов позволит обеспечить конкурентоспособность и востребованность выпускников на современном рынке труда, что, в свою очередь, станет мощным фактором его модернизации.

Третий этап носит обобщающий характер и заключается в анализе, оценке и корректировке разработанной модели дуальной подготовки с учетом полученных результатов.

Особая роль отводится предметно-цикловой комиссии, созданной на первом этапе. Планируется, что обучение пойдет по определенной схеме. В течение одного семестра студенты будут приезжать в филиал комиссии, находящийся на предприятии, где в соответствии с графиком поочередно посещать цеха и лаборатории, в которых ведущие специалисты на месте расскажут об устройстве и принципе работы каждого вида оборудования, покажут, как его эксплуатировать. Посещение производства предполагается осуществлять в рамках дисциплины «Учебно--исследовательская работа студента», специально включенной для этого в учебный план и расписание занятий академической группы. Еженедельно каждый обучающийся получит индивидуальное задание и сдаст отчет о выполнении в виде реферата. Для этого выделяются специальные часы по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу.

В течение первого учебного года обучение идет по графику: производство - колледж - производство - колледж - сессия - производство - колледж - производство - колледж - сессия - каникулы (работа).

В течение второго учебного года академическая группа, разбитая на четыре подгруппы, осваивает высокотехнологичное оборудование в режиме реального времени. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы на предприятии и в колледже обязательно находился один из курсов. Например: в сентябре второй и четвертый курсы обучаются на предприятии, а третий - в колледже, в октябре они меняются местами. Изучение дисциплин и профессиональных модулей проводится циклами.

Студентам-практикантам второго курса специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйст-венной продукции» предприятие выплачивает минимальную заработную плату.

Помимо освоения основной специальности, студенты за период обучения осваивают рабочую профессию лаборанта химического анализа.

Подобная система подготовки кадров для АПК обязывает всех участников процесса - студентов, а потом выпускников, молодых рабочих и специалистов, преподавателей, мастеров производственного обучения, работников предприятия-партнера - на каждом этапе учитывать новые условия и требования, а, следовательно, неизменно работать над собой и продвигаться вперед. Закладываются основы для обучения в течение всей жизни. Логическая цепочка непрерывности выглядит следующим образом: студент - выпускник - молодой рабочий (специалист) - наставник на производстве - преподаватель (мастер производственного обучения) в колледже.

Организация дуальной подготовки кадров заставляет по¬новому отнестись к вопросу развития колледжа, работать над созданием интегрированного образовательного учреждения - многоуровневого, многофункционального, многопрофильного, реализующего широкий спектр программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, а также дополнительных профессиональных программ для агропромышленного комплекса Волгоградской области.

В настоящее время образовательная деятельность колледжа нацелена как на удовлетворение потребностей рынка труда в кадрах высокой квалификации, так и на реализацию индивидуальных образовательных и профессиональных запросов различных категорий обучающихся, включая взрослое население. Таким образом, дуальная целевая подготовка становится естественной формой организации непрерывного профессионального образования в интегративной структуре «колледж - предприятие».

Новое на сайте

>

Самое популярное