Домой Здоровье Дарендорф современный социальный конфликт. Конфликтная модель общества ральфа дарендорфа

Дарендорф современный социальный конфликт. Конфликтная модель общества ральфа дарендорфа

Ральф Дарендорф (1929-2009) признавал, что общество не может существовать как без конфликта, так и без согласия, которые являются предпосылками друг для друга, однако с сомнением относился к разработке единой социологической теории, включающей оба процесса: «Кажется, по крайней мере, вероятным, что объединение теории неосуществимо в вопросе, который озадачивал мыслителей с самого начала западной философии» . Поэтому социологическую теорию следует разделить на две части - теорию конфликта и теорию согласия. Теоретики согласия должны исследовать ценностную интеграцию в обществе, а теоретики конфликта - изучать столкновения интересов и принуждение, которые объединяют общество перед лицом этих конфликтов.

В своих известных работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1959), «Элементы теории социального конфликта», «Конфликтпосле класса» (1967), «Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы» (1994) все внимание Дарендорф сосредоточил на обосновании теории социального конфликта. В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагал, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других, а дифференциальное распределение власти «неизменно становится определяющим фактором систематических социальных конфликтов» . Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в.

Ключевым элементом в анализе Р. Дарендорфа является власть, которая подразумевает как превосходство, так и подчинение. Люди, занимающие властные и подчиненные позиции, имеют интересы, противоположные по сути и направлению. Все общество состоит из ряда элементов - императивно координированных ассоциаций (объединения людей, которые контролируются другими, занимающими более высокое положение в иерархической структуре). Поскольку общество содержит множество таких ассоциаций, индивид может занимать властное положение в одной и подчиненное в другой. В каждой ассоциации те, кто занимает господствующие позиции, стремятся сохранить их, те же, кто находится в позициях подчиненных, ищут изменений. Таким образом, в каждой ассоциации присутствует, по крайней мере, скрытый конфликт интересов. Интересы господствующих и подчиненных объективны в том смысле, что отражаются в ожиданиях (ролях), соответствующих позициям, которые не обязательно должны быть осознанными (неосознанные ролевые ожидания - латентные интересы). Когда индивиды их осознают, они становятся явными интересами. Таким образом, существенная характеристика социального конфликта - это наличие противоречия интересов, а сам конфликт Р. Дарен- дорф определяет как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности» .

Рассматривая изменения различных состояний социальной структуры от устойчивого к развертывающимся социальным конфликтам, Р. Дарендорф выделяет три этапа. На первом этапе проявления конфликта на основе существенных в каждом случае структурных признаков в данном социальном единстве выделяются два агрегата социальных позиций, «обе стороны» фронта конфликта. Эти агрегаты являются квазигруппой (множество представителей позиций, предполагающее их сходство, которое не нуждается в осознании ими). Принадлежность к агрегату в форме квазигруппы постоянно предполагает ожидание защиты определенных интересов (латентных интересов). Второй этап развития конфликта связан с процессом осознания латентных интересов, организации квазигрупп в фактические группировки. Важным моментом этого этапа является наличие определенных технических (личные, идеологические, материальные), социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация), политических (свобода коалиций) условий. Третий этап - сами сформировавшиеся конфликты, столкновения между сторонами или элементами, характеризующимися очевидной идентичностью.

Основные положения схемы Р. Дарендорфа были представлены Дж. Тернером:

«I. Чем больше члены квазигруппы в ИКА" могут осознавать свои объективные интересы и образовать конфликтную группу, с тем большей вероятностью произойдет конфликт.

II. Чем больше соберется технических, политических и социальных условий организации, тем острее конфликт.

IV. Чем меньше мобильность между господствующими и подчиненными группами, тем острее конфликт. <...>

VII. Чем меньше конфликтные группы способны приходить к соглашениям, тем более насильственным является конфликт. <...>

IX. Чем более насильственным является конфликт, тем выше темпы структурных изменений и реорганизаций» .

Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами. Формы социальных конфликтов постоянно изменяются, и теория социального конфликта должна ответить на вопрос: в каких же именно аспектах можно обнаружить такие изменения формы, с чем они связаны? Поэтому Р. Дарендорф уделял большое внимание исследованию переменных (интенсивность и насильственность), а также факторов вариабельности социальных конфликтов. Первый крут факторов вытекает из условий организации конфликтных групп, или манифестирования конфликта. Историческими примерами этого являются конфликты как из области международных отношений (партизанские войны), так и конфликты внутри общества (индустриальные конфликты до легального признания профсоюзов). Следующий круг факторов социальной мобильности:

«Чем сильнее единичное привязано к своей общественной позиции, тем интенсивнее становятся вырастающие из этой позиции конфликты, тем неизбежнее участники привязаны к конфликтам <...> конфликты на основе возрастных и половых различий всегда интенсивнее, чем на основе профессиональных различий <...> как правило, конфессиональные столкновения интенсивнее, чем региональные. Вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция всегда способствуют снижению интенсивности конфликта» .

Третья группа факторов, влияющих на интенсивность конфликтов, заключается в социальном плюрализме (напластование или разделение социальных структурных областей).

По мнению Р. Дарендорфа, социальные конфликты принципиально нельзя «разрешить» з смысле окончательного устранения. Средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликта выступает регулирование, конфликты становятся контролируемыми и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур. Успешное регулирование предполагает ряд условий: 1) конфликты, а также данные отдельные противоречия должны признаваться всеми участниками как неизбежные, оправданные и целесообразные; 2) любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений (следует отказаться от попыток устранения их причин); 3) конфликты обязательно канализируются. Участники соглашаются на известные «правила игры», в соответствии с которыми они желают разрешить свои конфликты. К ним принадлежит ряд форм, которые могут применяться последовательно (табл. 1).

Таблица 1

Обзор «Формы регулирования социальных конфликтов» 1

Полводя итог рассмотрению основных положений теории социального конфликта Р. Дарендорфа, необходимо отметить, что любое общество постоянно подвержено изменению, каждый элемент общества способствует его изменению, в каждый момент общество переживает социальный конфликт, он вездесущ, любое общество опирается на принуждение одних его членов над другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов. Общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т. п. Именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации влас-

ти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности ее получить.

Существует множество разновидностей конфликтов, формы социальных конфликтов изменяются, поэтому социологический анализ должен базироваться на переменных социального конфликта (интенсивность и насильственность) и тех факторов, которые на них влияют. Решающим средством для прекращения социальных конфликтов выступает их регулирование. Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным к нему отношением со стороны власти. Поэтому в демократическом обществе конфликты имеют место, но рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными.

Создание целостной картины современности, понимание и предсказание движения общественных процессов, функционирования социальных институтов и в целом обществ эпохи постмодерна невозможны без глубинного анализа теории социального конфликта и ее дальнейшей интенсивной разработки.

В подтверждение значимости развития современной социологической теории конфликтов необходимо упомянуть о награде Принца Астурийского в области общественных наук, врученной в 2007 году немецкому социологу и политическому деятелю Р. Дарендорфу за весомый вклад в разработку теории социального конфликта. Специфика этой теории полностью зависит от специфики самих обществ XX в., от оформления в них новых форм конфликта, неравенства и социального протеста. Поэтому представляется достаточно актуальным исследование научных взглядов современного социального мыслителя и общественного деятеля Ральфа Дарендорфа.

C зарождением капиталистических отношений (конец XIX-XX вв.) общество претерпело существенную структурную трансформацию. Классовое общество превратились в «постклассовое»; новая социальная структура породила новые социальные отношения. Данные социальные изменения повлекли за собой преобразование предмета теории социального конфликта.

Для Р. Дарендорфа специфика предмета исследования современной теории социального конфликта заключается в рассмотрении преимущественно правовых и экономических аспектов взаимодействия общества и индивида, социальных групп.

Это связано с формированием в экономически развитых странах гражданского общества, что послужило толчком к образованию ранее не существовавшего класса - «класса граждан». Гражданские права и реальные доходы открывают разные возможности выбора. Наличие различных шансов выбора во всех сферах жизнедеятельности общества является одной из важных проблем современности, требующих особого внимания.

Шансы выбора, доходы, права граждан и их обеспечение согласно Р. Дарендорфу непосредственно связаны с жизненными шансами индивидов. Неравномерное распределение жизненных шансов, различные ролевые отношения и неравенство властных позиций, по мнению социолога, являются основными источниками социальных конфликтов. Подавление социальных конфликтов, по мнению Р. Дарендорфа, не приведет к их устранению, поэтому рациональным является регулирование конфликтных ситуаций. Как только они становятся контролируемыми, их сила начинает способствовать дальнейшему развитию социальных структур.

Поскольку устранение причин развития социального конфликта невозможно, нужно искать способы перевода его в другую плоскость. Для Р. Дарендорфа это представляется возможным благодаря проведению равномерных и параллельных политических и экономических преобразований, которые должны быть направлены на создание условий увеличения жизненных шансов граждан.

Само преобразование, а также конфликт, Р. Дарендорф считает необходимыми условиями свободы. При этом в обществе должны быть хорошо развиты социальная организация, социальная мобильность и существовать «конституция свободы», содержащая правила, способствующие контролированию социальных конфликтов. Предоставление защиты индивидам, развитие в них чувства уверенности неразрывно связаны с необходимостью пересмотра содержания и гражданских прав и жизненных шансов.

Важно стремиться к созданию культурно, национально, религиозно разнородного общества, где каждый член будет обладать широкими жизненными шансами, а условия социальной организации в целом будут способствовать формированию коллективной солидарности.

Помимо всех указанных факторов к разрешению социального конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, могут привести организованность противостоящих сторон, их вдумчивость в доводы друг друга, согласие в отношениях правил игры, институционализация социальных конфликтов (создание комитетов, комиссий, советов и т.д.), присутствие посреднической стороны, переговоры, арбитраж. Важно подчеркнуть еще раз точку зрения Р. Дарендорфа, что конфликты при применении различных методов их регулирования не исчезают, но форма их становится смягченней. Если конфликт подавлен или отсутствует в определенной социальной структуре, то изменений в ней никаких не произойдет.

В заключение важно отметить, что Р. Дарендорф рассматривает социальный конфликт на разных социальных уровнях: от индивида и малой социальной группы до общества в целом. По его мнению, конфликт способствует динамичному развитию социальной системы, если он рационально регулируется. Регулируемый конфликт порождает изменения, являющиеся толчком к эволюции социальной организации. Главная цель данного прогресса, по мнению Р. Дарендорфа, - это построение мирового гражданского общества. Следовательно, современный социальный конфликт является одним из источников стратегических преобразований социальной системы, и основной задачей социолога должен быть поиск методов рационального регулирования современного социального конфликта.

Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Он определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:

Технически х (личные, идеологические, материальные);- социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);- политических (свобода коалиции).Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом – беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драки, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т. д.

Переменная интенсивность относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правили, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.



Важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, то есть напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющий собой некий уравновешенный механизм, предотвращающей нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества становится плюралистической. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество разнообразных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность.

По мнению Р. Дарендорфа метод подавления конфликта является не эффективным способом обращения с конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная «злокачественность».,

Теория конфликтов Коллинза

Социология конфликта» Рэндалла Коллинза (Collins, 1975) носила исключительно обобщающий характер, поскольку продвинулась в гораздо более микро­ориентированном направлении.

Коллинз пояснил, что его внимание к конфликту не имеет идеологической по­доплеки; т. е. он не начинал с политического взгляда о том, хорош или плох конфликт. Напротив, он заявлял, что конфликт как предмет исследования был выбран На том реалистическом основании, что представляется, возможно, единственным Центральным процессом социальной жизни.

Коллинз подходил к конфликту с индивидуальной точки зрения, потому Что теоретические истоки его воззрений лежат в феноменологии и этнометодоло-гии. Несмотря на его предпочтение теорий личностного уровня и малого масштаба.

Коллинз также подчеркивал, что теория конфликта лучше других социологических теорий подходила в качестве основы для выводов эмпирических исследований.



Коллинз осознавал, что «социология не может быть успешной сугубо на микро­уровне» (теория конфликта не может обойтись без социетального уровня анализа.

Коллинз понимал социальные структуры неотделимыми от конкретного человека, который конструирует их и чьи модели взаимодействия составляют их сущность. Коллинз был склонен рассматривать социальные структуры скорее как модели взаимодействия, а не как внешние и носящие принудительный характер сущности. Кроме того, в то время как большинство теоретиков конфликта считали, что агент испытывает принуждение внешних сил, Коллинз полагал, что актор постоянно создает и воссоздает социальную организацию.

Коллинз считал марксистскую теорию «отправной точкой» теории конфликта, но она, на его взгляд, перегружена проблемами. С одной стороны, он находил, что для нее (как и структурного функционализма) характерна крайне идеологическая направленность, свойство, которого он стремился избежать. С другой стороны, он был склонен рассматривать марксистскую позицию сводимой к анализу сферы экономики, хотя это несправедливая критика марксистской теории.

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями.

Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы “впустить” тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого.

Класс большинства проводит границы не только горизонтально, но и вертикально (расово-этническая проблема). Дарендорф пишет, что прелести многонационального общества пропали даром для большинства, скорее пекущегося о соблюдении межрасовых барьеров, чем о достижении открытости. Такое состояние в обществе - шаг назад в истории развития гражданства. Необходимы позитивные действия: предоставление меньшинствам и другим обездоленным некоторых социальных льгот при получении образования и найме на работу. Возник новый тип “подмоченного” либерализма, отказывающегося от великих завоеваний в области всеобщих гражданских прав и норм ради того, чтобы удовлетворить сепаратистские требования национальных меньшинств. Права меньшинства изначально были неверно поняты и вследствие этого превратились в правление меньшинства.

Вторая опасность опасность аномии (В современную социологию понятие “anomie” ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих единственным выходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон дополняет определение, трактуя его как “конфликт норм в культуре”, когда люди не способны подчиниться ценностно-нормативной системе общества).

Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на “оголтелый мятеж” (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в “Манифесте Коммунистической партии”. Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли “люмпен-пролетариатом”. По их словам эти “отбросы общества” являются “пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества”. Для революции они неподходящий материал.).

Деклассированные элементы - чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов.

В заключение Дарендорф пишет, что в современном обществе не возникло никакого сравнительного нового конфликта. Маловероятно, что отношения между классом большинства и деклассированными приведут к социальным столкновениям. Однако возникла другая проблема: класс большинства не уверен в устойчивости своего положения, колеблется, когда дело доходит до соблюдения правил, придуманных им же самим. Еще большая опасность - состояние аномии не может длиться долго. Ее опасность состоит в том, что она может привести к тирании.

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992) . Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:

1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;

2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;

3) внутригрупповые конфликты;

4) между социальными группами;

5) конфликты на уровне общества в целом;

6) межгосударственные конфликты.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

Новое на сайте

>

Самое популярное