Домой Любвь Современное одиночество. Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества? Как оградить ребенка от одиночества

Современное одиночество. Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества? Как оградить ребенка от одиночества

«Люди в современном обществе ощущают глубочайшее одиночество» , - сказал Далай-лама во время чаепития со своим старым другом, архиепископом Десмондом Туту.

Мы всегда очень заняты. И даже встречая друг друга регулярно, многие годы можем оставаться просто знакомыми, и это нельзя назвать истинной человеческой близостью. А когда нам не к кому обратиться за помощью или поддержкой, то чувствуем себя одинокими.

Улыбка от одиночества

Социолог Линн Смит-Ловин провела исследование и обнаружила, что число близких друзей у большинства современных людей сократилось с трех до двух. У нас сотни «друзей» в социальных сетях, но настоящих, действительно близких, становится все меньше. Примерно один из десяти участников упомянутого исследования признался, что у него вообще нет друзей.

- В деревне гораздо более развито чувство общины, - считает Далай-лама. - Когда возникает проблема личного или семейного характера, ты знаешь, что можешь обратиться за помощью к соседям. Но и в городах с миллионным населением мы несем ответственность друг за друга, даже если незнакомы лично.

Мы все принадлежим к одному человеческому роду. Незнакомых людей не бывает. Стоит увидеть друг друга, взглянуть в лицо любому человеку, и мы понимаем - перед нами брат или сестра. Неважно, знакомы мы или нет, - всегда можно улыбнуться и сказать: «Привет».

Мы живем в обществе потребления. В картине мира материалиста нет места любви. Он лишь работает двадцать четыре часа в сутки, как заведенный. И мы постепенно становимся частями огромной движущейся машины.

Человеческая раса

В буддизме существует понятие о человеческой взаимозависимости на всех уровнях: общественном, личном, субатомном. Рождаясь и умирая, мы полностью зависим от окружающих, а независимость, которую, как нам кажется, обретаем в промежутке между рождением и смертью, - это миф.

- Если фокусироваться на вторичных различиях - национальности, религии, цвете кожи, - разница между нами будет очень заметна. Как сейчас в Африке, к примеру, где столько розни из-за национальной принадлежности. А людям просто стоило бы считать себя африканской нацией. Не говоря уже о том, что все вообще принадлежат к единой нации - человеческой. То же и с религиями: шииты и сунниты, христиане и мусульмане… Все мы - люди. Религиозные различия - это частное. Если в основе восприятия лежит сострадание к окружающим как к представителям одного с нами человеческого вида, мы переходим на первичный уровень и забываем о различиях второго уровня. И можно сопереживать даже врагу.

У каждого есть способность к эмпатии. Ученые обнаружили, что человек по природе своей милосерден. Проблема в том, что в школе не учат развивать природные человеческие качества, и потенциал остается нереализованным.

Убунту

Потребность делиться и заботиться друг о друге заложена в нас природой. Теряя возможность взаимодействовать, мы угасаем. Отчасти именно поэтому худшим наказанием становится одиночное тюремное заключение. Невозможно реализовать себя без участия других, - считает архиепископ Туту.

В южноафриканской философии есть такое понятие - «убунту». Оно означает, что человеком можно стать лишь при участии других людей. Учение убунту гласит: «Если у меня есть небольшой кусок хлеба и я делюсь им с тобой, это во благо прежде всего мне». Ведь даже при рождении мы не были одиноки. Для того чтобы мы появились на свет, нужны были два человека. В Библии, общей книге евреев и христиан, рассказывается прекрасная история. Бог говорит: «Адам, ты не должен быть один».

Мы часть единого организма и можем быть людьми лишь вместе.

Один или одинокий?

Мы часто не чувствуем одиночества, оставаясь наедине с собой, но нам сиротливо в компании, в толпе неизвестных или на вечеринке с едва знакомыми людьми. Ощущать себя оторванным от мира и быть одному - не одно и то же. Можно испытывать радость, даже когда вокруг никого нет; но нельзя радоваться жизни, если ты одинок.

Монахи проводят много времени затворниками, одиноки ли они? Вот что сказал Далай-лама, основываясь на своем опыте:

- Монахи отгораживаются от материального мира - не только физически, но и духовно. Мы не можем прикоснуться к Богу напрямую; единственный способ сделать это - служить Его детям, то есть человечеству. По этой причине монахам никогда не бывает по-настоящему одиноко. Многое зависит и от восприятия. Если человек испытывает гнев и негативно оценивает действительность, он будет чувствовать свою обособленность. За этим неизбежно следует одиночество. Но если его сердце открыто, полно доверия и дружелюбия, даже если он совсем один и предпочитает быть отшельником, ему никогда не будет одиноко.

В мире семь миллиардов людей и безграничное число разумных существ. Если все время помнить об этом, одиночество никогда вас не настигнет. Только любовь и доброта приносят счастье. Только они наделяют нас силой и уверенностью, укрощают страхи, учат доверию, а уж оно помогает завязать дружеские отношения. Мы общественные животные, сотрудничество необходимо нам для выживания, но без доверия не может быть сотрудничества. Доверие объединяет отдельных людей и целые нации. Развивая в себе великодушие и способность сопереживать, мы создаем вокруг более позитивную и дружелюбную атмосферу, начинаем повсюду видеть друзей. Если же мы полны страха и недоверия, люди будут держаться от нас на расстоянии. У них тоже возникнет желание осторожничать, быть подозрительными и недоверчивыми. А за этим придет одиночество.

Парадокс в том, что мы слишком много думаем о себе и своих проблемах, потому что хотим стать счастливее, но подобная зацикленность приводит к противоположному результату. Если слишком концентрироваться на своей персоне, связь с окружающими нарушается и возникает отчужденность. Причем в итоге человек отчуждается и от самого себя, так как потребность в связи с окружающими - неотъемлемая часть нашей природы.

С открытым сердцем

Далай-лама уверен, что если с добротой и сочувствием относиться к окружающим, никогда не останешься в одиночестве. Открытое, доброе сердце побеждает одиночество. Поразительно: сегодня ты идешь по улице и воспринимаешь все вокруг критически и осуждающе, чувствуешь себя одиноким и ощущаешь пропасть между собой и остальным миром, а завтра шагаешь по той же улице с более открытым сердцем и принимаешь людей такими, какие они есть, сопереживаешь им и понимаешь, что сегодня все кажутся дружелюбными и приветливыми. Как будто внутреннее состояние ума и души до неузнаваемости меняет физический мир и окружение.

Никто не ищет одиночества по собственной инициативе. Никто не скажет: я хочу чувствовать себя одиноким. Люди просто становятся такими по разным причинам.

- Мы должны к каждому относиться так, чтобы он чувствовал себя особенным, принимать его таким, какой он есть, и помогать раскрываться. Это прекрасно - видеть, как прежде замкнутые люди раскрываются, как красивый цветок, в лучах человеческой доброты и принятия, - заметил архиепископ.

Не надо ждать, пока окружающие откроют вам свое сердце. Откройтесь первыми, и вы ощутите нить, связывающую вас с людьми. И неважно, где вы находитесь - на вершине горы или в центре Москвы.

Обложка поста: иллюстрация из книги.

ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Одиночество как положение исправлению доступно,
но как состояние - эта болезнь неизлечима.
В. Набоков

Проблема человеческого одиночества сама по себе не нова. Забегая вперед, скажу, что человек вообще не только «политическое», «социальное», но и, как это ни парадоксально звучит, одинокое животное. Одинок Авраам, идущий исполнять волю Господа - убивать своего единственного сына. Кто из людей способен понять поступок Авраама? Одинок Сократ, вопрошающий на площади о добродетели. Кто может услышать Сократа? Одинок Иван Грозный, видящий в каждом человеке предателя. Одинок каждый, кто поступает так, как велит ему его сердце и/или разум, пусть даже это идет вразрез с социальными мерками. И одиночество такого человека неизбежно.

Человек становится человеком в социуме. Он впитывает все установленные в нем нормы, обычаи, традиции. Человек вскормлен социумом. Но именно как человек , он способен перерасти родителя и двигаться дальше, вперед, что социуму как малоподвижной структуре не свойственно. Так и появляются одиночки, выросшие в социальной среде, но вышедшие за ее границы, а значит, и из .

Человек, добившийся чего-то в своей жизни, обручен с одиночеством. Власть, слава, богатство, счастье - все то, к чему стремится большинство людей, но то, чего достигают лишь немногие, вызывая своими успехами зависть неудачников - идут рука об руку с одиночеством. Они выделяют человека из общей людской массы, переводя его из das Man в der Man . Человек, имеющий свое лицо, отличное от лиц его сородичей, мыслящий не так, как остальные, видящий мир по-своему, всегда в меньшинстве. Вообще говоря, каждый человек уникален, просто большинство людей об этом не знает. По крайней мере, до своего второго рождения , через которое индивид получает свои атрибуты, свои неотъемлемые черты. У Ницше такой человек назван сверхчеловеком. Главная проблема сверхчеловеков - невозможность коммуникации друг с другом в силу их сверхчеловечности. Возникает вопрос: а зачем же им вообще говорить друг с другом? Ведь каждый вполне самодостаточен. Каждый - сам себе мир. Но это мир без «я», без Другого, через которого можно обнаружить себя в этом мире. Это мир-для-себя. Другой вопрос: зачем вообще эта сверхчеловечность, если она не предполагает обмен информацией, опытом, в конце концов, просто не опосредованное ничем общение? Не предполагает себя-для-мира? Эгоизм и альтруизм - крайности. Гармония с миром и с собой - вот что должно волновать человека.

С помощью языка люди могут общаться с сородичами, но далеко не факт, что они будут при этом понимать, о чем говорят, если это, конечно, не разговор, например, о погоде. Язык создает предпосылки для коммуникации. Но для чего нужна коммуникация? В частном случае, чтобы решить какую-нибудь общую задачу, обменяться новостями и т.д. А вообще, коммуникация призвана отыскивать в толпе тех людей, с которыми можно говорить о чем-то кроме погоды. Тех людей, которым можно доверить самое сокровенное - себя и свой внутренний мир, бездну внутри себя. Разумеется, таких людей на весь мир единицы, и отыскать их крайне сложно. Хотя, как часто бывает, мы склонны не замечать именно то, что рядом с нами, у нас под носом.

Способ нахождения таких людей предлагает С.Л.Франк в своей работе «Непостижимое». Он пишет, что, чтобы услышать друг друга людям, надо раскрыться друг перед другом. «Исхождение из себя есть одновременно вхождение в меня мне подобного». Через это можно обнаружить себя - в момент столкновения с Другим. Но можно обнаружить и другого [человека] и завязать с ним диалог. Формула Франка действует лишь при взаимном желании сторон познать себя и другого через раскрытие. Это переход «я» и «ты» к новому продукту - «мы». Это путь к личности (не к «индивиду»!). Только тогда человек перестанет чувствовать себя одиноким (не брошенным, покинутым, забытым, а именно одиноким), когда он сможет сказать об окружающих его людях «мы». Это-то «мы» и должно будет стать новым социумом, где каждый будет самодостаточен, но не оппозиционен, самоценен, где люди будут говорить на одном (возможно, своем, выдуманном) языке и при этом будут не только слушать, но и слышать друг друга. Таких людей следует называть единомышленниками.

Далее. У каждого человека свой неповторимый жизненный, экзистенциальный, опыт, и все его суждения, поступки, опосредованы этим опытом, переживанием. Разумеется, никто нев силах будет понять другого человека, если у них нет общих точек пересечения или схожего экзистенциального опыта. «Сытый голодного не разумеет» - гласит пословица. Но голодный с другим голодным всегда найдет общий язык. Пример, конечно, примитивный, но наглядно иллюстрирующий мою мысль.

Человек социален. Но, к сожалению, это не значит, что он общественен, это значит, что он просто нужен социуму. Как винтик, как кирпич, как функция. Когда человек перестает выполнять в социуме свои обязанности, или когда он ведет себя оппозиционно, социум тут же избавляется от лишнего элемента, без всякого сожаления отправляя его в ссылку, больницу, тюрьму. Так было с огромным количеством так называемых психов, которых просто никто не мог понять, хотя они говорили вполне правильные и разумные, но не выгодные социуму вещи. Об этом говорил еще Платон, создавая свою модель утопического государства, где каждый должен был заниматься своим делом, а разлагающие социум элементы должны были быть удалены (музыканты, поэты и т.д.). Или вспомним тех, кто пострадал от костров инквизиции за свои идеи или же тысячи советских узников, сидевших за свои политические взгляды. И дело тут не только в том, что государство вело такую политику: сами люди озлобляются друг на друга из зависти, ревности и т.д. (тут уместно вспомнить болезненный процесс раскулачивания в СССР в 20-30-е годы ХХ столетия - бесконечные доносы людей друг на друга, поощряемые государством). И где же тут социум? Здесь мы видим стадо, повинующееся воле инстинктов, к тому же низменных.

Однако Одиночество, долгое время бывшее привилегией царей, героев, удачливых, сильных людей, в чьих руках сосредоточены власть, могущество, просто деньги, выходит на широкую арену. Не только богатые, в которых видят не их самих, а их деньги, не только военачальники, в которых видят только их подвиги и славу, не только правители, в ком видят лишь их власть, но и простые люди сегодня одиноки, сами того не подозревая. У них есть лишь видимость общности, а на самом деле там царят вражда и зависть. Толпа заботится о достижении своих интересов, нисколько не обращая внимание на интересы конкретного человека. Вот и получается, что, даже находясь в неком общем потоке людских масс, объединенных какой-либо целью, каждый конкретный человек, если у него есть собственное мышление, мировидение, понимает свою необходимость в частном , и при этом ненужность в целом . Только здесь и сейчас.

И дело не только в социуме. Человек в им же созданном мире все больше чувствует свою заброшенность, ненужность. Механизмы, станки, машины, аппараты - технолизация жизни - все это исключает самого человека из мира. Конкретный человек не так уж нужен. За него все сделают роботы, киборги и т.д. Количество людей, необходимых для обслуживания этих произведений человеческой деятельности, постепенно сокращается, что свидетельствует опять же о ненужности людского населения - планета вполне обходилась и может обходиться без человека. Невозможность создать что-нибудь новое еще больше усугубляет положение человека - ибо сквозь это видно, что все человеческие амбиции рушатся при перенесении их на мир, ведь в мире без человеческой деятельности (преимущественно разрушающей, нарушающей привычный порядок вещей) уже все есть, в нем вполне могла бы царить гармония. Человек же вносит суету, дисбаланс. Это не плохо, это - хорошо. На то он и человек. Но этим он противопоставляет себя миру, в самом простом случае - природе, чего не делает больше ни один из населяющих планету Земля организмов. Никто из них не перестраивает ее под себя - только человек. И это его проклятие со времен Адама и Евы.

Итак, человечество одиноко по отношению к миру. Каждый человек одинок по отношению к человечеству. По правилу силлогизма мы получаем вывод, что человек одинок в мире. Одинок от рождения и до самой смерти. И кто бы ни был с ним рядом, кто бы что ни говорил ему в поддержку, все равно каждый живет наедине со своими собственными проблемами (вспомним опять же Авраама) и умирает непонятым до конца, непознанным.

Шведское общество, считающееся одним из самых благополучных в мире, страдает от одной из самых тяжелых социальных болезней - одиночества.

Почти половина шведских домохозяйств - это одинокие и бездетные взрослые, при среднем по Европе значении - менее трети от общего числа домохозяйств, свидетельствуют данные Евростата.

В чем причины этой проблемы, столь распространенной в современном мире? Почему одиночество сегодня для многих перестало быть несчастьем и стало осознанным жизненным выбором?

Ведущий программы "Пятый этаж" Александр Баранов обсуждает эту тему с доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр ом Асмолов ым и обозревателем по вопросам культуры Русской службы Би-би-си Александром Каном .

Александр Баранов : Пока в политическом мире затишье, мы решили воспользоваться пятницей, чтобы поговорить о вечном, то есть об одиночестве. На эту идею натолкнула нас прекрасная статья нашей коллеги по Би-би-си Мэдди Сэвидж, которая нам из Стокгольма, как одиноко живут шведы. Не только шведы, но и многие другие, решившие переселиться в эту благословенную страну. Можете почитать на нашем сайте этот материал, он называется " Страна, где приезжие больше всего страдают от одиночества " .

В Швеции половина домохозяйств - это домохозяйства для одного человека. Это намного больше, чем в среднем по Европе, где таких - не больше трети. Что мы имеем? Мы имеем, можно сказать, страну победившего социализма, где все для человека, где сильна идея равенства, жизнь комфортна и у людей достаточно возможностей, чтобы организовать ее так, как они хотят. В результате Швеция становится одинокой страной.

У нас возник вопрос: во-первых, почему в такой благополучной стране такая неблагополучная жизнь с точки зрения общения и так далее? Саша, как ты думаешь, что - человек теряет свой важный инстинкт, он эволюционирует, становится индивидуалистом, ему уже не нужно общество или там какие-то другие механизмы задействованы? Какие у тебя первые мысли?

Александр Кан : Я думаю, что это вполне диалектический - извините за такое слово - процесс. Действительно, по мере прогресса, прогресса экономического, социального, по которым скандинавские страны и Швеция, пожалуй, стоят впереди остальных, других стран планеты, - там и социальная справедливость, социальное равенство стали выше, чем в других странах.

Многие говорят о том, что скандинавские страны, наверное в первую очередь, действительно воплотили во многом тот идеал социализма, который ни в коей мере не был воплощен в Советском Союзе. Это благополучие действительно позволяет индивидуумам, людям существовать в гораздо меньшей зависимости от социума, от коллектива, от группы других людей. Это само по себе всегда воспринималось и воспринимается как безусловный прогресс, как безусловное социальное достижение такой модели социально-экономического развития страны.

Почему я употребил слово "диалектика"? Есть оборотная сторона медали. Как гласит известная английская пословица: "У любого облака есть серебряная оболочка" или, наоборот, "В каждой бочке меда есть ложка дегтя". Это - одиночество со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одно из них (кстати, ты об этом не сказал): Швеция - насколько я помню - страна с одним из самых высоких уровней самоубийств в мире. Это есть оборотная сторона той самой медали, того самого социального прогресса, который позволяет людям жить в максимальной независимости от социума.

А.Б. : Да, парадокс в том, что, если мы посмотрим на шведское общество, становясь более здоровым как общество, оно становится более больным одновременно, потому что многие ученые говорят, что одиночество - это на самом деле болезнь, социальная болезнь, которую можно измерить. Она измеряется продолжительностью жизни и так далее, и, как мы слышали в начале передачи, стрессы, и депрессии, и даже кровяное давление становятся проблемами у одиноких людей.

Александр Григорьевич, к ак вы себе объясняете этот феномен?

Александр Асмолов : И Швеция, и еще ряд стран - так или иначе, мы говорим об относительно благополучном образе жизни - всей своей историей заслужили право на так называемую "личностную автономию".

В ходе развития человечества все более и более возможность быть автономным, возможность самостоятельно принимать решения, возможность отвечать за самого себя стала практически барометром той или иной культурной жизни общества.

Вместе с тем в этих обществах, как уже сегодня звучало, плата за личностную автономию - это потеря связи с другими. Человек никогда не бывает один, даже если он физически находится один. Человек - это всегда диалог, человек - это всегда два человека.

В ходе развития происходит ситуация, когда мы лишаемся возможности как диалога с другими, так и диалога с самим собой. В огромном количестве социальных связей, межличностных связей возникает самая опасная форма одиночества, которая называется "одиночество в толпе".

Вокруг либо реальная толпа, либо воображаемая толпа, либо даже умная толпа социальных сетей, но начинается бегство от самого себя. Это бегство от самого себя как форма одиночества, как потеря перспективы в жизни, как это показал гениальный психолог, автор книжки "Человек в поисках смысла", завершается тем, что у человека возникает экзистенциальный вакуум: он теряет самого себя.

Одиночество как потеря самого себя, как форма экзистенциального вакуума, как потеря ценности "ради чего жить и зачем жить" приводит к огромному количеству трагичных явлений. Это наблюдается в разных странах, но парадоксальным нам это кажется в тех странах, где в экономическом плане все достаточно отвечает банальным критериям так называемого благосостояния, а в экзистенциальном плане потеря идентичности, потеря "я" и потеря смысла является в буквальном смысле цунами, которое охватывает сейчас ряд стран.

Эти явления проявляются и в Швеции, и в Венгрии, и в Норвегии как достаточно, я бы сказал, социально благополучных странах, и, конечно, эти явления есть во всех странах мира.

А.Б. : Мне кажется, что мы часто думаем о Швеции, Норвегии, о других успешных странах, когда мы говорим о проблеме одиночества просто потому, что это нас больше удивляет, потому что это больше на виду, но, как я понимаю, проблемы, в том числе связанные с психическим здоровьем, вызванным одиночеством, намного более тяжелые в странах с серьезным социальным расслоением, где у людей просто нет выхода.

А.А. : Вы абсолютно правы, потому что вопрос в том, что является депривацией смысла, что является основой потери смысла.

В тех странах, где достаточно сильная социальная дифференциация, где идет расслоение, мы также имеем дело с одиночеством. Невероятно важно понять, что одиночество имеет эволюционные корни.

Есть замечательная книжка этолога, специалиста по поведению животных, по эволюции Панова, где он рассказывает об эволюционных этологических корнях одиночества. Мы имеем дело с очень сложным многогранным явлением.

Если когда-то, в сороковых годах Эрих Фромм написал книжку "Бегство от свободы", то все более и более много работ ХХ века, отражая реальность и особенно сейчас, ХХI века, могут быть написаны как "лабиринты одиночества" и "бегство от одиночества".

А.Б. : М ногие ученые одиночество называют одним из инстинктов человека, который позволил человеку выжить , так же, как чувство голода. Чувство голода заставляет человека искать еду, а чувство одиночества, дискомфорт от одиночества заставляет человека искать других, себе подобных, и благодаря этому во многом, как говорят ученые, - насколько я сегодня прочитал - это делает человека человеком коллективным, заставляет человека учиться работать сообща, и поэтому человечество выжило. Вот такая теория, вы согласны с ней?

А.А. : Эта теория у меня вызывает большие вопросы, потому что вопросы об истоках, по которым возникает объединение в ту или иную эволюционирующую социальную систему, несколько сложны. Сейчас одно могу сказать только, что любая эволюция - это рост разнообразия, а выигрышная стратегия эволюции - когда идет рост разнообразия, когда мы имеем групповой образ жизни.

Поэтому объединение, как говорят социальные биологи-эволюционисты, - это возрастание наших возможностей с нашей вариативностью в эволюции. Есть анонимные системы и есть так называемые персонифицированные системы, то есть здесь очень интересная серьезная проблема.

Вспомните замечательные легенды и книги, вспомните рассказы о волке-одиночке на Скале Совета. По сути дела, феноменология одиночества и в этом. Какие бы ни были гипотезы, она проистекает от самых древних эволюционных корней развития жизни.

А.Б. : Да, действительно видов одиночества есть много, как вы сказали. Саша, раз уж мы заговорили о культуре, о литературе, то можно заметить, что литература, вообще культура впрямую обращается сразу к самому страшному виду одиночества, о котором сказал Александр Григорьевич, - это одиночество в толпе, когда человек общается с людьми, когда у него вроде бы все есть, а человек чудовищно одинок.

Насколько удается культуре, насколько серьезен ее вклад в определение этого, насколько она помогает человеку, способна помочь человеку справиться с этим? Насколько она, на ваш взгляд, хорошо и глубоко анализирует это чувство?

А.К. : Конечно, без этого никуда не деться в культуре. Достаточно вспомнить ставшее хрестоматийным выражение "все мы выросли из гоголевской шинели". Что такое шинель, что такое Акакий Акакиевич Башмачкин несчастный, как не есть это грустное, печальное, щемящее описание одиночества, причем именно одиночества в толпе, одиночества в большом городе. А ведь это было написано почти два века тому назад, по-моему в 30-40 годы ХIХ, когда Гоголь писал "Шинель".

Так что процессы эти, как мы говорим сегодня, чем дальше, тем больше усугубляются, и, конечно, проблема одиночества находит свое отражение в самых разных проявлениях произведений искусства. На ум приходит, скажем, мунковский "Крик", например. То же самое - это крик отчаяния одинокого человека.

А.Б. : Люди ходят, смотрят на эту картину, и они не слышат этот крик на самом деле. Люди становятся все большими индивидуалистами. Материальные блага их настолько завораживают, что они мнят себя существами, способными прожить сами по себе.

А.К. : Да, но вместе с тем жизнь нередко достаточно жестоко мстит за такую уверенность.

А.Б. : Александр Григорьевич, существует связь между углубляющимся одиночеством и техническим прогрессом? Сейчас человеку, который приходит с работы, люди не нужны, потому что он по горло занят делами до самой глубокой ночи. Ему нужно в айпад зайти, посмотреть в социальную сеть, еще у него много разных коробочек с ручками, за которые надо подергать, пока он спать не захочет. Есть прямая связь или нет, или это нам кажется, что техника нас бросает в объятия одиночества?

А.А. : Любые прямые связи и корреляции - вещь скользкая. Вместе с тем, продолжая ряд моего коллеги: книга Вишневского "Одиночество в сети", которая достаточно стала известной, говорит, как меняются формы одиночества.

Сейчас даже появляется уникальная конструкция под названием "виртуальная идентичность", или "виртуальная личность". Мы оказываемся "в авоське меридианов и широт", как писал Андрей Вознесенский, "в авоське" всемирной паутины, но в этой паутине мы настолько часто коконизируемся, автономизируемся, что идет, как я говорил, одна из великих трагедий нашего времени, а именно распад нашего "я".

Распад нашего "я" - это утрата социальных связей. Одиночество - это вырывание человека из социальных межличностных сетей, как вырывание гриба из грибницы.

Поэтому разные формы технологической эволюции так или иначе приводят - вы абсолютно правы - к изменению и увеличению вероятности тяжелой платы за возможность быть автономным, за возможность нырнуть в мир сетей и спрятаться так далеко, что из интраверсии в сети, из своего рода виртуальной интраверсии вы просто не вынырнете.

А.Б. : С другой стороны, есть много пожилых людей, которые никогда не слышали такого слова " интраверсия " , но они просто хотят с кем-то пообщаться, и социальные сети им помогают. С этим, наверное, трудно спорить: если до появления компьютера многие пожилые люди были обречены на полное одиночество в своей квартире, в четырех стенах, то теперь, когда они освоили компьютер, они могут общаться. Что в этом плохого?

А.А. : Нет, я еще раз хочу, чтобы мы друг друга четко услышали. Когда у нас появляется немало френдов и когда, например, через ту или иную сеть, через "Фейсбук" любое ваше слово и ваше действие может отозваться и когда появляется все время самопрезентация, самопредставление - это абсолютно нормальное явление, но часто, как в любой игре, можно заиграться.

Мы имеем особые формы одиночества, когда мы заигрываемся в социальных сетях. Я не говорю ни в коем случае с позиций так называемого "киберпессимизма". Я, скорее, отношусь и в своих делах, и в жизни к "кибероптимистам", но еще раз говорю: мы должны понимать, что совершенно то, что мой коллега верно сказал, одно дело - бессмертный Акакий Акакиевич, который захватывал с собой бумаги домой, чтобы не быть одному и, цитирую Гоголя, "понаписаться всласть", а другое дело - наш век. Формы одиночества меняются.

Мы должны посмотреть эту феноменологию - и гоголевскую, и Гессе "Степного волка", и, наконец, "Одиночество в сети". Они разные, отсюда - услышьте меня - нет одного рецепта, который бы помог охватить необъятное в данном случае, многогранное явление, о котором мы сегодня с вами общаемся.

А.К. : Мне хотелось вспомнить еще один пример, который, пока мы тут беседовали, пришел на ум, и мне кажется чрезвычайно важным в толковании одиночества в связи с технологическим прогрессом.

Я говорю, конечно же, о всеми нами любимой и всем нам известной книге Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Это XVIII век, это век технологического прогресса тогда, когда эта книга была написана. Попавший на необитаемый остров представитель развитой цивилизации не только не страдает от своего одиночества, он полностью преображает вокруг мир и находит себе партнера.

В этом был, конечно, гигантский цивилизационный посыл Даниэля Дефо и эпохи просвещения XVIII века, который тогда еще совсем не осознавал тех негативных последствий, которые влечет за собой этот технологический прогресс, не так ли?

А.А. : По сути дела, то, что называется сейчас в аналитике "робинзонадой". Здесь вы очень точно подметили: хочешь сделать себя - построй себя, сконструируй мир. Через конструирование мира возникает уникальное количество технологий - как говорил Фуко, "технологий себя", "технологий конструирования себя", которые ни в коей мере не меньше, чем те или иные компьютерные технологии, биотехнологии, нанотехнологии.

Блестящий пример с Робинзоном Крузо. Робинзон Крузо конструирует реальность, поэтому одна из важнейших вещей - это конструирование себя и понимание, что даже то одиночество, в котором мы часто оказываемся, - это уникальный процесс конструирования, самосозидания, который может привести к самым разным последствиям.

А.К. : Есть еще другие примеры одиночества, когда конструируется не мир. Да, Робинзон Крузо конструировал мир вокруг себя, но ведь есть и модель отшельничества, модель иночества, когда люди уходят от светского мира и конструируют этот мир уже не в физической реальности, а в своем собственном духовном мире, достигая при этом... Вы вспоминаете "Степного волка": Гессе тоже исследовал эту тему немало, да и многие другие, в конце концов Достоевский, да мало ли кто. Это ведь тоже одна из возможностей бытования одиночества.

А.А. : Абсолютно правы, тут все время соглашаюсь. Вся феноменология старцев, феноменология отшельничества - это для европейской культуры один путь, когда мы идем по пути преимущественно создания уникального количества технологий.

Для ряда восточных путей - путь ухода в себя, сосредоточение на себе, путь недеяния - другой путь. Вместе с тем, я еще раз говорю, это пути социокультурной эволюции человечества и множество форм.

Ведь что такое старец, что такое отшельник? Это постоянный собеседник с самим собой и с миром. Да, физически он кажется одним, но блистательная характеристика Михаила Бахтина - "полифония сознаний" - с наибольшей рельефностью проявляется часто в жизни отшельников и в жизни старцев.

А.Б. : Александр Григорьевич, раз уж мы заговорили о старости, о старцах: одиночество - это возрастной феномен, по-разному люди чувствуют себя одинокими в молодости, в старости или от возраста это не зависит?

А.А. : Увы, или не увы, но как часто мы ощущали себя одинокими в семь-девять лет? Вспомните ситуацию, когда ребенок остается как бы брошенным. Что такое подростковая истерия, которая сейчас часто присуща, да и была присуща, многим подросткам? Это попытка заставить увидеть себя, заметить себя негодными средствами: "Я надел другую одежду, я не похож на вас, я неформал, я существую". Тем самым подросток говорит: "Заметьте меня", - подчеркивает, ищет свое "я" и пытается уйти в буквальном смысле слова от чудовищных форм одиночества.

А обида подростка как форма бегства от одиночества? Вы вспомните в своей собственной жизни и в моей жизни, как часто подросток представляет ситуацию, когда он расстается с этой жизнью, закрывает глаза и видит длинный ряд людей: что бы они думали, как бы они говорили, как бы они с ним прощались. И он говорит: "Вот я умру, тогда вы почувствуете, что вы потеряли. Что с вами со всеми будет, если не будет меня?".

Ведь наш жизненный путь - это история отклоненных альтернатив, и каждый раз на этом пути мы расстаемся не только с близкими, но и с самим собой, на разных этапах своего личностного роста, а порой - и личностной эволюции.

А.Б. : Британский режиссер Сью Борн сняла фильм, который называется " Возраст одиночества " . Она разговаривала с очень многими пожилыми людьми, одинокими людьми, которые живут одни.

Она с огромным для себя удивлением выяснила то, что раз за разом каждый одинокий пожилой человек говорит ей одно и то же. Он говорит, что просто чашка чая в чьей-то компании, просто возможность с кем-то поговорить н и о чем, просто рядом посидеть с другим человеком меняют совершенно все в их жизни. Она говорит о необходимости благотворительных к о мпаний, которые могут позвонить одинокому человеку, поговорить, - это является лечением.

Отсюда следует вопрос: может быть, мы слишком накручиваем себя по поводу одиночества? Если такое простое лечение этой проблемы, может быть, она намного более поверхностна, чем нам кажется, может быть, все не так уж тяжело?

А.А. : Как бы мне хотелось в ответ на это спокойно сказать: "Да, чашка чая рядом с другим, касание рукой другого - и одиночество в буквальном смысле, как рукой, снимет".

Но я возвращаюсь к тому, что вы не раз уже сегодня обсуждали в нашем общении: за одиночеством чаще всего, больнее всего (это не болезнь, это проявление жизни индивидуальности, которая отстаивает себя), за одиночеством - я повторяюсь - чаще всего потеря смысла: ради чего ты существуешь и живешь. Здесь ты можешь выпить и чашку чая, и какую-нибудь другую чашку, но вместе с тем справиться со своим одиночеством с помощью такого важного рецепта достаточно сложно.

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Рогова Е.Е.

Кафедра организационной и прикладной психологии Педагогического института Южного федерального университета (Россия, Ростов-на-Дону)

Актуальные проблемы изучения одиночества в современной науке

На современном этапе развития науки феномен «одиночество» широко изучается не только психологами, социологами, педагогами и философами, но и медиками. В психологии чаще всего встречаются исследования одиночества в подростковом, юношеском и пожилом возрасте.

И.М.Слободчиков выделяет качества личности (особенности характера), «предрасполагающие» к формированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться педагог в работе с подростками: высокий уровень тревожности; впечатлительность; романтичность (романтическая возвышенность); независимость, импульсивность, эмоциональность; замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность; повышенная психологическая ранимость; эмоциональная «колючесть»; робость, боязливость; индивидуальность, имеется в виду «непохожесть» на сверстников.

Способы преодоления одиночества у подростков имеют свою специфику. Реакции подростков на одиночество пестрят многообразием. Их границы простираются от чрезмерной активности до депрессивной апатии, от раболепной покорности до бунтующей деструктивности. Эти реакции могут выражаться через подчеркивание внешних признаков, например, одежду, прическу, своеобразные жесты или же присоединения к группам, культам, идеологиям различного вида. Все это многообразие реакций можно структурно упорядочить и выделить основные способы преодоления одиночества: 1) подчеркивание своей социальной активности; 2) подчеркивание собственной внешности; 3) частая смена партнеров; 4) судорожное цепляние за другого; 5) переориентация целей; 6) обращение вовнутрь. Все эти способы в основе своей преследуют главную цель: попытаться достигнуть принадлежности к какой-либо группе и избежать одиночества.

Юность и раннюю молодость принято считать особенно трудными переходными периодами в жизни человека. Одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных взаимоотношений. Многие студенты, начав обучение, впервые живут отдельно от родителей. Они лишились не только эмоциональной поддержки своих семей, но и ощущения надежности. Неудивительно поэтому, что одиночество является серьезной проблемой в среде студентов, особенно на первом курсе их учебы. Выделяют два основных способа преодоления одиночества: 1) завязывание дружеских связей; 2) установление романических отношений. Таким образом, дружба – особо важное условие предотвращения одиночества у студентов.

Распространенным стереотипом является утверждение, что старость как жизненная фаза, связанная со снижением социальной активности, уменьшением восстановительных способностей и упадком здоровья, якобы способствует появлению одиночества в соответствии с выражением: старый, значит, живущий один, а живущий один, значит, одинокий. Без сомнения, есть примеры, которые подтверждают данное выражение. Однако эмпирические данные говорят об обратном, о мифе одиночества в старости. Пожилые люди часто живут в одиночку, однако это не означает, что они испытывают острое чувство одиночества. Внутри социальной группы пожилых людей особенно сильно подвержены одиночеству наиболее старые люди, но только в том случае, если они крайне нездоровы или имеют проблемы с передвижением. Наступление одиночества у людей старшей возрастной группы связано с целым рядом причин как субъективного характера (удовлетворенность жизненными условиями, наличие самоконтроля, сравнение собственного прошлого опыта с опытом других людей), так и объективного характера (количество друзей, частота контактов, возможность общения с детьми и родственниками и т.п.). Старые мужчины в большей мере испытывают одиночество, чем престарелые женщины, в особенности если они долгое время находились в браке и их поведение детерминировано распределением ролей в семье. Эмпирические исследования показывают, что старые люди в меньшей степени, чем молодые сообщают о своем одиночестве. Однако внутри своей группы некоторые представители ощущают его особенно сильно. Большинство старых людей удовлетворены своими социальными связями в большей мере, чем молодые. Молодые люди имеют больше социальных возможностей, но в тоже время они предъявляют к социальным связям завышенные требования. С возрастом эти требования трансформируются в нужном направлении. Обобщив факты, можно утверждать, что наблюдаемая тенденция отражает различную готовность возрастных групп воспринимать одиночество.

Эмпирическое изучение удовлетворенности жизнью у одиноких людей пенсионного возраста показал:

1) испытуемые с высоким уровнем субъективного одиночества имеют: высокую потребность в общении, которая особенно выражена у не семейных пенсионеров, низкиепоказатели удовлетворенности в сферах: общение, семья, друзья, свидетельствуют о проблемах в данных областях. В данной группе доминируют больше негативных переживаний, в отличие от неодиноких. Согласно показателям психологического возраста испытуемые пенсионного возраста видят себя старше своих лет. Картина будущего выгладит бесперспективной, т.к. испытуемые не видят, что можно еще сделать в жизни, в отличие от картины прошлого, которая выглядит достаточно насыщенной в плане событий.

2) испытуемые с низким уровнем субъективного имеют низкие показатели удовлетворенности в сферах: деньги, здоровье, отдых, последнее свидетельствует о потребности в свободном времени и желании повысить уровень удовлетворения в сфере хобби. Эмоциональные переживания в данной группе более позитивные, в отличие от группы испытуемых с высоким уровнем субъективного одиночества, что может способствовать созданию возле себя более дружественной обстановки, которая может благоприятно воздействовать на высокие показатели в общении, в отличие от первой группы.

Овдовевшие и разведенные люди, а также лица, расставшиеся со своим партнером – это следующая группа, для которой имеются эмпирические данные в отношении преодоления одиночества. Потеря партнера – это трагическое событие, следствием которого является высокая вероятность наступления одиночества. Одиночество у вдов ярко выражено тогда, когда: потеря партнера произошла неожиданно; после смерти партнера прошло мало времени; связь с партнером или зависимость от него была очень сильной; имеется негативное отношение к собственному вдовству и вдовству вообще.

В этой связи предлагается четыре основные формы преодоления одиночества: 1) постоянная занятость; 2) создание новых отношений и ролей; 3) осознание собственных сил; 4) контакты с родственниками и друзьями. Использование же общественных институтов: церкви, социальных служб, профессиональной психологической помощи, турагенств осуществляется крайне редко. Это связано с тем, что для тех вдов, для которых одиночество является главной проблемой их жизни, эти институты не столь важны и их проблему одиночества не решают. Одиночество и вдовство ни в коем случае нельзя уравнивать. Многие вдовы очень конструктивно преодолевали одиночество. Одиночество, как следствие потери партнера, переживается независимо от того, имеется или отсутствует социальная и эмоциональная поддержка любого вида.

В соответствии с пониманием одиночества подбирается и стратегия его преодоления. Если одиночество понимается как реакция на дефицит социальных связей, то необходимая такая стратегия, которая фактически устраняет этот дефицит. Если же одиночество понимается как следствие недостаточной собственной автономии, то требуется стратегия, которая помогает становлению личности, ее независимости от других. Существующие эмпирические данные о типичных рекомендациях избавления от одиночества, как правило, базируются на самоотчетах одиноких лиц. К числу наиболее распространенных реакций на одиночество относятся: прослушивание музыки (61,1%), размышления наедине с самим собой (65,7%), беседа с другом (54,1%), чтение (52,4%), встречи с друзьями (51%), принятие пищи (50,2%). Факторный анализ реакций на одиночество выявил четыре фактора: 1) «печальная пассивность»; 2) «активное уединение»; 3) «социальный контакт»; 4) «трата денег». Во многом эти данные соответствуют результатам, полученным при использовании поведенческих коррелятов у одиноких лиц. Исследователи выделяют семь факторов:

1. Чувственно направленные реакции: употребление алкоголя, принятие наркотиков, сексуальное распутство.

2. Религиозно ориентированные реакции: молитва, чтение Библии.

3. Поисковые реакции: посещение кинотеатра, игры, танцы, езда на автомобиле.

4. Несоциальная деятельность: чтение, учеба, работа.

5. Рефлектирующее уединение: размышления наедине с собой, одинокие прогулки.

6. Поиски тесных контактов: разговор с другом о своих чувствах и переживаниях, поход куда-нибудь, где могли бы быть верные друзья, проведение времени с человеком, которому можно доверять.

7. Пассивная реакция: сон.

Интересные данные были получены в области медицины. Голландские ученые обнаружили, что чувство одиночества объясняется не только застенчивостью или плохой социальной адаптацией, но отчасти передается по наследству.

Исследование, проведенное Свободным университетом в Амстердаме, было основано на данных о более чем четырех тысячах пар близнецов в Нидерландах, за которыми велось наблюдение с 1991 года.

Группа ученых установила, что в паре однояйцевых близнецов проблема с переживанием чувства одиночества чаще всего касается обоих близнецов, а в паре разнояйцевых может страдать только один. Это свидетельствует о генетической обусловленности этой черты. Голландские ученые выдвинули гипотезу о том, что у древних людей одиночество могло быть механизмом выживания.

Также чувство одиночества влияет на показатели артериального давления. Эта зависимость столь же сильная, как известная взаимосвязь между гипертонией и ожирением, а также гипертонией и недостатком физической активности.

В эксперименте приняли участие 229 мужчин и женщин в возрасте 50–68 лет, проживающие в административном округе Кук штата Чикаго. Группа состояла из белых, чернокожих и американцев латинского происхождения. У одиноких систолическое, «верхнее» давление было на 10–30 единиц выше нормы.

Ранние исследования установили связь между одиночеством и депрессией, уровнем гормона напряжения, проблемами с кровеносными сосудами, а также повышенным уровнем риска смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Исследователи полагают, что улучшение социальных связей пожилого человека может помочь в нормализации артериального давления.

Новое исследование американских ученых показало - заниматься спортом лучше в компании. Однако многие люди, ведущие здоровый образ жизни, предпочитают совершать ежедневные пробежки в одиночестве. Они считают, что это позволит им насладиться природой и отдохнуть от проблем, а значит, прибавит сил и здоровья. Новое исследование американских ученых поставило этот факт под сомнение. Брюс Мак-Ивен, профессор нейроэндокринологии университета Рокфеллера (Нью-Йорк) показал, что социальная среда играет важную роль в определении эффектов, оказываемых влиянием физической активности на мозг.

Мак-Ивен с коллегами моделировали состояние физической активности, заставляя крыс крутить беговое колесо. Одни крысы «тренировались» в одиночестве, другие - с сородичами. В ходе эксперимента оценивался «нейрогенез» - появление в мозге новых нейронов. У крыс, «тренировавшихся» в группе, было обнаружено гораздо больше новых нейронов, чем у одиночек. У крыс, крутивших колесо в изоляции, также обнаруживались значительно большие уровни гормона стресса кортикостерона.

Уровень гормонов стресса повышался у всех бегунов, хотя у находившихся в коллективе крыс его было меньше. Но каким-то странным образом на мозг крыс, находившихся в обществе себе подобных, кортикостерон не влиял.

Данные исследования, несомненно, показывают, насколько полезны социальные взаимодействия при физической активности для здоровья.

Отличительной особенностью современного человека от остального животного мира является проблема одиночества и отсутствие близких людей.

Одиночество – это состояние одинокого человека. Возникает чувство, что нет близкого друга, которому можно доверить свои мысли и который тебя поймёт. «Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других», – писал немецкий философ и психолог . Как правило, состояние одиночества приносит страдания.
Перед тем как перейти непосредственно к теме разговора, необходимо сделать небольшое отступление.
Человек – существо общественное. Только ведя общественный образ жизни, он смог выжить в дикой природе. Только общими усилиями он достиг своего исключительного положения в животном мире. Лишь благодаря накоплению и передаче от поколения к поколению своих знаний и опыта современные люди могут пользоваться достижениями всего человечества. Я неслучайно упомянул эти, на первый взгляд банальные вещи, поскольку они иногда умалчиваются либо вообще игнорируются при разборе такой проблемы, как одиночество.
Человек – существо биосоциальное. Врождённые формы поведения, например инстинкт продолжения рода и групповой образ жизни, сформировавшиеся в результате естественного отбора, органично вплетаются в современный культурный и общественный уклад.

Одинокость души. Один среди людей.

Живя в обществе, невозможно быть одиноким в прямом смысле этого слова. Мы всегда находимся среди людей. Нас окружают люди, живущие с нами в одно время, общей культуре и социуме. Уровень развития, менталитет и интересы соответствуют при этом определённому социальному слою и возрасту.
Проблема одиночества – это, прежде всего, проблема отсутствия пары, и не просто пары, а отсутствие любимого человека. Сам факт наличия любимого человека на какое-то время наполнит вашу жизнь смыслом. Потом всё будет зависеть от того, как будут развиваться отношения, но проблема одиночества будет закрыта. Теме поиска и выбору партнёра будет посвящена отдельная статья.

Что же касается общения с окружающими, то здесь можно отметить два момента, которые могут препятствовать образованию новых отношений и которые связаны с особенностями характера, а точнее, с отношением к себе (Я – плохой) и к другим людям (Они – плохие).
Позиция: Я – плохой. Нередко возникает в результате незнания существующих в определённой социальной среде принятых ритуалов поведения и неумения поддерживать беседу. В итоге самооценка падает, появляется ощущение собственной неполноценности.
Позиция: Они – плохие. Иногда, попадая в неблагоприятную или недостаточно доброжелательную среду в сравнении с тем, что было раньше, человек может оказаться один против общества. Срабатывает инстинкт самосохранения, появляется отрицательное отношение к окружению и настороженность к любым активным контактам с внешним миром. Пропадает желание что-либо делать самому. Впоследствии окружение или ситуация может измениться, а установка остаться.

Проблема одиночества. Один среди себя.

Тот уклад жизни, который заложен в нас природой и обществом, предполагает общение и взаимодействие, он не предусматривает одиночное существование. , ведущих групповой образ жизни, и человека включает в себя потребность в принадлежности. Состояние одиночества может носить лишь объективный временный характер либо быть выбранным по собственному желанию (уединение).
Кто-то придаёт первостепенное значение чувству уверенности и защищённости, которое даёт группа, а кто-то предпочитает более уединённый образ жизни, довольствуясь лишь узким кругом общения. При уединённости не тревожат мысли об одиночестве, но это совсем другая тема для совсем другого разговора.
Фридрих Ницше по этому поводу иронично заметил: «Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных».


Лишь физическая и духовная активность способна вырвать человека из состояния одиночества. Надо идти в общество, к людям, принимать те правила игры, по которым они живут, и участвовать в совместной деятельности. Лишь общение в объединенной общим интересом группе (учебой, работой или хобби), в которой человек чувствует себя своим , может изменить положение.
Проблему одиночества из плоскости общих понятий и рассуждений необходимо перевести в плоскость конкретных действий. Тогда выяснится, что сильнее: либо желание найти выход из сложившейся проблемы, либо нежелание сделать необходимые усилия для того, чтобы найти.

Новое на сайте

>

Самое популярное