Домой Личность Взаимодействие с узкими специалистами в доу. Взаимодействие специалистов в доо

Взаимодействие с узкими специалистами в доу. Взаимодействие специалистов в доо

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении , основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения неразрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса , и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу , психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов , побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:


  • контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

  • соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

  • обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

  • учет отсутствующих по болезни , изоляция заболевших детей;

  • производится совместный ежедневный утренний прием детей;

  • участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

  • санитарно-просветительская работа родителей;

  • соблюдением графика получения пищи группой;

  • ведение табелей на питание детей по группе;

  • организацию питания в группе.
Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, в него входит:


  • участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

  • создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий , способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

  • организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

  • участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

  • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

  • одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

  • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

  • обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

  • совместная работа с детьми;

  • взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.
Подводя итог выше сказанному , хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.

(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)

Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.

Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.

Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».

Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:

Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.

Существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;

Несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.

В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники - педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.

Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.

Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1) :

Знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;

Изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;

Знакомим родителей с содержанием мероприятий;

Обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;

Оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;

Отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.

При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.

Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.

Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.

Приложение 1

План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Этап, цель Тематика, средства срок результат
I. Ознакомительный

Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития.

Анкетирование.

Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания

сентябрь Список детей «группы риска»
Собеседования по результатам анкетирования.

Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок.

I половина Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми
II. Теоретический

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка

Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.

Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе

II половина октября Повышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений.
Индивидуальное консультирование:

Как наблюдать за ребенком;

Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка;

Причины проблем в речевом развитии и пути их решения.

Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка

I половина ноября
III. Практический

Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи.

Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)

Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком.

II ноябрь Проявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;

работа с «Маминой шпаргалкой».

Собеседования с привлечением специалистов:

Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка;

Развитие речемыслительной деятельности;

Взаимосвязь моторного и речевого развития.

Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов.

Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий.

Ноябрь, декабрь, январь
III. Рефлексивный

Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления

Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».

Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга.

февраль Пополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями.
Практические диалоги:

Наши достижения;

Перспективы на будущее.

Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив.

апрель
День открытых дверей;

Семейный праздник «Говорилки».

Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми.

апрель
Индивидуальные собеседования:

Успехи и трудности вашего ребенка;

Правильно – неправильно;

Формирование психологической базы речи ребенка.

Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе.

март, апрель, май
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.

Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков

Ирина Беленко
Взаимодействие воспитателей с узкими специалистами

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей . Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи :

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей , музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Были определены формы взаимодействия специалистов : открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят : праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями : готовит консультации по просьбе воспитателя , рекомендации, памятки.

В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде : консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями , посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности выявляет и развивает творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают индивидуальные особенности воспитанников , планируют в ходе занятия задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед, наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок, рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей с воспитателями и родителями воспитанников .

Педагог хореограф с воспитателем проводят мониторинг развития танцевальных способностей дошкольников, а также влияния занятий по хореографии на улучшение состояния здоровья детей. Вместе обучают детей музыкально-ритмическим движениям, танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Воспитатель вместе с хореографом составляют сценарии, намеченные по плану танцы, развлечения, праздники, отвечают за их подготовку и проведение. Обсуждают костюмы, атрибуты к танцам, придумывают новые танцы. Совместно идет подготовка детей к участию как в поселковых мероприятиях, так и на уровне района, готовят детей к фестивалям.

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем . Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель . В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты . Т. е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны :

Тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы .

По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены :

Индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития) . Т. е.

На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень) . На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по художественно-эстетическому направлению с этими детьми. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения художественно-творческой деятельности.

На конец учебного года в результате запланированной работы (разработки индивидуального маршрута) с детьми по повышению требований уровня освоения программы художественно-эстетического направления уровень знаний у детей вырос. Значит необходимо продолжить осуществлять дифференцированный подход к данным детям на НОД в следующем учебном году.

Мы все активно взаимодействуем со специалистами . Но хочется отметить отдельные группы, отдельных педагогов, которые особенно тесно и углубленно взаимодействуют со специалистами по направлению своего опыта работы :

Алгунова Л. М. и Голикова Н. Г. с педагогом изостудии по теме «Приобщение к истокам русской народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через фольклор»;

Евдокимова Н. С. и Ярошевич М. С. также с музыкальным руководителем и педагогом изостудии по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»;

Шабашова Е. Н. и Беленко И. Н. с инструктором по физической культуре по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста».

Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Руководство всей деятельностью МОУ детского сада осуществляется заведующей в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Заведующая обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико - педагогического консилиума;

  • совместно с коллективом создает климат психологического комфорта,
  • формирует предметно - развивающую среду.

Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии возможно достижение результата.Особое внимание мы хотим уделить МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая разработана в процессе нашей работы и представлена на мультимедиа. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – дефектолога, педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику.Все специалисты при создании модели работают под руководством дефектолога, который является организато­ром и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.

Дефектолог

  1. Диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированность представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
  2. Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.
  3. Проводит подгрупповые и индивидуальные Занятия в первой половине дня. формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.
  4. Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития..
  5. Участвует в методических Объединениях, и является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
  6. Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

ЛОГОПЕД

  1. Диагностирует: уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).
  2. Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
  3. Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.
  4. Проводит подгрупповые занятия по формированию фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).
  5. Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
  6. консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.
  7. участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
  8. Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ
  1. Проведение специально - организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
  2. Воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.
  3. Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.
  4. Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.
  5. Консультирование родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.
  6. Воспитатель совместно с логопедом и дефектологом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.

ПСИХОЛОГ

  1. Организация взаимодействия педагогов;
  2. Психопрофилактическая работа.
  3. Психодиагностическая работа с детьми.
  4. Выявление и преодаление отклонений в становлении отдельных сторон личности детей дошкольного возраста.
  5. Специально – коррекционная работа с детьми, входящими в группу «риска».
  6. Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.
  7. Работа с педагогическим коллективом.
  8. Повышение уровня психологической грамотности родителей.
  9. Консультативная работа с родителями.
  10. Коррекционная работа с родителями.
  11. Оказывает методическую помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  1. Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.
  2. Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.
  3. Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.

ИНСТРУКТОР ФИЗКУЛЬТУРЫ

  1. Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
  2. проведение танцевально-игровой гимнастики, самомассажа, ритмики.

МЕДПЕРСОНАЛ

  1. Проведение лечебно - профилактических и оздоровительных мероприятий.
  2. Соблюдение требований санитарно – эпидемиологических правил и норм.
  3. Осуществление контроля режима и качества питания.
  4. Оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей.
  5. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
  6. Проведение массажа по назначению врача.
  7. Проведение физиопроцедур и медикаментозного лечения по назначению врача педиатра, невролога.
  8. Организация «оздоровительного сна», ароматизация спальни успокоительными травами, фиточай.
  9. Врач-психоневролог консультирует дефектологов, логопедов, воспитателей по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Были определены формы взаимодействия специалис­тов:

  • педсоветы,
  • консультации,
  • тренинги,
  • семинары-практикумы, (например, в январе 2007 г. нами был проведен семинар - круглый стол на тему «Семья – детский сад – школа - социум», с приглашением педагогов других детских садов, школ (различного вида), родители).
  • меди­ко – психолого - педагогические консилиумы,
  • деловые игры,
  • круглые столы,
  • анкетирование,
  • просмотр и анализ от­крытых занятий и др.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, вос­питателей, музыкального руководителя возможна при усло­вии:
· совместного планирования работы: выбора темы и раз­работки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных заня­тий.
· одновременного решения коррекционно-образовательных задач, логопеда, педагога - дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии).
Только в этом случае коррек­ция недостатков у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
·успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

В детском саду педагог -психолог. Специалист проводит диагностику интеллектуального и личностного развития детей. В старшей и подготовительной группах диагностика направлена на изучение готовности детей к школьному обучению: мотивационной, интеллектуальной, волевой, моторно-зрительной. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, запросу родителей и педагогов. В рамках краевого проекта “Ранняя профилактика социального сиротства и социально опасного положения несовершеннолетних” организует индивидуальные формы работы с детьми и родителями.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:

Взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.

Консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.

Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речи с воспитанниками, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, консультирует педагогов и родителей по вопросам коррекции речи и развития речевых навыков.

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, их физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой цели инструктор взаимодействует как с воспитателями и узкими специалистами, так и с родителями, службами оздоровительной направленности.

Воспитатель по изобразительной деятельности организует и проводит образовательную работу по развитию художественных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД.

Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает:

Согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям;

Обсуждение и формулирование общих понятий;

Установление связи образовательных задач;

Согласование по времени;

Совместное планирование работы с детьми в рамках НОД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;

Совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе;

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

Реализация технологии совместной проектной деятельности;

Реализация технологии ведения портфолио дошкольника.

Модель участия специалистов в реализации образовательных областей ООП.

Образовательная область Учитель-логопед Воспитатель Педагог-психолог Инсруктор ФИЗО Муз. Руководитель
Физич. Культура Развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, «расскажи стихи руками», подвижные игры, «сухой бассейн для рук»), песочная терапия, имитационные движения с речью, физкультминутки Утренняя гимнастика Руководство самостоятельной деятельностью в центре здоровья Двигательная разминка физкультминутки проведение физкультурных занятий подвижные игры индивидуальная работа по развитию движений Настольно-дидактические игры и пособия Изучение мотивационной сферы ребенка по отношению к занятиям физической культуры, упражнения на развитие координации движения, физкультминутки. Система работы по развитию основных движений, развитие физических качеств, интереса, потребности в движениях. Накопление, обогащение двигательного опыта детей. Спортивно-массовая работа. Походы, туристические прогулки. Контрольно-диагностическая деятельность. Движение под музыку, развитие пластики, грации, координации. Дидактические игры с элементами движения. Хороводные игры. Народные игры. Физкультминутки.
Здоровье Корреция недостатков в итмизир речи, игры на развитие артикуляционного аппарата. Ситуативный разговор на валеологические темы Застольные беседы Беседы КГН Валеологические занятия Просыпальтельная гимнастика Двигательная разминка Физкультминутки Закаливающие процедуры Адекватная самооценка –психическое здоровье Чтение художественной литературы Настольно-дидактические игры и пособия Профилактика осанки и зрения, плоскостопия Сохранение психического здоровья (игры, тренинги). Изучение ценностного отношения к своему здоровью. Ситуативные разговоры с детьми на тему здоровья. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Организация системы физкультурно-оздоровительной работы. Валеологические игры, беседы. Дни здоровья. Контрольно-диагностическая деятельность. Досуговая деятельность. Театрализованные представления. Смотры, конкурсы.
Безопасность Игры, викторины, чтение худ. Лит-ры на закрепление представлений об основных источниках безопасности Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Ситуативные разговоры с детьми. Работа над техникой выполнения движений. Мероприятия по предотвращению детского травматизма. Досуговая деятельность
Социализация Игры в парах, в микрогруппах. Логоритмика. Релаксационные игры Ситуация общения Игровая деятельность Решение проблемных ситуаций Игры на развитие толерантности Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Коррекционно-развивающие игры на развитие взаимоотношений. Ситуативные разговоры с детьми. Контрольно-диагностическая деятельность. Подвижные игры, задания с учетом гендерной принадлежности. Творческие задания, игры в группах с учетом гендерной принадлежности.
Труд Планирование предстоящей деятельности, подготовка и уборка своего рабочего места. Организация дежурств, коллективного труда и трудовых поручений Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной – досуговой деятельности Представление картин, иллюстраций, литературных произведений о трудовой деятельности Творческие мастерские Реализация гендерного подхода в трудовом воспитании Формирование навыков самообслуживания Изучение ценностного тношения к собственному труду, труду других людей, его результатам. Игры-тренинги. Поготовка, уборка спортивных снарядов. Хозяйственно-бытовой труд. Развитие самоорганизации. Досуговая деятельность
Познание Развивающие игры и занятия. Логоритмика. Викторины, сочинение загадок. Развивающие игры. Игры-ситуации. Свободные диалоги с детьми в играх. Контрольно-диагностическая деятельность. Рассматривание тематических альбомов. Экскурсии, туристические походы. Календарные праздники. Экскурсии в театр, просмотр спектаклей. Познавательная литература об истории музыки, биографии композиторов.
Коммуникация Развитие всех компонентов устной речи в разных заданиях, играх. Контрольно-диагностическая деятельность. Ситуация общения Словесно-дидактические игры и упражнения Обучение связной речи (рассказ, пересказ, описание) Заучивание стихов, потешек и др. Литературные викторины Беседы (тематические итоговые, ситуативные) Встречи с интересными людьми Создание ситуаций общения между детьми и между детьми и сотрудниками детского сада Наблюдения Индивидуальная работа в центрах Психологические игры, тренинги. Игры-диалоги. Ситуативные разговоры с детьми. Индивидуаль ные игры. Контрольно-диагностическая деятельность. Подвижные, народные игры. Игры-соревнования, эстафеты, походы, физкультурные развлечения. Творческие задания в группах. Этюды. Игры-диалоги.
Чтение х/л Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, стихи. Игры на развитие темпа речи, ритма, правильного дыхания и интонации. Оформление книжек-малышек. Рассматривание и обсуждение сюжетных и предмтных картинок, иллюстраций к произведениям. ЧХЛ Индивидуальная работа с полочкой умных книг Экскурсии в библиотеку Пословицы, проигрывание сцен из сказок. Сказкотерапия. Считалки, заклички, стихи. Подвижные, народные, хороводные игры. Драматизация сказок, чтение стихов, попевки, песенки, прослушивание аудиозаписей. Хороводные игры. Инсценирование сказок.
Худ. Творчество Использование эстетических пособий, творческие задания. Использование художественного слова. НОД по худ. Творчеству Экскурсии на выставки, в музеи Создание декораций для оформления помещений ДОУ Участие в выставках Индивидуальная работа в центре искусства Беседы о художниках, скульпторах Изготовление подарочных книг для друзей Книжная мастерская «АйБолит» Игры-задания на развитие воображения. Чтение художественной литературы. Сказкотерапия. Творческие задания. Использование эстетически оформленных атрибутов. Творческие задания, этюды. Участие в детских музыкальных конкурсах, конкурсах чтецов. Игры-импровизации. Концерты.
Музыка Использование аудиозаписей, логоритмика. Создание аудиотек и условий для их использования Музыкально-дидактические игры и упражнения Индивидуальная работа в центре музыки Использование музыки в театрализованной деятельности, в НОД и режимных моментах Музыкотерапия Использование музыки на занятиях, гимнастики, в играх. Система работы по итмизирова воспитанию. Контрольно-диагностическая деятельность.

Новое на сайте

>

Самое популярное