Домой Здоровье Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы Методические рекомендации по дополнительным программам

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы Методические рекомендации по дополнительным программам

«Центр образования №13

имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова»

ТРЕБОВАНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ

Тамбов 2017 г

Составитель: О.В. Кобозева

старший методист по дополнительному образованию

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О.В. Кобозева; МАОУ«Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова». - Тамбов, 2017. - 23 с.

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016г.

Введение

Программа дополнительного образования - это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная концепция

развития дополнительного образования детей)(далее Концепция).

Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

Свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

Соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

Разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

Модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

Ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

Творческий и продуктивный характер образовательных программ;

Открытый и сетевой характер реализации.

техническая, естественнонаучная, физкультурно- спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональную ориентацию учащихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры учащихся;

Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уровневая дифференциация дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо

от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.

  1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
  1. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких

форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

  1. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.

Организационная модель проектирования

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Уровень

Пока-затели

Специфика реализации

массовые

групповые

микрогрупповые

индивидуаль-

программы

программы

программы

программы

«Стартовый»

Количество

(ознакомительный)

учащихся

учащихся

обучения

не более 1-2 часов в неделю

Минимальный

программы

Особенности

Однородный - неоднородный (смешанный);

Для учащихся с

постоянный - переменный;

учащихся

с участием учащихся с ООП, ОВЗ - без участия

(одаренные,

учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в

трудной жизненной ситуации

инвалиды)

обучения

Особенности

традиционная форма;

организации

образовательно

го процесса

Специфика реализации

Уровень

Показатели

массовые

групповые

микрогрупповые

индивидуаль-

программы

программы

программы

программы

«Базовый»

Количество

учащихся

учащихся

от 1 года до 3 лет

обучения

от 3 до 5 час. в неделю

Минимальный

Напр.: 132ч (при 44 неделях занятий)

программы

Особенности

однородный - неоднородный;

для учащихся

постоянный;

участием

учащихся

учащихся

(одаренные, с

оказавшихся

жизненной ситуации

инвалиды)

очная - очно/заочная - заочная

обучения

Особенности

традиционная форма;

организации

на основе сетевого взаимодействия;

образователь-

с применением дистанционных технологий;

ного процесса

посредством организации электронного обучения;

на основе реализации модульного подхода

Специфика реализации

Уровень

Показатели

массовые

групповые

микрогрупповые

индивидуаль-

программы

программы

программы

программы

«Продвинутый»

Количество

(углубленный)

учащихся

учащихся

Срок обучения

от 2 лет обучения

Режим занятий

от 4 до 8 час. в неделю

Минимальный

Напр.: 176 ч. (при 44 неделях занятий)

программы

Особенности

однородный - неоднородный;

для учащихся с

постоянный;

участием

учащихся

учащихся

ные, с ОВЗ,

оказавшихся

инвалиды)

жизненной ситуации

очная - очно/заочная - заочная

обучения

Особенности

традиционная форма;

организации

на основе сетевого взаимодействия;

образователь-

с применением дистанционных технологий;

ного процесса

посредством организации электронного обучения;

на основе реализации модульного подхода

Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

должна включать следующие структурные элементы:

Титульный лист

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.4. Планируемые результаты

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

Титульный лист программы

Пример:

Комитет образования администрации города Тамбова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

« название программы »

(уровень программы)

Возраст учащихся: 10-12 лет

ФИО полностью,

педагог дополнительного образования

Тамбов 2017г

Информационная карта:

Пример

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ гл.1 ст.2 п.25).

Направленность (профиль) программы : техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок п.9).

По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.

Уровень образования - начальное общее образование

Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочной), базовый, углубленный.

Новизна программы

Пример: Новизна программы состоит в том, что... Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с программами, аналогичными по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

Актуальность программы

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

Актуальность может базироваться на:

анализе социальных проблем;

материалах научных исследований;

анализе педагогического опыта;

анализе детского или родительского спроса;

современных требованиях модернизации системы дополнительного образования;

потенциале образовательного учреждения;

социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Примеры:

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время...

К числу наиболее актуальных проблем относится...

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского творчества.

  • настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров - организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества .

Педагогическая целесообразность

  • этом пункте дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

выбранных форм;

методов образовательной деятельности;

средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами);

организации образовательного процесса.

Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Примеры:

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки

профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые

знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.

Отличительные особенности

  • данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Примеры:

  • ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…………..

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...

Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...

Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

  • структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...». Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).

Для того чтобы подвести учащихся_____ лет, к освоению ____, предлагается метод________ (далее кратко описываются особенности применения этого метода).

Предлагаемая программа является_______. Она построена на основе____.

Адресат программы

В этом пункте необходимо указать:

какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

Примеры:

Программа адресована детям от __7____ до ___10____ лет.

Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество учащихся

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Примеры:

  • группе 1 года обучения -15 человек;
  • группах 2-го и последующих годов -15человек.

Объем и срок освоения программы

  • этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

Примеры:

4 года обучения - 38 часов каждый год обучения

Пример:

1 год обучения - 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:

психологической готовности к обучению;

физического уровня готовности учащихся к освоению дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы;

интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению

образовательной программы и др.

Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

Формы и режим занятий

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия.

Примеры:

Программа рассчитана на _4__ года обучения.

  • год обучения: __38_____часов в год,
  • год обучения: __38____ часов в год,
  • год обучения: __38____ часов в год и т.д.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по количеству учащихся , участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная);

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);

по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).

Примеры:

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______

часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,……..) деятельность учащихся.

Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть

занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная,

групповая,

работа по подгруппам,

ансамблевая,

общеоркестровая и др.

1.2. Цель и задачи программы

Цель -процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся.

Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. заранее предполагаемый результат учебного

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).

Примеры формулировок цели:

  1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
  1. Формирование общей культуры личности, привитие учащимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
  1. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
  2. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
  1. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
  1. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
  1. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
  1. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
  2. Профилактика асоциального поведения.
  1. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыраже-нию через овладение основами хореографии.
  1. Развитие познавательно-творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно-эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Задачи программы - конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение.

Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.

  • задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности:

образовательные (приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.);

развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности

  • т.п.);

воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.).

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Пример употребления глаголов для формулирования задач:

познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, под-

держать, предоставить возможность;

формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать,

воспитывать, углублять и т.д .

Примерные формулировки задач программы образовательные:

формирование у учащихся представлений о ……………………………………;

знакомство учащихся с ……………………………………………………….;

развивающие:

развитие у учащихся музыкальной памяти;

комплексное развитие страноведческих и культурологических представлений учащихся;

развитие у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку, а также чувства национального музыкального колорита;

развитие у учащихся воображения и образного мышления в процессе творческого претворения знаний из области музыкальной культуры;

воспитательные:

формирование у учащихся культуры слушания музыки;

воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям;

воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.

Учебный план

  • настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.

Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по

программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.

  • графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Оформление учебного плана

Пример:

Учебный план

третий год обучения

Темы занятий

Всего часов

Часы

Формы организации занятий

Формы аттестации (контро

Теория

Практика

1.Введение

Техника безопасности.

Составление памятки

Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора.

групповая

  1. Изучение механизмов

Зубчатые колёса.

групповая

Составление эскиза

Промежуточное зубчатое колесо.

групповая

Составление эскиза

Коронные зубчатые колёса.

групповая

Составление таблицы различия колёс

Понижающая зубчатая передача.

Работа в парах

исследование

ИТОГО:

Оформление содержания учебного плана

Пример:

Раздел 1. « Введение »

Тема № 1.1. « Техника безопасности».

Теория. Основные правила техники безопасности при работе с конструктором. Правила поведения при работе в парах, в группах.

Тема № 1.2. « Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора».

Практика. Работа с конструктором: знакомство с деталями и элементами набора.

Раздел 2. « Изучение механизмов »

Тема № 2.1. « Зубчатые колёса».

Практика. Работа с конструктором: составление эскиза зубчатого колеса. Нахождение зубчатого колеса среди деталей конструктора

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития).

  • Если в задачах прописано «научить выразительному чтению и знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.
  1. Результат воспитывающей деятельности Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,

создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ гл.1 ст.2 п.2).

  1. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты) Планируемые результаты данной группы ориентированы н развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в

соответствии с обозначенными задачами.

Пример:

По окончании первого (второго...) года обучения учащиеся:

будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…;

будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…;

будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т.д.

Календарный учебный график составляется для каждой группы ,

обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Образец оформления календарного учебного графика Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дорожная азбука» (базовый уровень)

год обучения: 2

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);

сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

Требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

Методическое обеспечение

В данном пункте указывается:

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

2.3. Формы аттестации

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ гл.6 ст.57 п.1) .

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация.

При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме ________ во время проведения______, когда работы учащихся по конкретной теме_______.

  • процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных_______.
  • конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют____________.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.;

документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.

2.4. Оценочные материалы

Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

Оформление методического обеспечения

2.6. Список литературы

Список литературы - заключительный пункт программы.

Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться:

список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий;

кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города - полностью).

Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:

для педагогов;

для обучающихся;

для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов - полное указание электронного адреса.

2.7. Глоссарий (понятийный аппарат)

Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание деятельности объединения и формирует компактное представление о курсе в целом.


Разработка и реализация

дополнительных развивающих программ.

Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.


Целями и задачами дополнительных программ, в первую очередь, яв ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание допол нительных образовательных программ должно:

соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ
ному общему, среднему (полному) общему образованию);

    направленностям дополнительных образовательных программ

    современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, заня тиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обу чающегося в объединении);

быть направлено на:

    создание условий для развития личности ребенка;

    развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

    обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    профилактику асоциального поведения;

    создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и оте чественной культур;

    целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

    укрепление психического и физического здоровья детей;

    взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы.

Общеобразовательная программа, дополнительная развивающая программа являются локальными нормативными документами, поэтому они должны пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

    Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

    Устав учреждения.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

    Титульный лист.

    Пояснительную записку.

    Учебно-тематический план.

    Содержание изучаемого курса.

    Методическое обеспечение и условия реализации программы.

    Список литературы.

    Приложения

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

    наименование образовательного учреждения, учредителя;

    где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    полное название дополнительной образовательной программы;

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    срок реализации дополнительной образовательной программы;

    название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:

    направленность дополнительной образовательной программы;

    новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
    от уже существующих образовательных программ;

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
    программы

    сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    формы и режим занятий;

    ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

    формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы .

Направленность дополнительных образовательных программ:

    Военно-патриотическая,

    физкультурно-спортивная,

    социально- педагогическая,

    эколого-биологическая,

    научно-техническая,

    спортивно-техническая,

    художественная,

    туристско-краеведческая,

    социально-экономическая,

    естественно-научная.

Новизна программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

    Новое решение проблем дополнительного образования;

    Новые методики преподавания;

    Новые педагогические технологии в проведении занятий;

    Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность программы.

- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:

    анализе социальных проблем,

    материалах научных исследований,

    анализе педагогического опыта,

    анализе детского или родительского спроса,

    современных требованиях модернизации системы образования,

    потенциале образовательного учреждения;

    социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Педагогическая целесообразность.

подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы:

    выбранных форм,

    методов образовательной деятельности,

    средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

    организации образовательного процесса.

ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели.

В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.

ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы

Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ . В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:

Для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

Какому возрасту детей адресована программа;

Предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

Условия приема детей, система набора в группы.

Сроки реализации программы

В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

ПРИМЕР:

1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся .

Формы и режим занятий

Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся .

Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

Начальный контроль (сентябрь);

Промежуточный контроль (январь);

Итоговый контроль (май) .

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

ПРИМЕР:

формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:

выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)…

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количеством часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70%

Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы , которая включает в себя следующие графы:

Порядковый номер;

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.

В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):

По 1 часу в неделю -36 часов в год;

По 2 часа в неделю – 72 часа в год;

По 3 часа в неделю – 108 часов в год;

По 4 часа в неделю – 144 часа в год;

По 5 часов в неделю – 180 часов в год;

По 6 часов в неделю – 216 часов в год…

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения) .

В учебно-тематический план включают часы на:

    комплектование группы (для детей первого года обучения);

    вводное занятие (введение в программу);

    концертную или выставочную деятельность;

    мероприятия воспитательно-познавательного характера;

    отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).

ПРИМЕР:

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Раздел 1. Знакомство с миром кукол

4

2

2

2.1

История кукольного театра.

2.2

Виды кукол. Кукла своими руками.

2.3

………………………

3

Раздел 2. ………………..

3.1

…………………………….

Итого:

72

22

50

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:

Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;

Изложение материалов ведется в именительном падеже.

В содержании программы указывается:

    название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);

    телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

    указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

    при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.

ПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)

Теория (2 ч) : Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками

Практика (8 ч) : Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Структурный элемент «Методическое обеспечение » может быть оформлен по-разному и должен включать:

- формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей ;

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…);

- дидактический материал : (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);

- материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются.

Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы:

п/п

Названия разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактические материалы

Формы подведения итогов

Материально-техническое обеспечение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Требования к оформлению:

    Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

    по общей педагогике;

    по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания;

    по общей и возрастной психологии;

    по теории и истории выбранного вида деятельности;

    Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).

    Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

- название;

- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. - Место издания.: Издательство, год. - количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. - (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты)

Новое на сайте

>

Самое популярное