Домой Страх Исследовательская работа слова-паразиты в речи современных подростков. Слова-паразиты в речи современных студентов

Исследовательская работа слова-паразиты в речи современных подростков. Слова-паразиты в речи современных студентов

Еремчук Антон Сергеевич

Скачать:

Предварительный просмотр:

Областная студенческая научно-практическая конференция

«Меня оценят в 21 веке»

Учебное заведение: ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса»

Научный руководитель: И.С.Грязнова, преподаватель ГОБУ СПО ДВГКГБ

2013 год

Введение. ……………………………………………………………….3-4

Современных студентов ……………...……….…………………12-14

Заключение.……………………………………………………………15-16

Список использованной литературы…………..………..……………17

Приложение 1 …………………………………………….……………18

Приложение 2……………………………………………………..……19

Введение

Гипотезы. Я предположил, что:

Методы исследования:

Анкетирование,

Анализ,

Наблюдение.

В работе я использовал литературу по культуре речи научные и публицистические статьи, источники сети Интернет.

Слово- это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Добавим, что смысл высказывания не представляет собой арифметическую сумму значений слов. Для правильного осмысления высказывания (текста), необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации, фоновые значения. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

  • недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
  • намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  • быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  • мода на некоторые слова.

1. Установочные (ориентационные) маркеры

Отражают коммуникативные и психологические установки говорящего:

Значит , относительно недавно были изменены в части Административного кодекса некие положения, которые позволили исключить альтернативность и установить порядок - полтора года лишения прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии…

2. Программирующие маркеры

Служебные, или программирующие, маркеры, которые, в свою очередь, можно разделить на пять подгрупп:

1) Маркеры планирования (формирования сценария реализации замысла): так , ну .

Ну , сотрудничал даже с американцами здесь.

2) Маркеры концептуализации (формирования в сознании говорящего понятия, соответствующего плану содержания одной или нескольких языковых единиц, которое затем будет вербализовано): как бы, такой, вот .

Возможен ли этот компромисс, если, действительно, с одной стороны - парламент, худо-бедно избранный, а с другой стороны - арматура и бутылки с зажигательной смесью и, в общем, такое желание убрать власть.

3) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот .

4) Маркеры поиска (припоминание нужного слова в процессе реализации): это (самое), этот (самый) , какой-то, скажем так .

Но часто бывает и так, что это весеннее время взрывотехники используют для, скажем так , освоения денег и развлечения.

5 ) Маркеры коррекции (коррекция реализации – оговорки и т.п. – или самого сценария – оформление вставных конструкций): ну, это , то есть .

Как вы считаете, позволит ли это реально увеличить пенсии , то есть не реально, а существеннее, чем это делается сейчас?

То есть это люди, которые, безусловно, обладая харизмой, то есть умением увлечь за собой пусть сначала десять, затем двадцать, затем сотни, несколько сотен человек,

3. «Гипертекстовые» маркеры

К третьей группе относятся слова, не связанные непосредственно с процессами программирования и реализации дискурса, но предоставляющие Слушающему дополнительную информацию об отношении Говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:

а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем ), важности сообщаемой информации, а также степени ее актуализованности (вот, там ) и проч. Так мы никого не оккупировали, и нам еще должны они. Пусть немцы нам еще выплатят всю, так сказать , контрибуцию.

Там, где дают корм, сбегаются птички: воробьи там, какие-то еще, ласточки…

б) маркеры-апеллятивы, передающие те или иные требования/просьбы Говорящего к Адресату, в частности, отказ от детализованного представления ситуации (короче, в общем ) и имплицитная просьба к Адресату самостоятельно домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой ).

Вы говорите, что и сама страна , в общем, вела себя, государство вело себя неидеально… Вот , я не знаю, может, у меня уже сдвиг сознания, но я думаю, это не очень хорошее дело, потому что мы с одной стороны убираем урны после теракта, а потом начинаем…

Для эмоциональной окраски речи (например, слово блин…),

Другие слова служат

Для замещения пауз: (Частицы ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть « э-э-э», «а-а-а» или « м-м-м »….).

Слова, которые служат

Для ускорения речи (Это такие, как короче, так сказать ….).

Слова, которые употребляются,

Замещения не найденных слов (типа, типа того, как бы, вроде того ….).

Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр» и даже совсем непонятное «ёмасэ», почерпнутое из речи одной из ушедших в небытие участниц бессмертного «Дома-2». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
Бывают у людей

Некоторые имеют привычку всех встречных-поперечных называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.
Есть и

Итак, в качестве слов- сорняков чаще всего выступают:

  • Частицы (указательная вот, резюмирующая ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная как бы )
  • Вводные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать)
  • Местоимения (указательное местоимение это , сочетание указательного и определительного местоимений это самое , сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его , местоименное наречие там )

Для проведения исследования мною была составлена анкета. В анкете были сформулированы вопросы:

Всего в анкетировании приняли участие 100 студентов ДВГКГБ.

Анализ анкет позволил выявить следующее:

Диаграмма 1

4 % отличаются чистотой речи.

Диаграмма 2

5 % нет.

в речи студентов.

1. КОРОЧЕ

2. БЛИН

3. ТИПА

4. НУ

5. НУ ЭТО

6. ЭЭЭ…

7. ТЫ ВАЩЕ

8. ПИПЕЦ

9. ЭТО САМОЕ

10. КСТАТИ

Данная категория слов настолько прочно прижилась в нашей речи, что некоторые из числа моих сверстников считают, что эти слова не мешают восприятию устной речи, а помогают иногда чётче сформулировать мысль. Но все, же большая половина опрошенных имеет противоположное мнение, и на вопрос: какие способы борьбы вы можете предложить, ответила так:

41 %

Следить за своей речью и речью собеседника, поправляя, если нужно.

21 %

10 %

Молчать

Затруднились ответить

15 %

Заключение

Известный поэт Евгений Винокуров в одном из своих стихотворений писал:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот раскрыть,

И чудо слова возникает сразу.

Как ты проста осмысленная речь!..

Но, чтобы возникло «чудо слова», порою мало только «раскрыть рот». Поэтому нам необходимо научиться владеть словом так, чтобы оно соединяло людей, способствовало образованности нашего общества, вызывало уважение к своему родному языку, к своей Родине, к говорящему человеку.

Литература

Приложение 1

Анкета.

6.Считаешь ли ты, что эти слова:

А) засоряют речь говорящего;

Б) украшают речь говорящего;

В) помогают сформулировать речь говорящего?

8.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Таблица

Группа

Звуки

э-э-э, м-м-м,

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Преподаватель: Лопатина Ольга Михайловна

«Поволжский строительно-энергетический

колледж им. П. Мачнева» г.Самара

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Таблица

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения

Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...

Евпат-коловрат

Евпат-коловрат, у меня «5»!

Печки-лавочки

Спокойствие, удовлетворение

Хорошо сидим, печки-лавочки!

Типа

1. Желание выделиться

2. Заменитель паузы

Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...

Чё

Вопрос-недоумение

Ну и чё?!

Щас (и последняя модификация Интернета - щаз-з)

Нежелание что-либо делать

Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Реально

Одобрение, уверенность

Клёвый был фильм,

реально!

Жесть, жестяк

Одобрение, положительная реакция

- Хорошо получилось, жесть.

- Да, жестяк всё!

Ёлки-палки, ёлы-палы

Удивление, возмущение, радость, огорчение

Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

1. Лёгкое возмущение

2. Итог речи

- Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

В принципе

Желание отбросить лишние слова для объяснений

В принципе, у тебя тут «3», на «4» не хватило...

Собственно говоря

Желание избежать употребления лишних слов для объяснения

Собственно говоря, ты не совсем прав!

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли.

Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде. Это слова: реально, собственно говоря, евпат-коловрат и подобные им.

Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики. Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа http://chisto-po-russki.ru/vyirazitelnost-rechi/slova-parazityi

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 131

Екатеринбург

подготовила

учитель русского языка и литературы,

кандидат педагогических наук

Стурикова Марина Владимировна

Екатеринбург

2015

2. ВОЛНЕНИЕ И БЕСПОКОЙСТВО: п ри высоком уровне волнения, в ситуации, когда учащемуся необходимо говорить, он прибегает к запасу «простых» слов.

Многие начинают с частицы «нет» практически любую фразу. «Нет, послушайте, вы же сами об этом говорили», «Нет, давайте поедем на каток». Психологи говорят о таких людях, что они придерживаются защитной стратегии в разговоре. Подобная привычка, вероятно, имеет корни в так называемой защитной магии, когда говорящий с помощью «отрицательно» начала утвердительной фразы пытался «застраховать» себя и свое утверждение от сглаза.

Слово-сорняк «пожалуй» с интересной судьбой. В современной стихии языка оно обозначает допущение определённой возможности или неуверенного согласия («Пожалуй, пойдет дождь; «Пожалуй, я готов это сделать»). В первом значении оно близко к просторечному «небось», которое является сокращением от «не бойся». «Пожалуй» происходит от древнерусского «жаловати», что означает «дарить что-либо из любви». Как «дарственное слово» или обозначение какой-либо возможности стало выражать какую-либо возможность или неуверенное согласие, остается тайной.

2) смотрите на собеседника, вы увидите, что вам дают высказаться, слушают внимательно. Это ослабит напряжение, и говорить будет проще.

3) практикуйтесь «на кошках», вносите изменения в повседневное общение, следите за своей речью.

Список литературы:
    Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. (Дата обращения 25.02.15) (Дата обращения 24.02.15) (Дата обращения 25.02.15) (Дата обращения 24.02.15)

Разговаривая с человеком, можно очень многое о нем узнать. Кроме очевидных вещей типа этнической принадлежности, страны проживания и даже (примерно) города стоит обратить внимание не некоторые очень специфические особенности его речи.

«Кстати» - это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не хватает внимания. Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое смущение этим словом. Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».

«Короче» - показатель торопливости, нервозности и агрессии. Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.

«Это самое» часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности. Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.

«Вообще-то» - еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей. Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.

«На самом деле» проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей. Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.

«Типа» и «Значит» любят повторять настоящие консерваторы. Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

«Как бы» - это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире. Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.

«Просто» часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным. Они зависят от своего окружения, и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

Введение: актуальность, цели, задачи, методы исследования

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли, и, видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Э. Мошковский.

Введение

Оказалось, англичане то и дело повторяют "абсолютно" - даже когда то, о чём они говорят, весьма относительно. Злоупотребляют они и выражением "честно говоря", бесконечно прибегая к нему, даже когда лукавят.

Кто их поймет, этих англичан?! Стоит ли поднимать шум из-за безобидных слов? Для нас важно то, чтобы чистым и ярким оставался русский язык.

Таким образом, актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Об этом не раз говорил и Президент РФ В.В.Путин: «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять!

Цель исследования - определить, присутствуют ли в речи учащихся школ МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

Задачи:

Объект исследования - речь учащихся школ

Методы исследования:

    наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков

    проведение анкетирования

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

Практическая ценность работы в том, что материалы исследования могут быть использованы учащимися и учителями на уроках русского языка при изучении лексического строя языка. Также данные исследовательской работы могут стать основой для дискуссии среди подростков нашей школы по проблеме «Культура нашей речи».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

частицы: указательная - вот, резюмирующая - ну, сравнительная - как бы, модальная - пожалуй, вопросительная - да, утвердительная - так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение - это, сочетание указательного и определительного местоимений - это самое, местоименное наречие - там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения - как его.

Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Существует несколько причин появления «бесполезных» слов в процессе общения.

э-э-э, мэ-э-э,

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Я решил провести анкетирование в двух школах: начальной и средней, чтобы определить, насколько речь младших школьников «чище» речи старшеклассников. На анкеты отвечали учителя.

Так ответили учителя МБОУ СОШ №5 Иначе ответили и учителя МБОУ УНОШ "Садко"

Так ответили учителя МБОУ СОШ №5 А так ответили учителя МБОУ УНОШ "Садко"

Самое популярное слово, используемое учащимися - "Блин"

Воспользуйтесь помощью близких: попросите их обращать внимание на использование Вами «лишних» слов.

Придумайте себе штрафные санкции: приседания, день без сладкого, день без компьютера …

Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова. И Вам никогда не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы», «ну» и «вот».»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод

Список литературы

1. "Беседы о русском слове". - М.:Знание, 1978. Люстрова З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин

2. "Вестник", выпуск 3(47). - Т.,2005 Ю. Дараган

3. "Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения" М.: Просвещение, 1986. Ладыженская Т.А.

4. " Культура русской речи: Словарь - справочник" -.М.: Знание, 1995. Скворцов Л.И

7. "Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык". - М.: Аванта+, 1998.

Новое на сайте

>

Самое популярное