Домой Тайны мира Исследование как начальный этап. Этапы и структура научного исследования

Исследование как начальный этап. Этапы и структура научного исследования

Понятие об исследовательском процессе

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА

Под исследовательским процессом понимается один из видов деятельности, отличающийся от других видов тем, что:

Содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

Он устремлен на выяснение существенных характеристик явлений процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;

Исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;

Исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы.

Главная задача исследователя - выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраивается следующим образом.

1-й этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы изыскания, выбор методов исследования. На этом этапе устанавливается уровень её разработанности и перспективность. Для этого анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы изыскания, определяются объект и предмет исследования, составляется стратегический план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом из них), выбирается система методов исследования, составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.. Главный вопрос первого этапа научной работы - проблемный аспект темы, без чего нельзя переходить к следующему этапу научной работы. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования.

2-й этап. Формулировка целей исследования. Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результаты деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.



Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние - результат преодоления противоречия между должным и сущим.

Помимо формулировки общей цели формулируются частные, промежуточные. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).

Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.

Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы.

Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графика (или цепи целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательской работы и всевозможных работ для достижения конечной цели.

Цель рождается из конкретных потребностей данного научного учреждения (например, школа, лаборатория и др.). Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертации (научного изыскания). По мнению специалистов нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели, как-то:

Определить педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов педагога к выявлению приемов эволюционно-интеллектуального стимулирования познавательной активностью обучающихся;

Изучить средства формирования творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний;

Разработать условия, обеспечивающие осознанный выбор обучающимися специальности в многоуровневой системе высшего педагогического образования;

Изучить педагогические условия формирования у обучающихся педвуза эмпатической культуры как составной части их педагогического мастерства.

Исследователь должен много поработать над формулировкой цели изыскания, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а главное - действительно отражала цель, которую он поставил перед собой.

3-й этап. Формулировка гипотезы исследования (предположения, которые должны получить подтверждение в изыскании). При разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. В качестве проекта гипотезы должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования - описательную, объяснительную, прогностическую. Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.

Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно ярко проявляется роль аналогий, уровень развития ассоциативного мышления научного работника.

В практике существуют другие конструктивные способы построения гипотез. Например, создание множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

4-й этап. Постановка задач, вытекающих из гипотезы исследования. Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, процесса, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулировке задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности.

В процессе формулировки исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении эксперимента. В педагогическом исследовании используют следующие виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Констатирующий эксперимент проводится с целью установления фактического исходного состояния перед основным формирующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта. Его задача состоит: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным обоснованием для формулировки целей и задач исследования.

Детально же перечислить все стоящие задачи перед исследователем можно в начале каждой из глав диссертации, там, где это потребуется.

После постановки цели и задач диссертант должен отчетливо представлять себе границы своего исследования, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить.

5-й этап. Подготовка и организация эксперимента. Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Для этого должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.

Программа экспериментального исследования (т.е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществления прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность, эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

6-й этап. Проведение эксперимента и сбор фактических данных. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки - внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающие внимание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс - наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан:

Непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;

Варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

Систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;

Параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Процесс эксперимента сопровождается качественной и количественной обработкой данных. Качественная предполагает: а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы; получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке. Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.

7-й этап. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. На основе полученных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качества объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности. На основе объективно познанных закономерностей проводятся:

Ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода её в ранг теории, в той её части, в которой она оказалась состоятельной;

Формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную её проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в иное место другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;

Оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки;

Разработка прикладной теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Рекомендации должны разрабатываться исключительно в такой форме, в которой их в состоянии потребить практика.

Придерживаясь данных рекомендаций, исследователь получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации изыскательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих процедур логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой доказательности и прикладными качествами.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и др.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику исследовательского процесса.

2. Назовите основные этапы исследования и дайте их краткую характеристику.

3. Как воплощаются результаты исследовательского процесса?

Мне очень нравится следующий отрывок из «Йоги Васиштхи», как модель для начала исследования.

Однажды царь пришел в главный зал дворца и сел на трон. После того, как все ему доложились, в зал вошел уличный жонглер и поприветствовал царя. Он сказал царю: «Я покажу тебе что-то совершенно замечательное!» Он взмахнул пучком павлиньих перьев, и в зал вошел конюший с совершенно замечательным конем в поводу. Он поклонился царю и попросил принять коня в подарок. Уличный жонглер начал упрашивать царя оседлать коня и объехать мир.
Царь увидел коня, закрыл глаза и стал неподвижным. Все в зале замолчали. В зале воцарилась полная тишина, никто не осмеливался нарушить покой царя.
Через некоторое время царь открыл глаза и задрожал как будто от страха. Он почти свалился со своего трона, но его министры не дали ему упасть. Удивленный их видом, царь спросил: «Кто вы такие и что со мной делаете?» Испуганные министры сказали ему: «О Великий, ты могучий и мудрый царь, но что-то с тобой случилось. Что с твоей головой? Только те, кто привязан к мелким объектам этого мира и фальшивыми отношениями к жене, детям и т. д., легко теряют разум, но не такие приверженные высшим идеалам, как ты. Более того, только безумцы подвергаются наговорам, заклинаниям и ядам, а вовсе не те, у кого развит мощный ум».
Услышав это, царь несколько расправил плечи и поднял голову, но при виде жонглера снова задрожал и спросил его: «О волшебник, что ты со мной сделал? Ты распустил надо мной сеть иллюзий. Даже мудрейшие побеждаются волшебством Майи, обмана. Я, в этом же теле, за короткое мгновение пережил замечательные галлюцинации». Повернувшись к залу, царь описал свои ощущения за последний час:
«Как только я увидел, как этот жонглер взмахнул пучком павлиньих перьев, я вскочил на коня, стоящего передо мной и мое сознание несколько помутилось. Потом я поехал в охотничью экспедицию. Конь привез меня в сухую пустыню, где ничего не росло, ничего не жило, где не было воды и вообще было очень холодно. Мне стало ужасно печально. Я провел там целый день. Потом на коне я снова пересек эту пустыню и попал в другую, менее ужасную. Я заснул под деревом, а мой конь убежал, а потом зашло солнце. Я спрятался в кустах. Ночь длилась дольше века.
Наступил день, поднялось солнце. Чуть позже я увидел очень темнокожую девушку в черных одеждах, которая несла блюдо с едой. Я подошел к ней и попросил есть - я был очень голоден. Она прошла мимо без ответа, и я пошел за ней. В конце концов она сказала: «Я тебе дам поесть, если ты на мне женишься». Я согласился - выживание было тогда превыше всего. Она дала мне поесть и потом представила меня своему отцу, который был еще более ужасен видом. В скором времени мы втроем прибыли в их деревню, полную крови и мяса. Всем меня представляли как мужа этой девушки, и все меня уважали. Они развлекали меня чудовищными историями, от которых у меня все переворачивалось внутри. В дьявольской церемонии, нас с девушкой поженили».
Царь продолжил:
«Скоро меня приняли в члены этого примитивного племени. Моя жена родила дочь, что сделало меня еще более несчастным. За ней последовали еще трое младенцев. Я стал семейным человеком в племени. Я провел среди них много лет, страдая агониями семейного человека с женой и детьми, которых надо кормить и защищать. Я рубил дрова и ночью часто спал на земле под деревом. Когда погода стала холодной, я прятался в кустах, чтобы не продувал ветер. Питался я в основном свининой.
Время шло, и я старел. Я начал торговать мясом. Я приносил мясо в деревни в горах Виндхья и продавал там лучшую часть, а что не продавалось, я резал на кусочки и сушил в грязном месте. Когда я был голоден, мне часто приходилось драться с другими членами племени за мясо. Мое тело стало черным, как смоль.
Живя в грехе, мой разум тоже стал склоняться в сторону греха. Хорошие мысли и чувства ушли. Мое сердце перестало сочувствовать, сопереживание сошло с него, как старая кожа со змеи. Сетями, силками и капканами я вызывал страдания зверей и птиц.
Я на собственной шкуре чувствовал все изменения погоды, нося только набедренную повязку. Так я провел семь лет. Связанный цепями дурных наклонностей, я становился берсерком от злости, грязно ругался, рыдал когда не везло, и ел гнилое мясо. Я очень долго жил в этом месте. Меня несло как сухой лист по ветру, как будто единственной целью моей жизни было, что бы поесть.
Потом случилась засуха. Воздух стал таким горячим, что казалось от него сыпятся искры. Лес сгорел, от него остались одни уголья и пепел. Люди начали умирать от голода. Они шли за миражами в надежде найти воду. Они принимали камни за мясо и грызли их.
Некоторые начали есть трупы. Некоторые даже грызли собственные пальцы, измазанные кровью мертвых тел. Таков был ужасный голод.
То, что раньше было цветущим лесом, стало походить на огромный крематорий. То, что раньше было приятными рощами, было наполнено предсмертными криками.
Царь продолжил:
Из-за голода многие люди ушли с насиженных мест куда глядели глаза. Другие, слишком привязанные к женам и детям, которые не могли идти, погибли. Многие другие были сожраны дикими зверями.
Я тоже решил уйти оттуда, взяв с собой жену и детей. Уйдя далеко, я остановился в тени большого дерева, спустил с плеч детей и забылся на некоторое время.
Самый младший из моих детей был мал и невинен, а потому я любил его более остальных. Со слезами на глазах, он требовал еды. Хотя я сказал ему, что мяса нет, он по-детски настаивал, не в силах терпеть муки голода. Я сказал ему в изнеможении: «Ладно, ешь меня!», и он ответил без раздумия: «Дай мне».
Меня растрогала привязанность и жалость. Я видел, что ребенок не может далее терпеть. Я решил покончить с собой, чтобы прекратить страдания. Я развел погребальный огонь и как только я вошел в этот огонь, я вздрогнул - и увидел себя в этом зале и вас вокруг меня».
(Как только царь договорил, уличный жонглер пропал). Министры сказали:
О великий, этот человек не может быть просто уличным фокусником, ведь он не хотел ни денег, ни награды. Скорее всего, какое-то божественное создание хотело показать тебе и всем нам силу космической иллюзии. Изо всего этого понятно, что вид этого мира - ничего кроме игры разума, а сам разум - ничто иное, как игра величайшего бесконечного сознания. Это сознание способно обмануть даже мудреца. Где всезнающий царь и где этот сумасшедший обман? Конечно, это не фокус жонглера - жонглер выступает за деньги. На самом деле это сила иллюзии. Поэтому жонглер и пропал без требования награды.

Есть ли царь в том мире, в котором он оказался из-за гипноза жонглёра?
- И да и нет. Царь одномоментно присутствует и у себя во дворце и в пустыне. Причём в пустыне царь присутсвует в виде своей копии.
Что собой представляет тело царя во дворце?
- Неизвестно.
Что собой представляет тело царя, который оказался в пустыне?
- Копию того тела, которое осталось сидящим во дворце.
Итак, КТО проводит исследование?
- Царь.
Какой царь? Как настоящий, сидящий во дворце, или как копия в пустыне?
- Как царь, сидящий во дворце. Копия не может проводить исследование. Она только лишь ВИДИМОСТЬ.
Каким образом царь, сидящий во дворце может проводить исследование, находясь в пустыне?
- Он не может это сделать, находясь в пустыне. Но может, если осознает себя, сидящим во дворце.
Почему же он тогда не оказывается сразу же во дворце, а продолжает находиться в пустыне?
- Копия должна исчезнуть, прежде, чем царь очнётся во дворце.

1) с анализа результатов;

2) с постановки проблемы и выбора темы;

3) с проведения эксперимента;

4) все ответы верны.

В чем основная функция науки?

1) в подтверждении явлений и процессов;

2) в поиске закономерностей;

3) в выработке объективных знаний о действительности;

4) все ответы верны.

27. Предмет исследования это …

1) часть материи, которая включена в познавательную деятельность;

2) познание каких-либо свойств вещества или процессов;

3) метод познания;

4) инструмент исследования.

28. Наука основывается на …

1) логике;

2) интуиции;

3) образовании;

4) фактах.

29. Гипотеза это …

1) утверждение о существовании явления, истинность которого доказывается дедуктивно;

2) утверждение о существовании явления, ложность которого доказывается дедуктивно;

3) утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого проверяется экспериментальным путем;

4) предположение о причине или следствие явления.

От чего зависит продолжительность эксперимента?

1) от задач исследования;

2) от трудоемкости методики исследования;

3) от сложности обработки результатов исследования;

4) от новизны исследования.

Какой из перечисленных экспериментов характеризуется строгой стандартизацией методик и условий среды?

1) естественный;

2) лабораторный;

3) модельный;

4) свободный;

Какой из перечисленных экспериментов характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий, что они могут быть не замечены исследуемыми?

1) естественный;

2) лабораторный;

3) модельный;

4) постановочный.

Чем отличается педагогическое наблюдение от бытового?

1) планомерностью и конкретностью;

2) наличием специфических приемов регистрации фактов;

3) последующей проверкой результатов наблюдений;

4) всем перечисленным выше.

Какому виду опроса соответствует получение информации путем письменных ответов на систему стандартизированных вопросов?

1) анкетирование;

2) интервью;

3) беседа;

4) консилиум.

36. При оформлении научной работы нужно ориентироваться на …

1) собственную интуицию;

2) требования преподавателя;

4)советы одногрупников.

37. Принципы построения, формы и способы научно-исследовательской деятельности:

1) методология науки;

2) методологическая рефлексия;

3) методологическая культура;

4) все варианты верны.

38. Логика исследования включает:

1) постановочный этап;

2) исследовательский этап;

3) о формительско-внедренческий этап;

4) все варианты верны.

39. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:

1) наблюдение;

2) эксперимент;

3) анкетирование;

4) все варианты верны.

40. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:

1) проективный;

2) открытый;

3) альтернативный;

4) закрытый.

41. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:

1) опосредованное;

2) скрытое;

3) включенное;

4) все варианты верны.

42. Метод письменного опроса респондентов:

1) тестирование;

2) анкетирование;

3) моделирование;

4) все варианты не верны.

43. Точная выдержка из какого-нибудь текста:

1) рецензия;

2) цитата;

3) реферат;

4) все варианты верны.

44. Критерии оценки учебного реферата:

1) соответствие содержания теме реферата;

2) глубина переработки материала;

3) правильность и полнота использования источников;

4) все варианты верны.

45. Курсовая работа решает задачи:

1) краткое изложение полученных выводов;

2) самостоятельный анализ концепций по изучаемой проблеме;

3) определение актуальности, объекта и предмета исследования;

4) все варианты верны.

46. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: группы (команды спортсменов) 1 – футболисты; 2 – гимнасты; 3 – баскетболисты; 4 – пловцы.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

4) шкала отношений.

47. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: количество вопросов в анкете как мера трудоемкости опроса.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

4) шкала отношений.

48. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: время решения учебной задачи.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

Экспериментально-практическое исследование проводилось среди воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии на протяжении 2003-2004г. В нем участвовали подростки, средний возраст которых составил 15 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы. Группа «А» представлена воспитанниками, совершившими преступления по статьям УК РФ легкой и средней тяжести в количестве 15 человек, в группу «Б» вошли подростки, совершившие тяжкие преступления - 15 человек.

Цель экспериментального исследования заключалась в определении влияния самооценки на социальную дезадаптацию подростков.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования с подростками был проведен ряд методик, с целью выявления уровня тревожности, самооценки, а также уровня социальной дезадаптации.

На формирующем этапе с воспитанниками были проведены мероприятия, цель которых состояла в формировании адекватной самооценки и общей ресоциализации подростков.

На контрольном этапе исследования были подведены итоги экспериментального исследования.

Для достижения цели исследования были выбраны критерии оценки: уровень тревожности, социальная дезадаптация, уровень самооценки.

Согласно заявленных критериев на констатирующем этапе были использованы следующие методики.

Методика № 1 (САН - в интерпретации Л.Д.Столяренко)

Цель: Выявление уровня дезадаптации путем оперативной оценки самочувствия, активности и настроения

Воспитанникам был представлен опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым необходимо оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния (см. Приложение 1).

Сводные результаты по данной методике представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Уровень дезадаптации подростков (констатирующий этап)

Группа «А»

Группа «Б»

№ испытуемого

Средний балл

№ испытуемого

Средний бал

1. Владислав М.

2. Алексей П.

Андрей В.

3. Михаил О.

Алексей М.

4. Борис Г.

Владимир Р.

5. Роман М.

Сергей Ж.

6. Василий И.

7. Леонид А.

Николай С.

8. Сергей Д.

9. Николай Н.

Виктор Е.

10. Алексей З.

Алексей О.

11. Дмитрий Н.

Вячеслав З.

12. Сергей П.

Михаил Ц.

13. Слава Р.

Александр В.

14. Арсен Г.

Сергей А.

15. Анатолий В.

Дмитрий П.

Анализ полученных данных свидетельствует о явной тенденции к дезадаптации воспитанников. Средний бал, у большинства подростков ниже 4, что по данным Л.Д.Столяренко говорит об эмоциональной нестабильности, ведущей к социальной дезадптации.

Трое подростков из группы «А», в которую были включены воспитанники, отбывающие наказание за преступления легкой и средней тяжести показали средний балл в пределах 4, что характеризует их самочувствие как в целом благоприятное. Из группы «Б» (подростки, совершившие тяжкие преступления) 5 воспитанников находятся на данном уровне.

На рисунке 2.1.1. показаны процентные отношения по результатам диагностики.

Группа «А» Группа «Б»

Рис. 2.1.1. Уровень дезадаптации (констатирующий этап)

Что характерно, никто из воспитанников не набрал 5 баллов, а по мнению Л.Д.Столяренко именно в диапазоне 5- 5,5 балов должны лежать результаты которые свидетельствуют о нормальном самочувствии, здоровой активности испытуемого по методике САН.

20% подростков из группы «А» вполне благополучны, средние результаты, показанные ими нельзя отнести к явной дезадаптации, то же самое можно сказать о подростках из группы «Б», показавших вполне благоприятные результаты (33%). 80% подростков из группы «А» и 67% из группы «Б» явно находятся в состоянии дезадаптации.

Окончательные выводы из полученных результатов делать рано, однако можно предположить, что дезадаптация подростков обусловлена средой их нахождения на момент совершения преступления, то есть ее влиянием на поведение подростков.

В связи с этим необходимо провести дополнительное исследование с целью уточнения поученных данных. Для этого проведена методика на выявление уровня тревожности испытуемых (Приложение 2).

Результаты тестирования занесены в таблицу № 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Уровни тревожности по Спилбергеру

Группа «А»

Группа «Б»

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

1. Владислав М.

2. Алексей П.

Андрей В.

3. Михаил О.

Алексей М.

4. Борис Г.

Владимир Р.

5. Роман М.

Сергей Ж.

6. Василий И.

7. Леонид А.

Николай С.

8. Сергей Д.

9. Николай Н.

Виктор Е.

10. Алексей З.

Алексей О.

11. Дмитрий Н.

Вячеслав З.

12. Сергей П.

Михаил Ц.

13. Слава Р.

Александр В.

14. Арсен Г.

Сергей А.

15. Анатолий В.

Дмитрий П.

Данные представленные выше свидетельствуют, что большинство обследованных подростков из групп «А» и «Б» проявляют довольно высокую тревожность. Это относится, как к проявлениям личностной тревожности, так и ситуативной. Группа «А» характеризуется наличием у 33% испытуемых - очень высокого уровня ситуативной тревожности, у 33% - высокий уровень тревожности. Средний уровень отмечен у 27% подростков из группы воспитанников, отбывающих наказание за преступления, легкой и средней тяжести (в основном кражи ст. 158 УК РФ). Низкого уровня ситуационной тревожности у данной группы выявлено не было, однако 7% подростков показали очень низкий уровень.

Данные по личностной тревожности в группе «А» подтверждают результаты исследования по шкале ситуативной тревожности, за исключением некоторых отличий (см. рис. 2.1.2.).

Рис. 2.1.2. Процентные отношения по методике Спилбергера (группа подростков отбывающих наказание за совершение преступлений легкой и средней тяжести (Группа «А»)

Личностная тревожность этих подростков, как устойчивая черта личности выглядит очень неблагоприятно. 60% воспитанников группы «А» показали очень высокий уровень личностной тревожности. Что касается низкого уровня и очень низкого, здесь также наблюдается некоторые расхождения с уровнем ситуативной тревожности - 13% показали низкий уровень, 7% - очень низкий.

Результаты, показанные группой «Б», то есть подростками, которые отбывают наказание в воспитательной колонии за преступления, относимые уголовным законодательством к тяжким (убийство, изнасилование), так же демонстрируют наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. На рисунке 2.1.3. наглядно показано процентное соотношение по двум видам тревожности.

Здесь видно, что ситуативная тревожность в группе «Б», более ярко выражена по сравнению с личностной тревожностью, если очень высокий уровень ситуативной тревожности показали 60% воспитанников, то очень высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34% подростков.

Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Рис. 2.1.3. Результаты группы «Б» по методике Спилбергера

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, совершившие более тяжкие преступления, находятся на более высоком уровне ситуативной тревожности, личностная же тревожность, выявленная в двух группах подтверждает, что психическое состояние большинства воспитанников характеризуется наличием отклонений в поведении испытуемых.

Следующая методика была проведена с целью выявления уровня самооценки у воспитанников БВК.

Диагностика уровня самооценки проводилась также в группах (отдельно «А» и «Б») с помощью методики Л.Д.Столяренко (см. Приложение 3).

После выполнения ипытуемыми задания, была произведена обработка результатов.

Результаты были подсчитаны по формуле

Дi = (Ri1 - Ri2),

где Ri1 (номер) -- ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 -- ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д -- разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Затем полученные (Дi2 , в квадрате) и находим коэффициент ранговой корреляции:

где, Rs - коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

di - разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;

n - число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.

Укажем полный расчет по одному из испытуемых (Николай Н.):

Таблица 2.1.3.

Уровень самооценки (контрольный этап)

R i 1

R i 2

Добросовестность

Самостоятельность

Самостоятельность

Добросовестность

Правдивость

Правдивость

Аккуратность

Принципиальность

Скромность

Гордость

Принципиальность

Общительность

Гордость

Скромность

Настойчивость

Зазнайство

Жизнерадостность

Подозрительность

Равнодушие

Общительность

Жизнерадостность

Зазнайство

Трусость

Трусость

Равнодушие

Подозрительность

Аккуратность

Жадность

Настойчивость

Нахальство

Нахальство

Жадность

(1-3)2+(2-2)2+(3-1)2+(4-14)2+(5-5)2+(6-8)2+(7-10)2+(8-19)2+(9-4)2+(10-7)2+(11-15)2+(12-17)2+(13-9)2+(14-12)2+(15-16)2+(16-13)2+(17-6)2+(18-11)2+(19-20)2+(20-18)2 = 522;

R = 6*522 = 3132/ (203-20) = 0,392,

1-0,392 = 0,607519

Таким образом, уровень самооценки (корреляция) данного испытуемого составил 0,6, и если сравнить с психодиагностической шкалой (Приложение 4), то самооценка находится на уровне выше среднего.

В таблице 2.1.4. представлены обобщенные результаты по всей выборке испытуемых (группы «А» и «Б»).

Таблица 2.1.4.

Характеристика самооценки воспитанников (констатирующий этап)

Изучение самооценки подростков свидетельствует о наличии различного уровня оценивания себя испытуемыми. Из таблицы 2.1.4. видно, что в группе «А» присутствует как неадекватно низкий уровень самооценки, так и неадекватно высокий. Подростков показавших промежуточные результаты, так же можно сопоставить как с заниженной самооценкой, так и завышенной. Лишь четверо воспитанников продемонстрировали самооценку, которую можно охарактеризовать как адекватную.

Результаты группы «Б» в общих чертах повторяют данные первой группы.

На рисунке 2.1.4. даны процентные отношения по проведенной диагностике самооценки.

Группа «А» Группа «Б»

Рис. 2.1.4. Уровни самооценки воспитанников

Чтобы достичь цели нашего исследования, выявленные уровни самооценки необходимо сравнить с данными, полученными по диагностике дезадаптации подростков

Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену), которую мы уже использовали в исследовании.

Произведем статистическую обработку данных среди подростков группы «А».

Упорядочим оба ряда оценок полученных по методикам на дезадаптацию и результатов тестирования самооценки. Припишем каждому из испытуемых по 2 ранга, один из которых указывает на то, какое место среди остальных данных подросток занимает по уровню дезадаптации, а другой - на то, какое место среди них же он занимает по уровню самооценки (см. Приложение 3).

Для группы «А»:

Для группы «Б»

Таким образом, коэффициент корреляции 0,82 (Группа «А») и 0,881 (Группа «Б») достаточно высок, что говорит о том, что между дезадаптацией выявленной у подростков и самооценкой существует статистически достоверная взаимосвязь.

Исследование показало, что в большинстве случаев социальная дезадаптация ведет к развитию у подростка неадекватной самооценки. Это как уже говорилось, может обуславливаться рядом причин, например, низкой активностью, мотивами избегания и т.д.

Констатирующий этап, показал необходимость проведения коррекционной работы с подростками по их ресоциализации.

Лекция№7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы и особенности теоретических исследований

Аналитические методы исследований используют для исследова-

ния физических моделей, описывающих функциональные связи внутри

или вне объекта. С их помощью устанавливают математическуюзави-

симость между параметрами модели. Эти методы позволяют провести

глубокое исследование объекта и установить количественные точные

связи между аргументами и функциями .

Любые физические процессы можно исследовать аналитически

или экспериментально. Аналитические зависимости являются матема-

тической моделью физических процессов. Такая модель может быть

представлена в виде уравнения или системы уравнений, функции и т.д.

Но математическим моделям присущи серьезные недостатки:

1. Для проведения достоверного опыта требуется установление

краевых условий. Ошибка в их определении приводит к видоизменению

исследуемого процесса. Так при расчетах МКЭ задание действующей нагрузки определяет решение в некоторой области, приводит к бесконечной температуре или напряжениям….

2. Часто отыскать аналитические выражения, отражающие _______иссле-

дуемый процесс затруднительно или вообще невозможно. Так аналитические выражения могут быть известны для простейших форм – полупространства…..

3. При упрощении математической модели (допущения) искажается

физическая сущность процесса. Так часто задачи теплопроводности решают при постоянных коэффициентах теплоемкости, теплопроводности….

Экспериментальные методы исследований позволяют более глубоко

и детально изучить исследуемый процесс. Однако результаты экспери-

мента не могут быть перенесены на другой процесс, близкий по физиче-

ской сущности. Это связано с тем, что результаты любого эксперимента

отражают индивидуальные особенности лишь исследуемого процесса. Из

опыта еще нельзя определить, какие факторы оказывают решающее

влияние на процесс, если изменять различные параметры одновременно.

Это означает, что при экспериментальном исследовании каждый кон-

кретный процесс должен быть исследован самостоятельно. Эксперимен-

тальные методы позволяют установить частные зависимости между пе-

ременными в строго определенных интервалах их изменения.

Таким образом, аналитические и экспериментальные методы имеют

свои достоинства и недостатки, и это затрудняет решение практических

задач. Поэтому сочетание положительных сторон обоих методов явля-

ется перспективным и интересным .

Вероятностно-статистические методы исследований . При ис-

пользовании этих методов применяют математический аппарат. Веро-

ятностный процесс – это процесс изменения во времени характеристик

или состояния некоторой системы под влияние случайных факторов .

Методы системного анализа . Системный анализ – это совокуп-

ность методов и приемов для изучения сложных объектов – систем, ко-

торые представляют собой сложную совокупность взаимодействующих

между собой элементов. Суть системного анализа заключается в выяв-

лении связей между элементами системы и установлении их влияния на

поведение системы в целом.

Системный анализ обычно складывается из четырех этапов:

1. Постановка задачи. Определяют цели, задачи исследования и

критерии для изучения процесса. Это очень важный этап. Неправильная

или неполная постановка целей может свести на нет всю последующую

2. Очерчивание границы системы и определение ее структуры. Все

объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разби-

вают на два класса: собственно систему и внешнюю среду. Различают

замкнутые и разомкнутые. Влиянием внешней среды в замкнутой сис-

теме можно пренебречь. Затем выделяют структурные части системы и

устанавливают взаимодействие между ними и внешней средой.

3. Составление математической модели системы. Сначала опреде-

ляют параметры элементов и затем используют тот или иной математи-

ческий аппарат (линейное программирование, теория множеств и др.).

4. Теоретические исследования . При проведении любого теоре-

тического исследования преследуется несколько целей:

– обобщение результатов всех предшествующих исследований и

нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации

этих результатов и опытных данных;

– изучение объекта, недоступного непосредственному исследованию;

– распространение результатов предшествующих исследований на

ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

– повышение надежности объекта экспериментального исследования.

Теоретические исследования начинаются с разработки рабочей ги-

Новое на сайте

>

Самое популярное