Домой Спорт и фитнес Кружки по зоологии. Кюбз (кружок юных биологов зоопарка)

Кружки по зоологии. Кюбз (кружок юных биологов зоопарка)

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Кружка «Тайны живого»

Педагог дополнительного образования

Архипова Татьяна Сергеевна

Возраст обучающихся 15 - 18 лет

Для учащихся 9-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

–естественнонаучная (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” пункт 9).

Актуальность данной программы во первых связана с тем, что интересующиеся биологией учащиеся не могут в рамках школьного курса биологии достаточно глубоко познакомиться с современными достижениями биологии и проблемами, которые в настоящее время стоят перед ней; во вторых – с тем, что для успешной сдачи экзамена по биологии требуется более глубокое изучение ряда разделов курса «Общей биологии», которое в рамках времени, отведенного на изучение этого предмета в школе, невозможно. Предлагаемая программа биологического кружка предполагает более глубокое изучение структурно-уровневой организации живой природы и практико-ориентированную направленность биологических знаний.

Педагогическая целесообразность.

Интерес старшеклассников к углубленному изучению биологии и ограниченное количество часов на изучение этого предмета в школьной программе – вот противоречие, которое можно разрешить на занятиях биологического кружка. Именно в рамках дополнительного образования возможно более глубокое изучение материала, которое позволит разрешить это противоречие. В рамках кружковой работы возможно формирование устойчивых навыков использования теоретических знаний для решения практических задач разного уровня.

Цель образовательной программы.

Данная программа направлена на поддержание и углубление интереса учащихся к биологии как к науке, которая в современном мире является одной из ведущих и значимых для благосостояния человечества; на формирование осознанного выбора направления в котором, в дальнейшем учащиеся планируют работать; на формирование более глубоких и систематических знаний по курсу биологии, необходимых для достойной сдачи экзаменов по данному предмету; на развитие любви и бережного отношения к живой природе.

Задачи.

Обучающие - углубление знаний по ряду разделов курса «Общая биология» (Молекулярная биология, Строение и жизнедеятельность клетки, Размножение организмов, Законы наследственности, Биотехнология, клеточная и генная инженерия.)

Развивающие -

Воспитательные – сформировать ответственное отношение к выбору профессии, сформировать умение осознанно планировать пути достижения намеченной цели, сформировать представления о необходимости беречь природу.

Отличительные особенности. Отличительные особенности данной программы – углубление знаний учащихся по отдельным разделам курса общей биологии . В курс кружковых занятий включены те темы, которые достаточно трудны для усвоения учащимися. При этом, раскрытие тем подразумевает не только знакомство с уже полученными биологической сведениями, но и с теми задачами, которые стоят перед тем или иным направлением биологической науки. Большое внимание при раскрытии тем также будет уделяться и практической значимости биологических знаний для медицины, сельского хозяйства, охраны природы.

Формы обучения – групповая.

Режим занятий - 2часа 1 раз в неделю .

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

Готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметные результаты

Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно - научной картине мира;

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Понимание роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение;

Тестирование, зачёты, опросы, выполнения обучающимися диагностических заданий, решение задач поискового характера.

Мониторинг

Для отслеживания результативности можно использовать:

Педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и

тесты, ведение журнала учёта или педагогического дневника, ведение оценочной системы;

Виды контроля

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

1. дневники достижений обучающихся

2. карты оценки результатов освоения программы обучающегося.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№занятия

Тема занятия

Количество часов

Молекулярная биология

Мономеры и полимеры

Комплементарность и матричный синтез

Синтез белков

Генетический код. Значение расшифровки генетического кода.

Задачи на генетический код.

Задачи на генетический код.

Строение и жизнедеятельность клетки

Неклеточные и клеточные формы жизни.

Универсальный кирпичик жизни. Методы изучения клеток.

Органоиды клетки. Строение, значение.

Что общего у бактерий, грибов, растений и животных.

Фотосинтез.

Энергетический обмен.

Почему растут организмы?

Одноклеточные организмы.

Как управлять клеткой?

Размножение организмов

Стратегия размножения. Половое и бесполое размножение.

Мейоз. Зачем такие сложности?

Зачем растениям мейоз, если половые клетки образуются митозом?

Смена поколений у растений.

Образование половых клеток и оплодотворение у животных.

Решение задач на количество хромосом и ДНК

Решение задач на количество хромосом и ДНК.

Законы наследственности

Зачем открывать законы наследственности. Грегор Мендель. Переоткрытие законов наследственности.

Как узнать, какие глаза будут у сына? Как узнать возможность появления болезней? Задачи на моногибридное скрещивание.

Задачи на дигибридное скрещивание. Знание законов позволяет законы нарушать (Кольцов и кролики)

Почему некоторыми болезнями чаще болеют мальчики?

Законы Моргана, генетические карты.

Задачи на сцепленное наследование.

Как узнать тайну черного пуделя? (Анализирующее скрещивание)

Взаимодействие генов. Множественный аллелизм.

Закрепим знания по решению задач.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия

Биотехнология.

Клеточная инженерия. Клонирование.

Генная инженерия. Методы. Успехи.

Значение биологии

Биология и медицина

Биология и сельское хозяйство

Биология и охрана биосферы.

Итоговое занятие

Создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;

Социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;

Формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.

  1. Мономеры и полимеры – органические вещества клетки. Связь строения и функции веществ. Причины разнообразия функций белков. Строение и значение ДНК. Матричный синтез.
  2. Универсальность клетки, как структурно-функциональной единицы живых организмов. Чем клетка отличается от вируса. Строение клетки, сходства и отличия клеток организмов разных царств. Размножение клеток и его значение в жизни многоклеточных организмов. Жизнедеятельность клетки. Достижения в изучении строения и функционирования клеток их практическое значение.
  3. Размножение организмов – важнейшее свойство живого. Основа эволюции. Мейоз. Его значение. Место мейоза в жизненном цикле растений. Значение в жизнедеятельности животных.
  4. Законы Менделя и Моргана. Их применение в практической деятельности человека. Взаимодействие генов, множественный аллелизм.
  5. Биотехнология, генная и клеточная инженерия. Современные достижения в этих направлениях.
  6. Значение современной биологии для медицины, сельского хозяйства, охраны биосферы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В работе кружка предусмотрены занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;

Форма проведения занятий - лекции, семинары, практикумы

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста);

Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдения; показ по образцу)

Практические (решение задач)

Материально-техническое обеспечение

Место проведения занятий - кабинет биологии

Подсобное помещение – лаборантская комната

Перечень оборудования учебного кабинета - классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микроскопы, наглядные пособия);

  • http://window.edu.ru
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беляев Д.К. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. М. ОАО «Московские учебники»,2011.
    2. Кириленко А.А. Молекулярная биология Все типы задач. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
    3. Марков А., Неймарк Е. Эволюция – классические идеи в свете новых открытий, Москва: АСТ:CORPUS, 2014.
    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.

    № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

    1. Теремов А.В., Петросова Р.А. – Биология 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - Москва: Мнемозина, 2010.

    Пояснительная записка

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

    Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

    Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

    Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

    Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Аткарск

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    «Занимательная биология»

    естественнонаучной направленности

    форма организации образовательной деятельности – кружок

    Руководитель: учитель биологии и химии - Кузнецова Н.В.

    Пояснительная записка

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

    Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

    • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
    • Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

    Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

    Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

    Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

    Цель программы:

    Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

    Основные задачи программы:

    Образовательные

    • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
    • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
    • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
    • Знакомить с биологическими специальностями.

    Развивающие

    • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
    • Развитие навыков общение и коммуникации.
    • Развитие творческих способностей ребенка.
    • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
    • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
    • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Воспитательные

    • Воспитывать интерес к миру живых существ.
    • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях

    • Групповая
    • Индивидуальная

    Формы и методы, используемые в работе по программе:

    1 Словесно-иллюстративные методы : рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

    2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

    3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

    4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

    Наглядность : просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

    Ожидаемый результат:

    • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
    • повышение коммуникативности;
    • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
    • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
    • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
    • ведение здорового образа жизни.

    Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

    1. Тестирование.

    2. Занятие контроля знаний.

    3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

    4. Дискуссия.

    5. Проектно-исследовательская работа.

    6. Конференция.

    7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

    8. Отчетная выставка.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Разделы

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    Организационное занятие

    Ботанические занятия

    Зоологические занятия

    Микробиологические занятия

    Творческие занятия

    Итого:

    1. Организационное занятие . На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

    2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.

    3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

    4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.

    5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

    Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    Дата

    Тема занятия

    Примечание

    План

    Факт

    Введение. Организационное занятие

    Мир растений. Особенности и многообразие.

    Осенний пейзаж.

    Экскурсия

    Тайны жизни растений.

    Практическая работа

    Кто такие? Где живут? Определение растений.

    Практическая работа

    Съедобные и ядовитые растения.

    Лекарственные растения.

    Практическая работа

    Растения красной книги Саратовской области.

    Практическая работа

    Занимательная ботаника. Биологические шарады.

    Занимательная ботаника. Биологические омонимы.

    Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

    Мир животных. Особенности и многообразие животных

    Мир беспозвоночных животных.

    Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

    Практическая работа

    Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.

    Практическая работа

    Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.

    Практическая работа

    Животные в жизни человека.

    КТД. Создание настольной игры «Зооленд»

    Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране.

    Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры

    Занимательная зоология. Шарады, загадки.

    Занимательная зоология. Верните зверей в слова.

    Занимательная зоология. Хвостатая викторина.

    Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

    Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

    Клетка растений.

    Практическая работа

    Клетка животных.

    Практическая работа

    Выращивание культуры инфузории – туфельки.

    Практическая работа

    Что показал нам микроскоп.

    30-34

    Творческие занятия.

    Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы



    БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
    (общая информация о кружке, главная страница раздела)

    Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

    "ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

    В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

    Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

    Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

    Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

    Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

    Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и четвергам - для ребят с разным уровнем подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

    Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

    Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

    У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

    Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

    По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

    Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

    Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

    Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

    Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

    Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

    Хроника кружка

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Назаровская средняя общеобразовательная школа»

    Согласовано: «Утверждаю»

    Зам. директора по УВР Директор

    Назаровская СОШ

    Татанова В. А. Варламова Н. И.

    «___» ________ 20__ г. «___» _________ 20__ г.

    Рабочая программа

    кружка по биологии

    « Мир вокруг нас»

    на 2015-2016 учебный год

    количество часов в неделю – 1

    Прошкина Алла Федоровна-учитель биологии и химии

    Прошел экспертизу на заседании педагогического совета,

    протокол №____ от «____» _____2015г.

    Муниципальное образование

    «Назаровская школа»

    Название программы

    «Мир вокруг нас»

    Назначение программы

    Кружок по биологии (35 час)

    Нормативная база

      Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      Федеральными государственными образовательными стандартами;

      основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ «Назаровская школа»;

      Учебным планом на 2015-2016 учебный год МОУ «Назаровская школа»;

      Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

    Цели

      • развитие в процессе

        воспитание

    Задачи

      повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с применением различных цифровых образовательных ресурсов;

      овладение умениями

      ф ормирование умения

      Для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

      воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью;

    Ожидаемые результаты

    Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ГИА по биологии

    Прошкина Алла Федоровна- учитель биологии и химии

    МОУ «Назаровская средняя школа».

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Экологические проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Общебиологические, а прежде всего экологические, знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации экологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам.Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

    Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы и в 9 классе основной школы. В 9 классе учащиеся сдают ГИА по биологии по вопросам общей биологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. В 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому данный кружок по биологии для учащихся 9-11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ГИА и ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Биологический кружок позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью кружка является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни, подготовить к олимпиадам.

    Кружок «Мир вокруг нас» предназначен для учащихся 9 и 11 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа данного кружка имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

      использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

      использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

      применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по биологии 2012-2013 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.

      дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.

    Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.

    Данная программа может быть применена и при подготовке к ГИА, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

    Цели курса:

      • повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;

        воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

    Задачи курса:

      повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

      овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

      ф ормирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

      развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

      использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

      воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

    Содержание кружка и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2013 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ГИА по биологии за предыдущие годы.

    Ведущие методы:

      словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

      наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

      частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

      практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

    Формы обучения :

      коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

      групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

      индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

    Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

    Основные средства обучения:

      электронные учебные пособия;

      теоретические материалы в электронном и печатном формате;

      презентации уроков;

      видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

      различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии;

      типовые тестовые задания ГИА по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

      другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

    Ф ормы контроля:

      текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

      тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

      итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

    Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

    Программа кружка включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

    Содержание курса (35 часов)

    Раздел №1. Биология - наука о живой природе (1 час)

    Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и

    Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

    Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

    Раздел №2 .

    Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

    Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

    Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

    Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

    Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

    Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

    Раздел №3 .

    Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

    Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

    Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.

    Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

    Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.

    Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

    Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

    Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

    Раздел № 4 .

    Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

    Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

    Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

    Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

    Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле

    Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

    Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

    Раздел № 5 . Человек и его здоровье (4 часов)

    Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы, опорно-двигательной, покровной, выделительной систем. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

    Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

    Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

    Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

    Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа

    жизни

    Раздел № 6 . Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (4 часов)

    Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

    История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

    Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

    Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

    Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. . Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

    Раздел № 7 .

    Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

    Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

    Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.

    Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого развития экосистем.

    Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.

    Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.

    Резервное время – 1 час

    Учебно-тематическое планирование

    Применяемые цифровые

    образовательные ресурсы

    Формы контроля

    Дата

    Раздел №1. Биология - наука о живой природе (1 час)

    1. Биология как наука.

    Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

    Фотоизображения, иллюстрирующие методы и достижения в области биологических наук (электронное учебное пособие «Общая биология»схема «Биологические науки».

    Раздел №2. Клетка как биологическая система (7 часов)

    2. Клеточная теория.

    Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

    Презентация к уроку «Клеточная теория. Основные положения», видеофильмы «Движение цитоплазмы», «Эмбриональное развитие лягушки». Урок №2 «Клеточная теория»

    3. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.

    Фотоизображения клеток различных организмов, презентация «Строение клетки», сравнительные таблицы «Сравнение клеток прокариот и эукариот», «Сравнение клеток эукариот». Уроки № 9-12

    Текущий индивидуальный

    4. Химическая организация клет ки. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке .

    Презентации к урокам «Неорганические вещества», «Углеводы и липиды», «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «АТФ и другие органические вещества», Уроки №3 - №8 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимации «Образование полимера», «Образование пептидной связи» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

    Текущий индивидуальный

    5. Фотосинтез, его значение.

    Анимация «Стадии фотосинтеза» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Фотосинтез», интерактивная модель «Обмен веществ у растений» (полный интерактивный курс биологии), Уроки №17-18 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий)

    Текущий индивидуальный

    6. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.

    Видеофильм «Этапы биосинтеза белка», интерактивные модели: репликация ДНК, транскрипция РНК, синтез белков (полный интерактивный курс биологии), анимации: схема биосинтеза белка, транскрипция, трансляция (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), Уроки №15-16 (электронное пособие «Уроки биоло

    Текущий индивидуальный

    7. Хромосомы.

    Жизненный цикл клетки.

    Митоз.Мейоз.

    Презентации «Строение ядра», «Митоз», анимация «Фазы митоза» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), интерактивная модель «Строение хромосомы» (полный интерактивный курс биологии), видеофильмы «Митоз в клетках лилии, печени, дрозофилы», Уроки №19-20 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий)

    Анимация «Фазы мейоза», схемы «Развитие женских и мужских гамет у животных», «Развитие женских и мужских гамет у растений»(электронное пособие «Биология. 6- 9 класс

    Текущий индивидуальный

    № 8.Тестирование

    Задания, аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА. Задания для работы со схемами митоза, мейоза, сперматогенеза, овогенеза.

    Тематический фронтальный

    Раздел №3 . Организм как биологическая система (10 часов)

    9. Разнообразие организмов.

    Вирусы - неклеточные формы жизни

    Презентации «Разнообразие живых организмов», «Вирусы», видеофильмы, интерактивная модель «Бактериофаги» (полный интерактивный курс биологии), рисунки «Одноклеточные и многоклеточные растения», «Одноклеточные и многоклеточные животные» »(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), натуральные объекты, Урок №12 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).

    Текущий

    индивидуальный

    10. Половое и бесполое размножение организмов.

    Способы размножения организмов.

    Презентация «Размножение организмов», анимации «Половое размножение гидры», «Почкование гидры», «Деление инфузории», рисунки вегетативных форм размножения растений и др. материалы из электронного пособия «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий». Урок №21 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий)

    Текущий

    индивидуальный

    11. Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия.

    Презентация «Развитие генетики», словарь терминов по генетике в электронном формате. Урок №26 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий)

    12. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.

    Презентация «Моногибридное скрещивание», Урок №28 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).Модель «Законы Менделя» (полный интерактивный курс биологии)

    Текущий индивидуальный

    13. Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана.

    №31 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).

    Текущий индивидуальный

    14. Наследование генов, сцепленных с полом.

    Презентация «Сцепленное наследование генов», Урок №32(электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), анимация «Наследование, сцепленное с полом» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

    Текущий индивидуальный

    15. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

    Развитие знаний о генотипе.

    Презентация «Взаимодействия генов», Урок №34 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).анимации: «Эпистаз», «Комплементарное взаимодействие генов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

    Текущий индивидуальный

    16. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

    Виды наследственной изменчивости.

    Урок №35 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий), презентация

    «Закономерности изменчивости», анимация «Модификационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). «Мутационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация «Генетика человека»

    Текущий индивидуальный

    17. Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология.

    Презентация «Основы селекции». Тема №7: уроки №37-40 (электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий).

    Текущий индивидуальный

    №18.Тестирование

    Тематический фронтальный

    Раздел № 4 . Многообразие организмов (6 часов)

    19. Систематика. Основные систематические группы живых организмов.

    Бактерии, грибы, лишайники.

    Интерактивный программный модуль «Систематика организмов» (полный интерактивный курс биологии) Схемы классификации растений и животных, фото- и видеоматериалы организмов разных систематических групп (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация к уроку «Бактерии». Фото - и видеоматериалы по бактериям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Тема 1.2. «Бактерии» (полный интерактивный курс биологии), Урок № 31(электронное учебное пособие «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. «Растения. Бактерии. Грибы»)

    Тематический

    индивидуальный

    20. Классификация растений.

    Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

    Презентация «Основные отделы растений». Тема 2.3.»Водоросли», 4.1. «Мхи», 4.2. «Папоротники, хвощи и плауны», интерактивные модели «Жизненный цикл водорослей», «Жизненный цикл растений» (полный интерактивный курс биологии). Рисунки, фото - и видеоматериалы по водорослям, мхам и папоротниковидным

    Текущий индивидуальный

    Презентации «Голосеменные растения». Тема 4.3. «Голосеменные» (полный интерактивный курс биологии). Рисунки, фото - и видеоматериалы по голосеменным растениям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентации «Покрытосеменные растения», «Двудольные», «Однодольные».

    Текущий индивидуальный

    22. Царство Животные, Одноклеточные животные. Основные типы беспозвоночных.

    Презентации «Царство животные», «Тип Простейшие». Презентации по теме «Простейшие», Тема 2.2. «Протозои», интерактивная модель «Малярия». «Питание инфузории» (полный интерактивный курс биологии). Рисунки, фотографии, анимации «Размножение амебы, инфузории –туфельки, эвглены зеленой» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Амеба обыкновенная», «Инфузория-туфелька», «Инфузория трубач», «Солнечники», .

    Текущий индивидуальный

    23. Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.

    Презентации «Тип Хордовые. Ланцетники», «Классы рыб», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Рисунки, фотографии, видеофильмы по хордовым животным (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Глава 6. «Позвоночные» (полный интерактивный курс биологии). Презентация «Эволюция строения и функций органов и систем органов».

    Текущий индивидуальный

    № 24. Тестирование

    Задания, аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА.

    Тематический фронтальный

    Раздел № 5 . Человек и его здоровье (4 часа)

    25.Строение организма человека. Система органов человека.

    Презентации «Организм человека и его строение», «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Выделение», «Строение и значение кожи», «Развитие человека»

    Тема 7.2. «Строение организма», интерактивные модели «Атлас человека», «Мышечные сокращения», «Дыхание»(полный интерактивный курс биологии). Рисунки, фото - и видеоматериалы по тканям и системам органов человека, анимации «Скелет головы-череп», модель «Скелет стопы» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Дыхательная система», «Мочевыделительная система», «Мышцы и движения», «Кожа», «Терморегуляция».

    Текущий индивидуальный

    26. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.

    Презентация «Кровь», «Кровообращение»

    Тема 7.2. «Строение организма», интерактивная модель «Анализ крови»

    (полный интерактивный курс биологии).Видеофильмы «Кровь», «Сосудистая система», «Лейкоциты», «Движение крови». Рисунки, фотографии, анимации «Модель движения эритроцитов в капиллярах», «Иммунная реакция», «Фагоцитоз», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

    Текущий индивидуальный

    27. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

    Презентации «Гигиена сердечно-сосудистой системы», «Гигиена питания», «Гигиена зрения», «Гигиена кожи и одежды», «Закаливание», «Значение физических упражнений», «Здоровье человека и общество» Анимация «Жизненный цикл человеческой аскариды» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс

    Текущий индивидуальный

    №28.Тестирование

    Задания, аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА.

    Тематический фронтальный

    Раздел № 6 . Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (4 часа)

    29. Вид, его критерии. Характеристика популяции. Основные факторы эволюции..

    Презентация «Вид. Критерии вида», презентации по теме «Эволюция»

    Рисунки, фотографии по разделу «Эволюция органического мира».

    Текущий индивидуальный

    30. Микроэволюция и макроэволюция. Результаты эволюции.

    Презентации по теме «Эволюция» . Тема 11.3. «Механизмы видообразования» (полный интерактивный курс биологии). Рисунки, фотографии по разделу «Эволюция органического мира», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

    Текущий индивидуальный

    31. Происхождение человека.

    Движущие силы и этапы эволюции человека.

    Биосоциальная природа человека .

    Презентации «Антропогенез», «Происхождение человека» , Тема 7.1 «Происхождение человека» (полный интерактивный курс биологии), видеофильм «Происхождение человека».

    Текущий индивидуальный

    №32. Тестирование

    Задания, аналогичные частям А,В и С в КИМах ГИА.

    Тематический фронтальный

    Раздел № 7 . Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)

    33. Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.

    Презентации по теме «Экология»», (автор Пименов А.В.)., Тема 12 «Организм и окружающая среда» (полный интерактивный курс биологии), демонстрации «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы» (электронное пособие «Экология»), анимация «Схема действия экологических факторов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

    Текущий индивидуальный

    34. Биосфера, ее компоненты.

    Проблемы устойчивого развития биосферы.

    Презентация «Биосфера», демонстрации из главы 6. «Экологические проблемы и пути их решения», (электронное пособие «Экология)

    Текущий индивидуальный

    35. Итоговое тестирование

    Различные варианты КИМов ГИА и ЕГЭ.

    Фронтальный

    Требования к знаниям и умениям учащихся:

    В результате посещения элективного курса ученик на базовом уровне должен :

    Знать /понимать:

      основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

      строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      биологическую терминологию и символику ;

    Уметь:

      объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

      решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

      описывать особей видов по морфологическому критерию;

      выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

      сравнивать : биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

      изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

      находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

      оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

      оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

    Условия реализации программы:

      Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

      Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

      Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

      Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.

      Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.

    Информационное обеспечение программы

    Учебники для учащихся:

      Биология. Живой организм. Н.И.Сонин

      Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

      Биология. Животные. 7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А

      Биология. Человек. 8 кл. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.

      Био­ логия. Общие закономерности.9 кл . В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

    Учебные пособия для учащихся:

      Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

      Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

      Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

      Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

      Лернер Г.И.ГИА 2010.Биология:сборник заданий:9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

      Лернер Г.И. ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2012.-240с..

    Электронные учебные пособия:

      1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.

        Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

        Интерактивный курс биологии « Экзамен Медиа»

        Наглядные пособия.

        Большая энциклопедия

        Презентации к урокам.

    .

    Ресурсы Интернет

    www . ru / pro / bio / bio . html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

    http :// www . en . edu . ru / db / sect /1798/ - Естественно-научный образовательный портал

    КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
    И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

    За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

    Работа КЮБЗа состоит из:

    - Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
    - Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
    - Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
    - Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
    - Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

    В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

    В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

    Занятия в нашем кружке проходят:
    По средам (лекции) – 17.00-19.00
    По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

    Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное