Домой Спорт и фитнес Восход 2 полет в космос. Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос

Восход 2 полет в космос. Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос

16 ноября 1963 года состоялся первый пуск ракеты-носителя «Восход». Это был ощутимый шаг вперед в области освоения космоса. С помощью этой ракеты на орбиту выводились корабли «Восход», качественно отличавшиеся от первых «Востоков». Они позволили летать без скафандров, выходить в открытый космос и совершать мягкую посадку спускаемого модуля с космонавтами.

С ракеты сняли боеголовку

Ракеты-носители, при помощи которых в космос выводились спутники и пилотируемые корабли стали ответвлением военной программы по созданию баллистических ракет. И когда появилась первая межконтинентальная ракета Р-7, на ее базе начали строить космические ракеты-носители. Вначале появилась ракета «Спутник», затем «Луна». Дошло дело и до ракет, предназначенных для полета космонавтов, — «Восток» и «Восход». Соответственно для них разрабатывались и одноименные корабли — одноместный «Восток» и многоместный «Восход».

Все эти ракеты были разработаны под руководством С.П.Королева в ОКБ-1 в подмосковном Калининграде (ныне — Королев). В качестве топлива в них использовался керосин, окислителя — сжиженный кислород. Все запуски выполнялись с космодрома Байконур.

Если ракета «Спутник» была, по сути, двухступенчатой баллистической ракетой Р-7, в которой боеголовку заменили спутником шарообразной формы с обтекателем, то в «Луне» к двум ступеням добавили третью. Поскольку ей предстояло выводить в космос несколько большую массу при развитии большей скорости.

Для «Востока» третью ступень сделали более мощной. В «Восходе» мощность третьей ступени еще возросла. В качестве нее использовали немного измененную вторую ступень баллистической ракеты Р-9.

Масса «Восхода» составляла 298400 кг, длина — 44,62 м, диаметр — 10,30 м. Масса полезного груза, выводимого на орбиту, составила 5800 кг. Тяга ступеней ракеты была равна: I — 4000 кН, II — 940 кН, III — 80 кН.

Ракету в количестве 300 штук изготовили на куйбышевском заводе «Прогресс».

При помощи ракеты-носителя «Восход» в космос были отправлены два космических корабля — трехместный «Восход-1» и двухместный «Восход-2». А также спутники серии «Зенит» двойного назначения.

В тесноте, да не обиде

Программа пилотируемых кораблей «Восход», запускаемых одноименной ракетой, оказалась скоротечной. Было запланировано 7 пилотируемых полетов. Но последние 5 были отменены в связи с тем, что подоспел новый корабль — «Союз». Но при этом главные цели программы были достигнуты.

Во-первых, была отработана система мягкой посадки спускаемого аппарата. В «Союзе», предыдущем корабле, космонавт при снижении спускаемого аппарата до высоты 7 километров катапультировался и приземлялся на парашюте. На парашюте опускался и сам аппарат. Но при этом при приземлении он получал удар значительной силы, что могло привести к печальным последствиям.

Во-вторых, было положено начало коллективным полетам. Что было крайне важно с точки зрения испытания человеческой психики при совместном полете в замкнутом пространстве, когда требуется слаженная коллективная работа.

В-третьих, во время второго полета Алексей Леонов совершил первый истории выход в открытый космос. Тем самым была получена уверенность в том, что за пределами корабля можно выполнять ремонтные и монтажные работы.

Корабль «Восход-1» был рассчитан на полет трех космонавтов без скафандров. Ими стали Владимир Комаров (командир корабля), Константин Феоктистов (инженер), Борис Егоров (врач). Они стартовали с «Байконура» 12 октября 1964 года. Продолжительность полета составила 24 час 17 мин.

Корабль минимально отличался от корабля «Восток». Он имел тот же самый обитаемый отсек объемом 1,6 куб.м. Чтобы запихнуть в него троих космонавтов, их отправили в полет без громоздких скафандров. Кресла сместили на 90 градусов вокруг горизонтальной оси. При этом расположение большинства приборных панелей осталось неизменным. В связи с чем надписи на пультах приходилось читать «по-китайски», то есть сверху вниз.

Система мягкой посадки была решена следующим образом. Корабль снижался на парашюте с выпущенным вертикально вниз полутораметровым щупом. При касании его почвы включалась твердотопливная тормозная двигательная установка, гасящая скорость до нуля.

Этот полет был историческим в политическом смысле. Космонавты улетели на орбиту при Хрущеве, а на следующий день после их приземления его сняли.

ЧП космического масштаба

«Восход-2» подвергся серьезной модернизации. Его объем остался прежним. Третье кресло убрали. В двух располагались космонавты в скафандрах «Беркут» — Павел Беляев (командир корабля) и Алексей Леонов (пилот). Существенным новшеством стала шлюзовая камера для покидания корабля. Космонавт «вплывал» в нее, после чего запиралась связь с кораблем. После стравливания воздуха открывался внешний люк.

В этом полете Алексей Леонов совершил 12-минутный выход в открытый космос. И это стоило ему громадных физических усилий и нервного напряжения. Оказавшись за бортом корабля, Алексей Архипович, держась за фал 5-метровой длины, пять раз удалялся на его полную длину и приближался. Скафандр от внутреннего давления раздулся, и каждое движение давалось с большим трудом. У Леонова участились пульс и дыхание, температура повысилась до 38 градусов, началось столь обильное потовыделение, что пот буквально слепил глаза. С огромным трудом Леонов смотал фал.

Но тут его ждало более суровое испытание. Из-за раздувшегося скафандра он не мог протиснуться во входной люк. Это ему удалось лишь после того, как он дважды стравил давление внутри скафандра — с 0,4 атм. до 0,27 атм. При этом вошел внутрь шлюзовой камеры вперед головой, а не ногами. И ему пришлось в малом объеме совершить акробатический трюк, чтобы занять верное положение.

На этом испытания не завершились. Когда Леонов оказался внутри корабля, и шлюзовая камера отстрелилась, выяснилось, что из-за температурной деформации образовалась щель, и началось падение давления. Были включены резервные кислородные баллоны. Давление стало расти. А с ним и приближаться кислородное отравление. И лишь через несколько часов за счет избыточного давления внутри корабля произошло выдавливание наружу элементов корпуса, и герметичность восстановилась.

Посадка также оказалась нештатной. Корабль приземлился в заснеженной пермской тайге на расстоянии 200 километров от жилья. Спасатели добирались до героев космоса почти двое суток.

22 февраля 1968 году состоялся последний «обитаемый» полет, осуществленный с помощью ракеты-носителя «Восход» на том же самом корабле «Восход-3». В качестве космонавтов 20 суток провели в космосе собаки Ветерок и Уголек. И, выполнив программу полета, благополучно вернулись на землю.

На снимке: стартует космический корабль «Восход», 12 октября 1964 года / Фото: РИА Новости

19 марта – 50 лет назад (1965 г.) в Усольском районе, недалеко от истока р. Усолки, на территории Шемейного леспромхоза приземлился космический корабль «Восход-2» с летчиками-космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым и Павлом Ивановичем Беляевым на борту. Вынужденная посадка была совершена недалеко от истока р. Усолки, на территории Шемейного леспромхоза. 24 марта этого же года сессия Пермского городского Совета приняла решение присвоить космонавтам П. И. Беляеву и А. А. Леонову звание почетных граждан Перми. Были переименованы улицы: Казанский тракт в шоссе Космонавтов, Ишимбаевская — в ул. космонавта П. Беляева, Таллинская — в ул. космонавта А. Леонова. Через три года, 19 — 21 марта 1968 г., космонавты Беляев и Леонов снова побывали в Перми. На месте приземления космонавтов была установлена стела, впоследствии утраченная. 27 июля 2004 г. в Усолье, на въезде в город, был открыт памятный комплекс в честь космонавтов (скульптор Ю. Устинов). На открытии присутствовали космонавт А. Л. Леонов, участник поисково-спасательных работ в 1965 г. Р. А. Вагин, вице-губернатор Т. И. Марголина и др.

«Восход-2» (ЗКД № 4) стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени (07:00:00 по Гринвичу) с космодрома Байконур.

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, состоящая из 12 «пневморебер». Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов в случае непредвиденных обстоятельств помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в неё. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом (вне зоны радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР). В 11:32:54 Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов оказался в космическом вакууме. В 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Леонов был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. После отхождения от корабля Леонов проплывал над Чёрным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем. Во время выхода космонавт страдал от тахикардии, тахипноэ вдвое выше нормы, гипертермии до +38°C и гипергидроза. С большим трудом удалось смотать фал и вернуться к кораблю.

Алексей Леонов в открытом космосе.

Почтовый блок СССР Восход-2. Триумф Страны Советов, 1965.

На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю, космонавт вел съёмку спецкамерой С-97. В момент выхода Леонова в открытый космос Беляев воскликнул в эфире: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!».

В 11:47:00 Леонов вернулся в шлюзовую камеру, втянув себя руками в люк. В 11:48:40 был закрыт наружный люк шлюзовой камеры, и через три минуты начался наддув воздуха.Выход закончился во время пролёта корабля над Якутией. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что скафандр Леонова сильно раздулся. Только после того как Леонов снизил дважды давление воздуха внутри скафандра (с 0,4 до 0,27 атм), он смог пройти в шлюзовую камеру. Вхождение должно осуществляться «ногами вперёд», Леонов же зашёл ввиду раздутия скафандра и несения камеры «головой вперёд». В связи с тем, что диаметр шлюзовой камеры был минимален, космонавту стоило больших усилий совершить кувырок внутри пневмошлюза для того чтобы вернуться на борт корабля. Вопреки инструкциям до заполнения шлюза воздухом Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота.

Шлюзовая камера была штатно отстрелена. Однако, в результате температурных деформаций в люке образовалась щель и последовала разгерметизация. Автоматическая система увеличила подачу кислорода, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели Бондаренко и экипажа Аполлон-1. Леонов в состоянии кислородного отравления случайно шлангом включил подачу воздуха из резервных баллонов, и, через 7 часов, утечка была устранена выдавливанием элементов корпуса изнутри избыточным давлением, концентрация кислорода начала снижаться.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Корабль совершил ещё один виток вокруг Земли. На следующем витке командир корабля Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Из-за того, что кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90 градусов относительно пульта (и относительно исходного положения на корабле «Восток»), ручное управление кораблём было невозможно, если космонавты были пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате корабль приземлился в нерасчётной точке (с координатами 59°34’21.5″ северной широты и 55°29’35.1″ восточной долготы), которая находится, приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники.

Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми , далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли двое суток в тайге, пока их не обнаружили спасатели («На третьи сутки нас оттуда вытащили.» ). Это произошло из-за того, что вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Ночёвка осуществлялась в построенном на месте посадки бревенчатом доме. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город позже была переименована в «шоссе Космонавтов». Вечером 21 марта 1965 года космонавты прилетели на Байконур.

Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход ». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» («

За взлетом взлет Глушанин Евгений Павлович

Командир корабля «Восход-2»

Командир корабля «Восход-2»

18 марта 1965 года весь мир облетела весть о выходе человека в открытый космос. В тот день на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восход-2». На втором витке полета по команде командира подполковник Алексей Архипович Леонов в специальном скафандре с автоматической системой жизнеобеспечения через специальную шлюзовую камеру вышел в открытый космос и удалился от корабля на расстояние пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений. А руководил всей его работой в открытом космосе командир космического корабля полковник П. И. Беляев, воспитанник Ейского авиаучилища. При возвращении Леонова в корабль командир доложил в Центр управления полетом:

Задание по выходу в космическое пространство и возвращению космонавта в корабль выполнено полностью. Параметры в кабине находятся в пределах нормы. Дальнейшие работы идут строго по программе полета.

К этому полету воспитанник ЕВВАУЛ П. И. Беляев шел всю свою жизнь.

Он родился 26 июня 1925 года в селе Челищеве Рослятинского района Вологодской области. С малых лет приобщился к труду. «Это был трудолюбивый паренек, - вспоминают его земляки. - С восьми лет он уже принимал участие в колхозных работах: то сено возил, то в другой работе участвовал». В 1942 году после окончания десятилетки поступает на завод, где работает сначала токарем, затем приемщиком готовой продукции.

В 1943 году добровольно вступает в ряды Советской Армии и просит направить его в летное училище. Просьба Павла удовлетворяется. С желанием и настойчивостью осваивает он в Ейском военно-морском авиаучилище летное дело. Сначала летает на учебном самолете УТ-2, затем на истребителе Як-7б. Летчик-инструктор А. И. Соколов, который учил его летать на боевом самолете, отмечал в Павле Беляеве такие качества, как настойчивость, целеустремленность, непоколебимую волю к достижению намеченных рубежей. Потом, через много лет, когда возник вопрос - быть или не быть космонавтом, эти качества отчетливо проявились, и он добился своего, несмотря на тяжелую травму, полученную при парашютных прыжках.

Когда Беляев сдавал государственные экзамены после окончания учебы в училище, гремели последние залпы войны. Молодой офицер получил направление в часть, которая базировалась в Приморском крае. Здесь он успел принять участие в войне против империалистической Японии.

Однажды его жизненная тропа пересеклась с судьбой девушки по имени Таня. И на всю жизнь их пути слились в одну светлую и широкую дорогу.

1959 год ознаменовался присвоением ему квалификации «военный летчик второго класса» и поступлением в Военно-воздушную академию. Учеба шла к концу, его пригласили на беседу в партком. Спросили, хочет ли летать на новой технике. Павел Иванович долго не раздумывал: какой летчик откажется от новой матчасти?

Не торопитесь, - перебили его. - Техника необычная и не совсем авиационная. Есть время подумать, можно и отказаться. Дело сугубо добровольное.

Но летчик снова повторил:

Согласен.

Так П. И. Беляев оказался в отряде космонавтов.

Он относился к старшей группе летчиков, зачисленных в отряд, - и по годам, и по званию. «В отряд Павел прибыл в звании майора с должности командира эскадрильи, - вспоминает его коллега по отряду Георгий Шонин. - Немногословный и сдержанный, Беляев был образцом самодисциплины и никогда не терял контроля над собой… Хорошо разбирался в людях. Во время полета проявил большое хладнокровие и умение. Когда, полностью выполнив задание, они должны были пойти на посадку, вдруг обнаружилось, что автоматическая система спуска отказала. Им с Алексеем пришлось уйти на «второй круг», то есть выполнить еще один виток. И уже с этого витка Беляев приземлил корабль вручную в пермских лесах».

Путь в космос ни для кого не был гладок.

…Шли парашютные прыжки с задержкой по 30 секунд. Первый прыжок Беляев и Леонов сделали нормально. Во время второго прыжка из-за сильного сноса Павел Иванович при приземлении получил перелом обеих костей около лодыжки нижнего сустава. Случай тяжелый, кости в этих местах срастаются плохо. К концу пятого месяца предложили сделать операцию. Но есть другой выход - большая нагрузка на ногу, чтобы заставить больную кость срастись, плотно соединив места перелома. И начались тренировки. Он брал в руки двадцатикилограммовые гантели и стоял на одной сломанной ноге… Перерыв. Снова тренировки. Так двадцать дней подряд.

И победил. Дали семь зачетных прыжков с парашютом, допустили к полной программе тренировок.

23 марта 1965 года за участие в осуществлении первого в мире выхода человека из корабля в космическое пространство, совершенного во время полета пилотируемого космического корабля-спутника «Восход-2», Павлу Ивановичу Беляеву присвоено звание Герря Советского Союза и летчика-космонавта СССР.

Таких же наград удостоен Алексей Архипович Леонов. В ознаменование героического подвига П. Беляева и А. Леонова в Москве установлены бронзовые бюсты Героев.

В день старта в космос на имя П. И. Беляева из Ейска ушла телеграмма: «Восхищены вашим героическим подвигом, желаем успешного выполнения задания партии и правительства, после благополучного возвращения ждем в гости в родное училище…»

Павел Иванович очень мечтал побывать в местах, где обретал крылья. Все откладывал из-за загруженности в работе. Иногда присылал письма. Короткие, но самые теплые, например: «Летному составу Ейского авиационного училища. Дорогие товарищи! Примите искренние поздравления с наступающим 1966 годом и пожелания успехов в боевой и политической подготовке, а также крепкого здоровья и настоящего человеческого счастья. Летчик-космонавт Беляев».

Не удалось свершиться его мечте. Жестокая болезнь вырвала П. И. Беляева из рядов покорителей космических просторов. 10 января 1970 года его не стало.

Бороздит просторы океанов научно-исследовательское судно «Космонавт Павел Беляев». В честь Героя в разных городах названы улицы. Молодые авиаторы, штурмуя новые высоты, продолжают идти дорогой, которую некогда прокладывал мужественный и очень земной человек Павел Иванович Беляев.

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

ВОСХОД СОЛНЦА Какие неожиданности преподносит нам жизнь! Каждое утро, еще не очнувшись от сна, пока разум постепенно вытесняет фантастические ночные видения, я ощущаю, что для меня, истинного парижанина, было бы естественно, разумно и привычно пробудиться под серым небом

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Анурадхапура. Восход на горе Шрипада Путешествие начинается ночью. От дороги, бегущей среди чайных плантаций, ответвляется неширокая, хорошо утоптанная тропа. Она полого поднимается вверх, и дальнейший путь отмечен цепью пальм. Лампы висят на столбах, на деревьях, на

Из книги Россия и русские в мировой истории автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

Глава 3 Закат Европы - восход «атлантизма» Я не знаю ни одной страны, где в целом свобода духа и свобода слова были бы так ограничены, как в Америке. Алексис де Токвиль. «Демократия в Америке» В XX веке историко-культурное понятие «Запад» постепенно ассоциируется не

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Мистерия Сириуса автора Темпл Роберт

Из книги Вторая мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

Восход «Сатурна» 19 декабря генерал Чуйков впервые за два месяца пересек Волгу. Его взгляд на город с середины реки, когда он внезапно обернулся, описан многократно. Этот город был для него братской могилой боевых соратников. Больше он не оглядывался, не было сил. На левом

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Глава 8 Восход Солнца и лунный свет Гибель Солнца Если древнеегипетская религия была вдохновлена взорвавшейся планетой, то отчего египтяне молились Солнцу? И пирамиды, видимо, символизировали солнечные лучи, и Сфинкс, обращенный на Восток, считается солярным символом, и

Из книги Хроника времён «царя Бориса» автора Попцов Олег Максимович

Глава XIX Восход на фоне заката НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ, ЕЩЕ НЕ НОВАЯ ЭРАА потом Россия занялась выборами и референдумом. Демократы, окрыленные запрещением непримиримой оппозиции, вдохновились, встряхнулись, оправили потрепанные перья. Все случившееся посчитали своей победой и

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 4 Ассирия - кровавый восход и быстрый закат

Из книги Крестный путь России автора Леонов Николай Сергеевич

ВОСХОД ЗВЕЗДЫ ПУТИНА 9 августа 1999 года, когда в Дагестане уже шли широкомасштабные бои, были сбиты первые два вертолета Российской армии, Б. Ельцин объявил об отставке С. Степашина и назначении премьером В. Путина, который сразу начал формирование правительства как

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Восход звезды Канопус Письма, прибывшие от царевича Хусейна Байка-ры из Герата, породили панику в лагере на берегу Аму и горечь в сердце Бабура. Он хранил эти письма при себе и никогда не забывал о них.Прославленный и умудренный опытом Хусейн обладал большими

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

автора Сергеев Ф. М.

ЗАКУЛИСНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ: ОПЕРАЦИЯ «ВОСХОД СОЛНЦА» Чем, казалось бы, безнадежнее становилось положение гитлеровских войск на советско-германском фронте, тем лихорадочнее были попытки нацистских главарей закончить войну с помощью «политических средств» и таким образом

Из книги Тайные операции нацистской разведки 1933-1945 гг. автора Сергеев Ф. М.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ОПЕРАЦИИ «ВОСХОД СОЛНЦА» … Теплым мартовским днем 1945 года, когда небо над Цюрихом уже отливало всеми тонами чистой акварельной синевы и солнце весело глядело на черепичные крыши старинного города, в одном из особняков на Генферштрассе - он производил

Из книги Кроме Стоунхенджа автора Хокинс Джеральд

Космические корабли «Восход»

«Восход» — наименование серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите. Длина 5 м, поперечный размер 2,43 м. Космонавты приземлялись в спускаемом аппарате, который имел 2 парашюта. Первый из этой серии «Восход» — трехместный космический корабль; выведен на орбиту 12.10.1964; масса 5,32 т, масса спускаемого аппарата 2,9 т. Экипаж состоял из командира корабля В.М.Комарова, научного сотрудника К.П.Феоктистова и врача Б.Б.Егорова. Длительность полета 1 сутки 17 мин 3 с. 13.10.1964 «Восход» совершил посадку в 312 км к северо-востоку от г.Кустаная. По конструкции и оборудованию космический корабль «Восход» отличался от кораблей серии «Восток» — снабжен системой мягкой посадки, имел резервную твердотопливную тормозную двигательную установку (масса 145 кг), новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную ТВ и радиотехническую аппаратуру и другое). Задачи полета: испытание космического корабля, исследование работоспособности и взаимодействия в полете группы космонавтов, специалистов в различных областях науки и техники, проведение физико- технических и медико- биологических исследований.

«Восход-2» — двухместный космический корабль (масса 5,682 т, масса спускаемого аппарата без шлюзовой камеры 3,1 т); по компоновочной схеме, составу бортовых систем соответствует кораблю «Восход». Основные отличия: наличие у «Восход-2» шлюзовой камеры, системы шлюзования, элементов систем обеспечения и контроля выхода человека в космос. Шлюзовая камера крепится к внешней поверхности спускаемого аппарата (на верхней полусфере); на участке выведения шлюзовая камера находится в сложенном состоянии, после выведения — наддувается и устанавливается в рабочее положение. Она цилиндрической формы имеет 2 люка: один для сообщения со спускаемым аппаратом, другой для выхода в открытый космос. Наличие шлюзовой камеры в составе космического корабля позволяло сохранить герметичность спускаемого аппарата при выходе космонавта и возвращения его в корабль. «Восход-2» с экипажем в составе П.И.Беляева (командир корабля) и А.А.Леонова (второй пилот) выведен на орбиту 18.3.1965. В полете впервые в истории Леонов (в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения) вышел из космического корабля в открытое космическое пространство; находился вне кабины в течение 20 мин, вне шлюза в открытом космосе — 12 мин 9 с, максимальное удаление от шлюзовой камеры 5 м. Леонов имел связь с кораблем с помощью фала. Основные этапы выхода передавались по телевидению и фотографировались кинокамерой. Общая продолжительность полета составила 1 сутки 2 ч 2 мин 17 с, посадка была произведена с использованием ручного контура системы ориентации, космический корабль приземлился в районе г.Перми. Запуски кораблей «Восход» осуществлялись одной из модификаций ракеты Р-7А.

Новое на сайте

>

Самое популярное