Домой Аюрведа Знаменитые военные корабли. Корабли всех времен и народов

Знаменитые военные корабли. Корабли всех времен и народов

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

10 лучших образцов военно-морской техники всех времен и народов . Мощь, красота и отвага. Каждый из представленных здесь кораблей совершил массу выдающихся подвигов. Они навечно покрыли свои палубы лаврами славы, и заставили врагов изойти каплями липкого страха.

Сильнейшие из сильнейших. Они могли в одиночку менять ситуацию на ТВД и подвергать сомнению все прежние каноны морского боя . Они кроили карту мира, словно ржавые ножницы кровельную жесть. Они дрались и побеждали. А когда ложились на борт, истерзанные вражеским огнем — то не спускали флага и под звуки гимна уходили под воду… а в сторону противника еще полминуты летели снаряды, выпущенные уже погибшими расчетами затонувшего корабля.

Вперед в прошлое или назад в будущее? Позиции рейтинга условны — каждый из кораблей уже заслужил свое место в истории и не нуждается в пошлых оценках «диванных экспертов». Все что хотел автор данного материала — представить Вашему вниманию 10 захватывающих истории, способных поднять настроение у любого, кому небезразличен Флот.

10 место – «Дредноут»

«Дредноут» был построен за один год и один день. И это был такой корабль… Как же объяснить, что это был за корабль? Это был невероятный корабль! Самый сложный механизм, самая современная и дорогая машина в истории человечества, на тот момент времени, конечно. Да и на сегодняшний день – это поразительное сооружение… Ну попробуйте представить себе… Нет, это сложно описать… Ну, например, высота его корпуса была выше пятиэтажного дома, это без надстроек труб и мачт. Одна пушка главного калибра «Дредноута» весила больше, чем все пушки «Виктории», корабля, на котором держал свой флаг адмирал Нельсон, все вместе взятые. И 12-ти дюймовые пушки «Дредноута» могли стрелять снарядами весом 390 килограммов на расстоянии более 30 километров.
— Е. Гришковец, «Дредноуты»

Спущенный на воду в 1906 году, британский линейный корабль HMS Dreadnought («бесстрашный») стал нарицательным именем для всех последующих кораблей данного класса. Выдающиеся размеры, невиданная прежде скорость и огневая мощь — один дредноут был равен целому отряду эскадренных броненосцев! В конструкции дредноута был учтен весь опыт предыдущих морских сражений (в первую очередь — Русско-японской войны) и были внедрены последние достижения науки и промышленности того времени. Главными причинами триумфа стали:

— справедливая концепция all-big-gun («только большие пушки») , превратившая огонь дредноута в убийственный шквал раскаленной стали. 10 пушек ГК против 4 на броненосцах того времени! Но главное — резкое повышение точности стрельбы. Всплески от падений снарядов одного калибра исключали путаницу в определении дистанции до цели и корректировке огня, свойственной разнокалиберной артиллерии ЭБР начала века.

— паротурбинная силовая установка . Применение турбин позволило увеличить ход на несколько узлов, сделав дредноут самым быстроходным из крупных артиллерийских кораблей того времени (22 уз. ~ 40 км/ч). Но что гораздо важнее — турбины позволяли не снижать ход течении многих суток, в отличие от паровых машин броненосцев, которые требовали «передышки» уже после 8 часов работы в максимальном режиме.

Всего через три года после появления «Дредноута» такой же корабль появился у немцев — «Нассау». Еще больше и мощнее — с 12 пушками главного калибра! На подходе была эра «сверхдредноутов». Но начало этой изнурительной гонки морских вооружений осталось навсегда связано с тем легендарным Кораблем Его Величества, что совершил революцию в области ВМФ.

Остается добавить, что великолепные пушки «Дредноута» никогда не стреляли по противнику. Единственным боевым трофеем стала немецкая подлодка U-29, по воле случая протараненная линкором.

9 место — линейные корабли типа «Бисмарк»

Корабль, что дал самый зрелищный бой в истории военного флота. А началось все по-будничному просто: самый сильный корабль Атлантики в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышел на перехват союзнических конвоев. В Датском проливе немецкие рейдеры были встречены линкорами флота Его Величества. Завязался скоротечный бой, в котором «Бисмарк» пятью залпами опрокинул в пучину британский линейный крейсер «Худ» вместе со всем его экипажем (1415 человек).

Понимая, что они имеют дело с беспрецедентной боевой машиной, управляемой командой высококлассных специалистов, британцы бросают в погоню за немецким линкором 200 боевых кораблей — все силы, что у них были в Атлантике.

…Поврежденный зверь полным ходом уходил на базу, оставляя за собой предательский след мазута — результат попаданий снарядов с «Принц оф Уэльс». В разрывах пелены тумана регулярно мелькали силуэты британских крейсеров и эсминцев: «Бисмарк» давал в их сторону пару залпов и ложился на новый курс. Понимая, что немецкий киллер уходит от возмездия, наперерез было срочно брошено соединение из Гибралтара. Пара атак торпедоносцев — и вот, наконец, удача! Взрывом одной из торпед повреждены рули — «Бисмарк» теряет управляемость. Теперь его участь предрешена.

Утром к месту действия подтянулись тяжелые крейсеры и линкоры ВМС Великобритании — началась последняя, самая драматичная глава из истории охоты на «Бисмарка».

За время боя «Родней» выпустил 380 406-мм и 716 152-мм снарядов, «Кинг Джордж V» - 339 356-мм и 660 133-мм, тяжелые крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» - соответственно 254 и 527 203-мм снарядов

Свыше 2,5 тысяч выстрелов главным и средним калибром! Наконец, объятое пламенем немецкое «вундерваффе» полностью прекращает сопротивление. Новая торпедная атака — 3 пробоины ниже ватерлинии. Внутри «Бисмарка» еще теплится жизнь, но положение линкора слишком очевидно. Немцы открывают кингстоны и уходят под воду вместе со своим кораблем. Из 2200 членов экипажа будут спасены всего 115.

Останки «Бисмарка» покоятся на глубине 4700 метров в 600 милях от побережья Франции. Прекрасно сохранившийся корпус линкора еще в течении нескольких тысячелетий будет напоминать о «тысячелетнем рейхе»

Имея такого «родственника», второму линкору серии «Бисмарк» оставалось лишь стоять в норвежских фьордах, одним фактом своего присутствия нагоняя страх на противника. Едва по палубе «Тирпица» раздавался стук матросских ботинок — чуть сильнее, чем обычно — в британском Адмиралтействе возникала паника (история брошенного конвоя PQ-17).

«Пока существует «Тирпиц», британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа «Кинг Джордж V». В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа — на случай нахождения одного из них в ремонте».
— Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд

Попытки уничтожить «Тирпиц» не прекращались на протяжении всей войны: безрезультатные походы эскадр авианосцев и линкоров к мрачным скалам Альта-фьорда, атаки мини-субмарин и других специальных средств. Для потопления «Тирпица» авиации союзников потребовалось совершить к месту базирования линкора не менее 700 боевых вылетов. Наконец, осенью 1944 г. «одинокая Королева Севера» была забита градом чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».

«Бисмарк» и «Тирпиц» погибли, став образцом отваги и примером выдающейся боевой стойкости для кораблей класса «линкор».

8 место — авианосцы типа «Эссекс»

Они пришли, как лавина, как черный поток,
Они нас просто смели, и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили все, они убили всех нас (c)



Одной из главных неудач налета на Перл-Харбор считается отсутствие в базе американских авианосцев. Как бы развивались дальнейшие события на Тихоокеанском ТВД, если бы в тот раз японцам удалось потопить «Лексингтон» и «Энтерпрайз»? Риторический вопрос, не требующий ответа — в конечном итоге, ничего бы не изменилось. Исход военного противостояния США и Японии был предрешен. Президент Рузвельт знал об этом и делал все, чтобы эта война началась.

За последующие четыре года американская промышленность успела намолотить полторы сотни авианосных кораблей. На этом фоне своей особой статью выделяются 24 «Эссекса» — громадные 270-метровые коробки, ставшие боевым ядром ВМС США на заключительном этапе войны. Лишь 14 из них успели достигнуть зоны боевых действий, но и этого оказалось достаточно — Императорскому флоту оказалось нечего противопоставить этим монстрам.

Налет на Трук, потопление «Ямато» и «Мусаси», огненный шторм над атоллами Тихого океана — сотни самолетов рвали противника «в сухую», не оставляя Японии ни единого шанса на победу в той войне.

«Эссекс»… Один из самых крупных и совершенных авианосцев своего времени. 36 тыс. тонн полного водоизмещения, ход 33 узла, экипаж 2-3 тыс. человек, авиагруппа — до 100 самолетов различного назначения!

Модернизированный «Хэнкок» с угловой полетной палубой и реактивными штурмовиками А-4 «Скайхок»

Судьба сыграла с «Эссексами» злую шутку — быстро наступившая эра реактивной авиации раньше времени «состарила» замечательные корабли. Размеров их палуб еще хватало для базирования легких «Пантер» и «Скайхоков», но новые «Фантомы» оказались слишком велики и тяжелы для кораблей периода ВМВ.

«Эссексы» неплохо проявили себя в Корее, покуражились у берегов Вьетнама, но, увы, дни их были сочтены. К середине 60-х они уже считались «второсортной техникой» и, в основном, использовались в качестве противолодочных и вспомогательных кораблей (поиск в океане капсул космических аппаратов НАСА и т.д.). К началу 70-х все они, один за другим, оказались на свалке.



Авианосец-музей «Интрепид», пришвартованный у 86-го причала на Манхэттене

Славны «Эссексы» не тем, что сделали, а тем, чем были. Ужасающие масштабы программы их строительства, вкупе с великолепными характеристиками самих кораблей, дают им безоговорочный пропуск в бессмертие.

7 место — линкоры типа «Айова»

Четыре американских супер-героя, неподвластные влиянию времени.

…Жаркой январской ночью 1991 года морской простор вновь содрогнулся от залпов 16-дюймовых орудий. Били пушки, где-то за горизонтом вставало зарево пожаров. В сторону линкора, как и 40 лет назад, летели крылатые самоубийцы. В этот раз, вместо безбашенных камикадзе, янки попали под удар самоубийц нового поколения — «Хайин-2». Китайских копий советских противокорабельных ракет «Термит».

В 1944-м японцам удалось прорваться сквозь зенитный огонь и поцарапать краску на борту новенького линкора. Чем закончится новый раунд? Вдалеке что-то рвануло и посыпалось в море — системы самообороны «Миссури» отразили атаку современной ракеты. А очень жаль. В противном случае, подтвердилась бы смелая гипотеза о полной неуязвимости этих плавучих крепостей для современного оружия. Броня линкора сильнее любой ракеты.

Построенные в эпоху ВМВ, эти корабли сровняли из своих орудий половину атоллов Тихого океана. Они крушили берега Кореи и Вьетнама. Забавный случай произошел в 1983-м — американская авиация не смогла прорваться сквозь плотнейший огонь сирийских батарей ЗРК. На помощь срочно вызвали ветерана — «Нью-Джерси» раздолбал из своих 406 мм «бомбард» окрестности Бейрута; притом один из снарядов уничтожил КП с командующим сирийскими контингентом в Ливане.

Короткая передышка, реактивация и модернизация — к середине 80-х шестнадцатидюймовый антиквариат соседствовал с автоматическими «Фаланксами» (4500 выстр./мин) и крылатыми ракетами нового поколения.

Последнее задание — зимой 1991 года «Миссури» и «Висконсин» обстреляли береговую линию Ирака, попутно выпустив шесть десятков «Томагавков» по Багдаду.

Пуск КР с борта «Нью-Джерси»

Легендарные киногерои боевиков «Захват» и «Морской бой». Последние в мире линкоры, ставшие вершиной эволюции для кораблей своего класса. Сталь и огонь. Боевая история длиною в полвека. Властелины моря. Спорить бесполезно.

6 место - эсминцы УРО типа «Орли Бёрк»

Унифицированное семейство боевых кораблей, оснащенных боевой информационной системой «Иджис». Всего 62 эскадренных эсминца в составе ВМС США, шесть в составе ВМС самообороны Японии («Атаго» и «Конго»), три в составе ВМС Южной Кореи («Кинг Сёджен»), пять в составе ВМС Испании («Альваро де Басан»), пять в составе ВМС Норвегии («Фритьоф Нансен»), в ближайшей перспективе - еще три эсминца в составе ВМС Австралии (тип «Хобарт»). Даже без учета многочисленных копий и аналогов американских эсминцев, в обозримой перспективе ни одно из государств мира не сможет побить рекорд крупносерийного строительства «Берков».
Ситуация с Иджис-эсминцами грозит выйти из-под контроля. Несмотря на запредельное количество построенных кораблей, их строительство все еще продолжается.

В ноябре 2013 г. был заложен «Джон Финн» - 63-й по счету эсминец для ВМС США. Впереди заказ на девять таких кораблей. С начала 2020 гг., когда первые из построенных Иджис-эсминцев уже покинут состав флота, в серию пойдут Flight III - эсминцы третьей подсерии, чье строительство продолжится до 2031 года. Планируется, что эскадры этих кораблей будут бороздить океан как минимум до 2070 года.

Это при том, что первый «Орли Берк» был принят в строй в далеком 1991 году. А ни один из зарубежных конкурентов до сих пор не смог превзойти «Берк» по совокупности боевых возможностей.

80 лет на передовой технического прогресса! Успех определен рядом причин:

- БИУС «Иджис» («Эгида») , объединившая в единую сеть все системы вооружений, средства обнаружения, навигации и борьбы за живучесть корабля - вплоть до автоматического закрытия дверей в аварийном помещении с целью предотвращения дальнейшего распространения огня (воды). Автоматизированный корабль-робот, способный одновременно вести бой с десятками надводных, подводных и воздушных противников. Самостоятельно принимающий решения и обменивающийся информацией с себе подобными;

- могучий радиолокатор AN/SPY-1 с пиковой мощностью излучения 6 мегаватт. В результате маленький эсминец оказался способен контролировать космические высоты;

- универсальная пусковая установка Mk.41 - 90 шахт для хранения и запуска любых ракет из арсенала ВМС США (за исключением флотских МБР).
Имеются и недостатки. Как и любой современный корабль, суперэсминец полностью выводится из строя взрывом мешка с тротилом (подрыв USS Cole), демонстрируя живучесть на уровне консервной банки. Вся надежда лишь на активные системы обороны, которые также не блещут совершенством. «Берк» ловко швыряет «Томагавки» по целям в иракской пустыне и поражает объекты на низкой околоземной орбите, но в силу своих конструктивных недостатков не способен эффективно защитить себя атак от современных ПКР. Силовая установка прошлого века, архаичные средства управления зенитным огнем… Несмотря на непрерывную эволюцию, «Беркам» все сложнее находиться в авангарде прогресса, конкурируя с современным эсминцам других государств.

Так или иначе, эсминцы типа «Берк» являются выдающимся примером предельно стандартизированной конструкции и образцом крупносерийного строительства. Самый многочисленный в истории тип боевого корабля водоизмещением свыше 5000 тонн! Эти эсминцы имеют солидный боевой опыт: уже не первая страна испытала на себе ракетный удар с борта этих маленьких, но очень грозных корабликов.

5 место - атомные авианосцы типа «Нимиц»

Самые большие, дорогие и самые бестолковые участники сегодняшнего обзора. Реликтовый класс кораблей, утративший боевую ценность с развитием реактивной авиации. Их техническая сложность запредельна. Эффективность (затраты/результат) чрезвычайно низка.

Ни один из 10 «Нимицев» не имеет сколько-нибудь достойной боевой истории. И это при том, что за всё время их существования Пентагон «вляпался» во множество военных конфликтов, где активно применялся американский флот. «Нимицы» малополезны в локальных войнах за нефть, где всё решают полноценные ВВС. И стоит заметить, что ни сейчас, ни в годы холодной войны, ни в обозримом будущем не возникнет ситуации, когда бы появилась хоть какая-то возможность применить этих гигантов по прямому назначению - в отрыве от авиации наземного базирования. Высадка пришельцев на острове Пасхи - второсортный сюжет для Голливуда (а-ля «Бэттлшип»), но никак не повод для написания доктрины современных ВМС.

Впрочем, повод все же есть - промышленное и военное лобби, рабочие места, приверженность традициям, а также запредельная крутизна таких «плавучих аэродромов». С военной точки зрения, «Нимицы» не отрабатывают и 1% вложенных в них средств. Но с точки зрения СМИ - это настоящие медийные бомбы, заставляющие трепетать весь мир. «100 тысяч тонн дипломатии», «главные агрессоры» - и прочие забавные картинки, переполняющие экраны телевизоров по всему миру. Ведь мало кто из обывателей догадывается, что даже у 10 «Нимицев» не хватило бы сил для нападения хотя бы на такую страну, как Ирак.

В итоге мы имеем фантастически красивые, но совершенно бесполезные и неэффективные корабли. Победа техники над здравым смыслом. Тем не менее, 10 левиафанов, по 100 тыс. тонн каждый, внушают тревогу и уважение к их создателем. У тех, что смогли построить ТАКУЮ эскадру, есть и другие, гораздо более страшные и смертоносные средства для ведения войны на море.

А сам авианосец «Нимиц» стал воплощением всех грез о сильном и могучем флоте. Помнить его будут еще долго.

4 место - спецтехника Командования морских перевозок

…Над морским простором полыхнет жовто-блакитный огонь - и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря!

Нет, это не сон пьяного бандеровца. По злой иронии судьбы, жовто-блакитные цвета - символика Maritime Sealift Command. Об этих ребятах не говорят вслух. О них не снимают красивых телесюжетов и стараются пореже привлекать к ним внимание СМИ.

В мирное время быстроходные ролкеры и мобильные десантные платформы тихо ржавеют на секретных стоянках в удаленных военно-морских базах - Гуам, Диего-Гарсия, Гуантанамо… Но когда придет срок, мир узнает, что скрывалось за мирным обликом этих чудовищ.

Их водоизмещение превышает в/и авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Нормативное время реактивации - 96 часов. Короткий переход в указанный порт. И вот караваны левиафанов встают под погрузку, чтобы потом молниеносно доставить свой скорбный груз на другую сторону Земли.

Почти все они - экспромт на базе бывших гражданских контейнеровозов. Янки скупают по всему миру быстроходные газотурбоходы (24 и выше уз.) и согласно своим коварным планам превращают некогда мирных тружеников моря в убойные десантные средства, способные за раз перебросить в зону боевых действий бронетанковую бригаду или другие крупногабаритные грузы, жизненно необходимые при ведении БД на чужих берегах.

USNS Seay выгружает «демократию»

Что дает основание причислить этих уродов к боевым кораблям?
1. Назначение. Транспортировка тяжелых грузов в интересах армии. В первую очередь - бронетехники. Любой УДК типа обсуждаемого «Мистраля» - просто щенок на фоне ролкера Sealift Command, что способен за раз принять на борт 100 «Абрамсов». При том защищенность и оборонительное вооружение ролкера и УДК (ПЗРК, пулеметы) в целом соответствует друг другу.

2. Специальные возможности, не свойственные гражданским судам. Корабли Sealift Command способны разгружаться в любых условиях - в портах дружественных государств, на необорудованном побережье (понтоны) и даже в открытом море с использованием десантных катеров и платформ MLP. Рампы с каждого борта, грузовые стрелы г/п 50 тонн, катера, лихтеры, вертолетная площадка… Наконец, слишком высокая скорость, неадекватная численность экипажа (на борту зарезервированы кубрики под сотни чел. - военные специалисты, сопровождающие драгоценный груз), специальная компоновка трюмов, особое энергообеспечение - ошибки быть не может. Это военный корабль.

3. Облик, символика, названия (большинство названо в честь погибших военнослужащих США), порты приписки и источники финансирования - все безоговорочно указывает на то, что перед нами грозные десантные корабли, лишь для потехи прикинувшиеся «гражданскими контейнеровозами».

Наконец, их исключительная роль в стратегических военных операциях последних десятилетий. Без этих супермашин не случилось бы ни Вьетнама, ни Ирака, ни Югославии - американская армия сидела бы запертой на своём континенте, не в силах вести БД в Старом свете.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, основатель нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Самый крупный: авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
Спущен на воду: 1972
Водоизмещение: 100000 т
Длина: 332,8 м
Мощность полного хода: 260000 л.с.
Скорость полного хода: 31,5 узла
Экипаж: 3184 чел.

В настоящее время самый крупный надводный корабль в мире – тяжелый атомный авианосец типа «Нимиц». Головной USS Nimitz был спущен на воду 13 мая 1972 года и вступил в строй ВМС США тремя годами позже. Всего построено десять кораблей, названных в честь известных американских политических деятелей. Честер Нимиц, давший свое имя всей серии, был главнокомандующим Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

По своей архитектуре «Нимиц»– гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой. Площадь полетной палубы– 18200 м2. Корабль имеет надводную и подводную конструкционную защиту. Днище защищено бронированным настилом второго дна и третьим дном. Четырехвальная главная энергетическая установка включает два водоводяных ядерных реактора и четыре главных турбозубчатых агрегата.

Конструктивно корабли класса «Нимиц» одинаковы, однако шесть последних имеют увеличенные водоизмещение и осадку. Период перезарядки топливом их ядерных реакторов – до 20 лет. Основу вооружения авианосцев типа «Нимиц» составляет авиация: «Джордж Буш» – последний, десятый корабль авианосцев типа «Нимиц» – введен в боевой состав ВМС США 10 января 2009 года. Он стал «переходным» кораблем к новому поколению авианосцев класса Gerald R. Ford.

Самый оригинальный из современных: тримаран USS Independence

Страна: США
Спущен на воду: 2008
Водоизмещение: 2784 т
Длина: 127,4 м
Скорость полного хода: 44 узла
Экипаж: 40 чел.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, «основатель» нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Своеобразный дизайн тримарана продиктован необходимостью построить максимально скоростной военный корабль; корпус разработала компания Austral, уже испытавшая эту концепцию на гражданском пароме Benchijigua Express, курсирующем между Канарами, Тенерифе, Гомерой, Иеррой и Пальмой в Атлантическом океане.

Independence – это боевой корабль прибрежной зоны, способный разгоняться до 50 узлов (90 км/ч) и проводить боевые операции при пятибалльном волнении моря («неспокойное море», высота волны 2,5–4 м). Основной классовый конкурент тримарана – корабли класса Freedom, разработанные компанией Lockheed Martin. Последние имеют классическую компоновку. Что лучше – покажет время.

Самый большой из неавианесущих: «Пётр Великий»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1996
Водоизмещение: 25 860 т
Длина: 250,1 м
Мощность полного хода: 140000 л.с.
Скорость полного хода: 32 узла
Экипаж: 635 чел.

Мощнейший на сегодня неавианесущий корабль – российский атомный крейсер «Петр Великий», относящийся к серии крейсеров проекта 1114 «Орлан» . Первый корабль этого проекта, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров», был спущен на воду в 1977 году и передан флоту в 1980-м. Сегодня в строю лишь «Петр Великий», остальные три крейсера проходят модернизацию, а пятый ТАРК проекта («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») так и не был заложен из-за распада СССР.

«Петр Великий» предназначен для уничтожения авианосных групп противника; он был заложен в 1986 году и передан флоту в 1998-м. Его дальность плавания практически неограниченна, а крылатые ракеты П-700 «Гранит» способны поражать цель на расстоянии до 550 км. Энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

Самый совершенный ракетный крейсер: ракетные крейсеры типа «Тикондерога»

Страна: США
Спущен на воду: 1980
Водоизмещение: 9750 т
Длина: 173 м
Мощность полного хода: 80000 л.с.
Скорость полного хода: 32,5 узла
Экипаж: 387 чел.

Крейсеры класса «Тикондерога» считаются наиболее опасными среди судов такого типа. Они спроектированы с учетом работы в условиях применения оружия массового поражения и способны вести бой при семибалльном волнении.

На «Тикондерогах» применяются две установки вертикального пуска по 61 ракетной ячейке каждая. Типовую их загрузку составляют 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». С 1981 по 1992 год на воду спущено 27 ракетных крейсеров этого класса, пять из них уже списаны; к 2029 году планируется полностью заменить класс «Тикондерога» новым поколением ракетных крейсеров.

Самый известный корабль второй мировой: линейный корабль «Бисмарк»

Страна: Германия
Спущен на воду: 1939
Водоизмещение: 50900 т
Длина: 251 м
Мощность полного хода: 150170 л.с.
Скорость полного хода: 30,1 узла
Экипаж: 2092 чел.

«Бисмарк» был одним из самых совершенных и мощных кораблей Второй мировой войны, головным кораблем класса «Бисмарк» (вторым линкором серии стал «Тирпиц»). Даже сегодня тип «Бисмарк» входит в тройку крупнейших линкоров всех времен, уступая лишь «Айове» и «Ямато», построенным несколько позже.

Мощное вооружение (в том числе восемь 380-мм пушек) позволяло «Бисмарку» противостоять любому кораблю подобного класса. Правда, первый же рейд нового линкора обернулся его гибелью: после того как «Бисмарк» потопил флагмана английского флота линкор «Худ», за немецким гигантом открыли целенаправленную охоту и уничтожили явно превосходящими силами.

Самый крупный линкор: линкор типа «Айова»

Страна: США
Спущен на воду: 1942
Водоизмещение: 45000 т
Длина: 270,43 м
Скорость полного хода: 33 узла
Экипаж: 2637 чел.

Американский линкор типа «Айова» – самый крупный надводный корабль в мире до эпохи постройки ударных авианосцев. Его создатели достигли максимального сочетания вооружения, мореходных качеств и средств защиты. Всего было построено четыре линкора этого типа: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Вошли в боевой состав ВМС США в 1943 году, выведены из боевого состава в 1990-м.

Принимали участие во Второй мировой, в войнах в Корее и Вьетнаме, а после модернизации с установкой в дополнение к орудиям главного калибра (406 мм) противокорабельных комплексов «Гарпун» и крылатых ракет типа «Томагавк» наносили высокоточные удары по береговым объектам в ходе операции «Буря в пустыне».

Самый современный боевой корабль: Type 45 Daring
Страна: Великобритания
Спущен на воду: 2006
Водоизмещение: 8100 т
Длина: 152,4 м
Скорость полного хода: 29 и более узлов
Экипаж: 195 чел.

Самым современным и совершенным боевым кораблем в мире на сегодняшний день считается британский эскадренный миноносец типа 45 («Дэринг»). На данный момент в распоряжение британского флота поступили первые два «Дэринга» – Daring D32 и Dauntless D33.

Эти корабли предназначены в первую очередь для противовоздушной обороны в зоне действия флота, а системы корабля способны координировать действия прибрежной авиации. С другой стороны, дальность плавания свыше 5000 морских миль позволяет 45-му типу быть достаточно мобильной автономной платформой для размещения комплексов ПВО в любых точках планеты.

Самый первый серийный беспилотный: Protector

Страна: Израиль
Запущен в серию: 2007
Длина: 9 м
Скорость полного хода: 50 узлов
Вооружение: оружейная платформа typhoon weapon system с возможностью установки 7,62-мм пулемета, 12,7-мм пулемета или 40-мм гранатомета

В 2007 году израильская компания Rafael Advanced Defense Systems Ltd запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»), который стал первым беспилотным боевым плавсредством, поступившим на вооружение, причем не только в Израиле, но также в Сингапуре.

Рассматривается и вариант постановки его на вооружение в ВМС США. Основное назначение беспилотного катера – разведка и патрулирование прибрежных территорий, когда использование обычных средств опасно для личного состава.

Лучший корабль первой мировой: паротурбинный эскадренный миноносец «Новик»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1913
Водоизмещение: 1260 т (1620 т после модернизации)
Длина: 102,43 м
Мощность полного хода: 42000 л.с.
Скорость полного хода: 37 узлов
Экипаж: 117 (168 после модернизации) чел.

Долгие годы эскадренный миноносец «Новик», спущенный на воду в 1913 году, считался лучшим в мире кораблем своего класса – самый быстроходным, неуязвимым, маневренным. 21 августа 1913 года (еще до официального представления публике) на мерной миле корабль достиг скорости 37,3 узла – на тот момент это являлось мировым рекордом.

Миноносец «Новик» изначально рассчитывался на несение 60 шаровых мин без компенсации веса, в то время как с его английских конкурентов, для того чтобы принять на борт такое количество, приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат.

Лучший тяжелый крейсер второй мировой: крейсеры класса «Тонэ»

Страна: Япония
Спущен на воду: 1937
Водоизмещение: 15443 т
Длина: 189,1 м
Мощность полного хода: 152000 л.с.
Скорость полного хода: 35 узлов
Экипаж: 874 чел.

Лучшими кораблями класса тяжелых крейсеров за всю историю считаются, как ни странно, не американские или английские разработки, а французский «Альжери» и японские крейсеры типа «Тонэ». Два крейсера этой серии («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937 и 1938 году соответственно.

В сравнении с изначальным проектом (они планировались как легкие крейсеры) «Тонэ» были сильно перегружены, а команда жила в сильной тесноте, зато по уровню вооружения, броневой и противоторпедной защиты, мерам контрзатопления они не знали себе равных в мире.

Со времён Петра Великого невозможно представить Россию без военного флота. Вспомним самые героические корабли Российской империи. Корабли, вошедшие в историю.

Линейный корабль «Ингерманланд»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I . К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

Линейный корабль «Святой Павел»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина . В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в историю военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Фёдора Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.

Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Фёдор Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова , написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

Линейный корабль «Азов»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин , но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов . Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.

Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева . В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова , мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина .

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С нач. января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшихся в Россию членов экипажа «Варяга» и «Корейца» ждал триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

Эсминец «Новик»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

Новое на сайте

>

Самое популярное