Домой Общение Фронтальное занятие дифференциация звуков с ш. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Фронтальное занятие дифференциация звуков с ш. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель - логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

Ход занятия.

    Оргмомент.

Логопед:

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

    Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

признакам.

Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

    Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

    Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

    Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

    Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

    Мышки мишке вымоют миску.

    Кошка спит, а мышку видит.

    У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Кашку ест корова Машка.

    Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

    Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

    Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

    Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

    Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

    Итог.

Литература.

    Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

    Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
    2008.

Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР - д/с № 116

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-обучающие:

Уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Коррекционно-воспитывающие:

Воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

Оборудование:

Предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях.

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка.

Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь?

А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными?

Основная часть.

1.Сообщение темы.

Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем?

2.Выделение первого звука в словах.

Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик».

Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях.

3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш.

Звуки С и Ш какие они?

[С] - согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] - согласный, твёрдый, глухой.

4.Игровое упражнение «Повтори».

Слушай внимательно, повторяй старательно.

5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков.

Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш.

С, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д.

6.Отгадывание слов с пропущенными звуками.

На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку.

(..апка,…уба,..умка,..ова,..ахматы,..каф.)

7.Деление слов на слоги.

Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д.

(кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка).

8.Игровое упражнение «Найди пару».

Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой.

Стол-шкаф,

Сандалии-шлепанцы,

Шарф-сарафан,

Стрекоза-шмель.

9.Игровое упражнение «Выдели слово».

Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером.Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку.

10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки.

«У порога плачет, когти прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет». (Кошка).

Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.)

Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.)

11.Согласование существительных с прилагательными.

Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики).

Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны).

12.Анализ с синтез слов «суп», «шум».

Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп».

Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове.

Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает ….

Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум)

Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова.

13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту.

Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш.

«У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

Попробуй сама пересказать рассказ.

14.Итог занятия.

Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы.

Чары рассеяны мы справились!

Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

Пухова Е.А., учитель–логопед, г. Салехард, ЯНАО.

Тема: дифференциация [с] - [ш] в слогах, словах.

Цель: Научить дифференцировать [с] - [ш] в слогах, словах.

Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] - [ш].

Коррекционная: Развитие высших психических функций.

Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.

Оборудование: 2 разрезные картинки, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.

Ход занятия:

I.Орг. момент

II. Введение в тему

Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.

Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. (Шапка, сумка).

Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки

Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].

IIIАрт. Гимнастика

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения. (горка – чашечка, улыбка – рупор)

IVАнализ артикуляции, акустический разбор

А чем различаются звуки [с] [ш]?(Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они?)

Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.

Vдифференциация в слогах

Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)

VI. Развитие мелкой моторики

Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.

Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.

Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.

VIIРазвитие фонематического слуха, дифференциация в словах

Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

VIII. Развитие мышления

Не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить.

Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда?

(Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)

IX. Звуко-слоговой анализ

Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?

X. Развитие мышления

Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.

За ниточку хвостик Не галстук он, не воротник,

В руке я держал. А шею обнимать привык,

Ты улетел, Но не всегда, а лишь тогда,

А я побежал. (шар) Когда бывают холода. (шарф)

Не сокровище, а сверкает.

Не огонь, а греет.

Не живое, а двигается. (солнце)

Зимой вырастает,

Весной тает. (сугроб)

Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.

Над какими звуками мы сегодня работали? Чем они отличаются?

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: - Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Какое солнце?

Солнышко грустное?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

а) Игра: «Солнышко - ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л - д: - Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

В море синем паруса (шшшш....)

И пшениченька шумит (шшшш....)

И листочек шелестит (шшшш.......)

И ручей (ссссс......)

И оса кусается (сссс....)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Со - сова Шо - шорты

Это - серп Ши - шило

Сы - сыр Ша - шарф

в) Игра «Мозаика»

Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

Громкие звуки - красная фишка.

я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сани груша душ

сыр машина

шарф коса

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

миска - мишка

кашка - каска каша - касса

кошка - косичка

нас - наш вам - ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

7. Релаксация.

Игра «Релаксация»

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л - д: - Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Хвостиком посметала.

Дополните предложения, подобрав правильное слово

У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

На столе стояла. . . . . . . (Миска)

В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)

Ольга Илюхина
Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ш]-[с]»

«Дифференциация звуков [Ш] -[С] »

Цель : Учить

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Упражнять в правильном произношении и различении звуков [Ш] -[С] ;

-дифференцировать звуки [Ш] -[С] в слогах , словах, словосочетаниях;

Формировать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

Коррекционно-развивающие :

Закрепить умение дифференцировать звуки [Ш] -[С] ;

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать память, внимание, логическое мышление;

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность,

Формировать положительное отношение к занятию ,

Воспитание правильной звуковой культуры речи .

Оборудование : игрушка «Степашка» , пазлы с изображением Степашки, предметные картинки : мишка, самокат, лошадка, лиса, шары, сумка, бусы, неваляшка, петушок, самолет, матрешка, сабля;, раскраска, су-джок колечки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вика, сегодня к нам на занятие придет интересный гость. А кто, попробуй отгадать? Послушай загадку :

Два пушистых длинных ушка,

Любит грызть капустный лист,

Прыгать может как лягушка

Всех вокруг боится лис! (Зайчик)

Правильно, это зайчик, а зовут его Степашка, из программы «Спокойной ночи, малыши» . Степашка очень любознательный и хочет с тобой поиграть в разные игры. Но сначала, нужно размять наш язычок и сделать зарядку для язычка. Давай покажем Степашке, какие упражнения для этого нужно выполнить.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

2. «Часики»

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево-тик, вправо-так,

Тик-так, тик-так.

3. «Лопаточка»

Язык широкий положи,

И спокойным удержи.

4. «Маляр»

Потолочек красим в цвет,

Язычку преграды нет.

5. «Иголочка»

Улыбаюсь : вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

6. «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе-

Язычок я подниму и

Остатки оближу.

7. «Чищу зубы»

Зубы верхние – смотри :

Чищу «чашкой» изнутри.

8. «Качели»

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

Молодец, Степашке очень понравилась твоя зарядка для язычка.

3. Игра «Закончи слово» .

Степашка загадал слова. Отгадай их, закончив слово нужным звуком [С] или [Ш] .

глобус автобус мышь

камыш душ финиш

ананас абрикос кактус

насос детеныш нос

шалаш карандаш ландыш

компас лес

4. Игра «Рифмы» .

Степашка очень любит сочинять. Замени в словах звук [С] на звук [Ш] и назови новое слово. Но не забывай правильно произносить звуки [С ]или [Ш] .

суметь - шуметь нас - наш

сутки - вас -

сайка - плюс -

сок - Марс -

стуки - штуки басня - башня

скала - каска -

споры - крыса -

стык - миска -

5. Образование притяжательных прилагательных.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Степашка не знает, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему.

1. Суп из фасоли какой? – фасолевый.

2. Каша из пшена какая? – пшенная.

3. Сок из ананасов какой? – ананасовый.

4. Шапка из шерсти какая? – шерстяная.

5. Шляпа из соломы какая? - соломенная.

6. Компот из груш какой? – грушевый.

7. Рубашка в полоску какая? – полосатая.

8. Сок из вишни какой? – вишневый.

9. Джем из смородины какой? – смородиновый.

10. Компот из абрикосов какой? – абрикосовый.

6. Игра «Назови ласково» . Самомассаж колечками су-джок.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

Степашка приготовил для тебя новое задание, послушай его и выполни.

стих - стишок соловей - соловушка

пастух - сторона -

солнце - старуха -

стекло - шерсть -

сын - трус -

7. Физкультминутка.

А сейчас давай немножко отдохнем, и вместе со Степашкой выполним упражнения.

Вот Степашкина зарядка,

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка, плечи распрями,

Подними и опусти,

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

Молодец, у тебя все отлично получилось.

8. Игра «Подбери игрушки»

Степашка и Каркуша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Каркуша, а какие – Степашка? Не забывай, что Каркуше нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ш] , а Степашке в названиях которых есть звук [С] .

мишка самокат

лошадка лиса

шары сумка

неваляшка бусы

петушок самолет

матрешка сабля

9. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много» .

Измени словосочетания, правильно произнося звуки [Ш ]и [С] .

веселый малыш - веселые малыши

пушистая кошка –

большая собака –

столовая ложка –

вишневый сад –

душистый ландыш –

10. Развитие мелкой моторики.

Послушай внимательно шуточное стихотворение и выучи наизусть.

Сашины сушки

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Каждому приятно получить в подарок свой портрет. Если правильно соберешь пазлы, то получится портрет Степашки. Давай соберем и подарим ему. Степашка очень обрадуется.

(Ребенок собирает) .

11. Итог занятия .

Наше занятие подошло к концу . Пора прощаться со Степашкой. Он очень доволен, как ты выполняла задания. И дарит тебе раскраску.

Новое на сайте

>

Самое популярное