Домой Аюрведа Проект по окружающему миру 3 кл. Проект по окружающему миру на тему: "Богатства отданные людям" (3 класс)

Проект по окружающему миру 3 кл. Проект по окружающему миру на тему: "Богатства отданные людям" (3 класс)

Светлана Борисова
Проект по окружающему миру в 3 классе «Отмечаем государственный праздник-1 января»

роект по окружающему

миру на тему:

«Отмечаем государственный праздник – 1 января».

Новый год - государственный праздник.

Новый год - праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры.

Обычай праздновать Новый год был связан с весенним возрождением природы и отмечался в марте. С этого дня начинались все крупные мероприятия, было запрещено вершить суды и работать в течение 12 дней. Тогда же и пошел обычай дарить на Новый год друг другу всевозможные подарки и памятные сувениры. В России Новый год официально утвердил в 14 веке Иоанн Васильевич Третий, его датой стало 1 сентября. Причиной этому послужило то, что в этот день на Руси собирали все пошлины, оброк и другие, существующие в то время налоги. Последний раз 1 сентября Новый год отметили в 1698 году. А в 1699 г. Петр I своим указом назначил новую дату празднования Нового года – 1 января, т. е. ту самую заветную цифру, которая заставляет уже накануне праздника биться наши сердца в радостном возбуждении и забывать обо всех проблемах и бедах.

Как же готовятся к этому празднику?

Перед Новым годом во всей квартире необходимо провести генеральную уборку. После этого принято наряжать дом мишурой, серпантином и другими украшениями. Изюминкой Нового года, конечно же, является новогодняя елка. Ее ставят в парадном углу квартиры или дома, украшают яркими игрушками и мишурой, гирляндой и золотистыми снежинками.

После того, когда дом готов к встрече Нового года, ребята ждут Деда Мороза и внучку Снегурочку. Дед Мороз дарит детям и взрослым подарки. А Снегурочка развлекает малышей.

Эти новогодние дни - это дни чудес и волшебства.

Новый год – семейный праздник.

С уверенностью можно сказать, что Новый год - поистине семейный праздник. В праздничную ночь принято собираться всей семьей за новогодним столом, который просто изобилует богатством и разнообразием блюд, поздравлять друг друга и дарить подарки.

Но прежде, чем встретить Новый год, гости "провожают" год уходящий, вспоминая памятные даты и события. С первым боем курантов наступающего года, разливая пенящееся шампанское по бокалам, а детям-шипучую газировку, нужно загадать желание, которое обязательно сбудется в наступившем году.

Ну а ровно в 12.00 громко, весело и всем дружно крикнуть – «С Новым годом!».

Да, и не стоит в этот замечательный праздник ссориться, ведь как говориться - как Новый год встретишь так его и проведешь. Поэтому его надо провести очень весело.

В эти дни надо веселиться: танцевать, петь новогодние песни, играть в веселые игры.

Предлагаю несколько новогодних песен и игр.

Новогодние песни

"Новогодние игрушки"

Мне однажды летом приснился Новый год:

По зелёным травам Снегурочка плывёт.

А ко мне с букетом из ромашек

Заявился Дедушка Мороз.

И какой он мне ларец волшебный преподнёс!

Новогодние игрушки, свечи и хлопушки в нём,

А весёлые зверюшки мой перевернули дом.

Завели весёлый хоровод, до чего смешон лесной народ!

И не верилось, что всё пройдёт сказочным сном!

Всё уносит время, исчез нежданный сон,

Но порою снова ко мне приходит он.

И однажды средь вещей забытых

Я случайно подняла ларец.

Значит, сказке новогодней летней не конец!

«Ой, летят, летят снежинки…»

Ой, летят, летят снежинки на дома и на тропинки

На луга и на поля, вся белым бела земля.

Снег идет, идет, идет

Снег идет, идет, идет

Здравствуй праздник, Новый год!

Вышел дед Мороз из хаты возле елочки мохнатой

Встал он в шубе снеговой и встречает праздник свой.

Снег идет, идет, идет,

Здравствуй праздник, Новый год!

Снег идет, идет, идет,

Здравствуй праздник, Новый год!

Новогодние игры

«Попади снежком в цель»

Заранее заготавливаются снежки из ваты.

Предлагается участникам игры попасть снежком в ведерко. Кто больше всех забросит снежков в ведерко, тот и победитель.

«Музыкальный калейдоскоп»

Участники разбиваются на две команды. Каждой команде предлагают вспомнить новогодние песни и по очереди исполнить. Та команда, которая последней исполнит песню, является победителем.

Новогодние загадки

1. Бегут стрелки своим ходом,

Без нашего участия.

Поздравляем с …Новым годом

И желаем…счастья.

2. Он приносит нам подарки.

У него румяный нос.

Отгадайте-ка, ребятки,

Кто же это…Дед Мороз.

3. Пирует мороз,

Играет солнце,

Замедляет время бег,

Когда на землю, на деревья

Выпадает белый…снег.

4. Небосвод сегодня синий.

На деревьях белый…иней.

5. Звезды выстроились в ряд.

У них праздничный парад.

Чист и светел небосвод,

Потому что…Новый год.

6. В бокалах пенится не квас.

Бьют часы 12 раз.

Ждали мы его, и вот

К нам приходит…Новый год.

7. Закрутил нас Новый год,

Молчаливый хоровод.

Словно легкие пушинки,

Вьются белые…снежинки.

8. Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня - …хлопушка.

9. Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Мы бежим в перегонки,

Помогают нам … коньки.

Урок № 2. Проект «Богатства, отданные людям»

Цель: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки); оформлять стенд, презентовать проект; оценивать результаты работы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Определять место человека в мире;

Характеризовать семью, народ, государство как части общества;

Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; - соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Сопоставлять формы правления в государствах мира;

Работать в группе;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные УУД : понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.

Регулятивные УУД : научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.

Коммуникативные УУД : определение целей, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.

Девиз: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

– Что такое природа? (- Все, что нас окружает и не сделано руками человека .)

– Что такое организмы? (- Организмы – это любое живое существо, живое тело с его согласованно действующими органами.)

Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.

– Что такое царства? (- Царства – это большие группы живых организмов.)

– А какие царства бывают? (- Растений, животных, грибов, бактерий.)

– Кто такие бактерии? (- Бактерии – это крошечные организмы.)

– Что такое микроскоп? (- Микроскоп – это увеличительный прибор, который помогает увидеть бактерии.)

Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажите.

– Что общего у человека и животных?

– В чем существенное отличие человека от животного?

– Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?

– Где «помещается» разум человека?

– Есть ли головной мозг у животного? (– Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.)

– Какая наука рассказывает о том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром? (- Психология - (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука).

– Какие органы чувств вы знаете? (- Глаза, нос, язык, уши.)

О каких познавательных процессах мы говорили на прошлом уроке? (- Восприятие, память, мышление, воображение.)

С. 8 задание 2. Кто готов выступить в роли царя с речью? (Оценивание детей.)

III. Изучение нового материала (мотивация к познавательной деятельности)

Многие люди, наделённые богатым внутренним миром, щедро делятся этими богатствами с другими. В чем это может проявляться? (- Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями и, в профессиональной деятельности, в подвигах, которые они совершают.)

Сегодня на уроке мы поговорим о таких людях. Люди создают удивительный мир, который их окружает: технику, постройки, произведения искусства. Один из известных людей прошлого века – Василий Александрович Сухомлинский. Он написал книгу, которая называется «Сердце отдаю детям». Как вы думаете, кем был Сухомлинский? И как вы понимаете название этой книги? (- Наличие разума. Человек может думать, размышлять, фантазировать. Слушать учителя. Высказывает предположения.)

Проверьте свои предположения на с. 16.

Дети, знаете ли вы людей, о которых можно сказать, что они свою жизнь посвящают другим людям?

Только ли об известных людях так можно сказать? ∙

Дети, как вы понимаете название текста «Богатства, отданные людям»?

Ребята, посмотрите на рубрику учебника «Наши проекты». Скажите, какие проекты вы уже делали в 1-м и во 2-м классе?

Зачем мы выполняем проекты?

Чему мы учимся, работая над проектом?

Что самое сложное при работе над проектом?

Что самое важное при работе над проектом?

Кто и что являются нашими помощниками при работе над проектом?

IV. Подготовка к проекту

Есть ли среди ваших знакомых, земляков такие люди? Расскажите о них.

Прочитайте текст учебника (с. 17) и составьте план работы над проектом.

Что мы можем определить на основании представленной в учебнике информации?

В какой форме можно представить свой проект? (- В форме презентации, газеты, книжки-раскладушки, устного журнала, альбома и т.д.)

Кто нам будет необходим при оценивании проектов? (- Журналист, художник, издатель, докладчик, музыкальный редактор.)

Чем можно пользоваться дополнительно для получения информации? (- Рисунки, книги из библиотеки, интернет.)

V. Итог урока.

Вам понравился урок? Чем?

Заинтересовала ли вас тема проекта?

Домашнее задание: с. 16-17 доделать проект (презентация, книжка-раскладушка, устный журнал, альбом).

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА

Окружающий мир
Создание проекта «Богатства, отданные людям» (в 3 классе)

Для выполнения проекта, необходимо определить о каком человеке будет рассказ. Это может быть член семьи, кто-либо из родственников или знакомых, возможно, это человек, который вошел в историю, благодаря совершенному подвигу или благородному поступку. Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям, что проявляется в их поступках в семье, в профессиональной работе, в благородном служении Отечеству, в великих подвигах, которые они совершают.

2-й лист
ПЛАН ПРОЕКТА :
1. Фамилия, имя, отчество человека, о котором пойдет речь в проекте.
2. Обоснование выбора, почему именно этого человека выбрали.
3. Непосредственный рассказ или история о герое проекта.
4. Свое отношение к данному человеку или его поступку.
5. Какими источниками пользовались при создании проекта.
6. Кого необходимо поблагодарить за помощь в работе.
3–й лист
(по желанию)
Фотографии, рисунки, которые помогли бы сделать работу более
яркой, интересной, красочной.


Галина Погорелова
Проект ученика третьего класса по окружающему миру «Кто нас защищает»

Проект ученика 3 класса Погорелова М . А.

по окружающему миру

«Кто нас защищает »

Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни, были созданы специальные службы защиты населения .

Пожарная служба-01- относится к числу старейших государственных служб. Еще в 1504 г. В царствовании Ивана ІІІ была создана пожарно- сторожевая охрана., а в 1549 Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности.

Во время царствования Петра1 постоянные угрозы возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1747 году оснащаются все правительственные учреждения пожарной техникой (насосами и ручным инструментом) .

Полиция-02- раньше этим словом обозначали службу солдат-пехотинцев (miles) . Петр I создал в России службу охраны общественного порядка в 1715 году и назвал ее полицией.

В 1917 г. правительство издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, а следом еще одно постановление - об упразднении Департамента полиции. Была заменена полиция - народной милицией.

Скорая помощь - 03- в 17 веке были созданы кареты скорой помощи, на которых ездили дворовые люди боярина Федора Ртищева. Сам содержал боярин больницу,куда привозили с улиц больных людей разных статусов.

В 1899 году была создана первая станция скорой помощи, открыта в Петербурге.

После Первой мировой войны появляются специализированные бригады скорой помощи и открываются научно-исследовательские институты.

Аварийная служба газа – 04

Самой главной задачей, которую должна выполнять аварийно-спасательная служба, является непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации.

Служба газа занимается профилактикой, ликвидацией аварий и аварийных ситуаций, ремонтом, перенесением, монтажом и восстановлением газовых приборов и сетей.

Вывод : В жизни каждого человека случается немало разных событий. Угрозы могут подстерегать повсюду - в театре,в общественном транспорте, кино, просто на улице. Данный проект помог мне узнать , какие службы смогут мне помочь в разных ситуациях.

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружаещему миру. Тема: "Птицы". Программное содержание: 1. Образовательная задача: 1. Продолжать учить детей определять особенности.

МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Нерудные полезные ископаемые» Урок 13 Дата: Тема: Нерудные полезные ископаемые. Цели и задачи: Знакомство с нерудными полезными ископаемыми, уровень усвоения изученного.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Погода. Прогноз погоды и его значение» Урок №23 Дата: Тема: Погода. Прогноз погоды и его значение Цели и задачи: Закрепить знания учащихся о воздухе и погоде 1. Установить связь.

Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: 1неделя (23-27 декабря). Краткосрочный. Возраст детей: Младшая группа. Цель:.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Реки и озёра Казахстана» Урок №17-18 Дата: Тема: Реки и озёра Казахстана. Цели и задачи: Сформировать знания о реках и озёрах Казахстана 1. Повторить имеющиеся.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Железная руда и руды цветных металлов» Урок №11 Дата: Тема: Железная руда и руды цветных металлов. Цели и задачи: Способствовать формированию знаний о рудных полезных ископаемых,.

Мини проект с младшими школьниками

Подготовка
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования. Так же подготовить карточки с изображением животных – тема будущего исследования.
Весь класс располагается вокруг нескольких вместе составленных столов, на которых впоследствии располагаются карточки.
Проведение тренировочного занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, который вам должен запомниться. Сегодня мы с вами будем проводить исследования, почти как настоящие ученые!
- Хотите ли Вы узнать, как чувствуют себя ученые?
- Для этого нам нужны двое самых умных и смелых ученых.
- Перед вами расположены карточки с темами исследований, из них вам нужно выбрать одну тему.
- Наши ученые выбрали тему «Медведи». Хороший выбор, ребята!
- Теперь вам нужно будет составить небольшое сообщение о медведе. Чтобы его составить, нам нужно продумать план, по которому вы будете исследовать. Как вы думаете, с чего мы можем начать? Правильно, сначала нам нужно очень хорошо подумать (кладем на карточку!).
- Значит, первым этапом в исследовании будет «Подумать». Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о медведях. А чтобы не забывать то, что мы вспомнили, зафиксируем сведения о медведях на бумаге (запись или зарисовка)
- Эти животные знакомы людям с давних времен, у народов всех континентов они почитались как олицетворение силы. Люди, с одной стороны, преклонялись перед неодолимой мощью медведя, а с другой стороны считали его желанным и почетным охотничьим трофеем.
- Как вы думаете, какой у нас будет следующий этап? Следующий этап «Спросить у другого человека» (на стол учитель кладет рисунок человека). Это значит, что вы можете просить подсказки у класса.
- Следующий этап «Узнать из книги». Я вам даю энциклопедии, где вы можете найти нужную информацию.
- Далее идет этап «Наблюдение и эксперимент», но мы с вами не можем понаблюдать за медведем, так как рядом нет леса и это будет опасно.
- Следующий этап «Посмотреть в компьютере». У нас есть интерактивная доска и компьютер. Вы можете найти дополнительную информацию через интернет.
- Последний этап «Обобщение материалов». Сейчас вам нужно обобщить собранный вами материал и выделить из него самое главное. Когда вы это сделаете, нужно будет дать определение основному понятию «Медведь»
Итог. Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. Сегодня вы провели исследование почти как настоящие ученые. Мне очень приятно было с вами работать. Всем спасибо! Урок окончен.
Данные о медведях
Медведь - семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.
Общее описание
Сравнительно с остальными семействами отряда хищных, медведи отличаются наибольшим однообразием внешнего вида, размеров, многих особенностей внутреннего строения. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 890 кг; малайский медведь - самый мелкий представитель медвежьих: в длину он не превышает 1,5 м, высота в холке составляет всего 50-70 см; масса - 27-65 кг.
Самцы на 10-20 % крупнее самок. У белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5-2 раза.
Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. Волосяной покров высокий, иногда косматый; у большинства видов густой, у малайского медведя - низкий и редкий. Окраска однотонная, от угольно-чёрной до беловатой. У большой панды контрастная, чёрно-белая. На груди или вокруг глаз бывают светлые отметины. У некоторых видов имеет место индивидуальная и географическая изменчивость окраски. Окраска по сезонам не меняется.
Образ жизни
Обитают в самых разнообразных условиях - от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания.Большинство медведей обитает в равнинных или горных, реже - на безлесных высокогорьях. Для некоторых видов характерна привязанность к воде - как к ручьям и рекам, так и к морским побережьям. Белый медведь населяет Арктику, вплоть до ледяных полей Ледовитого океана. Обычный бурый медведь встречается в степях и даже в пустыне, в субтропических лесах,тайге,тундре и на морских побережьях. Все виды - наземные животные.Белый медведь - полуводное. Малайский медведь отлично лазит,ведя полудревесный образ жизни. Активны медведи главным образом ночью, реже днём или круглосуточно. Белый медведь - преимущественно дневное животное. Период отдыха проводят в пещерах, ямах у корней деревьев. Малайский медведь сооружает на деревьях подобие гнезда. Держатся поодиночке, за исключением пар в период ухаживания и самок с молодняком. Также собираются временными группами на кормных местах, - например, на реках во время хода лосося.
По характеру питания всеядные, однако некоторые виды предпочитают растительную пищу, другие - животную. Белый медведь питается почти исключительно жиром и мясом морских млекопитающих. В рационе почти всех видов растительная пища играет важную роль. Обычно также поедание насекомых и их личинок, рыбы и, реже, падали. Рацион часто меняется в зависимости от сезона и доступности кормов.
Медведи поедают различные растения, их корни, стебли и плоды - ягоды, орехи, желуди; ловят насекомых и грызунов, иногда "балуются" мелкими копытными; медведи прибрежных районов - прекрасные рыбаки. Чтобы обеспечить энергией столь массивное тело, да еще и накопить жирку на сезон спячки, им приходится летом и осенью съедать по 30-40 килограммов в день.
Если медведю удалось накопить жировой запас, с наступлением холодов и сокращением источников питания в его организме замедляются все обменные процессы. Зверь готовится к так называемой зимней спячке. Он становится вялым и апатичным и, согласно инстинкту, начинает искать и обустраивать себе берлогу. Где вскорости и засыпает.
Просыпаются медведи обычно в апреле,мае.Длительность спячки зависит от погодных условий, здоровья и возраста животного. За время сна он теряет иногда до 40 процентов своего веса,но при достаточном питании вскоре восстанавливает его.
Большинство медведей практикуют оседлый образ жизни, но самцы белых медведей широко кочуют в течение круглого года,а самки с молодняком - часть года.Бурый медведь, гималайский и барибал проводят большую часть зимы в берлоге,в состоянии гибернации(спячки).В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Остальные виды зимой не спят.
Интересно,что детеныши(от одного до четырех) рождаются в январе-феврале, то есть пока медведица пребывает в спячке. Малыши появляются на свет слепыми,без шерсти и зубов, весом чуть больше половины килограмма, но быстро растут на питательном молоке 20-процентной жирности все еще спящей мамы.
За несколько месяцев такого питания медвежата совершенно преображаются, из берлоги они выходят уже мохнатыми и шустрыми.Правда, еще очень несамостоятельными.Смертность среди детенышей первого года жизни очень высока.Виной тому голод и нападения других хищников.Если медвежонок отстал от медведицы, он становится легкой добычей для волков, рысей и орлов.
Медвежата обычно остаются с матерью два с половиной года, иногда три. Их выживание полностью зависит от медведицы:от ее умения охотиться и рыбачить, а также от ее способности передать свои знания медвежатам. И если мать хорошо воспитала своих детей, они вырастут крепкими, здоровыми и умными.
На первый взгляд медведи довольно медлительны и неуклюжи, однако иногда они способны довольно быстро бегать(до 50 км/ч),лазать, подниматься на задние лапы. Некоторые виды прекрасно плавают.(Особенно хорошо плавает белый медведь.) Острота зрения отдельных видов сравнима с человеческой. Растительноядный барибал обладает цветовым зрением, позволяющим ему различать по цвету съедобные плоды и орехи. Однако наиболее развито у медведей обоняние.
Продолжительность жизни большая, - 25-40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе дольше 45 лет.У некоторых видов, однако, высокая детская и подростковая смертность.

Исследовательский проект по окружающему миру для 3 класса «Белка-летяга»

Минакова Екатерина, ученица 3 класса МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.
Руководитель: Скочек Елена Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.
Описание материала: Данная работа будет полезна учителям начальной школы и их ученикам. Она поможет больше узнать о белках-летягах.
Цель: формировать бережное отношение к белкам-летягам.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу о жизни белок-летяг, её внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
2. Узнать, какие бывают белки-летяги.
3. Собрать информацию о способах охраны белки-летяги.
4. Выяснить, почему белку-летягу так зовут? Летяга – значит летает?

Обычных рыжих белочек знают все, многие их видели. В том числе и я.

А вот какая белка-летяга, похожа ли она на обычную белку?
Летяга – значит летает?
Эти вопросы я задала ребятам нашей школы. В моем опросе приняли участие 20 учеников нашей школы. 10 учеников сказали, что это летающая белка, 7 человек сказали, что белка-летяга планирует с ветки на ветку, 3 человека сказали, что белка-летяга не летает. Я всегда думала, что белка-летяга летает. Но прочитав книги, статьи о белках-летягах, посмотрев фотографии, я изменила свое мнение.

Этот грызун по внешнему виду очень напоминает привычную нам белку, благодаря чему и является представителем этого семейства. Размеры этого зверька довольно скромные. Длина тела составляет 12-23 см, а длина хвоста -11-13 см. Вес грызуна до 170 г. Продолжительность жизни- до 5 лет. Голова имеет округлую форму, глаза большие и черные. У летяги маленькие пальцы с короткими, но острыми когтями на концах. Ушки у зверька округлые. Они не имеют кисточки на концах. Задние лапки летяги длиннее передних. Между передними и задними лапами у зверька есть широкая кожная складка, которая служит парашютом во время прыжков. Этим она отличается от обычной белочки. Также этого грызуна отличают большие глаза.


Хвост у нее такой же пушистый, как у обычной белки. Его белка-летяга использует для балансировки и направления своего прыжка. Одним прыжком летяга может преодолеть до 60 м. На самом деле белка-летяга не летает, а планирует в воздухе, перемещаясь с одного дерева на другое. Во время полёта её передние конечности широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Чтобы пролетать как можно дальше, белка-летяга обычно взбирается на верхушку дерева, с которого собирается планировать на другое дерево. Сбоку белки-летяги хорошо видно сложенную складку, которая выполняет роль крыла. Мех у летяги очень красивый и нежный, более гладкий и мягкий на ощупь, чем мех белки. Верхняя часть туловища окрашена в серебристый цвет с бурым или рыжеватым оттенком, а низ – белого цвета. Зимний мех более пушистый и теплый, имеет разные оттенки серого. Увидеть летягу в лесу очень трудно. Ее окраска помогает ей сливаться с серым цветом стволов осин.


Основу рациона белки-летяги составляет растительная пища(орехи, фрукты), но они могут есть насекомых и мышей. Все зависит от того, где обитает белка. Например, в северо-восточных краях им приходится питаться почками лиственницы. За один сезон летяга может собрать до 15 тысяч штук орехов.
Местом жительства этих милых грызунов являются смешанные и лиственные леса. Животное активно весь год. Днем их встретить практически нереально, так как белки-летяги – ночные и сумеречные животные. Но кормящие самки и молодняк иногда выходят и в дневное время суток. Летяги – очень трудолюбивые и запасливые животные, поэтому очень много времени посвящают поискам пищи и подготовке к зиме. В спячку летяга не впадает.
Гнезда предпочитают устраивать в дуплах деревьев на высоте от 3 до 12 м. Иногда их можно обнаружить в расщелинах скал. Материалом для их гнезда чаще всего служат мох, мягкие лишайники и трава. Ежегодно у самки летяги появляется от 2 до 4 детенышей. Интересный факт, что при рождении детеныши слепые, но уже к возрасту 1,5 месяцев начинают совершать первые прыжки и пытаются планировать в воздухе.


Это очень миролюбивые и добрые животные. Благодаря тому, что летяга очень проворно прыгает с ветки на ветку, большую часть жизни она предпочитает проводить на деревьях, а на землю спускается крайне редко и неохотно. Но, к сожалению, этих забавных зверьков становится все меньше и меньше. Почему это безобидное создание исчезает? По одной версии, белка-летяга исчезает из-за вырубки леса. Вместо высоких деревьев остаются пни, и белка не может преодолеть этот участок и остается в ограниченном пространстве. К тому же белки живут в дуплах больших осин, а дупла образуются только в старых деревьях. Сейчас старых деревьев становится все меньше. Эти животные исчезают с огромной скоростью, поэтому охотиться на них запрещено. В неволе летяга приживается плохо, так как ей нужно пространство для прыжков.
Я сочинила стихотворение о белочке - летяге:
У ёлки есть особый друг
Его белкой-летягой зовут.
С ветки на ветку перелетает,
Орешки и шишки в дупло собирает.


Итог проекта:
1.Выступить с данным проектом на уроке окружающего мира.
Литература:
Я познаю мир: Детская энциклопедия: животные М.: ТКО «АСТ», 1996.
Динец В. Л., Ротшильд Е. В. Звери. Энциклопедия природы России. М.: 1998.

Новое на сайте

>

Самое популярное