Домой Развитие Про маски, которые мы носим ежедневно. Почему люди носят маски

Про маски, которые мы носим ежедневно. Почему люди носят маски

Маска, личина - не вполне естественное поведение или выражение лица, скрывающее что-то нежелательное для показа.

Маска - защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

Каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук.

Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь показать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не увидят, не бойтесь, что кто-то причинит вам вред, если будете практиковаться в этом. Чем меньше масок задействовано в вашем поведении, тем она естественней и приятней для окружающих. В общении старайтесь помочь собеседнику увидеть отражение его маски, часто это может существенно улучшить ваши с ним отношения.

Маска скрывает лицо.

Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.

Маска является формой.

Две одинаковые маски рядом не живут.

Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.

Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.

Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.

Маска! Я тебя знаю!

Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.

Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу маска.

Маски снимают или меняют.

Без маски легче видеть.

Кто хочет изменится, находит средство, а кто не хочет находит причину.

Чем меньше масок, тем естественней поведение.

Коллекция масок

Выявление и анализ масок, ролей, сценариев - вещь трудная и интересная. Для начала небольшой список из коллекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Коллекция масок: "Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак", "Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик", "Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т. д.

Название маски часто совпадает с названием роли.

Личностные роли и маски

Маски сковывают и скрывают Я, личностные роли - дают свободу и развивают. При этом в процессе освоения практически любая личностная роль какое время оказывается немного чужой и мешающей маской, лишь со временем становясь удобным орудием Я или даже его естественной частью. См.→

С сайта Синтона

Общее поветрие современной психологии – советовать «стать собой». А нужно ли стремиться искать истинное я, или лучше научиться эффективно пользоваться набором масок? «Маска - неоднозначная вещь. С одной стороны - это ложь. С другой стороны – необходимость, – говорит Олег Новиков. - Наверное, важно отличать социальные, например, служебные отношения, и человеческие, личностные. Маска в социуме может быть частью ритуала, необходимостью. Маска в личностных отношениях может быть частью обмана и началом войны. Я не верю в универсальный рецепт в этой области. У маски есть неприятные особенности. Маска пристает, маску надевают часто из страха, и затем боятся снять. Маску часто принимают за свое настоящее лицо. Но маска всегда беднее. А лицо под ней, пардон, иногда портится. Нося ее постоянно, мы немного теряем себя... С другой стороны - снимая маску не вовремя, мы иногда вынуждаем людей видеть то, чего они не хотели бы видеть. Иногда показываем то, что не хотели бы показать. В любом случае, единого ответа нет. Требуется осмотрительность: и от того, кто носит маску, и от того, кто имеет с этим человеком дело». "Любой человек, когда с кем-то общается, он общается с позиции какого-то образа, - считает Игорь Незовибатько. - Я – это множество разных образов. Есть образы, которые являются адекватными в данной ситуации, полезными, и есть образы, которые являются неадекватными – неправильно примененные, или отнимающие у человека много сил и энергии, или те, которые не ведут к цели. У человека более развитого – набор образов более интересен и разнообразен, и они побогаче, поразнообразней, у менее развитого – менее разнообразен, более примитивны. Поэтому, насколько надо их открывать или нет? Скорее нужно создавать тот набор образов, который ведет к цели, не отнимает много сил и энергии, не истощает человека. Они нужны, если помогают идти к цели".

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

Создание маски - это попытка защититься, скрыть от себя и от окружающих свою базовую психологическую травму. О разновидности масок и о поведении с их носителями, расскажет Ангелина Шам - бизнес-коуч, эксперт в области психологии бизнеса

Вы замечали, что люди на работе в определенных ситуациях ведут себя непредсказуемо и неадекватно: капризно, болезненно, по-детски? К сожалению, традиционные инструменты менеджмента бессильны справиться с такой ситуацией. Человек как будто теряет контроль над захватившими его эмоциями, и вы не можете пробиться сквозь их маску, чтобы обсудить вопрос спокойно и по-деловому.

Если любому человеку задать вопрос: «Вы хотите прожить жизнь счастливо, легко и радостно?», то каждый ответит: «Да, конечно». Однако что-то постоянно препятствует этому, и люди в сотый раз выбирают страдать, бояться и чувствовать недостаточность. Причина тому – наши детские психологические травмы, ранний травматичный опыт в отношениях с родителями и близкими людьми. Надо признать, что родители не бывают идеальными. Природа еще не создала такого маму или папу, которые всегда спокойны и нежны по отношению к ребенку, находят для него необходимое время и любовь, не проявляют никаких негативных эмоций даже в самых сложных ситуациях.

Дети в детстве часто страдают от «недружелюбного» поведения своих родителей. Надо ли винить в этом родителей и жалеть детей? Отнюдь. Природой все задумано не случайно. Человек в своей жизни должен пройти определенный путь взросления своей души, чтобы стать сильной и целостной личностью. Родители как будто специально по замыслу природы «травмируют» ребенка, чтобы он научился прощению и принятию, научился ценить себя и других людей, начал жить осознанно и счастливо.

Если родительские травмы становятся слишком болезненными для ребенка, он надевает на себя психологическую защитную маску, чтобы защитить себя от травматичного опыта в будущем. Однако часто происходит так, что маска становится привычным способом реагирования человека на любые ситуации, напоминающие ему детский болезненный опыт.

1. Например, бывают люди, носящие маску-невидимку . Случалось, ли такое, что вы замечали нового сотрудника через полгода после начала его работы?

Человек-невидимка ставит само право своего существования под сомнение. Тело его обычно кажется хрупким и как будто не полностью сформированным. Такие люди на деле оказываются умными и благоразумными, но, к сожалению, не ощущают своей ценности. Причиной тому является пережитая в детстве травма ненужности и нежеланности родителями. Видимо, ребенок в детстве чувствовал, что он – лишний на этом «празднике жизни». Он учился жить с ощущением, что он – никто и ничто, это даже слышно в его словах: «Мой руководитель сказал, что я – никто в этих вопросах, мне придется уйти». Спасения невидимка ищет в уединении и боится внимания окружающих. Ему трудно быть в коллективе, принять любовь и признание тех, кто рядом.

Однажды с одним руководителем мы шли по производственному цеху его компании. Он подошел к хрупкому пареньку за компьютером, легонько похлопал его по плечу, что-то коротко сказал, и мы пошли дальше. «Что вы сейчас сделали?» – полюбопытствовала я. «Этот парень работает у нас всего две недели, но уже придумал интересную «рацуху», – сказал мой клиент. – Я хотел его поблагодарить за это, но меня предупреждали, что он болезненно стеснительный, и я не хотел его при всех травмировать». Молодец руководитель!

Совет. Если в вашем окружении работает такой человек, берегите его маску, не требуйте от него близости, открытости, публичности. Уважайте его стеснительность и желание оставаться невидимым. Тогда вы сохраните его комфорт и сможете использовать весь его интеллектуальный потенциал и работоспособность.

2. Вторая маска, с которой можно столкнуться в офисе, – это маска зависимого человека . Этот человек в детстве больно переживал одиночество. Либо кто-то из его родителей ушел из семьи, либо его надолго отправляли в лагерь или к бабушке. Его травмированный детский мозг решил, что больше он не будет отпускать от себя людей. Зависимые люди имеют слабое обвисшее тело, печальные глаза, длинные беспомощно болтающиеся руки. Яркий образ такого человека – образ Малыша из мультфильма про Карлсона: всегда грустный, одинокий, создавший себе выдуманного друга для развлечений.

В рабочих отношениях этот человек любит быть жертвой, привлекать внимание своей беспомощностью, вызывать к себе жалость; легко плачет, цепляется за людей, болезненно воспринимает критику как угрозу расставания, постоянно обращается за советами, но не следует им. Они как будто специально попадают в разные истории, чтобы привлекать к себе внимание и не чувствовать себя одинокими.

Совет. Чтобы выстраивать продуктивные рабочие отношения с «зависимым», не поддерживайте его игру, не включайтесь в его эмоциональные рассказы, не «лечите» его проблемы. В противном случае вы дадите ложные ощущения близости с вами, и это рано или поздно станет проблемой в работе. Выстраивайте с ним изначально рабочие позитивные отношения, без перехода на дружбу и интимность.

3. Третья маска – маска мазохиста . Этого человека в детстве очень стыдили и унижали. Возможно, строгая деспотичная мать вечно придиралась к ребенку и была недовольна его внешним видом, поведением, манерами. Его неокрепшей душе ничего не оставалось делать, как трансформировать унижение в любовь, отсюда и сформировался мазохистический тип личности. Как правило, толстый, неловкий, неопрятный, с прыщами и шмыгающим носом, он всем своим видом готов вызывать чувство отвращения.

Однако ему так же, как и остальным, хочется быть значимым и любимым, поэтому себе во вред он старается быть очень хорошим, взваливает на себя гору работы, проявляет ненужную заботу об окружающих. С удовольствием воспринимает критику, благодарит вас за это, как будто вы доставили ему этим удовольствие. Им легко манипулировать и использовать его, потому что собственное достоинство у него подорвано травмой, и он не чувствует личных границ, впуская туда любого и страдая от этого.

На первый взгляд кажется, что они – идеальные исполнители, безропотно взваливающие на себя любые задачи. Однако если травма сильна и маска крепка, то они это делают лишь с одной целью – провалить задачу и получить порцию наказания. Им с трудом дается личная трансформация и им трудно руководить другими людьми.

Совет. Поскольку в желании быть хорошим он готов согласиться на любую работу, не надо попадаться в эту ловушку. Дозированные задачи, частый и регулярный контроль, заслуженная похвала в случае успеха, обучающий разбор неудачи в случае провала. Ему надо создавать ощущение маленьких заслуженных побед для формирования уверенности в своих силах и ощущения истинной значимости в коллективе, а не «мальчика для битья».

4. Четвертая маска – маска контроля . Это маска силы и влияния. Выдает ее в первую очередь тело, излучающее мощь. У мужчин это – широкие красивые плечи, останавливающие взор бицепсы, выпяченная грудь. У женщин эта сила сосредоточена в области живота и бедер. Маска контроля формируется в результате детского переживания предательства со стороны родителей. Поскольку ребенок терпит от этого боль, для защиты от этих страданий он решает стать сильным, ответственным, чтобы контролировать все и всех. Контролирующий – сильная личность с активной жизненной позицией. Распространенный типаж деспотичного руководителя. Обычно такой человек убежден в своей правоте, стремится убедить в ней других, действует быстро и решительно. Легко манипулирует людьми, с трудом доверяет им. Сталкиваясь с более сильной личностью, ретируется из страха потерять контроль. Любит скорость и раздражается из-за промедления. Человек с маской контроля всегда добавит свои «пять копеек» в то, что делают другие.

Он не растит своих подчиненных, потому что держит власть полностью в своих руках и боится им делегировать большие задачи. В какой-то момент такой человек становится тормозом на пути развития себя, своей команды и бизнеса.

Совет. Эти люди стремятся в руководство и созданы для него. Однако, чем сильнее их травма, тем более уязвимы они к критике и ощущению потери контроля. Признают они только еще большую силу и большую компетентность, чем у них. Поэтому, если хотите иметь в своем окружении таких людей, надо быть для них авторитетом, иначе вы можете утонуть в силовых позиционных войнах за власть и за лидерство.

5. И, наконец, пятая психологическая маскамаска совершенства . Человек, носящий эту маску, отличается прямым, негибким, пропорциональным и идеально сложенным телом. Движения его скованные, чем выдают закрытость и сдержанность. Челюсти обычно сжаты, шея гордо выпрямлена, голос звучит громко и ровно.

Эта маска сформировалась в детстве как защита от болезненной родительской несправедливости, когда ребенок решил, что будет во всем безукоризнен. У него силен страх ошибки, он боится показаться несовершенным. Поэтому на вопрос «как дела» быстро и весело отвечает: «Прекрасно». Редко болеет, не позволяет себе слабость, кажется холодным и бесчувственным, но выглядит привлекательным. В конфликте будет отстаивать свою точку зрения до тех пор, пока его не признают правым. «Быть правым важнее, чем быть счастливым» – это про них.

Этим людям свойственно то, что в психологии называется словом «ригидность», что означает «негибкий». У них слишком крепкая собственная система убеждений и правил. Попытки их изменить или скорректировать при прямой атаке будут разбиваться об его маску. Он будет это делать из искреннего желания навести порядок и добиться справедливости. Там, где нужна гибкость мышления и пластичность поведения, они будут чувствовать свою несостоятельность. Такие люди хороши как оплот стабильности и постоянства. Их неслучайно много в науке и в религии, где невозможно отступать от существующей парадигмы.

1 -1

Вы понимаете, что у каждого есть желание быть тем, кем им бы хотелось или для того, чтоб другие думали, что такие?
В самом деле, большинство людей, которых вы когда-либо встречали не те, за кого они себя выдают. Конечно, свое имя человек в 90% времени, говорит правдиво, но характер, который он показывает, это просто фасад. Люди разработали разнообразные маски, чтобы скрыть истинные эмоции внутри.

Маски предназначены, чтобы скрыть то, что сидит внутри - настоящее звериное, зачастую это что-то слишком постыдное, и поэтому скрыто от других. Если человек обнажит эту правду, снимая маску, выставит ее на всеобщее обозрение, то в подавляющем большинстве случаев это может опозорить нас. К сожалению, тех людей, которые носят маски, я и многие другие, научились видеть сквозь них.

В этой статье я собираюсь показать вам, что скрывается за каждой маской, и для чего она предназначена.

Большинство из нас, отчасти, лицемеры в какой-то степени. Маски в действительности, некий психологический механизм защиты, который разработан с единственной целью облегчить человеку жизнь. Люди носят маски для некой ширмы, необходимой для принятия его обществом. Ведь получив отказ со стороны общества, человек может иметь очень серьезные последствия, начиная с презрения и заканчивая полным изгоем.

Но мы стали настолько зависимы от масок, которые мы используем, что скрываем свои истинные лица, даже тогда, когда этого на самом деле не нужно. С учетом сказанного, хочу вам рассказать о истинных мотивах людей, которых одевают маски и их вы вероятно, встречали. Прочитав, вы возможно, многих узнаете из тех с кем вы общаетесь. И так, начнем:

1. Неприятный
Легко определить их по хамским наклонностям, сначала говорить, потом думать. Эти люди редко, что скрывают. Они ошибочно считают, что чем громче они говорят (или более неприятно ведут себя), тем меньше шансов, что Вы сможете увидеть, как они одиноки, трусливы и малодушны на самом деле. Самые громкие люди, как правило, самые слабые. Это подобно тому, как некоторые животные (например, некоторые виды ящериц и птиц) меняют свой внешний вид, чтоб отпугнуть потенциальных хищников.

2. Довольно милые
Люди, которые очень физически очень привлекательны и используют эти качества в своих корыстных целях, на всех этапах жизни. Так как еще с детства они заметили, что их внешний вид приносит им положительные результаты в 80%, они, как правило, не развивают никаких других качеств своей личности и, таким образом остаются с пустой головой (в случае девочек принято говорить «блондинка») или безнадежно высокомерные (в случае мальчиков). И когда им отказываешь, это наносит им сокрушительный удар, потому что они не привыкли слышать слово «нет». Когда вы встречаете таких людей, то их, можно использовать, как возможность практики отказывать и говорить «нет». Тем самым Вы будете делать из них настоящих мужчин и женщин.

3. Благочестивый
Эти люди, как правило за маской, прячут две вещи:

Тот факт, что они часто имеют намного больше грехов, чем показывают.
Так же, то что они на самом деле не такие яркие (даже если они будут всем своим видом показывать и намекать на это).
Эти люди думают, что все либо черное, либо белое. Они считают, что добро и зло являются простыми условия для определения и жизни. Тем не менее, эти люди, как правило, не умнее большинства, они часто используют мистику религии, чтобы скрыть тот факт, что они на самом деле невежественны. Это для них легко, потому что религия не следует правилам логики. При встрече с такими, следует задавать только сложные вопросы. И вы сразу увидите, что они начинают извиваться, потому что их «правила» жизни не охватывают, что-нибудь на самом деле ценное.

4. Законники
Люди, которые всегда используют строгие правила, чтобы выиграть спор или защитится, они не способны самостоятельно мыслить. Они боятся людей, которые умнее их. Это потому, что умный, как бы бросает им вызов, он думает «вне их правил» - и это вырывает их зоны комфорта. Вы найдете много хороших людей, которые соответствуют этим правилам. Эти люди как правило, полагаются на других людей, которые создадут правила для них, чтобы им следовать. Без правил, они безнадежны. Они чувствуют себя более комфортно, как ведомые, чем ведущие. Они хотят, чтобы бы им сказали, что делать и что думать.

5. Драматический актер/актриса
Люди, которые любят слишком остро реагировать на все, это наиболее обманчивая маска. Эти люди могут стать профессиональные актеры, если захотят. На самом деле, многие профессиональные актеры и актрисы такие по умолчанию. Они особенно опасны, потому что они могут вызвать эмоции по команде. Хотя большинство из этих людей составляют женщины, встречаются иногда и мужчины, которые также отвечают всем требованиям. Эти люди используют для своих целей, различные выходки, крик и т.д. - в основном потому, что они любят быть в центре внимания. Они слишком остро реагируют на все, когда хотят, чтобы другие принимали их более серьезно, чем это необходимо. Совет, не обращать на них внимание, для них это величайшие оскорбление.

6. «Скрытый извращенец»
Есть два вида застенчивых людей:

Те, которые действительно, по-настоящему застенчивы
И те, для кого это временная «застенчивость».
Второй одевает маску застенчивости, чтобы скрыть тот факт, что они являются «извращенцем». Эти люди любят быть хамоватыми, неприятными, дикими - особенно в спальне, но они не хотят, чтоб об этом кто-то знал. Показная застенчивость помогает им скрыть тот факт, что почти во всем у них нет табу. «Застенчивый» фасад помогает им, чтобы отфильтровать тех, кто будет принимать таким, как они есть. За этой маской они скрываются врожденное желание быть грязной шлюхой, любят чтоб было погорячее, грубо и т.д.. Совет: Применить алкоголь. Застенчивость исчезает, как первый снег, после первого бокала. Повторить по мере необходимости.

7. Кактус
Люди, которые по жизни циники, постоянно говорят с сарказмом или едкие словечки в своих высказываниях обо всем, но на самом деле они очень одинокие, несчастные люди. Чтобы скрыть этот факт, они словами портят эмоциональную ценность всего, чтобы другие, вокруг них, тоже себя чувствовали, как они. Совет: Игнорировать их, когда они открывают рот для гадостей. Пусть считают, что то, что они говорят это важно.

8. Пассивно-агрессивный
Это люди, очень скрытны, когда они хотят о своих проблемах, они предпочитают обложить вас намеками со всех сторон, чтобы выразить свое недовольство. Суть в том, что эти люди стараются избегать открытого противостояния как можно больше. Это потому, что они на самом деле трусы, которые хотят бороться, но не имеют ни желания, ни сил, чтобы сделать это. Их легко напугать. Как таковые, они преследуют уклончивые методы ведения войны, в то же время очень корректным и невыносимо вежливы. Они полагаются на то, что вы, уважая их границы не станете конфликтовать. Лишите их этой возможности. Начините противостоять им. Если они скажут, что это глупая и детская война, просто напомните им, кто ее начал. Совет: Дать им понять, что вы открыто будете им противостоять, тем самым лишая их власти. Это будет сводить их с ума.

9. Человек, который хочет быть похожим на своего кумира
Этих людей легче всего обнаружить. Они всегда окружены предметами из жизни того, кому они поклоняются. Они жертвуют своей индивидуальность, стараясь быть похожими на своего кумира. И отсюда проблемы подражателей: Они не имеют чувства собственного достоинства. Они лояльны только к тем, кого они воспринимают как ценный источник духовного подъема - поэтому их лояльность условна. Сказать такому человеку, что он «подражатель», очень сильно их ранит, это самое больное место. Но зачем останавливаться? Сейте семена сомнения. Что он не так хорош и т.д.. и вся суть его проявиться.

10. Беспокойный Комик
Как бы странно это ни звучало, это люди, которые любят, заставлять других смеяться (особенно за счет тех, кто рядом) тем самым пытаются перенаправить внимание от собственной ненадежности. Они надеются, что, когда смешно, то внимание остальных занято, что это уменьшает вероятность того, что их недостатки (в большинстве своем мнимые) останутся незамеченным. Иногда это происходит от того, что они чувствуют скованность и нервозность. Про себя они они рассуждают, что если все смеются, то это решит вопрос в любой критичной ситуации. Хотя часто есть такие ситуации, которые не требуют юмора. Эти люди относительно безвредны. Совет: подружится и дать им уверенность в себе. А для тех, кто использует свой юмор, чтоб обидеть других, используйте переключение внимания на них самих. И сохраняя внимание, сосредоточенное на них, будет убивать в них уверенность в себе. Они будут взрываться под тяжестью собственной неуверенности. У комиков, как правило работает правое полушарие мозга и отсюда «нечеткая логика», поэтому легко убить их харизму.

11. «Гуру»
Они просто знаю много по мелочи, о многих разрозненных фактах - но редко их информация, имеет какое-либо полезное значение. Они выставляют напоказ свои экспертные мнения, чтобы заслужить уважение своих коллег. Это обычно работает, потому что окружение, как правило, люди, которые находятся на том же уровне. Этих людей можно назвать - одноглазые, которые живут в стране слепых. Так как они хорошо оперируют различными знаниями то, как правило, всегда на шаг впереди. Они не боятся быть пойманными, потому что, опять же, их аудитория это те, которые редко глубоко вникают в суть вопроса. «Гуру» пребывают таковыми, до тех пор, пока не появится кто-то, достаточно умный, чтобы раскусить их блеф. Вот тогда, реальный трус и выходит. Единственное оружие, которое есть у них, уверенность в себе. Если Вы при людно докажете, что вы знаете противоположное, его утверждениям, что он лжец, тогда стыд и чувство вины раздавит его.

12. Хвастливые
Люди, которые любят хвастаться, эта маска очень небезопасна. Они, как правило, настолько привыкли к бахвальству, что наступает время, в их жизни, когда эта маска становится второй натурой. Большинство из их бахвальства, ложно - эта ложь предназначена, для покрытия тех недостатков в жизни, за которые им ужасно стыдно. Хвастливых людей, на самом деле, довольно жалко. При общении с ними, нет конца тому, что байки, которые вы слышите не придуманы им сейчас. Если вы хотите, весело провести с ними время, открыто при всех говорите, что они всё придумали. Сказать открыто, что вы знаете о том, что они врут, при этом ничего не доказывая. Вы сразу увидите на лице хвастуна, как он начнет извиваться, менять свою историю, и т.д..

13. Интеллектуальная маска
Интеллектуалы на самом деле очень застенчивые люди, поэтому прячутся за свой ум. Интеллектуалы, как правило, ужасно боятся отказа. Поэтому, они не любят риска и часто пребывают в надежде, быть приглашенным на свидание, а не играют роль инициатора. Часто эти люди любят задавать риторические вопросы в попытке запутать своего собеседника в споре. Просто напоминайте им, что задавать вопрос, на который они не готовы сами ответить бессмысленно. Это вызовет мелкий шок и трепет, тем самым поможет свести дискуссию к концу.

14. Бюрократический
Люди, которые любят усложнять вопросы на самом деле очень незначительные люди, которые пытаются состоятся и обрести чувство собственного достоинства, создавая волокиту, из ничего. Бюрократические люди не уверены в своих достижениях в жизни. Это потому, что в глубине души они знают, что их актуальность временна и может изменится. Чиновники часто думают, что значение прямо пропорционально размеру и сложности - что заблуждение, это и определяет их весьма некорректное поведение. Сказать им нет, четко и без возражений, это заставит их чувствовать себя бессильными.

15. Ваши друзья
Многие из ваших друзей подружился с вами, только из-за того, что вы приносите им пользу. Вы должны знать, что дружба, как сделка - это означает, что есть взаимосвязь получения и отдачи. Как только внутренняя стоимость уменьшается, дружба заканчивается. Даже те друзья, которые были с вами в трудные времена - они дружат потому, что, и вы даете им чувство, что вы поступите так же. Никто ничего не делает бесплатно.

Вывод
Теперь, когда вы понимаете, что большинство, кого вы знаете, носили маски, все это время.Так же Вы сами, теперь можете определить тип своей маски. Да, вы! Ваша маска говорит о том, что вы пытаетесь скрыть. Какая из этих 15 масок, подходит Вам? Если вы думаете, что не одна из них, то вы, вероятно, относитесь более чем к одной. Далее, когда вы поймете природу своей собственной маски, вы сможете познакомиться с новыми людьми, и узнать природу своего страха. Узнав природу своего страха, то вы сможете понять, как его преодолеть. После того как вы это сделаете, умы человечества у Ваших ног и ты король мира.(psihiya.ru)

Новое на сайте

>

Самое популярное