Домой Психосоматика Анализ урока конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт

Анализ урока конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт

Презентация по обществознанию "Конфликты в межличностных отношениях " предназначена для учителей и учащихся 6 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2 . Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 6 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях. Урок-презентация по обществознанию, 6 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 6 класс

Урок № 20-21

Конфликты в межличностных отношениях

Д.З.: § 9, ?? (с.82), задания (с.82-83)

© В. Галахова, студент-практикант,

А.И. Колмаков, руководитель практики


Цели урока

  • Показать роль конфликтов в межличностных отношениях;
  • Подвести учащихся к пониманию вариантов урегулирования межличностных конфликтов и основ неконфликтного поведения.
  • помочь учащимся , опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
  • воспитывать у учащихся грамотное неконфликтное поведение в обществе в целом и межличностных отношениях в частности

Универсальные учебные действия

  • Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
  • Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.
  • Объяснять , в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.
  • Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Понятия, термины

  • конфликт, межличностный конфликт;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • избегание конфликта;
  • приспособление;
  • подчинение;
  • прерывание конфликтных действий;
  • интеграция;
  • нетерпимость.

Изучение нового материала

  • Межличностные конфликты, причины их возникновения.
  • Агрессивное поведение.
  • Конструктивное разрешение конфликта.
  • Как победить обиду и установить контакт.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Какие правила общения тебе известны? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

Обсудим вместе!


1. Межличностные конфликты, причины их возникновения.

Конфликт – столкновение мнений, интересов.

Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников

СТАДИИ КОНФЛИКТА

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:

  • Противоположные желания и интересы;
  • Смысловые барьеры в общении;
  • Различия, связанные с положением в обществе;
  • Эмоциональное состояние;
  • Различные представления о правилах или нормах поведения.

Путешествие в прошлое (с.78)

Как вы относитесь к действиям Петра Первого? Как отпечатки военных событий повлияли на поведение императора? Жестоко ли поступил царь по отношению к своему сыну Алексею?


Картинная галерея (учебник, с.79)

(Н.Н. Ге (1831-1894).Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

1871 г. ГРМ



2. Агрессивное поведение.

(агрессивное)



Выполни задание!

Соотнеси слова и ситуации!

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление


Выполни задание!

Соотнеси слова и ситуации!

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление


4. Как победить обиду и установить контакт.

Гляжу с высоты на обиду, Теряю обиду из виду.

В. Берестов


Проверь себя

  • Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.
  • Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них считаете самой лучшей? Почему?
  • Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6.

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество

Обществознание 6 класс

Урок 20

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

Методы и формы обучения:

Методы: технология формирования ууд, икт технология, технология проблемного диалога, кейс-технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный,

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

    Понятие «конфликт».

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Дети демонстрирует сценку «Новенький» (выпуск №4 киножурнала «Ералаш»)

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают сценку

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно, могут

Изучение нового материала

Работа с одаренными детьми

(индивидуальное

домашнее задание поискового характера )

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником

Физминутка

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А теперь ребята, я вам предлагаю послушать о том, что такое социальный конфликт

-?Ребята, как вы поняли, кого называют субъектами конфликта?

А теперь давайте, посмотрим внимательно на картину Федора Павловича Решетникова «Поймали нарушителя»1950 г.Федор Павлович Решетников вам знаком по картине «Опять двойка».

По каким признакам мы можем достоверно судить, что перед нами конфликт?

- Как ведут себя герои ?

Какие субъекты конфликта здесь изображены

(задание для одаренных детей)

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецируется эталон ответа на экран

Разногласия между людьми

Выписывают определение

Ответ учащихся о том, что такое социальный конфликт, субъекты конфликта

Учащиеся слушают

Участники конфликта

Один из мальчиков готовиться к драке

Нарушителю -скорее всего стыдно; кто-то пытается понять причину такого поведения мальчика, некоторые ребята продолжают работать

Свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом),посредники(люди, которые пытаются предотвратить конфликт)подстрекатели(те, кто подталкивают к конфликту)

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Физминутку проводит один из учащихся:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Первичное осмысление и закрепление

Настало время вспомнить нашу сценку в начале урока. Давайте попробуем разобрать ее на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей с 76

Какова причина конфликта?

Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Неконструктивный

Прерывание конфликта

(Различия, связанные с положением в обществе)

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Для одаренных детей:

приложение

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Таблица «Этапы конфликтной ситуации» (для презентации)

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Осознание конфликта. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта: Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

инцидент.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

3.Проявление конфликтного поведения. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра

4.Углубление конфликта

4.Углубление конфликта . На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Разрешение конфликта. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.


Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликт – противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон. Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.




ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречий недовольство недовольство разногласие противоречие размолвка раздор разногласие противоречие размолвка раздор перебранка перебранка стычка стычка ссора ссора скандал скандал вражда вражда война война По проблемно-деятельностному типу управленческие управленческие педагогические педагогические экономические экономические политические политические творческие творческие


Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; личностных качеств; межличностных отношений; межличностных отношений; знаний, умений, способностей; знаний, умений, способностей; функций управления; функций управления; средств, методов деятельности; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания: интерпретации информации; понимания: интерпретации информации; оценок и самооценок. оценок и самооценок.


Структура конфликта Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Объект конфликта Объект конфликта Участники конфликта Участники конфликта Инцидент Инцидент Стороны конфликта Условия протекания конфликта Образы конфликтных ситуаций Возможные действия участников конфликта Исход конфликтных действий




Поведение личности в конфликте Основные стили поведения Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия Характеристика и анализ Избегание(уход) уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами Конкуренция (соперничество) стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других Приспособление пренебрежение собственными интересами ради других Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта Компромисс соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» В. Избегание 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Д. Конкуренция 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» Г. Приспособление 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» А. Компромисс 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Б. Сотрудничество






Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела. 4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента. 5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 6. Недопущение при деловом общении спора. 7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника). 8. Уважительная манера разговора.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную причину возникновения конфликта. 5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта. 6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении. 7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.


Несколько правил разрешения конфликта: Конфликтуйте не спеша Конфликтуйте не спеша Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Не конфликтуйте по пустякам. Не конфликтуйте по пустякам.


Правила высоконравственного поведения и общения: Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Дайте людям ощутить свою значимость. Дайте людям ощутить свою значимость. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

Cлайд 1

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

Cлайд 2

Cлайд 3

СТАДИИ КОНФЛИКТА Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Cлайд 4

Cлайд 5

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение. конфликты конструктивные неконструктивные

Cлайд 6

интеграция Варианты разрешения конфликта Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

Cлайд 7

Задание на дом: § 9 прочитать, ответить на вопросы. Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.

Cлайд 8

Работа в группах. Заполнить таблицу. Этап конфликта Варианты поведения и характеристика

Cлайд 9

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…” эмоциональное состояние Причина конфликта? 1

Cлайд 10

различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная сказка Причина конфликта? 2

Cлайд 11

Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка Причина конфликта? 3

Cлайд 12

Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Стратегия поведения 4

Cлайд 13

поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…” Стратегия поведения 5

Cлайд 14

В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Стратегия поведения компромисс 6

Cлайд 15

Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. Сотрудничество Стратегия поведения 7

Cлайд 16

Разрешение конфликта «Худой мир лучше доброй ссоры» «С глаз долой, из сердца вон» «Сядем рядком, да поговорим ладком» компромисс интеграция прерывание конфликта 8

Cлайд 17

Кто конфликтует? Из-за чего конфликт? Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и себе причины конфликта) Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом) Изменения в процессе развития отношений. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось) Что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта?

Cлайд 18

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

Cлайд 19

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 1) причина 3) инцидент 2) осознание 4) посредничество Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Cлайд 20

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Cлайд 21

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.

Новое на сайте

>

Самое популярное