Домой Игры Обоснованная теория исследование. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б

Обоснованная теория исследование. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б

Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...

Метод "Обоснованной теории " (Grounded Theory) как метод качественного анализа данных текстовых данных

Эссе

Список использованной литературы. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Виа, 1998. - 367 с. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. - М.: УРСС, 2001. - 256 с. Толстова Ю. Н., Масленников Е. В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле...

Список литературы

  1. Семенова В. В. Качественные методы : введение в гуманистическую социологию. - М.: Виа, 1998. - 367 с.
  2. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования . Обоснованная теория. Процедуры и техники. - М.: УРСС, 2001. - 256 с
  3. Толстова Ю. Н., Масленников Е. В. Качественная и количественная стратегии : эмпирическое исследование как измерение в широком смысле //Социс - 2000. - № 10. - С.23−41.
  4. Цуканова Е. А. Качественные методы в гуманитарных науках // Глубинная психология. - 2007. - № 2. - С. 34−47.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Важнейшее методологическое значение обрела катастрофная типологизация. Основания ее многомерны. В частности, по объектам катастрофического развития и степени его социальности, т. е. причинной вовлеченности общественных отношений и взаимодействий, выделяются пять типов катастроф: природные (землетрясения, извержения вулканов, засухи), экологические (гибель определенных видов экосистем)...

Зміна характеру антиколоніальної ідеології позначилася в перші повоєнні місяці. У жовтні 1945 р. в Манчестері відбувся V Панафриканський конгрес. Він знаменував собою настання якісно нового етапу в боротьбі африканських народів. Африку представляло незмірно більше країн і організацій, ніж на попередніх конгресах. Серед 200 учасників були Кваме Нкрума, Джомо Кеніата, Хастінгс Банда - згодом...

Курсовая

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составлял 5641 рубля. С 1 апреля 2013 года страховая часть пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будет дополнительно увеличена на 3,3 процента. Указанные виды пенсий ежегодно индексируются...

Подготовка и переподготовка кадров как экономическая функция образования. Образование - это социальная подсистема, которая обладает своеобразной структурой. В качестве ее основополагающих компонентов выделяются многочисленные учреждения учебно-воспитательного типа, социальные общности, которые представлены педагогами и учащимися, а также учебный процесс. Образование - «активное зеркало общества»...

Здравомыслова Е., Гегемонная маскулинность: Автобиография героя и комментарии // www.cisr.ru. Здравомыслова Е., Темкина А., Российская трансформация и сексуальная жизнь // www.cisr.ru. Краснова В., Золотая рыбка - снаружи и изнутри // www.expert.ru. Мещеркина Е. Ю., Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 15 - 25. Москаленко Л., Это не обычный...

В зависимости от того, насколько удалось сторонам разрешить имевшиеся противоречия, можно говорить о частичной или полной нормализации отношений. Так, после Второй мировой войны прошло уже более 60 лет, но между Россией и Япония до сих пор нет всеобъемлющего мирного договора, так как Япония имеет к России претензии по поводу четырёх островов Курильской гряды. Поэтому данную послеконфликтную...

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным...

В отечественной науке дается следующее определение трудового конфликта: «обострение противоречий в трудовой сфере, обусловленное противоположностью или существенным различием интересов субъектов трудовых отношений и предполагающее активные действия обеих сторон в свою защиту». И.М. Козина в теоретико-прикладном словаре «Социология труда» выделяет в коллективных конфликтах три уровня: Формы...

Как представляется, в любой культуре происходит глокализация. Процесс глокализации заключается в следующем: по мере расширения контактов с внешним миром и западной культурой акцент все более смещается на «локальную» составляющую, чем на «глобальную». Западноевропейские культурные символы на территории определенной страны, региона или местности не являются унифицирующим началом, они не просто...

На фоне происходящих в российской среде негативных явлений, по мнению Г. М. Заболотной, формируется климат общественного недоверия, индикаторами которого являются: массовая эмиграция, «бегство» капиталов, «долларизация» страны (выражение недоверия к национальной валюте), самоизоляция в закрытом мире семьи или каких-либо других узких групп- в сфере вертикальных политических взаимоотношений...

Подобная динамика свидетельствует о том, что процесс формирования российского среднего класса еще продолжается. Часть представителей периферии среднего класса то входит в его состав, оказываясь в ближней периферии, то выпадает из него, переходя в дальнюю периферию. При этом колебания численности среднего класса в 2008-2010 гг. были связаны, прежде всего, с тем, что в кризисный 2009 г. у россиян...

Иван Владимирович Забаев


Ссылка при цитировании

Забаев И. В. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б. Глезера // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2011. № 32. C. 124-142.

Аннотация

В статье рассматриваются основные методические приемы обоснованной теории (grounded theory ) в версии Б. Глезера. Таковыми являются использование категории «процесса» и поиск его стадий, теоретическая выборка, метод постоянных сравнений, теоретическое и субстантивное кодирование. Использование методических приемов обоснованной теории демонстрируется на примере исследования, посвященного изучению мотивации репродуктивного поведения в современной России.


Ключевые слова

обоснованная теория (grounded theory); Б. Глезер; теоретическое и субстанциональное кодирование; метод постоянных сравнений; теоретическая выборка


Литература

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.

Васильева Т. Обоснованная теория в поле качественного исследования // Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001. С. 225–250.

Рогозин Д. Ситуационный анализ по Адель Кларке // Человек. 2007. № 1. C. 38–48.

Glaser B.G. Theoretical Sensitivity: Advances in the Methodology of Grounded Theory. Mill Valley (CA): Sociology Press, 1978.

Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2006.

Забаев И. Образ ребенка у жителей российских мегаполисов: по материалам биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Интер. 2009. № 5. С. 40–56.

Забаев И. «Своя жизнь», образование, деторождение: мотивация репродуктивного поведения в современной России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. №3 (105). С. 87–97.

Забаев И. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения: обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Демоскоп Weekly. 2010. 13-31 дек. № 447-448 . URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/ analit03.php (дата обращения: 23.02.2011).

Clarke A. Situational Analysis: Grounded Theory after the Postmodern Turn. Thousand Oaks (CA): Sage, 2005.

Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. New York: Aldine, 1967.

Lasarsfeld P. Problems in Methodology // Sociology today / Ed. by R. Merton et all. N.Y.: Basic Books, 1959. P. 47–67.

Lasarsfeld P. Evidence and Inference in Social Research // Daedalus LXXXVII. 1958. P. 100–109.

Examples of Grounded Theory: a Reader / Ed. by B. Glaser. Mill Valley: Sociology Press, 1993.

Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского; Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. М.: Аспект- пресс, 1999.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

Hall P., Taylor R. Political Science and the Three New Institutionalisms // MPIFG Discussion Paper 96/6. 1996 . URL: http://www.mpi-fg-koeln.mpg. de/pu/mpifg_dp/dp96-6.pdf (дата обращения: 29.11.2010).

The New Institutionalism in Sociology / Ed. by M. Brinton, V. Nee. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1998.

Maxwell J.A. Using Qualitative Methods for Causal Explanation // Field Methods. 2004. Vol. 16. No. 3. P. 243–264.

The Grounded Theory Seminar Reader / Ed. by B. Glaser, J. Holton. Mill Valley (CA): Sociology Press, 2007.

Приводится по: Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: Интегративно-эклектический подход.

Минск: Бестпринт, 2000.

Подход с позиций обоснованной теории формируется в 1960-е годы как следствие развернувшихся дебатов по проблеме количественных и качественных методов. Как специальное понятие термин был введен социологами Гласером и Строссом (B . Glaser , A . Strauss , 1967). Они избрали термин «обоснованная теория» для выражения идеи о теории, основанной на проверке качественных данных полученных в конкретных условиях, например, не структурированных данных интервью, включенного наблюдения и архивных исследований. N . Pidgeon и K . Henwood подчеркивают: «подход представляет собой попытку поиска средств противодействия позитивизму, ориентированному на подтверждение предсуществующих теорий, имеющих слабое отношение к конкретной исследовательской области и к описаниям реальности, воспринимаемой самими участниками исследования» (1998, c . 253-254).

Сегодня понятие «обоснованная теория» используется в широком спектре контекстов, в частности, по отношению к исследовательской методологии Гласера (B . Glaser ) и Стросса (A . Strauss ) системного анализа неструктурированных качественных данных. По своей сущности подход является скорее качественным, хотя и предполагает некоторые элементы количественной обработки данных. Принадлежность к качественному подходу проявляется в его «приверженности представлениям локальной контекстуальной теории; изучению значений во всей их комплексности и контекстах и заинтересованности в рефлексии конструкций мира участников исследования» (там же, c . 254).

Подход с позиций обоснованной теории направлен, прежде всего, на преодоление закрепощающего и искажающего влияния предсуществующих теорий, задающих схемы проведения исследований, сбора и интерпретации данных и, тем самым, отдаляющих исследователя от той реальности, которая, собственно говоря, присутствует в действительности. Предсуществующая теория как бы направляет поиск не на выявление особенностей и уникальности изучаемого феномена, а на подтверждение или не подтверждение теоретически обоснованной гипотезы, что, в конечном итоге, и приводит к различного рода искажениям.

Подход обоснованной теории реализуется в рамках метафоры «открытия» в противовес метафоре «существования», используемой в классическом позитивистском исследовании и представляет собой результат постоянного взаимообмена между данными и исследовательскими концептуализациями, между идеями и жизненным опытом исследователя.

Как отмечают Пиджеон и Хенвуд, «ценность подхода обоснованной теории заключается в том, что он предлагает ряд процедур, способствующих оперированию субъективностью (и особенно творчеством и интерпретациями исследователя) в процессе анализа качественных данных. Общая схема реализации подхода с позиций обоснованной теории представлена на схеме.

Этапы обоснованного подхода .


В связи с вышеизложенным важно отметить, что введение процедур оперирования субъективностью не должно пониматься как наличие стандартных процедур и правил достижения истины. Скорее они представляют собой пути внедрения в практику требования необходимости активного вовлечения в детализированный анализ собственного исследовательского материала в целях стимулирования и организации исследуемых материалов» (Pidgeon , Henwood , 1998, c . 255).

Основной целью реализации обоснованного подхода является продвижение от неструктурированных данных к ряду теоретических кодов, концептов и интерпретаций.

Пандит (N .R . Pandit , 1996) предлагает подробное описание процесса пяти аналитических фаз (не обязательно последовательных) построения обоснованной теории: организация исследования; сбор данных, упорядочивание данных, анализ данных, теоретический анализ. Данные фазы сопровождаются соответствующими исследовательскими процедурами и предполагают оценку по критериям: конструктной валидности; внутренней валидности; внешней валидности и надежности. Конструктная валидность обеспечивается четко определенными операциональными процедурами. Внутренняя валидность обеспечивается установлением причинных отношений. Внешняя валидность предполагает четкое определение области, на которую могут быть генерализованы результаты исследования. Наконец, надежность предполагает возможность подтверждения полученных результатов [там же, с. 2]. Общая схема построения обоснованной теории представлена в таблице.

Процесс построения обоснованной теории (Pandit , 1996, c . 3-4).

Активность

Логические основания

Фаза организации исследования

Шаг 1. Обзор литера-туры.

Определение вопро-сов для исследования.

Определение априор-ных конструктов.

Направления исследования.

Шаг 2. Отбор случаев.

Теоретическое (не случайное) определение выборки.

Фокусирование на теоретически полезных случаях.

Фаза сбора данных

Шаг 3. Разработка строгих протоколов сбора данных.

Создание базы данные исследования случаев.

Используются множественные методы сбора данных.

Качественные и количественные методы.

Повышает надежность. Повышает конструктную валидность.

Укрепляет обоснование теории посредством триангуляции. Повышает внутреннюю валидностью.

Синергетический взгляд на изучаемое .

Шаг 4. Вход в область.

Пересечение сбора и анализа данных.

Гибкие и альтернативные методы сбора данных.

Ускоряет анализ и привносит полезные регулятивы в сбор данных.

Позволяет исследователю принимать преимущества определенных тем и характеристики уникальных случаев.

Фаза упорядочивания данных

Шаг 5. Упорядочивание данных.

Хронологическое размещение событий.

Способствует более легкому анализу данных. Позволяет контролировать процесс.

Фаза анализа данных

Шаг 6. Анализ данных в отношении первого случая

Использование открытого кодирования.

Использование осевого кодирования.

Использование избирательного кодирования.

Все формы кодирования способствуют внутренней валидности.

Шаг 7. Теоретическая выборка.

Литературное и теоретическое подтверждение через все изучаемые случаи (возвращение ко второму шагу до момента насыщения теории).

Подтверждает, расширяет и уточняет теоретические построения.

Шаг 8. Способствование завершению.

Теоретическое насыщение при наличии возможностей

Приводит к завершению теории при минимальном количестве крайних случаев.

Фаза сопоставления с литературными данными

Шаг 9. Сравнение построенной теории с даннымипрофильной литературы

Сопоставление с альтернативными подходами.

Сопоставление со сходными подходами.

Улучшает определенность конструктов и на этой основе внутренней валидности.

Также повышает внешнюю валидность посредством установления областей, на которые могут быть генерализованы результаты исследования.

Подход с позиций обоснованной теории предоставляет чрезвычайно широкие возможности для построения теорий, во-первых, наиболее близко и полно отражающих своеобразие реальной феноменологии социального бытия личности и ее окружения, во-вторых, способствует освобождению от давления стереотипов и рамок предшествующих теорий, в-третьих, способствует повышению конструктной, внутренней и внешней валидности результатов исследования. В то же время реализация подхода на практике сопряжена с рядом сложностей, отмечаемых Пандитом: временная затратность; долгие периоды неопределенности; неполнота данных; экономическая дороговизна (Pandit , 1996, c . 13). Этот же автор отмечает, что успешная реализация подхода связана с наличием определенных исследовательских качеств и навыков. «В особенности, компетентности, творческности, и жизненного опыта (как в проведении исследований, так и исследуемом контексте)» (там же).

Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса оценки подхода с позиций обоснованной теории. Традиционно в качестве критериев оценки теории (их анализ был представлен в третьей главе) выдвигаются валидность, надежность, экономичность, эмпирические подтверждения, внутреннее соответствие и генерализуемость. Тем не менее ряд авторов придерживается позиции, что по отношению к обоснованной теории «не существует методологических критериев, гарантирующих абсолютную точность исследований (как количественных так и качественных)» (Pidgeon , Henwood , 1998, c . 269). По мнению этих авторов речь скорее должна идти о некоторых практических рекомендациях, способствующих прогрессу в познании исследуемой области. Среди этих критериев определяются: близость к данным; интегрированность теории на различных уровнях абстракции; рефлексивность; документирование; анализ теоретической выборки и негативных случаев; чувствительность к реальности участников исследования (респондентная валидность); прозрачность; убедительность.

Представленный обзор двух исследовательских методологий, представляющих попытку решения проблему адекватности психологического изучения реальности феноменологии социального бытия личности и ее окружения конечно же не исчерпывает всего проблемного поля. По-прежнему поиски и дебаты скорее имеют место в рамках дихотомии –л учше – хуже. Не затрагивается и другой, не менее фундаментальный аспект – применимости той или иной исследовательской методологии к качественным характеристикам изучаемой реальности или природы человека (биологической, символической, рефлексивной). Попытка решения этой проблемы предпринята в нашем подходе интегративной эклектики путем триангуляции, описание которого представлено в следующем разделе.

История метода. Стратегия анализа данных Б. Глезера и А. Страуса. Технологическая и техническая строгость данных. «Теоретическая» выборка. Три этапа создания обоснованной теории (индукция, дедукция и верификация). Цель и значение обоснованной теории.

Раздел 5. Критерии качества социологического измерения.

Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения. Общие представления о метрологии. Её основные понятия. Отсутствие однозначной терминологии. Разные смыслы терминов: правильность, устойчивость, обоснованность, валидность, достоверность, адекватность, надёжность, точность, воспроизводимость, ошибка измерения, единичная измерения, квазиошибка, качество данных. Возможность и необходимость конструктивной проверки ряда свойств измерения. Специфика использования метрологических понятий в социологии. Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений.

а) основная литература:

1.Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Изучение связей. М., 1991.

2.Анализ документов в социологическом исследовании: Сб. статей. М., 1985.

3.Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод. Пособие. М., 1985. Вып.1,2

4.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник. М., 1995

5.Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

6.Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

7.Воронов Ю.П. Районированные выборки в социологии. Новосибирск, 1970.

8.Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социол. Исслед. 1990. №1.

10. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Самара: Изд. Самарского университета, 2002.

11. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

12. Девятко И.Ф. “Вспомогательные теории измерения” в американской эмпирической социологии // Социол. Исслед. 1990. №9.

13. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 1998. С. 20-44.

14. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.,Институт социологии РАН. 1996.

15. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

16. Качанов Ю.Л., Горбачев О.Г. Метод построения представительной выборки по оценкам моментов до второго порядка при наличии ограничений на стоимость измерений. М.,1990.

17. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1987.

18. Логика социологического исследования. М., 1987.

19. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных / Отв. Ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М., 1994

20. Методы сбора информации в социологических исследования. В 2-х кн. / Отв. Ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.,1990.

21. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. М., 1983.

22. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып.1-2 / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. М., 1973.

23. Миркин В.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980.

24. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.

25. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1983.

26. Основы прикладной социологии: Учеб. Для вузов. Т.!-2 / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

27. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

28. Паниотто В.И. Качество социологической информации: методы оценки и процедура обеспечения. Киев, 1986.

29. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологических исследованиях // Социол. исслед. 1974. №2.

30. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван,1985.

31. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1984.

32. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: (Введение): Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Nota Bene, 1999. - 223 с.

33. Тихомиров Н.П. Математические методы в социологии. М., 1983.

34. Толстова Ю.Н. Теория измерений в социологии. М., 1989.

Б) дополнительная литература:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982

2. Алашеев С. О любви особого рода и специфике советского производства. Социологический журнал, 1997. № ½.

3. Анурин В.Ф. (1993) Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // СОЦИС. №4. С. 87-97

4. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект пресс, 1996.

5. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. №4.

6. Бахтиаров А. (1903) Очерки с натуры. СПб.: Изд. Ф.И. Митюрникова

7. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.

8. Белановский С.А. (1993) Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука

10. Берто. Д. (1997) Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии. В.: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В.М.

11. Биологический метод в социологии: история, методология, практика / Редкол.: Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семенова. М.,1995.

12. Борисов В. Ночное домино на Октябрьской площади. М., РОССПЭН, 1999. С. 234-271.

13. Бродель Ф. (1988) Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М.: Прогресс. Е.2

14. Буравой М. Углубленное case study: между позитивом и постмодернизмом //Рубеж. № 10-11, 1997.

15. Воронкова и Е.А. Здравомысливой. СПб.:ЦНСИ. Труды. 5. С. 14-23

16. Вагин В. (1995) Российское городское провинциальное жизнеустройство // Вестник Псковского Вольного Университета. № 4-6. С. 31-34

17. Вагин В. (1997) Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. №4. С. 53-88

18. Васильева. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. М., Институт Социологии РАН, 1996.

20. Вебер М. (1990) Основные социологические понятия. В: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 602-643

21. Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. 2000, №8.

22. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники // Социологический журнал 1998.

23. Виноградский В.Г. Как определять и наблюдать факты неформальной экономики домохозяйств // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Самара, 2000.

24. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: проблемы методологии и методики. Киев, 1974.

25. Вольтская Т. (1996) “…И каждый вечер за шлагбаумами…” (интервью с Е.С. Фрикен). Невское время, 10 августа

26. Временные технические правила и нормы планировки и застройки территории для индивидуалбного и частного строительства в городах, рабочих и дачных поселках Московской области. Москва, 1940.

27. Гирц К. (1997) “Насыщенное описание” в поисках интерпретативной теории культуры. В: Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга. Т.1. С. 171-200

28. Головизинв М.В. Фотография в социологическом исследовании // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях (Материалы летней школы). Самара, 2000.

30. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. 1995, №1.

31. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Самара: Изд. Самарского университета, 2002.

32. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц

34. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью // Социология – 4М, Т. 1.

35. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма-Информ, 1999.

36. Исупова О.Г. Различные подходы к анализу текстов и возможность их применения в социологических исследованиях // Методология и методы социологических исследований. Программа магистерского обучения. М., 1996.

37. Кайзер М. (2000) Неформальный сектор торговли в Узбекистане // Социология и социальная антропология. №2. С.109-138

38. Кандиоти Д. (1999) Пол в неформальной экономике: проблемы и направления анализа. В: Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. С. 356-370

39. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группы / Пер. с англ. Барнаул, 1995.

40. Качественные методы в социологии // Социология. Учеб. Пособие. Изд-во Казанского университета, 2001. С. 134-153.

41. Климова С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи // СОЦИС. №8. С. 90-97

42. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // СОЦИС, 2000. №10.

43. Ковалев Е. (1999) Взаимосвязи типа “патрон-клиент” в российской экономике. В.: Неформальная экономика… С.125-137

44. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., ЛОГОС, 1999. С. 79-92.

45. Козина И.Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С.177-189.

46. Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология 4М: методология, методы, математические модели. № 5-6. С. 65-90. 1995.

47. Козлова Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Социологос, 1996.

48. Козлова Н., Смирнова Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // СОЦИС, 1995.

49. Комаров М.С. (1990) Размышления о предмете и перспективах социологии // СОЦИС. №11. С. 33-43

50. Косалс С. (1998) Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики.№10. С. 59-80

51. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. (1992) Качественная и количественная информация в социологии // СОЦИС. №8. С. 72-78

52. Лотман Ю.М. (1994) Введение: быт и культура. В: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство. С. 5-16

53. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы // Социология – 4М. 1995. Т. 5-6.

54. Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Материалы Летней Школы: 23 июля – 2 августа 2000 года. Самара, 2000.

55. Меренков А.В. (1992) Политические стереотипы студенчества // СОЦИС. №8. С. 84-90

56. Мид Д. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Изд. МГУ, 1994.

57. Ньюман Л.В. Способы кодирования и анализа качественных данных (пер. Малышевой М.М.) / В сб. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85

58. Общественное мнение (1993): стратегия массовых опросов (“круглый стол”) // СОЦИС. №6. С. 31-36

59. Оганесян М.Р. (1992) Феномен “запятнанной репутации” у несовершеннолетних правонарушителей // СОЦИС. №8. С. 97-101

60. Павленок П.Д. (2003) О понятийно-категориальном аппарате социологии // СОЦИС. №4. С. 19-25

61. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Отношение к объекту исследования и условия его принятия научным сообществом. 1996.

62. Розин В.М. Контекстное полифоническое мышление – перспектива 21 века.

63. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы “социальной этнографии” // Социологический журнал. 1996. № ¾.

64. Романов П.В. Социальная антропология организаций. Учебное пособие. Саратов, 1999. С. 88-99.

65. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента. Саратов, 2000.

66. Русс Й.П. (1997) Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии. В: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ… С. 7-14

67. Семенова В.В. Биографии и общество: в поисках социального в индивидуальном // Социологические Чтения, вып. 1. М., 1996.

68. Семенова В.В. (1998) Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Москва: Добросвет.

69. Скотт Дж (1999) Моральная экономика деревни. В: Неформальная экономика… С. 541-544

70. Смелзер Н. (1994) Социология. М.: Феникс

71. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

72. Степнова Л.А. (1992) Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // СОЦИС. №8. С. 65-72

73. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., УРСС, 2001.

74. Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт // Общественные науки и современность. №6. С. 20-35

75. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии, № ½. 1993.

76. Уайт Л. (1997) Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга. Т.1. С.314-340

77. Худенко А.В. (1993) Повседневность в лабиринте рациональности // СОЦИС. №4. С. 67-75

78. Шанин Т. (1999) Эксполярные структуры и неформальная экономика. В: Неформальная экономика… С.11-32

79. Шварц Г. Выборочный метод. М.,1978.

80. Шмелев Г. (1997) Лучший способ прожить без зарплаты – заняться садом и огородом// Известия, 6 марта

81. Шрадер Х. (1999) Экономическая антропология. СПб.: Петербургское Востоковедение

82. Щепанская Т.Б. (1996) Сокровенное матертнство. В6 Эротика и секс в традиционной культуре / Сост. А.Л. Топорков. СПб.: Ладомир. С. 395-443

83. Этический кодекс социолога // Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Издательство “Самарский университет”, 1995.

84. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках. Самара, изд. СаГа, 1998.

5. Вопросы зачёта.

  1. Что такое измерение?
  2. Понятие признака и проблема его измерения. Неадекватность традиционной интерпретации значений признака.
  3. Понятие латентной и наблюдаемой переменной. Проблема их соотнесения в социологии.
  4. Чем объективное измерение отличается от субъективного?
  5. «Мягкие» и «жесткие» методы сбора данных. Их достоинства и недостатки.
  6. понятие модели восприятия респондентом предлагаемых ему объектов.
  7. Теория шкалирования.
  8. Охарактеризуйте четыре шкальные характеристики.
  9. Дайте определение четырём типам шкал и укажите типы информации, заключённые в каждой их них.
  10. Достоинства и недостатки номинальных шкал по сравнению со шкалами более высоко типа.
  11. Многомерное шкалирование: задачи, решаемые с его помощью.
  12. Измерение установки методом Терстоуна: этапы процесса.
  13. Каковы аргументы за и против использования нейтральной градации в симметрической шкале?
  14. Что из себя представляет модифицированная шкала Лайкерта и как с ней соотносится шкала жизненного стиля и семантическая дифференциальная шкала?
  15. Что из себя представляет «гало эффект» и как его должен контролировать исследователь?
  16. Проблемы построения индексов.
  17. Роль социолога в процессе применения многомерного шкалирования.
  1. Какие компоненты определяют содержание понятия «надёжность измерения»?
  1. Какими недостатками может обладать используемая шкала измерений?
  2. Какие методы оценки устойчивости измерений вы знаете?
  3. Какие подходы к оценке уровня обоснованности измерений вы знаете?
  4. Чем надёжность измерения отличается от его достоверности?
  5. В каких случаях исследователь должен оценивать надёжность и достоверность измерения?
  6. Определите основные этапы социологических исследований.
  7. Каковы основные требования к программе социологического исследования?
  8. Что такое гипотеза? Каковы её основные виды?
  9. Каким основным правилам должна удовлетворять гипотеза?
  10. Чем программа отличается от рабочего плана исследования?
  11. Что такое генеральная и выборочная совокупность? Каковы основные требования к формированию социологической выборки?
  12. Назовите и охарактеризуйте основные виды выборок.
  13. Каковы основные принципы социологических измерений?
  14. Что такое шкала измерения? Как можно классифицировать шкалы?
  15. Что такое контент-анализ? Определите место анализа документов в социологическом исследовании
  16. Охарактеризуйте интервью и его виды.
  17. Каковы основные методы сбора социологической информации?
  18. Каковы основные методы обработки социологической информации?
  19. Определите последовательность и охарактеризуйте стадии социологического анализа.

Н. В. Губина, Б. И. Гуржий

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: информационное общество, готовность населения, качественные методы исследования, обоснованная

Рассмотрены проблемы изучения информационного общество. При изучении готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий был использован качественный метод обоснованной теории, что позволило выделить показатели измерения исследуемого феномена.

Keywords: information society, the willingness of the population, qualitative research methods, grounded theory.

The problems of learning the Information Society. In studying the public"s willingness to use information and communication technology has been used a qualitative method of grounded theory, which allowed select indicators to measure the phenomenon under study.

Введение

Рассматривая проблемы готовности населения к использованию информационнокоммуникационных технологий, нам придется отвечать на вопросы: что такое информационнокоммуникационные технологии? Какое влияние они оказывают на население? Что подразумевается под готовностью населения?

Современный мир высокотехнологичен, доступ к получению информации перестал быть уделом элиты. Информационные технологии позволяют практически мгновенно получать информацию из любой точки земного шара.

В представленной работе рассмотрены подходы к изучению информационного общества, а также новый взгляд на готовность населения использовать современных информационные технологии с позиций обоснованной теории. Поэтому в рамках работы особое внимание уделяется процессу формирования обоснованной теории с помощью процедур качественного исследования.

1. Подходы к пониманию информационного общества

Микроэлектронная революция,

провозглашенная в 80-е годы ХХ века, вызвала целый ряд коренных преобразования в жизни общества, которые снизили зависимость общества от промышленного производства и вывели на первый план новые отрасли сферы услуг, основанные на использовании и переработке информации. Даниел Белл, в связи с этим, сформулировал новую теорию развития общества в концепции информационного общества .

Наиболее всесторонне информационное общество рассмотрено в работе «Теории информационного общества» Ф. Уэбстера. Для идентификации данного типа общества автор предложил четыре основных критерия:

Технологические;

Экономические;

С позиции занятости населения;

Культурные.

Рассмотрим данные критерии по порядку.

В основе технологического критерия лежат технические и технологические инновации, и, как отмечает Э. Тоффлер, эти инновации связанны с широким применением современных

информационных и коммуникационных технологий . Под информационно-коммуникационными

технологиями (ИКТ) в российском национальном стандарте понимается совокупность различных методов, способов и алгоритмов сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации . Взяв за основу это определение, всё-таки отметим, что у технологического подхода к пониманию

информационного общества есть существенный недостаток эмпирического характера. На основе этого критерия сложно связать количественный уровень насыщенности общества информационнокоммуникационными технологиями, с таким его качественным состоянием как информационность. Понятие информационности общества в большей степени, на наш взгляд, связано с готовностью населения использовать информационно-

коммуникационные технологии в своей повседневной жизни.

В толковом словаре Ожегова готовность определяется как согласие, желание что-то сделать . Это определение готовности является обыденным и общепринятым. Однако оно в таком виде не может быть использовано для научного осмысления состояния информационности

общества, поскольку: согласие с чем-то, также как и желание, не всегда приводит к достижению поставленной цели.

В связи с невозможностью качественного измерения информационности общества с помощью только технологического критерия, и адекватного определения готовности населения к использованию ИКТ в рамках обыденного сознания, перейдем к рассмотрению следующего - экономического

критерия.

Экономический критерий предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. Перефразируя Тоффлера, можно

сказать, что если самая большая доля во внутреннем

валовом продукте приходится на информационный бизнес, то информационной является не только экономика , но и использующее её общество.

В данном случае опять речь идет о количественных, а не о качественных характеристиках общества. Однако вполне представима ситуация когда деятельность крупного медиахолдинга оказывает меньше влияние на поведение людей, чем блог в Интернете какого-либо популярного человека. Это противоречие, на наш взгляд, не позволяет характеризовать

информационность общества, основываясь исключительно на экономическом критерии.

Подход с позиций занятости населения при определении степени информационности общества представлен работами Д. Белла и его понятием «постиндустриальное общество». Этот термин в трудах Белла выступает синонимом

информационного общества. Белл считает, что в информационном обществе большая часть занятых работает в информационной сфере . Однако вызывает сомнение более сильное влияние на общественную жизнь программистов по сравнению с людьми других профессий. Современные статистические данные не зафиксировали особого социального поведения людей этой профессии по сравнению с представителями других категорий населения.

Наиболее тесно с социальным поведением связана культура. В данной работе культура будет рассматриваться как форма социального поведения людей, обусловленная уровнем воспитания и образования. На наш взгляд, именно культурный критерий при определении степени

информационности общества должен быть признан наиболее значимым. Однако, следует отметить, что он хуже всего поддается количественному измерению.

Культурную составляющую, как показатель информационного общества можно изучать с различных позиций. Например, с позиций

символизма современный мир предстаёт медиа- и символически более насыщенным, чем в прошлом. При этом рост потока информации и знаков приводит, по мнению Ж. Бодрийяра, к снижению смысла жизни . Однако использование этого подхода ограничено возможностью применения количественных методик сбора данных к огромному объёма знаково-символьных явлений в жизни современного общества.

Сложность, а в ряде случаев и

невозможность, применения количественных методов характерна и для других подходов, используемых для исследования культурного

критерия информационности общества. Главный недостаток количественных методов - это невозможность раскрытия причинно-следственных связей, которые складываются в информационном обществе. Рост количества информации,

современных информационных коммуникаций, работников информационной сферы безусловно сказывается на социальном поведении, на уровне и

качестве общественного сознании, но у исследователей отсутствует возможность на основе количественных данных установить как и в какой мере изменилось общество. Другими словами -количественные методы опираются на текущую ситуацию и внешнее состояние общества, но не показывают причины и внутренние процессы происходящие в нём.

В связи с этим для разрешения исследовательских проблем и изучения уровня и качества информационности российского общества, а также готовности населения к использованию ИКТ, представляющей собой вероятность тех действий, которые предполагают совершить граждане, целесообразнее применить качественные техники исследования. Качественное исследование даст возможность получить квинтэссенцию обыденного опыта, позволяющую создать исследователю адекватную конкретным данным свою мини-теорию , которая не просто раскроет сущность изучаемых проблем, но сформулирует новые, не различимые для макротеории.

2. Обоснованная теория как качественный метод исследования готовности населения

Обоснованная теория является

качественным методом исследования, совместно разработанная Барни Глезером и Ансельмом Страуссом . Обоснованная теория - это теория, которая индуктивно выводится из изучения феномена, который она представляет. Она создается, развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Хорошо сконструированная обоснованная теория должна отвечать четырем центральным критериям для того, чтобы судить, насколько теория применима к феномену - она должна соответствовать реальности, она должна быть понимающей, обобщающей и контролируемой .

Благодаря этой методологии, понятия и связи между ними не только рождаются, но также проходят предварительную проверку.

Главная цель применения метода обоснованной теории состоит в том, чтобы сделать открытие, путём разработки собственной теории достоверно объясняющей изучаемый феномен (категорию). Для достижения этой цели необходимо правильно сформулировать исследовательский вопрос или вопросы, которые обеспечат гибкость и свободу глубинного исследования феномена. Исследовательский вопрос в проекте обоснованной теории является формулировкой, которая идентифицирует изучаемый феномен. Он говорит исследователю на чем именно следует

сфокусировать внимание и что следует узнать об изучаемом предмете. Вопросы в проектах обоснованной теории могут быть ориентированны на действие и процесс .

В зависимости от того, как ставится вопрос, исследование может или разворачиваться и

охватывать различные предметы, или

фокусироваться на одном предмете. В связи с этим вопросы делятся на интерактивные (предметом является взаимодействие опрашиваемого и исследуемого феномена); организационные

(различные аспекты предмета исследования связываются в единый комплекс); биографические (позволяющие исследовать жизненную историю, опыт переживания опрашиваемого) . В данной работе фокус исследования будет направлен на интеракцию, т.е. на отношение людей к ИКТ.

Анализ реальности в обоснованной теории состоит из трех основных типов кодирования: открытое кодирование, осевое кодирования, избирательное кодирование. В данной статье нами будут рассмотрены процедуры только открытого кодирования.

Суть открытого кодирования заключается в том, что оно путем тщательного исследования данных обеспечивает выбор названия феномена и его категоризацию. Это осуществляется через две процедуры: проведение сравнений и постановку вопросов, обеспечивающих концептуализацию и категоризацию данных

Концептуализация данных - первый шаг анализа. Под разделением и концептуализацией авторы метода подразумевают разбивку на части наблюдения, предложения, параграфа, и присвоение каждому отдельному случаю, идее или событию названия того, что за ним стоит или что представляет феномен .

С этих позиций рассмотрим категорию "информационно-коммуникационные технологии". Ее свойствами, на наш взгляд, должны являться: новизна, практическая значимость, доступность и т.д. В каждом из этих свойств могут быть выделены аналитические измерители (координатные оси), которые обеспечивают возможное изменение свойства в рамках определенного континуума. Таким образом, информационно-

коммуникационные технологии могут изменяться, в новизне - от передовых до устаревших; в практической значимости - от повсеместного

использования до полной невостребованности; в

доступности - находиться в свободном,

ограниченном или в отсутствии доступа... и так далее. Свойства, перечисленные выше, являются общими свойствами информационно-

коммуникационных технологий, принадлежащими им вне ситуационного контекста. Однако суть обоснованной теории заключается в том, что в каждом свойстве возможно выделить несколько субсвойств со своей системой измерения. Далее сформулируем обоснованную теорию для описания категории «готовность населения к использованию информационно-коммуникационных технологий».

Материалом будут служить результаты глубинного интервью двух пожилых жителей города Нижнекамска: женщины в возрасте 63 лет и мужчины 64 лет. Представители данной категории

населения были выбраны потому, что им сложнее, чем людям более молодого возраста адаптироваться к современным условиям жизни. Этот факт позволяет обрисовать достаточно широкий круг проблем, связанных с внедрением ИКТ в повседневную жизнь нижнекамцев, которые требуют своего немедленного разрешения как на уровне муниципального, так и на уровне государственного управления.

По итогам проведенного интервью были выделены следующие свойства готовности:

1) Необходимость. Для каждого случая

интервью или наблюдения можно обозначить необходимость использования человеком

информационно-коммуникационных технологий. Необходимость выявлялась с помощью вопроса: «Нужны ли Вам в Вашей повседневной жизни информационно-коммуникативные технологии?». Результаты интервью зафиксировали среднюю степень необходимости. Пожилые люди

сталкиваются с необходимостью использовать ИКТ, когда, например, посещают банки, билетные кассы, почту и т.п., хотя эти же операции можно было бы осуществить через банкоматы или Интернет. При этом у большинства людей этой категории (пенсионеров) отсутствует профессиональная потребность в использовании подобных технологий.

2) Частота. Это свойство показывает то, как часто люди пользуются информационными технологиями, например банкоматами, инфоматами, стоящими в больницах, государственных учреждениях, домашними компьютерами, сотовыми телефонами. Исследование выявило, что люди пожилого возраста достаточно часто пользуются ИКТ. В основном это касается сотовой связи, тогда как остальные виды информационных технологий используются гораздо реже.

3) Интенсивность. Еще одним свойством выступает интенсивность использования информационно-коммуникационных технологий, которая имеет низкие показатели. Например, сотовыми телефонами пожилые люди пользуются, в основном, для связи, и игнорируют такие их возможности как органайзер, фотоаппарат, выход в Интернет и т.п.

4) Интерес. Это свойство готовности характеризует познавательную активность интервьюируемых в отношении ИКТ, и было зафиксировано у мужчины, который ответил на вопрос: «Почему он стал впервые использовать средства ИКТ в повседневной жизни?», - именно с помощью этого понятия.

Таким образом, процесс измерения свойства позволяет придать конкретность категории «готовность населения к использованию ИКТ» (табл. 1).

Во время анализа свойства часто обнаруживаются в формах их измерений или конкретных свойств, относящихся к данному случаю. Понятия являются основными строительными блоками теории. Открытое кодирование в методе обоснованной теории является аналитическим процессом, посредством

которого идентифицируются и развертываются процедуры, с помощью которых оно выполняется. Этот процесс состоит из следующих этапов: постановка вопросов о данных, проведение сравнений по подобию и различиям каждого случая, события и феномена в целом. События, случаи, феномены маркируют ярлыками и группируют, чтобы сформировать категории.

Таблица 1 - Измерение свойств социологических категорий в обоснованной теории

Готовность Необходимость Нуждается - не нуждается

Частота Часто - никогда

Интенсивность Высокая - низкая

Интерес Активный - пассивный

Обоснованная теория, как качественный метод исследования, позволил не только связать конкретные социологические категории, такие как «готовность населения» и «информационнокоммуникационные технологии», но и показал, что научно-технические знания людей оторваны от их жизненных ценностей и интересов. Поэтому задачей современной общественности является участие в принятии решений на всех уровнях управления и широкое обсуждение целей и стратегических ориентаций научно-технического прогресса, так как от этого зависит стабильность общественной жизни .

Заключение

Качественные методы все более широко начинают применяться в российских социологических исследованиях. Поэтому данная статья является определённым вкладом в изучение опыта применения качественных техник и методик при исследовании не только уникальных, но и массовых социальных явлений, таких как внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневный быт населения современной России.

Подводя итоги, можно выделить как достоинства, так и недостатки использования метода обоснованной теории в данном конкретном исследовании. К достоинствам следует отнести то, что при анализе уже первых интервью метод дал

Построение обоснованной теории помогло не только преодолеть предубеждения и допущения, которые были привнесены в исследование с самого начала, но и предотвратить те, которые могут проявиться в дальнейшем.

В качестве недостатка назовём отсутствие базы данных подобных исследований, а, следовательно, отсутствие возможности для сравнения, тогда как для количественных исследований в российской прикладной социологии накоплена внушительная база результатов. Второй недостаток - это пока отсутствие у авторов опыта подобных исследований, что значительно снижает достоверность результатов. Однако опыт - это дело наживное.

Литература

1. Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. - М.: Academia, 2004. - 940 с.

2. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под. ред. Е.Л. Вартановой - М.: Аспект Пресс, 2004. -400 с.

3. Тоффлер, Э. Шок будущего /Э. Тоффлер; пер. с англ.

М.: оОо «Издательство ACT», 2002. -557 с.

4. ГОСТ Р 52653-2006. Издания. Информационно

коммуникационные технологии в образовании.

Термины и определения. - введ. 2006-12-27. - М.: Изд-во стандартов, 2007. - 3с.

5. Толковый словарь Ожегова / URL:

http: //www. ozhegov. org/words/ 6103. shtml (дата

обращения: 14.01.2012).

6. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с англ. - М.: РУДОМИНО, 1999. - 224 с.

7. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и тихники / А. Уэбстер, Дж. Корбин. Пер. с англ. Т.С. Васильевой -М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

8. Макеева, Е.А. Ценностные представления человека в эпоху научно-технического прогресса: философский аспект // Вестник Казанского технологического университета: Т. 15. № 1; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - С.221-225.

© Н. В. Губина - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента НХТИ КНИТУ; Б. И. Гуржий - асс. каф. государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента НХТИ КНИТУ, [email protected].

Новое на сайте

>

Самое популярное