Домой Тайны мира Преподавание английского языка взрослым. Как правильно учить английский язык взрослым

Преподавание английского языка взрослым. Как правильно учить английский язык взрослым

За свою, более чем 25-тнюю практику преподавания английского языка, я регулярно работаю со взрослыми людьми, имеющими хорошее образование, высокий социальный статус. Естественно, за это время я вывела для себя несколько характерных особенностей сотрудничества с такими учениками.

Первое. Самое главное в данном случае — это личностная совместимость людей. Репетитор и ученик проводят довольно много времени вместе. Как правило, это 90 минут, два раза в неделю. Если вдуматься, то ученик проводит с преподавателем иногда больше времени, чем с друзьями. Ведь, при нашей сегодняшней занятости, нам редко удается видится с близкими друзьями регулярно каждую неделю. Зачастую, мы ограничиваемся простым телефонным разговором. Такое положение дел накладывает на репетитора дополнительные функции. Просто необходимо сделать так, чтобы ученику
не стало скучно на занятии, чтобы он не ушел от Вас к другому преподавателю, необходимо постоянно поддерживать интерес, мотивировать человека на дальнейшие занятия, держать внимание слушателя в течение всего занятия. Сделать так, чтобы клиент не заметил, как прошли полтора часа.

Второе. Я стараюсь быть в курсе основных интересов ученика, и говорить с ним
на эти темы. Предоставляю студенту высказаться по теме, стараюсь больше слушать, чем говорить, направляю беседу, задавая наводящие вопросы.
Не стоит ограничивать общение исключительно вопросами, поставленными в учебнике. Можно переставлять уроки по порядку, привлекать дополнительный материал, или вообще, иногда забыть об учебнике, а обсудить что-то очень животрепещущее, использую при этом лексику и грамматику, намеченную Вами для отработки на сегодняшний урок.

Третье. В случае с индивидуальными занятиями, как мне кажется, очень важна импровизация. Безусловно, у репетитора должен быть план урока, ему необходимо знать перед уроком его цели и задачи, но, если возникает ситуация, когда надо отступить от плана, чтобы отработать
лучше прошлый материал, или заменить одно задание, или упражнение другим, стоит это сделать без колебаний.

Четверное. Учитывая, что взрослые, состоявшиеся ученики — это люди самостоятельные, с хорошим образованием, имеющие сильную замотивированность на обучение, им можно смело делегировать выполнение некоторых заданий, давать их для самостоятельной работы. Например,
Прослушивание аудиоматериала, рочтение и перевод текста. Поиск нужного материала по теме, и многое другое.

На мой взгляд, изучение английского языка — это в большой степени совместная работа преподавателя и слушателя. Основные функции репетитора — это объяснить новый материал так, чтобы не возникало дополнительных вопросов о его сути, проконтролировать выполнение домашнего задания, и качество его выполнения, грамотно прокомментировать задание, еще раз объяснить какое-то упражнение,
задание, если оно вызвало затруднение, отработать данный материал на уроке, дать ученику возможность говорить на английском языке.

Все это делает мои уроки разными, интересными и результативными, о чем мне неоднократно говорили, и говорят мои ученики. За мою практику могу смело сказать, что у меня не было ни одного слушателя. Который не заговорил бы, не говоря уже обо всем остальном.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме, пишите, пожалуйста.
Посмотрите , узнайте немного, в моем расписании еще есть время!

Мы предлагаем Вашему вниманию наиболее популярные и эффективные методики обучения английскому для взрослых . В каждой из них есть свои недостатки и свои преимущества, хотя вполне реально совмещать некоторые из особенностей разных методов для получения конечного положительного результата.

На сегодняшний день наибольшего распространения получили такие методы: аудиолингвальный, системный и коммуникативный. Так давайте рассмотрим каждый более детально.

Аудиолингвальный как способ решения фонологической проблемы

Мы уже упоминали про необходимость приобретения и развития навыков фонологии.
Этот метод основывается на прослушивании аудиозаписей и воспроизведении собственной речи и предназначен для развития таких навыков:

  1. Понимание работы слухового и речевого аппарата и принципов его работы;
  2. Приобретение возможности анализа произношения, как носителей языка, так и своего собственного, а также различий между ними;
  3. Возможность нормального и в полном объеме восприятия английской речи;
  4. Улучшение акцента.

Но, к сожалению, этот метод не позволит Вам правильно выражать свои мысли на современной речи без возникновения трудностей психологического характера.

Современный коммуникативный

На сегодняшний день на большинстве курсов предпочитают использовать коммуникативный метод. Этот способ приобретения языковых навыков осуществляется посредством занятий с играми, мультимедийными приложениями, видеокурсами, дебатами на темы, вызывающие наибольшие трудности, ознакомление с культурой, традициями и бытом англоязычных стран. Главный лозунг, применимый к этой методике - “Мы не учим английскому, мы учим им пользоваться!”.

Основные положительные особенности:

  1. Интерес взрослых учащихся, так как занятия проходит в занимательной и легкой для восприятия форме;
  2. Задействования всех возможностей организма: слуха, зрения, речевого аппарата;
  3. Повышение информативности учащихся, так как при таком подходе дается очень много познавательной страноведческой информации;
  4. Развитие ситуативного общения, что очень положительно сказывается на улучшении возможности мыслить на английском языке.

Системный

Согласно такой методике изучения, нужно давать язык за минимально короткие строки целиком и сразу, чтобы у взрослого учащегося появилась общая цельная система. При таком подходе не возникнет страха отсутствия своих возможностей. А уже после этого можно детально рассматривать и улучшать отдельно взятые навыки.

Что же такое - преподнести весь язык и сразу за короткий термин? Под этим подразумевается занятия с неадаптированным учебным материалом, то есть изучение на нем лексических, грамматических и фонетических областей английского. Главное в этом методе - набор, так называемой, “критической массы” необходимой информации. А уже после ее приобретения можно давать основные грамматические конструкции и правила, проводить уроки по фонетике речи, улучшить и увеличить лексический запас.

Но главным требованием в этом методе является занятия в группах с преподавателем или с репетитором. Самостоятельную работу можно начинать только после постановки правильного произношения и изучения грамматического строя английского языка.

Сегодня все ещё не редки случаи, когда взрослому состоявшемуся человеку, профессионалу, требуется английский для взрослых с нуля .

Это в первую очередь обусловлено системой образования в нашей стране. В развитых странах Европы - в Голландии, Германии, странах Скандинавии - человек уже из школы выходит с солидным знанием и свободным владением английским как языком универсальным, необходимым для карьеры, путешествий и жизни в общей Европе. Слова «глобализация бизнеса», «глобальная деревня» - не пустые слова. Английский – это инструмент, который необходим для качественно другого уровня общения как в повседневной жизни, так и в деловой среде.

Варианты обучения: плюсы и минусы

Давайте обозначим некоторые способы обучения английскому языку взрослых и попробуем взвесить основные за и против. Итак,
  • самостоятельно

    Из очевидных плюсов сразу назовем цену - вы почти или совсем ничего не тратите. Но стоит подумать о подводных камнях. Во-первых, вас некому контролировать. В учебных пособиях, должно быть, есть ключи к тестам, но качество вашего произношения и ошибки в спонтанной и письменной речи исправлять некому. Во-вторых, когда мы платим за обучение, мы мотивированы использовать потраченные средства с пользой. Именно поэтому мы ходим на занятия без пропусков, выполняем домашние задания, активно участвуем в занятии и т.д.

  • в группе

Способов изучения английского языка действительно много, и разобраться в их эффективности бывает непросто. К сожалению, «волшебной таблетки», идеально подходящей каждому, не существует, ведь все люди разные. Вот советы, как найти способ изучения английского, который будет оптимален именно для вас.

Разминка перед занятиями

Как перед занятиями спортом необходимо разогреться, так же нужна разминка и перед изучением языка. Вот несколько простых упражнений:

Этап I: Освежите свой словарный запас

Освежите словарный запас, обдумав или кратко описав тему, которую вы собираетесь изучать. Например, если это , подумайте о своем прошлом отпуске — что вы делали, что вам запомнилось и т. д. Это простое упражнение поможет оживить в памяти слова, которые могут вам встретиться при работе с этой темой.

Этап II: Освежите знания грамматики

Освежите грамматику, вспомнив в общих чертах нужную грамматическую область. Например, если вы , попытайтесь описать на английском, что вы делали в прошлые выходные, куда ходили и т. д.. Как и в случае со словарным запасом, такая разминка необходима, чтобы подготовиться к дальнейшему изучению английской грамматики.

Этап III: Спойте песню

Перед уроком английского спойте английскую песню. Это должна быть песня, которую вы хорошо знаете и понимаете (англоязычные песни с переводом вы найдете ).

Это короткое и легкое упражнение поможет вам настроиться на английский язык и одновременно расслабиться. А ещё пение активизирует творческую деятельность мозга, что поможет вам более изобретательно подбирать слова при ведении диалога или при составлении импровизированного рассказа на заданную тему.

Этап IV: Напечатайте короткий абзац на английском

Если вы работаете за компьютером, в качестве своеобразной само-настройки напечатайте абзац простого текста на английском. Вы можете описать свой день, свои занятия, своих друзей,— что угодно. Это помогает активизировать кинестетическую деятельность мозга, ответственную за запоминание через физические действия. Также полезно печатать правила во время изучения грамматики. Движения помогут вам закрепить знания.

Этап V: Тысячью слов

В английском есть поговорка: "A picture is worth a thousand words" («Картина стоит тысячи слов» или «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Описывая фотографию или рисунок, вы задействуете зоны мозга, ответственные за творчество. Заодно вы можете освежить свой словарный запас, выбрав картинку, имеющую отношение к теме, которую вы будете изучать.

Занимайтесь английским каждый день

Важно заниматься английским ежедневно. Однако, не стоит перетруждаться. Лучше заниматься по 30 минут каждый день, чем два часа раз в неделю. Короткие регулярные занятия гораздо эффективнее, чем долгие часы учебы с большими перерывами. Привычка заниматься каждый день поможет поддерживать языковые навыки в активном состоянии.

Изучайте английский вместе с друзьями

Нет ничего лучше, чем изучать английский в хорошей компании. Вы можете вместе выполнять упражнения, вести диалоги (по-английски!) и помогать друг другу в том, что дается труднее. Если среди ваших друзей вы не найдете единомышленников, .

Изучайте английский различными методами

Не ограничивайтесь одним способом изучения языка. Используйте различные методы, которые задействуют разные области мозга. Например, когда вы запоминаете новые слова, вы можете начертить мнемоническую карту, описать рисунок, несколько раз напечатать изучаемое слово. В совокупности все эти методы помогут укрепить ваши знания.

Выбирайте темы, которые вам интересны

Одна из самых важных составляющих — изучать английский, используя интересные вам темы. Это усилит мотивацию, так как, изучая английский, вы одновременно будете узнавать что-то новое о том, что вам нравится.

Новое на сайте

>

Самое популярное