Домой Женские имена Его составляющие компоненты. Здоровый образ жизни и его компоненты

Его составляющие компоненты. Здоровый образ жизни и его компоненты

Тема 17. Основные правила построения текста.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Текст как целостное речевое произведение.

2. Схема построения текста.Составляющие компоненты.

3. Правила построения текста.Средства межфразовой связи.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Текст как целостное речевое произведение.

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой – быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

Приведём в качестве примера школьное сочинение:

Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.

Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.


Например, вспомните традиционные зачины и концовки русских сказок: зачин – жили-были; концовка – стали жить поживать и добра наживать.

Функцию зачина и концовки в школьных сочинениях обычно выполняют такие обязательные составляющие, как вступление и заключение. И вновь одной из основных ошибок школьных сочинений является либо отсутствие зачинов и концовок (отсутствие вступления и заключения), либо отсутствие связи этих элементов композиции с основным содержанием текста.

Например, тема сочинения формулируется как «Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»», а вступление содержит излишне подробный пересказ всей жизни и творчества поэта. Заключение же, то есть выводы автора сочинения по содержанию собственных рассуждений, вообще отсутствуют. Если рассмотреть с этой точки зрения приведённое выше сочинение, то можно заметить, что «намёк» на зачин в нём есть: Мы живём в большом доме на пятом этаже. В то же время заключение, то есть концовка, в этом тексте полностью отсутствует.

Развёртывание мысли также строится по определённой логической схеме, которая включает тезис (основную мысль, которую автор хочет донести до читателя, слушателя) и аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, подтверждающие тезис автора).

В целом построение текста можно представить в виде схемы:

Схема построения текста. Составляющие компоненты.

Стержень – это та основная мысль, которая пронизывает весь текст и логически объединяет все его составляющие в одно целое. Каждая из сторон данной схемы – это элементы текста. Автор может развивать эту мысль, значительно расширяя повествование. Чем больше текст, тем в большей степени может «уходить в сторону» повествование, но основная мысль (стержень) должен сохраняться при всех условиях, возвращение к стержню обязательно.

Например, огромный по объёму и содержанию текст эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (изначально название эпопеи Л.Н. Толстого писалось следующим образом - «Война и мiръ», где мiръ имело значение «все люди, весь свет, род человеческий») также содержит основную мысль, стержень, отражённый в названии: война и народ, человек, человечество. Каждая из глав посвящена более конкретной теме, но она так или иначе связана с основной идеей романа-эпопеи.

Внутри текста, особенно большого и сложного, можно выделить составляющие его компоненты – сложные синтаксические целые, или сверхфразовые единства (в большом тексте это главы, параграфы и т.д.). Это группа предложений, которая раскрывает микротему текста и, в свою очередь, имеет зачин, развитие мысли и концовку. В пределах одного сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предшествующего предложения. Невозможность задать вопрос к следующему предложению означает завершение сложного синтаксического целого.

В качестве примера приведём один абзац из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Неожиданная весть сильно поразила меня. Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

После прочтения первого предложения: Неожиданная весть сильно поразила меня – можно задать вопрос: Почему это известие поразило меня? Как бы ответом на этот вопрос будут следующие две фразы: Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. Далее можно поставить вопрос: Какой вывод следует из этого? Ответ – в четвёртом предложении: С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Далее можно поставить вопрос: Что в такой ситуации кажется мне особенно опасным? Ответ: Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

Легко заметить, что данный отрывок из повести А.С. Пушкина не воспринимается как абсолютно законченный текст. В первом предложении абзаца явно содержится отсылка к предыдущему повествованию (неожиданная весть). Последнее предложение абзаца также делает возможным продолжение повествования. Именно этим и обеспечивается связь сложных синтаксических целых в единыймакротекст.

Вместе с тем законченность данного текста легко проследить, прочитав следующий за последним предложением отрывок:

– Послушайте, Иван Кузмич! – сказал я коменданту. – Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога ещё свободна, или в отдалённую, более надёжную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть.

С одной стороны, этот микротекст содержит мысли, непосредственно связанные с предыдущим микротекстом, однако содержание нового микротекста не является ответом на вопросы, которые можно было бы поставить к последнему предложению предыдущего микротекста (Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.) Что именно представилось? Почему сердце замерло?

Следует помнить, что все вопросы, которые можно задать внутри сложного синтаксического целого, должны быть существенными для развития текста. Если же они носят чисто ассоциативный характер, то текст оказывается разорванным. В нём будет отсутствовать развитие мысли. Это легко проследить на примере приведённого выше сочинения «Мой дом». В целом в плохих сочинениях нет микротем, нет сложных синтаксических целых. Есть только набор отдельных предложений, в лучшем случае связанных только по ассоциации.

Здоровый образ жизни- ЗОЖ и его составляющие компоненты помогают человеку поддерживать оптимальное здоровье. Оно активно влияет на всю нашу жизнь.

Какие составляющие ЗОЖ важны для продолжительной жизни человека? Сегодня мы и постараемся разобраться в этом вопросе.

Почти все слышали слова о здоровом образе жизни, о том, что здоровый образ жизни поможет прожить долго. Многие годы он дает возможность выглядеть молодым и ухоженным.

Но почему люди пренебрегают этим и не стремятся выполнять основные элементы здорового образа жизни? Может быть потому, что они не знают, что это такое.

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - это такой стиль жизни, который направлен на профилактику заболеваний, укрепление организма человека с помощью простых составляющих компонентов: правильное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек и спокойная, не вызывающая нервных потрясений жизнь.

Думать о здоровом образе жизни человека заставляет ухудшение в его здоровье. На это влияют: окружающая среда, работа вызывающая стрессы, криминальные новости, вредные привычки и т.д.

Но эти проблемы можно постараться решить, если:

воспитать привычку вести здоровый образ жизни с раннего детства;
знать о том, что окружающая среда не всегда приносит организму человека пользу;
помнить о том, что сигареты, алкоголь и наркотики наносят непоправимый ущерб здоровью;
правильное питание улучшает состояние здоровья, уменьшает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, улучшает состояние кожи, волос и ногтей, а также способствует лучшему пищеварению;
занятие спортом дает возможность чувствовать себя бодрым на протяжении всей жизни;
настроить эмоциональное, психологическое и духовное самочувствие.

Давайте рассмотрим, как элементы здорового образа жизни влияют на человека и что необходимо делать для улучшения жизни. Чтобы понять, зачем вести здоровый образ жизни, вспомните, как выглядит человек, который этого не делает.

Жизнь без здорового образа жизни

Человек, который ведет здоровый образ жизни, выделяется в любом коллективе. Но почему все не могут постоянно заниматься улучшением своего самочувствия? Обычно, это зависит от людей, которые окружают человека. Например, если в семье не любят заниматься спортом, то ребенок будет отказываться от утренней зарядки. Если все друзья питаются в кафе быстрого питания, то не каждый человек сможет противостоять этому. Такая ситуация сложилась в США, когда всех жителей страны стали называть «нацией фастфуда».

А что произойдет, если беременные женщины перестанут следить за своим здоровьем? Такая ситуация может привести к рождению целого поколения не здоровых детей. Кроме того, стоит помнить о генетической наследственности. Многолетние исследования ученых доказали, что вредные привычки по отцовской линии передаются не только детям, но внукам и правнукам. Это значит, что в семье будут расти поколения людей с вредными привычками и плохим состоянием здоровья.

У многих молодых людей к этому добавляется офисная малоподвижная работа, которая к определенному возрасту дает о себе знать различными болезнями, ожирением, нарушением опорно-двигательного аппарата. Стрессовые ситуации на транспорте, дома и на работе приводят к нарушению работы нервной и сердечно-сосудистой систем.

Экология и ЗОЖ

С такими факторами любой человек может бороться самостоятельно. Главное в своей жизни найти место для ведения здорового образа жизни. Но существуют моменты, на которые трудно повлиять, а они оказывают негативное воздействие на организм человека. К таким моментам можно отнести экологическое состояние окружающей среды. Загрязненные водоемы, выхлопные газы, повышенный радиационный фон и многое другое, что уменьшает жизнь человека на десятки лет.

Алкоголь наносит не меньший вред, чем курение. Но самое страшное, что чрезмерное его употребление приводит человека к деградации. Большой вред алкоголь наносит сердцу. Мышцы сердца становятся дряблыми, а сокращения - вялыми. При употреблении алкоголя ухудшается обмен веществ, стенки кровеносных сосудов становятся тонкими, повышается свертываемость крови, в результате возникает инфаркт и развивается атеросклероз.

Среда - также объективный элемент конфликта. Она включает сово­купность объективных условий конфликта и оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на меж­личностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредованно макро­среда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три среды конфликта: (1) физическую, (2) общественно-психологи­ческую и (3) социальную. Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психоло­гического климата на предприятии или социальных условий жиз­ни людей.

Физическая среда конфликта - это совокупность физических, гео­графических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокуп­ность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумном цехе, в за­пыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. Причем и сами эти условия могут стано­виться объектом конфликтов как между администрацией и сотруд­никами, так и между самими сотрудниками.

На макроуровне физическая среда представлена географически­ми, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют клима­тические условия. Как и на микроуровне, на макроуровне физиче­ская среда может выступать также в качестве объекта конфликта.

Примером может служить деятельность Гринпис - международной организации по защите окружающей среды, которая ведет порой отчаянную борьбу за сохранение ее в чистом виде. О важности учета экологического фактора в возникновении конфликтов свидетельст­вует и тот факт, что, по данным социологических исследований, в 2000 г. среди проблем, вызывающих наибольшую тревогу населе­ния, 8,5% опрошенных назвали плохую экологическую обстановку в регионе (городе).

В наше время становится все более актуальным учет влияния на развитие социальных конфликтов географического фактора. Геополи­тики прямо и недвусмысленно обращают внимание на его огромное значение в политической жизни общества, в том числе и в возникно­вении социальных конфликтов.

Сегодня все государства в своей политике стараются активно ис­пользовать этот фактор в интересах военно-политической, экономи­ческой и экологической безопасности своих стран.

Общественно-психологическая среда конфликта - это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда, как и физическая, прояв­ляется на микро- и макроуровнях общественной системы.

На микроуровне, например в рамках организации, общественно-психологическая среда - это психологический климат данного кол­лектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д.

На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется гос­подствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. В отдельные периоды в обществе могут преобладать чувства страха, неуверенности и беспокойства, которые испытывают целые слои населения. В другие времена, напротив, общественная психо­логия народа может быть мажорной, характеризоваться спокойст­вием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общест­венно-психологической среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, - более быстрому и легкому разре­шению конфликта.

В нашем обществе мажорная и оптимистическая общественно-психологическая среда жизни людей существовала в годы после по­беды в Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие ми­нувшего века, напротив, преобладали минорные настроения, чувство страха, отчаяния и подавленности. Об этом свидетельствуют, в част­ности, результаты общероссийского социологического опроса, про­веденного Российским независимым институтом социальных и на­циональных проблем (РНИСиНП) в марте 2000 г. Были опрошены представители 11 социально-профессиональных групп населения: рабочие, интеллигенция, работники торговли, служащие, предпри­ниматели, военнослужащие, жители городов и сел, студенты, безра­ботные. Как показало исследование, доля россиян, характеризую­щихся в это время благоприятным психологическим настроем (спо­койствием, уравновешенностью, бодростью), составляла немногим более 15%. Треть населения пребывала в промежуточном состоянии между угнетенностью и уравновешенностью. Но свыше 40% наших сограждан испытывали страх, отчаяние, подавленность и озлоблен­ность. По признанию россиян, довольно часто они испытывают та­кие чувства, как чувство несправедливости всего происходящего во­круг (68%), чувство стыда за нынешнее состояние страны (54%), чув­ство невозможности продолжать жить так, как сейчас (49%), чувство одиночества и ненужности никому (49%), чувство страха перед бес­пределом и преступностью в стране.

Такой неблагоприятный психологический климат в обществе, безусловно, способствует возникновению конфликтов на самых раз­ных уровнях, в том числе и межличностных и внутриличностных конфликтов.

Большое значение в формировании общественно-психологичес­кой среды на разных уровнях социальной системы принадлежит средствам массовой информации. Своей информационной полити­кой и технологиями они могут способствовать как затуханию кон­фликтов в обществе, так и раздуванию их.

Социальная среда конфликта - это совокупность общественных усло­вий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная ре­альность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и спо­собы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.

По данным общероссийского социологического опроса, прове­денного РНИСиНП в 2000 г., к проблемам, вызывающим наиболь­шую тревогу населения (в %), среди социальных факторов относятся следующие:

Снижение уровня жизни (50,4%);

Неуверенность в завтрашнем дне (27,9%);

Состояние медицинского обслуживания (24,6%);

Отсутствие работы или опасение потерять ее (20,5%);

Тяжелое экономическое положение страны (спад производства
и т.п.) (19%);

Коррупция, произвол чиновников (18,3%);

Преступность, неуверенность в своей безопасности (16,2%).

Можно с большой степенью надежности утверждать, что улучше­ние положения дел в социальной сфере жизни людей будет способст­вовать резкому снижению уровня конфликтности как на уровне все­го общества, так и внутри организации, на межличностном и внутриличностном уровнях.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологиче­ские, психологические, этические и поведенческие свойства отдель­ной личности, которые оказывают влияние на возникновение и раз­витие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эти и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном кон­фликте и в конфликте внутри организации. Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:

(1) основные психологические доминанты поведения;

(2) черты характера и типы личностей;

(3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуаль­ности;

(5) манеры поведения;

(6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Почвы Нечерноземной зоны РСФСР - это бедные почвы. Резко повысить их плодородие, усилить микробиологическую деятельность почвы позволяет внесение органических удобрений. А их с каждым годом все больше не хватает. Поэтому садовод должен сам изыскивать резервы для создания компостов. В переводе с латинского компост означает "составной". В него входят различные органические остатки и смеси с торфом, почвой, фекалием, фосфоритной мукой и другими составными частями. По эффективности компост равноценен навозу.

В течение года на садовом участке 600 кв. м можно получить от растительных остатков, прошлогодних листьев, бытовых отходов, отбросов туалета 120 кг готового компоста. Этого количества достаточно для удобрения 50% площади сада.

Наличие в саду компостных куч свидетельствует о высокой агрономической и санитарной культуре садовода, его рачительности, ведь без особых материальных затрат он обеспечивает свой сад, огород и цветник богатым органическим удобрением.

Виды компостов

Известно несколько видов компостов: торфонавозный, торфо-фекальный, торфо-зольный, торфо-фосфоритный, торфо-мусорный, торфомусорно-помойный, садовый сборный, торфо-дерновый и т. д. В зависимости от вида компоста он становится готовым к использованию в течение 6-12 месяцев, кроме торфофекального, который созревает к концу второго года.

Составляющие компоненты всех компостов

Основным составляющим компонентом всех компостов является проветренный торф. Если его нет, используют почву верхнего горизонта. Готовый компост применяют из расчета 4 кг на 1 кв. м 20-сантиметрового слоя почвы. Торфофекальный компост используют под все плодовые, ягодные и декоративные культуры, кроме земляники, картофеля, корнеплодов. Остальные виды компостов используют под все культуры.

Приготовление компоста

Для ежегодного приготовления любого вида компоста в приусадебном саду площадью 600 кв. м следует иметь 1 т торфа. Наибольшее количество растительных остатков, прошлогодних листьев, отходов овощей наблюдается в мае, июне и сентябре. Все эти отходы закладывают в компост.

Под компостную площадку выбирают самое затененное место в саду, вдали от садового домика - как своего, так и соседа. Лучше всего размещать компостную кучу недалеко от хозяйственного блока.

Рационально иметь в саду две компостные кучи: одну - закладки текущего года, другую - прошлого, с уже созревшим и пригодным для использования компостом.

Под компостную кучу роют котлован шириной 1,5 - 1,25 и глубиной 0,5 м. Длина его зависит от количества растительных остатков. Высота кучи доводится до 1,5 м. Почву, вынутую из котлована, можно использовать вместо торфа. Если участок влажный, то котлован не делают.

Посередине компостной кучи укладывают асбесто-цементную трубу, концы которой открыты для доступа воздуха, что способствует ускорению созревания компоста за счет жизнедеятельности аэробных микроорганизмов. На дно компостной кучи насыпают сухой проветренный торф слоем 10-15 см или кладут дернину 15-20 см.

Компост, состоящий из углеродосодержащих слоев (прошлогодние листья, сосновые или еловые иглы, опилки, щепа, стружка, кора, бумага, сено, солома, трухлявая древесина) и азотосодержащих веществ (зеленые сорняки с надземной и корневой системой, свежая трава, дерн, отходы от овощей, ботва картофеля и помидоров, мусор, сброженный ил, навоз, помет, моча, помои, мыльная вода и т. д.), обладает наибольшей питательной ценностью.

Закладка компоста ведется слоями. Первый слой в 40 см кладут из углеродосодержащих веществ, затем слой в 10 см азотосодержащих веществ и т. д. Если отходов этого типа мало, то вносят любое азотное минеральное удобрение из расчета 2 - 3 кг азотных туков на 100 кг листьев. Для нейтрализации избыточной кислотности компоста на 100 кг массы (около 7-8 ведер) добавляют 2-3 кг извести, или 4 - 5 древесной золы, или 5-6 кг торфяной золы, или 2 - 3 кг печной сажи. Для повышения питательной ценности компоста на 100 кг массы добавляют 2 - 3 кг суперфосфата или 2 - 4 кг фосфоритной муки.

Ежемесячно компост перемешивают с помощью вил. Если в компосте имеются сухие компоненты, то их увлажняют водой, мочой, навозной жижей.

Для сохранения тепла в компосте и уменьшения улетучивания аммиака штабель укрывают торфом, землей, дерниной или старой пленкой.

Садоводы, только что приступающие к освоению участка, должны помнить, что в течение нескольких лет им потребуется много плодородной почвы под овощные, плодовые, ягодные и декоративные культуры. Такой почвой является поверхностный слой, или, как его называют, дернина. Срезают дернину с мест строительства будущего садового домика, хозяйственного блока и с участков проложения дорожек.

Б.Пoпoв

Новое на сайте

>

Самое популярное