Домой Психосоматика Наилучшее сочетание условий для организма называют. Экологические факторы и их классификация

Наилучшее сочетание условий для организма называют. Экологические факторы и их классификация

Среда - одно из основных экологических понятий, под которым подразумевается комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов. В широком смысле под окружающей средой понимают совокупность материальных тел, явлений и энергии, влияющих на организм. Возможно и более конкретное, пространственное понимание среды как непосредственного окружения организма - его среда обитания. Среда обитания - это все то, среди чего живет организм, это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное влияние. Те элементы среды обитания, которые для данного организма или вида не безразличны и так или иначе влияют на него, являются по отношению к нему факторами.

Составные части среды многообразны и изменчивы, поэтому живые организмы постоянно приспосабливаются и регулируют свою жизнедеятельность в соответствии с происходящими вариациями параметров внешнего окружения. Такие приспособления организмов носят название адаптации и позволяют им выживать и размножаться.

Отдельные свойства и части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Они мо-£ут иметь разную природу и специфику действия.

К абиотическим относятся прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).

К комплексу биотических факторов относят все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот).

Антропогенные факторы - разнообразные формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.

Экологические факторы воздействуют на живые организмы как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях; как модификаторы, вызывающие структурно-функциональные изменения в организмах, и как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Несмотря на многообразное влияние экологических факторов на живой организм, можно установить общий характер их воздействия. При небольших значениях или при чрезмерном воздействии фактора жизненная активность организмов резко падает (заметно, угнетается). Наиболее эффективно действие фактора проявляется не при минимальных или максимальных его значениях, а при значении, оптимальном для данного организма.

Диапазон действия экологического фактора (область толерантности) ограничен точками минимума и максимума, соответствующими крайним значениям данного фактора, при которых возможно существование организма. Интенсивность фактора, соответствующая наилучшим показателям его жизнедеятельности, называется оптимальной или точкой оптимума (рис. 103).

Точки оптимума, минимума и максимума составляют три кардинальные

точки, определяющие возможности реакции организма на данный фактор. Крайние точки кривой, выражающие состояние угнетения при недостатке или избытке фактора, называют областями пессимума; им соответствуют пессимальные значения фактора. Вблизи критических точек лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны толерантности - летальные зоны фактора.

Условия среды, при которых какой-либо фактор или их совокупность выходит за пределы зоны комфорта и оказывает угнетающее действие, в экологии часто называют крайними, граничными (экстремальными, трудными). Они характеризуют не только экологические ситуации (температура, соленость), но и такие местообитания, где условия близки к пределам возможности существования для растений и животных.

Для жизни некоторых организмов требуются условия, ограниченные узкими пределами, т. е. диапазон оптимуму не является постоянным для вида. Оптимум действия фактора различен и у разных видов. Размах кривой, т. е. расстояние между пороговыми точками, показывает зону действия экологического фактора на организм (рис. 104). В условиях, близки к пороговому действию фактора, организмы чувствуют себя угнетенно; они могут существовать, но не достигают полного развития. Растения обычно не плодоносят. У животных, наоборот, ускоряется половая зрелость. Величина диапазона действия фактора и особенно зоны оптимума позволяет судить о выносливости организмов по отношению к данному элементу среды, свидетельствует об их экологической амплитуде. В связи с этим организмы, которые могут жить в довольно разнообразных условиях внешней среды, называются эврибионтными. Например, медведь бурый живет в условиях холодного и теплого климата, в сухих и влажных районах, питается разнообразной растительной и животной пищей.

По отношению к частным факторам среды употребляют термин, начинающийся с той же приставки. Например, животные, способные существовать в широком диапазоне температур, называются эвритермными, а организмы, способные жить лишь в узких температурных интервалах, относятся к стенотермным. По этому же принципу организм может быть эвригидридным или стеногидридным в зависимости от его реакции на колебания влажности; эвригалинным или стеногалинным - в зависимости от способности переносить разные значения солености среды и т. п.

Существуют также понятия экологической валентности, которая представляет собой способность организма заселять разнообразные среды, и экологической амплитуды, отражающей ширину диапазона фактора или ширину зоны оптимума.

Количественные закономерности реакции организмов на действие экологического фактора различаются в соответствии с условиями их обитания.

Стенобионтность или эврибионтность не характеризует специфичность вида по отношению к любому экологическому фактору. Например, некоторые животные приурочены к узкому диапазону температур (т. е. стенотермны) и одновременно могут существовать в широком диапазоне солености среды (эвригалинные).

Факторы внешней среды воздействуют на живой организм одновременно и совместно, причем действие одного из них в определенной мере зависит от количественного выражения других факторов - света, влажности, температуры, окружающих организмов и т. п. Эта закономерность получила название взаимодействия факторов. Иногда недостаток одного фактора частично компенсируется усилением деятельности другого; проявляется частичная заменяемость действия экологических факторов. В то же время ни один из необходимых организму факторов не может быть полностью заменен другим. Фототрофные растения не могут произрастать без света при самых оптимальных режимах температуры или питания. Поэтому если значение хотя бы одного из необходимых факторов выходит за пределы диапазона толерантности (ниже минимума или выше максимума), то существование организма становится невозможным,

Факторы среды, имеющие в конкретных условиях пессимальное значение, т. е. наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют возможность существования вида в данных условиях, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий. Эта зависимость получила название закона ограничивающих факторов. Такие уклоняющиеся от оптимума факторы приобретают первостепенное значение в жизни вида или отдельных особей, определяя их географический ареал. Выявление ограничивающих факторов очень важно в практике, сельского хозяйства для установления экологической валентности, особенно в наиболее уязвимые (критические) периоды онтогенеза животных и растений.

Источник---

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

1.3. Взаимоотношения организма и среды

Среда обитания – это природное окружение живого организма. Важные для жизни организма компоненты окружающей среды, с которыми он неизбежно сталкивается, называются экологическими факторами . Эти факторы могут быть необходимы или вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению.

1.3.1. Типы экологических взаимодействий

Все многообразие взаимоотношений между организмами можно разделить на два основных типа: антагонистические и неантагонистические .

Хищничество – форма взаимоотношений организмов разных трофических уровней, при которой один вид организмов живёт за счёт другого, поедая его.

Конкуренция – форма взаимоотношений, при которых организмы одного трофического уровня борются за пищу и другие условия существования, подавляя друг друга.

Основные формы неантагонистических взаимодействий: симбиоз, мутуализм и комменсализм.

Симбиоз (сожительство) – это обоюдовыгодные, но необязательные взаимоотношения разных видов организмов.

Мутуализм (взаимный) – взаимовыгодные и обязательные для роста и выживания отношения организмов разных видов.

Комменсализм (сотрапезник) – взаимоотношения, при которых один из партнеров извлекает выгоду, а другому они безразличны.

1.3.2. Круговорот веществ

Большой круговорот веществ в природе (геологический) обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и перераспределяет вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли. Некоторое количество веществ может на время выбывать из биологического круговорота (осаждаться на дне океана, морей, выпадать в глубины земной коры). Но большой круговорот – это и круговорот воды между сушей и океаном через атмосферу.

Малый круговорот веществ в биосфере (биогеохимический) совершается лишь в пределах биосферы. Сущность его – в образовании живого вещества из неорганического в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения.

Химические элементы образуют замкнутую систему (цикл), в которой атомы используются многократно. Суть цикла в следующем: химические элементы, поглощённые организмом, впоследствии его покидают, уходя в абиотическую среду, затем, через какое–то время, снова попадают в живой организм и т.д. Такие элементы называют биофильными [Ананьева, 2001].

1.3.3. Экологические факторы

Экологические факторы – движущая сила, причина какого–либо процесса, явления – любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм, хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития, называют экологическим фактором.
Экологические факторы среды принято делить на две группы:

    Факторы косной (неживой) природы – абиотические или абиогенные;

    Факторы живой природы – биотические или биогенные.

Абиотические факторы – это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение организмов. Их делят на физические, химические и эдафические.

Физические факторы – это те, источник которых – физическое состояние или явление (механическое, температурное воздействие и др.), химические происходят от химического состава среды (солёность воды, содержание кислорода и др.), эдафические (почвенные) – это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающие воздействие как на организмы почвенной биоты, так и на корневую систему растений (влияние влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений).

Всё живое, окружающее организм в среде обитания, составляет биотическую среду. Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Биотические факторы способны влиять на абиотическую среду, создавая микроклимат или микросреду: например, в лесу летом прохладнее и влажнее, а зимой – теплее. Но микросреда может иметь и абиотическую природу: под снегом, в результате его отепляющего действия, выживают мелкие животные (грызуны), сохраняются всходы озимых злаков.

Антропогенные факторы – факторы, порождённые человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.).

В начале 70-х годов XX в. американский биолог и эколог Барри Коммонер обобщил системность в экологии в виде четырёх законов. Их соблюдение – обязательное условие любой деятельности человека в природе.

1 закон: Всё связано со всем . Любое изменение, совершаемые человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных.

2 закон: Всё должно куда-то деваться . Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга". Любое наше вмешательство в природу возвращается к нам повышенными проблемами.

3 закон: Природа знает лучше . Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование её в своих интересах, а на адаптацию к ней.

4 закон: Ничего не даётся даром . Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придётся платить здоровьем, как своим, так и потомков.


Биотические факторы
, воздействующие на растения как первичные продуценты органического вещества, подразделяют на зоогенные и фитогенные.

Живое неотрывно от среды. Среда – одно из основных экологических понятий, которое означает весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где обитает организм, всё то, среди чего он живёт и с чем непосредственно взаимодействует. При этом организмы, приспособившись к определённому комплексу конкретных условий, в процессе жизнедеятельности сами постепенно изменяют эти условия, т. е. среду своего существования.

Несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности их воздействия на живые организмы.

Для жизни организмов необходимо определённое сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором.

Первоначально было установлено, что развитие живых организмов ограничивает недостаток какого-либо компонента, например, минеральных солей, влаги, света и т.п. В середине XIX века немецкий химикорганик Юстас Либих в 1840 г. первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в относительно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума ; в честь автора его ещё называют законом Либиха:



Однако, как выяснилось позже, лимитирующим может быть не только недостаток, но и избыток фактора, например, гибель урожая из-за дождей, перенасыщение почвы удобрениями и т.п.

Понятие о том, что наравне с минимумом лимитирующим фактором может быть и максимум, ввёл американский зоолог В. Шелфорд в 1913г., сформулировавший закон толерантности :


Благоприятный диапазон действия экологического фактора называется зоной оптимума (нормальной жизнедеятельности). Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Этот диапазон называется зоной угнетения .

Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки , за пределами которых существование организма или популяции уже невозможно. В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества или энергии оказывается загрязняющим среду началом.

Виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобионтными (форель, орхидея), а виды, приспосабливающиеся к экологической обстановке с широким диапазоном изменения параметров, – эврибионтными (мыши, крысы, тараканы).

1.3.4. Состав среды

Состав водной среды . Большая часть поверхности Земли покрыто водой. Распространение и жизнедеятельность организмов в водной среде в значительной степени зависят от её химического состава. Тем не менее, проблемы, связанные с водой, возникают даже у водных организмов.

Состав воздуха . Состав воздуха в современной атмосфере находится в состоянии динамического равновесия, зависящего от жизнедеятельности живых организмов и геохимических явлений глобального масштаба.

Состав почв представляет собой продукт физического, химического и биологического преобразования горных пород, включающей твёрдые, жидкие и газообразные компоненты.

В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания . Первая – вода. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши – литосферы, они создали третью среду обитания – почву, а сами стали четвёртой средой обитания [Акимова, 2001].

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Природа, в которой обитает живой организм, является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не все факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни могут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие, которые вообще безразличны для них. Факторы среды, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами.

Абиотические факторы - это все факторы неживой природы. К ним относятся физические и химические характеристики среды, а также климатические и географические факторы, имеющие сложную природу: смена сезонов года, рельеф, направление и сила течения или ветра, лесные пожары и др.

Биотические факторы - сумма воздействий живых организмов. Многие живые организмы влияют друг на друга непосредственно. Хищники поедают жертв, насекомые пьют нектар и переносят пыльцу с цветка на цветок, болезнетворные бактерии образуют яды, разрушающие клетки животных. Кроме того, организмы косвенно воздействуют друг на друга, изменяя среду обитания. Например, отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов.

Антропогенный фактор - вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов или непосредственно сказывается на их жизни.

Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) - в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма, называют ограничивающими (лимитирующими). Например, ручьевая форель живет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в воде кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород - ограничивающий фактор для форели.

Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но и избыток. Тепло, например, необходимо всем растениям. Однако если продолжительное время летом стоит высокая температура, то растения даже при увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев.

Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения. Наилучшее сочетание условий называют биологическим оптимумом. Выявление биологического оптимума, знание закономерностей взаимодействия экологических факторов имеют большое практическое значение. Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности сельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность.

Влияние основных абиотических факторов на живые организмы. В каждой среде действует своя совокупность абиотических факторов. Некоторые из них играют важную роль во всех трех основных средах (в почве, воде, на суше) или в двух.

Температура и ее влияние на биологические процессы, Температура - один из важнейших абиотических факторов. Во-первых, она действует везде и постоянно. Во-вторых, температура влияет на скорость многих физических процессов и химических реакций, в том числе и на процессы, идущие в живых организмах и их клетках. С повышением температуры до определенного предела скорость реакции увеличивается, а при дальнейшем повышении температуры резко падает. Вот почему температура влияет на скорости различных физиологических процессов, от пищеварения до проведения нервного импульса. Слишком низкие и слишком высокие значения температуры губительны для клеток.

Физиологические адаптации. На основе физиологических процессов многие организмы могут в определенных пределах менять температуру своего тела. Эта способность называется терморегуляцией. Обычно терморегуляция сводится к тому, что температура тела поддерживается на более постоянном уровне, чем температура окружающей среды. Более разнообразны по способностям к терморегуляции животные. Все животные делятся по этому признаку на холоднокровных и теплокровных.

Температура тела у холоднокровных животных изменяется при изменении температуры внешней среды. Теплокровные животные благодаря наличию таких ароморфозов, как четырехкамерное сердце, механизмы терморегуляции (перьевой и волосяной покровы, жировая ткань и др.), способны поддерживать постоянную температуру тела даже при ее сильных колебаниях.

Влияние влажности на наземные организмы. Все живые организмы испытывают потребность в воде. Биохимические реакции, идущие в клетках, протекают в жидкой среде. Вода для живых организмов служит «универсальным растворителем»; в растворенном виде транспортируются питательные вещества, гормоны, выводятся вредные продукты обмена и др. Повышенная или пониженная увлажненность накладывает отпечаток на внешний облик и внутреннюю структуру организмов. Так, в условиях недостаточного увлажнения (степи, полупустыни, пустыни) распространены растения-ксерофиты. Они выработали приспособления к постоянному или временному недостатку влаги в почве или воздухе, что обусловлено их анатомическими, морфологическими и физиологическими особенностями. Так, многолетние растения пустыни имеют сильно развитые корни, иногда очень длинные (у верблюжьей колючки до 16м), достигающие влажного слоя, или чрезвычайно разветвленные.

Роль света в жизни гетеротрофов. Для многих микробов и некоторых животных прямой солнечный свет губителен. Гетеротрофы - организмы, потребляющие готовые органические вещества и не способные к их синтезу из неорганических. В жизни большинства животных свет играет важную роль. Животные, ориентирующиеся с помощью зрения, приспособлены к определенной освещенности. Поэтому практически все животные имеют выраженный суточный ритм активности и заняты поисками пищи в определенное время суток. Многие насекомые и птицы, как и человек, способны запоминать положение Солнца и использовать его как ориентир, позволяющий находить обратную дорогу. Для многих планктонных животных изменения освещенности служат стимулом, вызывающим вертикальные миграции. Обычно ночью мелкие планктонные животные поднимаются в верхние слои, более теплые и богатые пищей, а днем опускаются на глубину.

Фотопериодизм. В жизни большинства организмов важную роль играет смена сезонов года. Со сменой сезонов меняются многие факторы среды: температура, количество осадков и др. Однако наиболее закономерно изменяется длина светового дня. Для многих организмов изменение длины дня служит сигналом смены сезонов. Реагируя на изменение длины дня, организмы подготавливаются к условиям наступающего сезона. Эти реакции на изменение длины дня называют фотопериодическими реакциями, или фотопериодизмом. От длины дня зависят сроки цветения и другие процессы у растений. У многих пресноводных животных укорочение дней осенью вызывает образование покоящихся яиц и цист, переживающих зиму. Для перелетных птиц сокращение светлого времени суток служит сигналом к началу миграции. У многих млекопитающих от длины дня зависит созревание половых желез и сезонность размножения. Как показали недавние исследования, у многих людей, живущих в умеренном поясе, короткий фотопериод в зимнее время вызывает нервное расстройство - депрессию. Для лечения этого заболевания человека достаточно каждый день в течение определенного периода времени освещать ярким светом.

Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы.

Предмет экологии. Экология (от греч. «ойкос» - жилище, убежище и «логос» - наука) - это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями, популяциями (состоящими из особей одного вида), сообществами (состоящими из популяций) и экосистемами (включающими сообщества и окружающую их среду). Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмы воздействуют на среду. Исследуя популяции, экологи решают вопросы об отдельных видах, об устойчивых изменениях и колебаниях численности популяций. При изучении сообществ рассматривается их состав или структура, а также прохождение через сообщества энергии и вещества, т. е. то, что называют функционированием сообществ.

Экология занимает значительное место среди других биологических дисциплин и связана с генетикой, эволюционным учением, этологией (наукой о поведении), физиологией.

Самая тесная связь существует между экологией и теорией эволюции. Благодаря естественному отбору в процессе исторического развития органического мира оставались лишь те виды, популяции и сообщества, которые в борьбе за существование выживали и приспосабливались к меняющейся среде обитания.

Понятие «экология» распространено очень широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из членов общества.

Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит от политики.

В обществе растет беспокойство по поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Экологическое мышление, т. е. анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды, стало абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий.

Природа, в которой обитает живой организм, является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не все факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни могут быть необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны; есть такие, которые вообще безразличны для них. Факторы среды, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами.

По происхождению и характеру действия все экологические факторы разделяют на абиотические, т. е. факторы неорганической (неживой) среды, и биотические, связанные с влиянием живых существ. Эти факторы подразделяют на ряд частных факторов.

Биологический оптимум. Часто в природе бывает так, что одни экологические факторы находятся в изобилии (например, вода и свет), а другие (например, азот) - в недостаточных количествах. Факторы, снижающие жизнеспособность организма, называют ограничивающими. Например, ручьевая форель живет в воде с содержанием кислорода не менее 2 мг/л. При содержании в воде кислорода менее 1,6 мг/л форель гибнет. Кислород - ограничивающий фактор для форели.

Ограничивающим фактором может быть не только его недостаток, но и избыток. Тепло, например, необходимо всем растениям. Однако если продолжительное время летом стоит высокая температура, то растения даже при увлажненной почве могут пострадать из-за ожогов листьев.

Следовательно, для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения. Наилучшее сочетание условий называют биологическим оптимумом.

Выявление биологического оптимума, знание закономерностей взаимодействия экологических факторов имеют большое практическое значение. Умело поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности сельскохозяйственных растений и животных, можно повышать их продуктивность.

Приспособленность организмов к среде обитания. В процессе эволюции организмы приспособились к конкретным условиям среды обитания. У них выработались специальные приспособления, позволяющие избежать или преодолеть действие неблагоприятного фактора. Например, растения пустыни могут переносить длительную засуху, так как они обладают различными приспособлениями к добыванию воды и уменьшению испарения. Одни растения имеют глубокие и разветвленные корневые системы, более эффективно поглощающие воду, другие (например, кактусы) накапливают воду в тканях. У некоторых растений листья имеют восковой налет и поэтому меньше испаряют влагу. В сухой сезон многие растения уменьшают листовую поверхность, а отдельные кустарники сбрасывают все листья и даже целые ветки. Чем мельче листья, тем меньше испарение и тем меньше надо воды, чтобы выжить в жару и засуху.

Характерная черта приспособлений организмов - поселение в такой среде, где условия для жизнедеятельности ближе всего к их биологическому оптимуму. Организмы всегда приспосабливаются ко всему комплексу экологических факторов, а не к одному какому-либо фактору.

  1. Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?
  2. Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.
  3. Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.
  4. Объясните, как изменения экологического фактора влияют на урожай.

Коротко ответьте на следующие вопросы.

  1. Как по-научному называют «санитаров планеты», разрушающих отмершиеостатки организмов и превращая их в неорганические и простейшиеорганические соединения?
  2. Какой важнейший фактор среды для аэробных организмов сосредоточен ватмосфере?
  3. Как называется замкнутый цикл процессов и явлений?
  4. Как называются виды живых организмов, которые имеют ограниченныйареал, представленный в пределах одной небольшой географической области?
  5. Как называется фактор среды, воздействие которого может выйти за пределывыносливости организма?
  6. Назовите группу абиотических факторов, связанных с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
  7. Как называют фактор среды, подразумевающий непосредственноевоздействие человека на какой-то организм или среду его обитания?
  8. Как называется наилучшее сочетание условий жизни?
  9. Что такое регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменениевремени года?

Правильный ответ: 1 – редуценты, 2 – кислород, 3 – круговорот, 4 – эндемики, 5 – ограничивающий (лимитирующий), 6 – климатические (метеорологические, погодные), 7 –антропогенный фактор, 8 – биологический оптимум, 9 – сезонный ритм(сезонный биоритм, циркадный ритм или суточный).

Оценивание:

Всего – 9 баллов.

Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)

Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующиеуменьшению скорости эрозионных процессов:

  1. переход на малоотходные технологии;
  2. организация заказников и заповедников;
  3. безотвальная и плоскорезная вспашка;
  4. вспашка поперёк склонов;
  5. регулирование снеготаяния;
  6. борьба с загрязнением воды, воздуха;
  7. создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос;
  8. обработка почвы с оборотом пласта;
  9. применение тяжёлой техники при обработке почвы;
  10. строительство прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;
  11. строительство земляных валов в местах активного водяного стока;
  12. строительство водоотводящих каналов в местообитаниях с повышенной влажностью.

Правильные утверждения – 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ. Если указаны неправильные мероприятия, как правильные, то 1 балл вычитается за каждый такой неправильно выбранный пункт. В итоге, если неправильно выбранных будет больше чем правильно выбранных, то результирующий балл будет равен нулю.

Всего – 7 баллов.

Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»

Проанализируйте данные 2000 года о возрастном составе населения России (150 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), приведённые в таблице ниже.

Используя материалы таблицы, ответьте на следующие вопросы.

  1. Рассчитайте долю (в %) молодёжи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.
  2. Численность населения какой страны будет заметно расти в будущем и почему?
  3. Численность населения какой страны скорее всего стабильна и не имеет выраженной тенденции к росту? Объясните почему.
  4. Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем в предыдущей и последующей группах?
  5. В какой стране возрастные группы людей наиболее сильно отличаются между собой по численности населения? С чем на Ваш взгляд это может быть связано?

Правильный ответ:

  1. В России 44 %, в Индонезии 62 %.
  2. Индонезии. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)заметно выше, чем в последующих категориях.
  3. России. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)чуть меньше, чем в последующих категориях.
  4. Люди этой группы родились в 40–50-х годах. В это время из-за Второймировой войны, голода и разрухи в стране была высокая смертностьрепродуктивной части населения, поэтому доля родившихся была значительноменьше, чем в соседние десятилетия (30–40-е и 50–60-е годы).
  5. В Индонезии. В этой стране больше рождается детей и меньше выживаетлюдей старших возрастов. Поэтому по сравнению с Россией сильнее почисленности отличаются разные возрастные группы. Это характерно для странс быстро растущим населением.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.

Всего – 5 баллов.

Задание 4. « Охрана окружающей среды» (10 баллов)

Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие наприроду и человека». В центральную колонку впишите основные источники,выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонкеопишите опасность, которую представляют эти вещества для природы издоровья человека. При заполнении таблицы имейте в виду, что некоторыеисточники загрязнения могут относиться к нескольким видам веществ,загрязняющих атмосферу.

Источники, загрязняющие атмосферу :

  1. транспорт;
  2. предприятия, обрабатывающей промышленности;
  3. цементные заводы;
  4. аварии на атомных реакторах;
  5. производство, на котором сжигается уголь, сланцы, нефтепродукты;
  6. сжигание торфа и древесины;
  7. производство и транспортировка атомного оружия;
  8. производство железа, меди;
  9. производство серной кислоты;
  10. производство азотной кислоты;
  11. теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле, торфе и мазуте;
  12. испытания атомных и водородных бомб.

Правильный ответ:

Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на природу и человека
Оксиды углерода (СО, СО 2) 1) транспорт;

2) сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

3) сжигание торфа и древесины

Вызывают парниковый эффект
Оксиды серы (SO 3 , SO 2) 1) Сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

2) производство железа, меди;

3) производство серной кислоты.

4) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте

Вызывают кислотные дож ди, смог Лондонского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы
Оксиды азота (NO, NO 2) 1) транспорт;

2) производство азотной кислоты.

Вызывают кислотные дожди, смог Лос Анджелесского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы.
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.) 1) промышленные пред приятия;

2) транспорт;

3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте;

4) цементные заводы

Вызывают отражение сол нечных лучей от Земли, уменьшают нагрев поверх ности.Затрудняют фотосинтез у растений. Увеличивают вероятность заболеваний дыхательной системы человека и живот ных
Радиоактивные вещества 1) испытания атомных и водородных бомб;

2) изготовление и транс портировка атомного ору жия;

3) аварии на атомных реакторах

Вызывают мутационные процессы, угрожают жизни и здоровью живых существ

Оценивание: по 1 баллу за каждую верно заполненную ячейку таблицы.

В столбике «Основные источники загрязнения» верно заполненной ячейкойсчитается та, в которой правильно указано два и более источника загрязнения.

В столбике «Воздействие загрязнителей на природу и человека» вернозаполненной ячейкой считается та, в которой правильно указана одна или болееиз опасностей, которую представляют эти вещества.

Всего – 10 баллов.

Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)

Приведите по несколько примеров организмов в каждом пункте, которыеимеют островной тип распределения популяций:

  • а) среди водных организмов (от 2 до 4 примеров);
  • б) среди сухопутных организмов (от 2 до 4 примеров).

Примеры правильных ответов :

а) озёрные обитатели : карась, щука, дафнии, циклопы и т. д. Можно привестипримеры и морских организмов – например рыбы и беспозвоночныеАральского, Каспийского морей.

б) обитатели настоящих островов : командорский песец, сахалинский медведь.Здесь же можно указать обитателей оазисов в пустыне: финиковая пальма,влаголюбивые растения, влаголюбивые грызуны, ящерицы, черепахи и т. д.

Также можно упомянуть животных, которые фрагментировали свой ареал из-задеятельности человека (зубр, бизон, дальневосточный леопард, киви и другие).

Оценивание: по 1 баллу за 1–2 примера и 2 балла за 3–4 примера отдельно длякаждого подпункта вопроса.

Всего – 4 балла.

Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)

Компонентами экосистемы пресноводного водоёма могут быть:

  • рыбы;
  • бактерии;
  • дафнии, моллюски;
  • водоросли и высшие водные растения;
  • простейшие – инфузории;
  • грибы.

Изобразите схему потоков вещества и энергии в экосистеме водоёма. Блоками выделите её компоненты, а стрелочками (направленными как в одну сторону, так и в обе) потоки вещества и энергии. Объясните, почему исключение некоторых элементов, например, мелких беспозвоночных животных, из этой схемы приведёт к резкому нарушению равновесия данной экосистемы.

Правильный ответ :

Итоговая схема :

Исключение дафний, моллюсков и инфузорий из этой экосистемы приведёт с одной стороны к исчезновению кормовой базы для рыб и, соответственно, их гибели, а с другой к сильному разрастанию водорослей и высших водных растений (вода зацветёт).

Оценивание : 1 балл за 1–4 правильно расставленные стрелки (в том числе и с правильным их направлением), 2 балла за 5–8 правильно расставленных стрелок, 3 балла за 9–12 правильно расставленных стрелок. Обоюдоострые стрелки считаются за две!

Плюс 1 балл за правильное объяснение про исключение дафний, моллюсков и инфузорий.

Всего – 4 балла.

Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)

В природе биоценозы с течением времени изменяются и преобразуются.

Опишите общие закономерности саморазвития экосистем, не испытывающих негативного влияния антропогенных факторов.

Правильный ответ:

Правильный ответ должен включать следующие пункты:

  1. постепенное увеличение видового разнообразия;
  2. смена доминирующих видов;
  3. усложнение цепей питания;
  4. усиление взаимовыгодных связей;
  5. увеличение общей биомассы и продукции сообщества;
  6. увеличение расхода продукции в цепях питания.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильно указанный пункт.

Всего – 6 баллов.

Новое на сайте

>

Самое популярное