Домой Любвь Эпоха просвещенного абсолютизма период правления. Просвещенный абсолютизм

Эпоха просвещенного абсолютизма период правления. Просвещенный абсолютизм

К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется в неограниченной власти монарха, который опирался на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли самодержца. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

  • В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
  • Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
  • Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
  • Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
  • Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ

  • Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
  • Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

Страна Изменилось Осталось без изменений
Пруссия
  • начальное образование стало более доступным;
  • строгий контроль за судебными и финансовыми органами;
  • в экономике проводится политика меркантилизма: защита интересов своего производителя, на ввозимые товары вводятся дополнительные пошлины;
  • помещики не имеют права лишать крестьян своих наделов;
  • суд становится равным для всех сословий.
  • запрещён выезд за рубеж;
  • сохраняется крепостное право;
  • цензура печати и запрет на свободу слова.
Австрия
  • появляется среднее образование;
  • смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления;
  • ограничение на привилегии Католической Церкви;
  • отмена крепостного права;
  • крестьяне получали небольшой надел земли;
  • политика меркантилизма: ввоз товаров из-за рубежа облагается повышенной пошлиной.
  • запрет на выезд из страны;
  • цензура печати и запрет на свободу слова;
  • увеличился срок службы в армии;
  • централизация власти Габсбургов распространилась на Галицию и Венгрию.
Швеция
  • вышел свод законов о свободе печати и свободе слова;
  • отменено сословное ограничение занимания высоких государственных должностей;
  • введена свобода вероисповедания;
  • политика меркантилизма: ввозимые товары облагаются повышенным налогом.
  • парламент(ригстаг) полностью зависел от воли короля и мог быт распущен в любой момент;
  • прекращает свою деятельность совещательный орган.

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, в чем заключалась главная идея просвещенного абсолютизма. Реформы промышленного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 120.

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма . Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма . Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского.

В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II , австрийский император Иосиф II , русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени.

Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер , Дидро , Гольбах , Гельвеций . Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.


Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек.

Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь «просвещенного монарха» «пресвятую владычицу петербургскую». Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего монарха Екатерина II подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. «Тартюфом в юбке и короне» назвал Екатерину II А.С.Пушкин. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма.

Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.

Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в 1785 г., а Руссо не признавала уже с середины 60-х годов). Радикализм и последовательность их идей были ей чужды. После казни Людовика XVI Екатерина II порвала всякие отношения с революционной Францией, став душой контрреволюционной европейской антифранцузской коалиции.

Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. В одном из писем Екатерина II написала, что мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе, и лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова «свобода». Несомненно, что на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.) — самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Как отмечал В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно распространяла в обществе идеи века и законодательно закрепляла «факты места». Екатерина II стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в., с которыми раньше заигрывала, идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла: Н.И. Новиков и А.Н. Радищев оказываются за решеткой. Н.И. Новиков, один из крупнейших русских масонов, представлявших оппозиционную правительству дворянскую общественность, развернул широкую книгоиздательскую деятельность, которая определялась просветительскими целями.

Велика заслуга Н.И. Новикова как автора и издателя сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». А.Н. Радищев был представителем крайне левого радикального крыла общественной мысли России — дворянской революционности. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» передает весь ужас крепостничества и деспотизма самодержавия и содержит прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, «Наказ», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др.

Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.

«Наказ»

Одним из замечательнейших памятников эпохи просвещенного абсолютизма, ее своеобразным манифестом был знаменитый «Наказ», над которым Екатерина трудилась в течение двух лет. «Наказ» (1767 г.) представлял собой обширное фнлософско-юри-дическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. На его основе Уложенная комиссия Должна была разработать новый законодательный кодекс.

«Наказ» состоял из 20 глав и 526 статей (потом появились еще две главы). Из 507 страниц текста 408 были заимствованы из сочинений Монтескье («О духе законов») и Беккариа («О наказаниях и преступлениях»). Как писала сама Екатерина, «я обобрала президента Монтескье». «Наказ» произвел большое впечатление за границей и в России (с 1767 по 1796 г. он издавался на русском языке 8 раз). Многие положения «Наказа» сыграли поистине выдающуюся роль в истории русской общественной мысли.

Самое радикальное преобразование, которое намечала Екатерина II, предполагало отмену крепостного права. Но в основной части «Наказа», где есть специальные главы, посвященные народонаселению, торговле, воспитанию детей, дворянству, «среднему роду людей», городам, суду, преступлениям и наказаниям, главы о крестьянстве нет. Значит ли это, что Екатерину не интересовал крестьянский вопрос и она прошла мимо него? Напротив, крестьянский вопрос был проблемой номер один в России XVIII в., его нельзя было обойти при любом социальном преобразовании и тем более при создании новых российских законов. Дело в том, что в первоначальном варианте «Наказа» была глава о крестьянах и крепостном праве, которая в окончательной редакции исчезла. В ней не только декларировалась возможность освобождения, но и предлагался план постепенной реформы.

Поэт А.П. Сумароков, который был признанным идеологом целой группы дворянской интеллигенции, резко критиковал идею ликвидации крепостного права. При обсуждении крестьянского вопроса в Вольном экономическом обществе он заявил, что крестьянская свобода обществу вредна и пагубна. В конечном итоге Екатерина вынуждена была уступить и отступить перед крепостниками, не желавшими перемен.

Следующим прогрессивным положением «Наказа» была идея создания «правового» самодержавного государства. Многие статьи и строки «Наказа» имеют современное звучание. Екатерина провозгласила два великих принципа: равенство граждан перед законом и презумпцию невиновности. Она пишет: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»; «Вольность есть право все то делати, что законы дозволяют». Законы создаются не для устрашения, а для воспитания граждан:

«Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями». Суду должно предшествовать тщательное расследование, обвиняемый имеет право защиты и отвода судьи, суд должен быть гласным. «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оны»; наказание должно быть строго соразмерно преступлению. Екатерина утверждает: «Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать». Даются три совета (не потерявшие своего значения и сегодня), как предупредить преступление: «Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину.

Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми». В «Наказе» Екатерина провозгласила такой гуманный пункт, как отмена пытки («употребление пытки противно здравому естественному рассуждению»), возражает и против смертной казни". Таково основное содержание «Наказа». Хотя стремление Екатерины перенести на чужую почву западные либеральные идеи окончилось неудачей, сам «Наказ» несомненно повлиял на русскую просветительскую мысль. В этом отношении слова Ключевского о том, что Екатерину «будут помнить дольше, чем ее деяния» 2 , приобретают новый смысл.

Основоположником идеи «просвещенного абсолютизма» считают философа Томаса Гоббса. В центре этой теории стояло светское государство, покровителем которого был абсолютный монарх. «Просвещенный абсолютизм» вышел за рамки прежнего понимания государства, для которого был характерен узкий практицизм целей и методов управления страной. Этот подход предполагал ответственность правителя не только за государственные дела, но и за «общественное благо».

Литература просветительской направленности, получившая широкое хождение в обществе в середине XVIII века, не ограничивалась лишь критикой существовавших порядков. Стремления мыслителей были направлены на то, чтобы в обществе разворачивались реформы, инициатором которых должно было стать государство и «просвещенные» правители. Отличительный признак «просвещенного абсолютизма» – союз рационалистической философии и абсолютной монархии. Ярким воплощением описанных идей были философские и политические взгляды Вольтера.

Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих стран Европы, за исключением разве что Франции, Англии и Польши. Англия не нуждалась в подобных идеях, поскольку нашла другие пути для осуществления реформ. В польском государстве отсутствовал абсолютизм, там господствовала шляхта. А правители Франции не смогли взять на себя ответственность за проведение социальных преобразований, в результате чего монархия в этой стране к концу XVIII века перестала существовать.

«Просвещенный абсолютизм» в России

Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.

Настольной книгой императрицы было «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.

К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.

Тема №9 XVIII век в Российской истории

1.Характер политики «просвещенного абсолютизма» и ее социальна сущность.

2.Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны.

1. "Просвещенный абсолютизм" - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной, так и в духовной жизни общества. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что "просвещенные монархи", проводя реформы, утверждая "разумные законы" и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Основные факторы политики "просвещенного абсолютизма" в России . Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни:

Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с "духом времени", социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Тем самым, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если "Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских".Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке". Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

· Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

· Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

· Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

· Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма").

· Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения.

Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

  1. правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
  2. политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.

В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:

1) 1763 – сенатская реформа (сенат разделен на 6 департаментов)

2) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;

3) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769);

4) с 1782 г. начинает складываться система государственного образования

5) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для кодификации законодательства

6) 1775 – губернская реформа

7) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству

Подтверждала монопольное право

Дворяне получили право в любое время уходить в отставку

Право заниматься мануфактурой

8) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам.

Освободила купечество от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

9) при Екатерине II происходило максимальное закрепощение крестьян и расширение прав дворянства

В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

Главное противоречие «просвещенного абсолютизма» состояло в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения – идеалом баланса интересов различных слоев общества, с одной стороны, и господством принуждения с другой.

Но у Руси была своя дорога. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Министерство образования и

молодежной политики

Ставропольского края

Новое на сайте

>

Самое популярное