Домой Тайны мира Пример интеллигентного человека из жизни. Что такое интеллигентность: определение, примеры

Пример интеллигентного человека из жизни. Что такое интеллигентность: определение, примеры

Введение.

1. Мировоззрение как понятие.Структура мировоззрения.

2. Структура мировоззренческоговидения.

3. Научнаяподоплека мировоззрения.

4. Значение мировоззрения длячеловека и его сущность.

5. Функции мировоззрения.

6. Основные этапы историческогоразвития мировоззрения.

Заключение


Введение

Каждыйчеловек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которыеобсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определеннымзаконам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или онкогда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, акакое - случайности?

Еще в большей степени каждыйчеловек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этоммире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческогосуществования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире илиэто ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что естьистина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Направление истории человечества,народа и жизни отдельного человека всегда отражается на их собственной духовнойжизни, а духовная жизнь, будучи отражением, вторичной по отношению к жизниматериальной, в свою очень обуславливает это направление

Духовная жизнь- сложный, многокрасочный и безграничный по содержанию феномен. Длявсестороннего рассмотрения и во всех деталях постижения духовный мир такой женеисчерпаем, как и тот мир, который находит свое духовное отражение. Правда вдуховном мире отражается не весь реальный мир. Но взамен этого духовный мир досвоего отражения реального мира добавляет свои собственные продукты: догадки,фантазию, ошибки и много кое-чего другого. Таким образом, мы имеем двебесконечны6е неисчислимые величины: реальный мир и мир духовный в их сложномвзаимодействии. И определение того, какой их этих миров - материальный илидуховный? - и какие факторы - материальные или духовные - в каждом отдельномслучае первычные, а какие вторичные, не всегда будет однозначным. В однислучаях первичными будут факторы духовные, а в других - материальные. Заметимтакже, что для познания духовный мир такой же неисчепраем, как и мирматериальный; что в изучении духовного мира могут бюыть такие же качественноновые открытия, как и в изучении мира материального.


1. Мировоззрениекак понятие. Структура мировоззрения

Каждогочеловека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такоесовесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провестичеткую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло вчеловеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такогосостояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпохавсеобщей любви и согласия»?

Можно было быназвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которыерассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этимипроблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновенияфилософии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Человексовременного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент ШведскойАкадемии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного миразачислил человека до вида Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов(Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существоживотного происхождения, отличается от всех других животных тем, что онявляется существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присущеосознание окружающей среды.

Произведячеловека, природа, таким образом, произвела существо, в лице которого осозналасамоё себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, чтоона цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная,катастрофичная…

Вопределённой мере природа «осознаёт» себя и через существа животных,которые тоже «знают», что им можно кушать, а от чего - отравиться; кчему следует прибегать, а от чего убегать; чему и кому следует показываться, аот чего и от кого надо прятаться… Но при всём при этом, если животное и«знает», то оно не знает, что оно знает. Только человек не толькознает те или иные стороны действительности, он вместе с тем знает, что онзнает, то есть человек осознаёт себя как существо знающее. Знание человекасамого себя создаёт собой то, что мы называем самосознанием.

Самосознаниевключает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, потомучто содержит в себе то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Духовнотворческое объединения сознания и самосознания образуют собою то, что мыназываем мировоззрением.

Поэтомуправильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мыпоговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания,познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а ихсложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений,мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Мировоззрение- этосистема обобщающих взглядов на мир и своё место в нём.

Мировоззрениекаждого из нас - это то, каким я вижу мир и какое своё место вижу в этом мире.


/>2. Структура мировоззренческого видения

Мировоззрение,в свою очередь, не есть механической суммой сознания и самосознания.Мировоззрение - качественно новое, высшее духовное образование. В нём элементысознания (знание окружающей действительности) наличествуют всистематизированном и обобщённом виде, а самосознание (осознание этих знаний исамого себя, своего «Я») органически вплетаются в систему собственныхзнаний Определив в приближённом виде мировоззрение, перейдём до егосодержания, точнее до составных частей содержания мировоззрения.

Мировоззренческимвзглядом человек охватывает весь мир и в этом охваченным мировоззрением мире онживёт и действует. Мы всегда живём в том и таком мире, как мы его себеосознаём, как мы его себе представляем. Люди библейских времён жили, например,на Земле под хрустальным куполом неба; во времена Коперника - на небе воВселенной единой Солнечной системы; времён Гершеля и Канта - во Вселенноеединой Галактики, а сейчас - во Вселенной неисчислимого числа галактик с "чёрными дырами". Верующий человек живёт в окружении и во взаимодействии изсверхъестественными существами, - богами, ангелами, духами; атеист - в мире, вкотором нет каких бы то ни было сверхъестественных существ; суеверный - в мирециркулирующих предрассудков, - в мире исцелений, чудес, предсказаний,колдовства.

Весь мирнеобъятен, и своими знаниями о нём он присутствует в нашем мировоззрении толькочастично. Этими частичными знаниями о мире в современных условиях нас снабжаетнаука. Научные знания - наиболее доказательные и непоколебимые элементы нашегомировоззрения. Углубление и расширение наших знаний - это расширение иуглубления нашего мировоззрения. Наука не только даёт нам непоколебимыеубеждения в правдивости наших знаний о мире, она также формирует у нас научныйстиль мышления, с которым мы подходим ко всем мировоззренческим проблемам дажев том случае, когда нам заведомо известно, что определённых проблеммировоззрения нельзя решить научным способом и не нужно решать их научнымспособом. Следовательно, мы всего мира по-научному не знаем. Наука преподноситнам фрагментарные знания о мире. А поэтому, если говорить с точки зрениянаучных знаний, мы знаем мир полосочками: вот это знаем, а этого не знаем, авот что касается «этого», то мы сейчас и не предполагаем егосуществования. Но человек живёт не исключительно в том мире, который ему научнорастолкован. Он живёт во всём мире реальном, цельном. И действовать емуприходится в мире, который предстоит пред ним со всеми познанными инепознанными сторонами.

А поэтому вмировоззрении кроме настоящих научных знаний присутствуют и различного родапредположения о реальном состоянии вещей. Эти стихийные или осознанные,действительные или мнимые пробелы наших знаний о мире заполняются вмировоззрении предположениями. Следовательно, благодаря мировоззрению мы знаемто, чего на самом деле не знаем. Только в будущем дальнейшее развитие наукиподтвердить или опровергнет наши мировоззренческие предположения. Но в функционирующеммировоззрении мировоззренческие предположения для человека, а иногда - и длявсего общества, такие же убедительны, как убедительны таблица умножения, законывсемирного тяготения, шарообразность Земли… Возьмём тех людей, которые верятв телепатию, вещие сны, предсказания Глобы или там покойной Ванги, в порчу ит.п. и т.д. Наука не только не подтверждает верования в телепатию, НЛО, ведьм ипрочую нечисть, но и многократно публично показывала несостоятельность всейэтой… чертовщины, что ли? Ну, и что из этого? Для некоторых людей телепатия - достоверный факт! Гадание и колдовство - вне всякого сомнения. Причём, срединих не обязательно тёмные люди (таких только подавляющее большинство), но илюди с высшим образованием, творческая интеллигенция и даже учёные (правда,специалистов не в тех областях, в которых они допускают антинаучныепредположения). Следовательно, в мировоззрении человека знания и предположенияслиты в органическую амальгаму. Они для человека равносильны знанию, те жезнания.

В состав мировоззрениявходят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, илижизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний вту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем болеесерьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

Степень познавательнойнасыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности тогоили иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собойвсего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) вмировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаютсяопределенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие),выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего,получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни,действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»:знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своейсути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реальногомира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ковсему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, темили иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные,эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, скоторыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра изла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляетсяоценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентацийиграет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественноммировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способыосвоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-тоуравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженноеединство других «полярных» компонентов, аспектов, уровнеймировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения,теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видениябудущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительнаядуховно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостностьчеловеческого опыта, всей системы ориентаций.

Спсихологической точки зрения в мировоззрение входит наше миропонимание, нашемирочувствование и наше мироотношение. Только то, что одновременновоспринимается нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей, - только это исоставляет наше подлинное мировоззрение. Мы в данном случае отвлекаемся от техпротиворечий, которые возникают между нашими знаниями (например, научными),нашими предположениями (например, совершенно антинаучными) и концептуальнымсодержанием наших смысложизненных идеалов. Отвлекаемся также от постоянногодиалектического противоречиями между разумом человека, его чувствами и волей.Для того, чтобы изучать любое явление надо сначала посмотреть на него в идеале,в отрыве от привходящих элементов.

Мировоззрение комплексная форма сознания,объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, – способно раздвигатьузкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данногочеловека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. Вмировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни,все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов,современников, что-то, бережно храня, отчего-то решительно отказываясь.

Обобщим сказанное. Вконцептуальном плане структуру мировоззрения образует мир знаний, мирпредположений и мир должного; а в плане психологическом - миропонимание,мирочувствование и мироотношение

2.1 Формымировоззрения

Жизнь людей в общественосит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются вовремени все составляющие общественно-исторического процесса: техническиесредства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли,чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп,личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает,преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений.Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения,принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общиечерты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.И в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретныхлюдей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющихжизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт,мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых ииндивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по томуили иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальномуположению, уровню образования, профессии, приверженности к какой-либо религии идругим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и оченьсильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненныепрограммы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихсямировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

2.2 Христианство, материализм итеософия

Рассмотрим формы мировоззрения, образовывавшиеся напротяжении веков. Будем исходить из трех основных типов мировоззрений, принятыхдля нас. Это христианство, материализм и теософия. Для каждого извышеупомянутых мировоззрений существует ряд вопросов, помогающих нам раскрытьих сущность.

Бог или материя? Два мира или один? Христианское говорит нам:«Бог есть». А что есть бог? Бог есть любовь, любовь бесконечная, любовь клюдям, к миру, ко всему в целом. Бог есть творец, создатель вселенной, то естьименно того, что нас всех окружает, того что мы ежедневно видим и ощущаем.Подсознательно мы чувствуем, что какая-то сила есть. Что это? Тайна.Христианское учение говорит, что Бог-это бесконечное могущество, номатериалисты утверждают совершенно обратное. Для них Бога нет, как нет и некоймогущественной духовной силы, которая главенствует во вселенной, а существуетлишь материя. Пожалуй, любой, кто убежден в чем-то одном, а любое другоеотрицает, является фанатиком. Мир материален, но все-таки есть какая-то сила,за пределами понимания. Можно назвать это «высшим разумом». Материализм посвоей сути очень убедителен, так как основывается на эксперименте. Что недоказано, то не является фактом. Но то, что материя существовала вечно ибесконечно и начала нет факт весьма спорный. Их новое убеждение, что мир возникв результате «Великого взрыва» тоже не очень-то убедительно. Ведь точно такжеможно сказать, что бог сотворил мир из самого себя, и нет ничего начальнееначала, то есть бога.

Так как же устроена вселенная? Для христиан это два мира - видимый и невидимый. Видимый - это то, где мы живем, что мы, так сказать, видимвокруг себя, а невидимый - это царство Господнее: рай и ад. Для материалистов - это материальный мир, состоящий из мельчайших частиц, мир познаваемый наукой итолько ею. Материалисты признают и духовный мир, но он порожден силой разума.Теософия утверждает, что мир это - некая духоматерия, что он состоит из уровнейсущностей.

Библия, как книга,которую написали люди со слов Божьих, говорит, что жизнь без Бога невозможна.Она рассказывает о божественном происхождении жизни. Христианство развиваетсозревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости,абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являютсяего творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральныхдогмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласнопервому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»,или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового иоформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын«рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этоми «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, таккак все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны».

Человек, согласнохристианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога.Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобиечеловека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестныемуки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской.Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любогоограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свойкрест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Темсамым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается исовершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и естьпредназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этимвзглядом на человека связано характерное только для христианства понятие«таинства» - особого культового действия, призванного реально ввестибожественное в жизнь человека. Это, прежде всего - крещение, причастие,исповедь (покаяние), брак, соборование.

Но данный факт весьма сомнителен, так как основывается наличном опыте создателей, не подтвержденном реальными экспериментами.Материалистическое же мировоззрение хорошо во всем и весьма убедительно, еслине считать их убеждение, что жизнь возникла случайно. Ведь, как известно, ничтоникуда не уходит бесследно и ниоткуда просто так не появляется. Теософы считаютинопланетное возникновение жизни наиболее приемлемым для себя. Если ужзадуматься, то теософская точка зрения по вопросу возникновения жизни, являетсяболее приемлемой. Ведь то, что есть инопланетная жизнь мы так до сих пор и незнаем. Так даже Бог может иметь некоторое отношение к инопланетянам. Все, чточеловек не может объяснить, он пытается объяснить чем-то необычным,сверхъестественным.

Так в чем же смысл жизни? Этот вопрос, пожалуй, люди ставятперед собой всегда. Будь они материалисты или христиане, теософы или людидругих воззрений. Этот вопрос не стоит лишь перед теми, кто живет днемсегодняшним. Христиане считают, что человек живет для того, чтобы соединиться сбогом. Материалисты преследуют научные, материальные интересы, улучшают своеблагосостояние из поколения в поколение. Теософы стремятся соединиться с«высшей» энергией. Все они стремятся к чему-то высшему. Хотя для каждого из нихэто абсолютно разные вещи. Познать непознанное - в этом, наверное, и есть смыслжизни. Найти самого себя в этом суетном мире. Узреть что-то такое, что другимнедоступно и не потерять себя как личность.

А существует ли смерть? Нет! Смерти нет и быть не может, ведьчеловек умирая, остается жить в своем духовном состоянии. Он как бы рождаетсязаново, соединяется с богом. Так считают христиане. А материалисты? Смертьесть. Смерть есть и, умирая, человек сливается с общим зарядом - это теософскоемировоззрение.

В связи со всем вышеизложенным можно сказать что всовременном обществе мировоззренческая ситуация очень сложная. Очень многолюдей говорит о боге, в тоже время, придерживаясь чисто материальных интересови практически во многом себе противореча...

Всем известно, чтосовременное обществе характеризуется глобальными кризисами говорящими лишь отом, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Либо мы все пойдемдругим, гуманным по отношению к миру, путем, либо наша цивилизация навсегдаисчезнет. Их много. Обратим внимание на особенно глобальные (кризисы, которыемогут быть решены усилиями большого количества населения).

1. Нравственный.

2. Экологический.

3. Демографический.

Деградация человека,разрушение его сознания, упадок морали - все это нравственный кризис, который приведетк уничтожению мира.

Основная проблема состоитв том, что все хотят жить как в Соединенных Штатах Америки, т.е. многопроизводить, но и много получать. Но для большинства так жить невозможно.Планета этого не выдержит (ограниченные возможности природы: ресурсы, экологияи т. д.). Она еще обусловлена и демографической проблемой. К 2100 годунаселение составит 10-12 млрд., причем 9/10 будет жить в развивающихся странах.Возникнет проблема с ними. Таким образом, перенаселение планеты,демографический кризис, приведет к тому, что людям просто негде станет жить,начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем.

Но пожалуй экологическийкризис разрушит нашу цивилизацию гораздо быстрее, чем мы думаем. Разрушениеозонового слоя Земли уже сейчас сказывается на климате планеты. Нарушаетсяприродный экологический баланс. Мировое потепление приведет к тому, что сначаланачнется глобальная засуха, а если солнце растопит льды Антарктики и Арктики, товся цивилизация исчезнет под водой, которая впоследствии под действиемиспепеляющего Солнца тоже исчезнет, унеся с собой последние формы жизни.

Мы подошли к рубежу,когда от своих собственных успехов Мы можем погибнуть, как цивилизация.Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала такоемировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизацией

Так какой же выход из создавшейся ситуации? Естественно,смена мировоззрения. Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжаютсохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи,основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Ихнередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаясяформа мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоевобщества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым иреально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо,чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического,экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулисьне единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни,действия. Но это, в общем. А в частности?

Новый образ жизни, новыйспособ производства, новая семья. Замена технологии на более прогрессивную,экологически чистую, безвредную для окружающей среды, поднятие моральногооблика населения путем познания духовных ценностей и проникновения их в массы,поднятия жизненного уровня, обращению к разуму человека, к научному осмыслениюпроисходящего. В некоторых сильно развитых, привилегированных странах этопрограмма контроля за рождаемостью, так называемая программа «Двух миллиардов»,смысл которой в том, чтобы оставить на планете два миллиарда людей и тем самымрешить проблему перенаселения. Но вряд ли это выход, ведь это чистой водырасизм. Расизм в общем смысле этого слова.

Это с позиции материализма.

Если брать христианское мировоззрение, то это обращение кБогу, житие по законам Божьим. И в принципе если бы все на Земле происходило быпо законам божьим, то не было бы глобальных кризисов и вполне вероятно обществоне пришло бы к такой тупиковой ситуации. Хотя у христиан есть и другая точказрения. По их убеждению все, что вокруг нас - прах, лишь материальная оболочка,а основная жизнь наступает лишь после смерти в царстве Господнем, так что всечто вокруг происходит лишь суета и абсолютно не важно что на земле будетдальше. Ведь грядет Апокалипсис и весь материальный мир сгорит в гееннеогненной.

У теософов тоже довольно-таки антагонистичное отношение кмиру, их окружающему. Мир сегодняшний сгорит в ОГНЕ и после него появитсяновый, так зачем же задумываться над сегодняшним, ведь материальная оболочкаявление временное.

В середине нашего века была написана Даниилом Андреевым - последователем Владимира Соловьева - книга «Роза Мира». Этот философскийтрактат был создан автором в политическом изоляторе, в тюрьме и является, помнению критиков, одной из самых необычных книг ХХ века.

Д. Андреев пытается показать в «Розе Мира» путипредотвращения двух самых страшных зол в современном мире - мировых войн ивсемирной тирании, пути изменения общества во всечеловеческом братство. Онговорит, что в мире существует инстанция, много лет претендующая на то, чтобыстать единственной, неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от нихопасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция - государство. Опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, чтоопасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не путемразвития науки и техники самих по себе, не переразвитием государственногоначала, не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократическоготипа - но установлением над всемирной федерацией государств некоейнезапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственнойи надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу. Этуинстанцию Андреев условно называет Лигой Преобразования сущности государства.Ее задачи: последовательное осуществление всеохватывающих реформ, воспитаниечеловека облагороженного образа, замена принуждения добровольностью, окриковвнешнего закона голосом глубокой совести, - должны подготовить почву длясоздания Федерации государств. Путь к всемирному объединению в этом случаеляжет через лестницу различных ступеней международной солидарности, черезобъединение и слияние региональных содружеств; последней ступенью такойлестницы станет всемирный референдум. То обстоятельство, что последнее крупноерелигиозное движение в человечестве - протестантская Реформация - имело место400 лет назад, а последняя религия мирового значения, ислам, насчитывает уже 13веков своего существования, выдвигается иногда как аргумент в пользу мнения, чторелигиозная эра в человечестве завершилась. Более конкретная цель этого учения:объединение Земного Шара в федерацию государств с этической контролирующейинстанцией над нею, распространение материального достатка и высокогокультурного уровня на все население всех стран, воспитание поколений людейоблагороженного образа, объединение церквей, превращение планеты в сад, агосударств - в братство. Книга Д. Андреева пронизана надеждой на светлоебудущее, на то, что наши внуки и правнуки будут свидетелями прихода Розы Мира квласти надо всей землей. Он пишет: "… Вспомним всадников Апокалипсиса. Лишьпоследовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец наострове Патмосе: первым промчался Черный - эра господства иерократии нафеодальной основе. Теперь завершает свой путь всадник второй, Красный: каждыйпоймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника Белого - РозуМира, золотой век человечества!


3. Научная подоплека мировоззрения

Исторически научный источник познания возник из человеческихпротиворечий. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую емунавязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить тепроцессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне естественно.Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться смиром. Узнать, как он устроен.

В тоже время появляется и идея автономии разума. Ее фундаментзакладывает Фома Аквинат (Аквинский). Идея состоит в том, что разумчеловеческий независимо не от чего сам может познавать. Путь познания - человеческий разум. Разум полностью отделяется от религии. В дальнейшем идеяавтономии разума проявляется в рациональном мышлении.

Наука - сферачеловеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерногов существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то ихсторон). Современная наука - это сложноорганизованная система.

Смена научных картин миравозникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующихнаучных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемоетеорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре.

Знание закона (т.е. того,против чего природа не возражает), - это, предпосылка целенаправленнойдеятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, врадикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научногомышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавноказавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняятеория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительнообъясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должныбыть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным.

Поэтому смена научнойкартины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанныхс нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе- формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность.Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться спривычными взглядами очень непросто… А когда необходимость этого становитсядостаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию какнеудачную.

Поэтому смена научныхкартин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новыхпредставлений о тех или иных областях действительности - закономерный этап вразвитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира,представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областяхнауки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как егоцелостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влияниемнаиболее развитой («ведущей») науки - «лидера». Длительноевремя таковым была физика, с достижениями которой связаны механическая - Ньютоновская (две позиции: 1-деизм-религиозно-философская доктрина, котораяпризнает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину»природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательствобога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кромеразума; 2-теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога какабсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующейв нем; тепловая (полное отрицание бога), квантово-релятивистская (позволилапонять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости,ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики; познатьзаконы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света(основана на теории относительности)) картины мира. Сейчас это синергетическаякартина мира (synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая всебя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностейпроцессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда квозникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах,находящихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера,возникновение спиральных галактик). Далее это может быть модель Бога Шивы - картина неопределенного мира.

Идея Фомы Аквинского обавтономии разума. Именно с нее и начинается рациональное мышление. Именно тудауходят корни рационального источника познания. Ведь принцип рационализмавыражается буквально одной фразой: «Я САМ». В этом и есть рациональная истина,предпосылки которой обозначились еще в самом начале возникновения христианства.В то время это была лишь группа мыслителей - гностиков, среди которых Василик,Феодот и другие умы, пытавшиеся в то время вырвать разум из под гнета религии.Но если брать человеческий разум отдельно от науки, без какого-либо фундамента,основываясь на чистом разуме, то можно легко увидеть весь утопизм,необъективность рационализма. Ведь не имея под собой мощной основы человеческийразум, отрицая все, включая науку и религию, и признавая лишь себя самогоспособен заблуждаться, создавать утопии, иногда, правда, граничащие сгениальностью. Если взять математику, то она есть не что иное, как гениальнаямысль, основанная лишь на разуме человека. И иногда нельзя понять, что естьгениальность, а что есть утопия. Настолько мала грань между ними. Выслушиваяфилософов, придерживающихся рационального мышления очень трудно определить, гениальныйэто человек или просто страдающий психическим расстройством. Рационалист можетпридумать любую теорию, сколь невероятна она бы ни была, и она будет иметьправо существования, так как основывается на его умозаключениях, его разуме исоответственно личном представлении, независимо от остального мира. Основываясьна вышеизложенном можно утверждать, что рациональный источник познания даетлишь субъективную истину, довольно таки далекую от настоящей ИСТИНЫ.

Так как же искать ИСТИНУ? Как было сказано выше многиевеликие умы пытались определить для себя критерий истины. Кант, Аристотельопределяли истину по-разному. Но истина познается лишь в сравнении и глубокоманализе исторически полученных знаний. И вкратце проанализировав данныйматериал, можно выделить истину для каждой из рассматриваемых в обществетенденций. Наш метод поиска истины состоит в том, что за основу анализа мыберем науку. Далее мы размышляем над материалом с трех мировоззренческихпозиций: материалистической, христианской и теософской. И в итоге делаем свойвывод.

Научная истина-это есть научная картина мира, которая,правда, постоянно меняется в зависимости от развития науки. Она применима лишьк науке и не распространяется ни на какое другое мировоззрение.

Христианская истина была высказана Христом 2000 лет назад идо сих пор не изменилась. Ее основа - религиозный источник познания. ЕдинствоБога. Начальность Бога. Бог управляет миром. Все от Бога. Бог создатель иединовластный владыка.

Теософская истина - запутанная модель мироздания. Истина втеософском учении. Оно непоколебимо и не выносится на обсуждение. Существованиенеких богов (махатмы - полулюди, полупророки), управляющих миром.

Рациональная истина состоит в автономии разума и не даетобъективности, так как свойство человеческого разума создавать утопии,заблуждаться.


4. Значение мировоззрения длячеловека и его сущность

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь точеловек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо.Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будутнаходиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит исуществование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется подвлиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по правуговорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов,писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусствавнедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем.Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющиецвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненноважных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественноемировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного,художественного, политического и другого творчества, могут в определеннойстепени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий примертому – огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского наотечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в егообыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе нетолько богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции,веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабозащищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений(националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемогоравенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоряуже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих своиузкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такогорода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным,литературным, инженерным и другим трудом.
5. Функции мировоззрения

Неповторимостьличности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира,в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаруженытакже остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки кровипринадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой кровиген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим,воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности ИисусаХриста, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателемновой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этогоБиологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничегопутного и не получится.

Вмировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная.Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертьюкаждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческиеобобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высшийуровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высшийуровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивовповедения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуетсяинстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Ноповедения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кромеобъективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мыпо-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение(поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём.В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своёповедение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от когои ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения,произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивыего поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведётдо изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему ив международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба,прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название«промывание мозгов» Всучив массам опредёленное мировоззренческиештампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляютмассам «свободно» вести себя в угоду вполне определённым интересам,жестко запрограммировать их «свободное волеизъявление». Человек же,будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своёсобственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в техили иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрениячеловек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используетсядля достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение- источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры:искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидениявыдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубжеостальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях,подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людейдемонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - инам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевинойкультуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по еёпроисхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение сталоисточником культурного творчества, в произведении культуры отраженомировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениямкультуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Всесуществующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себемировоззренческого содержания (игра «в дурака», чтение пустых детективов,«соображение на троих», бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь жеследует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного,музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас толькочерез логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается толькоего мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: чтоэто такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженнойформе не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно,вообще, никак не доходит до нас.

Конечно,содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова толькосопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведениекультуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психикичеловека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческогозначения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мыобогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека сталои моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, какего видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо даВинчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.


6. Основные этапы исторического развития мировоззрения

Выйдя изживотного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами.Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, чточеловек осознавал мир, воспринимает его чувствами. Человек того времени виделмир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Типмировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах,называется наивным реализмом. «Наивным» - потому что по-детски,наивно, воспринимает мир, который ему кажется; «Реализм» - потому чтонаши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказалисьэффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) икардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек немогли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.

Человечествовышло из своего первобытного, во всём ещё животного образа жизни. Но наивныйреализм и сейчас крепко сидит в нашем сознания и в нашем бытовом мировоззрении.Наивный реализм, как та сорочка, что всегда ближе к телу, всегда при нас. Так,человечество уже несколько столетий знает, а каждый из нас где-то спервого-второго класса глубоко убеждён, что восход Солнца происходит от того,что Земля вращается вокруг своей оси и «ходит» вокруг Солнца, аСолнце по отношению к Земле стоит на месте. Нас этого научили и постоянно учатастрономы. Астрономы для нас и календари составляют. А прочтите листочеккалендаря. Там просто написано: «Восход Солнца...», «ЗаходСолнца...» Но ведь это только для наших чувств Солнце всходит и заходит, ав самом деле, по-научному, оно не всходит и не заходит, а стоит на месте. Воттебе и наивный реализм, вот тебе и ненаучные взгляды!..

Следующим этапомразвития мировоззрения стала мифология. Она исторически и логически произрослана почве наивного реализма, но уже отличается от него тем, что она отрываетсяот непосредственного («животного») восприятия действительности, ибопытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всёобъясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня нашихзнаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественномногообразные и не связанные друг с другом вещи и явления. А поэтому вмифологии каждый предмет и каждое явление находить своё «объяснение»и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный,правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развитиячеловека и его мировоззрения элементы окружающей действительностипредставляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялисьрассказы в виде легенд и мифов.

20-15 тысячлет тому назад начитает формироваться мировоззрение религиозное. Оно былоисторическим и логическим продолжением мировоззрения мифологического. К этомувремени человек успел населить окружающий его мир мифическими существами(водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной им доброй и поганой силой), атеперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь,заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существамвыражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают ихтанцами, песнями; угощают (жертвоприношения). Так постепенно мифическоемировоззрение дополняется культом, переплетается с чувствами, - начинаетформироваться комплекс такого социально-исторического феномена, как религия. Врелигии мифические, созданные воображением существа постепенно отрываются отприродных явлений и предметов, обособляются и встают над человеком иобщественной жизнью. Религия - это мировоззрение, в основе которого лежит верав существование сверхъестественных (надприродных) существ, - богов и духов.

Уже висторический час, 8-6 столетия до нашей эры, начало формироваться мировоззрениефилософское. Оно появляется как результат длительного исторического развития исозревания. Философское мировоззрение было и навсегда остаётся не продуктом ипринадлежностью масс, как то мы видим касательно всех предыдущих видовмировоззрения, а творчеством отдельных личностей, - философов (Демокрита,Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса); им владеют тольконекоторые люди, в современных условиях - возможно, только незначительная частьподготовленной к философскому мышлению интеллигенции. Если предыдущиеисторические типы мировоззрения могут усваиваться с молоком матери, то усвоениефилософского мировоззрения требует и специальной подготовки соответствующихзадатков или хотя бы склонностей.

Нафилософском уровне проблемы мировоззрения находят свою доказательность. Приэтом философия апеллирует не до веры, а до разума. Философия впервыепредставляет нам мировоззрение, которое включает в себя все его триконцептуальные составные части: мир знания, мир предположений и мир должного.


Заключение

В любые времена человек пытается узнать истину и используетдля этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует,чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя.Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиесяумы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящеевремя ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз инавсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание.Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новыеконцепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком итрансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесьмы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующимнашим выводам из весьма ограниченного опыта?

Длярасширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнениетерминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельностипознается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информациио самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научногоисследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используялишь «интуитивные» способности к постижению нового. Расширение понятийвозможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чемотчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законовмышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.


Список литературы

1. Андреев Д.Л.«Роза Мира». М, из-во «Прометей». 1991.

2. Большая советскаяэнциклопедия.

3. Радугин А.А.Философия.

4. Фарман И.П.«Теория познания и философия культуры». М., «Наука», 1986

5. Канке В.А. «Философия»,из-во «Логос»

Мировоззрение, в моем понимании, это система взглядов на жизнь, которая определяет поведение и, в конечном счете, судьбу каждого человека. Немецкий философ Новалис говорил, что “судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия”. Думаю, то же самое можно сказать и относительно мировоззрения. Именно мировоззрение создает определенную картину мира, ту призму, сквозь которую человек смотрит на эту жизнь, общается с людьми, строит свое будущее.
У каждого человека – своя картина мира. Она складывается благодаря многим факторам – воспитанию, примеру родителей, собственному жизненному опыту, влиянию любимых книг и фильмов. Конечно, мировоззрение меняется с годами, по мере накопления человеком жизненного опыта. Недаром еще А. Поп говорил, что “каждый человек отличается от другого, и с каждым днем отличается от себя”. Однако мне кажется, что к восемнадцати годам человек уже обладает вполне сложившимися взглядами на жизнь, и можно смело говорить о его мировоззрении.
Так каково же мое мировоззрение? Вопрос довольно сложный, он заставляет задуматься, “покопаться в себе”. Думаю, основой моих жизненных взглядов является убеждение, что человек сам творит свою жизнь, свою судьбу. Одним из моих любимых афоризмов являются слова Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”. Я считаю, что это именно так. И примеров людей, которые “сделали себя сами”, вопреки самым неблагоприятным жизненным обстоятельствам, очень много, начиная от писателя М. Горького и заканчивая киноактером и губернатором А. Шварценегерром или миллиардером Р. Абрамовичем.
Главное – определить, поставить перед собой цель и четко следовать ей. Так чего же я хочу добиться в жизни? Моя “цель номер один” – стать высококлассным профессионалом, юристом очень высокого уровня. Моя будущая профессия воспринимается сейчас неоднозначно, я думаю, во многом она дискредитирована. Но по своей сути профессия юриста – очень нужная и полезная. Именно юристы стоят на страже Закона – той незыблемой опоры, которая должена определять жизнь людей в цивилизованном обществе. Сделать так, чтобы наше существование регулировалось исключительно законом, чтобы права гражданина всегда были защищены и он чувствовал себя спокойно и уверенно в родной стране, да и во всем мире – вот в чем заключается долг настоящего юриста. И я стремлюсь стать именно таким профессионалом, делать нужное и уважаемое дело, реально помогать тем, кто в этом нуждается.
Безусловно, в моих планах – стать состоятельным человеком. Деньги дают ощущение свободы, позволяют осуществить мечты, дают возможность развиваться и самосовершенствоваться. Но, на мой взгляд, нельзя ставить деньги превыше всего и идти к ним (как, впрочем, и ко всякой цели) любой ценой.
На мой взгляд, “во главе угла” должны стоять морально-нравственные ценности, которыми человек должен руководствоваться в любых жизненных ситуациях. Эти ценности прививаются нам в семье и в обществе, они до крайности просты и, в то же время, вечны. Основы их изложены в Библии и тясячи раз повторены в мировой литературе. “Не убий”, “не укради”, “чти отца и мать своих”, “возлюби ближнего своего, как самого себя” – вот, на мой взгляд, основа мировоззрения любого нормального человека.
Если стараться соблюдать эти принципы, то ему будут обеспечены душевное равновесие и внутреннее спокойствие. А это, мне кажется, гарант того, что в жизни он добьется всего, чего хочет. А я хочу постоянного развития и самосовершенствования во всех сферах жизни. Ведь главная беда для человека – это остановка в развитии, которая в современном мире, где царствуют бешеные ритмы и скорости, подобна смерти. Недаром мудрые люди говорят, что застой в развитии равен отступлению назад, деградации.
Я думаю, что постоянно самосовершенствоваться стоит не только в профессии, но и в своем интеллектуальном, культурном развитии. Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое, становиться лучше. Безусловно, следует подумать и о своем физическом развитии – заниматься спортом, следить за физической формой. Думаю, это особенно актуально для меня в связи с моей профессией.
Но развития требует и душевная сфера человека. Для меня она тесным образом связана с близкими людьми, которые меня окружают. Сейчас это мои родители и родственники, которым необходима моя забота и внимание. Я считаю, что настоящий мужчина обязан заботиться о своей семье, всячески поддерживать близких людей.
В будущем я планирую иметь свою семью – любимую жену и детей. Думаю, это будет не так скоро, ведь чтобы воспитать детей, требуется крепкая база – не только материальная, но и моральная, психологическая. А для этого нужно повзрослеть, “крепко встать на ноги”.
Таким образом, я считаю, что человек нуждается в простых вещах – в любимом деле, которое будет приносить моральное и материальное удовлетворение, в крепкой любящей семье с детьми, в возможность каждый день наслаждаться тем миром, в котором он живет. Однако человек должен занимать активную общественную позицию, ведь, по сути, каждый из нас творит тот мир, в котором он живет. Поэтому мы сами должны делать наше настоящее и обеспечивать будущее нашим детям. Именно тогда человек сможет быть именно человеком – сознательным существом, четко осознающим свои цели и планомерно стремящимся к их осуществлению.

Сочинение по литературе на тему: Мое мировоззрение

Другие сочинения:

  1. Будущему писателю не довелось непосредственно участвовать в военных действиях. Но рассказы о великих событиях – о Бородинской битве и разгроме армии Наполеона, “о битве народов” под Лейпцигом, о взятии Парижа – не могли не волновать молодого офицера. И именно в Read More ......
  2. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина и Свидригайлова, когда на смену старой морали пришла новая – Read More ......
  3. В 1907 г. вышел сборник “Новые стихи”, который удостоверил начало нового – сравнительно с “Книгой часов” и “Книгой картин” – периода в творчестве Рильке. К “Книге часов” поэзия Рильке еще в значительной мере оставалась эпигонской, чаще всего употребляемым словом была Read More ......
  4. Самый известный писатель Бельгии, а также самый известный представитель символистской драматургии. Наиболее яркая особенность его творчества – это двоемирие. За видимой земной жизнью скрывается нечто невидимое, неведомое и страшное. Метерлинк прежде всего мистик. С его точки зрения, жизнь человека трагична Read More ......
  5. Родился писатель в феврале 1812 года. Еще с детства он испытал всю горечь нужды, социального неравенства и жестокой несправедливости современной ему общественной системы, и это во многом определило демократизм его убеждений и симпатий. Детство и ранняя юность Диккенса протекали в Read More ......
  6. В каждом из нас живет хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться. Сложно понять человека, его Read More ......
  7. Как прошло лето? Простой вопрос. Вот сижу и думаю: о чем написать? Лето я провел в деревне у бабушки и у дедушки. Они живут в деревне Смак Корса Арского района. Деревня у нас большая, люди живут добрые, отзывчивые. Как-то я Read More ......
  8. К сожалению, современная молодежь начинает медленную, но верную деградацию в развитии. Одним из ее факторов является снижение количества читающих подростков. Как известно, произведения классиков учат нас жизни, помогают разобраться в себе, прогрессировать в развитии. Наша молодежь многое теряет, поэтому подростки Read More ......
Мое мировоззрение

Текст из ЕГЭ

(1) Что такое классическая литература? (2) Что такое классическая русская музыка? (3) Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4) А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.

(5) Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6) Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.

(7) Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.

(8) Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.

(9) Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10) К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.

(11) Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.

(12) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13) Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.

(По С. Залыгину)

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

Заключение

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Как стать интеллигентом

  1. Большое внимание необходимо уделять . Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

Сочинение

Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
К сожалению, в наше время не легко найти интеллигентного человека. Но все же такие люди есть. Одним из таких людей является В. В. Путин - президент Российской Федерации.
В. В. Путин является первым лицом России, поэтому он всегда выглядит опрятно, чисто. Его никогда не увидишь в помятой рубашке или брюках. На официальных встречах Владимир Владимирович всегда появляется только в строгом черном костюме, что является не маловажным фактом в описании его интеллигентности. Наш президент - очень организованный человек. Ведь организованного человека отличает определенная система работы, уважение ко времени. Такой человек умеет управлять временем и делами.
Владимир Владимирович решает все жизненно важные проблемы нашей страны, но труд не легок, потому что это ежедневные переезды в страны в страну, постоянные переговоры, урегулирование конфликтов внутри нашей страны. Уметь управлять страной может не каждый. Настоящий президент должен уметь работать с персоналом.
Мы часто видим по телевизору, как Государственной думе многие депутаты нелестно выражаются друг о друге или даже дерутся. Но слышал ли кто-нибудь как разбрасывался руганью Путин или ходил по улице, разбрасываясь мусором? Нет, конечно, нет! Ведь интеллигентный человек не может себе такого позволить.
Владимир Владимирович очень спокойный и воспитанный человек, он легко, но в тоже время четко и правильно принимает решения относительно новых законов или поправок в нем. Он очень любит помогать простым людям, старается сделать все, чтобы жизнь россиян была лучше: увеличивает пенсии, следит за тем чтоб строилось больше доступного ипотечного жилья и ещё много- много мелочей, о которых мы с вами не знаем лишь потому, что это не показали по телевизору. И правильно, ведь это тоже одно из умении, которое присуще только интеллигентному человеку - это умение незаметно помочь другому.
Будь у руля нашей страны неинтеллигентный человек, то это бы сказалось бы не только на условиях жизни российских граждан, но и на развитии всей России. И тогда тяжело себе представить, как выглядела бы наша страна, будь у неё неинтеллигентный, безответственный президент.
Но все же я уверен, что будь Путин не президентом, а простым жителем нашей необъятной Родины, он вел бы себя так же интеллигентно. Потому что быть интеллигентным – это в первую очередь обязанность самого человека. И от того, как он будет себя вести, зависит, прежде всего, то, какова будет его дальнейшая жизнь.
Я и сам стараюсь подрожать таким людям как В. В. Путин, так как я тоже хочу вырасти интеллигентным человеком.

Новое на сайте

>

Самое популярное