Домой Стресс Подземные лодки секретные разработки. «Боевой крот» или атомная подземная лодка Хрущева

Подземные лодки секретные разработки. «Боевой крот» или атомная подземная лодка Хрущева


Идея создания подземной лодки появилась достаточно давно, однако плоть она стала обретать только в XX веке. Наибольшие усилия в попытках создания полноценной субтеррины прилагали конструкторы Советского Союза и Германии еще до начала Второй мировой войны. Инженерами был представлен целый волок проектов разной степени реалистичности. Все изменилось после Второй мировой войны.


Когда закончилась Великая Отечественная война, в руки советской разведки попали многочисленные немецкие разработки. В их числе были и наработки Германии в области создания субтеррин – подземных кораблей для военных целей. Получение новой информации позволило дать небольшой толчок в развитии аналогичного советского проекта, который на тот момент зашел в «творческий тупик». В Германии проект носил название «Змей Мидграда», что служили отсылкой к германо-скандинавской мифологии. В СССР же инициатива получила название «Боевой крот».


Группа ученых, которая занималась созданием подземной лодки, была создана непосредственно в Академии наук СССР по распоряжению министра государственной безопасности Абакумова. По некоторым данным, к проекту был подключен в том числе академик А.Д Сахаров и профессор Г.И Бабат. Активнее всего проект развивался при Хрущеве, который был глубоко заинтересован в разработке принципиально новых видов вооружения.


Предполагалось, что машины класса «Боевой крот» можно будет использовать для осуществления подкопов под укрепления противника или под стратегически важные объекты с целью нанесения им значительного ущерба и нарушениях их работоспособности.

Интересный факт : по неподтвержденным данным, завод по сборке «кротов» был построен на территории современной Украины. Первый экземпляр был собран уже через 2 года и отправлен на испытания.


При длине в 35 метров бурильная машина должна была вмещать экипаж из 5-7 человек, а также десант из 15 человек. В «кроте» был также грузовой отсек, который позволял перевозить до 1 тонны взрывчатки. Скорость движения машины составляла 7 км/ч. По некоторым данным испытания подземной лодки проходили в Уральских горах и закончились не очень хорошо, что заставило заморозить проект. В конечном итоге инициативу и вовсе закрыли. Случилось это уже при Брежневе.

Интересный факт : в 1960-е годы о «Боевом кроте» писал широко известный американский журнал «Популярная механика». Учитывая тот факт, что подобного рода проекты всегда были строго засекречены, есть немалые основания полагать, что на самом деле никакого «Боевого крота» в СССР не существовало, а данные машины была лишь очередным пропагандистским жупелом. Например, в журнале писалось о том, что советы хотят использовать машины такого рода для доставки ядерных бомб под Калифорнию, взрывы которых были бы приняты за землетрясения.

В продолжение темы читайте про и не только.

« СУБТЕРРИНА - БОЕВОЙ КРОТ»

В 1945году специальное подразделение «СМЕРШ» захватило на территории Германии совершенно секретные документы – описание и чертежи неведомого дотоле оружия, над созданием которого ученые Третьего Рейха работали, начиная с тридцатых годов.
Это была так называемая «подземная лодка», предназначавшаяся для нанесения ударов по стратегическим объектам противника на его территории из земных недр.
О необычном трофее безотлагательно доложили начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову, который сразу же приказал доставить его в Москву.
Историческая справка: Абакумов Виктор Семенович, один из руководителей органов государственной безопасности, комиссар государственной безопасности 2-го ранга (4.2.1943), генерал-полковник (9.7.1945). Сын истопника. Образование получил в 4-классном городском училище (1921). В 1921-23 служил санитаром во 2-й Московской бригаде частей особого назначения (ЧОН). С 1924 - рабочий; в 1925-27 г. упаковщик Московского союза промысловой кооперации, в 1927-28 г. стрелок 1-го отряда военно-промышленной охраны ВСНХ СССР, в 1928-30 г. упаковщик складов Центросоюза. В 1930 г. вступил в ВКП(б). В январе-сентябре 1930 г. Абакумов был зам. нач. административного отдела торгово-посылочной конторы Наркомата торговли РСФСР, а в 1932 г.перешел на комсомольскую работу и был назначен секретарем ячейки ВЛКСМ на штамповочном заводе "Пресс". В 1931-32г. заведующий военным отделом Замоскворецкого райкома комсомола.
В 1932 г. в числе других комсомольских работников переведен в ОГПУ "для усиления", во время постоянных чисток органов сделал быструю карьеру: в 1932-33 г. практикант экономического отдела полномочного представительства ОГПУ по Московской области, в 1933-34 г. оперуполномоченный 3-го отдела экономического управления ОГПУ (с 1934 г. - НКВД СССР). В 1934 г. его перевели в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, где он работал, должности уполномоченного и оперуполномоченного 3-го отделения Оперативного отдела. В 1937-38 г. оперуполномоченный 4-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР. С 1938 нач. отделения 4-го (секретно-политического) отдела 1-го управления НКВД, 2-го отделения 2-го (секретно-политического отдела) отдела ГУГБ. После прихода в НКВД Л.П. Берии Абакумов с 5.12.1938 г. стал исполнять обязанности нач. управления НКВД по Ростовской области. С 25.2.1941 г. зам. наркома внутренних дел СССР и одновременно с 19.7.1941 г. нач. Управления особых отделов.
Возглавляемое Абакумовым управление осуществляло руководство деятельностью органов государственной безопасности в Советской армии и флоте, а также внутри вообще всех вооруженных формирований (милиция, внутренние войска, пограничные войска). 19.4.1943 г. особые отделы были выведены из НКВД СССР и под началом Абакумова создано Главное управление контрразведки СМЕРШ, одновременно Абакумов стал зам. наркома обороны СССР, перейдя, таким образом, в непосредственное подчинение И.В. Сталина. СМЕРШ, расшифровывавшийся как "Смерть шпионам", руководил контрразведкой в армии и флоте. В янв.-июле 1945 г. был одновременно уполномоченный НКВД по 3-му Белорусскому фронту.
В 1946 г. избран депутатом Верховного Совета СССР. 4.5.1946 г. сменил В.Н. Меркулова на посту министра государственной безопасности СССР, а СМЕРШ вошел в состав министерства в качестве 3-го управления. В 1946-51 г. был также членом Комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам.
12.7.1951 арестован по обвинению в сокрытии "сионистского заговора" в МГБ СССР, непосредственным поводом для чего послужил донос М.Д. Рюмина о том, что Абакумов не проявил достаточной активности в развертывании т.н. "дела врачей". Для проверки его деятельности была сформирована комиссия, в состав которой вошли его враги Г.М. Маленков, Берия, М.Ф. Шкирятов, С.Д. Игнатьев.
Во время следствия к Абакумову активно применялись пытки и избиения, и вскоре он превратился в полного инвалида. После смерти Сталина и ареста Берии Абакумов так и не был освобожден. На выездном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 12-19 дек. 1954 Абакумов был обвинен в фабрикации судебных дел, в т.ч. "Ленинградского дела", и других должностных преступлениях, назван "членом банды Берии". Виновным себя не признал, заявив: "Сталин давал указания, я их исполнял".
Суд признал Абакумова виновным в измене Родине, вредительстве, совершении терактов, участии в контрреволюционной организации и приговорил к смертной казни. Абакумова судили в Ленинграде 19 декабря 1954 г. Сразу же после суда Генеральный прокурор СССР Руденко сообщил Хрущеву по телефону в Москву «о выполнении задания и спросил, можно ли закругляться». Получив утвердительный ответ, Руденко не стал мешкать. Абакумова расстреляли в тот же день.
Едва ли он унизился бы до ходатайства о помиловании, но то, что его лишили этой возможности установленный факт.
В 1994 г. Военной коллегией Верховного суда СССР Абакумов был частично реабилитирован: с него снято обвинение в измене Родине. За заслуги перед страной и народом Абакумов был награжден орденами Красного Знамени, Суворова 1 и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, медалями за оборону Москвы, Сталинграда, Кавказа.

Ознакомившись с документами, генерал понял, что перед ним разработка сверхмощного оружия нового поколения и приказал изучить ее группе отечественных специалистов.
А заодно дал указание контрразведке проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным. И такого человека нашли.
Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании «подземной лодки», которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований.
По замыслу Либеревского «субтерина», как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера.
Идея настолько увлекла его, что именем «Субтерина» он назвал свою дочь. Однако она была признана «крамольной» и одним из областных управлений НКВД расчеты и чертежи ученого по «субтерине», в 1933 году у него были изъяты, засекречены и помещены в архив, где пролежали до 1945 года. А отечественному «самородку» приказали молчать, дабы чего не вышло.
Тем не менее, своими мыслями опальный инженер поделился с близким другом – писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман «Тайна двух океанов». В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.
Доставленные фельдъегерской связью в Москву эти документы были сопоставлены с трофейными и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали.

(Из архивных документов). Министр государственной безопасности Абакумов Президенту Академии наук СССР Вавилову.
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов. Ученых геофизиков и инженеров - конструкторов горнопроходческого оборудования».
18 мая 1949 года.

Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо - лодки.
С такими сенсационными материалами можно было идти к И.В. Сталину. И кто знает, не появилось - ли бы супер оружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л.П.Берия по своим каналам тоже получил информацию о «субтерине» и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.
В результате, в 1954 Абакумова расстреляли, инкриминировав ему множество «грехов», а проведение дальнейших работ поставили под сомнение. К этому приложил руку и тогдашний нарком вооружений Д.Ф. Устинов, ратовавший за продвижение атомного проекта, который бурно развивался под кураторством Берии.
До начала 60-х годов о «субтерине» забудут.
Летом 1962 года, жители поселка Громовка на западном побережье Крыма, в 24 часа будут выселены в соседний городок Черноморск. Им выделят щедрые субсидии, новое жилье и сообщат, что на месте поселка будет возведен научный центр для ученых, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству «режимного» завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР.
Тогдашний советский лидер Н.С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу. Как бывший шахтер он понимал стратегическую важность проекта и взял его под личный контроль.

(Из архивных документов). «Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны». Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.

Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки – за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.
Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.

Историческая справка: Малиновский Родион Яковлевич (1898, Одесса - 1967, Москва)
Советский военный деятель. Воспитывался без отца в бедной семье, в тяжелой нравственной обстановке. После окончания церковно-приходской школы в 1911 Малиновский ушел из дома. Работал разнорабочим, подручным в галантерейном магазине. В 1914 упросил солдат, отправляющихся на фронт, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен добровольцем в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка. В окт. 1914 получил первую боевую награду - Георгиевский крест 4-й степени и был эвакуирован в тыл по ранению. В февр. 1916 прибыл в составе рус. экспедиционного корпуса во Францию, где за храбрость был награжден.
После Февральской революции в России Малиновский был избран председателем ротного комитета. Малиновский был отправлен на каменоломни, как и те русские солдаты, которые были разоружены во Франции после Октябрьской рев. 1917. Малиновский согласился вступить в Иностранный легион французской армии, где воевал до капитуляции Германии.
В 1919 вернулся в Россию и стал служить в РККА, сражался на Восточном фронте против А.В. Колчака. В 20-е гг. прошел путь от командира взвода до командира батальона. В 1926 вступил в ВКП(б).
В 1930 окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе и служил на руководящих штабных должностях. В 1937 - 1938 участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. С 1939 преподавал в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Великую Отечественную войну Малиновский встретил командиром 48-го стрелкового корпуса на границе СССР по р. Прут.
В авг. 1941 был назначен командующим 6-й армией и вел тяжелые оборонительные бои. В 1941 - 1942 командовал Южным и Сев.-Кавказским фронтом. В 1942 отличился, командуя разгромом фашистской группы армий, шедших на по мощь окруженным немецким войскам под Сталинградом.
С 1943 командовал войсками Южного, затем Юго-Зап. фронта, освобождал Николаев и Одессу. Малиновский вместе с Ф.И. Толбухиным блестяще провел Ясско-Кишиневскую операцию, когда было нанесено поражение группе армий "Юг". Сыграл большую роль при освобождении Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. В 1944 Малиновский было присвоено звание Маршала Сов. Союза. После капитуляции Германии он командовал войсками Забайкальского фронта и нанес главный удар по японской Квантунской армии, за что был удостоен звания Героя Сов. Союза.
После окончания войны занимал командные должности. В 1957 - 1967 являлся министром обороны СССР. В 1958 Малиновский получил вторую Золотую Звезду, был награжден высшим военным орденом "Победа", многими орденами и медалями. Похоронен у Кремлевской стены.

Уже к весне 1964 года был создан опытный образец подземной лодки с титановым корпусом, заостренным носом и обтекаемой кормой.
Диаметр ее составлял три метра, длина двадцать. «Субтерина» казалась настоящей красавицей, во всяком случае, для тех, кто ее видел. В специальную хронику ее не внесли, хотя военная летопись в то время велась со всей тщательностью.
Экипаж лодки состоял из пяти человек, она могла принять на борт 15 бойцов и тонну боеприпасов, в том числе ядерных. В боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение командных пунктов и ракетных шахт противника».
Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.
- Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, - заявил он. Правда, потом высказался несколько иначе в отношении ракет, которые полюбил всем сердцем. Но «субтерину не забыл, да и возможно ли забыть такое.
Советского лидера и военное руководство Страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности и многоцелевого использования. Обнаружить ее новейшими средствами локации было невозможно, хотя американцы и обладали ими. Конечно, для решения стратегических задач слово оставалось за ракетами.
Но как тактическое средство, подземная лодка обладала неисчерпаемыми возможностями. Она скрытно могла доставлять ядерные заряды в любую точку мира, высаживать разведовательно-диверсионные и боевые группы в тылу противника, использоваться в строительстве особо секретных подводных и подземных военных объектов, решать другие, не менее важные задачи.
В середине шестидесятых наши атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтерины. Теми же атомоходами.
Боевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Он за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные. Даже спустя сорок лет грандиозная шахта, оставшаяся от тех испытаний, поражает воображение…

(Из архивных документов). Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому. «Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники».
15 августа 1964 года.

Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты.
Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», - такой была первая реакция на командном пункте.
Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить на более высокой скорости. Но случилось страшное. Лодка неожиданно взорвалась. Экипаж и десантники погибли.

Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову.
Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор засекречены. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах и недоумение американцев. «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».

(Из архивных документов). «Семен Будников. Участник Великой Отечественной войны. Военный советник в Северной Корее. Награжден правительственными орденами и медалями.

За громкой парадной демонстрацией советских достижений в военной науке и технике скрывались реальные проблемы оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты.
Протоколы рабочих совещаний тут же засекретили. Но разговоры все же пошли. «Огромные бюджетные суммы буквально зарываются в землю…».
После аварии в Уральских горах принятие решений по подземной лодке решили отложить.
В стране сменилась власть, высшие посты занял Л.И.Брежнев, куратором проекта был назначен секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта.
После шестидесятых и первых полетов в космос, Устинов и его окружение продвигали идею доставки ракетного оружия на околоземную орбиту. Сейчас это покажется мифом, но на высшем уровне обсуждалась программа – построить командный пункт управления оружием стратегического назначения на Луне.
Роман прозорливого французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», едва не стал советской ядерной доктриной.
Финансирование программы подземной лодки прекратили – два фантастических проекта сразу, многовато.
Завод в Крыму переоборудовали в электроподстанцию, персонал отправили служить по дальним гарнизонам.
Технологическое оборудование, правда, пытались определить в дело, его намеривались использовать для прокладки метро в Киеве. Но выяснилось, конверсия стоит намного дороже, чем приобретение новой, гражданской техники. Некогда важный объект оказался никому не нужным и постепенно приходил в упадок.
В конце шестидесятых оборонная промышленность СССР переживала подъем. Многочисленные локальные войны давали много работы обычным, испытанным вооружениям.
Документы по « Боевому кроту» засекретили окончательно. Испытания в горном массиве «Благодать» на Урале, объявили испытаниями нового горнопроходческого комплекса.
Правда, иногда провинциальные следопыты озадачивали неудобными вопросами о покинутом полигоне.
(Из архивных документов). Начальник Главного управление по охране государственной Тайны в печати Антонов, начальнику Главного политического управления Епишеву. «Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта «Боевой крот», для освещения в научно-популярной прессе.
23 июля 1976 года.
Это был гениальный ход. Идею подхватили народные умельцы и скоро появились бойкие мелкие «Кроты», которые лихо продергивали кабели и трубопроводы под автодорогами и реками.
Остатки подземного крейсера ржавели под открытым небом до середины девяностых. Несколько лет назад российские военные власти спохватились. Территорию бывшего полигона объявили запретной зоной. Может быть на всякий случай, а может быть и «с дальним прицелом». Атомная подземная лодка - потенциально страшное оружие, пока остается неудавшимся экспериментом. Но это, кажется, не повод для сожаления.
Технологию подземной лодки на «мирные рельсы» первыми перевели немецкие инженеры и предприниматели. Она позволила отказаться от традиционных взрывных работ при прокладке тоннелей. В настоящее время их разработки применяются и в России. Так что, сегодня путешествие к центру Земли, которое более ста лет назад совершили герои знаменитого романа Жюля Верна, уже не кажется столь фантастическим.
А по большому счету обидно. Не развалили бы Союз, была бы у нас и армада «Боевых кротов».
Так, на всякий случай.

ТЕНЬ «АБВЕРА»

"ЮДИФЬ"

Это дело, а точнее сказать уголовный роман, мне напомнил давний приятель по совместной службе в наших краях, при очередной встрече.
Он в свое время работал заместителем прокурора города Стаханова, а я руководил подразделением милиции в соседнем Кировске.
Как водится, часто встречались по работе и вне ее, поскольку знаем друг друга еще со студенческих времен.
Именно в Стаханове и произошла эта занимательная история, вызвавшая в свое время немало людских пересудов и профессиональный интерес оперативников.
И героем ее был не матерый преступник-рецидивист, а хрупкая молодая женщина. Но женщина необычная. Таких, ни я, ни мой приятель, в своей практике не встречали. А она, слава Богу, не малая и на двоих составляет более полувека.
Как известно, материалы многих нашумевших дел, журналистами и писателями ложатся в основу их произведений детективного жанра. Но, к сожалению, в нашем провинциальном городе их тогда не случилось, а жаль.
Это, как раз, такой случай.
А поэтому, в силу оригинальности, попытаюсь о нем рассказать.

В детстве Юлия, так звали нашу героиню, ничем особенным не отличалась, разве что мечтою. Хотела стать юристом. Другие девочки видели себя в будущем врачами, учителями, наконец, просто женами.
А она непременно юристом, причем следователем, прокурором или судьей.
Однако мы предполагаем, а Всевышний располагает. К десятому классу наша Юлия оформилась в настоящую красавицу и за ней стали «приударять» сначала одноклассники, а затем и более зрелые мужчины.
За одного из них, подвизавшегося в торговле, она и вышла замуж. После этого молодожены уехали к нему на родину - в Ростов, откуда через несколько лет Юлия вернулась к родителям без мужа, но с маленьким сынишкой.
Нужно было начинать новую жизнь. А она в то время била у нас ключом.
Стаханов - родина известного на всю Страну стахановского движения, купался в зените славы, расстраивался и хорошел.
Кроме угольного месторождения, в нем было несколько крупных заводов союзного значения, свой мясокомбинат, молокозавод и масса других, менее значительных предприятий. Высокой была и зарплата. Многие шахтеры и заводчане разъезжали на новеньких «Волгах» и «Ладах», регулярно отдыхали на европейских курортах и имели уютные дачи на живописных берегах Северского Донца и Лугани.
Хотелось красивой жизни и Юле. Тем более, что она еще больше расцвела, да к тому же вернулась в отчий дом дипломированным юристом.
Для начала она устроилась юрисконсультом в городское управление жилищно-коммунального хозяйства, где сразу обратила на себя внимание высокой работоспособностью, принципиальностью и умением ладить с людьми. Уже через месяц ее избрали председателям группы народного контроля предприятия и выдвинули в народные заседатели стахановского горнарсуда.
И не ошиблись. В первый же год работы она «вывела на чистую воду», кого бы вы думали? Своего начальника управления, который понемногу приворовывал.
Того исключили из партии, подвергли денежному начету и отправили на пенсию. Ходили слухи, что таким образом Юлия отомстила ему за понуждение к сожительству, но кто знает?
Уже тогда ее приметили в исполкоме и предложили более серьезную должность – юрисконсульта областного управления сельхозтехники, базировавшегося в городе.
Что это за организация, думаю, объяснять не стоит. Скажу одно, там имелось практически все, что Аркадий Райкин в свое время назвал заманчивым словом «дфысыт» - от острофондируемых строительных материалов и механизмов, до запчастей к «Волгам», «Уазам» и прочей автотехнике. И руководил много лет этим сказочным управлением всеми уважаемый в городе человек.
К нему благоволил сам Первый, и добивались дружбы многие другие руководители. И он ее дарил, не бескорыстно, конечно. По принципу «ты мне, я тебе ». Однако, знал меру и особо не жадничал. Хотя и имел две слабости - хорошую выпивку и красивых женщин.
Вот к нему-то и попала наша Юлия. Будучи наслышан о печальной участи ее бывшего «патрона», тот поначалу относился к ней настороженно. Но чего не делает женское обаяние!
Тем более, что им новая сотрудница владела в совершенстве.
Были у нее и другие достоинства. Каким-то особым чутьем Юлия угадывала нечистых на руку работников. Подловила она и в управлении - двоих, о чем сразу же доложила директору. А тот не терпел когда крадут в его владениях. С треском выгнал. И стал доверять своему юрисконсульту - ведь сообщила-то она не в БХСС или народный контроль, а ему. «Сор из избы» не вынесла, значит, свой человек. А еще через какое-то время, как и следовало ожидать, их отношения стали дружескими, а затем и интимными.
Патрон наслаждался любовью юной девы, а она его благосклонностью. И та была немалой. Вскоре, не без участия директора, горисполком выделил Юлии с сыном отличную двухкомнатную квартиру в новом доме, на работе ей существенно повысили зарплату и за счет предприятия стали выделять путевки для отдыха в пансионатах Крыма.
Но вмешалась любовь. На этот раз настоящая. Юлия познакомилась с молодым горным инженером и стала встречаться с ним. Об этом стало известно директору.
Он потребовал прекратить эти встречи, грозя в противном случае сообщить тому о своих отношениях с сотрудницей.
Лучше бы он этого не делал. Зная практически о всех махинациях любовника, Юлия сделала вид, что смирилась, а сама решила избавиться от него. Нет-нет, не подумайте чего дурного! Для банального убийства она была очень умна. И придумала иезуитский ход.
По давно установившейся традиции, в выходные, ее шеф с несколькими «отцами города» выезжал на базу отдыха на знаменитое в наших местах Бобровое озеро, где вволю парился в сауне, играл в бильярд и предавался обильным возлияниям.
А утром в понедельник, она приносила ему на подпись кипу различных документов, подлежащих отправке в областные и республиканские инстанции.
Слепо доверяя Юле, и страдая тяжелым похмельем от выпитого накануне, он не вникал в их суть и ставил начальственную подпись в тех местах, куда указывал изящный пальчик.
Так было и в то роковое для него утро.
Подмахнув последний документ, директор выхлебал бутылку «Нарзана» и, сказав, что ему нездоровится, уехал отсыпаться домой.
А еще через несколько дней директора вызвали в обком. Какой там с ним состоялся разговор неизвестно, но закончился он весьма плачевно - с «командиром производства» случился инфаркт, а затем он был исключен из партии и снят с должности.
Впоследствии выяснилось, что из «Сельхозтехники» на имя первого секретаря Шевченко поступило отпечатанное на фирменном бланке этой организации письмо, в котором сообщалось о ряде злоупотреблений совершенных директором, его пьянстве, стяжательстве и других неблаговидных поступках.
Завершался он настоятельной просьбой о снятии мздоимца и морального разложенца с работы и исключении из рядов КПСС. И, кроме того, обещание обратиться в ЦК, в случае отказа в этом.
А в конце стояла подпись … самого директора.
Все было просто. Письмо исполнила коварная Юлия, подсунув его на подпись своему шефу в числе других документов, а тот, росчерком пера сам подписал себе приговор. Читать надо бумаги, товарищи начальники, читать…
Впрочем, официально этот факт нигде не прозвучал, обком не желал «выносить сор из избы», хотя о нем и стало известно многим.
Как ни странно, но для Юлии эта скандальная история никаких последствий не имела, более того, ее пригласили на работу в горисполком, на должность ведущего юрисконсульта.
Почти как в одной малороссийской басне «… и щуку кынулы у ричку».
В достаточно короткое время она сумела расположить к себе председателя, и он, помимо прочего, поручил Юле курировать работу жилищной комиссии горисполкома. Именно в ней решались самые актуальные для горожан вопросы - получение квартир из государственного фонда.
Располагая списками очередников и готовя рабочие документы на очередные заседания комиссии, она очень скоро поняла, что это отличная возможность заводить «нужные» связи и повышать свой рейтинг, что и сделала.
С мнением юриста при распределении жилья стали считаться не только в горисполкоме, но и в других властных структурах, в том числе горкоме, милиции, прокуратуре и суде. Появились и нужные связи. Причем на самом верху.
Ну, и как следствие, улучшилось материальное благосостояние - появилась возможность покупать дефициты, получать дорогие подарки и различного рода услуги.
Как говорят, «аппетит приходит во время еды». Так случилось и с Юлей. Она стала получать «мзду» от благодарных очередников. Сначала понемногу и с опаской.
А затем, больше, с элементами вымогательства. Причем у четко определенного круга - начальственных работников торговли, медицины и промышленных предприятий.
Ко времени моего повествования в этой среде знали, что, располагая благосклонностью исполкомовского юриста, реально можно улучшить свои жилищные условия.
Знали об этом и в городских правоохранительных структурах, но помалкивали - Юлия пользовалась благосклонностью одного из их руководителей.
Но все хорошее когда-нибудь, да кончается. Вскоре он попал в какую-то «историю» и перевелся в область, а у Юлии начались крупные неприятности.
Она попала в милицейскую разработку и при получении очередной взятки была задержана «с поличным».
С санкции прокурора на квартире Юлии безотлагательно произвели обыск и даже видавшие виды оперативники, были немало удивлены.
Никаких крупных денежных сумм, как ожидалось, они не нашли. Но обнаружили целый архив компромата в отношении «отцов города». Причем не досужие рассуждения, а первичные документы и их копии, различного рода ведомости, акты и справки. А еще удостоверения инспектора комитета народного контроля и СЭС, чистые бланки, угловые штампы и печати различных городских учреждений. Но, самое главное, служебный « Маузер» и удостоверение личности бывшего прокурора города.

Ничтоже сумятившись, все по умному запротоколировали и рванули на доклад к начальнику милиции полковнику Дьяченко.
А от него, с обнаруженным оружием и удостоверением, к моему приятелю - заместителю прокурора, который курировал милицию. Тот был ошарашен этими находками и, захватив их с собой, ушел на доклад к прокурору.
Затем, по его указанию, допросил задержанную оперативниками Юлию.
Как он сам потом рассказывал, держалась она достойно - никаких слез и истерик, и избрала наступательную тактику: все обнаруженное в ее квартире - милицейская провокация. В свое время, мол, отказалась помочь в получении жилья одному из ее начальников. А пистолет и удостоверение у нее как-то забыл наезжавший в гости и находившийся «под шафе» прокурор. И ничего криминального тут нет.
Тем не менее, в эту же ночь Юлию арестовали и поместили в камеру ИВС.
Следствие по ее делу провели качественно и всесторонне. Причем установили еще один немаловажный факт - диплом об окончании юридического факультета Ростовского университета у нее оказался «липовый». Она была отчислена со второго курса ВУЗа за какую-то аферу.
По совокупности совершенных преступлений - взяток, злоупотребления служебным положением и мошенничества, авантюристку осудили на пять лет лишения свободы. Материалы об обнаружении у нее «компромата», оружия и удостоверения, в деле, естественно, отсутствовали.
Их вернули по ведомственной принадлежности.
Причем в горисполкоме по этому поводу произошли некоторые кадровые изменения, а к коллегам примчался гость из области. Тот самый бывший прокурор, чьи властные атрибуты нашли у мошенницы.
Теперь он работал одним из руководителей областного управления юстиции, и, естественно, не желал огласки той старой истории.
Удостоверение ему вернули, а «Маузер» оставили для служебных нужд.
Прошло несколько лет. Мы с приятелем стали самостоятельными руководителями правоохранительных структур и, работая в соседних, теперь уже других городах, иногда встречались на совещаниях или после них, за чашкой «чая».
И вот на одной из таких встреч он рассказал о дальнейшей судьбе той коварной женщины.
В «местах не столь отдаленных» она была недолго - полсрока. И работала не на производстве, а секретарем у начальника колонии. С его помощью восстановилась в университете и получила диплом, теперь уже настоящий.
И снова работала по специальности, теперь уже в крупном промышленном объединении Донецка.
Об этом приятелю стало известно непосредственно от Юлии, которая приехала к нему на прием с маститым донецким адвокатом по поводу находившегося в прокуратуре уголовного дела, касающегося филиала этого предприятия.
- Ну, и чем закончилось то дело?,- поинтересовался я.
- Ты знаешь, Фирсанович, как я и ожидал, Юлия его блестяще «развалила», а я едва не получил выговор.
Самое интересное то, что второе ее имя, а точнее псевдоним "Юдифь"…

"Повторение пройденного"

В середине 80-х, в Стаханове, что в Малороссии, у меня случился прямой контакт с представителем иностранной спецслужбы. Это ж надо, какой зигзаг судьбы. На службе в контрразведке не привелось, а тут,в прокуратуре, на тебе! Потом - в Узбекистане, Москве и Монголии будут еще несколько - вот уж пути Господни неисповедимы! Но этот оказался самым занимательным.
Интересной особенностью Стаханова было то, что помимо основных национальностей нашей необъятной родины, в нем проживали испанцы, болгары, греки, китайцы и даже… камбоджийцы.
Поскольку излагаемое будет касаться именно последних, думаю, не лишним привести краткую историческую справку об этой стране.

Государство на территории Камбоджи возникло до 1000 года. Оно занимало значительно большую территорию, чем нынешнее Камбоджийское государство. Оно воевало с Таиландом и Вьетнамом. С 1880 года перешло под протекторат Франции. C 1942 по 1945 была оккупирована Японией.
В 1954 получило независимость. В 1970 в стране произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Лон Нол. В том же году для поддержки правительства Лон Нола, развернувшего боевые действия против камбоджийских коммунистов - Красных Кхмеров, вооруженные силы США и Южного Вьетнама совершили вторжение в Камбоджу. Погибло не менее 100000 мирных жителей, а движение Красных Кхмеров пополнили осиротевшие дети 12-15 лет, ненавидевшие горожан как пособников американцев.
В 1975 в результате гражданской войны Красные Кхмеры во главе с Пол Потом пришли к власти в стране. В стране был развязан геноцид против собственного народа (горожан, интеллигенции, буддистов, национальных меньшинств, просто „лишних”) - по различным оценкам, было уничтожено от 1 до 3 млн. жителей страны, которая в это время именовалась „Демократическая Кампучия”. В 1978 г. экономика страны была полностью истощена, и Пол Пот развязал агрессию против Вьетнама. Однако на сторону вьетнамцев практически сразу же начали переходить большие группы Красных Кхмеров, недовольных репрессиями. В 1979 г. вьетнамские войска свергли режим Красных Кхмеров. Окончательный вывод вьетнамских войск из Камбоджи произошел в 1989, но гражданская война в стране после этого продолжалась еще некоторое время.
7 октября 2004 король Нородом Сианук отрёкся от престола, 14 октября 2004 Королевским советом Камбоджи, по рекомендации его старшего брата, принца Ранариддха, провозглашён новый король - Народом Сиамони. Однако фактически власть в стране принадлежит премьер-министру Хун Сену, а западные области
страны на границе с Таиландом контролирует бывший соратник Пол Пота, Иенг Сари, подписавший перемирие с правительством Хун Сена.
Короче, как видите, история Камбоджи довольно печальная - сплошные войны и смертоубийство, почти как в нашей матушке России.
Ну, так вот, как в Стаханове появились, например, китайцы, испанцы и болгары, я описывать не буду, хотя это и довольно интересно - расскажу о камбоджийцах.
О роли Советского Союза в деле интернационализма написано много и по-разному. Но факт остается фактом - мы всегда делом поддерживали любые прокоммунистические движения в Мире.
Не обошли и Камбоджу после свержения в ней режима «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом.
После этого восстановили с ней дипломатические отношения и в 80-е годы Советский Союз стал ведущим партнером Камбоджи в торгово-экономической сфере.
Предоставленная им помощь сыграла ключевую роль в ликвидации последствий режима «красных кхмеров». В частности, Камбодже было оказано техническое содействие, которое позволило ввести в строй 35% производственных мощностей в электроэнергетике и 70% - по выработке натурального каучука. Были созданы гидрометеослужба, госстройорганизация и объекты связи. Восстановлены порты в Сиануквиле и Пномпене, ряд вузов, построены профтехцентр и объекты здравоохранения. В Союзе, а также в самой Камбодже с помощью наших преподавателей прошли подготовку свыше 7 тысяч камбоджийских специалистов.
Определенная их часть обучалась в то время в учебных заведениях Украины, и в том числе в одном из профессионально-технических училищ нашего города.
Об их существовании я узнал после звонка его директрисы, которая попросила приехать к ним и встретиться с иностранными студентами.
- На предмет чего?, - поинтересовался у нее.
- Прочесть лекцию о правовом положении иностранцев в СССР и их ответственности за совершение преступлений.
Ехать не хотелось, (как всегда было полно работы), но пришлось - ее звонок продублировали из горкома.
При встрече с директрисой выяснилось, что студенты из Камбоджи обучаются у них уже несколько лет, причем отличаются скромностью, примерным поведением и высокой успеваемостью. Однако в последнее время стали отмечаться факты нападений местной молодежи на приезжих. Милиция же на это практически не реагирует.
Вот они и интересуются, в какой мере могут сами защищаться от хулиганов.
Это меня несколько озадачило и, поручив находящемуся здесь же завучу подготовить обстоятельную справку по всем таким фактам, я в сопровождении директрисы направился в аудиторию.
Там находилось порядка сорока студентов - парней и девушек. Бросались в глаза их азиатская внешность и миниатюрность.
- Совсем юные, - удивился я, - наверное, только после школы?
- Не скажите, многим из них под тридцать и они давно женаты.
- А как с ними общаться без переводчика?
- Свободно. Это второкурсники, знающие наш язык.
Короче лекцию я прочел и ответил на множество заданных вопросов. В том числе, могут ли иностранцы вступать в браки с русскими девушками, почему у нас пьют так много водки и как стать прокурором.
Расстались вполне доброжелательно и на прощание одна из студенток - миловидная камбоджийка подарила мне буклет с видами их страны.
По дороге из училища я заехал в милицию и зашел к заместителю начальника по службе подполковнику Черкаеву.
- Анатолий Алексеевич, только что встречался с камбоджийскими студентами - обижают их наши «расисты», направьте в училище дознавателя, пусть разберется.
- Нет вопросов, сегодня же пошлю. Но не такие уж они беззащитные.
И рассказывает, что на прошлой неделе в ДК культуры местные хулиганы действительно напали на трех иностранцев, но те так их избили, что вызванному наряду милиции пришлось отвезти дебоширов в больницу.
- Самое интересное то, - рассмеялся Черкаев, что отделали азиаты наших профессионально. Владеют приемами рукопашного боя. Мне сержанты докладывали, что такого не видели. И это уже не в первый раз… Подивившись услышанному, я убыл к себе и занялся текущими делами. Мы завершали «чистку» города в преддверии юбилея Стахановского движения, о котором я уже упоминал.
Это сейчас о нем мало кто помнит. А тогда знала вся Страна. И к празднованию готовились с размахом. ЦК принял соответствующее постановление, Совмин «извернулся» и целевым назначением выделил городу значительную сумму на строительство грандиозного комплекса, который ударными темпами возводили в парке «Горняк». К его открытию ждали самого «отца перестройки» (кстати, он так и не приехал).
По нашей линии в городе был наведен относительный порядок. Всех рецидивистов взяли под жесткий административный надзор, а «особо опасных» пересажали, ликвидировали городские притоны и цыганский «шанхай», провели целый ряд уголовных дел в отношении проворовавшихся хозяйственников и торгашей, отправили в трудовые профилактории наиболее злостных алкоголиков и тунеядцев.
Дело оставалось за малым. Разобраться с городскими рынками. А их в Стаханове было два. Продовольственный - в центре города, о котором я уже упоминал и вещевой, на его окраине, в Ирмино. Оба богатые, популярные в области и криминальные. Но если на первом мы хоть что - то сделали, посадив нескольких махровых спекулянтов, то на ирминском, как говорят, «конь не валялся». А там, между прочим, шла бойкая торговля редкими в то время импортными товарами, а также в изобилии поступавшими на шахты и перекупавшимися кавказцами за баснословные деньги, автомобилями и тяжелыми мотоциклами. Золотое дно для спекулянтов.
Наш ОБХСС долго «закрывал на это глаза», но, после известных событий прозрел и, проведя серию рейдов, «повязал» нескольких «коммерсантов», изъяв у них массу различных товаров малазийского производства.
С задержанными плотно поработали и выяснили, что значительную часть импорта они приобрели у камбоджийских студентов. При этом были названы конкретные лица.
Я, как милицейский куратор, санкционировал обыск в их комнатах в общежитии и оперативники, в сопровождении наряда ППС в форме, нагрянули туда.
Повезло. Нашли множество предметов спекуляции и в том числе порнографические видеофильмы, слайды и журналы.
Но случился небольшой эксцесс. Когда попытались осмотреть чемодан с личными вещами одного из студентов, он неожиданно оказал активное сопротивление. Двое оперов в мгновение ока оказались сбитыми с ног и только благодаря помощи сержантов, буяна скрутили.
В чемодане не было ничего интересного за исключением значительной суммы денег, нескольких иностранных медалей и небольшого альбома с фотографиями. Но какими!
На одних этот «студент» был запечатлен в полевой тропической форме и с АК-74 среди многочисленных трупов, на других - с отрубленной женской головой и мотыгой в руках, а на третьих, в свите какого-то невзрачного типа в полувоенном френче сталинского типа.
Поудивлявшись, наши ребята все запротоколировали, запихали что-то визжащего бойца в «стакан» служебного УАЗа и отвезли его в ИВС - или «трюм» на милицейском жаргоне.
А затем прикатили в прокуратуру, где выложили передо мной деньги, медали и этот самый альбом.
- Что делать?
Я, честно сказать, растерялся. Обыск и задержание камбоджийца мы провели вполне законно. Тем более что он оказал сопротивление наряду милиции, что само по себе являлось уголовно наказуемым деянием. Однако все-таки, он иностранец. А тут еще эти медали и фотографии.
- Валерий Николаевич, - вякнул кто-то из оперов, - а вот это Пол Пот, - ткнул пальцем в типа во френче.
- Какой еще Пол?,- озадаченно переспросил я.
- Ну, тот самый, про которого в газетах много писали в связи с геноцидом в Камбодже. Или не читали?
- С вами почитаешь, - пробурчал я и вспомнил, что зимой, в горкоме, лектор из Киева выступал на эту тему.
- Значит так, этому живодеру организуйте 15 суток «по мелкому» - в суд я позвоню, а мы пока во всем разберемся.
Когда оперативники уехали, я зашел к Котову, обрисовал ситуацию и показал ему альбом. Как и следовало ожидать, Валентин Иванович разорался, - только садистов нам не хватало!
Я объяснил ему, что это, скорее всего, военный преступник, который, укрываясь от возмездия, сбежал из Кампучии и «залег у нас на дно».
- А мне один черт, ты заварил всю эту кашу, ты ее и расхлебывай! Лучше всего спихни его «смежникам», может это шпион?
Делать нечего, пошел звонить в КГБ. Там ответили, что начальник в отпуске, а Кравцов в Киеве, в командировке.
Стал разбираться сам. Для начала съездил в училище и пообщался с директрисой. Та была от случившегося в шоке и глотала валидол.
- Не могу поверить. Этот Чан был старостой группы и самым уважаемым человеком среди студентов. Даже не знаю, что сообщать в область.
- А есть ли о нем какие-нибудь сведения?
- Да. Они в документах, которые нам поступают из их консульства в Киеве. Вот, пожалуйста. Подает аккуратную папку. В ней списки студентов-камбоджийцев с указаниями фамилий, возраста, а также мест их рождения.
- Это все?
- Да. Кроме загранпаспортов, которые у ребят на руках.
- А с консульством вы поддерживаете отношения?
- Да, когда принимаем или отправляем очередную группу, ну, иногда, и в рабочем порядке, по телефону.
Затем мы договорились, что она свяжется с консульством, сообщит о задержании их подданного и, по возможности, запросит дополнительные сведения о нем.
- А можно им сообщить о тех жутких фотографиях?
- Конечно. И что ему светит тюрьма.
Затем вместе с ней я опросил студентов, проживавших с
На том и расстались. После этого я заехал в милицию и попытался допросить задержанного. Не получилось. Тот только щурил и без того узкие глаза и шипел, - моя не понимай…
- Ну, не понимаешь, и хрен с тобой, - подумал я. И уехал к себе, дав указание подготовить на него материалы для возбуждения уголовного дела.
Обо всем доложил прокурору, который засомневался, стоит ли отдавать камбоджийца под суд.
- А почему нет? Спекуляцию мы ему докажем, а об оказании сопротивления работникам милиции и говорить нечего. Свидетелей достаточно.
На том и порешили.
Мне было понятно, почему Валентин Иванович осторожничает - дел в отношении иностранцев раньше в городе не было, а в области их насчитывались единицы. И кто его знает, что это за Чан? А вдруг герой войны, поскольку имеет награды. Да, здесь можно попасть в «историю». И со «смежниками» не проконсультируешься, а у них наверняка есть дополнительная информация по камбоджийцам. Но без начальства они мне хрен что дадут, даже промокашки секретят.
Подумав так, я отправился в горком, и там, в идеологическом отделе нашел все, что требовалось. Причем не только в открытой печати - партийные органы располагали тогда самыми различными каналами информациями.
Оказалось, что режим Пол Пота, «приказал долго жить». Его, с остатками бригад «красных кхмеров», вьетнамцы загнали в джунгли и объявили международным преступником. Сподвижников же диктатора отлавливали по всей Малазии, казнили и отправляли в тюрьмы.
Наш Чан, скорее всего и был одним из таких.
А еще через пару дней, в город из Киева приехал консул в сопровождении переводчицы и двух сотрудников. Была встреча в прокуратуре.
И выяснилось, что задержанный нами Чан, вовсе не Чан, а офицер тайской спецслужбы, состоявший при «режиме», в качестве советника. А тип во френче, с которым он запечатлен на снимке - кровавый диктатор ПолПот.
В процессе беседы, консул выразил желание выдать им «Чана», без привлечения к уголовной ответственности в нашей стране.
- А что ему грозит по Вашим законам? - спросил Котов.
- Казнь, - был лаконичный ответ.
Возражать мы не стали, тем более что уголовное дело против задержанного еще возбуждено не было. Обошлись и без лишних дипломатических «проволочек», получив от консула расписку о передаче ему «Чана».
- Только, что б по дороге не сбежал, очень уж дерзкий, - напутствовал его Валентин Иванович.
Когда переводчица передала камбоджийцу эти слова, он ухмыльнулся, что-то прошипел и ткнул пальцем в небо.
- От нас он может убежать только туда, - невозмутимо перевела женщина.
- Да, Восток, дело тонкое, - констатировал Котов, когда гости удалились. А затем мы поехали на обед, и выпили по сто граммов водки за упокой души увезенного «Чана». В память о той встрече я долго хранил значок-эмблему Камбоджи в виде золоченой пагоды. Потом, к сожалению, он куда-то затерялся.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).

Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту - 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес - 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость - под водой 30 км/ч, в грунте - от 2 до 10 км/ч. Управлял средством экипаж в 30 человек. Вооружение - мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства - снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».

По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений « возмездия».

Смотреть фильм: Подземная лодка

Потерянная субтерина

На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц - люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты - быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта - совершить путешествие к центру Земли.

Подземный мир всегда был для людей чем-то очень таинственным, манящим и в то же время пугающим. Мифология и религия практически всех народов, так или иначе, связана с подземным царством и существами, которые его населяют. И если в древности подземный мир был для человека запретным местом, то с развитием наук и появлением первых гипотез строения Земли, идея путешествия к ее центру становилась все более заманчивой. Но как это сделать?

Конечно, этот вопрос не мог не волновать писателей-фантастов и, пока ученые гадали об устройстве подземного мира, в 1864 году Жюль Верн заканчивает роман «Путешествие к центру Земли», в котором главные герои его произведения, профессор Линденброн и его племянник Аксель совершают путешествие к центру Земли через жерло вулкана. Путешествуют они на плоту по подземному морю и возвращаются на поверхность через пещеру. Надо сказать, что в те годы была популярна теория о существовании обширных полостей внутри Земли, которую, судя по всему, Жюль Верн положил в основу своего романа. Однако позже ученые доказали несостоятельность гипотезы «полой Земли», а в 1883 году была опубликована повесть графа Шузи «Подземный огонь». Герои его произведения, при помощи обычных кирок, пробивают сверхглубокую шахту в зону «подземного огня». И хотя в повести «Подземный огонь» не описаны какие-либо механизмы, ее автор уже тогда осознавал, что дорога к центру Земли должна быть проделана человеком, и что никаких полостей, по которым можно путешествовать глубоко под землей, нет. Оно и понятно, ведь Земное ядро подвержено воздействию колоссального давления и температуры, а из этого следует, что ни о каких «подземных полостях», и тем более существовании в них жизни, говорить не приходится.

В последующих научно-фантастических произведениях появляются описания инструментов для проникновения в земную твердь, куда более совершенные, нежели кирка из повести графа Шузи «Подземный огонь. Так, например, в 1927 году выходит научно-фантастический роман графа Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором инженер Гарин с помощью своего изобретения - гиперболоида (теплового лазера) - пробивает многокилометровую толщу земной породы и достигает загадочного оливинового пояса.

По мере совершенствования науки о Земле и развитий технологий прокладки шахт глубокого бурения, возникла идея подземохода, некой фантастической машины, способной передвигаться в толще твердых земных пород. Так, в романе Григория Адамова «Победители недр», вышедшем 1937 году, автор отправил своих героев в подземный мир на подземоходе, который представлял собой массивный ракетоподобный снаряд. Этот фантастический аппарат имел в передней части буровые коронки и острые ножи, изготовленные из сверхпрочного металла и способные раздробить любую породу на своем пути. Его подземная лодка могла передвигаться со скоростью до 10 км в час.
Надо сказать, создано и создаются по сей день множество научно-фантастических произведений, посвященных теме путешествий к центру Земли, и если раньше в них человек пешком добирался в глубины нашей планеты, то с развитием техники и науки подземные путешественники прокладывают свой путь с помощью аппаратов во многом напоминающими современные подводные лодки. Существование таких аппаратов в реальной жизни до сих пор находится под сомнением, однако есть некоторые факты позволяющие предположить, что человек не один раз пытался спроектировать и построить подземную лодку.

По одной из версий первенство в создании подземных снарядов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А. Треблев, конструкторы А. Кирилов и А. Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика - заглубляться в грунт, находить залежи нефти, и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед. Но аппарат оказался ненадежным, часто выходил из строя и проект был признан несвоевременным. Однако на этом первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Так известно, что доктора технических наук П. И. Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, в то время когда он был занят строительством московского метро, вызвал Д. Ф. Устинов, будущий нарком вооружения СССР. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Устинов интересовался у Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата? Страхову было известно об этих работах, и он ответил утвердительно.

Тогда Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, - работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны, Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.

Не следует забывать и о многочисленных легендах окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии, существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» ("Змей Мидгарда", проект Риттера).

Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту - 3.5 м. Общая длинна аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тысяч тонн. По некоторым предположениям разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей - до 10 км/ч.

Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга, были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, возможно это остатки «Змея Мидгарда» - возможного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха.

Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но от того не менее интересный проект, - к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine») и патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же Германия разработала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития - создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот». Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка - ядерный реактор - позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтерин», специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.

Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.

В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино… Однако, во время очередных испытаний, произошла авария, повлекшая за собой взрыв и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова, навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в прессе стали проскальзывать сообщения об этом проекте, ну а остатки самого подземного атомохода, тем временем, ржавели под открытым небом до 90-х годов. Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим удовлетворительный ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтерин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь Земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.

Машина была вооружена пулеметами и торпедой и проходила 10 метров в грунте за час

Про подводные лодки слышали все, и все их хорошо знают. Но не каждый догадывается о лодках подземных. А ведь подобные проекты существовали в реальной жизни. Да и в будущем к ним могут вернуться, хотя не факт.Проходческий механизм, использовавшийся при сооружении линии Xinyi тайбэйского метрополитена в Тайване. С сайта ru.wikipedia.org

«Тоннельные крысы» с пистолетами
Концепция подземной лодки может показаться странной. Но если вдуматься, ничего принципиально нового в ней нет. Подземная война как таковая известна нам еще с античности. Дабы обрушить вражеские стены, древние римляне и греки активно использовали подкопы. А персидский царь Дарий I, в 520 году до нашей эры, проник в греческую Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь. Но это были цветочки: настоящей путевкой в жизнь для подземной войны стало появление пороха. Один из самых ярких примеров – взятие Иваном Грозным Казани. Согласно источникам, для взрыва под крепостными стенами использовали 48 пороховых бочек.
Подземными воинами стали т. н. «тоннельные крысы» – американские, австралийские и новозеландские подразделения, применявшиеся для действий в вырытых вьетнамцами тоннелях. Никаких подземных машин у солдат тогда не было. Их снаряжение чаще всего ограничивалось пистолетом, фонариком, портативной радиостанцией и противогазом. Работа была очень сложной и опасной: стоит сказать, что, кроме темноты и замкнутого пространства, бойцов поджидали хитроумные ловушки, оставленные партизанами.
Германский проект «Змей Мидгарда». С сайта naked-science.ru

Что же мешает создать подземную машину, которая сможет вести боевые действия? То есть, подобно подводной лодке прятаться в глубинах и наносить удары, откуда не ждали. Основным препятствием на этом пути является потребность в гигантской мощности, ведь разрушать породы очень тяжело. Нашли источник питания? Хорошо. Как быть со скоростью? Быстро под землей передвигаться не выйдет в любом случае, а противник не будет ждать. А безопасность? На пути может оказаться подземное озеро и много других неприятных неожиданностей.
Метростроевцы решают такие вопросы комплексно: аппараты не только роют, но также и укрепляют тоннель блоками при помощи механической руки (отчасти именно этим обусловлена низкая скорость прохождения). Когда блок установлен, в него упираются домкраты, и огромная машина движется дальше. Ну, а если приходится работать на больших глубинах и грунт очень плотный, нередко довольствуются лишь ручным трудом: в ход идут отбойные молотки и прочие нехитрые инструменты. Скорость прохождения именно в этом случае измеряется всего лишь десятками метров за месяц.
А если какой-либо важный механизм боевой подземной лодки выйдет из строя, никто не сможет ей помочь. Позади не будет укрепленного тоннеля и рабочих с отбойными молотками. А это значит, что шансов выжить у экипажа не будет совсем. Разве только машина будет находиться на глубине чрезвычайно малой и ее можно будет буквально вытащить из-под земли.
Есть много проблем, что называется, фундаментальных. Особенно если говорить о длительном автономном походе. Как, например, снабжать подземную лодку воздухом для дыхания? На атомной субмарине его производят путем электролиза забортной воды. С помощью нее же охлаждают реактор. В случае с «субтерриной» сделать это попросту невозможно: придется искать какие-то оригинальные методы.
Подземоход А. Треблева. С сайта naked-science.ru

Конструктор наблюдал за кротом
Даже странно, что боевые подземные машины все-таки начали создавать. Часто вспоминают подземоход, сконструированный А. Треблевым, А. Кириловым и А. Баскиным. Принцип работы этого устройство Александр Требелев позаимствовал у кротов. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.
Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять «субтерриной» можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание. Подземоход оказался вполне жизнеспособным, он двигался со скоростью 10 метров в час, но нуждался во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому аппаратом так и не стали пользоваться
Но подземоход – промышленная машина для поиска полезных ископаемых. Первопроходцами по части создания боевых подземных лодок можно считать немцев. Патент на такое изобретение зарегистрировал в 1933 году немецкий изобретатель Хорнер фон Вернер. Подземный аппарат должен был иметь скорость до 7 километров в час и экипаж пять человек. Он мог нести боезаряд в 300 килограмм. При этом аппарат мог передвигаться как под землей, так и под водой. Все это могло пригодиться при осуществлении диверсионных действий. При этом полномасштабная подземная атака на мощную державу, конечно, в принципе не представлялась возможной.
Вспомнили об идее фон Вернера в 1940 году. Как мы знаем, Великобританию и Францию разделяет пролив Ла-Манш. Без господства на море нацисты и подумать не могли о высадке десанта в Великобритании, но и оставлять под боком столь опасного противника тоже не хотели. И тут для диверсий могла бы пригодиться подземная лодка.
Возможно, проект Хорнера фон Вернера получил бы путевку в жизнь, но в дело вмешался рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. Он-то и убедил руководство в том, что военные летчики смогут разгромить британские ВВС, что позволит немцам в конечном счете установить полный контроль над Ла-Маншем. Этого, как мы знаем, не случилось, однако воскрешать проект тоже не стали: вскоре у нацистов появились другие, более важные поводы для беспокойства.
Идея механизировать подземную войну не новая. Проходческий щит – именно так называют подвижную сборную металлическую конструкцию, которая обеспечивает безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной обделки. Считается, что первым такой механизм применил в 1825 году во время сооружения тоннеля под Темзой Марк Брюнель. Сейчас проходческие щиты активно используют в метрострое. Длина одного «червя» может составлять 80 метров, а масса – больше 300 тонн. Скорость движения машины достигает 10 сантиметров в минуту, так что за один месяц она может пройти до 300 метров.
«Крот» с ядерным реактором. С сайта diletant.media

«Змей Мидгарда» – «чудо-оружие»
В 30-е годы появился еще один небезынтересный германский проект. Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю. Отцом проекта является изобретатель по фамилии Риттер. Как и в первом случае, аппарат должен был двигаться как под землей, так и под водой: в последнем случае глубина погружения могла достигать 100 метров.
Лодка состояла из ячеек и чем-то была похожа на поезд. Длина ее могла равняться 524 метрам, а вес составлял 60 тысяч тонн. Для сравнения, самые крупные атомные подводные лодки – субмарины проекта 941 «Акула» – имеют длину чуть более 170 метров. Иными словами, «Змей Мидгарда» мог войти в историю не только как крупнейшая подземная, но также и как самая длинная подводная лодка в мире.
Конструкция аппарата была более чем интересна. Впереди хотели установить буровую головку с четырьмя бурами диаметром полтора метра. Они приводились в движение девятью электродвигателями. Также аппарат имел гусеницы, приводившиеся в движение четырнадцатью электродвигателями, чтобы ехать по земле. Необходимый для работы двигателей электроток вырабатывали четыре дизельных электрогенератора. Под водой машина должна была передвигаться с помощью двенадцати пар рулей и двенадцати дополнительных двигателей.
«Змей» мог нести солидное вооружение: 250-килограммовые и 10-килограммовые мины и 12 спаренных пулеметов. Кроме этого, разрабатывалась подземная 6-метровая торпеда Fafnir, снаряды для взрыва скальных пород Mjolnir, разведывательная торпеда с микрофонами и перископом Alberich, а также спасательное средство для выхода экипажа на поверхность Layrin. Всего на борту лодки, кстати, должны были нести службу 30 человек экипажа.
На борту предполагалось разместить электрическую кухню, спальню с 20 кроватями, три ремонтные мастерские и многое другое. Согласно проекту, на земле лодка могла передвигаться со скоростью до 30 километров в час. Под землей, конечно, скорость была меньше: 10 километров в час в мягком и два – в каменистом грунте. Под водой скорость тоже была невысокая – три километра в час.
Согласно идеологам проекта, лодка могла сама по себе решить исход войны, поразив жизненно важные объекты противника (например, порты). Всего, кстати, хотели построить 20 «Змеев». С учетом сложности конструкции они могли обойтись дороже пресловутых немецких линкоров. Как несложно догадаться, проект многие специалисты признали нереализуемым и в середине 30-х его отправили Риттеру на доработку. Что было дальше, доподлинно неизвестно. Уже после Второй мировой нашли штольни и остатки взорванной конструкции, которая могла иметь отношение к проекту Риттера.
Сейчас подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным. Дело в том, что к концу войны в умах руководителей Третьего рейха, охваченных военно-техническим эскапизмом, бродили самые невероятные идеи. Возможно, одним из «вундерваффе», или «чудо-оружия», мог стать и механический змей. Если же судить по факту, ни один из вышеупомянутых немецких проектов так и не получил путевку в жизнь. На то было великое множество причин, кроме уже изложенных выше. Начиная от успехов в начале войны (из-за чего тратиться на такие вещи не хотели) и заканчивая недостатком ресурсов в годы, когда Германия терпела поражения.

Сверхзвуковая струя разрушала грунт
Одним из самых реальных прообразов подземных лодок была британская Nellie. Ее создавали, чтобы рыть глубокие траншеи на линии фронта в период Второй мировой. По этим траншеям пехота и легкие танки могли, как предполагалось, безопасно пересекать нейтральные полосы и проникать в расположение противника. Падение Франции в 1940 году затормозило реализацию программы. Новый опыт военных подсказывал, что позиционной войны в духе Первой мировой уже не будет, и в 1943 году проект закрыли.
Кроме того, известно о создании инженерами ХХ века подземного реактивного снаряда – устройства для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах со скоростью до 1 метра в секунду при помощи реактивных струй. Реактивный снаряд не нес десанта или ядерного оружия. Разработали его в конце 40-х, а построили в 1968 году. Это был наполненный твердым топливом цилиндр: в носовой части располагались в несколько ярусов сопла.
Подземную ракету устанавливали носом вниз. Сверхзвуковая струя раскаленных газов, вырываясь из направленных вниз сопел под давлением до двух тысяч атмосфер, разрушала грунт под цилиндром, а за счет сопел среднего яруса, направленных вбок, скважина расширялась. К концу 60-х за спиной у инженеров уже были успешные испытания: начали поговаривать про революцию в сфере бурения скважин. Были, правда, и недостатки: управлять снарядом оказалось тяжело, так что в дальнейшем создали несколько новых, более совершенных, версий.
А вот еще фантастическое устройство, о котором нельзя не рассказать – «Боевой крот». Такое говорящее название получила подземная лодка с ядерным реактором, созданная в 1964 году. Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от трех до четырех метров, а длина 25-35 метров. Скорость менялась, в зависимости от грунта – с 7 до 15 километров в час. Экипаж «Крота» – пять человек. Кроме них, лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны груза. «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные установки в шахтах и командные пункты противника. Но во время испытаний «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы на этом проекте поставили крест.
В современном мире концепция боевой подземной лодки так и не стала востребованной. И США, и ряд других стран отдают приоритет созданию тактического оружия, а подземная лодка является, скорее, оружием стратегическим, актуальным в эпоху холодной войны, когда предполагалась незаметная доставка к противнику ядерного боеприпаса. В современных локальных конфликтах она вряд ли могла быть полезной, разве что в борьбе с партизанами – для уничтожения тоннелей. Но есть и более дешевые способы, не требующие создания громоздкой махины.

Человечество постоянно бросается из крайности в крайности: то мы хотим летать, подобно птицам, то исследовать морские глубины как рыбы. Сегодня же речь пойдет о нашем стремлении покорять недра земли.

Начало разработок

Первые разработки подземной лодки начались в 1918 году русским инженером Петром Рассказовым. Однако в этом же году он был убит агентом иностранных спецслужб, а его наработки были похищены. Так разработка подземной лодки была приостановлена.

Вернулись к этой идее лишь в конце 1930-х годов. На этот раз над подземоходом работала целая группа советских инженеров, но и их разработкам было не суждено стать реальностью – началась Великая Отечественная война.

После окончания войны, советской стороной были изъяты те самые чертежи, которые были похищены в 1918 году. Таким образом, предполагается, что Петр Рассказов был убит немецким агентом. За эти годы Германия сумела добиться некоторых успехов в разработке подземной лодки, но единственный опытный образец был уничтожен, поэтому в будущем все пришлось начинать сначала.

Боевой крот

А сначала начали лишь в 1962 году. В этот период в СССР был запущен секретный проект «Боевой крот», целью которого было уничтожение ракетных шахт и бункеров потенциального противника.

Спустя 2 года начались первые испытания «Боевого крота». Ему удалось преодолеть 2 километра под землей и уничтожить командный центр условного противника.

Боевой крот достигал в диаметре 3,5 метров, а в длину 35 метров. Его корпус был сделан из титанового сплава, а в движение устройство приходило благодаря портативному ядерному реактору на борту.

Экипаж крота состоял из 5 человек. Кроме этого он мог нести на борту тонну взрывчатки или 15 десантников.

Практическое применение

После первых успешных испытаний, в СССР был составлен план по доставке нескольких кротов к побережью США, где они должны были добраться до ракетных шахт в Калифорнии и заминировать их.

Однако проект был приостановлен из-за аварии во время очередного испытания крота. По официальной версии он был завален горной породой на Урале, а весь экипаж машины погиб.

Пока инженеры искали способ обезопасить машину от подобных неприятностей, Хрущев ушел с поста главы государства, а новое руководство спешно закрыло проект, посчитав его бесперспективным.

Тем не менее, «Боевой крот» еще раз послужил Союзу в 1974 году – руководством страны была намерено допущена «утечка» о якобы существующем атомном подземном флоте СССР, что вынудило США бросить немало ресурсов и сил на разработку аналогичных систем и средств их обнаружения.

Новое на сайте

>

Самое популярное