Домой Страх Результаты оценивания качества дошкольного образования являются основой. Оценка качества дошкольного образования

Результаты оценивания качества дошкольного образования являются основой. Оценка качества дошкольного образования

27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что если раньше все образовательные программы оценивали по детским результатам, то сейчас, когда вышел ФГОС, центр тяжести переносится с требований к результатам к требованиям к условиям, которые показывали бы качество дошкольного образования. Сейчас научное сообщество работает над инструментарием, который бы позволял определять оценку качества по условиям, взаимодействию педагога с ребенком как посредником между средой и ребенком.

Поскольку дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, то у дошкольных организаций появляется новая ответственность по внедрению Стандарта.

Система оценки качества состоит из трех позиций:

  1. Группа, в которой каждый педагог может проводить педагогическую диагностику на предмет развития ребенка. Воспитатель имеет собственную карту наблюдения, которая фиксируется в основной образовательной программе в разделе оценка качества образования. Важно учитывать момент, что внутри одной образовательной организации может реализовываться несколько программ.
  2. Организация, административно-управленческий персонал, который контролирует реализацию основной образовательной программы.
  3. Субъект. Система оценки качества, реализация образовательных программ на уровне организации и на уровне субъекта Российской Федерации должна определяться по 2 направлениям: взаимодействие педагога и ребенка, сихолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы и предметно-пространственная развивающая среда.

Эксперт акцентировала внимание на том, что важна самооценка ребенка относительно его эмоционального состояния, насколько ему комфортно внутри детской образовательной организации, внутри среды.

Система оценки образовательной деятельности включает оценку по трем направлениям:

  • качество содержания;
  • качество условий образовательной деятельности;
  • качество образовательных процессов.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Реализуемые виды деятельности ребенка варьируются исходя из доступности среды. Должны быть созданы такие пространства, где дети сами могли бы регулировать доступ, а занятия должны регулируются воспитателем.

Есть несколько инструментов, которые помогают оценивать предметно-пространственную среду в детском саду взаимодействие педагога и ребенка. Одной из них является Шкала ECERS-R. К примеру, время для свободной игры с помощью этой шкалы оценивается по следующим показателям:

  • Практически нет возможностей для свободной игры или большая часть дня проходит в неконтролируемых свободных играх.
  • Ежедневно есть время для свободной игры.
  • Свободная игра происходит в течение значительной части дня.
  • Действие взрослых направлены на развитие взаимодействия детей.

Шкала ECERS-R точно ловит разные изменения, которые происходят внутри, либо не происходят.

Проектируя основную образовательную программу нужно понимать весь объем ресурсов, которые существуют внутри образовательной организации и во вне. На сегодняшний день, меняя содержание, подсодержание пространства в детском саду, важно понимать, какие образовательные задачи мы собираемся закладывать вовнутрь.

Образовательная среда – это скрытое содержание образования. Важно не наличие игрушек, а их использование и доступность, то, что действительно является образовательным для ребенка внутри среды.

Наргиз АЛИЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия





У ребенка развиваются те способности и черты личности, которые находят пространство для своей реализации; и, напротив, остаются в не актуализированном состоянии те механизмы, которые оказываются ненужными в реальной жизни. Л.С. Выготский. «К вопросу о формировании детского характера»



Стандарты. Место педагога. Дошкольная ступень Начальная школа Основная школа Старшая школа основы самостоятельности инициативы ответственности творческой деятельности умение учиться и свобода выбора внеучебных форм и видов деятельности учебная самостоятельность, социальные пробы и самоопределение выбор профильных дисциплин, реализация личностно значимого проекта Педагог-личность. Педагог-мастер. Педагог- учитель. Педагог-консультант (помощник). Педагог-эксперт. Педагог-навигатор. Педагог-тьютор.


Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер. Для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Целевые ориентиры ДО


Способность ребенка к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре (наличие оригинального замысла, гибкость развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам). Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает дос­тоинство других. Целевые ориентиры ДО


Целевой ориентир Взаимодействие «педагог- воспитанник» Среда Распорядок дня Способность выбирать желаемое Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность проявлять инициативу и самостоятельность Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Способность принимать собственные решения Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание Уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к другим Игра Проект Познание Игра Проект Познание Игра Проект Познание …








Общие характеристики для всех шкал: Предполагают наблюдения за ребенком или интеракциями взрослого и ребенка в естественных условиях внешним специалистом Предполагают специальную подготовку профессионала, использующего шкалу. Включают подробное описание индикаторов, позволяющих надежно оценивать ситуацию (среду, взаимодействие) и давать ей количественную оценку. Допускают возможность использования для внутренней оценки и формирующего оценивания в программах по развитию ситуации в дошкольном образовательном учреждении.


Начало мая увенчалось большим мероприятием в системе дошкольного образования Джидинского района - на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Теремок» прошёл республиканский семинар "Проектирование системы оценки качества дошкольного образования» под руководством Г.И. Малаховой, заведующей кафедрой развития образовательных систем АОУ ДПО РБ "БРИОП".

С приветственным словом открыла семинар заведующий отделом дошкольного образования Ульзетуева И.И. Заведующий МАДОУ детский сад № 5 «Теремок» Бальчинова Т.Д.-Д. провела экскурсию по детскому саду, поделилась опытом работы ДОУ, ознакомила присутствующих с деятельностью детского сада.

В работе семинара приняло участие 40 человек, среди которых были заведующие и педагогические работники детских садов нашего района.

В настоящее время имеет место принципиально новая стратегия развития общества, основным ресурсом которой выступает образование. Актуален вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в изменяющихся условиях?». Модернизация и развития образования в последние годы нашли отражение, как в организации, так и в содержании деятельности ДОО. С введением ФГОС дошкольное образование становится полноценной частью непрерывного образования. Высокое качество образования начинается с дошкольной ступени и направлено на создание педагогических условий, позволяющих детям раскрыть свои возможности, а педагогам повысить творческий потенциал. Необходимо построить педагогическую работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность ответственных взрослых.

Необходимым условием организации обучения и воспитания детей является создание предметно-развивающей среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Участники семинара, объединившись в пять рабочих групп, активно занялись оценкой качества предметно-пространственной развивающей среды по шкале Экерса в группах МАДОУ детский сад № 5 «Теремок».

Каждая группа сделала выводы по оценке качества предметно-пространственной среды, среда соответствует требованиям ФГОС ДО, она открывает множество возможностей для развития способностей детей.

В детском саду существуют уголки развивающей среды, в которых создаются условия для определённого вида деятельности детей. Во всём чувствуется изобретательность, фантазия и «золотые руки» воспитателей.

Мероприятие прошло на должном уровне. Все гости остались довольны участием в работе республиканского семинара.

Сотрудники ДОУ надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении детей.

1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование. И это неудивительно, поскольку общие принципы не могут быть привнесены в практику механически. Как мы понимаем, проблему эту можно решить системно, комплексно, планомерным воздействием на факторы и условия. И цель должна быть одна: претворить в жизнь поставленные задачи.

Миссией дошкольного учреждения в области качества образования является оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.

Качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов .

Однако факторов очень много. Учесть все трудно. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

Ø стиль взаимодействия педагога с детьми;

Ø общая организация жизнедеятельности дошкольников;

Ø кадровые, материальные, программнные, финансовые ресурсы;

Ø санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;

Ø психологическое сопровождение образовательного процесса;

Ø предметно-развивающая среда;

Ø профессиональная компетентность педагогов и руководителей;



Ø взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;

Ø согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

Ø управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия – обстоятельства, в которых действуют факторы:

Ø создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;

Ø постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;

Ø положительный психологический климат в коллективе;

Ø творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;

Ø грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;

Ø необходимые условия труда;

Ø система материального стимулирования качественной работы;

Ø ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

Ø создание банка инновационных систем;

Ø систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами .

Ø во-первых, ценности и нормы , представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

Ø во-вторых, адаптивность – ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

Ø в-третьих, динамичность – способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

Ø в-четвертых, стабильность – обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

Ø в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

Ø в-шестых, ресурсообеспеченность , т. е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую – школьную – систему). Наличием трех компонентов – компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» – характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т. е. одновременное применение различных факторов и условий – педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется – как положительно, так и отрицательно – по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования – сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация – программно-целевое развитие – отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура – система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи – формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

Ø с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т. е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;

Ø с позиции ориентированности на качество дошкольного образования. Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

3. Оценка качества дошкольного образования. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, активно включено в процессы поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества дошкольного образования и определению механизмов его оценки на разных уровнях системы управления.

В науке выделено несколько подходов к оценке качества. Наиболее известные из них – продуктивный, процессный, маркетинговый, системный .

1. В рамках продуктивного подхода, основной идеей которого является стандартизация деятельности, качество дошкольного образования может оцениваться путем установления соответствия результатов, продуктов образовательной деятельности установленным требованиям образовательных стандартов или программ. Тогда основной акцент управления качеством дошкольного образования строится на формировании такого стандарта качества и разработке процедур его измерения.

2. В международных стандартах качества ИСО 9000-2000 отмечается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом». В рамках процессного подхода качество дошкольного образования оценивается по критериям и показателям, характеризующим образовательный процесс и условия, в которых он протекает, которые в итоге обеспечивают определенные результаты развития детей.

3. Представление об образовании как о сфере услуг определяет особо значимое место проблематики, центром которой являются интересы и потребности потребителя (клиента). В странах с развитой системой рыночных отношений широкое применение нашел маркетинговый подход, в рамках которого выделяются те свойства и характеристики качества дошкольного образования, которые демонстрируют конкурентоспособность образовательных услуг, их рентабельность, спрос и удовлетворенность потребителей и другие аспекты отношений между производителем и потребителем образовательных услуг на рынке.

Кроме того, существует множество предметных подходов: социологический, квалиметрический, психологический, педагогический и т. д. Каждый из них решает какую-то отдельную задачу по определению качества образования. Так, например, социологический рассматривает качество дошкольного образования с точки зрения удовлетворения заказа на образование от различных социальных групп и страт; квалиметрический – разработка и развитие всех методов оценки качества образования; педагогический – определение организационно-технологических аспектов образовательного процесса и его результатов. Обозначенные выше предметные подходы имеют свое видение и представление о качестве образования. Но нужно признать, что ни одно из предметных представлений не может быть признано системным.

4. Системный подход к трактовке и оценке качества дошкольного образования как сложной многокомпонентной системы деятельности предполагает выделение структурных компонентов системы качества и подсистем, ее образующих, в их неразрывных связях и взаимодействии, где недостаточность одного из компонентов в структуре системы качества дошкольного образования может вызывать сбои в других элементах системы или системные кризисы.

В заключение следует подчеркнуть, что качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «качество дошкольного образования».

2. Какое влияние на качество образования оказывает организационная структура дошкольного учреждения?

3. Раскройте сущность продуктивного, процессного, маркетингового, системного подходов в оценке качества дошкольного образования.

Литература: 19, 22 (осн.), 10, 13, 14 (доп.).


Планирование системы контроля в дошкольном учреждении

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

Новое на сайте

>

Самое популярное