Домой Психосоматика Роль государства в дошкольном образовании. Государственная политика в сфере дошкольного образования и условия её реализации в ближайшем десятилетии

Роль государства в дошкольном образовании. Государственная политика в сфере дошкольного образования и условия её реализации в ближайшем десятилетии

Введение

1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

2 Нормативно-правовое регулирование сферы дошкольного образования в России

Глава 2. Практика и проблемы организации дошкольного образования в городе Челябинске

1 Особенности организации дошкольного образования в городе Челябинске

2 Проблемы и пути совершенствования нормативно-правового регулирования дошкольного образования в Челябинской области и в городе Челябинске

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение 1

Введение

Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования (ст. 43).

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2008 года демографические проблемы названы в числе наиболее важных, предложена программа стимулирования рождаемости, направленная на материальную поддержку женщин, имеющих детей, на развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также актуальность темы, выбранной для исследования заключается в том, что правовые нормы, регламентирующие отношения в области содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.

Одним из наиболее перспективных путей повышения воспитательного и нравственного потенциала семьи, ответственности родителей за воспитание детей является формирование новых взаимоотношений между семьей и образовательными учреждениями.

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).

Объектом исследования является государственная политика РФ в сфере дошкольного образования.

Предметом исследования является процесс содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска.

Целью данного исследования стало изучение правового регулирования содержания и воспитания детей в образовательных учреждениях. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть особенности государственной политики Российской Федерации о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях;

Рассмотреть компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов муниципальных образований в области дошкольного образования;

определить основные типы образовательных учреждений;

изучить концепцию и принципы осуществления содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

осветить направления совершенствования системы воспитания и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследований: сравнительный анализ и изучение литературы; обобщение и систематизация теоретического материала; методы обработки полученных данных. Содержание и воспитание детей в образовательных учреждениях нашло отражение в трудах таких ученых, как Белянинова Ю.В., Болотова Е.Л., Краснова Г.А, Мадьярова А.В., Тихомирова Ю.А., Сулейманова Г.В., Сырых В.М., Эфрикян Р.А. и др.

Исследование по теме опиралось на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные и учебные труды, актуальные публикации в периодической печати.

Логика исследования отражена в структуре работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения.

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования

1.1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Показателями отнесения образовательного учреждения к соответствующему виду являются:

) уровень реализуемых образовательных программ;

) направленность реализуемых программ и образовательной деятельности;

) структура контингента обучающихся, воспитанников в соответствии с направленностью изучаемых образовательных программ;

) кадровое обеспечение;

) информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

) защита прав и интересов воспитанников;

) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании» различают следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Также по информации Минобразования России в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, среди типов и видов образовательных учреждений, выделяют:

Тип «дошкольное образовательное учреждение», которое подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.

Сеть дошкольных образовательных учреждений складывалась в нашей стране десятилетиями. Она формировалась как из муниципальных, так и из ведомственных детских учреждений. За последние годы эта система претерпела значительные изменения. Количество дошкольных учреждений сократилось, ведомственные детские сады ликвидируются или передаются в ведение местного самоуправления.

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий (ст. 17 Закона РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»). Выбор способов организации предоставления дошкольного образования - путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений - находится в компетенции органов местного самоуправления.

В частности деятельность образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста регулируется Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204; дошкольного образовательного учреждения - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от от 12.09.2008 г. N 666

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Контрольная работа

На тему: Государственная политика в области дошкольного образования

Выполнила:

Новолодская Марина Геннадьевна

образовательный политика дошкольный

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

Обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);

Заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;

Содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономического развития. Формирование федеральной политики в области образования, принципы его финансирования.

    магистерская работа , добавлен 30.06.2010

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    курсовая работа , добавлен 23.04.2013

    Общая характеристика системы среднего образования Республики Казахстан. Определение направлений современной образовательной политики Казахстана. Комплексная оценка целей и задач государственной политики в сфере развития среднего образования Казахстана.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой. Государственная политика современной России в области образования.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    Рассмотрение готовности к школе как объекта образовательной политики. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Дидактические игры как средство развития интегративных качеств дошколят.

Переход российского государства на путь инновационного развития предполагает совершенствование государственной социальной политики. Одним из факторов социального развития российского общества является модернизация системы образования. Как отмечают некоторые авторы, «образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика на основе общественного согласия устанавливает коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития» .

Совершенствование системы образования способствует повышению общего уровня жизни, так как уровень образования есть показатель уровня развития общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, что напрямую оказывает влияние на состояние экономики общества.

Кроме того, образование влияет на духовное развитие общества через культурно-воспитательную функцию. Так же образование – это один из важнейших этапов жизни личности, и оно является средством решения различных проблем не только отдельных индивидов, но и всего общества.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Все ступени образования взаимосвязаны и решают разные социальные задачи .

Дошкольное образование является первым и вместе с тем, одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов. Государство признаёт приоритетную роль дошкольного образования, о чём свидетельствует государственная политика в сфере образования. В настоящее время государственная социальная политика в сфере образования проявляется в государственной программе развития образования, в проектной деятельности, в рамках стратегического развития Российской Федерации по направлению "Образование", в законодательном обеспечении системы образования и т.д.

Актуальность исследования государственной социальной политики в сфере образования подтверждена стратегической инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина, о том, что развитие и модернизация сферы общего образования обуславливается соответствием школьного образования целям опережающего развития. На данной концепции и базируется процесс развития дошкольного образования .

В настоящее время основными направлениями государственной социальной политики в сфере дошкольного образования являются: обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. Решение данных задач решается посредством эффективного управления системой образования, которое представлено в ч. 2 ст.89 ФЗ «Об Образовании в РФ». Механизмами управления системой образования являются:
1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности различных органов власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) осуществление независимой оценки качества образования;
8) подготовку и повышение квалификации работников различных органов власти всех уровней, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций .

На сегодняшний день результатами реализации государственной социальной политики в сфере дошкольного образования можно считать следующие количественные показатели:
100 % - ая доступность дошкольного образования для детей от 3 - 7 лет в 75 субъектах Российской Федерации;
доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3-х лет выросла на 4,84%;
94,9% детей дошкольного возраста от общего числа воспитанников обучаются по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО);
в 83,18% образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
98,6% руководителей и педагогических работников дошкольных организаций прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку .

Тем не менее, на сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования для детей от 1,5 – 3-х лет остаётся всё также актуальной.

Сегодня, ключевую роль в обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста, призван сыграть негосударственный сектор. Но, вместе с тем, значительная разница в оплате за присмотр и уход за детьми в государственных и частных детских садах, ставит родителей (законных представителей) в неравные условия. А также, данное положение дел затрудняет конкуренцию между частных и государственных детских садов, что не выступает стимулом для повышения качества этой ступени образования.

В России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный – в дошкольном образовании. «В силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» .

Выделены и формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие общественности: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) .

Внедрение сервисных электронных услуг для регистрации в электронной очереди на получение места в детском саду, безусловно, улучшило ситуацию по зачислению ребёнка в дошкольную образовательную организацию. Но имеет место быть проблема недостаточной информированности родителей о порядке комплектования групп, о правилах движения детей в очереди.

«На этом фоне реализуемые в настоящее время программы развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования выглядят не полными по своим целям и задачам. Проведенный анализ показал, что сейчас в них наблюдается смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности, явный дисбаланс между мерами по вводу дополнительных мест и мерами по повышению качества дошкольного образования. Более того, в большинстве проанализированных программ повышение качества дошкольного образования не заявлено ни в виде целевых ориентиров, ни в составе планируемых мероприятий и ожидаемых результатов» .

Всё вышесказанное и другие проблемы, возникающие в системе ступени дошкольного образования, напрямую оказывают влияние на такой важный демографический показатель как рождаемость. Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества .

Исходя из этого, проблема реформирования и модернизации системы дошкольного образования остаётся все также актуальной. Поэтому, необходим дальнейший поиск и реализация комплекса новых государственных мер, направленных на развитие и эффективное функционирование такого уровня системы образования, как дошкольное образование.

Литература
1. Чистохвалов, В.Н. Современная образовательная политика России: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 246 с.
2. Харисова, А.В. Реализация государственной политики в сфере образования в субъекте РФ, состояние и перспективы развития / А. В. Харисова, А. В. Янгиров // Научно-практические исследования. – 2017. – № 1 (1). – С. 40-45.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
4. Хайбулина, Ю.Б. Современное дошкольное образование в России – проблемы и решения / Ю. Б. Хайбулина // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. – 2014. – С. 244-245.
5. Афанасьева, К.А. Принципы формирования государственной политики в сфере образования: проблемы реализации / К. А. Афанасьева // В сборнике: Вектор лидерства: стратегии регионального развития. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. В 2-х частях. – 2017. – С. 72-74.
6. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 53 с.
7. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс]/Т.Н. Богуславская// Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 4 - Режим доступа: www. iuorao.ru.
8. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 2. - Режим доступа: www. iuorao.ru.
9. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование, 2013. – № 7. – С.11-17.

IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AT THE STAGE OF MODERN DEVELOPMENT OF RUSSIA

О.S. Мoskalenko
Vyatka State University, Кirov

Annotation . This article focuses on the main areas of implementation of state social policy in the field of pre-school education. The article considers the main mechanisms of managing the education system. The results of the implementation of the state social policy in the sphere of preschool education are revealed. The current problems are considered.

Keywords: state social policy; pre-school education; kindergarten; quality; accessibility; management arrangements.

References
1. Chistokhvalov, V. N. Modern educational policy of Russia: Textbook. benefit. - Moscow: RUDN, 2008. - 246 p.
2. Implementation of state policy in the field of education in the subject of the Russian Federation, the state and prospects of development / A.V. Kharisova, A.V. Yangirov // Scientific and practical research. - 2017. – No. 1 (1). - P. 40-45.
3. About education in the Russian Federation: Feder. law of 29.12.2012 № 273-FZ / / SOBR. legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part I). - St. 7598.
4. Khaybulina, J. B. Modern preschool education in Russia – problems and solutions / J. B. Khaybulina // In the book: Russia and Europe: culture and economy in the Materials IX international scientific-practical conference. Executive editor Evarina N. In. – 2014. – P. 244-245.
5. Afanasieva, K.A. Principles of public policy in the field of education: problems of implementation / ka Afanasyeva // in the collection: Vector of leadership: strategies for regional development. Collection of scientific works based on the materials of the all-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and postgraduates. In 2 - " s parts of. - 2017. – P. 72-74.
6. Klyachko, T. L. Education in Russia: key problems and solutions / T. L. Klyachko. - Moscow: publishing house" Delo " Ranepa, 2013. - 53 p.
7. Variable forms of ensuring access to quality preschool education / T. N. Boguslavskaya/ / education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 4-access Mode: www. iuorao.ru.
8. The Availability of high-quality preschool education: the risks of the modern stage / T. I. Pudenko // education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 2. - Access mode: www. iuorao.ru.
9. Access to education: assessment of the situation in Russia // Narodnoe obrazovanie, 2013. – No. 7. – P . 11-17.

Зотеева Юлия
Основные направления государственной политики в области дошкольного образования

Одним из основных направлений государственной политики в в России является решение проблемы ликвидации очередей по зачислению детей в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. Для это выделяются дополнительные места в муниципальных детских садах, реконструируются закрытые дошкольные учреждения , привлекаются негосударственные организации в сферу дошкольного образования . Разрабатываются меры по развитию вариативных форм обучения.

Создан эффективный контракт в области дошкольного образования с целью привлечения молодых квалифицированных специалистов, разработан проект по усовершенствования системы оплаты труда и льготных условий. Введена оценка качества работы сотрудников в соотношении с эффективностью принятой программы дошкольного образования . Контроль за профессионализмом педагогов, возможность повышения квалификации, переподготовки, посещения различных курсов, необходимых для дальнейшей работы, с целью улучшения ее качества. Так же возможность переобучения для работы с детьми с ОВЗ.

Еще одним из направлений является разработка и принятие ФГОС ДО, с целью улучшения работы в области дошкольного образования , ее лаконичности и концентрированности на отдельных областях . Возможность качественной оценки деятельности педагогов. Усовершенствование системы образования путем введения основных образовательных программ , включающих в себя направленность на все сферы образовательной деятельности , на детей с различными возможностями и особенностями здоровья. ФГОС является настоящим помощником для людей, работающих в сфере дошкольного образовании , он помог усовершенствовать нормативную базу ДОО, упорядочил систему образовательного процесса , образовательную нагрузку , финансирование, материально-техническое обеспечение и т. д.

Проведена модернизация институтов системы образования , основным критерием которой является создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, возможность обучения их в некоррекционных организациях, а в обычных детских садах. Для этого разработаны мероприятия по повышению квалификации сотрудников ДОО, выделение денежных средств из бюджета на приобретение специального оборудования, для создания благоприятных, комфортных условий. Приняты меры, дающие возможность талантливым детям проявит себя и на дальнейшее развитие, организованы различные кружки при детских садах и дополнительные занятия.

Еще одним из основных направлений государственной политики является гармонизация национальных и межнациональных отношений в области дошкольного образования , упрочнение общероссийского гражданского самосознания. Объединение граждан с различными национальностями. Проведение мероприятий по сближению наций, организовываются беседы, открытые уроки на тему равенства наций, прав и свобод человека, патриотизм.

Рассмотрим основные направления государственной политики в области дошкольного образования в Нижегородской области .

Одним из основных направлений гос . политики в Нижегородской области является формирование области образовательной системы , обеспечивающей доступность качественного образования , совершенствование технологии образования , вовлечение инновационных форм обучения. Особое внимание уделяется системе оценке качества дошкольного образования и информационной прозрачности системы образования . Совершенствуется технология получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Немало важным направлением является привлечение молодых специалистов для работы в ДОО в поселках и деревнях, разработан комплекс привилегий для таких сотрудников (возможность получения жилья и автомобиля) . Сформирована система заработанной платы молодым специалистам, а так же льгот и субсидий. Таким образом , привлекаются квалифицированные сотрудники, и повышается качество образования в поселениях .

Решается проблема очередности в ДОО, появилась доступность в посещении детских садов детей с 3-ех лет. Используются ресурсы существующих муниципальных учреждений, реконструируются старые здания, строятся новые. Приветствуется открытие семейных детских садов, реализующих программу дошкольного образования , специалистам, работающим в семейном детском саду так же оказывается социальная поддержка из средств областного бюджета .

Все эти направления объединила в себе государственная программа «Развитие образования Нижегородской области » , содержание которой также включает развитие и укрепление системы гражданско-патриотического воспитания в Нижегородской области .

Основными направлениями гос . политики в сфере дошкольного образования в городе Дзержинск Нижегородской области являются развитие муниципальных дошкольных образовательных учреждений , оснащение их инновационным техническим обеспечением, для получения общедоступного качественного образования .

Разрабатываются меры социальной защиты детей, работников дошкольного образования , осуществление, осуществление комплекса мер по охране здоровья детей. Устанавливаются видеокамеры в учреждениях, а так же электронные замки на входные калитки.

Организовывается работа по повышению квалификации, аттестации руководящих работников и педагогических кадров. Ведется обмен опытом с педагогами других городов, проводятся различные семинары, собрания , экскурсии. Все это способствует развитию качественного дошкольного образования и множеству подходов к дошкольному воспитанию .

Важным направлением в области дошкольного образования является снижение очередности в дошкольные учреждения засчет открытия новых муниципальных детских садов, а также с помощью открытия частных дошкольных учреждений , ведущих развивающую деятельность по принятым образовательным программам . Оказывается содействие развитию негосударственных альтернативных образовательных учреждений ,а так же вариативности дошкольного образования .

Ведется направленная деятельность по сближению многонационального народа, проводятся открытые уроки и собрания на тему < ;< Многонациональная страна», «Уважение к людям других национальностей» .

Таким образом , можно сделать вывод, что все направления государственной политики дошкольного образования взаимосвязаны о объединены общей целью – развитие современного качественного образования , общедоступного для всех слоев населения России, не зависимо от национальности, социального статуса, индивидуальных возможностей здоровья.

«Социальная компетентность» - Преемственность этапов детского развития. Прогноз о ходе экологических изменений. Личностно-деятельный подход. Самоопределение. Педагогическая поддержка. Подходы к формированию социальных компетентностей: Адаптация в обществе. Методика «Уголки». Классный руководитель. Саморазвитие. Задачный подход. Самореализация.

«Компетентностное образование» - Содержание понятия «компетенция». Тестовые задания открытого типа. Психолого-педагогические основы реализации компетентностного подхода. Общеучебные умения. Определение расстояния. Характерные признаки. Признаки и результаты компетентностного обучения. Прочитайте предложенные источники. Признаки и результаты.

«Компетенции» - Компетенции выпускника. Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО). Инструменталь- ные. Квалификационные требования: знания, умения, навыки, ценности. Общенаучные. Общепрофес- сиональные. Процесс формирования компетенций. Профильно-специа- лизированные. Формирование перечня компетенций.

«Компетентностный подход в образовании» - Умения. Профессионализм. Что влияет на формирование компетенций? Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Виды ключевых компетенций. Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы. Интеграция двух парадигм. Политика. Структура компетенции. Способности. Досуг. Взаимодействие учеников, педагогов и родителей в компетентностной парадигме.

«Компетенции в образовании» - Из документов по модернизации образования РФ. Компетенция (лат. Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000». Компетентный (лат.competentis)- соответствующий, способный)- обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области. Не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

«Компетенции в школе» - Поурочная деятельность Синхронизированный курс по истории древнего мира и МХК. Методическое обеспечение эксперимента: Методическая учеба для классных руководителей. Праздник «Франкофония». ОТЧЕТ «Формирование ключевых компетенций в современной школе» Первый этап. Палеонтологический музей. Составить программы и методические рекомендации по формированию ключевых компетенций у школьников.

Всего в теме 11 презентаций

Новое на сайте

>

Самое популярное