Домой Страх Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки. НОД «Расскажем малышам о библиотеке»

Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки. НОД «Расскажем малышам о библиотеке»

18.11.2019

15.10.2019

07.10.2019

30.09.2019

23.09.2019

05.08.2019

24.07.2019

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

О роли библиотекарей или о важности библиотечных уроков в начальных классах. Размышления


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9,
г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию статью о библиотекарях и библиотечных уроках. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов, библиотекарям и любящим поклонникам книг.


Цель: Передача опыта.
Задачи:
- обобщить представление о библиотекарях, библиотечных уроках;
- сохранять трепетное отношение к празднику - Общероссийскому дню библиотек, уважение к библиотекарям;
- развивать любовь к чтению.

Мне кажется, замечательный человек Марина Скороходова однажды
довольно точно подметила:

Библиотека - слово то какое,
Оно почти как Библия – святое!
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".

Мы с ней знакомимся ещё с младых ногтей,
И чем случится это раньше у детей,
Тем преданнее они будут ей,
И верность сохранят в душе своей.

И пронесут её через года,
И будут благодарны ей всегда.
За то, что очень многое дала,
Сподвигла на хорошие дела.

Мы в книжках ищем мудрые советы,
Когда не знаем, как нам поступить.
И до сих пор не найдено ответа
На каверзный вопрос "так быть или не быть".


Библиотекарь – это добрая и нужная профессия. Именно библиотекари несут людям самое главное – просвещение.
Так посчастливилось, что нас, а именно меня и моих учеников, в настоящий момент окружает большое количество библиотекарей. Это Нина Семёновна ,


Екатерина Семёновна,


Наталья Александровна, Нурия Рахимовна, Вера Сергеевна и ещё многие - многие другие.


Знакомство с библиотечными уроками у нас началось, пожалуй, с самого 1 класса. Как сейчас помню, пришла первый раз к нам на урок Нина Семёновна . Эти замечательные строки так точно её подходят:

Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!
Подобно «путеводной звезде» она повела нас за собой, за что ей огромное спасибо!


На мой взгляд, библиотекарь – это уникальная профессия , а в какой-то степени даже в чём-то загадочная. Подобно доброй волшебнице она правит целым миром сказок и грёз, путешествий и романтики! Благодаря таким добрым людям, Храм знаний с каждым днём пополняется новыми читателями. Так и у нас появились на руках читательские билеты.


Далее, мы раз в неделю погружались в удивительный и восхитительный мир «Библиотечных уроков» .
Следует отметить, что библиотечные уроки – это, конечно же, нестандартные уроки, требующие особого мастерства.
Что же такое Библиотечные уроки?


Библиотечные уроки – это основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
В нашем классе библиотечные уроки всегда проходят на «УРА!». Дети увлечённо слушают, активно участвуют, и с нетерпением ждут новых встреч! Библиотечные уроки всегда учат добру, вежливости, они делают детей мудрыми и воспитанными, а главное - прививают навык чтения.




В настоящее время современный библиотекарь , помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть:
- высоко образованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные детские и недетские вопросы;
- доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым: мальчиком, девочкой, учителем;
- обладать солидным запасом терпения, ибо читатели бывают разные: придирчивые, вредные, неопрятные;
- уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека - это не только формуляры и карточки, это и еще солидный набор электронных ресурсов;
- всегда хорошо выглядеть, потому что читатели хотят видеть за кафедрой библиотеки приветливого и симпатичного человека.


Красивая, грациозная, суперсовременная, Нина Семёновна , она поражает нас своим талантом поддержания библиотеки на должном уровне. По-настоящему интеллигентна и весьма деликатна, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, никогда не будет выпячивать собственную значимость.
Наша Нина Семёновна настоящий идеал! Она, пожалуй, даже пример всем библиотекарям мира!
На мой взгляд, есть ещё одно наиважнейшее качество, которым должен обладать библиотекарь – это, конечно же, человеколюбие . Он должен любить всех, кто приходит, со всеми недостатками и слабостями. Если нет любви к людям, то обмануть их простой учтивостью и холодной вежливостью не выйдет.
Великий Экзюпери говорил об этом так: "самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Думаю, что это особенно актуально в настоящее время. На дворе 21 век - век высоких технологий и компьютерных достижений. А нам, людям, не хватает общения. И не с компьютером, а друг с другом. Ведь если техника на таком высоком уровне, это совсем не значит, что люди не нужны друг другу. На мой взгляд, читатели, дети и взрослые, идут в библиотеку за добрыми словами, советом, поддержкой, идут за тем, что нам всем жизненно необходимо и в чём мы, оказывается, больше всего нуждаемся. Нина Семёновна именно такой человек! Она как магнит, притягивает к себе детишек, да и взрослых.

И по лужам, и по снегу
Ходим мы в библиотеку.
Ходим вечером и днём
Книги разные берём.

Поднялись, как этажи,
В книжном доме стеллажи.
Поднялись, как облака,
Не дотянется рука.

Помогите, говорю
Я библиотекарю.

Нина Семёновна привстанет,
Книгу бережно достанет
И добавит: Рано
Вам читать романы.

К нижним книжным этажам
Дотянуться проще нам,
Знаем без подсказки,
Где стихи, где сказки.

Ещё есть то, что отличает библиотекарей от обычных людей. Это неиссякаемая любовь к книгам, тяга к знаниям. Мне иногда даже кажется, что любовь к книгам возникла у неё в детстве, и теперь она стала хозяйкой книжного царства! Приятно видеть человека, который посвятил себя любимому делу!

Слаще в мире нет утех,
Без печали, без помех,
Упражняться не спеша
В том, к чему лежит душа.

Таким образом, библиотеки – это хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Лихачев, "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрет прошлое и будущее".
Работа в библиотеке в настоящие дни отличается от прежних лет. Например, в 18 веке работа в библиотеке считалась очень престижной . Настолько престижной, что плата за неё полагалась не всегда. Звание библиотекаря считалась и так высокой честью. Одни имена чего стоят: Н. И. И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг. Женщины в библиотеке появились во время первой мировой войны, когда мужчины ушли на фронт.
Уверена, что библиотеки, как хранители знаний и культуры, будут всегда. Может быть, они, конечно, будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке будет встречать юный (или не очень) ученый с ноутбуком в руках (или что там еще придумает изобретательное человечество). Но в одном я точно уверена, библиотеки будут всегда!


Ежегодно 27 мая в нашей стране отмечается Общероссийский день библиотек.


Этот знаменательный день является профессиональным праздником для всех библиотекарей России. Выбран он был не случайно. Ведь именно этот день и является датой основания первой государственной общедоступной библиотеки России «Императорской публичной библиотеки», которая сейчас носит название «Российская национальная библиотека». Она была основана 27 мая 1795 года.

Хочется сказать огромное спасибо библиотекарям за то, что бережёте такое величайшее достояние человечества, как книги. Книга – это увлекательный мир к знаниям.


Желаю всем библиотекарям интеллигентных читателей, которые с трепетом и любовью относятся к книгам!
Примите благодарность за важный и полезный труд. Вы обитаете в мире бесценных сокровищ: храните труды классиков, записки путешественников, наработки талантливых ученых.
Дорогие хранительницы книг! Пусть все светлые истории о добре и любви, описанные в обожаемых вами книгах, сбудутся наяву и сделают жизнь поистине сказочной. Спасибо Вам огромное за благородное дело, которому Вы посвящаете свою жизнь!
Стеллажи, сотни хлопотных дел и книги, книги, книги… И над всем этим – Вы, хозяйки и владычицы библиотек!


Библиотекарь старается дать учащимся все необходимые знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Важно уметь учитывать и возрастные особенности читателей. Главное же - научить детей работать с книгой .
Нина Семёновна погружала нас в мир интересных книг и воспитанных читателей! В её словах всегда было, есть и будет напоминание о бережном обращении с книгами.

В библиотеке для ребят,
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной,
Ты книжку навсегда,
Страницы замолчат тогда.

Мне кажется, что нельзя воспитать достойных людей вне семейной атмосферы доброты и любви, без уважения семейных традиций, одна из которых – традиция семейного чтения.

Кузнецова Е. В.
библиотекарь отдела обслуживания
читателей «Дошкольник»
Белгородской государственной
детской библиотеки А.А. Лиханова

Сегодня остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель нашего взаимодействия – вернуть уважение к книге, приобщить к чтению детей и родителей. Не секрет, что отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, поэтому прежде всего взрослые должны стать примером проявления интереса к книге, понимания ее роли в жизни человека.

Не случайно цитатой к своему выступлению я взяла именно эти слова «Чтение это привычка, которой не учат, а которой заражаются» , и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

В январе 2010 года в библиотеке открылся отдел «Дошкольник», где маленьких читателей встречает добрая гусеничка Ася. До этого момента малыши обслуживались в отделе «Детство». Работа отдела ведется по проекту «Подрастаю с книжкой Я», целью которого является приобщение дошкольников к книжной культуре, лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы через чтение вслух, обсуждение прочитанного, проведение литературных игр и праздников, нравственные беседы. Разрабатывая проект, мы попытались объединить усилия всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка.

Сотрудничество с детскими садами города строится на основании заключенного соглашения. Дошкольники вместе с воспитателями раз в месяц посещают занятия, проходящие в библиотеке.

Проект состоит из четырех циклов: «Такие разные книжки», «Самоцветное слово», «Семицветик» и «С книжным теплом под маминым крылом», которые направлены на «выращивание» литературных "крылышек" у читателей с самого раннего возраста.

Познакомить малышей с разными видами необычных книг и привить любовь к ней через игру помогают занятия по циклу «Такие разные книжки» (для детей 4-5 лет), дошкольниками средних групп, приходящих в библиотеку один раз в месяц. Также работа по этому циклу проходит в дошкольном учреждении, где воспитанниками являются дети с ограничениями жизнедеятельности. Каждый приход библиотекаря – это праздник для малышей.

Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями на занятия приглашаются ребята такого же возраста из логопедических групп. Вместе ребята импровизируют, фантазируют. Любят дошколята серию книг: «Трансформеры», «Книга на магните», «Прыг».

Библиотекарь старается привить любовь ребенка к чтению через игру. Известно, что ведущая деятельность дошкольника – игра, поэтому все занятия состоят из сказок, игр и творческих заданий. Мы играем и читаем. Малыши постепенно привыкают к приходу библиотекаря и ждут новых, интересных книг.

Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-игрушка остается при нем и в младшем школьном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип кни­ги сохраняется. Ребята взрослеют, переходят в старшую группу и уже вместе с воспитателем посещают занятия и различные мероприятия библиотеки.

Занятия по циклу «Самоцветное слово» (для детей 6-7 лет) проходят в форме доверительного и дружеского разговора, не навязывая детям ту или иную нравственную ценность, а помогая дошкольникам понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок и обсуждения прочитанного. Дошкольники на каждом занятии знакомятся с новыми нравственными понятиями: доброта, дружелюбие, заботливость, любовь, милосердие.

В результате проведения таких занятий дошкольники становятся общительны и активно принимают участие в беседах, играх, интерпретациях. С удовольствием выполняют творческие задания. Серьезно подходят к обсуждению нравственных вопросов о добре и зле, о любви, милосердии, заботе, дружбе, приводят жизненные примеры по теме занятия. В процессе занятия большое внимание уделяется чтению вслух, что особенно помогает понять и оценить нравственные поступки людей.

Через литературу и книги ввести малыша в мир отношений с окружающим миром природы и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках цикла «Семицветик» (для детей 6-7 лет). Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, они содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире.

Развивающие занятия по циклу «» посещают дошкольники 3-4 лет. В этом возрасте ребенок осваивается в библиотечном пространстве, привыкает к тому, что книга становится его верным помощником и другом: с ней можно отправиться на прогулку, взять в путешествие, с ней очень приятно спать и даже купаться.

Библиотекарь в ходе занятия знакомит малышей с книжками-игрушками с мягкими вставками, имитирующими шерстку зверушек или перышки попугаев, с книжками с сюрпризами, с голограммами, выполненными в форме автомобилей и установленными на пластиковые колесики... Они не просто развлекают ребенка, но и помогают развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Малыши на занятии дают волю воображению, угадывая, что скрывается за книжными сюрпризами, а взрослые им в этом активно помогают.

В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения, наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных. В конце занятия родители отмечают, что дети заинтересовались такими выполненными в ярких и приятных тонах необычными книгами, на страницах которых улыбаются дружелюбные животные и просят почитать еще дома.

После занятий по циклу «С книжным теплом под маминым крылом » малыши могут выразить свои впечатления от прочитанного и услышанного в творческой студии для дошкольников «Умка». Здесь дети рисуют, лепят, делают аппликации. Часовое занятие обычно включает в себя две техники (например, акварель и аппликация, пластилин и оригами).

Работая с детскими садами города, нельзя не рассказать об интересной и плодотворной дружбе с муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением – детским садом № 57.

С этим дошкольным учреждением библиотека сотрудничает с 2001 года. Успешное сотрудничество на протяжении этих лет, заинтересованность воспитателя Лепетюхи Валентины Владимировны в совместной творческой работе побудило нас создать семейную академию для малышей и их родителей в рамках цикла «Самоцветное слово». Целью является возрождение нравственно-этических норм на традициях семейного чтения, развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей, установление тесного сотрудничества между библиотекой и семьей. Этот детский сад стал как бы своего рода экспериментальной площадкой для совместного воплощения многих наших планов и задумок, а Валентина Владимировна Лепетюха – руководителем творческой мастерской «Дошколенок любит книгу».

Каждая встреча запланирована в соответствии с календарными датами, например, на первом занятии «Мама рядом, папа рядом, что еще для счастья надо?» – нравственный диалог, библиотекарь заочно познакомилась с родителями, послушав рассказ детей обо всех членах семьи. И какой это был рассказ! Дошколята принесли фотографии своих семей, и не просто фотографии, а мини-альбомы, сделанные специально к занятию, эмоционально рассказывали о самых дорогих им людях.

На базе детского сада в 2010 году начал свою работу библиотечный пункт, где каждая желающая семья смогла выбрать детскую литературу, получить советы специалистов по интересующим их вопросам: что и как читать детям дошкольного возраста, какие книги выбрать для семейного чтения, какие книги желательно приобрести в семейную библиотеку и т.д.

Родители заказывают литературу познавательного характера в помощь изучению английского языка в домашних условиях. Надо сказать, что чаще посещают библиотечный пункт бабушки с внуками, спрашивая детские журналы, развивающие пособия по подготовке к школе. Специалистами наиболее востребована профессиональная литература по педагогике, психологии, искусству, физической подготовке, проведению утренников, праздников с детьми. Запросы, как правило, для родителей и дошкольников выполняются. Результатом работы библиотечного пункта

на базе детского сада стало то, что 8 семей записались в библиотеку и до сих пор яв-

ляются нашими постоянными читателями.

Созданный в группе книжный уголок «Книги – мои друзья» помогает детям самостоятельно знакомиться с художественными произведениями. Момент уединения очень важен, дети в тишине самостоятельно рассматривают, изучают, исследуют книги, делают зарисовки. Так у детей появилась традиция – общение с книгой в группе перед дневным сном и непременное чтение вслух, пение колыбельных песен из книжек, сделанных семьями.

Самое яркое событие в рамках нашей программы – родительское собрание студии «Папа, мама, я – читающая семья» . Конечно, велась длительная

предварительная подготовка, предлагались творческие домашние задания:

· подготовить фотографии для фотовыставки «Дружим с книгой всей семьей»;

· принести семейную книгу – реликвию и рассказать о ней. Изготовить книжку самоделку любого типа и представить ее;

· семье Дмитриченко провести мастер-класс по созданию домашней детской книги; сделать выставку-галерею семейных портретов.

Программа собрания была полезной, интересной и насыщенной. Родители были приглашены в библиотеку. Ожидания превзошли себя – пришли практически все мамы, папы, даже бабушки и сестренки воспитанников.

Уже стало традицией проводить в библиотеке Дни дошкольника. Это всегда праздник для малышей, родителей, библиотекарей. Дошкольники – самые благодарные читатели и активные участники всех массовых мероприятий. Они радуют всех своей подготовленностью, ответственным выполнением творческих заданий. Каждый День дошкольника посвящен определенной дате: юбилею поэта, писателя или выхода в свет книги: «Добрый доктор Айболит», «Винни Пух и Все-Все-Все», «Друг детей Маршак». Дети показывают великолепные знания произведений, быстро и верно отвечают на различные вопросы, загадки, принимают участие в импровизированных спектаклях.

Наше сотрудничество с детскими садами заключается не только в проведении совместных театрализованных мероприятий, посещении ребятами занятий, участии в разнообразных акциях, но и в полезных благотворительных делах.

Так, например, 27 мая в Общероссийский день библиотек для всех читателей библиотеки прошла флэш-акция «Прикрепляйся!» . Сотни юных читателей и их родителей сделали своими руками книгу-раскладушку, самые маленькие рисовали иллюстрации к ней, а ребята постарше писали рассказы о пользе чтения. В результате к акции мог присоединиться каждый ребенок и взрослый, главное условие – любовь к книгам и посещение в этот день библиотеки А. А. Лиханова. «Самодельное издание» развернуть пришлось на улице – таким большим оно получилось. Около 500 читателей библиотеки, в том числе и дошкольники, приняли участие в акции.

Еще библиотека принимает активное участие в акции «Международный день чтения», проводимого издательством «Розовый жираф», тем более что традиция читать детям книги вслух у нас существует очень давно. Наш отдел не остается в стороне. Книга «Квак и Жаб снова вместе» Арнольда Лобела очень понравилась детям из детского сада № 40. Дети слушали веселые истории, тут же оживленно ком-

ментировали их, фантазировали, как бы они поступили в той или иной ситуации.

Таким же способом мы познакомились на следующий год с книгой Джилла Томлинсона «Горилла, которая хотела повзрослеть».

Оказывается, малыши очень мечтают, как и горилла Понго, поскорее стать взрослыми. Артем Дубровский хочет повзрослеть, чтобы стать космонавтом, а Полина Куриленко во взрослой жизни хочет стать библиотекарем. Она мечтает много знать и читать интересные книги маленьким детям.

А первым шагом участия детских садов в благотворительных делах библиотеки стала акция «Теплым словом, добрым делом», направленная на то, чтобы общими усилиями принести радость детям, лишенным родительского тепла и ласки. Семьи воспитанников приняли участие в акции и внесли в жизнь сирот искорку и уверенность в том, что на жизненном пути им обязательно еще не раз встретятся неравнодушные люди. Дошколята вместе с родителями с волнением рассматривали фотографии своих сверстников на новогодней елочке. Семьи не просто подготовили подарки, рисунки, талисманы детям-сиротам, но и написали письма с душевными пожеланиями.

Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники отдела стараются сделать выставки кра­сочными, интересными, познавательными, привлекаю­щими внимание читателей: «К нам торопятся снежинки», «Новые книжки – детям на радость», «Игры и задания для чудо-воспитания», «Оранжевое лето, оранжевые сказки» и др. Также организуются тематические полки к знаменательным и памятным датам: «В стране Чудетство стихи живут» – к 65-летию со дня рождения поэта Михаила Яснова, «Светлый праздник День Победы» – выставка-память ко Дню Победы, «Приглашаем в Михалковград» – к 75-летию выхода в свет стихотворения «Дядя Степа» С. Михалкова. Надо отметить, что книги, представленные на книжно-иллюстративных выставках, активно берутся родителями для семейного чтения.

Большое место в работе библиотеки занимают творческие выставки работ, сделанные руками детей совместно с родителями или воспитателями. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между читателями, а также для совместной деятельности воспитателей, детей и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, участвуют в оформлении, пользуются журналами «Коллекция идей», «Радость творчества». В декаду инвалидов в библиотеке были представлены замечательные работы детей детского сада комбинированного типа № 17 «Салют» на выставке «Целый мир под названием «Я». Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата вместе с родителями сделали поделки из природного материала, соленого теста, бисера.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Над многим нам еще предстоит работать, у наших детей еще все впереди. Но первые небольшие результаты радуют: у большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!

В библиотеку вошла мама с шестилетним сыном, записаться и взять книги. «Мама, а сколько стоит эта книга?», - спросил мальчик, взяв в руки иллюстрированную энциклопедию про динозавров. «Эти книги можно брать и читать бесплатно», - ответила мама. «Так не бывает, - возразил мальчик. - За все надо платить»

Источник фото: wordpress.com

До того, как дочке исполнилось четыре года, я скупала книги десятками.

Причем литература, обязательно, должна была быть качественной, с хорошими картинками и белыми плотными страницами.

Денег, конечно, это требовало немало. Но я сама люблю читать и не могу без литературы: даже имея электронную книгу, я все равно предпочитаю полюбившихся авторов покупать в бумажном варианте.

Дочка пошла в маму: могла часами слушать сказки, знала наизусть большие отрывки из Пушкина, Чуковского, стихи Есенина, Тютчева.

Наш опыт чтения: с возрастом росли и запросы

В 5 лет мы прочитали «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» «Приключения желтого чемоданчика», «Королевство кривых зеркал».

Последняя книга вызвала множество вопросов, ведь главная героиня - пионерка. Пришлось рассказать о Советском Союзе, об октябрятах и пионерах. После книги «Приключения Карика и Вали» дочка всерьез увлеклась растениями и насекомыми.

И тут мама поняла, что ее знаний и умения увлекательно преподнести материал катастрофически не хватает. Хотелось, чтобы дочка держала в руках нужную книгу, перелистывая страницы, изучая картинки, периодически возвращаясь к прочитанному.

Но все купить - очень дорого, да и с содержанием энциклопедий угадать очень сложно.


Источник фото: wordpress.com

Как-то подруга обмолвилась, что записала сына в библиотеку. На выходных туда помчалась и я.

Все-таки детская библиотека с толковым библиотекарем, который не мешает ребенку долго стоять возле книжных полок, не торопит с выбором, не запрещает брать книги в руки, может деликатно подсказать, что почитать - такая библиотека будет сопровождать юного читателя все детство.

Нам повезло.

Дочка с удовольствием ходит выбирать книги и журналы ежемесячно, да и мама может взять что-то почитать из «вечного».

Библиотека? А они еще существуют?

Именно такой вопрос задала мне знакомая, посетовавшая на жуткую дороговизну книг.

Мне кажется, все наоборот:

  • месяц на чтение взятых книг - учит ребенка правильно распределять свое время;
  • плата за испорченную вещь - учит бережному отношению к книгам,
  • коммерческий фонд - учит расставлять приоритеты и брать, действительно, необходимое.

Ребенок выбирает книги по своему усмотрению, учится самостоятельно получать знания и уже понимает, какие книги хотел бы получить в свою домашнюю библиотеку.


Источник фото: pexels.com

Лучший подарок - книга

До сих пор на праздник дочка просит подарок и какую-нибудь интересную книгу.

Мы вместе выбираем в поисковике книжных сайтов по содержанию и картинкам интересующую нас литературу.

Очень часто дочка просит именно то, что уже несколько раз брала читать в библиотеке. Зачем же отказывать ребенку в удовольствии?

А какие книги берут ваши дети в библиотеке?

Чем занять ребенка на зимних каникулах? Обзор самых интересных предложений

2 апреля состоялся Международный день детской книги. А Вы давно ходили в библиотеку? У Ваших детей есть читательский билет? Небольшой обзор о том, как библиотеки трансформировались в эпоху мультимедийного пространства.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский

В наше время читать можно где угодно - на компьютере или планшете, в «электронной книге» или в приложении на телефоне. Кому как удобнее. Но есть люди, которым просто необходимо чувствовать шелест бумаги, вдыхать этот запах новых или не очень страниц, ведь каждая книга пахнет по-своему, и запах - это ее история. А о детях и говорить нечего - только книги! Настоящие, волшебные, сказочные, яркие, старые, новые, твердые, мягкие, — такие разные, и такие любимые. Конечно, все мы читаем детям и пытаемся привить любовь к чтению. Интересно, пока мы читаем дома, что творится в это время в библиотеках нашего города? Может быть, они давно уже стали призраками прошлого? Неким помещением для охраны тишины, или собственно местом для хранения книг? Ведь «библиотека» буквально это и означает. Слава Богу, что это предположение далеко от истины!

Я записала ребенка в одну районную библиотеку и узнала много нового. Оказывается, библиотека 21 века - это некое творческое познавательное пространство, кластер для любознательных детей и активных родителей, не отстающее, а идущее в ногу со временем место для чтения, встреч, интерактивных занятий. Во многих библиотеках проводятся различные мероприятия для детей, уроки чтения, фестивали, мастер-классы, встречи с писателями и много разнообразных событий. И все это совершенно бесплатно. Конечно, чтобы поддерживать интерес детей к чтению, библиотекам пришлось заново родиться. Многие даже переоборудовали свои помещения, сделав стильный дизайн читальных залов для детей, а для маленьких - комфортную игровую зону, где не обязательно сидеть за партой ровно, а можно полежать на зеленом ковролине, как на траве, и чувствовать себя, как дома в атмосфере уюта и дружелюбия.

В каждом районе есть центральная детская библиотека и филиалы. Практически во всех ведется познавательная просветительская деятельность наряду с творческими занятиями. Мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные детские библиотеки.

Эта библиотека по итогам работы в 2015 году признана лучшей библиотекой Централизованной библиотечной системы Петроградского района. И неспроста. Здесь Вы можете посетить:

  • детскую изостудию для детей 3-12 лет;
  • клуб чтения, общения и творчества «Маленький принц» (3+);
  • игровой развивающий клуб «Чердачок настольных игр» (7+);
  • клуб любителей сказок «Час сказки» (0+).

Занятия в клубах и изостудии бесплатные.

Также по средам проходит Час сказки. Час сказки — это прекрасная возможность вместе с библиотекарем и другими ребятами познакомиться с новой сказкой или другой книжной историей. После прочтения - время общения, чтобы попытаться понять прочитанное, обсудить, поговорить об иллюстрациях.

Сотрудники библиотеки стараются выбирать для часа сказки и старую, добрую, проверенную временем детскую классику, и малоизвестные, но от этого не менее хорошие книги, а также новинки современной детской литературы, которые также пользуются большой популярностью и любовью у детей и их родителей.

По средам час сказки проводит библиотечный художник и руководитель изостудии, а, поэтому, для чтения в этот день стараются выбрать поистине книжные шедевры не только с точки зрения текста, но и с точки зрения иллюстраций.

По пятницам проходят занятия для самых маленьких читателей от 1,5-2 лет.

Библиотека реализует социокультурный проект, целями которого являются:

  • создание в Центральной районной детской библиотеке СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» пространства, предоставляющего детям и подросткам возможности для образования и самообразования, самопознания, «умного досуга», творческой реализации, развития коммуникационных навыков и т.п.;
  • возрождение библиотеки как социальный институт, оказывающий информационную и методическую помощь родителям, опекунам, воспитателям и преподавателям в многочисленных вопросах, связанных с воспитанием детей и подростков: психологии и педагогики, защиты прав ребенка, здоровья, физического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания и т.д.
  • привлечение детей и подростков к книге и чтению, воспитание культуры чтения;

Если Вы ищите умный и занимательный досуг для своего ребенка, то Вам сюда.

Данная библиотека - это больше, чем книги. Открылась она для читателей в мае 2013 года. На двух этажах библиотеки - десятки тысяч книг для детей, подростков и для взрослых, а также интересные занятия, настольные игры, выставки, спектакли.

В библиотеку может записаться не только ребенок — читателем можем стать человек любого возраста, из любого района Санкт-Петербурга. Здесь представлен большой фонд взрослой литературы, значительное собрание литературы по психологии и педагогике. Детская выписывает около 100 журналов для детей, подростков и взрослых.

Здесь реализован проект «Визуальная библиотека», который рассчитан на маленьких читателей.

«В изданиях для этого возраста (ориентировочно — до 10 лет) ярких иллюстраций значительно больше, чем текста, и таким образом происходит естественная визуализация книги, ненавязчивое приучение к чтению и книге. Кроме того, некоторые издания имеют аудио-фунцкию: книги сами читают книги»,- говорится на сайте библиотеки. Фонд пополняется каждые 2 недели.

В библиотеке раз в месяц проходит бесплатная консультация психолога, а также регулярно проходят мастер-классы. В процессе освоения нового навыка на мастер-классах участники узнают не только о том, как изготовить ту или иную вещь, но и историю ее возникновения, ее особенности и, конечно же, знакомятся с коллекциями книг, посвященных этой вещи.

Еще одна современная библиотека в Невском районе предлагает юным читателям вступить в клуб маленьких принцесс, где проходит обучение творчеству, этикету, хореографии и пластики. Также можно посетить театральный кружок и курсы шитья кукол Тильд.

Одним из ведущих направлений деятельности библиотек Невского района является краеведческое, поэтому периодически проходят тематические лекции, конференции, экскурсии.

Библиотека Лисьего Носа

В 1930-х годах здесь находилась школа, которую в народе называли «Кругловской»- по фамилии прежних владельцев дома. Сегодня в этом старинном здании с центральной винтовой лестницей после капитального ремонта находится библиотека.

Здесь работает клуб для детей «Лисий носик», в рамках которого дети могут бесплатно посещать развивающие занятия по обучению чтению, а также в любое время пользоваться игротекой.

В детских библиотеках есть и раздел религиозного чтения, где представлены жития святых, Евангелие, Библия и другая литература. Поэтому с уверенностью можно сказать, что современные библиотеки для детей - это не только социокультурный комплекс для детей и родителей, активно занимающийся приобщением к чтению, но и в полном смысле этого слова духовно-просветительское культурное пространство.

И, напоследок, 10 правил детского чтения , которые помогут поддержать интерес у ребенка к книгам от французского писателя Даниэля Пеннака:
1. Право не читать. Никто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь возненавидел чтение — заставляйте его читать, угрожайте, применяйте наказания.

2. Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте все это и своему ребенку.

3. Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.

4. Право перечитывать. Не нужно говорить ему: «Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое». Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.

5. Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребенка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.

6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на черное и белое, любят пафос, склонные к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.

7. Право читать где попало. Если ребенок хватается за книгу в транспорте, за едой или в туалете — значит, он по-настоящему полюбил читать. Конечно, это не всегда полезно для пищеварения и глаз, зато выдает настоящего страстного читателя.

9. Право «втыкаться». Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку. Может быть, увиденный отрывок так заинтересует ваше чадо, что позже книга будет прочитана от корки до корки.

10. Право молчать о прочитанном. Возможно, ребенок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нужно вытягивать из него то, что он считает сокровенным или не готов обсуждать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.

Новое на сайте

>

Самое популярное