Домой Женские имена Качества человека имеющие социальный характер. Самая большая характеристика человека

Качества человека имеющие социальный характер. Самая большая характеристика человека

Сегодня мы продолжим изучать положительные черты характера человека, развивая которые мы можем стать гармоничной личностью.

Еще раз напомню, что нельзя пренебрегать одними чертами характера в пользу других, так как в долгосрочной перспективе это принесет только вред. Другими словами, необходимо шлифовать все грани характера без исключения, и тогда в каждой ситуации жизни нам поможет та или иная черта.

Развивая же только свои «любимые» черты, мы используем однобокий подход, избегая работы над собой и не применяя весь арсенал качеств характера, который у нас есть.

  • Определенность

Установите цели в жизни, независимо от трудностей. Убедитесь, что ваши цели правильные. Игнорируйте отвлекающие факторы. Не расстраивайтесь, если нужно решить много проблем.

  • Трудолюбие

Инвестируйте свое время и энергию для завершения каждой задачи, которую вы поставили. Закончите все ваши проекты. Сделайте работу правильно, а не лишь бы. Следуйте инструкциям. Полностью сконцентрируйтесь на своей работе. Не ленитесь.

  • Бдительность

Осознавайте, что происходит вокруг вас, чтобы вы могли иметь правильное представление. Держите глаза и уши открытыми. Признавайте и учитывайте предупреждающие сигналы. Расскажите другим об опасности. Сами держитесь подальше от опасных мест.

  • Осторожность

Думайте, прежде чем действовать. Следуйте правилам безопасности. Спрашивайте разрешения. Общайтесь в нужное время.

  • Выносливость

Наберитесь внутренних сил, чтобы выдержать стресс. Сделайте все возможное. Не будьте «сачком». Не тратьте свое время, энергию и таланты на бессмысленные занятия. Вложите всю душу в то, что вы делаете.

  • Гибкость

Измените планы или идеи, если действительно необходимо. Не расстраивайтесь, когда планы меняются. Уважайте решения начальства. Не будь упрямыми. Ищите хорошее в изменениях. Будьте гибкими, но не идите на компромисс с тем, что правильно.

  • Щедрость

Умело распоряжайтесь своими ресурсами, чтобы вы могли свободно дать тем, кто нуждается. Поделитесь с другими. Не ожидайте ничего взамен на вашу щедрость. Отдавайте иногда даром свое время и таланты. Хвалите то хорошее, что вы видите в других.

  • Нежность

Заботьтесь о других. Показывайте хорошие манеры. Отвергайте насилие, как решение своих проблем. Ищите способы, чтобы облегчить боль других людей. Не злитесь и не других. Будьте миротворцем.

  • Радость

Поддерживайте в себе хорошее отношение, даже когда вы сталкиваетесь с неприятными условиями. Постарайтесь искать во всем хорошее. Улыбайтесь на невзгоды. Не поддавайтесь унынию. Не позволяйте своим эмоциям управлять вашим умом. Возьмите тайм-аут, каждый день смейтесь и пойте.

  • Различение

Понимайте более глубоко причины, по которым вещи происходят. Задавайте вопросы. Не судите поспешно. Берите уроки из собственного опыта. Не повторяйте ошибок. Ищите причину проблемы.

  • Смирение

Признайте, что достижение вашего успеха и результатов зависит и от инвестиций других в вашу жизнь. Хвалите своих родителей, учителей, товарищей по команде и тренеров. Не думаю о себе более высоко, чем вы должны. Берите ответственность за все свои действия. Попробуйте снова после каждого поражения. Отдайте должное тем, кто сделал вас.

  • Благодарность

Дайте другим знать через ваши слова и действия, что вы им благодарны. Покажите вашим родителям и учителям, что вы цените их. Говорите и пишите «спасибо». Заботьтесь о вещах других. Довольствуйтесь тем, что у вас есть.

  • Честь

Уважайте лидеров и высшие органы власти. Не смейтесь над ними. Будьте внимательны к тем, кто ведет вас. Покажите преданность вашему начальству. Говорите только правду. Повинуйтесь не с принуждением, но весело. Уступайте место старшим. Чтите свою страну.

  • Инициатива

Признавайте и делайте то, что должно быть сделано, прежде чем вас попросили это сделать. Сделайте что-то перед тем, как расскажите об этом. Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня. Вносите свой вклад в успех всей команды. Будьте частью решения, а не проблемы. Ищите пути, чтобы помочь другим.

  • Гостеприимство

Используйте пищу, кров и общение на благо других. Приветствуйте гостей и посетителей. Заставьте других чувствовать себя важными. Готовьте для гостей. С удовольствием делитесь своими вещами. Не ожидайте ничего взамен.

  • Справедливость

Отстаивайте то, что является чистым и честным. Уважайте власть закона. Выступайте за то, что является правильным. Никогда не ущемляйте других. Всегда оставайтесь открытыми. Храните свою совесть чистой.

В следующей статье мы закончим рассматривать положительные черты характера человека. Оставайтесь с нами.

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.

Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.

Каждый человек обладает уникальным набором качеств, определяющих его личность. Интересно, а какие бывают черты характера, какие есть виды качеств и как они влияют на характер человека?

Какие есть черты характера?

Зачем разбираться с тем, какие существуют черты характера? Для того, чтобы уметь определять вид характера собеседника. А зная, какой тип характера у человека, легче предсказать его действия, а это поможет избежать различных неприятных ситуаций.

Даже не будучи знакомым с темой можно назвать множество черт характера, как же понять, какие из них являются определяющими для конкретного человека? В психологии существует понятия ведущих и второстепенных черт характера. То есть не каждая черта будет с одинаковой силой проявляться в поведении человека. К примеру, правдолюбивый и боязливый человек постоянно будет терпеть насмешки от окружающих, наедине с собой рассуждая, как они неправы, если у него ведущей является боязливость. А вот если преобладает правдолюбие, то он будет всем рассказывать, кто они есть на самом деле, в глубине души опасаясь последствий.

Поэтому черты характера классифицируются по отношению к различным аспектам жизни.

  1. Отношение к другим людям: грубость, правдивость, тактичность, лживость, замкнутость, общительность, дружелюбие.
  2. Отношение к делу: добросовестность, ответственность, трудолюбие, леность.
  3. Отношение к себе: самовлюбленность, самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность.
  4. Отношение к собственности: жадность, бережливость, щедрость, расточительность, неряшливость, аккуратность.

Главной группой является отношение к другим людям, потому что именно в обществе формируются основные черты характера, без оценки поведения с другими людьми характер человека не может быть понят. Если у человека чрезмерно развиты какие-то определенные черты характера, то это называют акцентуацией

Какой бывает характер у человека при акцентуации?

Наиболее известно разделение на интровертов и экстравертов, замкнутых и общительных людей, соответственно. Но существует еще и такая классификация видов характера человека при акцентуации.

4 вида характера

Разобраться, какой бывает характер у человека, непросто, потому что классификаций существует множество. Со школы нам известны понятия холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик – это типы темперамента, но часто их смешивают с видами характера человека. Темперамент действительно оказывает огромное влияние на характер. Поэтому, чтобы разобраться с тем, какие бывают типы характера, обязательно необходимо принимать во внимание темперамент человека.

Прежде чем приступать к классификации и перечислению черт человеческого характера, необходимо понять, какой смысл и понятие вкладывается в этот термин. В переводе с греческого «характер» означает отличие, знак или примету. Личность каждого человека многогранна и в каждом встречается переплетение большого количества личностных свойств, которые и определяют поведение человека в той или иной ситуации. Какие бывают?

Классификация личностных свойств

Условно основные черты характера подразделяют на три основные группы.

Первая характеризует эмоции, вторая – волю, а третья – интеллект. Существует разделение и по направленности воздействия.

В первую очередь это характеризуется отношением к внешней среде – обществу и окружающим людям.

Во вторую очередь – отношением к собственной персоне, а в третью – к деятельности, то есть труду и обучению.

Эмоциональная группа, к которой относятся такие черты, как агрессивность, апатичность, артистичность, вспыльчивость, впечатлительность, добродушие, жизнерадостность, замкнутость, импульсивность, капризность, любвеобильность, меланхоличность и другие формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.

Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни – это могущественность, мужественность, напористость, находчивость, одержимость, осмотрительность, педантичность, преданность и др. Интеллектуальная группа включает проницательность, разумность, рассудительность, самостоятельность, смекалистость, толковость, ум, цельность и др.

Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.

Впрочем, окружение ребенка со счетов сбрасывать нельзя: правильнее будет сказать, что оно играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой.

Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.

Основные черты личности

На сегодняшний день список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.

Их самые разные сочетания можно встретить в одной и той же личности. Но в целом существующие на сегодняшний день личностные свойства делят на положительные и отрицательные.

Однако, со стопроцентной уверенностью утверждать, что вот это – плохая черта характера, а это – хорошая, нельзя.

К примеру, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, смотря какое влияние она оказывает на поведение человека.

Если он чрезмерно и необдуманно увлекается различными авантюрами непонятного свойства, то до добра его это, скорее всего, не доведет.

Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, вкладывать деньги в подающие надежды проекты и процветать. Или вот, к примеру, зависть. Каждый скажет, что эта черта крайне отрицательная.

А вот психологи говорят, что она является двигателем прогресса, заставляя людей стремиться вперед и добиваться большего, чем есть у других. В большинстве случаев стоит говорить о неких совокупностях свойств, которые в зависимости от складывающейся ситуации могут оказать большее влияние на человека. Но с общественно-моральной точки зрения их все можно разделить на позитивные и негативные.

Отрицательные черты характера

Вот одни из них:


К отрицательным качествам личности можно отнести еще хамство, хвастовство, фамильярность, угрюмость, тщеславность, строптивость, стервозность, спесивость, распущенность и др.

Список положительных черт характера человека

Вот одни из них:


К положительным качествам личности можно отнести еще кротость, задушевность, заботливость, доверчивость, выдержанность, вежливость, благородность, аккуратность и др.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Болезненное состояние, сопровождаемое синдромом мотивационной недостаточности, ипохондрией, периодически возникающими острыми переживаниями по поводу своей лени. Черта характера, отражающая лёгкость образования эмоций гнева, которые часто переходят в вербальную и другие виды агрессии. Особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении(причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.

Немецкий психолог Эрих Фромм говорил, что социальный характер включает совокупность черт характера. Этими чертами обладает большинство членов данной социальной группы. Совокупность же таких черт является результатом общих переживаний и общего образа жизни.

Также психолог высказывался по вопросу характера человека. Он считал, что в случае, когда характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то следуя своим доминантным стремлениям, он будет делать все необходимое и желательное в специфических социальных условиях его культуры.

Изменения социального характера могут происходить тогда, когда такие же изменения происходят и в социальных условиях. Такими условиями могут являться появление новых потребностей и тревог, порождающие новые идеи. Эти идеи могут усилить и укрепить новый социальный характер, кроме этого, они направляют человеческую деятельность в новое русло.

Типы социальных характеров по Э. Фромму. Неплодотворные ориентации

Неплодотворная ориентация включает в себя такие ориентации как:

  • рецептивную;
  • эксплуататорскую;
  • стяжательскую;
  • рыночную

Рецептивная ориентация

Человек, относящийся к этому типу, представляет источник всех благ, который лежит вовне. По его мнению, единственным способом, с помощью которого можно приобрести желаемое – получить его из внешнего источника.

Ориентируясь на это, проблема любви заключается в том, что человек хочет быть любимым, при этом не любить самому. Этот тип выбирает ту же стратегию и в сфере интеллекта: он готов воспринимать идеи, но не создавать их. Первая мысль у типа с рецептивной ориентацией, это найти того, кто предоставит ему необходимую информацию, вместо того, чтобы самому заняться ее поиском.

Если люди религиозные, то они ждут всего от Бога, не проявляя собственной активности. Им нужны люди, способные обеспечить их безопасностью, дать им необходимые блага. Из-за этого они становятся зависимыми от других. Когда такие люди представлены сами себе, у них присутствует чувство потерянности. Это происходит из-за неспособности делать что-либо без посторонней помощи;

Эксплуататорская ориентация

Этот тип людей, как указанный ранее, считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому. При этом они стараются получить желаемое силой, хитростью или и вовсе отнимают у других, так как не верят, что что-то можно получить в дар.

В области любви он заинтересованы только теми лицами, которых можно отнять или увести у других. Идеи они также не создают, но воруют их как плагиат или в форме парафразы идей, которые кто-то уже высказал до них.

Вещи, принадлежащие кому-то, кажутся людям с эксплуататорской ориентацией лучше, чем те, что они могут создать или уже имеют. Они стараются использовать и эксплуатировать всех, из каждого хотят что-то выжать.

Их установка характеризуется враждебностью и манипулятивностью. Каждый человек для них является объектом эксплуатации, он оценивается по степени его полезности. По отношению к другим людям они ведут себя цинично, отличаются особой подозрительностью, проявляют скрытую или явную враждебность, такие люди завистливы и ревнивы.

Стяжательская ориентация

Люди, относящиеся к этому типу, считают, что не могут что-то новое из внешнего мира, поэтому говорят о том, что нужно беречь и экономить то, что есть. Они находятся за своеобразной защитной стеной, они стараются как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше из него отдавать.

В сфере любви их партнеры полностью находятся под контролем, и грают роль вещей, которые принадлежат только людям стяжательской ориентации. Это же касается и сферы вещей. Такие люди отличаются жадностью, сверхэкономией и сверхаккуратностью. У стяжателя мысли, воспоминания, чувства находятся в постоянном порядке, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок;

Рыночная ориентация

Люди этого типа выступают за то, что успех зависим от умения человека продавать себя на рынке с привлекательной стороны. Иначе говоря, человек воспринимает себя как товар. Он вступает в конкуренцию со многими другими. Такой тип людей интересуется не своей жизнью, а тем, как стать ходким товаром.

Для осуществления этого необходимо знать, какой тип личности отличается повышенным спросом. Образ желаемой личности могут сформировать мода, кино. Этот образ является целью любого человека рыночного типа. Для такого человека мерилами ценностей являются превратности рынка, как результат, разрушаются правильные представления о чувствах, собственном достоинстве и самоуважении.

В ситуации, когда человеку приходиться все время пробиваться к успеху, а любая неудача становится жестокой угрозой его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности.

Плодотворная ориентация

Эта ориентация выступает как цель развития человека. Э. Фроммом она противопоставляется описанным выше типам характера. Под плодотворностью понимается ситуация, когда человек имеет здоровую зрелую личность. С помощью своего разума он углубляется в явления, и старается познать их сущность.

Такой тип людей используют свою любовь как средство, с помощью которого способен разрушить стену, которая отделяет одного человека от другого. Он понимает сам себя, свое назначение, отличающее его от других людей и делающего его тем, кто он есть, стремится стать тем.

Его стремления направлены на формирование той личности, которой он может потенциально стать, при этом он использует и развивает все свои силы, способности и возможности. Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе.

Плодотворная ориентация предполагает ответственность, заботу, уважение и знание. Кроме этого, человек, обладающий такой ориентацией, хочет, чтобы другой человек тоже рос и развивался. Любовь к другому человеку проявляется в заботе о нем, в чувстве ответственности за его жизнь.

При этом забота о жизни другого проявляется не только в его физическом существовании, но в развитии всех его человеческих сил. Уважение к человеку равносильно способности видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. В процессе плодотворного мышления человек способен видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Российский психолог Б. С. Братусь предложил свою типологическую модель социальных характеров. В ней он писал, что важным признаком, характеризующим личность, является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Учитывая этот главный фактор, Б. С. Братусь выделяет несколько уровней в структуре личности:

Уровни в структуре личности по Б. С. Братусю. Эгоцентрический уровень

Эгоцентрический уровень может быть определен преобладающим стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу. Отношения к другим характеризуется как чисто потребительские. Они строятся в зависимости от того, способен ли помочь другой человек личному успеху или нет, какую выгоду он может принести.

В таких отношениях другой человек выступает в роли вещи. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Группоцентрический уровень

На этом уровне человек определяет себя соответственно какой-либо из групп. Отношения строятся с учетом того, находятся ли люди в составе одной и той же группы.

Если другой человек принадлежит к конкретной группе, то является ценным, но не сам по себе, не как отдельная личность. Его ценность проявляется лишь в его принадлежности к группе, также решается в зависимости от принадлежности достоин ли он жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.

В случае, когда человек не состоит в этой группе, на него чувства и соответствующее отношение, не распространяются. Сторонники этого уровня могут делить людей на "своих" и "чужих". Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный (гуманистический) уровень

На данном уровне люди ценят других, отстаивают и признают равные права, обязанности и свободы. Главный принцип этого уровня – "поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой".

Главное стремление просоциального (гуманистического) уровня, это достижение результатов, способных принести благо не только самому индивиду, но и другим людям, человечеству в целом.

Духовный (эсхатологический) уровень

Сторонники, находящимся на этом уровне, считают человека существом вечно живущим, они уверены, что после земной жизни ничего не заканчивается, жизнь человека они связывают с духовным миром.

На этом уровне могут быть решены отношения человека с Богом, присутствует ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с ним.

В каждом типе личности есть все четыре уровня. В некоторые моменты один из уровней побеждает остальные уровни, исходя из определенной ситуации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

Что такое характер человека

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.

Особенности характера, как черты личности, следующие :

  • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
  • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит , то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее .

Внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная .

Черты со знаком «минус» - тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми - в , в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» - отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» - бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» - трудолюбие, активность, ответственность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» - лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на оказывают влияние :

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются :

    культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

    личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

    общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

    литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора :

  • физиологические (пол, );
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения :

  • оба понятия тождественны;
  • темперамент - это часть, ядро характера;
  • два понятия является антагонистами;
  • темперамент - это природная основа характера.

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

Социальная среда, в которой вырос и живет оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав - характеристику его индивидуальности.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характера Его характеристики
Оральный У человека наблюдается резкая смена , выражена зависимость от окружающих. , склонность к и , боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное . Развитые эмоции при способности их сдерживания.
Шизоидный Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
Психопатический Желание доминировать, повышенная . Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
Нарциссический Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров .

Тип характера Его характеристики
Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Психологический характер человека

Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

Одновременно нужно определить темперамент человека.

Всего их четыре :

  • сангвиник . Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов - способны на безответственность и легкомыслие.
  • . Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы - конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
  • флегматик . Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим - все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы - неповоротливы, суховаты в общении.
  • . Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы - низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.

В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности :

  • общие, сформированные под воздействием . Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
  • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, самооценка.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт :

  • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
  • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Акцентуация - это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

Причин тому несколько :

  • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
  • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
  • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи :

Тип акцентуации Характеристика
Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
Возбудимый Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
Гипертемический Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
Дистимический Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
Циклотимический Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
Экзальтированный Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
Эмотивный Высокая чувствительность, задушевность, слезливость.
Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

Общество оказывает влияние на формирование социального характера. Учение о социальном характере Фромма – стержень радикально-гуманистического психоанализа Фромма. Социальный характер составляет ядро структуры индивида. (Напомню: структура личности по Фрейду: Сверх Я – Я – Оно; Оно – основа, обуславливающий фактор поведения).

Фромм вывел несколько типов социального характера:

1. Рецептивный (пассивный, мазохистский) – люди надеются на помощь других в решении своих проблем, следовательно, обвиняют других, если что-то не так; зависят от авторитетов; не берут на себя ответственность за свои же поступки; перекладывают свою ответственность на других.

2. Эксплуататорский (садистский) – человек стремится получить желаемое от других силой или хитростью исходя из принципа: я заставлю других жить по тем же принципам, по которым живу сам. Он коммуникабелен, быстро заставляет работать на себя, может попросить о помощи, когда она ему необходима (ему не могут отказать), но быстро забывает о том, что другие ему помогли.

3. Накопительский (стяжательский, деструктивный) – организует свою жизнь основательно, дома – склад из нужных и ненужных вещей, его ориентация стяжательская, то есть, как можно больше принести в дом и как можно меньше отдать другим, не только материальные предметы, но и любовь. Ориентация – обладание.

4. Рыночный (конформистский) – рыночная ориентация. Живет по принципу – а что мне за это будет, чем ты расплатишься. Человек с таким характером стремится сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личности. Этот характер сформирован рынком. Человек тоже рассматривается как меновая стоимость. Это очень адаптивная личность, но за социальную адаптацию нормальные люди расплачиваются собственной индивидуальностью. Рыночный тип не умеет ни любить, ни ненавидеть по-настоящему, не испытывает глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, никем не дорожит, ни собой, ни другими. Рыночный характер – доминирующий характер в современном европейском обществе.

5. Воспринимающий – добрые и отзывчивые люди, которые будут радоваться больше, чем ты и смеяться сильнее. Живут жизнью других.

6. Некрофилический – деструктивисты в высшей степени. Все трагично вокруг них. Живут больше в мире фантазий, религиозных и эзотерических теорий.

1-6 – непродуктивные, разрушающие.

7. Социальный (социофилический) – выбирает любовь для разрешения своего внутреннего противоречия; безмерная любовь к людям и человечеству. Этот тип характера самый конструктивный, созидательный, гармоничный (См. Фромм Э. «Искусство любить»). (Родительская любовь, братская, материнская, эротическая, любовь к себе, любовь к Богу).


Причина формирования того или иного характера находится в обществе.

Социальный характер выполняет две функции:

1. в отношении индивида – направляет его действия и энергию во имя функционирования данного общества в соответствии с его практическими нуждами и дает ему психологическое удовлетворение от его деятельности;

2. в отношении общества – приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать. Функция стабилизации общества.

Социальный характер – это совокупность социокультурных установок (ориентаций) и норм для подражания, но тем не менее детерминируют его поведение. Социальный характер отличается от индивидуального характера тем, что социальный характер – это определенный тип, присущий определенному большинству членов одной и той же культуры; в то время как индивидуальный характер различен у людей той же самой культуры.

Человеческий характер – это аналог инстинктивного аппарата животного. Он также определяет поведение человека и его отношение к внешнему миру.

Принципиальное отличие от инстинктивной программы животного состоит в том, что социальный характер формируется обществом и составляет психологическую основу личности, то есть укореняется в его базовых социокультурных потребностях. Эти потребности находятся глубоко в психике человека и не всегда им осознаются.

Если бы все люди, живущие в современной западном обществе вдруг осознали, что они живут в больном обществе, не имеют настоящей свободы самореализации, не могут вести себя так, как хочется и думается, что жизнь их бессмысленна – то ему трудно было бы жить и правильно функционировать в данном обществе.

Поэтому общество не допускает возможность осознания человеком своего положения в обществе. Оно формирует такой тип социального характера, который выгоден данному обществу. А сам человек с радостью выполняет задачи общества – его функционирование и стабильность.

Ведущую роль выполняет структура, то есть общество: «Социально-экономическая структура формирует тип характера таким образом, что его членам хочется делать то, что они должны делать, испытывая при этом удовлетворение от действий в соответствии с требованиями культуры».

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика :

инициативность;

самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;

готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;

способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;

готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств :

Интеллектуальные

Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность

Самостоятельность

Восприимчивость к новому

Системность

Аналитичность

Аргументированность

Правильность

Выразительность

Точность

Уместность

Логичность

Рефлексивные

Способность выделять риски

Психосоциальные

Эмоционально-чувственные

Этические (любовь, достоинство, честь). Эстетические (чувство прекрасного). Культура эмоций и чувств

Поведенческие

Активность

Воля (целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина)

Ответственность

Коммуникативные

Толерантность

Умение слушать и слышать

Умение ориентироваться в аудитории Открытость

Творческие

Исследовательские, художественные, технические способности

Однако это скорее базовый набор социальных качеств людей, который должен сформироваться у каждого человека. Для нас гораздо интереснее выяснить какие социальные качества присущи или должны быть присущи непосредственно юристам.

Рассмотрим социально-значимые качества юристов на основе профессиональных факторов, влияющих на их личность.

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации формирует следующие социальные качества:

высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими социальными качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Пятый фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие социальные качества:

активность, инициативность, находчивость, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

К важным нервно-психическим социальным качествам профессии можно отнести: эмоциональную устойчивость; пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности толерантность устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Таким образом видов социальных качеств людей очень много и все перечислить не берется даже сама социология, так как у каждой профессии, каждой национальности, у каждого возраста помимо общепринятого базового есть и свой особенный набор социальных качеств.

Новое на сайте

>

Самое популярное