Домой Спорт и фитнес Можно ли назвать вирусы живыми существами? Каковы биологические функции липидов.

Можно ли назвать вирусы живыми существами? Каковы биологические функции липидов.

Вирусы - неклеточные формы жизни, поэтому их не причисляют ни к одному из царств живых организмов и выделяют в отдельную группу. О них мы поговорим в нашей статье.

Страницы истории

Среди тех ученых, которые начали изучение вирусов, выделим русского ботаника Д. И. Ивановского. В конце XIX века им был выделен инфекционный экстракт из листьев табака, пораженных таким заболеванием как табачная мозаика. Ученый пропустил экстракт через специальный фильтр, способный удерживать бактерии. В ходе эксперимента были обнаружены неклеточные формы жизни: вирусы, бактерии. Увидеть их в подробностях ботаники смогли гораздо позже.

Какое строение имеют вирусы

Неклеточные формы жизни, которые мы рассматриваем, обладают, к тому же, субмикроскопическими размерами. Они почти в 50 раз меньше чем бактерии. Именно поэтому не удавалось их обнаружить до тех пор, пока не был сконструирован электронный микроскоп.

Самые маленькие вирусы, например, являются возбудителями такого заболевания как ящур - они чуть больше размера молекулы глобулина. Ученым удалось установить и те виды, которые можно увидеть под световым микроскопом. К таким можно отнести возбудителей оспы.

Появление названия

Теперь перечислим особенности вирусов - неклеточных форм жизни? Начнем с того, что их название было введено в конце XIX века голландским биологом М. Бейринком. Чуть позже удалось выяснить, что по своей химической природе они являются нуклеопротеинами - комплексными соединениями, которые состоят из белка и нуклеиновой кислоты. Вирусы-вирионы включают в состав фрагмент генетического материала: РНК либо ДНК, а также капсида (белковой оболочки).

Биологам удалось доказать существование и таких вирусов, которые имеют линейную либо кольцевую двух цепочечную или одинарную ДНК.

Есть и такие микроорганизмы, которые построены на основе одной либо двух цепочек РНК. Примерами являются вирусы краснухи, кори, гриппа, табачной мозаики, ВИЧ, полиомиелита.

Среди тех вариантов, которые включают в состав ДНК структуру, назовем герпес, натуральную оспу, а также аденовирусы, вызывающие многочисленные респираторные инфекции.

Жизнедеятельность

А почему вирусы называют неклеточными формами жизни? На стадии вириона они не демонстрируют признаков жизни. Часть их вне клетки своего хозяина кристаллизуется, но после проникновения внутрь организма оживают. Стадия вириона является одной и многочисленных видов их существования.

Способы распространения

Среди типичных вариантов распространения вирусов, лидирующие позиции принадлежат капельному варианту. К примеру, внутрь организма они проникают при кашле, чихании. Есть и такие, которые оказываются в живом организме при половом контакте, а также через кровь. К примеру, к таким можно отнести вирус ВИЧ (иммунодефицита).

В настоящее время не найдено эффективных способов лечения данного заболевания, поэтому так важно принимать профилактические меры, не вступать в случайные половые связи. В настоящее время наблюдается тенденция роста количества людей, заболевших СПИДом, поэтому врачи настоятельно рекомендуют пользоваться только одноразовыми медицинскими шприцами, гигиеническими и медицинскими инструментами, связанными с кровью.

Биологи подтвердили, насколько важны вирусы как неклеточная форма жизни. Их значение, например, связано с мутационными процессами, которые развиваются в организме хозяина. К тому же они приносят дополнительную наследственную информацию, которая приводит к изменению работы генов определенной клетки.

Синдром приобретенного иммунодефицита

СПИД является эпидемическим заболеванием, которое связано с поражением в большей степени иммунной системы человека, защищающей организм от разных болезнетворных микроорганизмов. В результате такого поражения возникают злокачественные опухоли и развиваются инфекционные заболевания.

Организм полностью беззащитен к микробам, вызывающим болезни. Ген ВИЧ, который является возбудителем данной болезни, представлен десятью тысячами пар оснований, образуемых двумя идентичными молекулами РНК. В зависимости от специфики организма, отличия по числу оснований составляют от 80 до 1000.

У этого гена была обнаружена удивительная изменчивость, которая в пять раз больше, чем у вируса гриппа. Подобное свойство приводит к тому, что наблюдается его постоянная антигенная и генетическая изменчивость, которая усложняет создание вакцины и создает проблемы для проведения профилактических мероприятий.

Заключение

В настоящее время изучены далеко не все вирусы, нет полной информации об их воздействии на организм человека. Но даже те сведения, которые удалось подтвердить в ходе многочисленных научных экспериментов, подтверждают тот факт, что вирусы негативно воздействуют на человеческий организм. Например, ВИЧ способен сохраняться в клетках хозяина на протяжении всей его жизни.

Помимо половых контактов, приводящих к попаданию в человеческий организм данного микроорганизма, опасность представляет и применение нестерильного медицинского инструмента. Кроме того, важно сохранять осторожность и при использовании донорской крови, спермы, при операциях по пересадке органов.

Для того чтобы обеспечить надежную защиту своего организма от попадания многочисленных болезнетворных вирусов, необходимо проводить своевременную профилактику болезней, уделяя внимание укреплению своего здоровья.






Концепция программы предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Программой предусмотрено 11 теоретических и 6 практических занятий, направленных на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены.


Цель курса 1. Освоение способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов. 2. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами. 3. Раскрытие и углубление экологических понятий. 3. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа – Общество – Здоровье»


Содержание курса: Здоровье и население Здоровье и наследственность Здоровый образ жизни Среда жизнедеятельности человека Здоровье – это состояние полного физического, психического и духовного благополучия. Проблема сохранения здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для молодого поколения. Современные статистики подсчитали, что здоровье на 20% зависит от условий жизни (экология), ещё на 20% от его наследственности, на 10% - от медицины, а на 50% от образа жизни.


Здоровье и население Современное состояние и прогноз роста численности населения (млн чел.) 10 самых крупных стран мира. Страна2000 г.2025 г. 1Китай Индия США Индонезия Бразилия Пакистан Россия Бангладеш Япония Нигерия Рост численности населения Земли Возможная кривая роста численности населения Земли



Здоровье и наследственность Что такое родословная человека? Это история рода. По родословной устанавливается происхождение человека и степень родства. Из поколения в поколение передаются особенности внешности, черты характера, склонность к определённой профессии и различные заболевания. По статистике 2-3% детей рождаются с нарушениями, причём 1/3 из них с врождёнными расстройствами.


















УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫУЧЕБНОЕ СОДЕРЖАНИЕВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕУРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕПРИМЕНЕНИЕ УЭ -1Жизненный цикл клетки. Определение понятий жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, репликация Выделение основных периодов интерфазы, процессов происходящих при репликации. УЭ-2Митоз. Амитоз. Особенности периодов интерфазы, роль репликации ДНК. Определение понятий митоз, амитоз Фазы митоза, биологическое значение митоза. УЭ-3Мейоз. Основные виды деления клеток, механизмы равномерного распределения генетической информации между дочерними клетками, основные этапы жизненного и митотического цикла. Определение понятий мейоз, конъюгация, кроссинговер Фазы мейоза, биологическое значение кроссинговера, сравнение митоза и мейоза. УЭ-4 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Биологическое значение мейоза, конъюгации, кроссинговера, стадии мейоза. Определение понятий бесполое размножение, спорообразование, почкование, фрагментация. Виды бесполого размножения, роль бесполого размножения в жизни организмов. УЭ-5Половое размножение. Особенности и способы бесполого размножения, роль бесполого размножения в жизни организмов Определение понятий половое размножение, гаметы, зигота, гермафродиты, копуляция, изогамия, гетерогамия, яйцеклетка, сперматозоид. Особенности половых клеток, характеристика полового размножения. УЭ-6Развитие половых клеток. Особенности и способы полового размножения, роль полового размножения в жизни организмов Определение понятий сперматогенез, овогенез, гаметогенез. Фазы гаметогенеза, факторы, влияющие на гаметогенез. УЭ-7Оплодотворение. Особенности сперматогенеза, овогенеза. Определение понятий оплодотворение, двойное оплодотворение. Типы оплодотворения, роль бесполого и полового размножения УЭ-8Онтогенез. Оплодотворение у животных и растений, взаимосвязь между митозом и оплодотворением и их роль в сохранении постоянства числа хромосом и наследственных признаков при размножении. Определение понятия онтогенез. Типы онтогенеза, характеристика типов развития, периоды онтогенеза. УЭ-9 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Типы онтогенеза, стадии развития животных. Определение понятий зигота, бластула, гаструла, нейрула, бластоцель, дробление, бластомер, эктодерма, энтодерма, мезодерма, зародышевой листок. Этапы эмбриогенеза, влияние никотина, алкоголя и других мутагенных факторов на формирующийся организм. УЭ-10 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Закладка органов из зародышевых листков у позвоночных, стадии индивидуального развития. Определение понятия постэмбриональное развитие Типы постэмбрионального развития, значение биогенетического закона, закона зародышевого сходства. УЭ-11Комплексная контрольная работа по теме « РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ».


Дата урока Тема урока / Вид работы Кол-во баллов за урок Дополнитель ные баллы Штрафные баллы Итого баллов 1 Мембрана и надмембранный комплекс Лабораторная работа «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке» (10 баллов) - 2 Немембранные и одномембранные органоиды. Самостоятельная работа (5 баллов) 3 Двумембранные органоиды. Митохондрии, их типы и строение. Самостоятельная работа (5 баллов) 4 Типы обмена веществ. Гетеротрофы и автотрофы. Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». (10 баллов) 5 Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез. Практическая работа «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». (10 баллов) Всего - 40 б «5» баллов «4» баллов «3» баллов Оценка - 6Энергетический обмен в клетке. 7 Энергетический обмен в клетке. Цикл Кребса. Практическая работа «Составление схемы цикла Кребса». (10 баллов) 8 Ядерный аппарат и репродукция клеток. Ядро. Ядрышко. Самостоятельная работа (10 баллов) 9 Ядерный аппарат и репродукция клеток. Хроматин. Хромосомы. Лабораторная работа «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» (10 баллов) 10 Контрольно-обобщающий урок. (30 баллов) 11Анализ контрольной работы Всего – 60 б «5» баллов «4» баллов «3» баллов Оценка - Лист самоконтроля___________________________________________________ По теме « Основные компоненты и органоиды клеток ».


Вопросы к зачёту по теме «Молекулярный уровень». 1. Что такое мономер? 2. Что называется полимером? 3. Перечислите уровни организации живой материи. 4. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество. 5. Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни» 6. Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма. 7. Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель. 8. Мономер нуклеиновых кислот Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке. 10. Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке. 11. Закончите фразу: «Мономерами белков являются...». 12. Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы. 13. Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК. 14. Назовите соединения, которые относятся к полимерам. 15. От чего зависят свойства биополимеров? 16. О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы? 17. Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза. 18. В состав каких органических веществ входит рибоза? 19. Какое соединение является мономером крахмала? 20. Каковы биологические функции липидов? 21. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? 22. Чем образована первичная структура белка? 23. Что такое ферменты? 24. Какими связями поддерживается вторичная структура белка 25. Что такое денатурация? 26. Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований. 27. Перечислите уровни организации белка. 28. Что такое витамины? 29. Какова роль ферментов в клетке? 30. Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? 31. От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций? 32. Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки. 33. Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями. 34. Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза? 35. Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза. 36. Перечислите важнейшие функции белка. 37. Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК? 38. Перечислите разновидности РНК. 39. Из каких соединений состоит АТФ? 40. Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый? 41. Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый? 42. Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему? 43. В каком центре фермента работают витамины? 44. Какая связь называется макроэргической? 45. В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет в организме этих животных? 46. Какие связи поддерживают вторичную структуру ДНК? 47. Расшифруйте полное название ДНК. 48. Что представляет собой третичная структура белка? 49. Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его. целлюлоза: глюкоза = белок:... а) нуклеотид; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид.

Вопросы к зачёту по теме «Молекулярный уровень». Что такое мономер? Что называется полимером? Перечислите уровни организации живой материи. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество. Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни» Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма. Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель. Мономер нуклеиновых кислот - ... Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке. Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке. Закончите фразу: «Мономерами белков являются...». Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы. Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК. Назовите соединения, которые относятся к полимерам. От чего зависят свойства биополимеров? О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы? Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза. В состав каких органических веществ входит рибоза? Какое соединение является мономером крахмала? Каковы биологические функции липидов? К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? Чем образована первичная структура белка? Что такое ферменты? Какими связями поддерживается вторичная структура белка Что такое денатурация? Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований. Перечислите уровни организации белка. Что такое витамины? Какова роль ферментов в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций? Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки. Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями. Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза? Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза. Перечислите важнейшие функции белка. Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК? Перечислите разновидности РНК. Из каких соединений состоит АТФ? Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый? Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый? Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему? В каком центре фермента работают витамины? Какая связь называется макроэргической? В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет в организме этих животных? Какие связи поддерживают вторичную структуру ДНК? Расшифруйте полное название ДНК. Что представляет собой третичная структура белка? Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его. целлюлоза: глюкоза = белок:... а) нуклеотид; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид.

Слайд 20 из презентации «Элективный курс по биологии»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Элективный курс по биологии.ppt» можно в zip-архиве размером 3723 КБ.

Скачать презентацию

Обучение биологии

«УМК по биологии» - Справочные материалы по биологии. Задания разработаны для каждого параграфа. Авторы УМК по биологии. Задания познавательно-обучающего характера. Дени Дидро. Законодательное изменение структуры стандарта. Структура тетради отражает структуру учебника. УЧЕБНИК - ядро комплекта. Формирует обобщенные приемы действий при усвоении основных биологических понятий.

«Проектная деятельность» - Проектная деятельность на уроках. Использование компьютерных технологий в обучении биологии. Компьютерные технологии и проектная деятельность. Макет презентации. Этапы работы учителя. Проектируем урок биологии. Теория и практика. (технология проектной деятельности). Адреса в интернете. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры).

«Учебная работа» - Основные результаты научно-исследовательской работы. Издательская деятельность. Экология % направленных. Распределение выпускников ЭБФ. Воспитательная работа. Подготовка учебных планов по программам бакалавриата. Научные публикации. Итоги сессии. Открытие специализации «Молекулярная биология» (специальность «Биология»).

«Программа по биологии» - Биология (основная школа). Природоведение. Биология Растения. Издания на электронных носителях. Биология Человек. 8 класс (авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш). Методическая литература. Дидактические карточки. Биология Основы общей биологии. 9 класс (авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова).



  • Концепция программы предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

  • Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

  • Программой предусмотрено 11 теоретических и 6 практических занятий, направленных на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены.


  • 1. Освоение способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов.

  • 2. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами.

  • 3. Раскрытие и углубление экологических понятий.

  • 3. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа – Общество – Здоровье»












Что такое мономер?

  • Что такое мономер?

  • Что называется полимером?

  • Перечислите уровни организации живой материи.

  • Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество.

  • Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни»

  • Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма.

  • Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель.

  • Мономер нуклеиновых кислот - ...

  • Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке.

  • Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке.

  • Закончите фразу: «Мономерами белков являются...».

  • Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы.

  • Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК.

  • Назовите соединения, которые относятся к полимерам.

  • От чего зависят свойства биополимеров?

  • О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы?

  • Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза.

  • В состав каких органических веществ входит рибоза?

  • Какое соединение является мономером крахмала?

  • Каковы биологические функции липидов?

  • К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?

  • Чем образована первичная структура белка?

  • Что такое ферменты?

  • Какими связями поддерживается вторичная структура белка

  • Что такое денатурация?

  • Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований.

  • Перечислите уровни организации белка.

  • Что такое витамины?

  • Какова роль ферментов в клетке?

  • Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

  • От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций?

  • Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки.

  • Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями.

  • Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза?

  • Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза.

  • Перечислите важнейшие функции белка.

  • Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК?

  • Перечислите разновидности РНК.

  • Из каких соединений состоит АТФ?

  • Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый?

  • Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый?

  • Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему?

  • В каком центре фермента работают витамины?

  • 1. Чем вирусы отличаются от других живых организмов?

    Ответ. Вирус (от лат. virus - яд) - простейшая форма жизни, так как они не имеют клеточного строения. Основные отличия о других живых организмов:

    Вне клетки вирусные частицы ведут себя как химические вещества.

    В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами) . Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).

    2. Какие болезни могут вызывать вирусы?

    Ответ. Главной особенностью вирусов является их своеобразное строение. Они обладают наследственностью, которая обусловлена теми же структурами, что и у других живых организмов - нуклеиновыми кислотами. Большинство вирусных заболеваний составляют острые респираторные вирусные инфекции и катар кишечника.

    Существуют вирусы, поражающие и нервную систему, например, вирусы полиомиелита, бешенства, клещевого энцефалита. Некоторые вирусы способствуют развитию кожных заболеваний, например, пузырчатки, образованию бородавок, повреждению внутренних органов, например, печени при вирусном гепатите, стенок кровеносных сосудов. СПИД, бешенство и почти исчезнувшая оспа также относятся к вирусным заболеваниям.

    Вопросы после § 20

    Ответ. Вирусы можно считать особой формой жизни. Они не могут проявлять признаки жизнедеятельности вне клетки-хозяина. Их строение очень примитивно. Они самые мелкие существа, их нельзя увидеть под световым микроскопом. Они не имеют клеточного строения.

    В целом вирусы некорректно называть живыми существами, так как до сих пор ученые не доказали живые они или мертвые. Лучше использовать по отношению к вирусам термин "биологические объекты".

    Заслуживает внимания факт описания гигантских вирусов - получившие свое название из-за необычно большого размера их генома, также были включены в исследование из-за их биологической сложности и генома, похожего на геном бактерий. Это дает основания полагать, что и данное направление биологии можно встраивать в общее древо жизни, а также утверждать, что оно имеет не три ответвления, а четыре - гигантские вирусы, бактерии, эукариоты и археи.

    2. Какое строение имеют вирусы? В чём их отличие от других живых организмов?

    3. Как вирусы размножаются?

    Ответ. Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. При этом каждый вирус ищет именно «своего» хозяина, т. е. клетки строго определённого вида. Так, вирус – возбудитель гепатита, называемого иначе желтухой, проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита, в просторечии свинки, – только в клетках околоушных слюнных желёз человека. Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК взаимодействует с хозяйским генетическим аппаратом таким образом, что клетка, сама того не желая, начинает синтезировать специфические белки, закодированные в вирусной нуклеиновой кислоте. Последняя тоже реплицируется, и в цитоплазме клетки начинается сборка новых вирусных частиц. Поражённая вирусами клетка может буквально «лопнуть», и из неё выйдет большое число вирусных частиц, но иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и заражённая клетка живёт долго.

    4. Какие вирусы называют бактериофагами?

    Ответ. Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые заражают бактериальные клетки. Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных «ножек» и вводит в её цитоплазму полый стержень, через который, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остаётся снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из неё выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки. Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

    5. Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?

    Ответ. Возникновение вирусов - вопрос, который на протяжении многих лет составлял предмет дискуссий. Было выдвинуто три гипотезы происхождения вирусов:

    1. Вирусы - потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.

    3. Вирусы - дериваты (производные) клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток

Новое на сайте

>

Самое популярное