Домой Общение Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел. Служебные конфликты в деятельности овд Особенности конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов

Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел. Служебные конфликты в деятельности овд Особенности конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.




Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.




К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.




Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:


Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса


Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние. Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие». Метод «эмоционального возмещения».


Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог. Метод «авторитетного третьего».


Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов. Метод «обнажения агрессии».


В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность. Метод «принудительного слушания оппонента».








Нравственный идеал личности является результатом развития морали как формы общественного сознания. Нравственный идеал есть совокупность нравственных ценностей, соотнесенных с потребностями развития общества и с качествами личности. В нравственном идеале воплощается единство ведущих интересов личности и общества, он концентрированно выражает социальные функции нравственности.


Основная функция нравственного идеала личности – быть образцом в деятельности, мышлении, поведении. Поэтому нравственный идеал благодаря своей ценностной природе и функциям может стать средством воспитания ориентации школьников на высшие общественные образцы в индивидуальной деятельности, в поведении. Нравственный идеал формируется путем воспитания общественно ценных нравственных качеств, осознания принципиального сходства нравственных качеств человека и его отношения к делу. Стремление к достижению идеала помогает личности осуществлять свою жизнедеятельность на основе ценностей общества. Эта способность идеала делает его важным средством в воспитании и самовоспитании личности.


Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.






Ответственность как сложное структурное образование включает: а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта; б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами; в) предвидение последствий поступков; г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям; д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности; е) самоотчет и самооценку; ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.


Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.





Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра предварительного расследования

По профессиональной этике сотрудников ОВД

«Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности»

Выполнил

курсант 2 курса 0-23 группы

рядовой милиции

А.Ш. Муталибов

Проверил

старший лейтенант милиции

С.В. Рязанцев

ВВЕДЕНИЕ

3. Практические задания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Цели, стоящие перед правоохранительными органами и их сотрудниками, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Однако это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохранительные органы или их сотрудники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности, уровня правосознания, форм и методов деятельности и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую цель.

Для того, чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы потом определить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика борьбы с преступностью вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что сотрудникам достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.

Цель данного реферата - изучить проблему нравственных конфликтов в правоохранительной деятельности, дать характеристику, классификацию и узнать, какие существуют меры по их профилактике и устранению, используя не только учебную литературу, но и научные публикации по данной теме.

1. Природа и виды моральных конфликтов

Количество определений понятия «конфликт» сложно поддается подсчету: наверное, в каждой научной дисциплине есть свой комплекс его определений, отражающий основные направления, школы, подходы, точки зрения. В Большой Советской Энциклопедии конфликт определяется как «столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе». В философской энциклопедии конфликт означает «предельный случай обострения противоречий». В словаре по психологии констатируется, что «Конфликт (от лат. сonflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». Таким образом, можно подчеркнуть, что понятие «конфликт» принято определять через понятия «противоречие», «противоположность» Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru . .

Выделяют пять основных типов конфликта (см. Приложение 1):

· Внутриличностный (участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.);

· Межличностный (в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего -- это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д.);

· Между личностью и группой (группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой);

· Межгрупповой (Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом);

· Социальный (ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга Сайт http :// www . lawlist . narod . ru .).

Кроме этого, конфликты можно классифицировать и по иным основаниям (см. Приложение 2). Например:

1. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).

2. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

В классификациях конфликтов также встречается так называемый моральный или нравственный конфликт, понимаемый как столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004. С. 145. , хотя выделение подобной категории - вопрос спорный. Так, например, В. Сафьянов утверждает, что в том случае, когда речь идет о конфликте в сфере нравственного сознания, то корректнее было бы использовать термин «конфликт нравственного сознания», а не «моральный конфликт», потому что корректнее говорить о моральных противоречиях, так как в рамках самого морального сознания нормы и ценности могут находиться лишь в отношениях противоречия. Конфликт - это форма сознательного противоборства, противодействия; нормы сами по себе, без человека, без его сознания бороться не могут. Эти нормы и ценности могут сталкиваться лишь в ситуации нравственного выбора и тогда бывают «жертвы» в форме отвергнутых нравственных ценностей, идеалов, норм Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru . .

Итак, можно ли украсть лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать «за руку»? Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда возникает колебание между большим и меньшим злом.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек не может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а так же не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Примером может служить ситуация, когда перед сотрудником правоохранительных органов, производящим обыск на квартире подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, стоит дилемма: либо произвести осмотр постели больного человека, находящегося при смерти, либо, руководствуясь гуманными соображениями, отказаться от этого. Сложность подобных ситуаций состоит еще и в том, что преступник нередко придерживается иной системы моральных ценностей, и, зная, что нормы морали для сотрудников правоохранительных органов имеют высокую степень императивности, старается использовать это в своих интересах.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Решение внутреннего конфликта может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие человеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на конфиденциальной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между страхом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необходимости такого сотрудничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность) Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004. С. 146. .

Форм проявления моральных конфликтов существует множество. Они обусловлены (см. Приложение 3):

· конкретными особенностями того или иного направления деятельности,

· специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность,

· социально-психологическими характеристиками участников конфликта и иными обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, то есть выбора определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно помочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются в его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для правоохранительной деятельности. Мотивация убеждения характеризует высший тип нравственного поведения.

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению, в действительности это положение понимается и реализуется весьма упрощенно и грубо. Конфликтную ситуацию нередко разрешают простым принесением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает, может быть, несколько более сложный способ своего разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потребует каких-то жертв от индивида.

Подчинение личного общественному - это крайний, хотя и довольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Для оптимального выхода из конфликтной ситуации необходима не только готовность личности пожертвовать собственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности. Только в таком встречном движении от личности к обществу и от общества к личности возможен правильный моральный выбор Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 1997. С. 147. .

2. Профилактика и разрешение нравственных конфликтов в служебных коллективах. Этические нормы поведения сотрудника милиции в конфликтной ситуации

Очень важно определить причины конфликта, так как зная их (причины), легче предпринять конкретные меры по предотвращению деструктивных последствий конфликта, которые в свою очередь могут иметь необратимый характер и даже привести к трагичным последствиям.

Если попробовать рассмотреть причины конфликтов, возникающих в служебном коллективе, то условно можно было бы представить их в виде трех основных групп причин (см. Приложение 4):

· причины, порожденные особенностями службы.

· это причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.

· причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. С. 187. .

Первая группа причин, порожденная особенностями службы, для многих коллективов является главным источником возникновения конфликтных ситуаций. К основным факторам первой группы причин можно отнести:

б) перенос проблем, решение которых должно идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. То есть проблемы, решение которых зависит от руководителя, могут вызвать конфликт между рядовыми сотрудниками;

в) невыполнение функциональных обязанностей в системе “руководства - подчинения”. Этот фактор может быть обусловлен ненадлежащим исполнением подчиненными своих обязанностей или неспособностью руководителя обеспечить подчиненных условиями для их успешной деятельности.

Кроме этого, возникающие во время службы конфликты нередко порождаются несоответствием поступков принятых в его коллективе нормам и жизненным ценностям сотрудника. Сюда же можно отнести и ролевые несоответствия в системе “руководитель - подчиненные” когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные руководящие должности с их реальными действиями.

Вторая группа причин межличностного конфликта - это причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее характерный пример такого рода особенностей представляет из себя взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, подобных вышеуказанной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием “противостоящих” группировок сотрудников, связанное с культурными, эстетическими, религиозными и другими различиями людей, неправильными действиями руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая коммуникация, возникающая при нежелании сотрудников понимать и учитывать намерения и состояния друг друга, считаться с потребностями других людей;

К факторам, коренящимся в личном своеобразии членов коллектива относятся возможные личные особенности, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность.

Вместе с тем, к факторам, обостряющим конфликтную ситуация могут относиться личные кризисы, которые могут быть “плановыми”, или возрастными и “внеплановыми”, связанными с различными потрясениями, такими как развод, смерть близкого человека и т. д.

Как уже было отмечено, зная эти причины, предотвратить нравственные конфликты в служебных коллективах будет намного легче. В данном случае особую роль в этом будет играть руководитель.

Достаточно важно в повседневной деятельности сотрудникам коллектива придерживаться норм этикета. Этикет есть своеобразная форма морально-психологического компромисса, в рамках которого могут решаться нравственные противоречия и конфликты, в рамках которого человек может ненасильственно реализовывать свои моральные потребности и интересы. Поэтому-то этикет наполняется моральным содержанием в процессе самого общения.

Так же, как правовые нормы вносят порядок в регуляцию социальных отношений, этикетные нормы вносят определенный порядок, дисциплину в общение. Этикет вносит в общение определенный должностной характер: призывает быть внимательным и чутким, проявлять внимание и уважение к старшим, быть особенно предупредительным по отношению к женщинам.

Выполнение этикетных норм может нести и форму ненасильственного протеста против ущемления достоинства, против фамильярности, против панибратства. Если сотрудник предлагает нерегламентированное, дружеское общение своему руководителю, то последний вправе от этого отказаться и оградить себя от дальнейших попыток в этом направлении этикетными нормами. Бывают случаи, когда человеку достаточно просто строго следовать нормам и правилам этикета, для того, чтобы межличностные противоречия не только не обострялись дальше, но и постепенно стирались, забывались и сходили «на нет» старые обиды Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru . .

Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, на которых должно основываться поведение сотрудников правоохранительных органов в конфликтной ситуации. Среди этих принципов можно назвать, в первую очередь, такие как:

1 - принцип презумпции порядочности каждого человека;

2 - принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности достоинства личности;

3 - принцип толерантности и альтруизма;

4 - принцип милосердия;

5 - принцип справедливости и благородства Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления // http://zhurnal.lib.ru/ . .

Принцип презумпции порядочности (по аналогии с правовым принципом презумпции невиновности) предполагает отношение даже к совершенно незнакомому человеку как к порядочному, достойному уважения, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества. Если, к примеру, человек плохо одет или подстрижен, если он работает просто сторожем или дворником и т.д., то это совершенно не может означать, что к этому человеку можно относится высокомерно, общаться «сверху», ущемлять его человеческого достоинство, унижать и оскорблять.

Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства тесно связан с предыдущим и является по существу его логическим продолжением. Достоинство как осознание человеком самоценности своего собственного «Я», своих прав (на жизнь, на счастье, на свободу...) и моральных обязанностей (быть благородным человеком, не унижать других, помогать слабым, не лгать, держать слово...) является той ценностью общения, которую совсем не трудно сломать, но очень трудно сохранить в неприкосновенности. Эта, на первый взгляд, абстрактная установка реализуется в конкретных поступках, суждениях, оценках, высказываниях, которые должны быть максимально тактичны и корректны.

Принцип толерантности связан со всеми вышеперечисленными принципами, следование ему является своеобразной гарантией, обеспечивающей их выполнение: именно нетерпимость может являться началом разрушения гуманистических ценностей и этических норм. Толерантность самым тесным образом связана с альтруизмом и основана на нем: если человек не подавит в себе эгоистические наклонности, то быть толерантным очень и очень сложно. Терпимость и бывает нужна, как правило, в тот момент, когда требуется противовес, компенсация чьим-то эгоистическим потребностям.

Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью.

· Во-первых, не демонстрировать своего превосходства, даже когда оно очевидно, не разыгрывать и не афишировать роль победителя (это требование обязательно, например, в Японии),

· во-вторых, признать, что люди все имеют равные права и разница между ними в том, что совершают они разные поступки, судить которые со стороны по справедливости очень-очень сложно.

Принцип милосердия выражается в признании человека таким, каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды. Сострадание основано, прежде всего, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

Необходимо отметить, что сотрудник правоохранительных органов при принятии решения, когда приходится руководствокаться нормами нравственности, должен понимать, что существуют два вида таких норм (см. Приложение 6):

· Норма-идеал, на совокупности которых основывается вся классическая этика и все простые принципы нравственности, в том числе и в бытовых, общеупотребительных формах (например, «не кради», «не лги» и т.д.). нормы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания, ориентирами нравственного выбора в обычных ситуациях.

· Норма-мера, то есть норма, соизмеримая с конкретными условиями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает нижнюю границу, перейдя которую принятое решение становится однозначно безнравственным, какой бы социальной или служебной целесообразностью оно не оправдывалось.

Эта норма определяется следующими критериями:

1. Наименьший ущерб;

2. Наиболее благоприятные нравственные последствия;

3. Соблюдение интересов наибольшего круга людей;

4. Соблюдение принципа разумной достаточности используемых средств Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 1997. С. 158.

Поскольку в силу специфики служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов нередко приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы-меры, ему следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для того, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, следовательно, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости. Эта способность, иными словами, нравственная культура, нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры, не выходил за пределы гуманистических ценностей, соответствовал бы общественному нравственному идеалу, но в то же время не был бы и ущемлен в угоду абстрактно, тем более ложно понимаемым нравственным ценностям и нормам.

3. Практические задания

Обоснуйте, что относится к сфере профессиональной этики:

1) контроль за исполнением людьми своих профессиональных обязанностей.

2) нравственные нормы, регулирующие отношение человека к своим профессиональным обязанностям.

3) взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная этика - это область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004. С. 15. .

Опираясь на это определение, можно сказать, что к сфере профессиональной этики относятся нравственные нормы, регулирующие отношение человека к своим профессиональным обязанностям и взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Разберем каждый пример в отдельности.

1. Нравственные нормы, регулирующие отношение человека к своим профессиональным обязанностям. Данные нормы действуют в специфических условиях, которые определяются именно особенностями профессиональной деятельности. Они практически одинаковы для различных профессий, меняется лишь степень значимости той или иной нормы при выполнении конкретных профессиональных функций. Если обратиться к сотрудникам правоохранительных органов, то примером таких норм могут служить: трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность и многое другое.

2. Взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Обязательным элементом любой социальной системы является коллектив, который выполняет специфические, только ему отведенные в данной структуре общественно значимые функции по достижению поставленных целей. Отношения в коллективе во многом влияют на качество работы каждого отдельного сотрудника, поэтому вопрос о взаимоотношении людей внутри коллективов один из наиболее важных вопросов профессиональной этики. Благоприятный моральный климат в коллективе - одно из самых существенных условий, обуславливающих его высокую трудоспособность и стабильность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «конфликт» принято определять через понятия «противоречие», «противоположность», существует несколько классификаций и, соответственно, несколько видов конфликтов, одним из которых является нравственный или моральный конфликт. Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы.

Для оптимального выхода из конфликтной ситуации необходима не только готовность личности пожертвовать собственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности.

В научной литературе выделяют ряд принципов, на которых должно основываться поведение сотрудников правоохранительных органов в конфликтной ситуации. Это такие принципы как: благородство, толерантность, милосердие и т.д.

существуют два вида таких норм нравственности. Это нормы-идеалы, которые являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания и норма-мера, соизмеримая с конкретными условиями той ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает нижнюю границу, перейдя которую принятое решение становится однозначно безнравственным.

В силу специфики служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для того, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости.

ЛИТЕРАТУРА

2. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года.

3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004.

4. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 1997.

5. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002.

6. Сайт http://www.hi-edu.ru .

7. Сайт http :// www . lawlist . narod . ru .

8. Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru .

9. Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления // http://zhurnal.lib.ru/ .

10. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М.: ЮИ МВД России, 1999.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Принципы, на которых должно основываться поведение сотрудников правоохранительных органов в конфликтной ситуации.

Приложение 6

Подобные документы

    Понятие и особенности конфликтов в сфере физической культуры и спорта. Причины их возникновения и пути предупреждения и разрешения. Примеры спортивных конфликтов в юридической сфере (прецеденты и коллизии). Нормы права, регулирующие спортивные споры.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликта. Конфликты в межличностных отношениях сотрудников отделов. Методы управления конфликтами. Методические рекомендации по предупреждению конфликтов в коллективе сотрудников отдела.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2011

    Понятие, принципы, значение мотивации и стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Правовое регулирование материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Социально-трудовые отношения. Конфликты в социально-трудовой сфере в современной России. Способы разрешения конфликтов. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов. Система служб по урегулированию коллективных споров.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Конфликты как объект государственного управления, этапы их протекания, сущность и причины споров. Анализ внутриорганизационной конфликтности сотрудников, основные направления их профилактики и разрешения. Методы психокоррекции конфликтного поведения.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Анализ элементов структуры профессионального сознания юристов. Правила поведения и нормы профессиональной этики работника ОВД. Поведение работника милиции в свободное от службы время, общение с населением. Требования к внешнему виду сотрудника ОВД.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Деструктивные формы поведения, встречающиеся у сотрудников исправительных учреждений. Негативные стереотипы и агрессия сотрудников. Психологическая диагностика и предупреждение суицидального поведения. Способы профилактики деструктивных форм поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Этические проблемы в правоохранительных органах. Этика служебных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Характеристика этических проблем, возникающих при взаимодействии сотрудника ОВД с должностными лицами суда и прокуратуры.

    реферат , добавлен 11.02.2015

    Использование национально-этнических конфликтов в разрушительных политических процессах. Мотивация организации национально-этнических конфликтов, условия их возникновения и реализации. Характер преступной деятельности в межнациональных столкновениях.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Общие понятия профессиональной этики представителей юридических профессий, которые выполняют публично-правовые функции. Этические требования в системе Латинского нотариата. Нравственные нормы во взаимоотношениях нотариуса с клиентами и с коллегами.

План семинара (вопросы для подготовки/обсуждения).

1. Общая характеристика конфликта в деятельности правоохранительных органов (понятие конфликта, его признаки и структура, основные стадии).

2. Типология конфликтов в деятельности ОВД.

3. Причины возникновения конфликтов в подразделениях ОВД (объективные и субъективные причины).

4. Последствия конфликтов в деятельности ОВД (положительные и отрицательные последствия).

5. Разрешение конфликта (понятие о разрешении конфликта, условия, стадии, методы и приемы урегулирования).

6. Профилактика конфликтов (основные способы предупреждения конфликтов).

1. Общая характеристика конфликта в деятельности правоохранительных органов.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта.

Структура конфликта (элементы):

§ объект - конкретная причина столкновения субъектов (проблема, сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования);

§ субъекты (два участника и более) - отдельные личности, группы, организации, государства, конфликтующие из-за какого-либо объекта;

§ инцидент - формальный повод для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Основныепризнаки конфликта :

§ наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

§ наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

§ взаимодействие конфликтующих сторон;

§ результаты конфликтного взаимодействия;

§ использование давления и даже силы.

Основные стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:

§ действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);

§ скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).

Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте являетсярефлексивное управление , означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так, как выгодно ему.

3. Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается: 1) устранение причины конфликта;2) изменение установок соперников относительно друг друга; 3) изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликтные ситуации часто встречаются в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Причем конфликты здесь сложны и многообразны. Оскорбления и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти и т.д. - все это примеры конфликтов, которыми обязаны заниматься работники полиции.

Вместе с тем воздействие экономической и политической ситуации, недостаточный уровень социальной защищенности, недостаточный уровень заработной платы, изменения механизма предоставления льгот - все это создает в коллективах обстановку тревожности, раздражительности, повышенной конфликтности, что в свою очередь мешает качественно выполнять служебные обязанности.

У сотрудников, вовлеченных в конфликт, ухудшается самочувствие, возникает ощущение ущемления своей личности, неудовлетворенности службой.

Особую остроту проблеме придает то, что сам характер конфликта и конфликтной ситуации меняется достаточно динамично и связан с изменениями в практической деятельности ОВД. Появляются новые типы конфликтов и конфликтных ситуаций, которые требуют новых форм и методов к предупреждению и разрешению их.

Нередко в практике правоохранительной деятельности фиксируются примеры негативного поведения сотрудников милиции - неуважительное отношение к гражданам, коллегам по службе, грубость, неопрятный внешний вид, пьянство, недисциплинированность.

Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники органов внутренних дел, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.

2. Типология конфликтов в деятельности ОВД.

Разновидности конфликтов:
1. по количеству участников конфликтного взаимодействия: § внутриличностные - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты; § межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп; § межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. по направленности конфликтного взаимодействия: § горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой; § вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой; § смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;
3. по источнику возникновения: § объективно обусловленные - вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию; § субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4. по своим функциям: § созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства; § разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. по длительности протекания: § кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются; § затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. по своему внутреннему содержанию: § рациональные - охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов; § эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают:мирными и вооруженными
8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют:экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты

Эта классификация достаточно условна. Жесткой границы между различными типами конфликтов не существует.

Вследствие этого в практической деятельности правоохранительных органов могут возникать как смешанные типы конфликтов, так и другие, не предусмотренные в предложенной типологии формы.

3. Причины возникновения конфликтов в подразделениях ОВД.

Исследование природы конфликтов в коллективах сотрудников органов внутренних дел позволило получить достаточно полное представление об их причинах.

К объективным психологическим причинам конфликтов относятся:

а) недостатки в организации работы;

б) проблемы материально-технического обеспечения;

в) несовершенство некоторых нормативных актов;

г) трудные условия несения службы;

д) реализация социально заданных функционально-ролевых позиций (руководство и подчинение, контроль, оценка действий других сотрудников, проявление требовательности и др.).

Субъективные причины конфликтов:

1. Причины, связанные с личностными особенностями руководителей органов внутренних дел:

Болезненные реакции, затрудненность адаптации к меняющимся условиям работы;

Неподготовленность к работе с людьми;

Недостатки в воспитании;

Ориентация на «подавление» подчиненных;

Недостатки характера;

Неумение или нежелание признавать допущенные ошибки;

Завышенная требовательность;

Несоответствие стиля руководства уровню развития коллектива;

Низкий культурный уровень;

Недостатки в организации собственного труда и службы подчиненных.

2. Причины конфликтов, связанных с особенностями коллектива:

Отрицательные групповые эмоциональные состояния;

Недисциплинированность;

Атмосфера взаимного прощения при низком уровне выполняемых работ;

Наличие микрогрупп, объединенных по принципу круговой поруки;

Косность и пассивность в службе;

Нездоровые мнения и настроения.

3. Причины конфликтов, зависящие от особенностей личности подчиненных и взаимоотношений между членами коллектива:

Социальная пассивность личности;

Психологическая несовместимость;

Наличие в коллективе людей с «тяжелым характером»;

Наличие «демонстративных» типов личности в коллективе;

Ригидность (отсутствие гибкости в поведении) отдельных членов коллектива.

Таким образом, недооценка познаний о конфликтах и отсутствие навыков организации своего поведения в них, а также предконфликтных ситуациях могут вызвать серьезные затруднения в деле предупреждения и ликвидации таких конфликтов, а в отдельных случаях - явиться их причиной.

4. Последствия конфликтов в деятельности ОВД.

По своим социальным результатам конфликты в деятельности сотрудников ОВД могут быть: положительно и отрицательно направленными.

Положительно направленный конфликт – это столкновение главных мнений в рамках сотрудничества, объединенных общей целью.

Такая ситуация нередко встречается между оперативными работниками, занятыми в раскрытии преступления. Возникают расхождения по отдельным деталям дела или версиям. Однако конечная цель для всех общая - успешное раскрытие преступления.

Отрицательно направленный конфликт – это ситуации противоборства, которые не преследуют социально полезных целей.

Нельзя однозначно оценивать конфликты в ОВД терминах «хорошо» или «плохо».

В любом случае конфликты приводят к снижению эффективности деятельности.

Последствия конфликтов в деятельности ОВД
Отрицательные Положительные
Организационные последствия: · снижение эффективности управления, · трения между подразделениями внутри организации, · увеличение психологической дистанции между сотрудниками, · активное или пассивное сопротивление и подозрительность, · распад коллектива ОВД. Психологические последствия: · чувство озлобленности, · чувство униженности, · стресс, · состояние подавленности. Организационные последствия: · выявляются нарушения принципов демократизации общества, · выявляются нарушения принципов социальной справедливости, · выявляются скрытые трудности в работе, · выявляются скрытые резервы в работе, · выявляются недостающие отдельным сотрудникам профессиональные знания и умения. В результате коллектив ОВД может прийти к: · осознанию общих целей, · совершенствованию методов управления, · совершенствованию профессионального обучения работников, · возвращению к ранее нерешенным вопросам, · постановке новых проблем, · появлению конструктивных соображений о методах их разрешения.

5. Разрешение конфликта.

Возникший в ОВД конфликт требует своего разрешения. Разрешение конфликта - это окончание конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение может происходить и на стадии возникновения, и на стадии обострения, и на стадии затухания конфликта.

Условия для успешного разрешения конфликта:

§ своевременное определение причин конфликта;

§ определениеделовой зоны конфликта - причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:

§ взаимное желание сторон преодолеть противоречия;

§ совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Этапы раз­решения конфликта:

1. Урегулирование собственных переживаний. Поскольку любой конфликт характеризуется интенсивными эмоциональными ре­акциями и переживаниями, способность оппонентов к анализу ситуации и принятию взвешенного решения минимальна. Поэто­му первый шаг в преодолении конфликта - это совладание с эмо­циями.

2. Анализ конфликта. Анализ конфликта предполагает выявле­ние предмета, его участников, их приоритетов, интересов, опасений, обстоятельств; выбор стратегии его разрешения на основе про­гноза последствий различных сценариев развития событий.

3. Реализация стратегии разрешения конфликта. Предприни­маются действия, направленные на устранение факторов, препятствующих деятельности.

4. Достижение цели .

Возможно полное или неполное разрешение конфликта . При полном разрешении конфликт прекращается в результате устранения причин и предмета конфликта. В случае неполного разрешения не все причины конфликта искореняются, происходит лишь временное ослабление конфликта, но при любом удобном случае конфликт может разгореться вновь.

В зависимости от причин конфликтов, особенностей его участников, обстановки в коллективе могут быть использованы различные психологически эффективные меры.

Методы разрешения конфликтов можно разделить на 3 категории:
Внутриличностные - это методы воздействия на отдельную личность: - руководителем проводится воспитательная беседа (считается наиболее эффективной формой воздействия); - при отсутствии результатов применяются дисциплинарные санкции; - возможно вынесение проблемы на обсуждение коллектива; - крайняя мера - увольнение зачинщика конфликта и/или его активных участников. Одно из важнейших условий эффективности внутриличностного воздействия - принятие конфликтующими сторонами (личностями) новых условий взаимодействия, освобождение от груза прошлого. Межличностные – методы, связанные с выбором стиля конфликтного поведения. В конфликтологии выделяются 5 наиболее распространенных способов разрешения конфликтов: - уклонение; - приспособление; - соперничество; - компромисс; - сотрудничество. Структурные – методы по устранению организационных конфликтов: - разъяснение требований к работе; того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения; - использование координационных и интеграционных механизмов при наличии одной руководящей инстанции для обеих сторон (принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьим решениям он должен подчиняться); - установление общеорганизационных комплексных целей (направить усилия всех участников на достижение общей цели, благоприятствующей всей организации); - использование системы вознаграждений (сосредоточение на результатах работы).

Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в инди­видуальном iliu общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная деятельность в силу острого противоборст­ва с представителями преступного мира, использования специфиче­ских сил и средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при на­личии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда воз­никает колебание между выбором близких и дальних целей, когда человека тревожит выбор между большим и меньшим злом и т.д.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или игой норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для со­трудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты прояв­ляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность - общество, личность - группа, личность - личность, группа - группа, группа - общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, соци­альных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящих­ ся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направ­ленности личности, ее ориентации на те или иные ценности.

Практика показывает, что среди сотрудников правоохранитель­ных органов по критерию ценностной ориентации можно выделить несколько типов личности, которые при возникновении конфликт­ной ситуации сделают соответствующий этим ориентациям выбор.

    Сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столк­ новении различных норм в первую очередь будут исходить из тре­ бований законов и приказов.

    Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не смо­ жет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы т о ни было интересов.

    Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдает предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является слу­жение государству, профессиональный долг.

    Прагматик при разрешении конфликта на первое место поста­ вит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей.

    Сотрудник, в характере которого преобладают исполнитель­ ские черты, будет ориентироваться на указания руководства.

Понятно, что направленность личности характеризует типичное поведение человека, но правоохранительная деятельность нередко связана с чрезвычайными, нестандартными ситуациями, которые могут влиять на поведение людей, приводя к нетипичным для них поступкам. Очевидно, что при любой напраа!енности личности, при наличии тех или иных предпочтений, в любых ситуациях сотрудник правоохранительных органов в первую очередь должен исходить из интересов личности, общества и государства, на защите которых он стоит. Приоритеты добра, справедливости, профессионального дол­га должны служить основой при разрешении любых служебных си­туаций, какими бы сложными и конфликтными они ни были.

Разрешение внутреннего конфлик­та может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие человеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на негласной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между стра­хом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необходимости такого сотруд­ничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия (конфликта) между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность).

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему прихо­дится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы - одна. которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде. Вспомните хотя бы случай из кинофильма «Место встречи изменить нельзя», когда сотрудник уголовного розыска Шарапов внедряется в банду «Черная кошка». Здесь конфликт по­рожден, с одной стороны, собственными нравственными установ­ками Шарапова, с другой - ситуацией, которая диктует ему опре­деленный тип поведения.

В сознании человека в таких ситуациях одновременно конфликт­ но взаимодействуют рагшчные системы моральных ценностей. С этой точки зрения, данный конфликт может быть назван внутренним. Однако специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта, напротив, характерно отрицание правильности противоположных убеждений, взглядов, ценностей, идей. Сотрудник, работаюший в чуждой среде, вынужден скрывать свое конфликтное отношение к той системе моральных ценностей, которая господствует в этой среде. Такое положение вызвано не ситуацией морального выбора (выбор со­трудником уже сделан), а особенностями оперативной работы. По­этому данный конфликт можно назвать скрытой формой внеш­него конфликта.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретны­ми особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятель­ность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, т.е. выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно по­мочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются ь его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для правоохранительной деятельности, в частности для работы с негласными помощниками. Негласный помощник может осознавать правильность принятого им решения сотрудничать с правоохранительными органами, иметь верное представление о мо­ральной стороне этого решения, сознательно и добровольно выпол­нять задания оперативного работника и при этом субъективно, пси­хологически не чувствовать внутреннего удовлетворения от своего поведения. Так бывает, когда осознание своего поведения не пре­вратилось в устойчивые убеждения, чувства, привычки. Негласный помощник может совершать правильные поступки и мотивировать их, но это не всегда мотивация убеждения. Воля к самопринужде­нию, чувство долга - это тоже высокие мотивы положительного поведения, но все-таки ставить их на один уровень с мотивацией убеждения, которая характеризует высший тип нравственного пове­дения, нельзя.

В литературе предпринимаются попытки выработать рекомендации, способствующие преодолению и разрешению нравственных конфликтов. В качестве общего принципа при этом выдвигается положение об иерархии нравственных ценностей, системе предпочтений (общест­венный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко явля­ется положение о приоритете общественного интереса перед част­ным. К сожалению, в действительности это положение понимается и реализуется подчас весьма упрощенно и грубо, когда личный ин­терес противопоставляют общественному. В этом случае конфликт­ную ситуацию нередко разрешают простым принесением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает. может быть, несколько более сложный способ своего разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потре­бует каких-то жертв от индивида, когда человек воспринимает об­щественный интерес как свой личный.

Подчинение личного общественному - крайний, хотя и до­вольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Вспомним, что известный немецкий философ И. Кант истинно нравственным человеком на­зывал того, кто действует вопреки своим личным интересам и же­ланиям. И все же для оптимального выхода из конфликтной ситуа­ции необходимы не только готовность личности пожертвовать соб­ственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности. Только в таком диалектическом единстве об­щественного и личного и возможен правильный моральный выбор.

3. Проблема соотношения цели и средств в правоохранительной деятельности.

Решение, принятое в ситуации выбора, для своей реализации тре­бует определенных средств достижения поставленной цели. С этой точки зрения средства выступают промежуточным звеном между собственно выбором и целью. Данный этап морального выбора представлен в виде проблемы соотношения цели и средств ее дости­ жения. Для деятельности правоохранительных органов решение этой проблемы представляет не только чисто научный, но и прак­тический интерес, что обусловлено характером их работы и специ­фикой используемых ими средств.

Вопрос о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, служил кам­нем преткновения в течение многих веков. В своей классической формулировке он выражался следующим образом: оправдывает ли цель любые средства? При этом подразумевается благородная цель.

История этической мысли выдвинула два альтернативных ответа на вопрос о соотношении цели и средств, наиболее ярко воплотив­шихся в концепциях макиавеллизма и так называемого абстрактного гуманизма.

Первая концепция названа по имени извест­ного итальянского политического мыслите­ля Никколо Макиавелли (1469-1527), кото­рый ради упрочения государства считал возможным использование любых средств. Иногда ее называют иезуитизмом. Она из­вестна как принцип «цель оправдывает средства» и исходит из того, что средства обусловлены целью, подчинены ей, в то время как цель независима от средств. В качестве основного критерия для выбора средств выдвигается их эффективность для достижения цели, нравственная сторона при этом в расчет не берется. Поэтому сторонники этой концепции считают возможным использовать любые средства: насилие, обман, жестокость, предательство и т.п., лишь бы достичь поставленной цели. Человек - средство для достижения цели, а его совесть - помеха на этом пути, вот почему мораль становится ненужной. Не случайно эта концепция так импонировала самым жестоким и изу­верским политическим режимам. Гитлер, обращаясь к немецкой молодежи, заявлял, что он освобождает их от «химеры совести», которая не нужна для осуществления целей великой Германии. К чему привело это «освобождение», знает весь мир.

Вторая концепция придерживается прямо противоположной позиции, согласно которой никакая цель не оправдывает средства. Средства совершенно независимы от цели и обладают самостоятельностью и своей ценностью: либо положительной, либо отрицательной. Так, если иезуиты как представители первого направления считали, что любое насилие оправдано, если оно помогает быстрейшему достиже­нию цели, то сторонники движения ненасилия признают насилие абсолютным злом, не допустимым ни и коем случае. По мнению по­следних, в зависимости от того, каковы средства, такова будет и цель: благородные средства определяют благородную цель, безнрав­ственные средства ведут к достижению безнравственной цели. Дру­гими словами, основа этой концепции заключается в тезисе: не цель оправдывает средства, а напротив, средства определяют цель. Наибо­лее яркими сторонниками данной концепции были русский писатель Лев Толстой, индийский политический деятель Махатма Ганди, немецкий гуманист и миссионер Альберт Швейцер, борец за права американского чернокожего населения Мартин Лютер Кинг.

Естественно, в своих крайних формах апология иезуитизма или абстрактного гуманизма встречается относительно редко. Даже сам Макиавелли, с именем которого связывают принцип «цель оправды­вает средства», не был сторонником полного отказа от учета нравст­венного содержания средств, используемых для достижения цели.

Правоохранительная деятельность, пожалуй, как ни одна другая, требует научного решения проблемы соотношения цели и средств. Во многом это связано с не всегда положительной оценкой в общест­венном мнении как используемых в ней средств, так иногда и са­мих целей, когда они направлены, например, на защиту политиче­ских сил, реализующих не государственный, а свой личный или групповой интерес. Но даже наличие благородной цели защиты безопасности личности, общества и государства не ограждает исполь­зуемые правоохранительными органами средства и методы деятель­ности от неоднозначной оценки со стороны общественной морали. Понятно, что сотрудники данных государственных органов не могут взять на вооружение ни концепцию макиавеллизма, ни концепцию абстрактного гуманизма, поскольку и та, и другая абсолютизируют крайности при решении вопроса о соотношении цели и средств. Наиболее правильной следует признать позицию, в соответствии с которой цель и средства объективно взаимосвязаны, находятся в со­ стоянии диалектического взаимодействия.

Средства, выбираемые людьми, обусловлены целью, стоящей перед ними. Но в то же время не отрицается и обратное влияние средств на цель, признается, что средства могут искажать благородную цель. Средства должны соответствовать поставленной цели. В этом соот­ветствии цель играет доминирующую роль, определяя состав средств, и обусловливая их нравственное содержание.

Соответствие цели и средств означает, что в своем единстве они дают поступок или поведение, которые могут быть оценены как нравственно положительные, несмотря на то что цель или средство как самостоятельные явления могут быть отрицательными. Так, скажем, борьба с преступностью сама по себе однозначно оценива­ется как нравственно положительное явление, а принуждение по отношению к человеку вряд ли может получить такую оценку. Од­нако когда мы рассматриваем борьбу с преступностью и принужде­ние как цель и средство, эта однозначность исчезает. Если суд при­говаривает преступника к тюремному заключению за разбой - это справедливая мера наказания, показывающая соответствие средства (тюремное заключение как вид принуждения) цели (борьба с преступ­ностью) и имеющая положительную нравственную оценку, несмотря на использование в принципе негативного средства. И, напротив, тюремное заключение за неправильный переход улицы рассматри­валось бы как несправедливое, поскольку в данном случае нарушен принцип соответствия цели и средства.

Критерием для определения положительной или отрицательной ценно­ сти поступка или поведения может быть признан следующий: нрав­ственно допустимым считается поступок, совершение которого по­влекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его несовершение. Или иначе: если результат, достигнутый с помощью данных средств, окажется по своему значению выше, чем ущерб, нанесенный применением этих средств.

По сути этот же критерий положен в основу юридической от­ветственности в ситуации крайней необходимости, что говорит о единстве нравственной и правовой норм, действующих в подобных ситуациях. Так, не является преступлением деяние, хотя и подпа­дающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным кодек­сом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства, об­щественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В правоохранительной деятельности нередко возникают ситуа­ции, когда для достижения благородной цели необходимо исполь­зовать средства, связанные с ущемлением прав и свобод личности. Безусловному осуждению подлежат действия, когда из всего нали­чия средств для достижения цели выбираются заведомо негативные, хотя, возможно, и самые эффективные. Сложнее обстоит дело, ко­гда обстоятельства предоставляют лишь такие средства, которые нельзя однозначно признать нравственно положительными. Если моральные издержки от используемых средств перекрывают нравст­венную ценность цели, то нужно категорически отказываться от достижения цели. Скажем, если действия в рамках необходимой обороны оцениваются как необходимые и допустимые, то превы­шение этой меры квалифицируется уже как уголовно наказуемое деяние. В данном случае неправильный выбор средств (при поло­жительной цели) приводит к негативной оценке поступка.

Моральный выбор признается правильным, если будут учтены все или по меньшей мере наиболее значимые последствия, которые может предвидеть человек, совершающий этот выбор. В любых дей­ствиях учитываются прежде всего их прямые последствия. Однако эти последствия могут иметь значение как для самого человека, так и для других людей, в том числе общества.

С точки зрения морали важно учитывать интересы как отдель­ной личности, так и социальной группы или общества. В практике деятельности правоохранительных органов бывают ситуации, когда человек, отстаивая свои законные, признанные обществом интере­сы, причиняет ущерб другим людям и даже целым группам людей (например, при необходимой обороне и борьбе с несправедливо­стью и т.п.). Следовательно, не все те действия, в которых преобла­дают эгоцентрические интересы и возникают соответствующие последствия, являются безнравственными. Безусловно, порочным следует признать лишь такое поведение, когда ущерб от действий человека в названных ситуациях превышает его моральные (и за­конные) права на зашиту своей жизни, чести и достоинства.

В повседневной жизни при принятии, казалось бы, правильного решения или при определении меры ответственности за те или иные действия не так уж редко ограничиваются учетом лишь прямых последствий. Когда не принимаются во внимание побочные последствия этих действий, которые могут иметь возможно большее значение. чем прямые, то это может привести к прямо противоположному результату. К ним следует отнести те последствия, которые либо не связаны непосредственно с полученным результатом, но влияют на последующие действия человека (например, безнаказанность при совершении противоправного деяния сотрудником правоохрани­тельных органов помимо прямых последствий от этого поступка оказывает влияние на правосознание нарушителя закона, провоци­рует на совершение других подобных поступков, снижает авторитет правоохранительных органов, приводит к недоверию к правовой системе, неверию в справедливость и т.п.), либо имеют значение для тех членов общества, которых этот поступок непосредственно не касается, но чьи интересы он затрагивает. Так, напряженные отношения между начальником и подчиненным сказываются не только на их поведении по отношению друг к другу, но и на взаи­моотношениях в коллективе. Нередко внутриколлективные отно­шения отражаются и на служебной деятельности.

Нравственные последствия чаше всего являются опосредован­ными, побочными. Но они обладают той особенностью, что внеш­не, казалось бы, бесполезные, неэффективные, не имеющие непо­средственной ценности поступки приобретают высокое социальное значение. Безоружный сотрудник органа внутренних дел бросается на зашиту человека, ставшего жертвой нападения группы воору­женных преступников, заранее зная, что проиграет в этой схватке, но повинуясь требованиям долга. С точки зрения практической эффективности его поступок лишен рациональности, но с позиции высокой нравственности он имеет высшую ценность. Последствия этого поступка по своей опосредованной значимости намного пре­вышают его непосредственный результат своим влиянием на созна­ние и поведение граждан, обретающих уверенность в своей защи­щенности; на сознание и поведение преступников, теряющих уве­ренность в своей безнаказанности, и т.д.

В ситуации определения соответствия цели и средств мы имеем дело с предполагаемыми последствиями от использования тех или иных средств и достижения той или иной цели. Это положение важно как в процессе выбора, так и при оценке результатов выбора. Разница состоит лишь в том, что в первом случае все возможные последствия являются предполагаемыми (возможными), во втором они налицо (действительные).

Таким образом, выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий:

Полного изучения предполагаемых последствий от достижения цели и от использования каждого из имеющихся в распоря­жении средств;

    соотнесения предполагаемых последствий от избранного сред­ ства с последствиями использования других средств или отказа от достижения цели.

Признание выбора правильным не означает, что при реальном его осуществлении всегда получаются предполагаемые результаты. что связано с наличием случайности, а также со скрытыми от чело­века, совершающего выбор, объективными обстоятельствами, кото­рые могут повлиять на конечный результат. В таком случае этот человек не подлежит ответственности, поскольку выбор поступка им был сделан правильно, хотя в силу не зависящих от него обстоя­тельств он оказался неверным.

КУПЦОВА О. В., ЛАВРУШКИНА А. А. КОНФЛИКТЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Аннотация. Рассматриваются внутриличностный и межличностный конфликты, а также конфликт между личностью и группой, субъектами которых выступают сотрудники правоохранительных органов. Дан анализ норм законодательства и этических кодексов, выступающих основаниями предотвращения противоречий в правоохранительной сфере. Отмечены психологические и нравственные предпосылки предупреждения конфликтов с участием правозащитников.

Ключевые слова: профессиональная этика, конфликт, предотвращение конфликта, правоохранительная деятельность.

KUPTSOVA O. V., LAVRUSHKINA A. A.

CONFLICTS IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES AND ETHICAL AND LEGAL GROUNDS OF THEIR PREVENTION

Abstract. The article considers intrapersonal and interpersonal conflicts as well as conflicts between the individual and the group in which law enforcement officials are typically involved. The authors analyze the legislation and codes of ethics as bases of preventing conflicts in law enforcement. The study results into identifying psychological and moral prerequisites for conflict prevention with the participation of human rights defenders.

Keywords: professional ethics, conflict, conflict prevention, law enforcement activities.

Конфликт как столкновение интересов отдельных индивидов, социальных групп и сообществ выступает неотъемлемым элементом действительности. Применительно к правоохранительной сфере его следует рассматривать как противоборство, возникающее в процессе деятельности специализированных организаций с целью защиты интересов, прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка в государстве. Основная задача юриста (прокурора, судьи, следователя и т. д.) при этом сводится к устранению конфликта на основании закона.

Как правило, юрист выступает посредником в разрешении спорных ситуаций при осуществлении своих профессиональных функций в области правоохранительной деятельности. Причины противоборства при этом не касаются самого сотрудника, его личных интересов - он участвует лишь в урегулировании конфликта, выполняя свою

профессиональную задачу. Однако возможно и основное (в качестве субъекта, основного участника) участие правозащитника в конфликте.

В науке принято выделять три вида социальных противоборств по охватываемому субъекту: внутриличностный, межличностный конфликты и конфликт между личностью и группой .

Внутриличностный конфликт затрагивает непосредственно личность сотрудника правоохранительного органа, его внутренний мир, эмоции, правосознание, убеждения, ценностные ориентации. Такой конфликт вызван ролевым несоответствием, когда несовместимы различные социальные статусы лица, когда моральные принципы, личные убеждения и идеалы, уровень правовой культуры сотрудника идут вразрез с выполняемыми им функциями. Например, следователя могут вынуждать применить определенную меру принуждения, сфабриковав дело таким образом, что данную меру можно избрать, согласно закону. В таком случае сотрудник оказывается в положении, когда действия допустимы с точки зрения закона, но противоречат морали. Внутриличностные конфликты нередки в адвокатской практике при защите террористов, серийных убийц, насильников и иных лиц, совершивших вопиющие преступления.

Возникающие в указанных случаях противоречия остаются только в сознании сотрудника, «подтачивая» его изнутри, обостряя чувство совести и справедливости. Подобные ситуации типичны для правоохранительной сферы, являются некими ее издержками. В целях их минимизации сотруднику правоохранительных органов важно научиться преодолевать внутреннее противоборство, ставить превыше всего выполнение профессионального долга.

Межличностный конфликт основан на столкновении интересов индивидов в процессе их социального и психологического взаимодействия. Последствия такого конфликта между представителями правоохранительной сферы могут быть катастрофически опасными, поскольку в этом случае невозможно скоординировать совместные действия, качественно выполнить командную работу, а неприязнь к коллеге провоцирует неправомерность поведения и нарушение этических норм, что недопустимо для юриста.

Конфликт между личностью и группой проявляется в случае, когда личность (субъект правоохранительной деятельности) идет против установленных в группе ценностей, правил. Подобное противоборство возникает, например, когда следователь, начиная работать на периферии, намеревается руководствоваться правилами, полученным за годы обучения, но сталкивается с негласными «законами», действующими в интересах «местных князьков», и пытается противостоять им, вступая в конфликт с коллегами.

Вовлеченность сотрудника правоохранительных органов в конфликт (основное участие) - явление, нежелательное для государства, поскольку препятствует надлежащему выполнению правозащитниками профессиональных обязанностей, подрывает доверие граждан к органам правопорядка, дезорганизует работу правоохранительных структур в целом. Во избежание подобных явлений в нормативные акты включены положения, направленные на предотвращение и пресечение конфликтного поведения представителей правоохранительной сферы. Так, например, согласно статье 41.9 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» работник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Более конкретные предписания, направленные на предотвращение конфликтов в правоохранительной деятельности, содержатся в кодексах профессиональной этики. Так, в пункте 2 статьи 11 Кодекса профессиональной этики адвоката закреплено, что если адвокат оказывает юридическую помощь лицам с различными интересами, то для предотвращения конфликта необходимо получить согласие сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения адвокатом своих функций. Пункт 3 статьи 5 Кодекса судейской этики запрещает судье занятие какой-либо деятельностью, которая приведет к конфликту интересов, когда его личная заинтересованность влияет на качество исполняемых функций. Статьи 8, 9, 17 Кодекса также предостерегают судью от конфликта интересов, а пункт 4 статьи 10 обязывает судью не допускать конфликтных ситуаций, наносящих ущерб авторитету судебной власти. Пункт 1.4 Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации обязывает сотрудника прокуратуры избегать конфликтных ситуаций, наносящих ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры РФ. Аналогичную норму содержит и Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (см. п. 9, п. 26).

На предотвращение конфликтов направлены и другие нормы законодательства и кодексов профессиональной этики. В частности, часть 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливает обязанность адвоката отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами. В части 1 пункта 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката говорится о том, что адвокат не должен принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем он в состоянии выполнить. Данные нормы направлены на предотвращение конфликта в деятельности адвоката, так как добросовестное, качественное, своевременное

выполнение им своей функции предопределяет удовлетворение его работой клиента, что является залогом предупреждения и недопущения разногласий между адвокатом и доверителем .

Пункт 2.1.7 Кодекса этики прокурорских работников Российской Федерации предписывает использовать должностные полномочия взвешенно и гуманно, а пункт 2.1.8 данного акта запрещает проявление бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан. Указанные нормы призваны предотвратить психологическую напряженность в отношениях работников прокуратуры с гражданами, а также с иными представителями правоохранительной сферы, предупредить тем самым вовлеченность сотрудников в конфликт.

Этические кодексы устанавливают профессионально-нравственный стандарт представителей соответствующих сфер деятельности. Содержание этих документов, с одной стороны, нормативно закрепляет варианты должного поведения специалистов в сфере правоохраны, с другой - ориентирует сотрудников на собственное регулирование своего поведения, выступая нормативным этико-правовым основанием надлежащего профессионального поведения в целом и предотвращения конфликтов в правоохранительной деятельности в частности.

Регулируя служебное и отчасти внеслужебное поведение сотрудников правоохранительных органов, нормы законов и кодексов профессиональной этики нацеливают на недопущение конфликтных действий в интересах сохранения личной репутации сотрудника, поддержания авторитета соответствующего правозащитного института и всей системы государственного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жадан В. Н. О методах разрешения некоторых видов конфликтов // Science Time. -2016. - № 1 (25). - С. 154-160.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 28.11.2015 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - № 8. - Ст. 366.

3. Кодекс профессиональной этики адвоката: принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 янв. 2003 г. (с изм. и доп., утвержденными седьмым Всероссийским съездом адвокатов 22 апр. 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Кодекс судейской этики: утв. VIII Всероссийским съездом судей от 19 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? гед=ёос; base=LAW;n=195310.

5. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации: утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 (в ред. от 22.04.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=115128.

6. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации: утв. Председателем Следственного комитета Рос. Федерации 11 апр. 2011 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n =168636.

7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 (в ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

8. Микрюков В. А. Бремя добросовестности адвоката // Адвокатская практика. - 2015. - № 2. - С. 48-52.

Новое на сайте

>

Самое популярное