В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются разного рода средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.
Кратко обозначим содержание заявленных средств познания объективной действительности.
Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и.т.д. оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.
Приведем несколько примеров материальных средств познания действительности и вспомним их авторов. Так, Галилей прославился в науке не только своими пионерскими исследованиями, но и введением в науку подзорной трубы. И сегодня астрономия немыслима без самых разнообразных телескопов, которые позволяют наблюдать процессы в космосе. осуществляющиеся за многие миллиарды километров от Земли. Создание в ХХ в. радиотелескопов превратило астрономию во всеволновую и ознаменовало собой настоящую революцию в постижении космоса.
Вспомним, какую огромную роль сыграл в биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале века вызывало сомнение. Мы прекрасно понимаем, что физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобным синхрофазотронам. Наукой сегодня активно используются для проведения экспериментов и наблюдений космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники.
Таким образом, научные исследования невозможны без наличия приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку.
В общественных науках, например, в педагогике, социальной педагогике, к сожалению, специальные научные приборы используются редко. Однако, во-первых, например, секундомер или обычные часы – а это измеряющие приборы – являются непременным атрибутом практически любого социально-педагогического эксперимента. Во-вторых, массовое внедрение в образование компьютерной техники не только коренным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за этим, делает компьютерную технику средством педагогического познания. В-третьих, организация любого достаточно сложного эксперимента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительство здания особой архитектуры, оснащение школы специальным оборудованием и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.
Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, получить точность и строгость суждений. Причем математические средства позволяют рассматривать не только абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.
Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства познания позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математические модели). В описательных науках, в том числе в теории социальной работы и социальной педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.
Математические средства познания можно отнести к специальным средствам обработки результатов научного исследования. Революцию в обработке научной информации и ее передаче производит применение компьютера.
Логические средства. В любом научном исследовании исследователю приходится решать логические задачи: 1) каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений? 2) каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик? 3) как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? 4) каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснение, предсказание и т.д.?
Использование логических средств познания в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства. Это важнейшие средства научного познания, язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерна определенность используемых понятий, категорий и терминов. Стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.
Важным языковым средством познания являются правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании исследователю приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
В исследованиях в области социальной работы существенную роль, как правило, играет соотнесение исследователем языка теории социальной работы со специфическими языками смежных наук – социологии, психологии, педагогики, последнее время – информатики. Кроме того, для исследований социальной работы за рубежом важное значение имеет сопоставление понятийного аппарата в русском и иностранных языках, поскольку даже центральные, ключевые понятия переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.
В современной науке все большее значение приобретает использование «математического языка». Еще Г. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики. В полном соответствии с этим утверждением вся физика развивалась как выявление математических структур в физической реальности. Что касается других наук. То в них во все возрастающей степени идет процесс математизации. И сегодня это касается уже не только применения математики для обработки эмпирических данных. Арсенал математического языка активно входит в саму ткань теоретических построений буквально во всех науках. В биологии эволюционная генетика в этом отношении уже мало чем отличается от физической теории. Никого уже не удивляет словосочетание «математическая лингвистика». Даже в истории делаются попытки построения математических моделей отдельных исторических явлений.
Рядоположенно со средствами научного познания действительности выступают методы научного познания.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИБОРЫ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОЗНАНИЯ В НАУКЕ ОКАЗЫВАЕТ ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА НАУК, НА СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ, СПОСОБЫ РАССУЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности.
ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Логические задачи: – каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений; – каким логическим требованиям должно удовлетворят описание эмпирически наблюдаемых характеристик; – как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и тесно с ней связанной психологии); – каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Правила использования языков как естественных, так и искусственных являются исходным пунктом познавательных действий.
ВЫВОД: Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования различных средств познания в научном исследовании.
Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) и теоретического или рационального (гипотезы и законы) метода.
Эмпирический уровень - исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация - основные приемы и средства - сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, которые влияют на протекание изучаемых процессов. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель, не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения. Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию. Наблюдения можно разделить на непосредственные (прямые) и косвенные, где вторые используются тогда, когда предметом исследований является эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в том, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. Прямой же вид используется при исследовании непосредственно самого объекта, или какого-либо процесса, связанного с ним.
Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов. Этот метод является одним из самых лучших, так как с помощью него в последние два столетия достигнуты огромные успехи во многих областях различных наук. Также, «в результате совершенствования методики экспериментального исследования, использования в нем сложнейших приборов и оборудования, достигнут чрезвычайно широкий диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой техники выработана классификация различных видов эксперимента».
По целям их можно поделить на две группы:
I. - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;
II. - эксперименты, с помощью которых можно собирать информацию для уточнения тех или иных предположений.
По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они могут быть:
* физические;
* химические;
* биологические;
* космические;
* психологические;
* социальные.
Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.
Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т. п.
По характеру методов и результатам исследования их подразделяют так:
1. «Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.
2. Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измерения исследуемых параметров процесса или объекта».
Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию. Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.
Теоретический опыт - опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.
Оба уровня познания, то есть, эмпирическое и теоретическое, взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому.
Рассматривая теоретическое познание, определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт - факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.
Проблема - форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании - вопрос, требующий ответа. Правильно разрешить проблему - значит поставить вопросы и определить средства их решения.
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной.
Теория - высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна).
Теория должна удовлетворять двум требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные элементы:
1. Исходные основания - понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;
2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств предметов (“идеальный газ”);
3. Логика теории;
4. Совокупность законов данной теории;
Ключевой элемент теории - закон.
К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.
В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.
Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент, с помощью которого добывается знание. Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регуляторов.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразие методов.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют:
1. Формализацию - отображение содержательного знания в формализованном языке, где формализованный язык - это система специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости.
2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основами которого являются аксиомы. Из аксиомы все положения теории выводятся логическим путем.
3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.
В научном исследовании широко используются и общелогические методы:
1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез - их объединение в единое целое;
2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств;
3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не существующих в действительности;
4. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему;
5. Дедукция - обратный индукции процесс, то есть движение мысли от общего к частному;
5. Аналогия - установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами;
6. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.
«В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании».
эмпирический познание истина
Методы научного познания
Прежде всего следует отметить, что в науке используются по сути дела обычные приемы рассуждений, которые характерны для любого рода человеческой деятельности и широко применяются людьми в их обыденной жизни.
Речь идет об индукции и дедукции, анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении, идеализации, аналогии, описании, объяснении, предсказании, обосновании, гипотезе, подтверждении и опровержении и пр.
В науке выделяются эмпирический и теоретический уровни познания, каждый из которых обладает своими специфическими методами исследования.
Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира.
Важнейшими методами получения эмпирического знания являются наблюдение и эксперимент.
Одно из главных требований, предъявляемых к наблюдению, - не вносить самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность.
В рамках эксперимента, наоборот, изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия, с целью выявить его существенные характеристики и возможности их изменения под влиянием внешних факторов.
Важным методом эмпирического исследования является измерение, которое позволяет выявить количественные характеристики изучаемой реальности.
В науках о человеке, культуре, обществе большое значение приобретает поиск, тщательное описание и изучение исторических документов и других свидетельств культуры как прошлого, так и настоящего. В процессе эмпирического познания общественных явлений широко применяется сбор информации о реальности (в частности, статистических данных), ее систематизация и изучение, а также разные виды социологических опросов.
Вся информация, которая получается в результате применения такого рода процедур, подвергается статистической обработке. Она многократно воспроизводится. Источники научной информации и способы ее анализа и обобщения тщательно описываются с тем, чтобы любой ученый имел максимальные возможности для проверки полученных результатов.
Однако, хотя и говорят, что «факты - воздух ученого», постижение реальности невозможно без построения теорий. Даже эмпирическое исследование действительности не может начаться без определенной теоретической установки.
Вот как писал по этому поводу И. П. Павлов: «...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты, для того чтобы было с чем двигаться вперед, для того чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Такое предположение является необходимостью в научном деле».
Без теории невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему.
Сведение задач науки только к сбору фактического материала, по мнению А. Пуанкаре, означало бы «полное непонимание истинного характера науки». «Ученый должен организовать факты, - писал он, - наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же, как куча камней не составляет дома».
Сущностью теоретического познания является не только описание и объяснение многообразия фактов и закономерностей, выявленных в процессе эмпирических исследований в определенной предметной области, исходя из небольшого числа законов и принципов, она выражается также и в стремлении ученых раскрыть гармонию мироздания.
Теории могут быть изложены самыми различными способами. Нередко мы встречаем склонность ученых к аксиоматическому построению теорий, которое имитирует образец организации знания, созданный в геометрии Евклидом. Однако чаще всего теории излагаются генетически, постепенно вводя в предмет и раскрывая его последовательно от простейших до все более и более сложных аспектов.
Вне зависимости от принятой формы изложения теории ее содержание, конечно, определяется теми основными принципами, которые положены в ее основу.
Теории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов.
Как писал А. Эйнштейн, «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Они возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирического познания реальности, в результате разрешения внутренних, чисто теоретических проблем, взаимодействия науки и культуры в целом.
Теоретики широко применяют в своих исследованиях процедуры моделирования реальных процессов, выводя затем на основе анализа построенных моделей проверяемые эмпирически следствия. Они используют так называемые мысленные эксперименты, в которых теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения созданных его разумом идеализированных объектов. Развитием этого способа теоретического мышления, который впервые стал широко применяться Галилеем, является так называемый математический эксперимент, когда возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на современных компьютерных системах.
Большое значение для научного познания и особенно теоретических исследований имеет философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение образа реальности, изучаемой ученым, в контексте целостной картины мира.
Обращение к философии становится особенно актуальным в переломные этапы развития науки.
В истории развития научного познания в целом, а также в отдельных его дисциплинах складывается особый стиль мышления, который определяется наиболее значимыми в этой области теоретическими концепциями и наиболее эффективными конкретными методами эмпирического познания.
Вот что писал по этому поводу М.Борн.
«...я думаю, что существуют какие-то общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке. Паули в недавнем письме ко мне употребил выражение «стили»: стили мышления - стили не только в искусстве, но и в науке. Принимая этот термин, я утверждаю, что стили бывают и у физической теории, и именно это обстоятельство придает своего рода устойчивость ее принципам».
Умение вырваться из плена сложившихся стандартов присуще далеко не каждому ученому. Однако без этого невозможно развитие науки. Философское осмысление опыта научного познания позволяет ученым прокладывать новые пути в постижении действительности. Великие достижения науки всегда были связаны с выдвижением смелых философских обобщений и оказывали воздействие не только на отдельные области науки, но и на развитие ее в целом.
Философия содействует не только поиску эффективного описания и объяснения изучаемой реальности, но и ее пониманию. Она способствует выработке у ученого интуиции, позволяющей ему свободно двигаться в интеллектуальном пространстве, актуализируя не только явное, зафиксированное знание, но и так называемое неявное, невербализованное восприятие реальности. Философия выводит работу ученого за грани стандартности и ремесла и превращает ее в подлинно творческую деятельность.
Средства научного познания
Важнейшим средством научного познания, несомненно, является язык науки.
Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерна определенность используемых понятий и терминов, стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.
В современной науке все большее значение приобретает использование математики.
Еще Г. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики.
В полном соответствии с этим утверждением вся физика развивалась со времен Г.Галилея как выявление математических структур в физической реальности. Что касается других наук, то и в них во все возрастающей степени идет процесс математизации. И сегодня это касается уже не только применения математики для обработки эмпирических данных.
Арсенал математики активно входит в саму ткань теоретических построений буквально во всех науках.
В биологии эволюционная генетика в этом отношении уже мало чем отличается от физической теории.
Никого уже не удивляет словосочетание «математическая лингвистика».
Даже в истории делаются попытки построения математических моделей отдельных исторических явлений.
Современное научное исследование немыслимо без создания специальных наблюдательных средств и экспериментальных установок. Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств.
Первые закономерности в природе были установлены, как известно, в поведении небесных тел и они были основаны на наблюдениях за их движением, осуществляемых невооруженным глазом. Г.Галилей в своих классических опытах с движением шара по наклонной плоскости измерял время по количеству воды, вытекшей через тонкую трубку из большого резервуара. Тогда еще не было часов.
Однако давно прошло время, когда научные исследования могли осуществляться при помощи подручных средств.
Галилей прославился в науке не только своими пионерскими исследованиями, но и введением в науку подзорной трубы. И сегодня астрономия немыслима без самых разнообразных телескопов, которые позволяют наблюдать процессы в космосе, осуществляющиеся за многие миллиарды километров от Земли. Создание в XX в. радиотелескопов превратило астрономию во всеволновую и ознаменовало собой настоящую революцию в постижении космоса.
Вспомним, какую огромную роль сыграл в развитии биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале нашего века вызывало сомнение.
Мы прекрасно понимаем, что физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобных синхрофазотронам.
Наукой сегодня активно используются для проведения экспериментов и наблюдений космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники.
Научные исследования невозможны без наличия приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку. Они, конечно, предполагают разработку специальных средств обработки результатов наблюдения и эксперимента.
При этом особое значение приобретают точные приборы, измеряющие время, расстояние, энергию.
В практику современной науки все шире входит планирование эксперимента и автоматизированное его осуществление.
Революцию в обработке научной информации и ее передаче производит применение компьютера.
Специфика методов и средств в разных науках
Конечно, методы и средства, используемые в разных науках, не одинаковы.
Всем понятно, что нельзя экспериментировать с прошлым. Весьма рискованны и очень ограниченны эксперименты с человеком и обществом. У каждой науки имеется свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительна вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить математические или физические научные тексты с текстами, относящимися к гуманитарным или общественным наукам.
Эти различия определяются не только спецификой самих предметных областей, но и уровнем развития науки в целом.
Надо иметь в виду, что науки развиваются не изолированно друг от друга. В науке в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Поэтому развитие конкретной области науки осуществляется не только за счет выработанных в ней приемов, методов и средств познания, но и за счет постоянного заимствования научного арсенала из других наук.
Познавательные возможности во всех науках постоянно возрастают. Хотя разные науки обладают несомненной спецификой, не нужно ее абсолютизировать.
В этом отношении чрезвычайно показательно использование в науке математики.
Как показывает история, математические методы и средства могут разрабатываться не только под влиянием потребностей науки или практики, но и независимо от области и способов их приложения. Аппарат математики может быть использован для описания областей реальности, прежде совершенно неизвестных человеку и подчиняющихся законам, с которыми он никогда не имел никакого соприкосновения. Эта, по выражению Ю.Вигнера, «невероятная эффективность математики» делает перспективы ее применения в самых разных науках, по существу, неограниченными.
Вот что пишут Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн по этому поводу:
«Часто аргументация против применения математики состоит из ссылок на субъективные элементы, психологические факторы и т. п., а также на то, что для многих важных факторов до сих пор нет способов количественного измерения. Эту аргументацию следует отбросить как совершенно ошибочную... Представим себе, что мы живем в период, предшествующий математической или почти математической фазе развития физики, т.е. в XVI веке, или в аналогичную эпоху для химии и биологии, т.е. в XVIII веке... Для тех, кто относится скептически к применению математики в экономике, заметим, что положение дел в физических или биологических науках на этих ранних этапах едва ли было лучше, чем в настоящее время в экономике».
Вместе с тем, хотя и очевидно, что науки будут дальше развиваться и продемонстрируют нам совершенно новые возможности познания действительности, вряд ли следует ожидать универсализации методов и средств, используемых в науках. Особенности самих объектов познания и соответственно различные познавательные задачи будут, видимо, и в будущем стимулировать появление специфических методов и средств, характерных не только для различных наук, но и для отдельных областей исследования.
«Итак,- писал известный французский историк М.Блок,- мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, претендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность - это вопрос степени. Мы уже не чувствуем своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы существовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться».
Какие знания даёт наука?
Наука дает знание обо всем: о событиях, процессах, объектах, о мире объективном и субъективном. Она изучает природу, общество, человека, культуру, «вторую природу», созданную самим человеком. Она изучает даже саму себя.
При этом она исходит из того, что все сущее в мире может быть понято из него самого, на основе действующих в нем законов. Это является одной из важнейших характеристик науки, отличающих ее от теологии, которая также стремится дать людям систематические и обоснованные знания.
Наиболее близкой к науке оказывается философия. Однако в целом она, несомненно, не является наукой. Особенно ясно это стало в наше время, когда, вопреки классической философской традиции, в рамках которой философия трактовалась как особого рода наука, современные мыслители стали осуществлять философские построения, четко отграниченные от науки.
Так, в рамках экзистенциализма - широко распространенного направления в философии XX в. - утверждается, что философия не призвана давать какие-либо знания о действительности. Она предназначена для того, чтобы проявить всю глубину сущности и существования человеческой личности.
В этом смысле у каждого из нас есть своя философия. Ее глубина зависит не от объема и уровня знаний, которыми обладает человек, а от степени его вовлеченности в духовный мир, в котором он живет.
Философия, подобно поэзии, глубоко индивидуальна и не должна претендовать на общезначимость. Как писал К.Яс-перс, то, «что на необходимой основе признается каждым, становится тем самым научным знанием и не является больше философией, а относится к определенной области познаваемого».
С другой стороны, в рамках неопозитивизма - философского течения, также весьма влиятельного в XX в., - утверждается, что философия хотя и пользуется научными методами, но она никогда не являлась и не должна являться наукой. Философия не дает никаких знаний. Ее цель - лишь прояснение смысла уже полученных высказываний. По словам М.Шлика, философия как особая наука не имеет право на существование. «Совокупность наук, включая высказывания повседневной жизни, есть система знаний; вне ее нет области еще «философских» истин, философия не система предложений, она не наука».
Вместе с тем, в рамках философии всегда проводились и проводятся исследования, которые вправе претендовать на статус научных.
К таковым по мнению М. Борна можно отнести «исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру». Многие ученые считают, что эта проблематика чрезвычайно важна для развития науки.
Социальный институт
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, - писал Ф. де Ларошфуко, - сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее».
В отношении к науке этот тезис вдвойне справедлив. Наука по самой сути своей - социальное явление. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существует свой, специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.
Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, изменением ее статуса в жизни общества, и с развитием самого общества в целом.
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.
Известный американский ученый-химик Г.Льюис и его коллега Л.Рандалл писали: «Есть старинные храмы, торжественные и внушающие, помимо своей священной цели, благоговение. Даже любопытствующий турист говорит о серьезных вещах тихим голосом, и его шепот раздается под сводами нефа и эхом возвращается к нему наполненным тайной. Труд многих поколений архитекторов и художников уже забыт, леса, построенные для работы, давно убраны, все ошибки исправлены или скрыты под слоем пыли веков, и видя только совершенно законченное целое, мы преклоняемся перед сверхчеловеческими силами. Иногда же мы входим в такое строение, когда оно недостроено. Мы слышим стук молотков, запах табака, и грубые шутки рабочих напоминают нам, что эти великие сооружения есть лишь результат обычных человеческих усилий, целенаправленных и целеустремленных.
В науке есть свои храмы, построенные усилиями немногих архитекторов и многих работников».
Наука сегодня - это специальная профессиональная деятельность, дело, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Любопытно определение профессионала-ученого, которое было дано В.Гейзенбергом.
«Многие, - писал он, - возможно, ответят, что профессионал - человек, который очень много знает о своем предмете. Однако с этим определением я не мог бы согласиться, потому что никогда нельзя знать о каком-либо предмете действительно много. Я предпочел бы такую формулировку: профессионал - это человек, которому известны грубейшие ошибки, обычно совершаемые в его профессии, и который поэтому умеет их избегать».
Это определение Гейзенберга, хотя оно и является с точки зрения обыденного восприятия ученого несколько парадоксальным, точно схватывает суть дела.
На памятнике, который в 1755 г. был воздвигнут И.Ньютону в Кембридже, имеется следующая надпись: «Разумом он превосходил род человеческий».
Вместе с тем сам И.Ньютон незадолго перед смертью говорил: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».
А вот как оценивал свои достижения Ч.Дарвин: «Я никогда не был столь безрассуден, чтобы воображать, что мне удалось что-то большее, чем наметить некоторые черты из обширных основ происхождения видов».
Научная деятельность сегодня - это совместная работа творческих коллективов.
Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.
Одним из первых физиков, который не проводил никаких экспериментов, был М. Планк. Сегодня существуют специальные институты теоретической физики, которые не занимаются экспериментальной деятельностью.
Существует специальная научная деятельность, направленная на создание приборов, установок и других средств научных исследований.
Сегодня наука немыслима без менеджерских функций, без добывания средств для ее развития и умения их эффективно использовать.
Кроме того, в научных коллективах идет своя дифференциация научной деятельности. Одни ученые оказываются более склонными к выдвижению идей, другие - к их обоснованию, третьи - к их разработке, четвертые - к их приложению, и эти их качества во многом определяют их место в исследовательской работе.
В. Оствальд одним из первых обратил внимание на различие в стилях деятельности ученых. Он выделил два основных их типа: классики и романтики.
Для первых характерны стремление к индивидуальной работе, уединению, тщательной и всесторонней проработке идей.
Вторые склонны к коллективной деятельности, популяризации своих идей, в работе спонтанны.
Известен такой анекдот, в котором удачно переданы некоторые черты ученого классика.
Однажды молодой ученый спросил у своего руководителя: «Профессор, я вижу как вы уже столько лет членик за члеником изучаете этого червя. Что вы собираетесь делать, когда закончите эту работу?» «О, мой милый друг, - ответил профессор. - Червь длинен, а жизнь... коротка».
Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В ней ученый ведет «борьбу» не только с познаваемой реальностью, но и вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой труда, но и различного рода степенями, званиями, наградами.
Самой высокой, престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике с 1969 г. является Нобелевская премия. До 1990 г. было присуждено 427 премий. Вот как эти премии распределились по странам:
Женщины получили 9 премий. При этом М.Склодовская-Кюри была награждена дважды. А в самом раннем возрасте - в 25 лет лауреатом этой премий стал английский физик У. Л. Брэгг (1915 г.).
Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а с другой стороны, в силу самой специфики науки, это и борьба за приоритет в полученном результате.
Наши современники явились свидетелями острейших противостояний представителей различных направлений в науке: детерминистского и вероятностного истолкования квантовой ме-
ханики, фиксизма и мобилизма в геологии, исторической школы и синхронического изучения языка в лингвистике.
Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика.
О том, как сложно иной раз складывается судьба ученого красноречиво свидетельствуют многие примеры из жизни выдающихся ученых.
Всем известна судьба идей Н.Коперника, которые он осмелился опубликовать лишь непосредственно перед смертью. Работы Г.Менделя, ставшие основой генетики, не были признаны при его жизни.
Классика структурной лингвистики Ф.Соссюра научная общественность заметила лишь после его смерти.
Ф.Гаусс, владея основами неевклидовой геометрии и прекрасно понимая, какое большое значение имеет открытие новой геометрической системы, тем не менее так и не стал ничего публиковать по этой теме. В своем письме к К.Бесселю в 1829 г. Ф.Гаусс писал: «Между тем я еще долго не приду к тому, чтобы обработать для опубликования мои весьма обширные исследования по этому вопросу и, может быть, этого никогда не произойдет в моей жизни, так как я опасаюсь крика биотийцев, если я выскажу мои возражения целиком».
Широко известно высказывание по этому поводу М.Планка: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу».
Одним из проявлений особенностей жизни науки является секретность.
В XX в. масштабы секретности научных исследований стали поистине огромными. Это вызвано прежде всего тем, что около 40% всех научных исследований ведутся сегодня по заказам военных ведомств. Они во многом также обусловлены тесной связью научных разработок с промышленностью, а тем самым и с коммерческой тайной.
Однако секретность в науке была всегда.
Существует такое предание. Когда в рамках пифагорейского союза была открыта несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, это привело в замешательство его членов. Ведь с точки зрения главы этого союза - Пифагора все существующее в мире представляет гармонию чисел. А это значит, что не могло в принципе существовать отношения, не выразимого в натуральных числах или дробях. Открытие было запрещено разглашать под страхом смертной казни. Однако эта тайна была все же разглашена, ну а виновника этого разглашения постигла смерть. Так что заниматься наукой было небезопасно даже в далеком прошлом.
Паранаука
Сегодня многие, подчеркивая большое значение науки, вместе с тем говорят о ее консерватизме и ограниченности, поскольку она не признает так называемые нетрадиционные, паранаучные концепции. Это - прежде всего астрология, парапсихология, уфология.
Как отнестись к этим исследованиям?
Может быть, как раз они и открывают колоссальные перспективы для постижения реальности?
Когда мы обсуждаем этот вопрос, очень важно иметь в виду следующее.
Эти проблемы появились не в наше время. Они коренятся в глубокой истории. Тем не менее, до сих пор этого типа исследования не считаются научными. Наука не принимает их в свое лоно не потому, что она не хочет этого делать, а потому, что не может.
Ученые были бы счастливы встрече с инопланетянами. Она не могла бы по своей значимости для науки сравниться ни с какими их открытиями. А можно ли представить себе теоретическое и практическое значение возможности предсказывать будущее или без всяких приспособлений передавать мысли на расстоянии? За такого рода открытия даже присуждение Нобелевской премии показалось бы слишком слабой оценкой.
Но, увы, к величайшему сожалению никаких достоверных, научно установленных фактов здесь нет.
Наука не может наделить статусом научности те исследования, которые не являются достаточно обоснованными, поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство».
Несоблюдение норм научной деятельности нередко создает иллюзию получения знания.
Существует, например, много зафиксированных данных, подобных следующим:
«Если к 1794 году, числу того года, когда пал Робеспьер, мы прибавим сумму его цифр, то получится 1815 - год падения Наполеона I; повторение того же действия дает 1830 - год падения Карла X».
Или другой пример.
«Французская палата депутатов в 1830 г. состояла из 402 членов, из которых 221 составляли партию, называвшуюся «La queue Robespierre», между тем как остальные, числом 181, назывались «Les Honnets gens». Если мы каждую букву возьмем как число, соответствующее ее месту в азбуке, то окажется, что сумма букв каждого названия даст число членов каждой партии».
О чем свидетельствуют такого рода примеры? Только о случайном совпадении и больше ни о чем. Или вы думаете, что они проявление скрытых закономерностей социальных явлений?
А вот что писал по такого рода проблемам Ф.Бэкон:
«И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: «А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий - в астрологии, в сновидениях, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще».
По отношению к этим областям человеческой деятельности сегодня мы должны просто констатировать факт - они не приняты научным сообществом и с точки зрения науки не пополняют наше знание о действительности.
Статус научности чрезвычайно высок. Он представляет собой огромную ценность не только для ученых, но и всего человечества. Понимание этого сегодня важно для каждого человека.
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной производительной силой, а научно-техническая революция приобретает все более широкий размах, изучение и разработка этих средств является актуальной задачей гносеологии и философии науки. К средствам научного познания относятся язык науки , специальная научная аппаратура (приборы) и методы , посредством которых наука выявляет и изучает свои объекты.
Для целей науки, для описания изучаемых ею объектов обыденный, естественный язык оказывается недостаточным . Как известно, обыденный язык, обладая такими достоинствами, как универсальность, выразительность, высокая комбинаторность и т. д., не свободен вместе с тем от ряда черт, препятствующих каноническому его использованию. К ним относятся многозначность слов и выражений, громоздкость и необозримость некоторых оборотов, нечеткость синтаксических и семантических правил, многообразность и неопределенность прагматики. Язык науки же строится с таким расчетом, чтобы преодолеть или свести к минимуму некоторые указанные выше черты естественного языка.
Язык науки можно подразделить на специализированные языки и особые формализованные языки. Специализированные языки науки достигают точности (т. е. однозначности и количественной определенности) с помощью научных определений и применения математики. Так, словарь какой-либо науки (специализированный язык), включающий ее основные термины, можно подразделить на две неравные части. Первую составляет небольшое число так называемых базисных «слов», при помощи которых определяются все остальные, производные термины. Последние практически вполне однозначны. Например, в словаре классической кинематики в качестве исходных неопределяемых терминов взяты «путь», обозначаемый символом s, и «время» - t. Их достаточно для построения остальных терминов («скорость», «ускорение» и др.). При этом в связи с требованием компактности, удобообозримости и изящества языка науки вновь вводимые производные термины всегда, когда это возможно, определяются не через исходные, а через ближайшие производные термины (например, «ускорение» определяется через «скорость», а не через «путь» и «время»). Термины «равняется» «сложить», «делить» и т. д., которые широко используются в кинематике, физике вообще и других науках, определены в словаре математики и выполняют как бы служебную роль в определениях и высказываниях специальных наук.
Язык математики отличается от естественного тем, что переход от одних выражений к другим совершается по некоторым заранее установленным и строго определенным правилам. Более того, математика (особенно ее переменные) позволяет отвлекаться (абстрагироваться) от предметного содержания своих языковых выражений и сосредоточивать внимание на операциях, связях и отношениях выражений, применяемых в математике. Математика имеет формальные правила преобразования одних математических выражений в другие, но связи и отношения математических выражений в конечном счете отражают связи и отношения предметов и явлений объективной реальности. В языковом же плане преобразование математических выражений базируется на общесемиотическом явлении - синонимии, а в транзитивности (переходности) математических выражений проявляется непрерывность мышления и континуальность значения (смысла).
В своей абстрактности и формальности правил построения и преобразования выражений формализованные языки идут дальше математики. Эти специально создаваемые искусственные языки отличаются от естественных не только особым характером своих знаков, но и совершенно особым синтаксисом. При построении формализованного языка сначала точно устанавливается его словарь, или алфавит, содержащий знаки определенного вида. Затем указываются правила построения из знаков алфавита предложений, считающихся в данном языке осмысленными, или правильными. И, наконец, формулируются и перечисляются правила преобразования, позволяющие из одних правильных предложений выводить другие. В таком полностью формализованном языке нет места для языковой интуиции, нет неясных, подразумеваемых правил.
Достоинством формальных знаковых систем является возможность осуществления в их рамках исследования познаваемых объектов чисто формальным путем (оперированием знаками) без непосредственного обращения к реальным объектам. Однако при этом следует учитывать, что формализованные знаковые системы репрезентируют (представляют) определенные положения теории. Следовательно, в конечном счете такие системы (формализмы) не теряют полностью связь с реальностью, с эмпирией. Формализмы должны иметь эмпирическую интерпретацию, при этом не обязательно единственную. Последнее обстоятельство свидетельствует об эвристических возможностях формализованных систем. А построение и использование таких систем в познании называются методом формализации . Именно с помощью метода формализации, с помощью математических уравнений Максвелла, была теоретически открыта такая разновидность материи, как поле (об этом мы уже упоминали).
Современная наука, особенно естествознание, немыслима без таких материальных средств познания, как приборы , с помощью которых добываются решающие факты и доказывается истинность научных теорий. Приборы усиливают познавательную мощь органов чувств, позволяют человеку выйти далеко за пределы его естественных возможностей. С помощью приборов человек стал проникать в такие области мира, которые без них недоступны. Это прежде всего микро- и мегамир. Так, с помощью автоматических межпланетных станций «Марс», «Маринер» и «Феникс» ученые за последние несколько десятков лет узнали о Марсе больше, чем за всю предшествующую историю цивилизации.
С усложнением познавательного процесса усложняются и научные приборы. Это естественно и закономерно. Однако важно то, что в связи с этим существенно изменяется роль прибора в познании, а это в свою очередь создает определенные гносеологические
трудности. Ранее приборы не оказывали существенного влияния ни на субъект, ни на объект. Они были в известной мере внешними к познавательному процессу. Это можно изобразить такой схемой (рис. 6), где
S - субъект, О - объект, Р - прибор:
В настоящее время приборы стали подлинными посредниками между субъектом и объектом. Они включаются в структуру познавательного процесса, оказывая влияние на субъект и объект познания. Соответственно схема (рис. 7) будет выглядеть так:
В связи с существенной ролью прибора в познании возникает проблема объективности знания , полученного с помощью прибора. В тех случаях, когда воздействием прибора на объект нельзя пренебречь, разрабатывают теорию взаимодействия прибора и объекта. И вычисляя соответствующие поправки, мысленно восстанавливают объект в том виде, в каком он был до включения прибора. К сожалению, в настоящее время это осуществимо лишь по отношению к макроскопическим объектам. Для микроскопических объектов (элементарных частиц, отдельных атомов и т. п.) из-за статистического характера соотношения между теорией и данными опыта учесть отдельные воздействия прибора на объект пока не представляется возможным. Абсолютизируя указанную трудность, некоторые естествоиспытатели (в том числе такие известные, как В. Гейзенберг и Н. Бор) стали склоняться в истолковании роли прибора в познании к особой разновидности «физического» идеализма: к «селективному» (в терминологии Эддингтона), или «приборному» идеализму. Некоторые противники материализма даже заявили о «принципиальной неконтролируемости» воздействия прибора на микрообъекты и о том, что природа (внешний мир) фабрикуется с помощью прибора. Иначе говоря, микромир создается по воле наблюдателя либо как собрание частиц, либо как множество волн. Преодолеть данную форму идеализма и получить правильное философское решение проблемы соотношения прибора и объекта можно лишь, опираясь, во-первых , на признание объективности и неисчерпаемости объекта исследования, и, во-вторых , на глубокий и всесторонний учет функций прибора в эксперименте.
Приборы действительно могут создавать среду для порождения свойств объекта, проявляющихся только при взаимодействии его с прибором. Это так называемые свойства диспозиционного характера. Академик В.А. Фок отмечает, что электрон содержит в себе свойства быть частицей или волной не в действительности (актуально), а лишь в возможности. В зависимости от того, какой тип прибора выбран для наблюдения, реализуется либо одна, либо другая возможность. Но эти возможности объективны. Они определяются природой , структурной организацией объекта. Нет в природе, строго говоря, кислого, сладкого и т. п., но есть вещества с определенной структурной организацией, которые при взаимодействии с определенными органами чувств человека порождают эти свойства. Несомненно также, что по мере углубления наших представлений о микрообъектах и расширения технических возможностей будут построены более «чувствительные» приборы, способные фиксировать возможные свойства объектов. И, безусловно, будут созданы более глубокие и всесторонние теории, учитывающие конкретные акты взаимодействия прибора и объекта.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Философия
Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. челябинский государственный педагогический университет..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Самсонов, В.Ф
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с.
ISBN 978-5-85716-821-9
В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И последняя понималась очень широко. Под ней подразумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания - это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия - это каторга понимания.
Поясните правильность этого образа.
2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология - раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица
Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…».
Дайте философское толкование этого суждения.
2. «В нашей неповторимой жизни каждый день - исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne - искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм - это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов).
В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения?
2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это - внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать - значит владеть информацией. Понимать - проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев).
Аргументируйте истинность данного тезиса.
2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление - без языка?.. //
Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносеологическом плане
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»?
2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis - знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание - творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, - по мнению Альберта Эйнштейна, - важнее, чем знания».
Раскройте рациональные основания для такого мнения.
2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины - одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной».
Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она формулирует наиболее общие законы, принципы, категории, в которых концентрируется опыт взаимодействия человеческо
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров).
Докажите истинность этого суждения.
2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии является понятие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «социальное», а также соотносимые с ними термины неодно
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме - это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн).
Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте.
2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания - экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа - «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде».
Что этим хотел сказать автор?
2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика - это физиология государства» (В. Кротов).
Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию.
2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно выделить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественн
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры - гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан).
Верно ли это суждение в принципе?
2. «Таланты - не дворянство, чтобы передаваться о
Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность - это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физических или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему».
В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории - теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с иррационалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами - основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе - это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец).
Аргументируйте истинность этого суждения.
2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал:
Когда поймешь ты након
Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо - это представитель высшей ступени живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Раздел философии, который занимается пробле
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст).
Выскажите свое мнение по этому поводу.
2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов».
Дайте философскую интерпретацию этого утверждения.
2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистич
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич).
Как вы понимаете это выражение?
2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия - одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)?
2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое начало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос взаимоотношения философии и н
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia - существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм - современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».
Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание?
2. Назовит
Словарь персоналий
АбелярПьер(1079–1142) - французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.
Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) - арм. философ, спец. в области сем
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого суждения?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников;
г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский.
10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани
Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм;
г) софистика; д) эклектика.
3. Категория, выражающая внутренний источник развития:
а) гармония; б) отрицание;
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика;
г) синергетика; д) синтактика.
2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость;
г) интуиция; д) самоуверенность.
4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания:
Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение;
г) индукция; д) моделирование.
2. Общенаучная теория самоорганизации систем - это:
а) автоматика; б) семиотика; в
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов;
г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр.
тема 11. общество как структурно-функциональная система
1. Сферы общественной жизни в
Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу;
г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер.
тема 14. философия истории
1. Религиозное истолкование исторического процесса как осущест
Кто из данных философов утверждал, что герменевтика - это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи;
г) Э. Жильсон; д) Э. Мах.
5. Римский историк, которому приписывают авторство крылатых слов, касающихся изучения истории: «Б
Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание;
г) красота; д) физические способности.
5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже с
Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посетить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль;
г) Г. Фреге; д) З. Фрейд.
5. Высшая цель стремлений человека:
а) богатство; б) образование; в) идеал;
г) с
Все действительное разумно, все разумное действительно». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте;
г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер.
5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это с
Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров;
г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев.
10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на формирование мировоззрения Александра Блока, А