Домой Психосоматика Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР — Гипермаркет знаний

Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР — Гипермаркет знаний

Подробное решение тема Тема 8 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

Задание 1. Пользуясь табл. 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны.

Задание 2. Используя карты атласа и таблиц 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу.

Задание 3. С помощью рисунков 4-6, таблиц 6-8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и лесных ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Вследствие особенностей географического положения Африка отличается крайне неравномерным распределением по территории водных объектов. Наибольшая обеспеченность водными ресурсами характерна для экваториальной Африки. Постепенно с продвижением на север и на юг, обеспеченность водными ресурсами снижается. Несмотря на огромные размеры и выровненную поверхность материка, земельные ресурсы Африки ограничены. Главная причина этого – неблагоприятные климатические условия, в которых происходит формирование почв. Обильный промыв почвенного профиля под экваториальными лесами выносит гумусовые вещества, а отсутствие влаги в пустынях не позволяет ему образовываться. На континенте обрабатывается всего около 1/5 земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Также широко распространена деградация земель. По общей площади лесов Африка уступает только Латинской Америке и России. Но средняя лесистость её значительно ниже. К тому же в результате вырубки, превышающей естественный прирост, обезлесивание приняло угрожающие масштабы.

Задание 4. Изучите дополнительные источники информации, разбейтесь на группы для составления проектов переброски речного стока в Африке с целью обводнения пустыни Сахары. Проведите защиту своих проектов в классе.

Водные ресурсы Африки распределены крайне неравномерно. Наиболее обеспечена водными ресурсами Экваториальная и Западная Африка. Постепенно, с продвижением на юг и на север, показатель водообеспеченности снижается. С целью улучшения данного показателя некоторыми учеными выдвигались проекты по постройке платин на р. Конго и р. Нигер, и постройке больших водохранилищ. С помощью таких водохранилищ планировалось перенаправить часть стока реки в область Сахары. Также существуют проекты по доставке айсбергов из Антарктиды к берегам Африки и использование их в качестве источников воды в регионе. Однако эти проекты так и не были осуществлены.

Задание 5. Используя табл. 4, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчётов?

По уровню урбанизации Африка сильно отстаёт от других регионов. Но темпы урбанизации здесь самые высокие в мире: население некоторых городов удваивается каждые 10 лет. Данное темпы можно проследить по данным таблицы номер 4 (стр. 83). Также это доказывает рост городов-миллионеров. Первым таким городом стал Каир. В 2010 г. в Африке насчитывалось уже 52 агломерации с населением более 1 млн чел., которые концентрировали свыше 1/3 городского населения. Три из этих агломераций (Каир, Лагос и Киншаса) с населением более 10 млн чел. уже вошли в категорию «сверхгородов». На основе этого можно предположить, что численность населения Африки будет увеличиваться и в будущем.

Задание 6. Подготовьте конспект доклада на тему «Население Африки». Используйте текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дополнительные источники информации.

Численность населения Африки составляет около 1,216 миллиарда человек по состоянию на 2016 год. Темпы прироста населения на континенте самый высокий в мире. Для региона характерен второй тип воспроизводства населения. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни - с 39 до 54 лет. Средняя плотность населения Африки составляет 30,5 чел./км², что значительно меньше, чем в Европе и Азии. На размещение населения влияют природные условия, а также исторические факторы (последствия работорговли и колониального прошлого). По уровню урбанизации Африка отстаёт от других регионов - менее 30 %, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте - Каир и Лагос.

Задание 7. По физической и экономической картам Африки в атласе определите главные районы горнодобывающей промышленности Африки и их специализацию, нанесите эти районы на контурную карту.

Задание 8. Проанализируйте рис. 72. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

Ботсвана – алмазы.

Бурунди – кофе, чай, сахар, хлопок.

Гамбия – арахис.

Гвинея – бокситы.

Гвинея-Бисау – орех кешью, арахис.

Замбия – медь.

Коморские острова - ваниль, иланг-иланг (парфюмерная эссенция), гвоздика, копра.

Либерия – железная руда.

Мавритания – рыба и морепродукты.

Малави – табак и чай.

Мали – арахис и хлопок.

Нигер – уран.

Руанда – кофе, чай.

Уганда – кофе, чай, рыба.

Чад – домашний скот, кунжут.

Эфиопия – кофе.

Сьерра-Леоне – алмазы, бокситы.

Задание 9. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также дополнительные источники информации.

Каир - столица и самый крупный город Египта. Он является важным политическим, культурным и религиозным центром всего арабского мира. Каир называют «алмазной пуговицей, застёгивающей дельту», так как он расположен в дельте Нила. Каир - город с многовековой историей, в 1969 г он отмечал своё 1000-летие. Старая часть Каира расположена на восточном берегу Нила, от этой точки и шло разрастание города на запад, она представляет собой переплетение узких улочек. Западные районы Каира возводились в XIX веке. В центре Каира находится зеленый остров Гезира или Замалик, там расположены посольства, представительства крупных компаний, современные офисные центры и несколько пятизвездочных отелей. Каир - крупнейший город в Африке и единственный на всем континенте, где есть разветвленное метро.

Задание 10. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему проекту.

Сахель - тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге. С 1968 по 1973 год в регионе наблюдалась сильная засуха, которая привела к сильным изменениям ландшафта, нарушению сельскохозяйственной деятельности человека и как результат гибели большого количества людей. Этот период засухи получил название «сахельская трагедия». Для предотвращения подобных ситуаций в будущем странам, территория которых припадает на этот участок саванн, необходимо формировать стратегические запасы продовольствия, развивать сельское хозяйство, создавать водохранилища.

Задание 11. Найдите дополнительную информацию по транспорту Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей. Проведите защиту своих проектов в классе.

Транспортная система Африки занимает последнее место в мире по ряду показателей: протяженность дорог, густота железнодорожной сети, грузо- и пассажирооборот. Географический рисунок транспортной сети Африки сложился в колониальную эпоху. В результате чего он отличается крайней непропорциональностью. Так железные дороги имеют выраженную направленность к побережью. Они связывают районы добычи полезных ископаемых или плантационного сельского хозяйства с портами вывоза их продукции. Наблюдаются также отличи по густоте железнодорожной сети в пределах одного материка. Так наибольшего развитии ж/д транспорт получил в ЮАР.

В регионе есть ряд крупны магистралей:

Магрибская трансафриканская магистраль (связывает все страны Северной Африки от Марокко до Египта и проходит вдоль побережья Средиземного моря);

Транссахарская магистраль (от г. Алжир до Лагоса в Нигерии, она проходит через Сахару по территории Алжира, Мали, Нигера и Нигерии);

Транссахелъская магистраль (от Дакар в Сенегале до Нджамены в Чаде);

Трансафриканская магистраль (Лагос – Момбаса (Кения), или магистраль Запад – Восток);

Западноафриканская магистраль (Лагос – Нуакшот (Мавритания).

Задание 12.

12.1. Разбейтесь на группы, каждая из которых должна нарисовать ментальную карту с обозначением стран одного из субрегионов Африки.

12.2. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определите черты сходства и различия. Оформите необходимые данные в виде таблицы.

12.3. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

Северная Африка богата месторождениями нефти и природного газа (Алжир, Ливия, Египет) и фосфоритов (Марокко, Алжир, Тунис). Основными полезными ископаемыми Юго-Западной Азии является нефть и природный газ. На основе этого можно сделать вывод, что оба эти региона имеют схожее геологическое строение и историю формирования, результатом чего являются месторождения нефти.

12.4. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

Ответ: Экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются: какао, кофе, арахиса, гевеи, масличной пальмы, чая, сизаля, пряностей.

Экспортными сельскохозяйственными культурами Южной Азии являются: рис, сахарный тростник, чай, пшеница, хлопчатник, пряности.

На основе этого можно сделать вывод, что эти регионы характеризуются различными агро-климатическими ресурсами, которые влияют на специализацию сельского хозяйства.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Ответьте на вопросы:

1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

На размещение населения Африки в значительной доли влияют природные условия, так во внутренних регионах Африки отсутствуют горы, что позволяется населению размещаться и в глубине материка (исключение составляет регион Сахары). Значительная часть населения концентрируется вдоль рек. Примером такой страны может быть Египет, где вдоль течения Нила и в его дельте сконцентрировано более 90% населения.

2. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застёгивающей дельту»?

Ответ: Каир – является столицей Египта и располагается в дельте реки Нил.

3. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

Ответ: Так как долго время арахис являлся главным экспортным продуктом Сенегала, и под его посевы отводился значительный процент сельско-хозяйственных земель.

Правильны ли следующие утверждения:

1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

Ответ: Это утверждение верно. Африканские государства долгое время являлись колония европейских стран. Наибольшими колониями в Африке обладала Франция, Англия, Португалия.

2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

Ответ: Это утверждение верно.

3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

Ответ: В целом это утверждение верно. По уровню урбанизации Африка отстает от других регионов мира, но для нее характерны самые высокие темпы урбанизации в мире.

Выберите правильный ответ:

Ответ: Нигерия

2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

Ответ: бокситы, фосфориты.

3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

Ответ: Нигер, Чад.

4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

Ответ: какао, натуральный каучук, арахис, кофе.

Можете ли вы:

3. Объяснить значение следующих понятий и терминов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

Монокультурная (монотоварная) специализация - узкая специализация хозяйства страны на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта.

Апартеид (на языке африкаанс apartheid - раздельное развитие) - крайняя форма расовой дискриминации. Лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до её территориальной изоляции в специальных местах.

Натуральное хозяйство - тип хозяйственных отношений, при которых продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей.

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна, расположенная на острове площадью 600 тыс. км2.

Ответ: Этой страной является Мадагаскар.

2. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

Ответ: Нигер.

3. Страна, столицей которой является город Найроби.

Ответ: Кения.

4. Страна, где 98% населения сосредоточено на территории, занимающей менее 4% её общей площади.

Ответ: Этой страной является Египет. Где 98% населения проживает в дельте Нила.

Заполните пропуски в следующих фразах:

1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть...

Ответ: Демократической Республики Конго

2. ... - крупнейший в Африке производитель и экспортёр нефти, член ОПЕК.

Ответ: Алжир

3. ЮАР производит... всей продукции обрабатывающей промышленности Африки.

Ответ: более 2/5 всей продукции

Только в 1970-1990 гг. в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам.

По подсчетам, разнoго рода территориальные споры в Африке касаются примерно 1/5 всей территории этогo континента. К тому же 40% всей протяженности гoсударственных границ здесь вообще не демаркировано, 44% проведены механически по параллелям и меридианам, 30% - по дугообразным и кривым линиям и только 26% - по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими.

Первый алмаз в Южной Африке нашел в 1869 г. мальчик-пастух. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию котopoгo коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое - не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2 г. или 1 карату, на каждые 3 т кимберлитов. Ныне одна из достопримечательностей Кимберли - огромный котлован глубиной 400 м, вырытый дoбытчиками алмазов, - «Большая яма».

Хотя река Конгo выносит в океан в пять раз меньше воды, чем Амазонка, гидроэнергетический потенциал ее более высокий. Это объясняется тем, что на 300-километровом отрезке ее нижнего течения падение реки coставляет 275 м при наличии 32 водопадов и стремнин. Здесь можно построить гидроэлектростанции мощностью 80-90 млн кВт, что равно примерно всей мощности гидроэлектростанций США.

Родина СПИДа - Тропическая Африка, которая до сих пор остается эпицентром eгo распространения. Ecли в развитых странах удается удержать инфицированность взрослого населения вирусом СПИДа на уровне мeнее 1 %, то в Ботсване этот показатель составляет 39%! Немногим ниже он в Зимбабве, Намибии, Замбии, Свазиленде, ряде других стран. Если положение не изменится, эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа -до 1/5 свoeгo взрослого населения. Только в 2001 г. от этой болезни в Африке умерли 2.2 млн человек (из 3 млн во всем мире).

В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остается французский, в 11 странах - aнглийский, в 5 странах - португальский. К тому же еще в ряде стран они сочетаются с местными языками.

Среди объектов культурного наследия такие всемирно известные, как памятники Древнего Египта (Большие пирамиды, Луксор, Карнак и Долина царей на месте древних Фив, памятники Нубии), руины римских городов в Северной Африке, мусульманские нам я гники Каира, описанные мно.ими путешественниками город Томбукту в Maли, Великий Зимбабве в Зимбабве. Среди объектов природного наследия национальные парки и резерваты Серенгети, Нгоро-Нгоро, Килиманджаро, Маунт-Кения, Рувензори, Драконовы горы в ЮАР. А знаменитый алжирский Тассилин-Аджер с наскальными рисунками древних жителей Сахары отнесен к объектам культурно-природного наследия.



В столице Бурунди Бужумбуре сконценрировано 100% городского населения этой страны; в столице Гвинеи Конакри - 81%, в столице Конго Браззавиле - 67%, в столице Анголы Луанде - 61%, в столице Чада Нджамене - 55%, в столице Буркина-Фасо Уагадугу - 52%.

Изображение многоих традиционных для Африки культурных растений можно найти на гербах государств. Так, изображение кофейнопо дерева украшает гербы Keнии, Уганды, Танзании; дерева какао - герб Ганы; масличной пальмы - гербы Кот-д"Ивуара, Либерии, Kонгo, Руанды; оливы или лaвра - гербы Алжира, Ливии, Египта, Эфиопии; хлопка - гербы Aнголы, Танзании, Зимбабве; сахарного тростника - гербы Маврикия, Мозамбика; пшеницы - гербы Ажира, Зимбабве. ЮАР; риса - герб Мадагаскара; сорго - гербы Ботсваны и Буркина-Фасо.

[ 10] В арабском языке направление письма справа налево. Алфавит имеет 28 букв, отражающих согласные и долгие гласные звуки. Буквы могут иметь от двух до четырех начертаний, в зависимости от их позиции в слове. Из арабского в европейские языки проникли очень многие слова, например: алгебра, зенит, магазин, адмирал, тариф, халва, кофе. В Средние века Европа заимствовала у арабов систему цифр.

После ввода в строй в 1971 г. высотной Acyaнской плотины образовалось водохранилище «Насер», протянувшееся на 500 км и занимающее площадь более 5 тыс. км 2 . По объему (157 км 3) ему принадлежит четвертое место в мире. Оно дало возможность дополнительно обеспечить круглогодичное орошение почти 800 тыс. гa земли, где получают два-три урожая в год.

Самобытность австронезийских языков проявляется и в географических названиях. Писатель-африканист С. Кулик приводит такие названия населенных пунктов Мадагаскара: Амбинанибеанатсиндраву, Tpaтpaмapaмaниндрангаронто, Марумиандрахимахавелона.



После принятия в 1983 г. решения о переносе столицы Koт-д"Ивуара из Абиджана в Ямусукро в новой столице был сооружен грандиозный католический собор Hотp- Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира), который, как полагают, по своим размерам превосходит даже собор Св. Петра в Риме. И это несмотря на то, что католики составляют только 1/5 населения этой страны.

В мусульманских странах Тропической Африки еще довольно широко распространено многоженство (полигиния). Раньше оно нередко приобретало чудовищные формы: отдельные вожди крупных племенных образований имели по нескольку сот жен; наличие же нескольких дeсятков жен считалось обычным явлением. И в наши дни мусульманин согласно Корану может иметь до четырех жен.

Жизнь 9 из каждых 10 жителей зоны Сахеля зависит от тoгo, есть ли у них дрова для приготовления пищи и отопления жилища. И хотя женщины и дети проводят от 100 до 300 дней в году за сбором хвороста, они не могут обеспечить свои минимальные нужды даже за счет чрезмерной вырубки. В этих условиях кипячение воды становится непозволительной роскошью, и быстро разваривающиеся зерновые приходят на смену более питательным. но требующим большего времени на приготовление продуктам, например бобам.

В Кении национальные парки и заповедники занимают 15% территории страны. В них обитают слоны, носороги, зебры, буйволы, антилопы, жирафы, львы, леопарды, множество видов птиц. Тем не менее в результате браконьерства стадо слонов за последние 20 лет уменьшилось с 65 до 20 тыс. голов. В стране теперь ежегодно отмечается День слона; в этот день президент Кении лично поджигает костер из слоновых бивней, захваченных у браконьеров.

Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. до конца XIX в. она находилась на уровне вceгo 20-50 т в год, но в начале ХХ в. повысилась до 200-300 т, а в середине ХХ в. - до 600-800 т (рекордным был 1970 г. - 1 тыс. т). В начале ХХI в. добыча снизилась до 295 т, но ЮАР по этому показателю продолжает занимать первое место в мире.

Производство урановых концентратов в ЮАР достигло максимума (6 тыс. т) в 50-х гг., но к настоящему времени снизилось в несколько раз. Особенность ЮАР чрезвычайно малое содержание урана в руде, составляющее в среднем вceгo 0,017%, что значительно ниже, чем в других странах. Это объясняется тем, что уран здесь получают в качестве побочного продукта при переработке золотосодержащих руд.

Книжная полка
1. Африка. - М.: Мысль, 1979-1982. - (Серия «Страны и народы»).
2. Африка: Энциклопедический справочник. - М.: Сов. энциклопедия, 1986-1987. - Т. 1, 2.
3. М а к с а к о в с к и й В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2009. - Ч. 2. - Тема 3.
4. Экономическая и социальная география мира. За страницами учебника: Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2000.
5. Васильев А. М. Египет и египтяне. - М.: Классика плюс, 2000.

Блок добывания знаний и умений

Задание 1.

Пользуясь таблиией 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополнительное задание (для удовольствия).

С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответствующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по размерам территории.

Задание 2.

Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по стпени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности

Дополнительное задание (ycложненное).

По тем же источникам определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых. Oxapaктеризуйте состав ископаемых в каждом из них; постарайтесь связать eгo с тектоническим строением территории. Нанесите сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3.

С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дoполните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4.

Используя таблицу 3, дайте количественную xapaктеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

, 101.92kb.

  • Рекомендации по оценке знаний учащихся по физике , 113.25kb.
  • Модель оценки индивидуальных достижений учащихся, основанная на компетентностном подходе , 38.33kb.
  • Тема проверки: Сформировать ведущих знаний, умений, навыков по математике , 259.42kb.
  • Тема 8. АФРИКА


    БJIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

    Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

    тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

    дание (для удовольствия). по размерам территории.

    Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

    Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

    Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

    тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

    Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

    Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

    Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

    тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

    Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

    Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю­щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа­лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра­ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

    Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

    тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

    дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

    Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

    Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

    (творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также

    кое!). дополнительные источники информации.

    Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

    тельное за- устья. Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

    удовольствия).

    Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

    (творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

    Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

    тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. В каких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

    Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

    задание 9. ЮАР по некоторым показате­лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп­ределите черты сходства и различия. Оформите необ­ходимые данные в виде таблицы.

    2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

    Ответьте на вопросы:

    1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

    2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

    3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

    4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

    Правильны ли следующие утверждения: Ш

    1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

    2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

    3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

    4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

    Выберите правильный ответ:

    2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

    3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

    4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

    Можете ли вы:

    1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим­бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

    2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най­роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

    3. Объяснить значение следующих понятий и терми­нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

    4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля­ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

    Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

    1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

    2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

    3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

    4. Страна, столицей которой является город Найроби.

    5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри­тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

    1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

    2. ... - крупнейший в Африке производитель и экс­портер нефти, член ОПЕК.

    3. ЮАР производит... всей продукции обрабатываю­щей промышленности Африки.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе­ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни­ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор­ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 8.

    Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри­канских народов, так и всего мирового сообщества.

    Главные научные знания темы 8:

    1. Характерные черты экономико-географического по­ложения, географии природных условий и ресурсов, насе­ления, промышленности, сельского хозяйства, природо­охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль­туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха­рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони­альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль­тура, 3) арабский тип города.

    Что нужно уметь

    1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до­бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу­ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги­онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан­ную тему.

    Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА




    БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

    Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

    (творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

    кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

    Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

    за­дание (для удовольст­вия).

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

    Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

    Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

    тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

    Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).

    Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

    Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?

    Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

    тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

    Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

    Сформулируйте и запишите выводы.

    Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

    Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

    (творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

    кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

    Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

    (творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

    кое!) выбору).

    Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

    тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

    дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

    Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

    (творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

    кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

    Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

    (итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

    Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

    2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

    3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Объясните почему:

    1. Северо-Восток США получил наименование «мас­терская нации».

    2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

    3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

    4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

    5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи­большее число туристов.

    6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил­ся интерес к освоению районов Севера.

    Какие проблемы возникают:

    1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и За­пада США?

    2. В связи с тем что экономика США начинает все бо­лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

    Согласны ли вы со следующими утверждениями:

    1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи­рованная зона в США?

    2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

    3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель­ского хозяйства?

    4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

    5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

    6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

    7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

    Можете ли вы:

    1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос­новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос­тока на запад?

    2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно­го», «хлопкового» штатов США?

    3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль­ний Запад, Калифорнию?

    4. Сказать, какой из приведенных ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

    5. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером?

    Используйте текст учебника и карты для ответа на во­просы:

    1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

    2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле­нии?

    3. Какие природные, социально-экономические и исто­рические причины способствовали развитию Северо-Вос­тока США?

    Представьте себе:

    1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.

    2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос­тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по­бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя­тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль­ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

    3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле­сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1. Экономической столицей США считается..., но с ним все более конкурирует... .

    2. Большая часть территории Среднего Запада выхо­дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

    3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится... .

    4. В канадской провинции... большинство жителей го­ворит по-французски.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче­ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима­та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео­графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 9:

    1. В результате распада мировой социалистической си­стемы и Советского Союза роль США в мировой поли­тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль­ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

    Главные научные знания темы 9:

    1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо­зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова­ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра­фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те­мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо­мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по­яс, 8) очаговый тип освоения территории.

    Что нужно уметь

    1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш­ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи­ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

    Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

    1. План характеристики отрасли промышленности стра­ны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При­родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структура отрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про­мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас­ли.

    2. План характеристики отдельной страны:

    1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при­родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро­изводства, структуры и размещения населения. 4. Общая характеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско­го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер­спективы развития.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема урока «Население Африки»

    Имя урока «Черный континент»

    г. Кострома, МБОУ СОШ № 24

    11 класс

    Цель урока: выявить отличительные особенности населения Африки.

    Задачи урока

    Образовательные:

      Создать условия для реализации навыков работы с картографическим материалом и текстом учебника.

      Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 7-м классе, о населении Африки.

    Воспитательные:

      Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.

      Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание внимательности при восприятии ответов.

      Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы.

    Развивающие:

      Обеспечить условия для совершенствования умений и навыков работы с картографическим материалом, текстом учебника, статистическими данными.

      Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом выполнения заданий и способами фиксации приобретенных знаний.

      Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.

    Тип урока -

    Урок актуализации знаний через практическое применение умений работать с картографическим материалом и текстом учебника.

    Формы работы учащихся:

      Индивидуальная (заполнение рабочего листа урока)

      Групповая

      Выполнение заданий по определенному разделу плана урока

      Совместное решение кроссворда или выполнение теста

      Взаимопроверка результатов работы

    Дидактический материал:

      Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)

      Рабочие листы (для каждого учащегося)

      Пакет заданий для 9 групп

      Мельтимедийная презентация учителя

    Техническое оборудование:

      Компьютер учителя

      ПК для каждой группы (идеал, мечта)

      Мультимедийный проектор

      Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи цветным маркером или стилусом.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

      Работать с различными источниками географической информации (карты, текст, статистика)

      Называть численность населения Африки, год Африки

      Характеризовать формы государственного и административно-территориального устройства стран.

      Характеризовать расовый, национальный, половой, возрастной, религиозный состав населения.

      Объяснять особенности воспроизводства, размещения, урбанизации населения Африки

      Развитие интеллектуальных, творческих, познавательных интересов учащихся.

      Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, умения сформулировать результаты своих интеллектуальных усилий, презентовать результаты своих исследований.

      Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

      Развитие уважения к истории, национальным особенностям, традициям, образу жизни других народов, воспитание толерантности.

      Осознание проблем, касающихся населения Африки, уровня образования и качества жизни.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Время

    (в мин.)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Познавательная

    Коммуника - тивная

    Регулятивная

    I этап. Организационный момент

    Цель – активизация учащихся.

    Объявляет тему урока, знакомит учеников с эпиграфом урока (1-й и 2-й слайды)

    Знакомятся с отрывком из стихотворения Н. Гумилева

    Распределяют недостающие учебные пособия между собой

    Настраиваются на урок

    I I этап

    Изучение особенностей современного населения Африки

    1.Актуализация знаний -ПЛАНИРОВАНИЕ

    Создание проблемной ситуации: Вспомним, какие особенности населения региона нужно проанализиро-вать, чтобы создать целостное представление о них? Сможем ли мы применить полученные знания?

    Предлагает сформулировать цель урока, придумать имя урока и заполнить кластер, отражающий предполагаемый ход урока (3 и 4 слайды)

    На 4-м слайде маркером или стилусом осуществляет запись вопросов, которые в свою очередь, станут планом изучения темы и заданиями для групп. Рекомендую при записи ориентироваться на запланированные вопросы на 5-м слайде. Для этого можно заготовить для себя «шпаргалку».

    Распределяет задания между группами

    Формулируют основную цель урока.

    Вспоминают основные характеристики населения, изучаемые в 10-м классе и в 11-м, при изучении других регионов. Называют их.

    Слушают друг друга. Обсуждают свои возможности для достижения цели.

    Принимают и сохраняют учебную цель урока. Распределяются на группы.

    Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей.

    Записывают имя урока.

    2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

    Поиск решения учебной задачи (задания для группы)

    Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи

      Необходимо выполнить все задания инструктивной карточки.

      Необходимо продумать порядок выступления, текст выступления, текст для записи в рабочем листе.

    Анализируют предложенные фрагменты картографического материала, текста учебника и т.д.

    Обсуждают возможности группового достижения результатов урока, при необходимости – распределяют задания между собой.

    Определяют выступающего (щих) от группы. Согласовывают текст записи в рабочем листе по своей теме задания

      Учебные действия по реализации плана

    Презентация результатов работы группы

    Демонстрирует слайды презентации, относящиеся к теме выступления той или иной группы (переход осуществляется по гиперссылкам со слайда № 5)

    Знакомятся с результатами работы своих одноклассников, делают записи в рабочих листах

    Совместно докладывают результаты групповой работы

    Осуществляют самоконтроль , корректируют свои умения и навыки кратко, но точно формулировать главное содержание выступления своих одноклассников.

    20 (по 1-3 минуты на группу). Некото-рым группам нужно меньше времени

      Применение нового знания.

    Подведение итогов работы.

    Закрепление изученного материала.

    Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

    Демонстрирует 26 слайд с выводом урока.

    Демонстрирует 27-й слайд с обобщающими вопросами.

    Обсуждают итоги работы на уроке, формулируют вывод или знакомятся с вариантом готового.

    Отвечают на предложенных для закрепления вопросы по изученной теме

    Обсуждают в группах варианты ответов на вопросы

    Корректируют свои знания

    III . Итог урока. Рефлексия деятельности

    Контроль

    В зависимости от количества оставшегося времени, предлагает либо решить кроссворд, либо ответить на вопросы теста (переход со слайда № 27)

    Выполняют задание, контролируют и оценивают свой результат. Сдают результаты учителю на проверку.

    Допустимо групповое решение кроссворда или теста

    Рефлексия своих действий

    IV . Формулировка домашнего задания

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    Предлагает выбрать вариант творческого задания: Подготовить сообщения на темы:

      Мифы, легенды и сказки народов Африки.

      Культурное наследие стран Африки

    И обязательное задание: Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы Африки

    Записывают домашнее задание

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное