Домой Тайны мира Проект духовная жизнь в 30 е годы. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы

Проект духовная жизнь в 30 е годы. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы

Культурная революция в СССР — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. Создание «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании», массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30 -х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Развитие образования.

«Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы(ликвидаация безграамотности).

образование К концу 30 -х годов процент грамотных в возрасте 9 -49 лет составил по РСФСР 89. 7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83, 9 %, городского населения – 94, 9 %, сельского – 86, 7 %; Итоги:

Советское искусство обогатили своим опытом и мастерством художники, которых в начале века связывали с «русским импрессионизмом» , –А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен, А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города. Искусство.

Тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Что было одним из результатов культурной революции 1920- 1930-х гг.?

1) утверждение социалистического реализма в качестве официального художественного метода
2) усиление роли религии в духовном воспитании трудя­щихся
3) утверждение свободы творчества
4) переход к всеобщему высшему образованию

2. Кто из перечисленных деятелей советской культуры был кинорежиссером, создателем популярных советских коме­дий — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»?

1) Г.В. Александров
2) К.С. Мельников
3) И.С. Козловский
4) А.А. Дейнеко

3. Какая наука подверглась в 1930-х гг. гонениям и была про­возглашена «буржуазной наукой»?

1) астрономия
2) физика
3) химия
4) генетика

4. Культурная революция 1920- 1930-х гг. характеризуется

1) бережным отношением к национальным культурным традициям
2) ликвидацией цензурных ограничений
3) борьбой за ликвидацию неграмотности
4) отказом от государственного и партийного руководства культурой

1) К.И. Чуковский
2) А.Т. Твардовский
3) М.А. Шолохов
4) И.О. Дунаевский

6. В 1930-х гг. М.А. Булгаковым был создан воссоздающий Москву времен нэпа роман

1) Разгром
2) Котлован
3) Жизнь Клима Самгина
4) Мастер и Маргарита

7.

А) А.А. Дейнеко
Б) С.С. Прокофьев
В) Л.П. Орлова

Сферы деятельности

1) живопись
2) кино
3) поэзия
4) музыка

2 вариант

1. Кто из перечисленных деятелей науки был физиком, изу­чавшим физику кристаллов и полупроводников?

1) Н.И. Вавилов
2) А.Ф. Иоффе
3) С.В. Лебедев
4) Н.Д. Зелинский

2. Что из названного относится к результатам государствен­ной политики СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой ин­формации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

3. Какое из перечисленных произведений живописи принадлежит советскому художнику А.А. Дейнеке?

1) Черный квадрат
2) Купание красного коня
3) Будущие летчики
4) Богатыри

4. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.?

1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании насе­ления
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры

5. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изо­бражать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?

1) критический реализм
2) революционный конструктивизм
3) пролетарский авангардизм
4) социалистический реализм

6. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?

1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

7. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) братья Васильевы
Б) Д.Д. Шостакович
В) М.А. Шолохов

Сферы деятельности

1) музыка
2) литература
3) кино режиссура
4) живопись

Ответы на тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века
1 вариант
1-1
2-1
3-4
4-3
5-4
6-4
7-142
2 вариант
1-2
2-2
3-3
4-1
5-4
6-1
7-312

План урокаРазвитие образования
Власть и наука
Научные достижения
Социалистический реализм. Советский
кинематограф
Музыкальное и изобразительное
искусство
Литература. Театр

1. Развитие образования

30-е гг. вошли в историю нашей страны как период
осуществления «культурной революции»
значительное повышение по
сравнению с
дореволюционным временем
образовательного уровня
народа и степени его
приобщения к достижениям
культуры
насаждение безраздельного
господства
марксистско-ленинского
учения в науке, образовании и
всех областях
творческой деятельности
В условиях проводившейся в СССР экономической
модернизации особое внимание уделялось повышению
образовательного и профессионального уровня населения

1. Развитие образования

Развитие образования
1930/31 учебный год
обязательному начальному
обучению в объеме 4 классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение
В течение 1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ
По переписи 1939 г.,
грамотность в СССР
составила 87,4%.
Рост грамотности
в стране вызвал
большой спрос на
литературу
Тираж книг в 1937 г.
достиг 677,8 млн.
экземпляров
К концу 30-х гг.
число библиотек
превысило 90 тыс.
Образование в СССР было не только сокращено до
минимально необходимого, но и крайне идеологизировано

2. Власть и наука

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и
математические, носят политический характер
Несогласных с этим утверждением ученых
травили в печати, арестовывали
Т.Д. Лысенко
Группа биологов и
философов во главе с
Т.Д. Лысенко выступила
против генетики, объявив
ее «буржуазной лженаукой».
Разработки советских
генетиков были свернуты,
впоследствии многие
из них были репрессированы,
в том числе и Н.И. Вавилов
Н.И. Вавилов

2. Власть и наука

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо
контроль над историей означал контроль над памятью народа
Сталин выбирал из русского
прошлого то, что ему было
нужно: героев, черты
характера, врагов и друзей
государства
Появилась новая отрасль
исторической науки
- история партии
Иван Грозный - чтобы показать
историческую неизбежность
суровой расплаты с врагами
государства;
Петр I - чтобы подчеркнуть
величие замыслов вождя;
Александр Невский - в период
обострения советско-германских
отношений
В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который
Сталин не только очень тщательно отредактировал,
но и написал для пего один из параграфов.

2. Власть и наука

И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена
в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово,
каждое его положение должно было восприниматься как истина
в последней инстанции

3. Научные достижения

Идеологические догмы и строгий партийный контроль
сильно отразились на состоянии гуманитарных наук
Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия
вмешательства партийных и карательных органов, достигли
заметных успехов
Советская физическая школа
С. И. Вавилов
Проблемы оптики
А. Ф. Иоффе
Физика кристаллов и полупроводников
П. Л. Капица
Исследования в области микрофизики
Л. И. Мандельштам Радиофизика и оптика
Б. В. и И. В.
Курчатовы
Исследования атомного ядраСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм - основной
художественный метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой
Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.
мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме
1. описывать реальность
«точно, в соответствии с
конкретным историческим
революционным развитием».
2. согласовывать свое
художественное выражение с
темами идеологических
реформ и воспитанием
трудящихся в
социалистическом духе.«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для
нас являются кино и цирк»
В.И. Ленин«Путёвка в жизнь» - советский
художественный фильм,
драматическая история о
перевоспитании подростков
в трудовой коммуне в первые
годы советской власти.
Первый советский звуковой
фильм. Премьера фильма
состоялась 1 июня 1931 г.В этот же период закладываются
традиции советского детского и
юношеского кинематографа.
Появляются киноверсии
известных произведений В. Катаева
(«Белеет парус одинокий»),
А. Гайдара («Тимур и его команда»),
А. Толстого («Золотой ключик»).Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались
музыкальные кинокомедии Г. Александрова
музыкальные кинокомедии И. ПырьеваЛюбимым жанром стали исторические картины
Они лучше, нежели любой учебник,
формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию
определенного психологического
состояния общества

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами
С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и мастера изобразительного искусства
Б.Иогансон.
Допрос коммунистов.
1933.
Б.Иогансон.
Рабфак идет.
1928.
Александр Дейнека.
Будущие летчики.
1938.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов
монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,
руководителям партии и государства, революционерам и героям
Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным
атрибутом городской жизни
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью
и великолепием, монументальностью,
тяготением к традициям неоклассицизма
Здание
МГУ
на
Воробьевых
горах
1949-1953 гг.

6. Литература. Театр

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли
не оказать влияния на общий уровень массовой литературной
продукции
В 1931 г. окончательно вернулся
на родину М. Горький.
А. Н. Толстой
закончил
на родине
трилогии
«Хождение по
мукам»,
создал роман
«Петр I»

6. Литература. Театр

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет
роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины».
М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»

6. Литература. Театр

Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве
стал МХАТ

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело
противоречивый характер.
Образование, паука, литература, художественная
культура были взяты под строгий партийный
контроль, испытывали идеологическое давление.
Тем не менее советская культура имела
большие достижения.

Задание 1. На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления А. Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре Невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…

Правительство все больше проникало в сферы жизнедеятельности граждан. Наука, литература, художественная культура, образование были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.
Контролировались даже учебники по истории. Они переписывались, а некоторые вопросы толковались в абсолютно другом смысле.
Цензура распростронялась на все виды искусства, в том числе и на кинематограф, который только недавно стал приобретать популярность

Задание 2. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы

Из письма, нелегально переправленного за границу

Октябрь 1928 г., Харьков.

Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества… Боевой лозунг — университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев… Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий… Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудовой школе — одноклассниками-«шпионерами», в вузе — студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам…
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты — в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен… Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.

Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.

С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение — вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьезную работу, пообещав ему за это жизнь

1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?

С одной стороны правительство старалось «просветить» людей, а с другой обществу слишком много знать было нельзя

2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 20—30-х гг.?

Сталин активно и последовательно формировал государственную и социальную систему подчинения

3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?

Старая интеллигенция распространяла свои мысли и идеи на новое поколение. В результате заражало их мыслями об интеллигенции

Задание 3. Приведите в соответствие таблицу. Достижения советской науки в 30-х гг.

Задание 4

1. В каком кинофильме И. В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:

а) «Закройщик из Торжка»

б) «Праздник святого Иоргена»

в) «Волга-Волга»

2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача:

а) «Цирк»

б) «Свинарка и пастух»

в) «Светлый путь»

3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:

а) Г. Александров

б) Г. Козинцев

в) И. Пырьев

Задание 5. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:

а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»

б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»

в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Задание 6. Приведите в соответствие таблицу "Советская живопись 30-х гг."

Задание 7. В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:

«В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,— мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский — прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным»

а) М. Булгаков

б) А. Корнейчук

в) Б. Пастернак

г) Н. Погодин

Задание 8. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы

Из работы русского философа Г. П. Федотова «Письма о русской культуре». 1938—1939 гг.

Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании… Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл… Россия в культурном смысле стала единым организмом…
Однако… Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции… демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестает быть культурой… Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал… но культурным человеком не стал и не станет… Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг…

1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?

Русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании

2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?

Культура перестаёт быть культурой. Образование стало более доступным, но его качество ухудшилось

3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?

Приобретя известный запас профессиональных сведений, люди были совершенно лишены общей культуры. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара

4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 30-е гг.

Я согласен(-сна) с суждениями. Другие факторы, которые привели к понижению общей культуры — это стандартизация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования

Задание 9. Разгадайте кроссворд

По вертикали: 1. Художник-портретист. 2. Композитор, автор ряда симфонических произведений. 3. Режиссер-кинодокументалист. 4. Физик-ядерщик. 6. Известный писатель и драматург. 8. Режиссер, основатель советского документального кино. 9. Ученый-химик


2.В газете «Правда» от 21 декабря 1929 года напечатаны были такие слова поздравления «Он– глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной». Кого поздравляла газета? О каком признаке тоталитаризма идёт речь? Какие ещё признаки тоталитаризма ты знаешь?


3.Смертная казнь согласно постановлению правительства от 7 апреля 1935 года могла применяться к детям с лет лет лет лет 5. О каком признаке тоталитарного политического режима идёт речь?


4. «Сталинская» Конституция была принята в В чём состояла противоречивость Конституции? 6. В чём состоит его основное содержание?


Ответь на вопрос теста Что было характерно для политической системы, сформировавшейся в 1930-х гг.? 1) конституционный запрет свободы слова и собраний 2) свобода оппозиционной деятельности внутри партии 3) однопартийная система 4) осуществление принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти Какие изменения произошли а национальной политике?




Понятие «культурная революция» 1. Время? - 30-е гг стороны «культурной революции» 1) с одной стороны, значительной повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям народа 2) с другой стороны, утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистко-ленинской идеологии


Причины проведения «культурной революции» 1. Большие преобразования в промышленности и сельском хозяйстве нуждались в грамотных специалистах 2. Политическому режиму необходим был «новый человек», разделявший взгляды марксистко-ленинского учения. Содержание «культурной революции в образовании.


В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.


В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско- ленинских оценок происходивших событий и явлений.


Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе- ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се-милетке.В школу возвратились уроки, твердое рас-писание, отметки и т.д.Были созданы новые прог-раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и дру-гие дисциплины. Какие изменения р азвити и образования? Школа в колхозе им.К.Маркса. Кабардино- Балкария.


В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе-реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст-рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен-тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи-ли на 110 языках народов СССР. Развитие образования. Сельская школа для взрослых.


Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи-ческим прессом. Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес-кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков- Н.Вавилова,Н.Коль-цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ-яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене- тики были репрессированы, а сама генетика-зап-рещена. Свёртывание разработок советских генетиков. Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.


Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно- исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,(р.т.3)


В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".


Огромное внимание Ста-лин уделял историчес-кой науке.История ста-ла трактоваться,как ис-тория классовой борь-бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактированный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста-лина и фактически стал официальной трактов-кой основ-марксизма-ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром-лены неофициальные школы в исторической науке, ей был нанесен непоправимый ущерб. Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский


Несмотря на идеологичес кое давление предста-вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микрофизика),И.Курчатов(ядерная физика) и др. обо-гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела-ли фундаментальные открытия в области по лучения искусствен-ных веществ и органи-ческих пищевых про-дуктов. 3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица


Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов, В.Пустовой,В.Вильямс и др. Значитель- ных успехов достигли математика, астрономия, ме- ханика, физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география. Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. Были открыты новые залежи полезных ископаемых: нефти в Поволжье, угля в Подмосковье и Кузбассе, железа –на Урале и др. Успехи советской науки. В.С.Пустовойт


Работа с учебником Заполнить таблицу, работая с § 26 (разделы «власть и наука» и «научные достижения») Развитие советской науки в е гг. Достижения науки в е гг.Потери науки в 1930 – е гг. Советская физическая школа (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам) Исследования атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Б. В. и И. В. Курчатовы) Развитие химии (Н. Д. Зелинский и др.) – производство синтетического каучука, пластические массы Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников и др) 1. Арест ученых, несогласных с тем, что все науки носят политический характер 2. Критика генетики и репрессии в отношении ученых генетиков (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов и др.) 3. Нарушение традиций русской исторической науки (появление новой дисциплины «история партии», выпуск книги «История ВКП (б). Краткий курс» под личной редакцией Сталина)


В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыслия в художественной культуре. Отныне искусство должно следовать одному направлению- со циалистическому реализму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в представлении партийных вождей. Искусство стало насаждать мифы и соз- давать иллюзию, что счастливое время уже наступило. Используя его власти умело мани- пулировали общественным мнением и направляли его в нужное русло. В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. В чём заключалась суть приципа социалистического реализма П.Белов. Песочные часы.




Литература. М.И.Калинин среди награжденных писателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли- тературы. Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычев и другие».А.Толстой заканчивает «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огромный вклад в историю литературы внесли М.Шолохов, М.Булгаков, В.Каверин, А.Платонов и др.


Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф. Документальная хроника осве- щала в нужном свете текущие события. Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре- жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев- ка в жизнь».В й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто- рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. Какова была социальная функция Советского кинематографа(р.т.4) Кадр из фильма «Чапаев»


5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му- зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя- та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать- ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий». На- кануне войны появилась целая серия патриотичес- ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были- С.Эйзенштейн,Н.Экк, Г.Алесандров, И.Пырьев, В.Пудовкин.


Советский кинематограф в е гг. «Ленин в Октябре» (режиссер М. Ромм) «Человек с ружьем» (С. Юткевич) «Юность Максима» (Г. Козинцев) «Чапаев» (братья Васильевы) «Александр Невский» (С. Эйзенштейн) «Веселые ребята», «Волга-Волга» (Г. Александров)


Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева, Д.Шостаковича,Т.Хренникова, И.Дунаевского. Появились музыкальные коллективы -Большой симфонический оркестр, квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей, поэтому жесткой кри-тики подвергся Д.Шостакович. Своего расцвета достигло песенное творчество. Произведения И.Дунаевского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Покрасс знала вся страна. Какие процессы происходили в области музыки? И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач. (р.т.5)


6.Музыка и живопись. Б.Иогансон. Допрос коммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета, соответствие принципам социалистического реализма. Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами. В этом стиле работали А. Дейнека, Ю.Пименов, М.Нестеров. В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П. Кончаловский, А.Лентулов.




В к. 20-х гг. на сценах со- ветских театров начи-нают утверждаться пье-сы советских драматур-гов. «Человек с ружь- ем»Н.Погодина, «Опти- мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репертуара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горького. Приобщение советских людей к культуре шло благодаря быстрому росту числа, театров, музеев, филармоний, библиотек. По всей стране проводились смотры талантов. Театр. Б.Щукин в роли Ленина В спектакле «Человек с ружьем»


Закрепление изученного на уроке В чем заключались противоречия советской культуры 1930-х гг., ее достижения и потери? Борис Кустодиев. Большевик г.




Вопрос урока Вывод: политика советской власти в области культуры носила противоречивый характер. 1. С одной стороны, утверждался партийный идеологический контроль в сфере культуры. Это приводило к преследованию инакомыслия в литературе, искусстве, гуманитарных науках, что выражалось в эмиграции, высылке и гибели деятелей науки и искусства.


Вопрос урока 2. С другой стороны в этот период были решены проблемы в области культуры: - ликвидирована безграмотность, введено обязательное начальное образование, семилетнее образование, появились новые высшие учебные заведения, через созданную систему рабфаков к высшему образованию получили доступ выходцы из рабочих и крестьян - получили широкое развитие изобретательство, техника, естественные науки, кинематограф, песенное творчество и т.д. - широкое приобщение советских людей к культуре.

Новое на сайте

>

Самое популярное