Домой Аюрведа Способы коррекции нарушения голоса. Функциональные и органические нарушения голоса

Способы коррекции нарушения голоса. Функциональные и органические нарушения голоса

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Функциональные нарушения

У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.

Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации - пыль, дым, шум в помещении и т. п.

У детей появляются органические изменения в гортани - узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.

Основная причина их появления - перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание - оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.

У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса - физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.

Они весьма распространены как у взрослых, так и у детей. Частота случаев патологии гортани у детей за последние два десятилетия возросла. Это объясняется разными причинами - плохой экологической обстановкой, большими голосовыми нагрузками при несоблюдении гигиенических требований и отсутствии навыков голосовой культуры. Нередки осложнения после реаниматологических манипуляций и хирургического лечения, которые спасают жизнь человека, но вызывают осложнения в виде хронической патологии гортани с тяжелым нарушением голоса. Данные Л. Б. Дайняк (1982) свидетельствуют об увеличении у детей хронических ларингитов, что всегда считалось главным образом патологией взрослых.

Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежной литературы весьма противоречивы. И. Максимов (1987) приводит сведения об изучении состояния голоса специалистами разных стран. Так, по данным Г. Боме (Bohme G., 1974), патологическое изменение голоса наблюдалось у 40% обследованных учащихся начальных классов, А. Соннинен (Sonninen A., 1970) выявил его только у 0,2%. К результатам обследования голоса детей в США, Японии, Израиле обращается и Д. К. Вильсон (1990). Согласно приведенным им материалам, процент патологии голоса колеблется от 1,5 до 21%.

Исследования Ю. С. Василенко и Е. С. Уланова (1984) обнаружили нарушения голоса у 11,7% обследованных детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. По данным Ю. С. Василенко (1983), частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих голосоречевые профессии нарушениями голоса страдают до 40%.

Большинство нарушений голоса являются следствиями заболеваний и различных изменений собственно голосового аппарата. Но они могут также сопутствовать тяжелым расстройствам речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании, афазии.

Патология голоса у детей и взрослых обычно представляется в двух формах - афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении). Однако эти термины не отражают диагностического содержания, а только свидетельствуют о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов - гортани, надставной трубки, бронхов, легких - и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и пр.). При одном и том же медицинском диагнозе у одного человека может быть афония, а у другого - дисфония.

Помимо основных признаков нарушения (утраты силы, звучности голоса, изменения его высоты, искажений тембра в виде осиплости и охриплости, нарушений резонаторного баланса носовой и ротовой полостей) могут отмечаться голосовое утомление и ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, например постоянное першение с потребностью откашляться, ощущение помехи, комка в горле, давления, сад-нения и боли. Все перечисленные симптомы или большинство из них, как правило, присущи почти каждому голосовому расстройству и поэтому не являются диагностическими признаками. У одних людей жалоб довольно много и набор их шире, у других они более ограничены. Часто это зависит не столько от тяжести состояния, сколько от типа реагирования человека на свое заболевание, от состояния его нервно-психической сферы. Все сказанное больше присуще взрослым. Дети обычно не слышат дефекта своего голоса и многих из названных жалоб не высказывают.

Для того чтобы правильно выбрать методы коррекционной работы, следует исходить из характера патологии, ее локализации, причин и развития дефекта, т. е. из этиологии и патогенеза.

Органическая патология возникает:

1) при нарушении анатомических структур (опухолях, состояниях после их удаления, травмах);

2) хронических воспалительных процессах (хронических ларингитах, воспалениях дыхательных путей и пр.);

3) поражениях центральных и периферических нервов.

Механизм нарушений голоса определяется характером изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего подвижностью и тонусом голосовых складок, что проявляется в виде гипотонуса или гипертонуса, иногда в сочетании того и другого.

Наиболее распространены и в то же время наиболее многообразны функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения, что функциональные нарушения по сравнению с органическими устраняются более легко, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные диагностические затруднения в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

Причины функциональной патологии могут быть самыми разными - начиная с голосового переутомления, плохой постановки голоса и кончая различными инфекционными заболеваниями и влиянием психических факторов. Некоторые из перечисленных причин могут выступать в совокупности, и определение «пускового» момента затруднительно. Не всегда можно четко разграничить функциональные и органические расстройства, например, при спастических нарушениях.

Длительно протекающие функциональные заболевания могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок, что также затрудняет их диагностику.

Кроме того, нарушение голоса может одновременно быть и органическим и функциональным. Так, при врожденных незаращениях нёба заметно страдает голос - у него назализованный тембр, снижена сила, выражена осиплость разной степени. При данной патологии нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной - расщелиной нёба; все другие признаки дефекта голоса являются функциональными и развиваются постепенно. И. И. Ермакова (1990) указывает три причины функциональной недостаточности голосового аппарата у подростков и взрослых с нёбными расщелинами:

1) функциональные изменения в мышцах нёба и глотки, которые в норме являются рефлекторными возбудителями голосовых складок;

2) формирование артикуляции некоторых звонких согласных ларингеальным (гортанным) способом;

3) характерологические особенности людей с расщелинами, которые, стесняясь своего дефекта, стараются говорить тихо, мало, как бы маскируя свою речь, что препятствует развитию голоса. По данным исследований И. И. Ермаковой, у 70-80% людей с врожденными расщелинами нёба отмечаются функциональные расстройства в виде гипотонуса голосовых складок и фонастении.

К патологии голоса центрального генеза можно отнести функциональную или психогенную афонию. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. Точнее ее надо было бы назвать истерической афонией. При полном отсутствии голоса сохраняется звучный кашель и смех, иногда способность петь, что служит важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при неоднократных обследованиях через короткие промежутки времени (через час, два) очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном нарушении. Встречаются психогенные расстройства в виде дисфонии. Развиваются они постепенно при длительно действующем и неразрешающемся эмоциональном напряжении - конфликтах на работе, в семье, тяжелых болезнях близких. Эта форма патологии трудна для диагностики, так как в начальный период часто рассматривается как гипотонусное расстройство, и установление подлинного диагноза запаздывает.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

Фонастения - нарушение голоса, которое в ряде случаев, особенно в начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Чаще всего оно развивается у людей, связанных с голосоречевыми профессиями. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом - усиливать и ослаблять его звучание, изменять высоту, в появлении детонации звука и ряда неприятных субъективных ощущений в глотке и гортани. Острые формы могут сопровождаться афонией.

Гипотонусные расстройства обусловлены двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, что сопровождается снижением функций мышц, суживающих голосовые складки (аддукторов). Как правило, поврежденной оказывается одна пара мышц, максимум две (мышцы голосовых складок парные - в левой и правой складках, в гортани имеется только одна не парная мышца). Если иннервация мышц страдает на периферии и способна к восстановлению, нарушение относят к функциональным. Если поражается более двух пар мышц, то это уже считается органикой и к данной группе заболеваний не относится. При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая из пар мышц страдает. Патология голоса может выражаться в легкой осиплости, иногда вплоть до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли не только в горле, но и в мышцах шеи, затылка.

Гипертонусные нарушения голоса обусловлены повышением тонуса внутренних мышц, а иногда и всех отделов гортани. Встречаются они реже гипотонусных, но очень неоднородны по своим признакам и причинам возникновения. При попытках фонации голос либо не появляется совсем, либо издается резко искаженный, сдавленный, глухой звук. Голосовые складки, кратковременно сомкнувшись, впадают в состояние напряжения или гиперкинеза. Часто в процесс фонации вовлекаются вестибулярные (иногда их называют вентрикулярные) складки. Длительное время гипертонусные расстройства относили к функциональным. Исследования последних лет показали, что гипертонусные нарушения голоса могут быть и органической природы. Более подробно это будет рассмотрено в специальном разделе пособия.

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, при состояниях после удаления доброкачественных и злокачественных опухолей.

Хронические ларингиты весьма разнообразны по видам и формам. Они проявляются в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Возникающее при этом несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет свое нормальное звучание, наступает сильная его утомляемость до полной невозможности осуществлять голосовую нагрузку.

Нарушения, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного или возвратного нерва. (Нижний гортанный нерв подходит к левой и правой половинам гортани.) Иногда их причины выяснить не удается. Это так называемые идиопатические парезы. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Снижение двигательной функции гортани ведет к нейрогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в таких случаях рассматриваются как органические. Голос отсутствует или становится резко охрипшим, пациенты жалуются на большое утомление при речи, поперхивание, кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Такое сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особенно тяжелым.

Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т.е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений бывают опухоли гортани и голосовых складок и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли как у детей, так и у взрослых встречаются чаще злокачественных. Множественные папилломы, так называемый папилломатоз, возникают у детей иногда в раннем возрасте. Они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Нередко такое явление может продолжаться несколько лет. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций обусловливают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. До настоящего времени этиология этого заболевания полностью не раскрыта.

Особое место среди рассматриваемых нарушений занимает отсутствие голоса после удаления гортани по поводу рака. Человек полностью лишается возможности пользоваться звучной речью; формируется комплекс тяжелых симптомов физического, психологического и социального характера.

Представленная нами классификация не является всеобъемлющей, но дает картину наиболее часто встречающихся расстройств голосовой функции, которые могут быть устранены педагогическими (фонопедическими) приемами.

Фонопедические методы коррекции голоса применяются только при хронических расстройствах, которые не исчезают самостоятельно или при медикаментозном лечении. Спонтанное развитие дефекта всегда бывает отрицательным. Прогноз специального восстановительного обучения при патологии голоса различной природы определяется рядом факторов:

1) тяжестью нарушения;

3) типом нервной системы пациента;

4) его отношением к своему дефекту;

5) состоянием физического и музыкального слуха;

6) компенсаторными возможностями организма.

Контрольные вопросы и задания

1. Отражают ли термины «дисфония» и «афония» диагноз определенного нарушения голоса?

3. На основании каких признаков патология голоса квалифицируется как органическая?

4. Что характеризует функциональные расстройства голоса?

5. Возможно ли сочетание органической и функциональной патологии при нарушении голоса?

7. Выделите две группы признаков нарушений голоса; в первую - внесите клинические характеристики голоса, во вторую - качественные.

8. Назовите причины, влияющие на прогноз восстановительного обучения.

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония - абсолютная потеря голоса, дисфония - ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса - важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия - это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

  • дисфонию - расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию - расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.
  • центральными - расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими - патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ - выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК - при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба - для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела - назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки - выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия - назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК - назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия - при опухолях щитовидной железы.

Лечение нарушений голоса

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний - включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата - может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек - таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

Нарушения голоса - группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста - фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации - по степени и по происхождению с механизмом протекания.

  • - пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • - громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы - анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.
  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление голосовых связок и патологические изменения звучания голоса - мутации).

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания - всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении голосового режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон - афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности - наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию - исследование голосовых связок под нагрузкой.

Задача логопеда - изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика - это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера - хирургическое вмешательство;
    общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения голосового режима, важно научить не форсировать голос - не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей - универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла - семечки, сухарики.

  • высотой;
  • утомлением голосовых связок;
  • постоянным раздражением в горле;
  • невысокой силой.

Что такое нарушения в голосе

В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:

  1. хирургическое вмешательство;
  2. приемы психотерапии;
  3. медикаментозное воздействие.

А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:

  • дыхательная гимнастика;
  • соблюдение режима, который помогает беречь связки.

Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области голосовых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:

  1. лекторы;
  2. певцы;
  3. актеры;
  4. преподаватели.

То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:

  • пубертатный период у юнцов;
  • дети с ;
  • нарушение речевых функций в связи с травмами.

Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:

  1. заикание;
  2. афазия;
  3. дизартрия различных типов;

По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:

  • около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат;
  • около 15 % детей в период подростковой мутации;
  • около 40 % детей с проблемами в речи.
  1. невозможно полноценно развить ;
  2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
  3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.

Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:

  • отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
  • либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
  • либо логопедией.
  1. Дисфония – это нарушение, но частичное, либо высоты, либо тембра или, например, силы голоса. Признаки такого проявления – это сиплость и глухость голоса, а также голосовые срывы.
  2. Афония – отсутствие голоса. Здесь человек может говорить только шепотом.

Механизм расстройств фонации различается по следующим позициям:

  • Нарушения могут быть функциональные:
    • центральные. Афония на фоне психических расстройств и мутизм, связанный с истерией;
    • периферические нарушения, а именно фонастения и т. д.
  • Нарушения также могут быть органические.

Причины такой патологии

  1. боль и давление;
  2. чувство першения и саднения;
  3. царапанье.

Если это периферический паралич и гортанный парез, то речь может и вовсе отсутствовать или быть сиплой и хриплой. Также иногда проявляются такие признаки, как:

  • скорое утомление;
  • кашель рефлекторный;
  • першение;
  • расстройство при дыхании.

А также такие патологии могут быть связаны с опухолями гортани различного патогенеза, которые развиваются с течением времени. И даже если происходит крайне щадящие вмешательство в область гортани, то немедленно следуют патологии, которые влияют на чистоту речи.

Если при оперативном вмешательстве удаляется гортань, то у человека полностью исчезает функция голосовая, так как трахея и глотка разобщены.

При глоточных параличах и парезах, которые могут происходить вследствие анартрии и , речь звучит очень слабо и тихо, а также наблюдается прерывистость и глухость, с легким назальным оттенком.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Симптомы в ходе функциональных нарушений голоса в зоне периферических нарушений проявляются при профессиональных заболеваниях у тех людей, чья деятельность связана с варьированием голосом. Начинаются проявления фонастении, а именно:

  1. невозможность усиления или ослабления голосовых функций;
  2. осечки речи;
  3. хриплость.

Фонастения, в основном, лечения не требует, потому что после необходимого отдыха голос восстанавливается самостоятельно.

При патологических мутациях симптомами могут быть следующие ситуации:

  • сохраняется высокое звучание в голосе даже после прохождения пубертатного периода;
  • голос становится неустойчив, с непроизвольным чередованием высоких и низких звуков.

Мутизм истерический или афония, возникшая на психоэмоциональной почве, ознаменована симптомами полного отсутствия голосового воспроизведения. То есть человек не может воспроизвести речь даже шепотом. При этом сохраняется функция звучного смеха или кашля. Нарушение голоса на психоэмоциональном фоне может быть очень длительным и характеризоваться неоднократными рецидивами даже после восстановления речевых функций.


Диагностические мероприятия, которые должны выявить патологии, которые повлияли на купирование нормального функционирования голосовых связок, проводятся различными специалистами. А именно последствия, которые организовали снижение речевых функций у человека, диагностируются следующими врачами:

  • невролог;
  • логопед;
  • фониатор;
  • отоларинголог;
  • психотерапевт.

К диагностическим процедурам относятся такие, как:

  1. ларингоскопия – это процедура, которая выявляет воспалительные либо анатомические изменения речевого аппарата;
  2. стробоскопия – с помощью такого действия оценивается функциональная деятельность голосовых связок;
  3. МСКТ гортани и рентгенография диагностируют опухолевые патологические поражения;
  4. электромиография – помогает получить необходимый объем данных о функционировании мышц гортани;
  5. электроглоттография делается для оценки изменений в речевом аппарате в динамике.

Все диагностические мероприятия включают в себя, в том числе, и следующие действия:

  • объективная оценка анамнеза;
  • оценка жалоб человека;
  • анатомические индивидуальные особенности;
  • голосообразующие характерные изменения;
  • атаки голосовые;
  • дыхание на физиологическом и фонационном уровне;
  • интонационные и темпо-ритмические характеристики голоса.

То есть прежде чем начинается комплексная лечебная коррекция или устранение патологий, делается объективная оценка при учитывании всех необходимых данных.


Коррекция нарушения голоса

Лечебные мероприятия, направленные на коррекцию и устранение патологий в речевом аппарате, полностью зависят от характера расстройств и причин, повлекших изменение фонации. Например, нарушение голоса у детей логопедия будет не способна исправить, если утрата произошла вследствие психологической травмы. Поэтому после того, как происходит выявление причин, начинаются коррекционные мероприятия и работа, направленная и лечение.

  1. лечение, которое действует общеукрепляюще;
  2. массажирование передней стенки шеи;
  3. приемы ЛФК;
  4. прописывается курс физиотерапии;
  5. назначается соблюдение режима речевого воспроизведения.

Если имеют место органические нарушения, то медикаментозная терапия назначается как местно, так и в общем режиме:

  • применение прописанных лекарственных препаратов;
  • укрепляющие ингаляции;
  • хирургическое обрабатывание ЛОР-патологий;
  • удалений избыточных наростов тканей;
  • применение препаратов (локальное).

Для предупреждения осложнений коррекционную работу с голосовым аппаратом следует начинать сразу же после выявления проблемы, потому что любое промедление может патологически отразиться на функциях голосовой передачи и значительно усложнить работу врачей.

В основном медицинские мероприятия, направленные на устранение патологий, это:

  1. приемы психотерапии;
  2. коррекционные дыхательные упражнения;
  3. развитие артикуляции.

Профилактика патологии

Профилактическая работа до появления патологии очень важна, и такие мероприятия должны обязательно проводиться у людей, чьи профессиональные обязанности связаны с риском нарушения функций голоса. От интенсивности профилактики также полностью зависит возможное возникновение нарушений в работе речевого аппарата.

Если у человека наблюдаются сильные анатомические патологии, то профилактика также важна, потому что значительно облегчает больному течение лечения.

Для того чтобы избежать нарушений работы голосовых связок, необходимо сформировать правильную работу аппарата, который помогает и дает возможность пользоваться голосовыми функциями, а именно:

  • хорошо помогает профилактика простудных заболеваний;
  • необходимо отказаться от курения и алкоголизма;
  • принимаемая пища должна быть теплой;
  • напитки не должны сильно переохлаждать горло;
  • голосоподача должна быть освобождена от резких перепадов.

У людей, чья работа связана с нагрузкой на голос, есть особенная необходимость любую простуду лечить при постельном режиме и не допускать переохлаждения голосовых связок. Потому что если есть необходимость и дальше использовать свой голосовой аппарат в полной мере, то необходимо уделять ему должное внимание.

Новое на сайте

>

Самое популярное