Домой Практическая психология Защита отечества необходима потому что. Защита Отечества – священная обязанность

Защита отечества необходима потому что. Защита Отечества – священная обязанность

Защита отечества и проблема насилия? ненасилия в православном мировоззрении

В сказке Л.Н. Толстого «Об Иване дураке» война тьмутараканского царя с Ивановым народом кончается быстро от того, что дураки не обороняются, а добровольно отдают добро насильничающим солдатам; солдатам становится «скучно» и «гнусно», и войско разбегается. «Читая эту сказку, ? пи- шет И.А. Ильин, ? невольно соглашаешься, что дуракам Иванова царства воевать не стоило» . Далее, в своем произведении «Основное нравственное противоречие войны» он формулирует проблему: «Но если есть в жизни людей такое духовное достояние, которое они любят больше себя и которое стоит защищать хотя бы ценою мучений и смерти, и если этому достоянию грозит опасность от нападений насильников, то как же не отозваться им доброю волею и готовностью на призыв к защите от нападения?» .

При поверхностном рассмотрении этой проблемы, возможности сочетания христианского вероучения с воинским служением по защите Отечества возникают, казалось бы, неразрешимые противоречия.

С одной стороны, вопрос совместимости военной службы с христианским званием определен еще на Церковном Соборе в Арле в 314 г., где впервые Церковь документально засвидетельствовала свое отношение к этому вопросу. «Отлучаются от причастия те христиане, которые бросают оружие во время мира», ? таково постановление Собора.

С другой стороны, как может сочетаться воинское служение, основанное на насилии, с евангельскими истинами, провозглашенными Самим Господом нашим Иисусом Христом: «мир Мой даю вам» (Ин., 14, 27), «не противься злому» (Мф., 5,39); «любите врагов ваших» (Мф., 5,44); «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26, 52), которые определяют христианское мировоззрение?

Возникают вполне очевидные вопросы: «Может ли христианин служить в армии, принимать присягу, брать в руки оружие? Не противно ли духу любви христианской посвящать свою жизнь делу, связанному с умениями и навыками нанесения физической боли и даже уничтожения подобных себе людей»? Упрощенные суждения по этой проблеме приводят либо к пацифистским умозаключениям, либо к фанатизму, нетерпимости, агрессивности и мстительности. И та и другая крайности не снимают обозначенное противоречие, а лишь усугубляют его.

Рассмотрение антиномии насилие? ненасилие представляется наиболее продуктивным в ценностном пространстве от сферы положительных абсолютных ценностей: Добро, Истина, Красота до сферы их противоположностей? абсолютно негативных ценностей: зло, ложь, «безобразность» и связано с проблемами происхождения зла, природы насилия и возможности применения силы в борьбе со злом . Ключевыми ценностями здесь выступают такие понятия, как «жизнь», «страдание», «спасение», «благополучие», «любовь», «вера», «польза», «наслаждение», «самоутверждение» и другие, которые характеризуются своей разнонаправленностью по всему спектру ценностного пространства.

«Жизнь» ? сама по себе важнейшая положительная ценность, обладающая огромной силой в поведении человека. Человеку свойственно бороться за свою жизнь, стремиться делать ее лучше, краше, обеспеченней, достойней, совершенней. Однако если все это достигается за счет жизней других людей, рассматриваемых как средства, за счет предательства, подавления, порабощения или уничтожения их, то такая жизнь становится злом. И наоборот, когда человек, преодолевая великую силу ценности жизни, отдает ее во имя высших («сверхличных») ценностей? любви к Богу, любви к человеку («любви к ближнему своему»), то обретает духовную высоту.

Однако здесь необходимо помнить, что любовь как ценность весьма относительна в ценностном пространстве. Любовь к ближнему может быть эгоцентричной. Так, например, материнские чувства, имеющие огромную силу, трансформируют материнскую любовь в безумную любовь, которая абсолютизирует удовлетворение витальных потребностей ребенка, ограждая его от возможных страданий, испытаний, переживаний, так необходимых человеку для духовного его роста. Материнское «не отдам своего сына в армию, потому что в ней "дедовщина" и вообще там опасно» ? характерное проявление безумной любви матери, которая, оберегая свое дитя от земной гибели при защите Отечества, обрекает его на духовную деградацию и духовное падение.

Любовь к ближнему, к которой призывает моральный закон, должна быть направлена, прежде всего, именно на субстанциальное ядро личности (бессмертная душа), а не на личность как члена какого-то коллектива, хотя бы этим коллективом было человечество. Не любовь к человечеству, а любовь к человеку (к «ближнему») есть основное требование этики. Но при этом надо иметь в виду, что любовь к человеку и служение сверхличной и сверхобщественной идее добра, предполагают друг друга и образуют нерасторжимое двуединство.

Видный философ русского зарубежья С.А. Левицкий рассматривал «любовь к человеку неотделимой от любви к сверхличной идее-ценности, усматриваемой нами в этом человеке. Любовь к человеку без императива морального закона не может быть достаточным основанием нравственности, ибо человек как природное и социальное существо не имеет в себе того, что было бы достойно любви в добре. Но следование моральному закону без любви к живому человеку лишает добро конкретности и полноценности. Подлинная любовь к человеку всегда направлена не только на его данную, непосредственно проявляющуюся природу, но и на его идеальный образ. Мы можем прощать человеку его слабости и несовершенства; но если мы теряем из виду идеальный образ его первозданной слабости, то наша любовь становится слепой (безумной. ? Н.Г. ), низводится до уровня естественной склонности или рабской преданности. Слепая любовь к человеку, слепая любовь к Родине (к коллективной личности нации), даже слепая любовь к человечеству не есть еще любовь в добре. Но, с другой стороны, если мы стремимся к благу другого лишь ради уважения к моральному закону, ради любви к идее добра, то мы невольно впадаем в утонченное фарисейство. Ибо любовь к идее добра не есть еще любовь к самому добру, которое носит лично-сверхличный характер. Подлинная любовь в добре всегда совмещает в себе "любовь к ближнему" и "любовь к дальнему"» .

В Евангелии первая заповедь - «возлюби Господа Бога твоего». Заповедь же «возлюби ближнего твоего, как самого себя» дается вслед за первой заповедью, а не прежде нее и не наравне с ней. Но, с другой стороны, любовь к Богу не только не противоречит любви к человеку; сама любовь к человеку, лишенная неиссякаемого источника божественной любви, внутренне скудеет и легко обращается в свою противоположность. Проникновенные слова на эту тему можно найти у Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» (1876, декабрь, гл. 1, III): «Любовь к ближнему, составляющая высшую этическую добродетель, невозможна вне любви к Богу. Христианская любовь к ближнему есть всегда любовь "в Боге", ибо сама идея человека как личности заключает в себе абсолютоподобие - Богоподобие, - образ Божий в человеке. Любовь к Богу должна стоять выше любви к человеку, но не противоречить ей. Ибо христианство есть религия богочеловечества, религия, утверждающая внутреннее родство Бога и человека, идею богосыновства. Если любовь к Богу противоречит любви к человеку, то это - признак религиозного фанатизма, создающего себе из Бога метафизического идола».

С предельной ясностью выражена евангельская истина в словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13). Поэтому воинское служение есть жертвенное служение, так как человек во имя защиты слабых, беззащитных, ближних своих, встав на путь насилия по отношению к злу, сознательно обрекает себя на земную гибель: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26, 52).

Выдающийся русский философ И.А. Ильин весьма убедительно обосновал необходимость такого служения: «Христос учил любви: но именно любовь подъемлет многое: и жертву неправедности, и жертву жизни. Да, взявшие меч погибают от меча; но именно любовь может побудить человека принять эту гибель. Взявший меч готов убить, но он должен быть готов к тому, что убьют его самого: вот почему приятие меча есть приятие смерти, и тот, кто боится смерти, тот не должен браться за меч. Однако в любви не только отпадает страх смерти, но открываются те основы и побуждения, которые ведут к мечу. Смерть есть не только "кара", заложенная в самом мече; она есть еще и живая мера для приемлемости меча. Ибо браться за меч имеет смысл только во имя того, за что человеку действительно стоит умереть: во имя дела Божьего на земле. Бессмысленно браться за меч тому, кто не знает и не имеет в мире ничего выше самого себя и своей личной жизни: ибо ему вернее бросить меч и спасаться, хотя бы ценою предательства и унизительной покорности злодеям. Но за Божие дело - в себе самом, в других и в мире - имеет смысл идти на смерть. Ибо умирающий за него отдает меньшее за большее, личное за сверхличное, смертное за бессмертное, человеческое за Божие. И именно в этой отдаче, именно этою отдачею он делает свое меньшее - большим, свое личное - сверхличным, свое смертное - бессмертным, ибо себе, человеку, он придает достоинство Божьего слуги. Вот в каком смысле смерть есть мера для приемлемости меча» .

Следовательно, воинская служба по защите Отечества как жертвенное служение во имя любви к ближним, по сути, есть святое дело.

«Так слагается один из трагических парадоксов человеческой земной жизни: именно лучшие люди призваны к тому, чтобы вести борьбу со злодеями - вступать с ними в неизбежное взаимодействие, понуждать их злую волю, пресекать их злую деятельность и притом вести эту борьбу нелучшими средствами, среди которых меч всегда будет еще наиболее прямым и благородным. Вести борьбу со злодеями есть дело необходимое и духовно верное; но пути и средства этой борьбы могут быть и бывают вынужденно-неправедные. И вот, только лучшие люди способны вынести эту неправедность, не заражаясь ею; найти и соблюсти в ней должную меру; помнить о ее неправедности, о ее духовной опасности; и найти для нее личные и общественные противоядия. Счастливы в сравнении с ними монахи, ученые, художники и созерцатели: им дано творить чистое дело чистыми руками. Но не суд и не осуждение должны они нести воинам, а благодарность к ним, молитву за них, умудрение и очищение: ибо они должны понимать, что их руки чисты для чистого дела только потому, что у других нашлись чистые руки для нечистого дела. Они должны помнить, что если бы у всех людей страх перед грехом оказался сильнее любви к добру, то жизнь на земле была бы совсем невозможна» .

Война? дело жестокое. Может ли быть на ней место христианской любви? Или воин должен, забыв о ней, учиться «науке ненависти»? И Священное Писание, и многочисленные примеры из жизни святых говорят нам о том, что нет такого места и времени, когда христианин должен забывать о любви. В старые времена на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся «за веру, Царя и Отечество», Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым. Такое почтенное и поучительное название призывало в первую очередь любить Христа больше и превыше всего, любить не языком и словом, а делом и истиною, т.е. благоговея перед Крестом Его и Евангелием, исполняя святые заповеди Его, убегая невоздержания, сквернословия, лжи, буйства и притеснения ближних, употребляя мужество свое не на поражение только врагов Отечества, а и на низложение своих собственных страстей; одушевляясь к перенесению трудностей звания своего не похвалою только начальников, не достижением внешних, в чем бы они ни состояли, отличий, а постоянно устремляя взор к тем нетленным венцам, которые на главу победителей возложит некогда Сам Владыка неба и земли. Одним словом, надо оставаться христианином во всех своих поступках, мыслях и движениях сердца.

Это непросто. Воинская служба не легка сама по себе. Помимо физических тягот и лишений, она несет с собой необходимость решать нравственные вопросы, находясь вдалеке от дома, родных и близких, от тех, кто мог бы помочь советом. Она требует высочайшего духовного напряжения, особенно трудного для совсем молодых людей, не имеющих достаточного опыта жизни. Но христианин не должен отчаиваться, и чувства беспокойности не должно быть у него. С ним Христос? Тот, Кто сказал Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин., 16,33). С ним Святая Православная Церковь, ежедневно возносящая во святых храмах молитвы «о богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее».

Если христианин останется верен своему званию, то он увидит, что воинская служба не только не мешает, но в высшей степени способствует раскрытию христианских добродетелей в человеке. Где еще вы найдете такое служение, которое требовало бы столько самоотвержения, мужества и бодрствования духа?

Разве не само Евангелие учит христиан быть мужественными в борьбе со злом и великодушными к падшим, притесняемым, бедным? Разве не Евангелие призывает исполнять долг свой и повиноваться властям не из страха, но по совести и от души, признавая в установлениях земных волю Отца Небесного? И не в Евангелии разве заповедано радоваться лишениям и недостаткам, приближающим нас к святым и Самому Спасителю нашему? А раз так, то воин, слушающий Слово Божие, будет и львом на поле брани, и агнцем под кровом мирного жителя и среди товарищей по оружию. Он будет послушлив без лицемерия и терпелив без ропота, будет первым в трудах и последним у награды. Там, где неверующий увидит только ущемление своих прав, христианин увидит врачевство, исцеляющее от гордости и научающее смирению. Там, где неверующий ожесточится, христианин пуще возлю- бит Бога.

Не случайно во все времена, включая советские и постсоветские, верующие военнослужащие обращали на себя внимание добросовестным выполнением своих служебных обязанностей. Это обстоятельство не могло остаться незамеченным, и немало командиров и воспитателей в современной российской армии стали практиковать религиозное просвещение личного состава. В войсках стали появляться священнослужители, которые помогают обустраивать православные уголки, молитвенные комнаты и даже храмы.

По данным социологических исследований, проведенных Главным управлением воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, за десять лет, начиная с 1994 г., количество верующих военнослужащих возросло более чем в три раза. Чем объясняется высокая восприимчивость военнослужащих к религии? Иногда это объясняют как дань моде, но такое суждение выглядит поверхностным.

Воинская служба нередко находится на грани жизни и смерти? это «последние пределы, которых может достигнуть рассуждающий ум на путях своего естественного развития и самосозерцания» . Следовательно, служба в армии связана с нравственным выбором воина. До этого момента человек может позволить себе быть атеистом. Тезис, что на войне атеистов нет, подтвержден самой жизнью. Именно поэтому в боевых подразделениях и частях, выполняющих задачи в горячих точках, наблюдается больше верующих военнослужащих.

Защита Отечества в христианском мировоззрении почитается как священное дело, ибо меч вверяется воинству не только властью земной, но и Божией. Следовательно, воин, носящий меч, есть «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим., 13, 4), и отвечать ему? перед Богом. Преподобный Сергий Радонежский, ставший при жизни воплощением кротости и смирения, ушедший из монастыря, чтобы не быть втянутым в борьбу за власть, благословил русское войско на Куликовскую битву. Более того, он отрядил в войско Дмитрия Донского двух монахов? Ослябю и Пересвета, дабы не только со стороны благословить, но и освятить непосредственным участием верных сынов Церкви ратный подвиг освобождения русской земли от захватчиков. Тем самым Сергий Радонежский, засвидетельствовал раз и навсегда, что Святая Православная Церковь почитает ратное дело поистине священным, непостыдным даже для тех, кто оставил мир для исполнения в полной мере заповедей Христа.

Левицкий С.В. Свобода и ответственность: Основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме. М., 2003. С. 230.

Левицкий С.В. Свобода и ответственность: Основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме. М., 2003. С. 233.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996. С. 209.

Там же. С. 210 .

Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М., 2001. С. 9.

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 1.1История становления законодательства России о защите отечества 7 1.2 Общие положения о воинской обязанности гражданина 15 Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА РФ 22 Глава 3 АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ 30 3.1 Права, обязанности и ограничения военнослужащих 30 3.2 Ответственность военнослужащих 31 3.3 Воинский учёт. Организация воинского учёта и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Призыв на военную службу 38 3.4 Обязательная подготовка к военной службе 47 3.5 Нахождение граждан в запасе (резерве) вооружённых сил РФ, других войск и федеральных органов 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59 Приложение 64

Введение

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Долг - это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живёшь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанности перед семьёй и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданский долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие «воинский долг» имеет глубинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, любуется её красотой. Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идёт, прежде всего, о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг. В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь правовых основ сознательного служения Отечеству. Изложенные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность настоящей выпускной квалификационной работы, определяют её теоретическое и практическое значение. Цель ВКР состоит в раскрытии правовых основ защиты Отечества, как долга и обязанности граждан. Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач: - изучить правовую основу воинской обязанности и военной службы в российской федерации; -проанализировать проблемы организации правового обеспечения человеческого фактора защиты отечества, формирование личности защитника - рассмотреть рекомендации по повышению роли политической власти в формировании статуса граждан РФ в защите отечества Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты отечества. Предметом исследования является нормативные акты, что содержатся в Конституции РФ по защите Отечества в Российской Федерации. Научна разработанность проблемы. Степень научной разработанности темы исследования. К конституционным основам защиты Отечества в Российской Федерации в той или иной степени проявляли интерес многие правоведы. Многоаспектность данной темы объясняется тем, что отдельным её вопросам уделялось внимание как в юриспруденции (прежде всего в науке конституционного и военного права), так и в философии, психологии, социологии. Комплексный характер исследуемой темы предполагает многоплановость поставленных в работе, проблем и необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты Общетеоретическую основу исследования составили работы в области теории государства и права, а также теории прав человека и гражданина. Среди них труды М.В. Баглая, А.В. Кудашкина, Д.Н. Бахраха, Г.В.Атаманчука, Н.Т. Шерипова, В. Борисенка и других. Источниковая база исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, метод единства исторического и логического, системно-структурный в сочетании с другими частно-научными методами: сравнительного правоведения, формально-юридического. Нормативная и эмпирическая база исследования основывается на положениях Конституции РФ и конституций ряда зарубежных государств, международно-правовых актах, федеральном законодательстве, подзаконных правовых актах, практике Конституционного Суда РФ, связанных с вопросами защиты Отечества. В работе использованы конституции и иные нормативно-правовые акты советского периода, законодательные акты некоторых субъектов РФ, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие вопросы понятия, содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества. Особую роль в разработке темы дипломного исследования сыграли стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания 1993 г. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии научного понимания правового аспекта защиты Отечества в Российской Федерации как гражданской обязанности. Результаты исследования, сформулированные на основе всестороннего анализа и обобщения научных данных и материалов практики, призваны способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в сфере защиты Отечества. Структура работы содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть курсовой работы содержит три главы. Список использованных источников содержит в себе периодику, справочные издания и научную литературу.

Заключение

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству. Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного государства, полноправного субъекта международного права. Защита Отечества на протяжении всей истории России имела большую актуальность. В основе этого лежит ряд факторов: особое географическое положение, значительная территориальная протяжённость, многонациональный состав населения, частые посягательства иностранных государств и дестабилизирующих групп на суверенитет и целостность страны, а также разнонаправленные векторы становления российской государственности. Реформирование российского общества сегодня выдвигает ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного и цивилизованного государства, решение которых требует глубокого осмысления гражданами Российской Федерации всего исторического, культурно-нравственного и духовного наследия, оценки происходящего, формирования конструктивной жизненной позиции. Это предполагает необходимость развития у граждан высоких патриотических чувств - любви к Родине, готовности к выполнению долга и обязанности по защите Отечества. Уяснение природы, нормативного содержания и реализации конституционной обязанности по защите Отечества имеет важное теоретическое и практическое значение. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что угроза безопасности России, которая имела место в прошлом, в настоящее время не исчезла, а приобрела иной характер. В рамках обязанностей и функций государства можно справиться с любым видом «вируса агрессии», но дело здесь не только в государственных инструментах, но и в каждом гражданине. Активность самого индивида - самостоятельный и существенный элемент реализации долга и обязанности по защите Отечества. Поэтому представляется необходимым, в первую Проблемы совершенствования правового обеспечения деятельности государства и граждан по защите Отечества приобретают особую актуальность с учётом незавершённости процесса реформирования военной организации страны, и несовершенства нормативной правовой базы в указанной сфере С этого следует, что воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней убеждённости воинов Армии, Флота, Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность добровольно выполнить воинский долг - дело чести и совести. Таким образом, приходим к выводу, что субъектами обязанности по защите Отечества выступают каждый гражданин Российской Федерации, весь многонациональный народ России, Российское государство, все органы государственной власти и их должностные лица, органы местного самоуправления. Обосновывается целесообразность раздельного рассмотрения взаимосвязанных категорий «конституционный долг по защите Отечества» и «конституционная обязанность по защите Отечества», рассматривается их взаимосвязь. Даётся аргументированное опровержение научной точки зрения, согласно которой долг по защите Отечества представляет собой непременное требование государства, которое может обеспечиваться принуждением со стороны последнего. Определим, что конституционный долг по защите Отечества как отражённое и закреплённое в Конституции РФ моральное требование, предъявляемое к поведению человека, социально-политическая сущность которого выражается в защите России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины. Отечество - это не абстракция, а объективная действительность, реально существующее общественное явление, которое находится в постоянной и неразрывной связи с личностью, представляя собой ценностно-насыщенный организм, выступает определённой всеобъемлющей средой, связанной со всеми сферами жизни общества, где деятельность людей находит своё отражение в её историческом развитии. Защита Отечества - долг не только граждан Российской Федерации, но и любого иного лица, чей субъективный выбор определил Россию Отечеством. Такому лицу нельзя отказать в осуществлении его защиты. В случае, когда лицо целенаправленно «увеличивает» границы своей Родины (получает второе гражданство), у него возникает прямая обязанность по ее защите от проявлений внешней агрессии со стороны другого государства группы государств), о чем должно быть обязательно указано в соответствующих международных актах. Защиту Отечества, помимо внешнего, характеризует и внутренний аспект, т. е. она предполагает не только участие граждан в обороне государства, когда имеют место проявления внешней агрессии, но и их участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения, а также в предотвращении узурпации государственной власти.

Список литературы

Нормативно – правовые акты 1. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года (ред. от 15.02.2016), // СЗ РФ от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475. 2. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. от 01.02.2012) – ст.1– Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 3. Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 № 424-ФЗ) – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 4. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (с изменениями от 04.12.2006) - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об альтернативной гражданской службе" 6. Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 года, // СЗ РФ от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750. 7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская Газета от31 июля 1995 г. 8. Федеральный закон от 03.04.95 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ a. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30. 12.2008.Де7-ФКЗ) 9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) –Глава 33 - Режим доступа: //www.consultant.ru 10. Конституция СССР принята на внеочередной седьмой Сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года II Ведомости ВС СССР. 1977N 41, ст. 617. 11. Военное законодательство Российской Империи (Кодекс русского военного права) //Русский военный сборник. Вып. 10, 1996, с.364. 12. Указ Президента РФ от 02.03.95 № 232 (ред. от 05.08.2002) «Об утверждении положения о федеральной пограничной службе Российской Федерации» – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ 13. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года //Собрание законодательства РФ. 1999. № 2 14. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) (с изменениями от 23 октября 2008 г., 14 января, 29 июля 2011 г.) 15. Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ: (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495) (с изменениями от 29 июля 2011 г.) - Ст. 5749 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ Научная и учебная литература 16. Авчинников А. Г. Письма Р. И. Кондратенко.- «Братская помощь», № 7. Спб., 2011. 17. Административное право Украины: учебник для юридических вузов и фак. / Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др. ; под ред. Ю.П. Битяка.- X., 2000.- 520с. 18. Административное право Украины: учебное пособие / под ред. Ю.П. Битяк, В.В. Зуй.-Х., 1999.- 224с. 19. Актуальные вопросы формирования у воинов Вооружённых Сил Российской Федерации патриотизма и высоких моральных качеств / Отв.ред. B.C. Пусько. М.: Военный ун-т, 2013. 20. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012. 21. Бахрах Д. Н. «Административное право России. Учебник для вузов». М.: НОРМА, 2012 22. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: АСТ, 1998. 23. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997; СПб.: Норинт, 1997. 24. Борисенко В. Повысить ответственность за преступления против военной службы //Российская юстиция. 2002. № 6. С.52-53 25. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодёжи. Сов.гос. и право, 2013, 26. Вестник военной информации. 1998. № 1-12. 27. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. - М., 1997. 28. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. 29. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5. 30. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998. 31. Военное законодательство Российской империи (кодекс Русского Военного права). М.: Военный университет, 1996. 32. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986 33. Волкова И.В. Военное строительство Петра I н перемены в системе социальных отношений в России І! Вопросы истории. №3.2016. 34. Воспитание и образование войск.- «Военный сборник», № 4. Спб., 2011. 35. Государственное право Российской Федерации: Учебник для высших учебных заведений / Е. И. Козова, О. Е. Кутафин, Н. А. Михалева, Ю. И. Скуратов. - М., 1996. 36. Епишев A.A. Воспитание воина-гражданина. В сб.; Проблема революции в военном деле. М.- Боениздат, 2011 37. Жуйков В. И. Права человека и власть закона. - М., 1996. 38. Кедрин С. Образование солдата и офицера и их взаимное сближение.- «Братская помощь», № 9. Спб., 2009. 39. Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. 40. Козова Е. И. Конституционное право России. - 2-е изд. - М., 1998. 41. Кондратьев. Тактическое образование офицеров. Военные беседы, исполненные в штабе войск гвардии и петербургского военного округа в 1896-1897 гг. Спб., 2010. 42. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. 43. Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2014. Вып. 5. С. 6. 44. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и её месте в системе государственной службы // Право в Вооружённых Силах. 2003. № 8. 45. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. - М., 1997. 46. Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 21. 47. Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке. М., 2005. С. 26. 48. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. 49. Мятлев Н. Тысячники и московское дворянство XVI столетия. Орел, 2012. 50. Новое положение о порядке обучения молодых солдат.- «Военный сборник», № 2. Спб., 2011. 51. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 1996. 52. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,:Азбуковник, 1999, с.672. 53. Пузыревский. Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого. Спб. 2009. 54. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., 1994. 55. Семакин А.С. Российский институт вооружённой защиты Отечества И Основы безопасности жизнедеятельности. №11.2010. 56. Сравнительное конституционное право. М., 1996. 57. Хлыновский М. Новые методы обучения в военной школе.- «Военный сборник», № 6. Спб., 2015. 58. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996. 59. Шерипов Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы //Журнал российского права. 2010. № 7. С. 37

Беларусь даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса убедительно доказала способность противодействовать разносторонним вызовам современности. Об этом заявил глава государства Александр Лукашенко, выступая сегодня на приеме по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси, передает БЕЛТА.

Президент подчеркнул, что в Беларуси поставлен надежный заслон любым проявлениям экстремизма и антиконституционных действий.

Беларусь на протяжении многих лет олицетворяет собой пример политической и социальной стабильности, в чем немалая заслуга силовых структур. По словам главы государства, "обеспечено поддержание необходимого уровня боевой готовности войск, высокого морального духа военнослужащих". Взвешенный и конструктивный процесс военного строительства проверяется и регулируется в ходе крупномасштабных учений, которые красноречиво говорят о готовности белорусской армии эффективно выполнять поставленные перед ней задачи.

Александр Лукашенко отметил, что День защитников Отечества давно вышел за рамки профессионального праздника и стал поистине всеобщим. "Это не просто дань традиции, - добавил он. - Мы помним свою историю, свято чтим тех, кто с оружием в руках защищал от агрессоров нашу Родину. С глубоким уважением относимся к наследникам воинской доблести - людям в погонах".

"Как показывают социологические исследования, армия в нашем обществе пользуется высоким авторитетом и доверием у людей. Это значит, что молодое суверенное белорусское государство делает все, чтобы его Вооруженные Силы были надежной гарантией безопасности и спокойствия в нашей стране", - сказал Лукашенко.

На долю Беларуси в XX веке выпало немало суровых испытаний, но страна неизменно с достоинством выходила из трудных ситуаций потому, что народ и армия в едином строю вставали на ее защиту, проявляя доблесть и героизм. "Мы выстрадали Победу и осознали, что защита Родины - дело всенародное. Поэтому и сегодня вполне закономерно высокое чувство ответственности наших людей за сохранение мира и стабильности на белорусской земле. Первое десятилетие нового века показало, что проблема защиты своего Отечества не становится для нас менее актуальной", - отметил Президент.

По его словам, глобальный кризис, затронувший все страны, обостряет и геополитические проблемы человечества, существенно влияет на военную обстановку в самых разных регионах планеты. "Чаще для достижения корыстных целей пользуется неприкрытое давление. Растущую тревогу вызывает обострение конкурентной, не всегда добросовестной борьбы, активизация информационных атак, поощрение деструктивных сил из-за рубежа. Этим и другим угрозам надо умело и системно противостоять", - заявил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что Беларусь в таких непростых условиях успешно развивается и доказала свою способность противостоять вызовам современности.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Долг и обязанность

Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества - это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, - говорил писатель И. С. Тургенев (1818-1883), - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

    Путешествие в прошлое
    Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
    Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
    Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

    Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Памятник на Бородинском поле

    Тебе уже известно об одном из полей боевой славы - Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображённых на фотографиях монументах.

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Памятник на Прохоровском поле

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

В чём заключается военная служба

Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения возраста 17 лет. Он обязан состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате (военном комиссариате).

Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе. В чём она состоит?

На уроках истории ты узнаешь о войнах далёкого и недавнего прошлого, о воинской славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. По направлению военкомата ты сможешь получить ту или иную военно-учётную специальность. Многие ребята по собственному желанию ходят на занятия по военно-прикладным видам спорта (стрелковым, парашютным и т. п.).

Военная подготовка осуществляется также в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах. Это образовательные учреждения среднего (общего) образования с дополнительными образовательными программами, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству - Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

После принятия Военной присяги военнослужащий может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

Каковы общие обязанности военнослужащих? Вот некоторые из них:

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

Военнослужащие, занимающие различные должности, выполняют должностные обязанности (например, обязанности офицера).

Те военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий, а также действуют в других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности (например, обязанности часового).

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

Реактивная система залпового огня «Смерч».
Парад в честь 65-летия Победы. 2010 г.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба - обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Танк Т-90С, названный за высокую манёвренность летающим

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

Проверим себя

  1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина.
  2. Что такое военная служба?
  3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
  4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
  5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

В классе и дома

  1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?
    • «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    • «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    • «Дисциплина - мать победы».
    • «Солдат - не разбойник».
    • «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    • «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».
  2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?
  3. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.
  4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.
  5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
  6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Учимся быть мужественными

Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

  • «Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
  • С детства учись быть верным слову. Верность слову - нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать...
  • Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым...
  • Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку...
  • Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество - это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
  • Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость - это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью...

Посвятить свою жизнь защите Отечества - честь юноши...»

Проблема сохранения памяти защитников отечества на примере Приднестровья

Устоявшееся словосочетание «защитник Отечества» является категорией нравственной, исторической, политической. В нашем сознании оно неразрывно связано, прежде всего, с понятием Родины, служением ей, патриотизмом. Несомненно, что для гражданина одного государства понятие Отчизны и ее защиты будет отличаться от установленного в другом государстве понятия, а также практики применения. Кроме того, эти установки, безусловно, претерпевают изменения в течение определенного времени, зависят от политики государства на том или ином этапе его развития.

Для нас, приднестровцев, понятие «Отечество» связано, прежде всего, с определением «Большой Родины», с отнесением своей идентичности к славянской, православной цивилизации, нашедшей свое отражение в образе «Великая Россия». Наше Отечество определено становлением российской государственности, жизнь «за царя и Отечество», за православную веру являлась основным мерилом оценки человеческой личности.

Накануне Полтавского сражения 1709 г. Петр I ярко выразил идею служения Отечеству: «А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». Великий М.В. Ломоносов в своих трудах сблизил понятие «патриот» и «гражданин», давая им одинаковые характеристики, утверждая, что потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла.

В XIX в. понятие «Отечество» связывалось с приоритетом национальных, духовных категорий: религиозно-нравственный идеал, духовная мудрость, соборность, закон любви к Богу и ближнему сочетались с народностью - патриотизмом, с любовью к русской истории и культуре.

Государство являлось важнейшим институтом Отечества, его главной функцией определялось «вести народ всеми народными способами к тому, чтобы он всегда и неизменно стремился к бесконечному нравственному совершенствованию, создавать для такого совершенствования материальные и духовные условия, побеждать пороки людей и укреплять, защищать добродетель, выяснять народу высшие идеалы и всячески бороться из-за этих идеалов»; для государства «более полезные такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить Отечеству свои силы и даже жизнь».

Благоденствие государства, по мнению российских педагогов конца XIX - начала XX в., напрямую зависело от умения служить Отечеству, которое формируется силой примера старших, под влиянием рассказов о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутых искренним патриотическим чувством самого наставника, под влиянием поэтических произведений, патриотических песен, творческого празднования дней, имеющих особое значение в жизни Отечества; большое значение имело присутствие на церковном богослужении и вознесение молитвы «За царя и за Отечество!».

В советское время формируется понятие «социалистическое Отечество», которое понимается как «многонациональное государство, в котором воспитывается советский патриот на основе пролетарского интернационализма и верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, а также подчинения отдельной личности интересам коллектива, общества, государства».

Понятие «Отечество» рассматривалось, прежде всего, с классовых позиций. Новый советский патриотизм вдохновлял граждан Советского Союза на трудовые и боевые подвиги, благодаря ему, во многом, состоялась победа над фашистской Германией, произошло восстановление страны. Однако патриотизм, основанный на атеистическом мировоззрении, лишал человека духовных национальных ценностей, разрушая преемственность, нравственность, духовные традиции .

В последние десятилетия понятие «Отечество», подходы к его трактовке вызывают особый интерес. С разрушением СССР, становлением суверенных, независимых государств отмечается возрастающее внимание к идее национальной самобытности, национальной культуры, национального характера.

Одновременно появились новые подходы, которые определяют личность как часть цивилизации, человечества.

При этом, с одной стороны, ценность Отечества понимается как принадлежность к обществу, к определенной культуре, восприятие себя в качестве неотъемлемого звена в исторической цепочке культуры и государства. С другой стороны, Отечество определяется как начало диалога, пути к Человечеству, еще более широкой общности .

В определении понятия «Отечество» непременно присутствует определение «Большой» и «малой» Родины. В процессе понимания и постижения понятия «Отечество» человек проходит несколько стадий: Я и мои близкие (семья), Я и мой регион (малая родина), Я и моя страна (Большая Родина). Кроме того, содержание понятия «Отечество» следует рассматривать в узком и широком смыслах: Отечество - это место рождения человека, связь с его родом, прошлым и поколениями (малая родина); это страна, обладающая государственным суверенитетом, определенными духовными, культурными ценностями, языковой общностью, принадлежащими данному народу (Большая Родина).

Приднестровская Молдавская Республика - уникальное государственное образование. Феномен Приднестровья привлекает внимание международных экспертов, политологов, историков, журналистов.

Что есть «Отечество» для приднестровцев?

Актуальность определения содержания такого ключевого понятия, как «Отечество», связана не только со становлением приднестровской государственности, но и с различными аспектами духовно-нравственного воспитания, исторического образования.

ПМР - государство, территория которого состоит из правобережной территории (часть Бессарабии) и Левобережья Днестра, вошедшего в состав Российской империи в конце XVIII в. «Дикое поле» было обустроено благодаря российской государственности, активной колонизационной политике.

Богатейшая история, конфессиональная и национальная терпимость, уважительное отношение к культуре и самобытности проживающих совместно народов послужили основой для формирования особого менталитета приднестровцев, на протяжении веков проживающих в условиях пограничья, вынужденных защищать себя и свое Отечество.

Защита Отечества - это основа безопасности Родины, укрепление ее могущества и постоянная готовность к отражению угрозы. Защитник Отечества, защитник Родины - это патриот, готовый «постоять за свое Отечество, не жалея живота своего».

В основу Целевой президентской программы были положены следующие принципы:

  1. Приднестровье, осознавая себя частью славянского, православного сообщества, избрав путь воссоединения с Россией, сохраняя историческую преемственность, соотносит понятие своего Отечества и его защиты с отстаиванием интересов российской государственности с эпохи ее утверждения на Приднестровской земле.
  2. Работа по увековечению памяти защитников Отечества отнесена к важнейшей составляющей внешнеполитической и внутриполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики .
  3. Любовь к Родине, патриотизм, гражданское самосознание, бережное сохранение и уважение исторического прошлого нашего Отечества выступают как основные ценностные категории в формировании целостного образовательного и воспитательного пространства Приднестровской Молдавской Республики .
  4. Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества является священным долгом всех граждан Приднестровской Молдавской Республики .

В Приднестровской Молдавской Республике к категории защитников Отечества, чья память подлежит увековечению, отнесены: погибшие при защите Отечества или его интересов при исполнении служебных обязанностей по защите Отечества; умершие от ран или заболеваний, полученных при защите Отечества; без вести пропавшие в ходе военных действий или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибшие, умершие в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утратившие своей чести и достоинства, не изменившие Родине.

К особой категории защитников Отечества были отнесены уроженцы Приднестровья или захороненные на территории Приднестровья Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы в период Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., погибшие при выполнении Советским Союзом интернационального долга на территории других государств, в период агрессии Молдовы против Приднестровья в 1990-1992 гг.

Согласно концепции Целевой президентской программы, подлежит увековечению память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народа .

С 2009 г. в Приднестровье развернулась комплексная, масштабная работа по восстановлению и ремонту памятников воинской славы. Увековечение памяти защитников Отечества стало не только важнейшей частью государственной политики, ее приоритетом, но и по-настоящему общенародным делом, в том числе и для молодого поколения приднестровцев.

защитник отечество приднестровье память

Новое на сайте

>

Самое популярное