Домой Общение Логопедическое обследование дошкольников с детьми овз. Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования

Логопедическое обследование дошкольников с детьми овз. Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»

УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе

Директор МБОУ научно-методическим советом центра

ППМС-центр «ДАР»

Протокол № _________

Н.И. Балакирева «___»___________2012 г «____» ___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Составитель:

учитель-логопед Сапегина Е. С.

Новокузнецк, 2012

Пояснительная записка

В общеобразовательных школах, где обучаются дети с ОВЗ, в рамках инклюзивного и дистанционного обучения, большинство школьников с различными нарушениями речи. Следовательно, основной задачей учителя-логопеда является коррекция и профилактика дефектов устной и письменной речи у детей с ОВЗ, а также формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и учтены особенности детей с ОВЗ.

Предлагаемая диагностическая программа составлена на основе методик Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и Н. В. Нищевой и предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ: качественной оценки нарушения речи, анализа структуры дефекта.

Цель программы – определение речевого статуса ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата для выбора коррекционно-развивающего маршрута.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

    Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка с ОВЗ.

    Обследовать состояние артикуляционной, общей и мелкой моторики.

    Выявить особенности дыхательной и голосовой функций.

    Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.

    Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.

    Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.

    Исследовать продукты письменной речи младших школьников с ОВЗ для выявления стойких специфических нарушений.

Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (поступивших в группу / продолжающих обучение) или при поступлении детей в течение учебного года. В январе, в течение одной-двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с тем, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, делает сопоставительный анализ данных, составляет годовой отчет с указанием направлений деятельности и эффективности работы.

Обследование проводится в индивидуальной форме и рассчитано на два-четыре занятия по 20-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может меняться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа состоит из четырех блоков: сбор анкетных и анамнестических данных, обследование речевого аппарата, обследование устной речи и обследование письменной речи, каждый из которых решает соответствующие задачи.

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных (по ходу обследования)

    Анкетные данные

    Общая характеристика ребенка

    История речевого развития

    Слух и зрение

    Понимание речи

    Состояние общей моторики

II блок. Обследование речевого аппарата (5-10 мин)

III блок. Обследование устной речи (30-35 мин)

    Состояние звукопроизношения (2-3 мин)

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова (2-4 мин)

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза (10-12 мин)

в) Фонематические процессы

4. Состояние лексико-грамматического строя речи (8-12 мин)

а) Словарь

б) Словообразование

в) Словоизменение

5. Связная речь (8-10 мин)

IV блок. Обследование письменной речи (25-30 мин)

    Чтение (5-7 мин)

    Письмо (20-23 мин)

а) Списывание

б) Диктант

Для обследования младших школьников с ОВЗ 1 класса применяются задания 1-3 блоков, для детей 2-4 классов – задания 1-4 блоков. В ходе проведения диагностики учитель-логопед получает данные, позволяющие составить индивидуальные планы развития на каждого ребенка. Качественный подход позволяет определить примерные сроки формирования умений и содержание коррекционной работы. Результаты диагностики фиксируются в специальной речевой карте, где отмечаются данные о речевом развитии ребенка (Приложение №1) .

Данная диагностическая программа разработана для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ в рамках инклюзивного и дистанционного обучения.

Обязательным условием реализации программы является индивидуальная очная форма проведения обследования речи детей с ОВЗ, в связи с их особенностями развития.

Для достижения цели и поставленных задач диагностики используются следующие методы :

    изучение анамнестических данных;

    наблюдение;

    беседа с ребенком, родителями и педагогами;

    анализ письменных работ (не менее 8 – 10 работ).

Диагностический материал

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных

    Анкетные данные

Отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, класс, наименование учреждения

    Общая характеристика ребенка

Отмечаются устойчивость внимания, усидчивость, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы и другие индивидуальные особенности ребенка

    История речевого развития

Отмечается, как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)

    Слух и зрение

Отмечается состояние слуха, зрения

    История обучения чтению и письму

Отмечается время начала обучения грамоте и возникшие при этом трудности

    Понимание речи

Отмечается понимание отдельных слов и фраз, а также умение выполнять инструкции и поручения

    Состояние общей моторики

Отмечается состояние общей моторики

    Сформированность графомоторных навыков

Отмечаются наличие и особенности графомоторных навыков

II блок. Обследование речевого аппарата

    Произносительная сторона речи

Отмечается степень разборчивости речи, ее темп и ритм Отмечаются особенности дыхания и голоса

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отмечаются особенности строения губ, зубов, твердого и мягкого неба, языка, особенности прикуса

    Состояние артикуляционной моторики

Отмечаются объём, амплитуда, темп, точность выполнения, переключение

III блок. Обследование устной речи

1. Состояние звукопроизношения

Свистящие

Шипящие

Сонорные

В слове

Собака, колбаса, автобус

Семь, письмо, гусь

Зубы, звезда, коза

Зебра, обезьяна, земляника

Цапля, пуговица, огурец

Шапка, машина, душ

Жук, ножницы, ножи

Чайник, бабочка, ключ

Щётка, овощи, плащ

Рыба, корова, топор

Ремень, верёвка, фонарь

Лампа, молоток, дятел

Лейка, телефон, метель

Во фразе

Стол накрыт скатертью.

Гусеница сидит на листе.

За забором розовый куст.

В зеленой корзине газеты.

У крыльца курица с цыплятами.

На вешалке шуба, шапка и шарф.

Пожарники едут на пожар.

На столе чашка с горячим чаем.

Щенок в ящике.

На черной крыше красная труба.

Дом на берегу моря.

На балконе стол и стул.

Лимон лежит на блюдце.

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Односложные слова: дом, мак, сыр

Двусложные слова из открытых слогов: ива, дети, фата

Двухсложные слова со стечением: банка, ветка, губка

Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, лыжник

Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, лебеди

Трехсложные со стечением: таблетка, матрешка, космонавт

Многосложные слова: черепаха, государство, сковорода, велосипедист, чистильщик, экскаваторщик

Словосочетания: слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, строгий регулировщик

Предложения: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Регулировщик руководит движением на перекрестке.

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза

а) Анализ (определить количество слов в предложении, назвать первое, второе, третье и т.д.) и синтез предложений

Предложение из 3-х слов без предлога:

Стоят теплые деньки.

Предложение из 4-х слов без предлога:

Осенью часто льют дожди.

Предложение из 5-ти слов с предлогом:

Желтые листья падают на землю.

Предложение из 4-ех слов с предлогом:

На, столе, лежит, книга.

Предложение из 5-ти слов с предлогом, предъявленных в нарушенной последовательности:

Катя, с, кувшин, увидела, водой.

Предложение из 5-ти слов с предлогом (слова даны в начальной форме):

Ира, купить, шапка, в, магазин.

б) Слоговой анализ и синтез (определить количество слогов в слове; составить слово из слогов)

Односложные слова с закрытым слогом: сом, мак, мышь

Односложные слова со стечением: стул, взрыв, вброд

Двухсложные слова: муха, ухо, кошка

Двусложные слова со стечением: кровать, поднос, крыша

Трехсложные слова: капуста, картофель, собака

Трехсложные слова со стечением: ласточка, карандаш, осьминог

Двухсложные слова: ка-ша, цве-ток, те-традь

Трехсложные слова: ка-на-ва, а-на-нас, чу-че-ло

Многосложные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный

в) Фонематические процессы:

    Повторение слогов с оппозиционными звуками

Дифференциация парных звонких и глухих фонем: ба-па, са-за, да-та, жа-ша, ва-фа, ка-га, па-ба и т.д.

Дифференциация свистящих – шипящих фонем: са-ца, са-ша, жа-за, ча-тя, ца-са, ша-са, за-жа, тя-ча и т.д.

Дифференциация сонорных фонем: ла-ра, ра-ла

    Повторение слов с оппозиционными звуками

Почка-бочка, класс-глаз, софа-сова, уточка-удочка, трава-дрова

Крыса-крыша, сук-жук, лес-лещ, сайка-чайка

Лейка-рейка, баран-баян, гайка-чайка, ложки-рожки

Мышка-миска, угол-уголь

    Выделение звука на фоне слова

Звук [м] в слове: мышка, дерево, норка, мочка, сон, дом, гном, стол, кошка, комната, шапка, горка

    Выделение первого звука в слове

Гласного звука: астра, удочка, иней

Согласного в словах со стечением: гребешок, кран, свисток

Согласного в открытом слоге: соловей, мухомор, танкист

    Выделение последнего звука в слове

Согласного в закрытых слогах: мак, дом, карандаш

Согласного в слогах со стечением: танкист, аист

Гласного: радуга, кошка, окно

    Определение места звуков в слове (начало, середина, конец) (Приложение №2)

Где прячется звук [а] в словах: аист, лак, пила, мак, рука, арбуз

Где прячется звук [п] в словах: палка, шапка, укроп, пони, стоп, кепка, кнопка, пол

    Определение последовательности звуков в слове

Какой первый, второй, третий и т.д. звук в словах: лапа, почта, малина

    Определение количества звуков в слове

Односложные с закрытым слогом: дым, сок, лук

Двухсложные слова: козы, шапка, каша

Двухсложные со стечением: диктант, крышка

    Определение места звука относительно других звуков

Назови соседей [т] в словах: кактус, пальто, ватка

    Навыки звукового синтеза

Односложные с закрытым слогом: [ч]-[а]-[с], [п]-[ы]-[л "] , [т "] -[м]-[а]

Односложные со стечением согласных: [п]-[а]-[р]-[к], [з]-[в]-[у]-[к]

Двух-трехсложные со стечением согласных: [ф]-[у]-[т]-[б]-[о]-[л], [а]-[л]-[ф]-[а]-[в " ]-[и]-[т]

    Фонематические представления

Назвать три слова, в которых есть звук [м]

Назвать три слова, в которых 4 звука

Показать картинки, в названии которых 5 звуков: зонт, лопата, кукла, свисток, горка, молоток, лимон, шапка (Приложение №3)

4. Состояние лексико-грамматического строя речи

а) Словарь

Название предметов по описанию:

предмет, которым причесывают волосы?

предмет, которым режут хлеб?

предмет, которым рубят дрова?

предмет, которым копают землю?

дети, которые учатся в школе?

домик, сделанный для скворцов?

Подобрать антонимы к словам: добро, друг, грязь, хороший, больной, широкий, давать поднимать, покупать.

Назови предметы, относящиеся к: мебели, инструментам, насекомым, обуви, грибам и т.д.

б) Словообразование

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Приложение №4) :

стол, машина, носок, ведро, нож, рукавица, чашка, окно, одеяло

Образование имен существительных, обозначающих детенышей (Приложение №5) :

У кошки… (у лисы, у слона, у утки, у зайца, у волка, у козы, у белки, у медведя, у бобра, у собаки, у барсука, у коровы)

Образование относительных имен прилагательных (из чего сделано):

дерево, бумага, мех, шерсть

Образование притяжательных имен прилагательных (Приложение №6) :

Хвост зайца чей? … (лисы, волка)

Образование приставочных глаголов (Приложение №7) : по-, под-, об-, за-, вы-, от-, пере-, при-

в) Словоизменение

Употребление имен существительных в форме Им. падежа ед. и мн. числа (Приложение №8) :

лист, стул, воробей, дерево, пень, глаз, рот, река, ухо, кольцо, лев

Употребление имен существительных в форме Р. падежа мн. числа (Приложение №9) :

шары, березы (деревья), ложки, ключи, карандаши, окна, книги, вёдра, листья, вилки

Употребление предложно-падежных конструкций (Приложение №10) :

в, на, под, перед, из-под, из-за, к, за, из

Употребление имен существительных в форме косвенных падежей без предлогов:

У меня есть ручка.

У меня нет … .

Я не вижу … .

Я рисую … .

Согласование имен прилагательных с именами существительными. Назвать признаки предметов (Приложение №11) :

мяч, шапка, ведро, апельсин, бабочка, блюдце, колокольчик, платье, ворона

Согласование имен числительных с именами существительными (сколько предметов – 2, 5) (Приложение №12) :

коты, машины, розы, мячи, окна, пни, воробьи, платки, вёдра

5. Связная речь

а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Приложение №13)

б) Пересказ прослушанного текста

5 – 6 лет Муравей.

Муравей нашёл зерно. Оно было такое тяжёлое, что муравей не мог его поднять. Тогда муравей позвал на помощь своих товарищей, других муравьев. Все вместе муравьи легко дотащили зерно до муравейника.

6 – 7 лет Умная галка.

Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нём на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!

(Адаптированный текст по Л.Н. Толстому)

1 класс Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

2 класс Бабушкины куры.

У бабушки были куры. Надя спросила: «Можно я их покормлю?» «Можно». Надя взяла мисочку с зерном. Стала звать: «Куры, куры, сюда!» А куры не идут. «Бабушка, они не идут!» «А ты им скажи: цып, цып». Тут со всех сторон набежали куры и давай клевать зерно.

3 класс Котёнок.

Вася и Катя пошли гулять. Они взяли с со бой котёнка. Котёнок был серый с белыми лапками. У дороги рос щавель, дети стали рвать его. И забыли про котёнка. Вышел охотник с двумя собаками. Собаки побежали к котёнку. Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле. Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом и спас от собак.

4 класс Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

IV блок. Обследование письменной речи

1. Чтение

2 класс Волчица и заяц (Приложение №14)

Ночью волчица охотилась на зайца. Шустрый заяц перебежал через шоссе. Волчица наблюдала за ним из кустов. Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Когда охотилась волчица?

    Куда побежал заяц?

    Почему волчица не поймала зайца?

3 класс Соседи (Приложение №15)

В нашем подъезде пять этажей. На первом этаже живёт дед Василий. Он защищал нашу землю на войне. Дед Василий – ветеран. Все соседи его уважают. На третьем этаже живёт Ярослав. Он учится в четвёртом классе. Ярослав помогает дедушке, приносит письма и продукты.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Кем был дед Василий?

    Как помогает Ярослав дедушке?

4 класс Орёл (Приложение №16)

Высоко летает могучий орёл. Часами парит он над землёй. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит её в своё далёкое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орёл летит на охоту.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Зачем орёл зорко смотрит на землю?

    Куда и кому орёл уносит свою добычу?

2. Письмо

а) Списывание

2 класс (Приложение №17)

На берегу реки стояла дача. В парке растут большие липы и берёзы. Мама надела новый фартук. Распустились набухшие почки дерева. Алёша и Ульяна несут сестре пелёнки. Закачались на выступах гор жёлтые цветы.

3 класс (Приложение №18)

Лиза и Соня спешат на заснеженную поляну. Щедрый медовый запах наполнил вечерний воздух. У Гриши под крыльцом жили ежи. Мальчики сели под ель. Бабушка Поля развесила сушиться бельё. На лиственницах запестрели шишечки. Запахло прелыми листьями.

4 класс (Приложение №19)

Ребята ждут больших перемен в природе. Пушистые снежинки закружились в морозном воздухе. Щенок Тузик хотел лизнуть ежиху и уколол язык. Бабушка хвалит девочек за помощь. В чужой лодке всегда большие рыбки. Зимой дети ходят на озеро кататься на коньках. Ульяна страшно боялась щекотки и мышей.

б) Диктант

2 класс

Начало года Собака.

Люба и Надя играли. Во двор забежала чужая собака. Детям стало страшно. Лёня бросил ком грязи. Собака сразу убежала.

Конец года Весна.

На улице шумят ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне набухли почки. А на березе и орешнике уже висят серёжки. Дети целый день пускают кораблики.

3 класс

Начало года Наша дача.

Это наша дача. За рекой чудесная дубовая роща. Туда мы часто ходим гулять. В роще много груздей и рыжиков. Есть и ягоды. Один раз Лариса набрала целый кувшин малины.

Конец года Часы.

На стене в нашей комнате висят большие часы. У часов две стрелки и блестящий маятник. Большая стрелка показывает, сколько минут, а маленькая – который час. Через каждый час часы бьют. Нежный бой часов слышен по всей квартире.

4 класс

Начало года Овца.

Зачем человек держит овцу? От овцы человеку большая польза. Человеку нужна овечья шерсть на чулки и на сукно. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Колхозники разводят овец. Летом их пасут на лугу. Зимой овцы живут в хлеву на скотном дворе.

Конец года Ночной праздник.

Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые ночные цветы. Вскоре закружились в воздухе зелёные огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче забелели ночные цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.

Список литературы:

    Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2008. – 112с.

    Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова. – Л., 1977.

    Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 206с.

    Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 32с.

    Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 280с.: ил.

    Косинова, Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту / Е.М. Косинова. – М: ОЛИСС; Эксмо, 2007. – 64с.: ил.

    Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. –85с.: ил.

    Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 48с.

    Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

    Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс» , 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» .

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ , Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию , развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все ее компоненты , притом на фоне всей личности обследуемого , с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование ?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи , ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :

Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

Определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта» .

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой, включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Данные раннего развития :

а) общего (кратко) ;

б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы . Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н – р : Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия » . Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?» , или же картинки с вопросом : «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей , слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка , логопед изучает все стороны речи : импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи , мы ориентируется на то, как понимает ребенок :

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.) ;

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем :

а) словарь;

б) грамматический строй речи ;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова ;

Анализируя ответы детей , определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов ) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов .

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам :

«Альбом по развитию речи » - автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения , слогового состава слов , лексико – грамматического строя и связной речи » - автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования :

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи , но и наметить план наиболее эффективной помощи.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Выполнила: Маханькова Л.А.


Технология организации логопедического обследования .

  • Этапы логопедического обследования:
  • I этап. Ориентировочный.
  • II этап. Диагностический.
  • III этап. Аналитический.
  • IVэтап. Прогностический.
  • V этап. Информирование родителей.

1. Ориентировочный этап

Задачи первого этапа :

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

  • изучение работ ребенка;
  • беседа с родителями.

  • 2. Диагностический этап

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

  • какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
  • какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  • характер несформированности языковых средств.
  • в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

  • Методы логопедического обследования:
  • педагогический эксперимент;
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.
  • В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал* карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков.

3. Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

  • В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:
  • паспортная часть;
  • анамнестические данные;
  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
  • специальное место для записи логопедического заключения.

  • 4. Прогностический этап
  • Прогностический этап - очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте .
  • Образовательные маршруты могут быть реализованы в различных формах:

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.

Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения.


5. Информирование родителей.

Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

  • Особые требования

Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.

Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению

В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей.


  • А). Обследование речи дошкольников и школьников.

Начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которое может иметь диалогическую и монологическую форму. Соблюдается принцип от общего к частному и от простого к сложному.

  • Б). Словарный запас .
  • В). Грамматический строй речи (объем запаса грамматических форм и конструкций, объем запаса грамматических форм при собственном высказывании и при восприятии чужого высказывания, адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии, механизмы появления специфических ошибок).
  • Г). Звукопроизношение .
  • Д). Слоговая структура слова.
  • Е). Строение и функции артикуляционного аппарата.
  • Ж). Фонематическое восприятие.
  • З). Блок заданий, направленный на изучение письменной речи и чтения.


























Новое на сайте

>

Самое популярное