Домой Здоровье Научно естественное образование. Дидактические основы естественнонаучного образования (Теория и практика реализации гуманитарной парадигмы) Симонов Вячеслав Михайлович

Научно естественное образование. Дидактические основы естественнонаучного образования (Теория и практика реализации гуманитарной парадигмы) Симонов Вячеслав Михайлович

Естественнонаучное образование

имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук ≈ биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.

Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное Е. о. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее Е. о. получают учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.

Специальное Е. о. (подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения) осуществляется в университетах, педагогических, с.-х., медицинских, геологоразведочных, а также в некоторых технологических и технических высших и средних специальных учебных заведениях. Основными учебно-научными центрами Е. о. являются университеты .

В период бурного развития научно-технической революции, когда наука всё в большей степени становится непосредственной производительной силой общества, Е. о. приобретает особо актуальное значение. Научно-техническая революция сопровождается быстрым развитием физики, химии, математики и астрономии, а также биологической науки во всём её многообразии. Особенно интенсивно развиваются такие разделы биологии, как биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, генетика, гистология, что способствует глубокому познанию основных процессов жизни на уровне клеток, субклеточных структур и молекул. Специалисты, получившие образование в области микробиологии, микологии, генетики, биохимии, вместе с инженерами, технологами, химиками осуществляют целый ряд биологических синтезов, которые не могут быть выполнены чисто химическим путём (биосинтез антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, аминокислот и др. биологически активных соединений). Успехи современной физики, химии, биологии и др. естественных наук связаны с бурным развитием математики и проникновением её в эти науки. Вместе с тем развитие естествознания способствует бурному прогрессу науки и техники. В период взаимного проникновения одних наук в другие в зонах соприкосновения отдельных наук возникают новые, наиболее быстро развивающиеся направления.

Е. о. тесно связывается с гуманитарным образованием и техническим образованием, являясь для многих специальностей общетеоретическим базисом. См. Высшее образование, Университетское образование, Среднее специальное образование, а также статьи об отдельных отраслях образования, например Биологическое образование, Географическое образование, Геологическое образование, Гидрометеорологическое образование, Физическое образование, Химическое образование и др.

г.Ставрополь

Квалификационная работа на тему:

«Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии»

Выполнила

учитель МОУ СОШ №2

Левокумского района

Ставропольского края

Иванова Н.В.

Введение……………………………………………………………………………….…3

    Естественнонаучное образование в средней школе и прогресс наук о природе…...4

    Задачи естественнонаучного образования…………………………………………6

    Межпредметные связи – главное условие совершенствования естественнонаучного образования…………………………………………………………….12

    Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии……………………...20

    Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-метариалистического мировоззрения…………………………………………….22

    Пути и методы межпредметных связей…………………………………………...26

    Межпредметные связи в процессе изучения химии………………………………29

    Связи обучения химии и географии………………………………………………31

    Межпредметные связи неорганической органической химии и физики…………32

    Межпредметные связи при проблемном обучении химии……………………….39

    Межпредметные связи при решении расчетных задач…………………………...44

    Заключение………………………………………………………………………..48

    Литература………………………………………………………………………...49

    Приложения ……………………………………………………………………...50

ВВЕДЕНИЕ

«Вольность и союз наук необходимо требуют

взаимного сообщения и беззавистного позволения

в том, что кто знает упражняться.

Слеп физик без математики, сухорук без химии»

М.В.Ломоносов

Новые жизненные условия, в которые мы все поставлены, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь, они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей вот - заказ современного общества. Международные исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя задания на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, заключения, есть задания на проверку умений методологического характера: провести наблюдения, спланировать эксперимент, выдвинуть гипотезу, объяснить наблюдаемые факты, найти связь с другими науками. Не учитывать эту тенденцию нам нельзя: можно отстать от мирового сообщества. Поэтому цель обучения это всестороннее развитие ученика, в частности его интеллекта. Ориентация школы на соединение общеобразовательной и профильной подготовки учащихся значительно расширяет возможности установления межпредметных связей в процессе обучения. Их содержание все более приобретает политехническую направленность, раскрывает технологическое применение законов физики, химии, биологии и других наук, способствует трудовому обучению и профессиональной ориентации учащихся. Актуальность данной проблемы социально обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения. Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия рождаются в области смежных наук. Возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из различных научных областей в видах деятельности, связанной с профессией. Значимость результатов интегрированною познания - общенаучных идей, методологических принципов, метода системного анализа настолько возросла в современном обществе, что приобщение школьников к продуктам научной интеграции стало важной задачей школы, не менее важной, чем усвоение знаний конкретных наук. Межпредметные связи призваны обеспечить единый подход учителей разных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний.

1.Естественнонаучное образование в средней школе и прогресс наук о природе

В истории научного естествознания несколько столетий продолжался
период дифференциации наук, при котором предметы научных
исследований были строго разграничены. Химики исследовали только
состав и свойства химических веществ; физики сначала изучали
макроскопические состояния и физические свойства тел, а позднее их
энергию; геологи земную кору; биологи разнообразие живых
организмов с целью их классификации; астрономы наблюдали отдельные
тела Вселенной, а позднее - Солнечную систему. Ограниченность
предметов познания позволяла каждой науке исследовать их более или
менее детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во
внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая
взаимовлияния тел, процессов и явлений природы, объективно
существующего между телами и явлениями природы

Длительное время эта разобщенность создавала определенные барьеры, разъединявшие науки о природе, задерживала их прогрессивное развитие, но вместе с тем создавала объективные предпосылки для интеграции наук.

Со второй половины XIX века разобщенные предметы научного познания постепенно становятся общими объектами исследовательской работы ученых-специалистов в различных областях естествознания, стремящихся проникнуть во внутренние закономерности тел природы, выяснить процессы их изменения, развития, а также проявления взаимных связей. Поэтому состав, свойства и структура химических веществ исследуются не только химиками, но и биохимиками, физхимиками. Внутреннее строение растений и животных, физиологические закономерности их жизни, их развитие - объект исследования не только биологов, но и физиологов, генетиков, цитологов, эволюционистов.

Значительно расширяется познание Земли. Эта проблема привлекает не только геологов и географов, но и физиков, и химиков.

Это новое отношение ученых к предмету познания приведет к интеграции наук.

Вместе с тем с интеграцией наук появляются так называемые «гибридные» науки: физическая химия, биохимия, химическая физика, биофизика, биокибернетика, геохимия, геофизика, астрофизика, радиоастрономия.

Следует подчеркнуть, что такое соединение не простое сочетание двух наук, а их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы, подъему научных знаний и более высокому теоретическому уровню нескольких отраслей естествознания.

«Физическая химия - новая наука соединила физику и химию настолько тесно, что обе науки стали проникать друг в друга; резкая разница между ними исчезла. Относительно множества процессов в настоящее время даже невозможно сказать: физические они или химические, так как одновременно они являются и теми и другими.

То же самое происходит на грани между химией и биологией, с одной стороны, химией и геологией с другой, т.е. в тех пунктах, где химия соприкасается с наукой о живой и неживой природе.

Биохимия, геохимия, физхимия, биогеохимия все это такие отрасли, возникновение которых привело к взаимопроникновению наук.

Прогресс химических наук также связан с математическими методами. Особенно широкое применение они получили в химической физике и физической химии.

Главной причиной, породившей грандиозные успехи наук о природе, является нарастающее их проникновение в диалектику природы, в раскрытие ее многообразных связей и зависимостей, доказывающих, что природа в своей основе едина и многообразна, ни одна ее область не изолирована от всех других, все они взаимодействуют постоянно (приложение № 1).

Эта схема показывает, что вся природа структурно состоит из живых и неживых макротел.

Показанные на схеме структурные взаимосвязи проявляются как стихийно и непосредственно в природе, так и по воле человека в НИ лабораториях и производственных условиях. Все это убеждает, что естествознание представляет собой многообразие дифференцированных, интегрированных, синтетических наук, взаимодействующих между собой и благодаря этому проникающих в материю живых и неживых тел, подтверждающему философскую идею о единении принципа развития с принципом единства природы, мира.

2.Задачи естественнонаучного образования

Достижения современных наук о природе не могут оставаться достоянием только ученых. Сущность и практическая роль этих достижений должны быть раскрыты на уровне, доступном учащимся школы, и поняты ими. В школьные программы естественнонаучных дисциплин включены лишь основы современных наук о природе, т.е. научные факты, понятия, законы, теории и методы.

В настоящее время естественнонаучное образование учащихся средней школы обеспечивается обучением их природоведению, биологии, физической географии, физике, химии, астрономии.

Эффективность естественнонаучного образования обеспечивается:

1. общим предметом учебной деятельности - познанием природы на доступном уровне;

2. комплексной реализацией общих учебно-воспитательных задам и содержанием естественных дисциплин;

3. активизацией познавательной деятельности, обеспечивающей успешное усвоение ЗУН и подготовку школьников к трудовой деятельности.

Основные направления - обучающее, развивающее, воспитывающее - пронизывают все содержание естественного образования школьников и реализуются в процессе обучения через учебно-воспитательные задачи.

Первая задача обеспечить возможность овладевать основами тех знаний, которые накоплены современными науками о живой и неживой природе.

Содержание естественных дисциплин способствует тому, что процесс обучения был динамичным и систематизированным, чтобы на каждом учебном занятии проходило активное действие всех познавательных способностей и эмоций учащихся, а усвоение знаний способствовало их всестороннему развитию. Этому содействуют отбор и система учебного материала в программах. Входящий в них учебный материал в основном дифференцирован на отдельные темы по возрастающей трудности. Постепенно увеличивается объем сложных понятий и теорий, требующих активного внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Для самостоятельного выполнения учащимися предусмотрено много различных наблюдений, экспериментов, графических работ, расчетов, построений и т.д., значительно усиливающих развитие познавательных интересов и способностей школьников.

Вторая задача - овладение учащимися системой естественнонаучных знаний во многом зависит от методов обучения, реализуемых учителем, а также от методов учения, реализуемых учащимися и способствующих раскрытию сущности знаний, их усвоению, применению, переносу в новые учебные ситуации.

Для решения ее существуют благоприятные условия, т.к. специфика естественнонаучных дисциплин позволяет применять различные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, обеспечивающие взаимосвязанную деятельность учителя и ученика. В сочетании с различными средствами наглядности словесные методы эффективно стимулируют и направляют мыслительные процессы школьников. Учитель как можно чаще должен предоставлять школьникам возможность учиться самим, используя различные методы учения, которые быстро и объективно информируют о результатах усвоения знаний, как самих учащихся, так и учителя

По естественнонаучным дисциплинам возможно широкое применение методов учения, разнообразных наблюдений изучаемых предметов, выполнение учебных экспериментов, моделирование, составление графиков, таблиц, схем, решение расчетных задач.

Третья задача связана с политехнической и трудовой подготовкой школьников. Науки о природе имеют непосредственную связь с различными отраслями промышленности и сельского хозяйства производства и определяют их основные научные принципы и, следовательно, естественное образование направлено на политехническую и трудовую подготовку школьников. Элементы этой подготовки входят в содержание природоведения, биологии, физической географии, физики, химии, чтобы способствовать вооружению учащихся экспериментальными, измерительными, вычислительными, графическими умениями и навыками.

Учащиеся в соответствии с программами этих курсов должны выполнять комплекс практических внеурочных заданий политехнического характера, связанных с изучением природоведения, биологии, географии, физики, химии, обеспечивающих развитие познавательных и исследовательских способностей школьников.

По этой причине в содержание учебных естественнонаучных дисциплин включены темы, обогащающие политехнические знания учащихся. В программу химии включены темы: «Производство серной кислоты», «Получение азотных удобрений», «Производство аммиака, азотной кислоты и аммиачной селитры - химические основы производства и его основные стадии» и другие.

Чтобы эти задачи были успешно выполнены, необходим последовательный прогресс умственного развития учащихся, особенно развитого мышления. Поэтому формирование у школьников интеллектуальных умений и навыков умственного развития в целом средствами и, методами биологии, фи­зической географии, физики, химии, математики составляет, четвертую задачу естественнонаучного образования.

Психологами доказано, что умственное развитие школьников возможно лишь в процессе их активной учебной деятельности, т.е. при восприятии ими систематизированных знаний, умственной переработке знаний и практическом применении их в различных учебных ситуациях, создаваемых учителем в процессе обучения. В результате у школьников возникают и совершенствуются такие приемы мыслительной деятельности, как анализ-синтез, индукция-дедукция, сравнения, аналогии, обеспечивающие возникновение научно правильных представлений и понятий, развитие мышления в целом.

Пятая задача естественнонаучного образования особенно ответственна. Она направлена на последовательное воспитание школьников, развитие у них эстетических вкуса и потребностей, любви к родной природе, стремление ее охранять и обогащать. На уроках природоведения, биологии, физики, химии, физической географии учащиеся убеждаются, что вся существующая природа материальна, она лишь бесконечно изменяется в физических, химических, биологических, биохимических, физико-химических и биофизических процессах.

Содержание естественных дисциплин обязательно соотносится с состоянием наук о природе, с их прогрессом, бурным развитием. Это сказалось и на курсе химии. Основные направления усовершенствования этого курса состояли в значительном повышении теоретического уровня курса и освобождении его от лишних фактов и описательных сведений, в усилении политехнической направленности учебного материала Основы неорганической химии составляют научные характеристики химических элементов и их неорганических соединений. Высшим обобщением знаний об элементах являются периодический Закон и периодическая система элементов.

Изучить неорганическую химию значит овладеть знанием периодической системы. Этот процесс слагается по существу из трех этапов: а) подготовительного к изучению закона, б) первоначального изучения закона и системы элементов; в) углубления и конкретизации знаний периодической системы в процессе последующего изучения важнейших групп элементов. Подготовительный этап курса неорганический химии сократился. Поэтому вместо многостороннего изучения оксидов кислот, оснований, солей, их свойств и способов получения теперь для изучения школьниками выделены лишь основные признаки неорганических веществ.

Полная же их химическая характеристика перенесена на более поздний срок (после изучения теории электромагнитной диссоциации), чтобы раскрыть ее гораздо глубже.

Значительно углублены теоретические знания о строении вещества. На основе периодической системы элементов более подробно рассматривается строение атомов - дается понятие об s- и р-электронах, форме электронных облаков, перекрывании электронных облаков при образовании химических связей. Введено понятие электроотрицательности элементов и степени окисления.

Более глубокую трактовку получили основные виды связи; все они
соотносятся с соответствующими кристаллическими решетками.
Обращение к подобным понятиям, отражающим процессы микромира,
позволяет выявлять сущность химических явлений и убедительно
объяснять свойства веществ.

В учении о химическом процессе углублены сведения о скорости реакций, химическом равновесии, факторах, влияющих на изменение скорости и на сдвиг равновесия, а также несколько расширены сведения об энергетике реакций. Знание этих закономерностей составляет научную основу управления реакциями в лабораторных и производственных условиях и позволяет убедить школьников, что химические явления подчиняются всеобщему закону сохранения энергии.

При изучении неметаллов предусматривается рассмотрение зависимости
свойств неоднородных соединений от заряда и радиусов ионов. В раздел
металлов включено понятие металлической связи и кристаллического
строения металлов, рассмотрение строения электронных оболочек атомов
элементов больших периодов. Раздел органической химии строится на
изучении веществ от сравнительно простых до наиболее сложных,
необходимых для жизнедеятельности организмов. Классическая
структурная теория, в соответствии с основными направлениями ее
развития, дополнена стереохимическими представлениями и учением об
электронной природе химических связей. Такой теоретический материал
способствует формированию у учащихся правильных представлений об
органических молекулах и расширяет понятие о зависимости свойств
веществ от строения.

Для ознакомления со значением химической науки в развитии производства выделены наиболее крупные проблемы, решаемые с помощью химии: производство кислот, минеральных удобрений, металлургия, переработка горных ископаемых, органический синтез, производство полимеров, очистка воды.

Подъем уровня научности школьных курсов химии, физики, биологии, математики важен для осуществления политехнического образования учащихся. Без политехнического образования невозможно полноценно обеспечить профессиональную ориентацию и подготовку школьников к труду в различных отраслях хозяйства. Чтобы эти задачи образования успешно выполнялись, необходимо обеспечить взаимосвязь естественнонаучных курсов с другими дисциплинами.

образования » № п/п Модули и...
  • Учебно-методический комплекс дисциплины физиология человека и животных специальность 050100. 62 Естественнонаучное образование

    Учебно-методический комплекс

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 0500100.62 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) – БАКАЛАВР ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вводится с... теме перед списком задач приведены тренировочные задачи . Они включают 1-3 задачи и описание...

  • Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 Естественнонаучное образование

    Программа

    Магистра образования по направлению 050100 Естественнонаучное образование , магистерская программа Химическое образование . Задачами вступительного... курса химии в системе естественнонаучного образования в средней школе. Цели и задачи обучения химии в...

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА РЫБЫ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

    Литература

    ... (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ )» Котляр И.В. Симферополь, 2015 ... тему занятия и его задачи . Изучение нового материала. ... ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их...

  • 1 Образование, наука и культура представляют собой важнейшие сферы развития любого государства. При недооценке этих трех сфер государство неизбежно обрекает себя на прозябание на задворках цивилизованного мирового сообщества. Проблемы образования, актуальные во все времена, сделались особенно актуальными и острыми сегодня в связи с проводимой в нашей стране модернизацией образования и недавно одобренными правительством РФ основными направлениями реформы школ и высших учебных заведений, которые вызывали немало критических замечаний .

    Естественные науки (физика, химия, биология, математика) формируют научно - технический потенциал страны, лежат в основе научно-технического прогресса, обеспечивают надежность технологических решений и конкурентноспособность производимой продукции на мировом рынке. Поэтому подготовка специалистов по естественнонаучным специальностям и направлениям является приоритетной и важной задачей высшей школы. Однако мы не можем заявить, что наше естественнонаучное образование, играющее ключевую роль в формировании современного специалиста, находится на должном уровне, так как экономика у нас неконкурентноспособна, российская продукция по качеству уступает зарубежной и подавляющая часть промышленных товаров ввозится из-за рубежа. По-видимому, те знания, умения и навыки, которые получают выпускники наших вузов, не отвечают уровню современных мировых стандартов.

    Одной из основных проблем естественнонаучного образования является разрыв между достижениями самих естественных наук и уровнем естественнонаучного образования. В условиях быстрого увеличения объема естественнонаучного знания неизбежно встает вопрос, чему и как учить. Можно пойти по пути максимальной специализации знаний, сужения круга изучаемых дисциплин и концентрации усилий на узкопрофессиональной подготовке. Можно, напротив, взять за основу широкую подготовку, позволяющую увидеть все многообразие научной мысли, однако не имеющую глубины и не предусматривающую специализации в какой-либо области знаний. Наверное, оптимальным будет такое их сочетание, которое позволит осваивать новейшие достижения науки и техники на базе серьезной фундаментальной естественнонаучной подготовки. Пути решения данной проблемы видятся, во-первых, в усилении активной творческой работы преподавательского корпуса в направлении формирования взаимосвязанности фундаментальных естественнонаучных дисциплин, во-вторых, в интеграции естественнонаучного образования с академической наукой. Взаимосвязанность естественнонаучных дисциплин (мультидисциплинарность) способна обеспечить более глубокое понимание глобальных проблем человечества и нахождение путей их решения. Расчленение знания по отдельным дисциплинам не является присущей человечеству особой чертой. Например, в эпоху Ренессанса высоко ценили широту кругозора человека. Мы смогли бы достичь нового ренессанса, устранив тенденции расчленения знания по дисциплинам. При этом все-таки следует помнить, что наряду с широтой научного кругозора специалист будет иметь особенно глубокие знания в одной из дисциплин. Касаясь интеграции образования и науки, можно отметить вовлечение в этот процесс целого ряда высших учебных заведений и положительные результаты, достигнутые в ходе интеграции. Так, на базе КемГУ как головного исполнителя в период 1997-2004 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» был выполнен комплекс тематически единых исследований в области фундаментального материаловедения, в которых участвовали преподаватели и сотрудники НГУ, ТПУ, СибГИУ и ученые из институтов Сибирского отделения РАН; результаты работы нашли выражение в создании новых кафедр-лабораторий, проведении регулярных научных конференций по физико-химическим процессам в материалах, проведении молодежных научных школ и конкурсов работ молодых ученых по материаловедческой тематике и, как следствие этого, повышении уровня подготовки молодых специалистов.

    Современные естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными дисциплинами, располагающими огромным фактическим материалом, объем которого растет год от года. В условиях быстрого увеличения естественнонаучного знания классическая модель образования, при которой основу составляет лекционный курс, а семинары, практические и лабораторные занятия лишь закрепляют знания, полученные на лекциях, не состоятельна и на смену ей выдвинуты новые модели, характеризующиеся высокой степенью индивидуализации обучения и усиления самостоятельной работы студентов. Одной из таких моделей, получивших достаточно широкое распространение, является модульно - рейтинговая технология обучения, в основе которой лежит модульное построение учебной дисциплины и рейтинговая система контроля и оценки знаний .

    Внедрение модульно-рейтинговой технологии сопряжено с созданием необходимого методического обеспечения, которое должно включать в себя рабочую программу курса, лекционный материал, вопросы и задачи для контроля усвоения лекционного материала, индивидуальныезадания, контрольные задания, программы коллоквиумов, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе студентов, список рекомендуемой литературы. Это является трудоемким делом. Развитие компьютерных технологий позволяет по-новому решить многие из указанных выше задач. Актуальным является создание учебных электронных учебных пособий, рассчитанных для использования в локальных и глобальных сетях и для специализированной навигации в поисках смежных изучению данной дисциплины ресурсов.

    Еще в начале 90-х годов прошлого столетия вузы России взяли стратегический курс на усиление фундаментализации естественнонаучного образования путем перехода к многоуровневой системе высшего профессионального образования, включающей бакалаврский и магистерский уровни . В ряде вузов такая система была внедрена. В связи с вхождением России в Болонский процесс двухуровневая подготовка по схеме бакалавр-магистр вновь сделалась предметом активного обсуждения. Сама по себе двухуровневая система высшего образования, имеющая немало привлекательных моментов, возражений не вызывает. Однако тотальный переход на двухуровневое образование нецелесообразен по нескольким причинам, среди которых необходимо назвать следующие:

    • лицензирование подготовки магистров требует более высокого (по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов) уровня развития научных исследований, поэтому далеко не каждый вуз получит разрешение на магистерскую подготовку и в этом случае он сможет готовить только бакалавров, оставив таким образом свой регион без квалифицированных специалистов;
    • с учетом состояния рынка жилья и уровня материального обеспечения молодых специалистов миграция специалистов внутри страны маловероятна, поэтому реализация только двухуровневой системы лишит некоторые регионы перспективы экономического и культурного развития.

    Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы представляется схема многоуровневой подготовки, предусматривающая возможность перехода обучаемого по завершении бакалаврского уровня обучения как на уровень магистра (2 года обучения), так и на уровень дипломированного специалиста (1 год обучения). Академическая подготовка бакалавров, предполагающая последующую эффективную подготовку магистров, легко может быть трансформирована в подготовку бакалавров со специальностью, на базе которой в течение одного года легко организовать эффективную подготовку дипломированного специалиста.

    Качество образования всегда было и остается актуальной проблемой для естественнонаучных факультетов. Важным фактором, побуждающим уделять самое серьезное внимание проблеме качества, стала начавшаяся в стране модернизация образования и новая стратегия развития образования в XXI веке, ориентированная на создание информационной цивилизации, императивом которой является опережающее развитие образования . Чтобы занять достойное место в глобальной информационной цивилизации будущего, России необходимо обеспечить целенаправленное использование системы образования для решения как социальных, так и экономических задач, а одно из требований здесь - качественное образование. Среди проблем, остро касающихся естественнонаучного образования, следует выделить такие проблемы, как оценка качества образования и управление качеством. Казалось бы, естественной основой оценки качества должен выступать Госстандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к уровню подготовки специалистов. Однако эти требования не сформулированы в том виде, чтобы можно было однозначно оценить степень соответствия нормативам уровня подготовки выпускников. Качество образования как категория рыночной экономики представляет набор свойств образовательного продукта (подготовленного специалиста), оцениваемый потребителем. Оценка здесь зависит от состояния экономики в регионе, от профиля специалистов, их востребованности на рынке труда и других конъюнктурных факторов. До настоящего времени нет единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества высшего образования, хотя проблеме построения системы менеджмента качества на основе международных стандартов уделяется большое внимание .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Модернизация образования// Поиск, № 22 (576), 2 июня 2000 г.
    2. Спорное образование // Российская газета, № 277 (3654), 15 декабря 2004 г.
    3. Где ресурсы для нового курса? Правительство одобрило приоритеты развития образования // Поиск, интернет-газета науч. сообщества. опубл. 17 декабря 2004 г. (www.poisknews.ru).
    4. Основы проблемно-модульной технологии обучения/ А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнова, В.И. Маркин и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.- 101 с.
    5. Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Чуйкова Т.В. Модульно-рейтинговая технология в курсе органической химии // Физико-химические процессы в неорганических материалах: доклады 9-й международной конф., 22-25 сентября 2004 года: в 2 т./ КемГУ- Т.2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 288-290.
    6. Информационные материалы для участников совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России». 26-27 ноября 1992 г.- Москва, 1992. - 69 с.
    7. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высш. шк., 2000. № 1. С. 3-15.
    8. Проблемы обеспечения качества университетского образования: Материалы Всероссийской научно-методич. конф. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г. - Кемерово: ЮНИТИ, 2004.- 492 с.

    Работа представлена на II конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 29 декабря 2004 г.

    Библиографическая ссылка

    Денисов В.Я. ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 43-45;
    URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8453 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня – чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором – процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

    Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при условии правильной организации мыслительной деятельности детей.

    У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т. е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

    Исходным моментом в познании окружающего мира являются ощущения отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры. Сущность этого процесса выразил Я. А. Коменский еще три столетия назад: «Начало познания должно всегда исходить от чувств. Все, насколько можно, надо представлять чувствам: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию; а что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно преподноситься нескольким чувствам» . Это положение лежит в основе дидактического принципа наглядности.

    Покажем это на примере. При изучении свойств полезных ископаемых (например, известняка) учитель может пронести образец по классу. В этом случае дети увидят известняк, и очаг возбуждения возникнет только в зрительной зоне коры. Если на уроке проводится практическая работа, то образцы полезных ископаемых раздаются на каждую парту. Ученики не только видят известняк, но и сами проводят опыты по изучению его свойств. При этом в кору головного мозга поступает информация почти от всех органов чувств. Это дает возможность проанализировать свойства предмета более детально, что впоследствии послужит основой осознанного усвоения представлений о нем.

    Но отдельных, изолированных от предмета свойств в материальном мире не существует. Поэтому на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т. е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним.

    На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета. Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

    Третьим этапом познания является образование представления, т. е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

    Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опускаться. Например, ученик может запомнить известняк только определенной формы и размера и не узнать эту породу в горах. Для того, чтобы представления памяти были более полными и адекватными действительности, нужно организовать целенаправленное восприятие различных образцов данного полезного ископаемого и изображения гор, сложенных известняком, и выделить его несущественные свойства (в данном случае, величину и форму).

    Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

    Младшие школьники мыслят образами, поэтому формирование представлений – важнейшая задача учителя. Если ребенок вынужден заучивать то, что не вызывает в его сознании ярких представлений, то мысль подменяется памятью, а это отбивает охоту к учению. В. А Сухомлинский писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» .

    Необходимость формирования в сознании ребенка ярких образов предметов и явлений не означает, что не нужно развивать логическое мышление, основанное на оперировании понятиями. «Но было бы ошибкой считать, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать. Без теоретического мышления вещи останутся скрыты от глаз детей непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, когда ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует», – считал В. А. Сухомлинский .

    Понятие форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

    В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

    1

    Естественное образование основано на природных процессах, которые существуют независимо от человечества так же, как существуют солнце, Земля, молекулы, атомы. Задача науки - это открывать все новые естественные процессы, которые помогут человечеству не попадать в кризисные условия, которые возникают искусственно при существовании цивилизации, когда ею неправильно распоряжаются. Естественная наука должна увеличивать знания в образовании естественным путём, которые улучшат здоровье, нравственность населения Земли, развитие цивилизации и другие новые науки. Эти науки откроют новые законы естественных процессов и помогут восстановить успешное, мирное воспитание всех поколений без проблем с улучшением здоровья, мудрости и восстановлением естественных законов без негативных искусственных, придуманных кем-то, не имеющих на то право.

    Естественные процессы развиваются нравственно гармонично с нравственной эволюцией и задача научных работников с помощью основных доказательств научить население Земли естественно жить, естественно воспитывать себя и новое поколение, естественно развивать свою истинную цивилизацию только нравственно без преступников и без преступлений. Нужно научиться лечить все неизлечимые болезни и применять естественные процессы для улучшения здорового образа жизни в каждой семье и членов семьи во всех поколениях в стране, не нарушая естественную природную структуру и улучшая рост к высшей гармонии. Таким образом, наука будет расти без проблем, и законы естественной природы будут почитаться населением каждой страны. Тогда не будет проблем в государстве, которые возникают из-за замены естественной природы искусственной с искусственными знаниями, с искусственными законами, с искусственным воспитанием себя и детей с нежеланием улучшать себя естественно. Если наука естественно не работает в стране, где существует эта наука, - в государстве будут кризисы, апокалипсисы, концы света, будет «научный голод», а поэтому возникнут «маги-волшебники», пророки, секты, нападение других стран для развития информационной войны, для экспериментов. Какие нужны эксперименты для естественных процессов? Какие нужны научные открытия, чтобы супружество не называли браком? Какие нужны законы, чтобы научить родителей воспитать себя и новое поколение естественным путём? Как науке нужно объяснить народу, что в каждой стране существуют естественные процессы и не нужно правителям и их народам идти по пути искусственно-созданному кризисом? Для работы научных работников естественной науки имеется много вопросов, на которые они смогут ответить.

    Наука должна подтверждать правильность почитания естественных процессов, чтобы государство не искажало свою гармонию и тогда, если на данном этапе правильно совершается здоровая работа естественных процессов в государстве, то наука, как разведчик, впереди всех начнёт исследовать новые естественные процессы для улучшения роста понимания гармонии теоретически и практически населением страны на всей Земле. Наука не должна развиваться по пути разрушения себя и окружающих, не должна использовать естественные процессы для искусственных разрушительных образований, которые могут привести к деградации не только современное поколение, но и последующие. Научный работник является как бы сверхродителем для окружающего народа и от его исследований зависит дальнейшее применение естественных процессов в поколениях. Ответственность научного работника перед государством и его народом существует всегда потому, что государство и народ доверяет науке, но не всегда в науке существуют нравственные научные работники, которые являлись бы патриотами своей Родины.

    Как только научный работник открывает что-либо новое в естественных процессах, он не всегда готов к этим открытиям, либо из-за своей наивности и поэтому его открытия могут забрать другие и использовать не по назначению, либо из-за глупости с желанием покорить весь мир и присвоить себе имя бога. Такой учёный хочет покорить естественные процессы для злых действий против населения Земли. Он заболел психической болезнью и наивно считает, что естественные процессы ему покорятся. Естественные процессы всегда здоровые и не могут управляться больными существами. Если кто-то ещё желает изменить естественные процессы в безнравственную сторону, то может сильно изуродовать себя с таким безнравственным старанием так как все естественные процессы безнравственными не могут управляются. Естественные процессы находятся как матрёшка один в одном в разном агрегатном состоянии, в разных измерениях времени и пространства. Если ещё существуют желающие покорить какое-либо измерение или агрегатное состояние естественных процессов в безнравственную сторону, то при восстановлении для нормальной работы естественные элементы могут, как пружина «ударить» учёного в первую очередь по его здоровью, по его авторитету, по его открытию и может в лучшем случае убрать его с научного места, чтобы больше не вредил. В худшем случае, такой научный работник может себя изуродовать и навредить своему роду и своей семье. От неграмотных научных работников погибла Атлантида и другие цивилизации, которые оставили своим потомкам разрушения не только физические, но и информационные.

    Естественно-научное образование даст любой стране мудрое поколение с естественным развитием богатства, счастья, успеха, удачи везде и во всём, в семейном и супружеском счастье и самые лучшие мудрые перспективы. Поэтому многие неграмотные научные работники пытаются сдерживать естественные процессы в образовании и в воспитании мудрого поколения, которое всегда будет отличать истинный естественный процесс от ложного. Поэтому для вредя себе в странах пытаются внедрять ювенальную юстицию для того, чтобы семьи боялись рожать детей и чтобы государство растило больше беспризорников и сирот, которых искусственно лишили семьи и поэтому заочно искусственно воспитываются чтобы дети мечтали о родной семье и были от семьи на расстоянии. Образованию необходимо знать не только естественные процессы, но и своевременно применять их для различного возраста в полном объёме без проблем. Нормальное психически здоровое естественное образование не нуждается в искусственных подсказках других стран, которые конкурируют, соперничают и не намерены помогать образованию другой страны естественно образовываться в нравственном направлении.

    Естественные процессы всегда видны потому, что они красивы, гармоничны, легко усваиваются и простые в использовании. Их нужно открыть для определённого этапа развития цивилизации с улучшением. Необходимо оздоравливать все процессы теории и практики, которые помогут открывать новые этапы развития с лучшим естественным образованием и использованием естественных процессов. Каждое научное открытие должно приносить большие доходы не только себе, но и стране, народу без вреда во всех поколениях. Все открытия, которые принесли бедствие народу необходимо пересмотреть и привести к нравственному использованию, либо избавиться от безнравственных искусственных открытий и их последствий, чтобы не страдали народ, страна, Земля в перспективе.

    Наука естественных процессов - является самым ответственным этапом развития, от которого зависит естественное образование и здоровье цивилизации. Здоровый народ всегда поможет своей мудростью научным работникам познавать естественные процессы природы независимо от национальности, вероисповедания и возраста. Как только наука научит население отличать свободно, точно истину от лжи, то наука автоматически перейдёт на более высший этап развития, где естественные процессы не смешиваются с искусственными и ложными. Естественным процессам необходимо развиваться независимо от того, хотят ли научные работники их признавать и правильно обосновывать или хотят развивать искусственные, временные, не относящиеся к естественным процессам открытия, такая наука ждёт, что придёт ребёнок и скажет, как в сказке: «А король то - голый!». Если научные работники не хотят позориться перед младшим поколением за свои научные труды, за свои переписанные откуда-то непроверенные трактаты из других источников, то лучше заранее пусть каждый исправит на своём месте всё то, что научный работник испортил. Вначале он испортил теорию, затем практику потому, что не стал, как ученый обосновывать естественные процессы естественным грамотным путём и вся его жизнь, как лжеца с лжеучением проходит в страхе и поэтому такие учёные конкурируют с другими, чтобы не раскрылись лживые открытия и не обнаружилась естественная правда.

    Библиографическая ссылка

    Ленская Н.П. СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 125-127;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10462 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное