Домой Страх Компетенции будущего. Компетенции неясного будущего

Компетенции будущего. Компетенции неясного будущего

– герой журнала «Семейное образование» №3, январь 2016. Профессор практики Московской школы управления «Сколково». Лидер группы Re-Engineering Futures, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив. Соавтор форсайт-методологии Rapid Foresight. Соорганизатор и программный директор «Форсайт-флота» – одного из крупнейших в мире проектов, обучающих мышлению о будущем. С 2010 года руководит работами по построению «карт будущего» для образования в России и в мире. Руководитель проекта и соавтор «Атласа новых профессий», изданного Московской школой управления Сколково и Агентством стратегических инициатив. Ведет исследования в области стратегического управления и организационного развития в составе Группы исследований организационной эволюции Хартфордширского университета. Работы Павла Лукши опубликованы в ведущих международных научных журналах по стратегическому предпринимательству, эволюционной экономике, социальной кибернетике и др.

Публикуем часть интервью, не вошедшую в журнал.

«Я считаю, что мы движемся в общество, в котором идеологии прошлого, определяющие развитие человечества, существовать в чистом виде не будут. И общество будет с одной стороны очень похоже на коммунизм, а с другой стороны на жесткий либеральный капитализм, потому что определяющей силой будет рынок, но при этом у всех все будет. И в этом обществе будут сочетаться тоталитаризм и жесткое государство с одной стороны и высокая степень свободы, почти анархия с другой. Это станет возможно за счет различных технологических посредников, которые решат это противоречие идеологий. Если бы люди сами пытались построить такой симбиоз, у них бы это не получилось, а с помощью посредников получится. В таком обществе человек будущего, скорее всего, уже не будет заниматься рутинными вещами, а будет выбирать творческие и интересные для себя занятия. Какие навыки и компетенции ему будут нужны, чтобы быть успешным?
Есть несколько уровней компетенций:

1. Экзистенциальные компетенции

Они же личностные стратегии, они же социальные компетенции. Начинать разговор о них нужно с ответа на вопрос «зачем», потому что именно он определяет дальнейший подход. Например, тайм-менеджмент. Действительно ли умение эффективно управлять своим календарем — критически важная компетенция для людей, у которых нет жестких дедлайнов и постоянного рабочего расписания? Имеет смысл для начала понять уклад и принципы организации жизни группы людей, для которых мы определяем компетенции.

Социальные компетенции — это постоянный поиск ответов на вопросы «Кто я», «Зачем я». Очень часто личностные стратегии и развитие подменяются в сознании человека внешними достижениями. Происходит это из-за психологических травм, полученных в детстве. Необходимо научиться отличать одно от другого и прорабатывать травмы, чтобы не нести их потом в отношения с социумом.

2. Осознанность

Так или иначе, мы все будем жить в информационно насыщенном мире. И тогда перед нами встанет вопрос открытости новому, готовности изменяться, готовности обучаться, разучиваться — иногда важно не только запоминать новое, но и забывать старое — это тоже трудный и важный навык, отпускать устаревшую информацию. Крайне важными станут навыки, связанные, с управлением вниманием, и все то, что мы называем осознанностью — умение не просто управлять вниманием, но еще и понимать, куда мы смотрим в данный момент, почему. Умение заметить и понять, почему те или иные вещи нас тянут, как именно это происходит, умение остановиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Способность осознанно выбирать станет критически важным качеством двадцать первого века.

3. Предпринимательство в широком смысле

Способность организовывать свою деятельность и деятельность групп, организаций с целью создавать новое, оказывать услуги. Есть много разных видов предпринимательства — социальное, институциональное и т. д. В определенном смысле каждый станет предпринимателем.

4. Совместное творчество

В творческом, технологически насыщенном конкурентном обществе двадцать первого века нужно уметь быть другими. Это значит, что очень важными станут коммуникативные способности и способность совместно творить.

Способность совместно творить означает, что человек готов поступаться частью своей свободы и своего замысла ради общего дела. В том числе это подразумевает умение работать в разных культурах и средах. Знание языков будет важно именно с этой точки зрения — не для прямого перевода текста, а для понимания другой среды и культуры изнутри. Например, чтобы понимать, чем протокол китайского общения отличается от русского, чем мышление медиков отличается от мышления художников. Это очень важный навык, потому что общество уходит от узкой специализации и цеховой закрытости. Придется работать с людьми из других областей деятельностей, двигающихся по другой траектории.

5. Разные типы мышления

Мышление есть ни что иное, как способность оперировать в сознании объектами, порождать новые объекты. У нас всех есть разные алгоритмы и приемы, которыми мы оперируем — логическое мышление, критическое мышление, организационное мышление, художественное, поэтическое. Каждый тип мышления оперирует своими объектами. Выиграют те, кто сможет владеть большим арсеналом приемов и объектов и сочетать их. Как Стив Джобс. Все говорят — гений. Да, он в каком-то смысле гений, но самое важное — он умел мыслить и как организатор, и как продавец, и как создатель гениальных решений, и как мотиватор команды, и как стратег. Если человек может мыслить по-разному, на второй план уходят его умения работать на конкретном станке, владение узкими навыками или программами. Такой человек не ограничен ничем и сможет решить любую проблему — найдет человека, который его научит, разберется сам, наймет того, что это сделает и поставит ему задачу.

6. Ценностные установки

Если мы движемся в мир, в котором люди что-то делают друг для друга, нужно раскрывать в себе и эмоциональную сторону — развивать эмоциональный интеллект и эмпатию.

7. Экология

Это не просто разделение мусора дома, хотя и это важно. Но еще важнее понимать, какие ресурсы мы заводим в дом и какие мы из него выводим, какой вклад в экологию планеты мы вносим, насколько своими действиями в процессе жизни мы нарушаем экологический баланс.
Например, очень важная установка — не перепотреблять. Если возможно не покупать новую модель телефона, а пользоваться старой, или не покупать новую машину, или вообще не пользоваться машиной, а ездить на общественном транспорте — это разумно. Но это только одна сторона.

Вторая сторона — это экоустановка, привычка принимать экологичные для себя решения.
Все компоненты ценностных установок, если они будут успешно работать в сознании людей, дадут нам шанс на то что общество наше перейдет в следующий уклад без большой войны.

8. «Глокальность» (локализация глобальности)

Нужна нам, чтобы помнить — миротворчество и разрешение конфликтов — это не то, чем занимается политика где-то далеко. Это то, что начинается с семьи, с подъезда, с района, когда люди учатся продуктивно улаживать конфликты, преодолевать противоречия, находить способы сосуществовать людям с разными позициями и разными точками зрения. Тогда у нас есть шанс оказаться в обществе, где каждый, имея «глокальное мышление», понимает, что мир на планете, изменение экологического баланса, наступление нового уклада — это не результат действия внешних сил, а результат его собственной деятельности в семье и ближайшем окружении. С этой точки зрения каждый из нас является сейчас точкой перехода, и мы либо находим способы жить в этой точке, либо становимся частью прошлого, которое воюет с будущим и повышает вероятность новой войны.

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum ). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас "вываливается" в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.

3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих . Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные "выдать" то, чего не знает поисковик.

Татьяна Черниговская , известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
"Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали - чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное - гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия - это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: "Двойка тебе, Нильс Бор". Он скажет: "Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет". И именно за этот "неправильный" ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать".

4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.

5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.

6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.

7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: "В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят" . Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.

9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Какие компетенции будут востребованы в ближайшем и достаточно отдаленном будущем? Что пора развивать уже сейчас, а с чем приготовиться распрощаться?

- Валентина, какие компетенции будут наиболее востребованы в будущем, как вы считаете?

Мир меняется, и с каждым годом скорость изменений все выше и выше. Поэтому, на мой взгляд, в пятилетней перспективе для руководителей будут востребованы такие компетенции как:

1. Управление изменениями

2. Умение решать сложные задачи в условиях неопределенности

3. Креативность

4. Эмоциональный интеллект

Востребованность первой компетенции - Управление изменениями - очевидна, так как с ростом скорости изменений руководителю нужно как можно скорее адаптировать свою команду к новым условиям, и этот процесс становится непрерывным. Ключевым индикатором этой компетенции является умение руководителя вовлечь своих подчиненных в процесс изменений таким образом, чтобы каждый считал, что это его собственный выбор, тогда можно будет исключить потерянное время на сопротивление изменениям. Компания сможет меняться в ногу со временем и достигать высоких результатов по сравнению с конкурентами.

Вторая компетенция - Умение решать сложные задачи в условиях неопределенности - будет одной из самых востребованных, так в наш информационный век избыток информации и сложности с прогнозированием будущего. Люди, способные анализировать большие объемы информации, выделять из нее самое главное и выбирать правильное решение, будут определять успех целой компании. Неверно принятое решение или несвоевременно принятое из-за боязни неопределенности будут особенно болезненными. При этом очень важной характеристикой этой компетенции является умение постоянно проверять свои гипотезы и быстро отказываться от ошибочной в пользу подтвердившей более высокие результаты.

Креативность - самая сложная компетенция для оценки, будет становиться все более востребованной по мере того как простой обыденный труд будет выполняться роботами. Человек будет больше уделять времени сложным задачам по созданию новых технологий, продуктов, развлечений. Созидание и творчество, сложные ситуации, быстроменяющаяся окружающая среда требуют быстрых креативных решений. Современному человеку нравятся когда его удивляют, он ждет чего-то новенького, поэтому успешные компании будут постоянно придумывать продукты и услуги, которые не делают конкуренты.

На протяжении последних 5 - 10 лет четвертая компетенция - Эмоциональный интеллект - была сильно востребована, и будет продолжать оставаться такой на протяжении следующего десятилетия. В современном мире человек подвергается высокой психологической нагрузке, участились случаи эмоционального выгорания и депрессивных состояний. Умение управлять своими эмоциями, сохранять положительный настрой, преодолевать негативные эмоции, вдохновлять своих подчиненных, поддерживать их приверженность цели помогает успешным руководителям формировать высокоэффективные команды и добиваться выдающихся результатов.

- О каких из этих компетенций большинство заинтересованных в развитии сотрудников еще не задумывается? А какие уже выходят в тренды?

Развитием компетенции "Управление изменениями" крупные компании активно занимаются уже давно. Это связано с тем, что в таких организациях существуют очень сложные процессы и их перестройка требует больших временных и управленческих усилий. Сейчас этот вопрос стал актуален для средних компаний, малые же всегда отличались большой гибкостью, и это вряд ли будет их основным фокусом. Руководители таких организаций часто выбирают эту компетенцию в своих планах по индивидуальному развитию.

Компании уже давно развивают такую компетенцию, как системное мышление. Но все-таки эта компетенция отличается от "Умения решать сложные задачи в условиях неопределённости". Развитием этой компетенции занимаются ИТ-компании и международные компании, выходящие на новые рынки. Но в большинстве организаций сотрудники редко выходят с запросом на развитие такой компетенции.

Креативность, на мой взгляд, самая сложная компетенция для развития. Я искренне считаю, что большинство детей приходят в этот мир креативными, а дальше образ жизни родителей, воспитание и система образования приучают к шаблонному мышлению , ограничивают рамками, и людям становится комфортно стереотипное мышление и рутинная деятельность. Специалистов по развитию этой компетенции очень немного, так как запросы на нее появляются только сейчас. Ведь раньше такой потребности не было: медийные компании, дизайнерские студии и рекламные агентства изначально набирали таких людей, поэтому потребности в развитии не было. Сейчас многие компании разных секторов хотят иметь такую компетенцию внутри себя, и запросы на развитие начинают появляться.

Развивать эмоциональный интеллект в российских компаниях начали не так давно. Обычно этой компетенции уделяется немного времени в рамках развития компетенции "Лидерство" или "Эффективные коммуникации", хотя есть компании, которые глубоко прорабатывают позитивное мышление, управление энергией и эмоциями, и как человек может поддерживать свою собственную мотивации и мотивацию других. Интересно, что развитие эмоционального интеллекта входит в массовый тренд.

Интерес к компетенциям будущего вызван скоростью развития современного мира, новыми запросами и потребностями общества. Изменения в науке, технологиях оперативно приходят в нашу жизнь, заставляя все больше оценивать эффективность своих сегодняшних действий в приложении к будущему. Осмысливая их, мы можем увидеть прообразы тех умений и навыков, которые важно формировать у наших школьников.
Уже сегодня совместно с ведущими вузами Москвы мы, анализируя компетенции, важные для зарождающихся сейчас профессий, и компетенции, формируемые современной школой, понимаем, что между ними увеличивается разрыв.
Наряду с компетенциями разрабатываются и формируются перечни профессий будущего. Например, командой Агентства стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково» разработан целый атлас новых профессий, которые будут востребованы к 2025 году. Ведущие эксперты Всемирного экономического форума в Давосе предлагают нашему вниманию наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции будущего:
- мультифинансист on-line. Банковская сфера автоматизируется и информатизируется быстрыми темпами. Уходят в прошлое банковские отделения и пластиковые карты. Сегодня их заменяют банкоматы, инфокиоски, приложения на смартфоне. Стремительно растут требования к информационной и финансовой компетентности школьника;
- менеджер социальных сетей. Виртуальная реальность активно отвоевывает позиции у «реальной жизни». Аккаунт в социальных сетях - это не просто лента новостей и личных фотографий, это жизненное досье человека, информацию из которого берут на вооружение кадровые агентства и даже банки при принятии решений о кредитовании. Коммуникативная компетентность, любознательность, читательская, культурная грамотность проявляются на этих страницах очень явно;
- виртуальный/интерактивный учитель (тьютор). Профессия учителя не исчезнет, она трансформируется. Изменения происходят уже сейчас: «говорящая голова» в классе отжила свой век. Плохого, шаблонного учителя могут заменить Google, Яндекс и другие аналогичные сервисы. Востребован учитель, который может организовать работу большой группы детей, научить проектно мыслить, дискутировать, решать не только алгоритмические задачи, отбирать и классифицировать огромный объем информации и применять его на практике в повседневной жизни. Педагог учится вместе с ребенком, исходит из его интересов, разговаривает с ним на одном языке. Таким образом, серьезный разрыв между ребенком и учителем будет минимизирован. Информационные технологии выступают в данном случае помощником в дифференциации и удовлетворении познавательных интересов ребенка, формировании индивидуальной образовательной траектории;
- проектировщик «умной» среды. Это тот, кто подстроит среду под запросы и потребности, желания и комфорт человека. Словосочетание «комфортный город» приобретает новое звучание вместе с возрастающими требованиями к креативности, инициативности, любознательности специалистов в этой сфере;
- персональный аналитик (личный цифровой куратор). У многих из нас есть «умные» часы, которые считают количество пройденных километров, напоминают, когда необходимо усилить нагрузку или, наоборот, выделить время на отдых, принять лекарства, проверить пульс. С развитием искусственного интеллекта цифровых сервисов будет становиться все больше, и то, как их связать между собой и эффективно использовать, необходимо будет продумывать специалисту;
- экоурбанист/экодизайнер. Вопросы экологии и защиты окружающей среды, межкультурного диалога стоят перед обществом и будут обостряться с развитием научно-технического прогресса. Социальная и культурная осведомленность становится ведущим требованием для выпускников;
- IT-медик. Медицина и информационные технологии неразрывно связаны и, бесспорно, будут взаиморазвиваться и взаимодополняться. Дистанционные операции с использованием роботов уже позволяют оказывать экстренную помощь в отдаленных частях страны. Медицинские умения и навыки не отделить от серьезной подготовки учащихся в сфере ИКТ.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как трудно точно спрогнозировать, в каких направлениях науки, техники, экономики в ближайшее время произойдет прорыв и приведет к необходимости подготовки новых специалистов с иным набором компетенций.
Важно осознавать, что в результате обучения в современной школе не формируются умения приобретать навыки для жизни в новом цифровом мире.
Мы говорим в том числе о так называемых метакомпетенциях: проектное и диалектическое мышление, эмоциональный интеллект. Они должны закладываться в школе. И сила изменений вокруг подталкивает нас к действиям здесь и сейчас.
Например, ребенок должен грамотно ставить себе цели, уметь их достигать даже путем проб и ошибок. Учитель в свою очередь должен уважать право ребенка на ошибку, воспитывая стремление к достижению лучших результатов. Ошибка - это учебная ситуация, дающая возможность оценить и проанализировать свои действия и в то же время позволяющая уверенному в своих силах школьнику не свернуть с пути, не опустить руки. Причем интерактивные технологии позволяют ярче ощутить радость от успешного продвижения. Настойчивость, выдержка, адаптивность - важнейшие качества успешного человека, которые особенно необходимы в ХХI веке.
В то же время вспомним классы, где раньше собирали слабых детей, вешая на них ярлык, лишая их мотивации двигаться по индивидуальной траектории успеха к достижению своих максимальных результатов. И при этом снимали с себя полную ответственность, имея алиби перед обществом - дети-то слабые. Какой пример в достижении результата мы им давали? Явно отрицательный.
Еще пример: успешность работы в группе или навыки работы в команде, которые в школьной практике формируются весьма условно. Подчас это процесс ради процесса. А ведь групповая работа - это серьезная подготовка к деятельности в современных компаниях, на производстве, в общественной сфере. Сегодня крупнейшие технологические прорывы осуществляются группами разработчиков, социальные проекты ведутся проектными мобильными офисами, да и образовательный процесс эффективен только при командной работе всего педагогического коллектива.
В групповой работе в школе формируются навыки продуктивной межличностной коммуникации, умение слышать партнеров и отстаивать свою позицию, работать ради общей цели. Хорошим подспорьем в развитии навыков командной работы является использование современных информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, заданий на совместную работу с применением ИКТ крайне мало, и учителя их используют крайне редко. Подчас, ругая игры и отгораживаясь от гаджетов, мы теряем понятную ребенку среду для развития его навыков взаимодействия. Однобокое отношение к компьютерным играм, неготовность из минусов сделать плюсы отдаляют нас от детей и от возможного повышения эффективности урочной и внеурочной деятельности.
Учитель, который отдалился и потерял связь с детьми, перестает быть востребованным. Какие же тогда функции такой педагог сможет выполнять в современной образовательной организации и сможет ли вообще?
Наверное, часть таких учителей смогут продолжить транслировать обучающимся преемственность вечных ценностей, но будут ли дети воспринимать учителя и брать с него пример, если он с ними не на одной волне? Ведь многие истины и идеалы, сформулированные мыслителями и философами ушедших эпох, дошедшие до нас в печатном виде, оставаясь ценными и неизменными по содержанию, возможно, представлялись бы ими сегодня в иных формах, появившихся в результате развития информационно-коммуникационных технологий.
Школа уже сегодня должна отвечать на потребности и запросы современного выпускника, должна быть заинтересована в его подготовке к уже существующим реалиям. Но в погоне за одним рискуем потерять другое. Почему-то ориентация школ на умения и навыки порой воспринимается равносильной отказу от любых знаний, воспитанию безграмотного существа, умеющего только искать информацию в Интернете. Во-первых, поисковый запрос тоже надо суметь сформулировать, информацию отобрать и проанализировать. Во-вторых, каждый следующий этап формирования умений и навыков требует более глубокого понимания мира вокруг ученика. Из чего следует, что знания важны, но поменяется принцип их отбора, уйдет фокус на предмет и задачи «решите», «вычислите» и т. п. В отборе содержания занятий уже сейчас на ведущие позиции выходит формирование навыков критического мышления. Но пока задания на оценку достоверности одни из самых редких в школьной программе.
Умения и навыки формируются не только в школе, но и в семье. Например, навыки езды на велосипеде, безопасное управление бытовыми приборами, элементарное умение заменить перегоревшую лампочку. Умения и навыки формируются также обществом и окружающей средой, в которой живет ребенок.
Не просто так сегодня в столице столь популярны инженерные и медицинские классы, обучаясь в которых ребята работают с практическими кейсами на площадках ведущих профильных вузов и предприятий страны. Тут индивидуальная и групповая работа, исследования и эксперименты, результаты которых - это автономные погрузчики, мобильные коммуникаторы для инвалидов, аппараты записи ЭКГ высокого разрешения и многое другое. И мы говорим сейчас о наших школьниках, а не об ученых НИИ!
Меняется содержание компетенций. Коммуникативная компетенция тридцать лет назад - это умение вести диалог непосредственно с очным собеседником или группой лиц, умение написать деловое письмо, сделать телефонный звонок и пр. Сегодня коммуникация остается, но трансформируется за счет появления новых технологий осуществления общения, таких как электронная почта, социальные сети, приложения в мобильных телефонах, скайп и т. д. Это то, что мы с вами, будучи в 80-х годах, представляли в мечтах о будущем 2000-х годов. В открытое образование прочно вошли геймификация, визуализация, многоуровневые адаптирующиеся образовательные игры, которые позволяют делать настоящую дифференциацию и формируют индивидуальную траекторию. Пример - интерес наших ребят к Московской электронной школе, к электронным диагностикам. Дети лучше нас ориентируются в цифровом мире, это необходимо признать. И здесь нам помогут как раз те компетенции, которые мы хотим воспитать у них. Поэтому «увидеть будущее глазами молодежи» - это тот принцип, которому мы должны следовать, чтобы быть современными в постоянно меняющейся технологической конъюнктуре.
Все вышесказанное объясняет, почему МЦКО совместно с передовыми педагогами столичных школ так активно начал вести проекты по переводу диагностик в электронную форму, разработал диагностики в виртуальной реальности, сделал первые шаги в дополненной реальности. Кстати, одна из самых популярных диагностик в Центре независимой диагностики - физика в 3D. Причем, решая довольно сложные физические задачи в нарисованном виртуальном мире, школьники порой даже не понимают, что делают непростую контрольную. На форуме «Город образования» в сентябре представим такие же диагностики по биологии, чуть позже - по химии, с расширенной экспериментальной частью. Уже удалось перевести в удобный «планшетный вариант» часть заданий из ЕГЭ. Не упрощая содержание, мы добавляем много ярких оттенков в задания и вопросы, говорим о реальном использовании умений и навыков в практической деятельности, расширяем границы возможностей для ребенка. Нашим ППЭ становится весь город с его богатой инфраструктурой и возможностями.
Таким образом, мы должны ставить новые задачи в образовательной деятельности, учитывать содержание известных компетенций будущего и не ждать наступления 2025 года или 2030 года, а делать это уже сейчас в режиме реального времени, параллельно появлению новых достижений науки и техники, технологии и других областей знаний. И помнить, что эти самые компетенции, которые мы хотим воспитать в наших детях, сначала должны быть в нас самих. Будущее не просто рядом, оно в некотором смысле уже в прошлом, если ты сегодня что-то упустил.

Павел КУЗЬМИН, директор МЦКО

Школьники на «УчСибе-2017» соревновались в аэрокосмической инженерии и конструировании беспилотников.

В Новосибирске состоялась традиционная ежегодная международная выставка «УчСиб», посвященная 80-летию Новосибирской области. «УчСиб-2017» прошел под лозунгом «Образование должно быть непрерывным, а талант - реализованным», а тема выставки звучала как «Новосибирская область: Регион национальной технологической инициативы - территория развития талантов».

В качестве почетных гостей к участникам выставки обратились полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, член Совета Федерации от Новосибирской области Надежда Болтенко, врио директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобразования РФ Ирина Мануйлова, а также мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

«Мы видим, как с каждым годом растет востребованностьфорума, - подчеркнул губернатор НСО Владимир Городецкий, открывая мероприятие. - «УчСиб-2017» - это площадка для диалога всех участников учебного процесса - педагогов, родителей, учеников. Выставка позволяет верно оценить пройденный путь, наглядно показатьдостижения в образовательной сфере и, самое главное, наметить новые рубежи и способы их достижения».

В работе «УчСиба» приняли участие 180 образовательных учреждений и компаний НСО, Омска, Томской и Кемеровской областей, Санкт-Петербурга и других регионов. Основа трехдневного мероприятия - это форум, посвященный вопросам современного общего и профессионального образования, центральное место в котором отвели Евразийскому конгрессу молодых педагогов «Развитие педагогического таланта: Вызов современной реальности», дискуссионная, а также выставочная части, в которой было ежедневно представлено более 20 современных интерактивных площадок - таких как, например, виртуальные классные доски, слесарные и фрезерные мини-станки с числовым программным управлением (ЧПУ), 3D-принтер для школьных нужд - словом, все самое передовое в прикладных образовательных технологиях, позволяющих оттачивать практические навыки будущих профессионалов.

«Сегодня на «УчСибе» реализуется инициатива президента России Владимира Путина о модернизации нашего образования, - убежден Сергей Меняйло. - Мы понимаем, что без науки и образования мы не сможем получить высокопрофессиональные кадры для экономики и социальной сферы. От того, какие требования будут сегодня предъявлять к образованию и каких специалистов мы будем готовить во всех сферах, зависит будущее, которое нас ждет. И сегодня есть уверенность в том, что мы способны готовить высококлассных специалистов».

Навыки молодых

В течение всех трех дней «Учсиба-2017» основу мероприятия составляли «Дни профориентации в Новосибирской области», в рамках которых состоялся отборочный конкурс Junior Skills - форма ранней профессиональной ориентации школьников, позволяющая людям уже в 10-17 лет получить начальные профессиональные навыки и начать планировать свое будущее. Этот конкурс проходит в Новосибирске во второй раз. Задача отборочного чемпионата - выбрать из числа региональных молодых мастеров самых талантливых, которым будет доверена честь представлять Новосибирскую область на федеральном уровне конкурса.

«Мы рады, что благодаря нашим ребятам Новосибирская область на межрегиональном уровне сохраняет за собой высокую позицию в этом профессиональном конкурсе, - отметил губернатор Владимир Городецкий. - Это говорит о том, что стезя ранней профориентации ребят, на которой мы находимся уже девять лет, приносит свои плоды. Правильно, что с введением общего образования мы стали культивировать специализированные классы. И сегодня мы проводим среди ребят конкурс по 23 самым жизненным, самым востребованным компетенциям».

Как отмечают организаторы конкурса Junior Skills, всего лишь за год конкурс почти наполовину увеличил количество компетенций, в которых состязаются школьники (в 2016 году они соревновались в 15 компетенциях, например: аэрокосмическая инженерия, инженерный дизайн, лазерные технологии, прототипирование, мехатроника, токарно-фрезерные работы на станках с ЧПУ). В 2017 году число конкурсных дисциплин пополнили беспилотные системы, технопредпринимательство, конструирование структур из кубиков CUBORO и другие компетенции.

Как рассказал полпред Сергей Меняйло, он оказался впечатлен навыками, которые продемонстрировали участники выставки: «Очевидно, что поколение сегодняшних школьников гораздо более продвинутое, чем предыдущие, в плане информационных и других технологий. Они быстро «схватывают». Например, нам сегодня представили стенд - от начала конструирования до момента взлета «беспилотника» проходит три дня! И это не конструктор. Есть базовые составляющие, но ребенок конструирует аппарат сам. Это развитие технической мысли - и это очень правильно и хорошо», - отметил Меняйло.

Как подчеркнула Ирина Мануйлова, сегодня российская школа действительно обновляется, и этой новой школе требуются не только серьезные знания, но и самые разнообразные компетенции, которыми можно наделить будущие молодые кадры. «Мне приятно отметить, что в конкурсе Junior Skills именно Новосибирская область является лидирующим регионом России, - сообщила г-жа Мануйлова. - Очень важно, что на этот конкурс заявляются ребята в возрасте от 12 лет, тогда как в других регионах дети такого возраста зачастую о профориентации и не помышляют. Сегодня нельзя разделить гуманитарное и техническое образование, потому что будущее нашей страны и мирового образования будет рождаться на стыке этих двух важнейших областей - естественнонаучной и гуманитарной. И очень важно объединить физиков и лириков для того, чтобы получить настоящий прорыв и настоящие достижения».

Билет в будущее

Во втором чемпионате Junior Skills на кубок губернатора Новосибирской области приняли участие 220 человек из 32 школ - всего 104 команды. Кубок завоевала команда Второй новосибирской гимназии - воспитанники этого учреждения получили наивысшие баллы по всем 23 конкурсным компетенциям.

Новое на сайте

>

Самое популярное