Домой Практическая психология Функциональная грамотность учащихся. ​Чем функциональная грамотность отличается от умения читать и писать

Функциональная грамотность учащихся. ​Чем функциональная грамотность отличается от умения читать и писать

Введение

Социально - экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Следовательно, на нас, учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – рассматривается как способ личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотная личность – это человек ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Актуальность:

Педагоги начальной школы должны воспитывать самостоятельную личность, умеющую быстро адаптироваться в современном мире, владеющую навыками функциональной грамотности.

Гипотеза:

Формирование функциональной грамотности развивает у младшего школьника инициативу, нестандартность мышления, самостоятельное добывание знаний с опорой на опыт.

Цель:

Создать условия для развития функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

    Рассмотреть пути формирования функциональной грамотности;

    Обобщить предлагаемый опыт;

    Наметить перспективы в данной теме

1. Теоретические основы функциональной грамотности учащихся

1.1 Пути.

    Создание ситуации успеха на уроке .

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию, энергию для преодоления трудностей школьника.

На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения,

формируются новые более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Успех - переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности, который либо совпал с ожиданиями и надеждами педагога, либо нет, а иногда превзошёл их. В основе ожидания успеха у школьника лежит огромное стремление понравиться учителю, похвала родителей и учителя.

Мы, учителя, используем много интересных, нестандартных приемов создания ситуации успеха на уроке.

Создание атмосферы радости, одобрения.

Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:

Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Может каждый хочет получать Только лишь отметку «пять»?

Физминутки, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная)

Вот я на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь-, этому (пауза)

Внимание моё растет.

я разведчик, все замечу

Память моя крепкая.

Мозг мой работает (пауза)

Я хочу учиться

Для меня все интересно,

Я готов к работе.

Сначала мы все вместе обрадуется, что выучили таблицы сложения и вычитания до 20, а для этого проведем маленький устный опрос.

Потом попробуем ответить на вопрос: « Как прибавить число 5?»

Затем потренируем мозги и решим задачи на нахождения суммы. И, наконец, «достанем» из тайников памяти что-то ценное, а именно, умение чертить отрезки или:

Здравствуйте, мне очень нравится...

как вы подготовились к уроку;

как вы выполнили домашнюю работу, контрольную работу;

Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.

Например: преодоление боязни, мешающей продуктивным действиям, являются карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы (дифференцированный подход) карточки с секретом или с дополнительными пометками. Проверяя выполнение своего задания, дети видят появляющиеся числа - ответы. Радостные улыбки, глаза учеников - это ли не успех на уроке.

В 1 классе на уроке обучения грамоте «Волшебная водичка» рисовала свечкой правильный ответ (букву), дети должны были вставить букву, проверять надо было

красками, буква проявлялась. Сколько эмоций

Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет

прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.

Например в 3 классе: на уроке перед детьми был поставлен вопрос «Как найти

площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я

предложила им самим попробовать это сделать.

1 задание - начертить геометрическую фигуру З см и 5 см, разделите на маленькие

квадраты. Сколько их?

2задание - кто догадался, как быстро справиться с этой задачей.

Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

Интересно работать и в группах . Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

    Повышение статуса ребёнка в коллективе.

Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой

Ни одна педагогическая идея не будет реализована без должной организации деятельности детских групп и коллективов. Эта организация должна быть такой, что бы создавать оптимальные условия для научения и воспитания личности. Какие же эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей?

Первое такое условие - обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех делах. Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество детской группы относительно не велико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа детей, численностью от3 до 7 человек. Это объясняется тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие в совместной деятельности, позволяя вместе с тем лучшим образом распределить обязанности между челнами группы и скоординировать их действия.

Второе условие - получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Для выполнения этого условия рекомендуется систематически изменять состав и распределение обязанностей в детских группах. Это позволяет получить детям богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникабельные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по величине должна стать группа, в которой все это происходит. Для детей младшего школьного возраста педагоги считают оптимальным количество 2-3 человек в каждой.

Третье условие - использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равной, демократической основе. В этом случае это означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходиться с мнением большинства других членов группы, то за ребенком остается право поступать в том или другом случае по-своему.

Четвертое условие - воссоздание в практической деятельности детских групп или коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп или коллективов следует организовать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

Бывает так, что то, чем дети занимаются на практике, хотя и интересно для детей, как развлечение, но очень сильно оторвано от действительности и взаимоотношений взрослых людей и практически не готовит их к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования действительно соли настоящей школой подготовки к жизни необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы педагогов, психологов и социологов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. Виды деятельности, в которые практически включены дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. Детские группы и коллективы, по крайней мере в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Пятое условие - выявление задатков ребенка, развитие их и превращение в способности.

    Индивидуализация в процессе обучения.

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы . Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда.

Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Учитель, оговорив с детьми трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею», осуществляет текущий контроль на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса.

Индивидуальные беседы с учащимися. Дополнительные занятия со слабоуспевающими. Анкетирования.Психологические тестирования.Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    овладевать практическими способами работы с информацией;

    развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

    Использование нестандартных форм и методов работы.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность , которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.

    учащихся в парах;

    Работа в группах;

    Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

    Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.

    Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.

В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.

Учитель читает загадки , а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.

«Узнать предмет по описанию ». Учитель дает описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.

Игра «Закрой форточку ». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

«Картинный диктант ». Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант - молчанку…

Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать,

Игра «Разлетевшиеся шары». На доске написаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.

Грамматическая эстафета с элементами соревнования . На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

Работа по перфокартам . Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.

Большое значение в организации урока имеет его начало. Важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.

В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации .

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Словознайка. Различная работа с текстом.

Поиграйка. Грамматические игры.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Так, например, изучая тему по окружающему миру «Разнообразие растений на Земле», полезно обратиться к детям с вопросом «Хотите больше узнать о растениях нашей страны? Давайте найдём информацию в интернете, вместе составим презентацию». И при проведении урока - игры по данной теме, дети демонстрировали свои презентации и увидели с экрана, как выглядит заповедник «Лес на Ворскле». Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На уроках математики при проведении уроков – соревнований использую интерактивную доску. Для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, с помощью анимации на интерактивной доске проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы.

Для развития интереса к урокам русского языка использую графический планшет. Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Применение проектно - исследовательской деятельности на уроке окружающего мира позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Собери карточку», «Эстафета».

Игровую форму за­нятий можно использовать на различных этапах урока. Опреде­ление места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного по­нимания учителем функций дидактических игр и их классифи­кации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий.

1.2 Опыт.

Публикация работ в сети Интернет;

Создание блога учащимися;

Создание Сайта учителя начальных классов;

Создание Электронного портфолио;

Фиксация накопленного опыта в нормативных документах, технологических схемах, методических разработках;

Выступление на заседании МО, педсоветах;

Проведение открытых уроков.

      Перспективы.

Продолжить работу по развитию функциональной грамотности при помощи проектных технологий;

Использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗы);

Внедрять технологию критического мышления;

Вовлечение учащихся в создание проектов, использование ресурсов интернета.

Способствовать формированию и развитию личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива.

2. Анализ результатов педагогической деятельности

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.

Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.
В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
научить детей пользоваться информацией.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.
Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

Заключение

Таким образом, мы пришли к вы воду, что:

1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

2) составляющими функциональной грамотности являются умения(ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. В образовательном процессе они могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

– обучение носит деятельностный характер;

– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

– используются продуктивные формы групповой работы;

3) для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные,«субъект субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

– проблемно диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

– технология формирования читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития функциональной грамотности.

Список литературы

    Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

    Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

    Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

    Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

    Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.

    Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.

    Стандарты ГОСО.

    Материалы Интернета.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

ВКО, г. СЕМЕЙ

КГУ «СОШ № 25»

БУЖИЕВА ГУЛНАЗ КУБАЙДУЛЛАЕВНА

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся на уроках предметов естественнонаучного цикла

Введение

«Есть одна непреходящая ценность - стремление к знаниям» - эти слова из лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», сказанные нашим Президентом перед студентами Назарбаев Университета, определяют главную цель образования нашей Республики в настоящее время.

Наша страна движется к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование - наука - инновации», которая во многом определяет и отвечает на вопросы модернизации национальной системы образования, получения знаний и развития высоких технологий. Мы живем в эпоху новейших технологий и открытий, когда ученики могут найти без особого труда необходимую информацию в интернете, но тем не менее, многое зависит от деятельности педагога, в данном случае - учителя географии. Ведь знания учеников - это результат труда педагога и ученика, связанных невидимой нитью интереса. Таким образом, знания необходимо рассматривать как экономический ресурс государства, фактор производства и поэтому, мы должны стремится в первую очередь заинтересовать каждого ученика в своем предмете. И это, я думаю, главная ценность и цель учителя.

Работа педагога заключается не только в умении качественно проводить уроки и давать знания по предмету, оговоренные в рабочих программах, календарно – тематических планах, но и работать по «завлечению» учеников в предмет. Для всего этого, в нашем государстве проводится большая работа и можно отметить, что на высоком профессиональном, конкурентоспособном и творческом уровне. Главой государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Что же может дать нам, учителям географии, принятие данной программы?

Основная часть

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Национальный план – это комплекс мероприятий: по содержательному, учебно – методическому, материально – техническому обеспечению функциональной грамотности. При этом мы должны понимать, что же такое – функциональная грамотность.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей, которые определяют ее как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Современному обществу требуются люди, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой же развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Одним их основных направлении модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

В условиях модернизации системы образования роль предметов естественнонаучного цикла, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем. Поэтому, одной их задач изучения предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательных школах должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности учащихся.

на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений, обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Среди перечисленных выше факторов, одним из главных является формы и методы обучения. Так как каждый учитель индивидуален и его формы, и методы обучения индивидуальны. Один и тот же урок, по одной и той же технологии, по одной и той же методике, но разные учителя - результат всегда будет разный.

Формирования функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если:

Рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;

Включить в состав профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика;

Реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы;

Разработать, обосновать и апробировать интерактивную технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;

Выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:
1) целепологание:

    осознание учеником потребности и способности к самореализации;

    возникновение учебно-познавательного интереса;

    владение приемами самостоятельной работы;

    осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование:

    способность ориентироваться в условиях задачи;

    выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятие решения:

    выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

    анализ планов деятельности;

4) выполнение:

    умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов:

    самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.

Одним из основных деятельности учащихся при обучении предметам является умение использовать теоретический материал на практике. Данная деятельность дает возможность:

    развивает когнитивные компетенции учащихся;

    активизирует познавательную мыслительную деятельность;

    развивает навыки самообучения;

    способствуют формированию универсальных учебных действий;

    развивают способность выделять основную мысль текста;

    помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию;

    помогает осваивать новые понятия;

    дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные;

    предъявить свой субъектный опыт и т.д.

Заключение

Реализация Национального плана позволит обеспечить общую координацию деятельности государственных органов, профессионального сообщества, неправительственных организаций, родителей по развитию функциональной грамотности школьников.

В результате выполнения Национального плана к 2017 году будут созданы следующие условия для развития функциональной грамотности казахстанских школьников:

1. Научно-исследовательское обеспечение:

1) определены научно-методологические основы формирования и развития функциональной грамотности, системы управления школой в парадигме компетентностного образования;

2) обеспечено научно-исследовательское, экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности;

3) обеспечена диагностика смысла жизненных ориентации школьников, роли родителей в формировании функциональной грамотности детей.

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного биологического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения биологии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.

В основной школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.

Последовательное развитие идей гуманизации школьного образования, включает изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Определены требования и к выбору методов обучения, и к логике построения предмета. В основу технологии преподавания предметов ставится деятельностный подход предыдущем уроке параграф. При этом ученики основной школы запоминают изложенные факты, явления и теории.

Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе.

Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные пед технологии.

Список использованной литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.

2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.

5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) //Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29.

6. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально- педагогическое явление. – М., 2003

7. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997.

8. Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1.

FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS: ESSENCE AND CONTENT

Nazira Diusheeva

ph.D., prof. Department of education and psychology ISU them. K. Tynystanov,

Kyrgyzstan, Karakol

Meder Kubatbekov

graduate student of the Department of education and psychology KSU them I. Arabaev,

Kyrgyzstan , Bishkek

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования функциональной грамотности у будущих педагогов, уточняется её содержание, описывается структура и предлагаются подходы к формулированию результатов обучения, характеризующие функциональную грамотность.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of formation of functional literacy of future teachers, clarifies its content, structure, and suggests approaches to the formulation of learning outcomes that characterize the functional literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентность, результаты обучения.

Keywords: functional literacy, competence, learning outcomes.

В педагогической науке последнего десятилетия формируется направление, объектом которого становится компетентностно-ориентированное обучение, которое характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство; фундаментализмом и практикоориентированностью образования; изменением парадигмы знаниевой на личностно-ориентированную; непрерывностью образования, т. е. образованием через всю жизнь; здоровьесберегающим характером образования; субъект-субъектной позицией участников образовательного процесса.

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения стран СНГ формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения.

Для определения содержания и структуры функциональной грамотности будущего педагога было определено взаимное соответствие таких понятий как «компетентность» и «функциональная грамотность».

Понятие «компетентность» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «знание, осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области». Наиболее часто встречающаяся трактовка представлена А.Г. Бермусом : компетентность представляет собой владение личностью компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.А. Сластёнин предлагает следующую интерпретацию: «… профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки» . Особый интерес у нас вызвала интерпретация понятия «компетентность», предложенная Г.К. Селевко , согласно которой оно шире понятий «знание», «умения», «навыки», кроме того оно включает не только знаниевую составляющую, но и операционально-технологическую, мотивационно-этическую, социальную и поведенческую составляющие. А.В. Хуторский схож во мнениях с некоторыми авторами вышеуказанных дефиниций, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету» .

Анализ дефиниции «компетентность» показал, что наблюдается незначительный разброс мнений, в целом же данный понятийный ряд имеет свои схожести и незначительные различия, это позволяет нам уточнить трактовку в следующем изложении: компетентность – это владение человеком определённой компетенцией, позволяющей выносить суждения в определённой сфере и принимать соответствующие конкретной ситуации решения.

Анализ понятия «функциональная грамотность» путём использования метода цитирования, позволил нам прийти к выводу о том, что формирование функциональной грамотности обеспечивается с помощью внешних условий и внутренними потребностями самого студента. Личностные качества будущего педагога формируются в условиях обучения в вузе, в том числе и личностью самих преподавателей. Другим важным условием формирования функциональной грамотности является система отношений будущего учителя к себе, как к профессионалу.

Таблица 1.

Цитирование понятия «Функциональная грамотность»

Дефиниция

Источник

Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

О. Бранд. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах // Перспективы. – 1988, № 2.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

П.И. Фролова. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Омск, 2008.

Функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (ЮНЕСКО)

А.А. Веряев, М.Н. Нечупаева, Г.В. Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – С. 15.

Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.

А.А. Леонтьев. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V-ой международной научно-практической конференции в 2-х ч. – Ч. I под ред. Усачёвой – М., 2002.

Функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни. Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

О.В. Бабушкина. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». – № 10. – 2016 г.: http://journal.preemstvennost.ru/

Внутреннее и внешнее в единстве определяют позицию специалиста в его профессиональной деятельности и во взаимоотношении с другими людьми.

В понятие функциональной грамотности будущего педагога мы вносим такой уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, вступать в отношения с внешней средой, функционировать и максимально быстро адаптироваться к ней. Следовательно, уточняя данное понятие, считаем, что функциональная грамотность – это совокупность профессиональных и коммуникативных знаний, умений, навыков самообразовательной деятельности, способностей владения информационными технологиями и личностных качеств специалиста, которые позволят ему достичь профессиональных результатов в профессиональной деятельности.

Различают три уровня развития функциональной грамотности специалистов, в том числе и педагогов: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

Личностный уровень функциональной грамотности проявляется в пригодности конкретного человека к выполнению любого вида деятельности. Он связан с оптимистическим способом мышления, позитивным мышлением, которое предполагает, что мир устроен по законам гармонии, что хороший людей больше, чем плохих, в каждом человеке есть обязательно хорошее. Стратегия оптимизма открывает новые горизонты, резервы и возможности в профессиональной деятельности. Другим важным личностным качеством педагога является умение адекватно оценивать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, принимая ответственность за свои действия и поступки на себя, а не ища причину в других людях и ситуациях. Личностный компонент ФГ представляет собой систему устойчивых личностных характеристик и стиль педагогической деятельности.

Личностно-профессиональный уровень – пригодность к выполнению педагогической деятельности. Он представляет собой деятельность по осуществлению образовательного процесса. Профессиональное развитие является естественной формой самореализации личности учителя, умении наладить взаимодействие всех субъектов образования, обеспечить развитие, воспитание и обучение учащихся.

Профессионально-технологический уровень – достаточно полное овладение знаниями умениями, навыками, современными образовательными и информационными технологиями в избранном виде деятельности, направленном на развитие учащихся.

Применительно к актуальной социальной ситуации и культурной сфере можно выделить следующие основные признаки функциональной грамотности будущего педагога: готовность к непрерывному образованию, овладению современными информационными и образовательными технологиями; способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях; готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира; обладание критическим и творческим мышлением; способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Далее, продемонстрируем процесс моделирования функциональной грамотности будущего педагога, который интерпретируется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей .

В основе формулировок показателей функциональной грамотности лежит Концепция Бенджамина Блума. Особенность её в том, что посредством прохождения 6-ти уровней мыслительного процесса формируются соответствующие знания, умения, навыки и способности, содержание которых представлено в форме активных глаголов. Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Далее представлена таблица, которая «предлагает» готовый перечень глаголов, которые возможно использовать в формулировании результатов обучения для каждого уровня мыслительного процесса.

Таблица 2.

Результаты обучения для когнитивной сферы

Знание – способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить

Понимание – способность понимать и интерпретировать

освоенную информацию.

Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.

Применение – способность использовать изученный

материал в новых ситуациях.

Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать

Анализ – способность разбивать информацию на

составляющие

Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.

Синтез – способность соединять части в целое.

Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.

Оценка – способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).

Структурируя функциональную грамотность, нами были определены её критерии и показатели. Критерии выражены в признаках функциональной грамотности в формулировках компетенций. Показатели – в характеристиках признаков функциональной грамотности, т. е. в формулировках ожидаемых результатов обучения, которые обучающийся продемонстрирует по завершению учебного модуля.

Таблица 3.

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Способность к разрешению проблем в процессе познавательной деятельности.

  • знает способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • классифицирует конструктивные и деструктивные способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • аргументированно прогнозирует последствия деструктивных способов разрешения проблем в процессе познавательной деятельности.

Способность к самообразованию

  • знает пути и условия, способствующие самообразованию;
  • демонстрирует схематически / кластерно систему процессов самообразования;
  • проектирует процессы самообразования и аргументированно их интерпретирует;
  • аргументированно оценивает уровень самообразования.

Способность к конструктивному межличностному общению.

  • перечисляет и интерпретирует признаки конструктивного межличностного общения;
  • прогнозирует значимость конструктивного межличностного общения на основные виды деятельности (учение, труд, общение);
  • демонстрирует приверженность к конструктивному межличностному общению;
  • аргументированно оценивает процесс деструктивного межличностного общения.

Способность к самоорганизации и управлению временем в процессе познавательной деятельности.

  • характеризует процессы самоорганизации и описывает регламент процесса познавательной деятельности;
  • обобщает признаки самоорганизации и управления временем в процессе познавательной деятельности;
  • даёт аргументированную оценку процессам самоорганизации и управления временем согруппников, сокурсников, друзей, родных

Навык предотвращения и профилактики конфликта.

  • классифицирует конфликты;
  • перечисляет способы разрешения и профилактики конфликтов;
  • аргументированно оценивает последствия конфликтов.

Навык владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).

  • выбирает для процессов самообразования адекватные информационно-коммуникационные технологии;
  • демонстрирует путём представления презентации навыки владения ИКТ;
  • аргументированно перечисляет и интерпретирует признаки высокого, среднего и низкого уровней владения ИКТ.

Способность к самоанализу.

  • перечисляет признаки содержательного и конструктивного самоанализа;
  • демонстрирует путём графических организаторов алгоритм самоанализа и резюмирования итогов данного процесса;
  • аргументированно оценивает процесс самоанализа, перечисляя признаки, определяющие его траекторию.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – важный процесс, способствующий профессионально-личностному развитию будущего педагога. Оценить компетенции – невозможно, но возможна оценка результатов обучения, которые характеризуют данные компетенции, т. к. они выражены в форме активных глаголов и сформулированы согласно уровням мыслительного процесса Концепции Бенджамина Блума. Данные формулировки могут послужить основой в вопросах целеполагания педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – http:// – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. еidos. ru / journal /2005/0910 – 12.htm (Дата обращения: 11.12.16).
  2. Большой энциклопедический словарь [Тескт]: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1991.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Тескт] – М.: Русский язык, 1981. – 816 с.
  4. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Тескт]: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] // Нар. обр-е. – 2003. – № 2. – С. 60.

Новое на сайте

>

Самое популярное